Что так жалобно поют
Стихотворение и анализ «Бесы»
Мчатся тучи, вьются тучи;
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик. » – «Нет мочи;
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?»
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Краткое содержание
Зимняя снежная ночь. По дороге, почти не освещаемой невидимой луной, несется одинокая повозка. Мутное небо, удручающий пейзаж, нарастающая стихия пугают героя, и он просит ямщика сильнее подгонять и без того уставших лошадей, но тот отвечает, что их водят по кругу бесы, которые хотят их погубить. Путники сбиваются с дороги и становятся свидетелями бесовского хоровода.
Описание бесов автор начинает со слов ямщика, у которого от страха настолько разыгралось воображение, что он «видит», как один бес толкает лошадь, второй дует ему в глаза, а третий, сверкнув искрой, исчезает во мраке ночи. Кони стоят, колокольчик замолк, но, внезапно какая-то неведомая сила заставляет животных сорваться с места.
Бесы. Иллюстрация. Художник Н. Родионов
Лошади мчатся, не разбирая дороги, а путник с ужасом наблюдает за кружащимися в танце, безобразными в своем обличье, злыми духами. Этот страшный бесовский танец сопровождается непонятными звуками, которые возвещают то ли о похоронах нечистой силы, то ли о ведьминой свадьбе. Лунный свет почти не пробивается сквозь мутное небо, повозка несется, а рядом с ней кружится в своем безумном хороводе беснующаяся нечистая сила, воем и визгом наводящая на героя мрачные мысли и предчувствия.
Анализ
История создания
Помолвка Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Гончаровой, о которой было объявлено весной 1830 года, стала предысторией написания «Бесов». Той же осенью Пушкин едет в Большое Болдино с целью вступить во владение одной из деревень. Поэт еще не знает, что карантин, введенный из-за эпидемии холеры, не даст ему вовремя вернуться в Москву. Так, на протяжении трех месяцев, Пушкин, снедаемый хандрой и меланхолией, вынужден был оставаться в Болдино.
Таким образом, осень 1830 года, которую впоследствии назовут Болдинской, явилась периодом создания одного из лучших пушкинских творений – произведения «Бесы». Первое название этого стихотворения – «Шалость», но когда оно было написано, то явило собой повествование вовсе не шаловливого содержания, и было переименовано в соответствии с сюжетом.
Центральные образы
Главными персонажами стихотворения являются путник, совершающий поездку, ямщик, который первым почувствовал присутствие бесов, и сами бесы. Ямщик в данном произведении олицетворяет простой русский народ, бесов же можно охарактеризовать, как представителей угнетающего этот народ, класса.
Путник и ямщик – реальные человеческие образы, которым свойственны страх и растерянность. Бесы – представители сверхъестественного, они, как и полагается, связаны с потусторонним миром, поэтому все силы зла стоят на их стороне.
Природа также оказывается вовлеченной в эту игру бесов с путниками: луна почти скрыта туманным небом, по которому ходят тяжелые тучи, звезды совсем не видны, ничего невозможно рассмотреть из-за нескончаемой снежной пелены. Перед глазами читателя предстает поистине страшная и мистическая картина.
Композиция
В композиционном плане стихотворение можно разделить на три части, каждая их которых начинается словами «Мчатся тучи, вьются тучи…».
В первой части читатель наблюдает за разбушевавшейся стихией, в которой суеверный темный ямщик узрел кружащихся в хороводе бесов. Эта часть служит завязкой и несет в себе черты народного фольклора.
Кульминационную нагрузку берет на себя вторая часть. Страх ямщика передается путнику, и теперь уже оба персонажа становятся свидетелями бесовской пляски. Напряжение в этой части достигает пика.
Третья часть является развязкой. Герой отстраняется от созерцания бесов и погружается в свой внутренний мир. Нечистая сила напоминает о себе воем, терзающим его душу. В последней части Пушкин проводит четкую параллель между потусторонними существами и миром господ, а также показывает, что отстраненность путника, не что иное, как нежелание ассоциировать себя с представителями высшего света, равнодушными к тяжелому положению простого народа.
Стихотворение принадлежит к романтическому направлению в литературе. По роду его можно назвать лирическим. Жанр больше похож на балладу, отягощенную философским смыслом. Такое смешение жанров в одном произведении позволяет назвать его лирической балладой, наделенной признаками философской лирики.
Размер и средства художественной выразительности
«Бесы» написаны четырехстопным хореем. Этот размер используется для написания народных песен и другого стихотворного фольклора, что приближает данное стихотворение к народному.
С помощью выразительных приемов, таких, как повторения: «вьюга злится, вьюга плачет», «колокольчик дин-дин-дин» автору удается добиться нагнетающей обстановки. Мистический оттенок стихотворение приобретает, благодаря эпитетам: «снег летучий», «неведомые равнины», «ночь мутна» и т.д. Олицетворения «вьюга злится, вьюга плачет», «мчатся тучи» превращают природу в сообщницу потусторонней силы.
Проблематика и основная идея произведения
В стихотворении в иносказательном виде звучит тема, которая волновала не только Пушкина, но и всех прогрессивных людей того времени – подневольное положение народа, отсутствие его свобод.
Бесы в произведении – это бездушные богачи и подобные им представители дворянства. Наподобие зловещих сил они уводят темный народ от действительности, испугом и обманом не давая ему подумать о своем человеческом достоинстве, о вольной и спокойной жизни. Таким образом, данное произведение – это наглядная картина, описывающая положение дел в современном автору обществе.
Александр Пушкин — Бесы: Стих
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина
1830 г. ознаменовался в творчестве Пушкина одной из «болдинских осеней», характеризующихся мощным приливом вдохновения. В этот период им было написано большое количество самых разнообразных произведений. В их число входит и стихотворение «Бесы».
Основу сюжета составляет история заблудившегося ночью в зимнем поле путника. Пушкин неоднократно попадал в такую ситуацию, и она была ему прекрасно знакома. Центральный образ стихотворения – бесы, олицетворяющие злые силы, стремящиеся сбить человека с дороги и привести его к гибели.
В начале стихотворения путник уже давно находится в пути. Сгущающиеся над головой тучи не предвещают ничего хорошего. Бескрайние «неведомые равнины» на Руси в такую погоду внушают только страх.
Ямщик объясняет, что они сбились с пути в непроглядной вьюге. Он уверен, что это – проделки нечистой силы. Образованный барин, конечно же, прекрасно понимает, что такое объяснение основано на народных сказках и легендах. Но в безвыходной ситуации под давлением охватившего душу ужаса можно поверить во все что угодно. Уверения ямщика, что он действительно видит и слышит окруживших их бесов, кажутся правдоподобными.
Медленное движение экипажа и звон колокольчика хоть как-то сдерживали страх, напоминали о том, что путники еще живы. Когда же кони встали от усталости, навалилось огромное чувство безысходности. Напряженные попытки хоть что-нибудь разглядеть во мгле только раздражают воображение. Неясные очертания ведут к самым страшным догадкам.
Автор уже забыл о своем умственном превосходстве. Беда сравняла его с простым мужиком. Кони также охвачены страхом, им тоже чудится опасность. Они из последних сил сорвались и понесли, не разбирая дороги. Двигаться без цели все же лучше, чем на месте дожидаться неизвестного. В душе барина всплывают детские воспоминания о страшных сказках и преданиях. Он уже серьезно размышляет над тем, чем вызвано появление бесов («домового ли хоронят»).
В стихотворении не описан конец путешествия. Финальные строки посвящены отчаянной тоске в сердце барина, который окружен бесовским «визгом жалобным и воем». Пушкин оставляет читателя в неизвестности за судьбу своих героев. В такой ситуации мог оказаться любой из современников поэта и искать защиты от бесов только в молитве.
Александр Сергеевич Пушкин 6июня 1799 года 26мая
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали. «Что там в поле?»—
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин.
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре.
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.
БЕСЫ. Напечатано в «Северных цветах» на 1832 год. Написано 7 сентября 1830 г. в Болдине. См. «Из ранних редакций».
ПИР ПЕТРА ПЕРВОГО
Над Невою резво вьются
Флаги пестрые судов;
Звучно с лодок раздаются
Песни дружные гребцов;
В царском доме пир веселый;
Речь гостей хмельна, шумна;
И Нева пальбой тяжелой
Далеко потрясена.
Что пирует царь великий
В Питербурге-городке?
Отчего пальба и клики
И эскадра на реке?
Озарен ли честью новой
Русский штык иль русский флаг?
Побежден ли швед суровый?
Мира ль просит грозный враг?
Иль в отъятый край у шведа
Прибыл Брантов утлый бот,
И пошел навстречу деда
Всей семьей наш юный флот,
И воинственные внуки
Стали в строй пред стариком,
И раздался в честь науки
Песен хор и пушек гром?
Годовщину ли Полтавы
Торжествует государь,
День, как жизнь своей державы
Спас от Карла русский царь?
Родила ль Екатерина?
Именинница ль она,
Чудотворца-исполина
Чернобровая жена?
Нет! Он с подданным мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его целует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.
Оттого-то шум и клики
В Питербурге-городке,
И пальба и гром музыки
И эскадра на реке;
Оттого-то в час веселый
Чаша царская полна
И Нева пальбой тяжелой
Далеко потрясена.
ПИР ПЕТРА ПЕРВОГО. Напечатано в «Современнике», 1836 г., т. I. Этим стихотворением открывается первая книга журнала.
Стихотворение основано на словах Ломоносова о милосердии Петра: «Простив он многих знатных особ за тяжкие преступления, объявил свою сердечную радость принятием их к столу своему и пушечной пальбою». В данном стихотворении Пушкин имел задачей указать на необходимость примирения с декабристами,
т. е. на возвращение их из Сибири.
Биография Александра Сергеевича Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке).
pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.aspкопияна сайте
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Бесы. А. С. Пушкин
Стихотворение А. Пушкина «Бесы» с иллюстрациями В. Табурина, И. Симакова, Н. Каразина, И. Пашкова
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали. «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин.
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре.
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.
Что так жалобно поют
Александр Сергеевич Пушкин
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…