Что сыпется с ракеты при старте
Что сыпется с ракеты при старте
Это замерзший конденсат.
Это замерзший конденсат.
Трубки из разгонных ускорителей вылетают, там иногда твердое топливо используется.
Трубки из разгонных ускорителей вылетают, там иногда твердое топливо используется.
я думаю- запчасти
я думаю- запчасти
Когда она со стартового стола подымается?
Сыпется нечто, похожее на куски льда. Эт чего такое?
космонавты срутся вот и сыпется
если следовать твоей логике, то от регулярных срачей на ЛОЛе он должен быть в говне по самое не балуй.
космонавты срутся вот и сыпется
если следовать твоей логике, то от регулярных срачей на ЛОЛе он должен быть в говне по самое не балуй.
Когда она со стартового стола подымается?
Сыпется нечто, похожее на куски льда. Эт чего такое?
Разве окислитель кислород используется?
Ну дык воздуха в космосе нету. Берут кислород с собой.
Удивительные эффекты космических запусков
Удивительные эффекты космических запусков
Что гасит вода, которую подают на стартовый стол перед запуском ракеты? Куски чего от этой ракеты буквально отваливаются во время полёта? Что за удивительные медузы появляются в небе после пусков, заставляя буквально сотни людей публиковать фотографии этих, как им кажется, НЛО? Привет, меня зовут Павел Поцелуев, и сейчас мы здесь, на Alpha Centauri, расскажем вам о самых интересных эффектах запусков космических ракет.
Фото дня: Success Rockets планирует суборбитальный запуск в 2022 г
Об это заявил гендиректор компании Олег Мансуров на совещании в Совете Федерации, по совершенствованию законодательства в области космической деятельности в целях создания рынка космических услуг.
Отечественная газета предупреждает о «стремительном коллапсе» российской космической программы. Ars Technica
«Космическая программа гниет изнутри».
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин посетил строительную площадку стартовой площадки ракетных ускорителей семейства «Ангара» на космодроме Восточный.
На этой неделе в государственной газете «МК» была опубликована длинная и поразительно критическая статья, в которой рассматривается состояние российской космической программы.
Ни один из тезисов статьи из 2800 слов не вызвал особого удивления. Западные наблюдатели, которые следят за российской космической отраслью, понимают, что программа с большими проблемами и в значительной степени основана на прошлой и весьма реальной славе. Что является примечательным, что российские СМИ опубликуют такие разоблачительные статьи для внутренней аудитории.
Космическая программа России все чаще стремится продемонстрировать свое величие в космосе посредством символических действий, а не технологических достижений, таких как запуск российской кинозвезды, отправка робота по прозвищу «Федор» в космос или (полностью) пустые обещания о высадке на Луну в 2030. Но теперь об этих действиях говорится в газете, тесно связанной с российским правительством.
Московская ежедневная газета «МК», ранее известная как «Московский комсомолец», была в советское время пропагандистским органом комсомола или Союза молодых коммунистов. Эта статья написана Дмитрием Поповым, который работает в издании с 1992 года. За свою карьеру Попов получил многочисленные официальные благодарности, признания и награды от правительства России, а недавно получил памятный кинжал от министра обороны России Сергея Шойгу.
Поскольку статья была опубликована в газете, одобренной государством, Попов освобожден от недавно объявленных в стране правил о том, как предписано независимым СМИ освещать большую часть космической деятельности России.
Примечательно, что анализ Попова весьма критичен в отношении Дмитрия Рогозина, который возглавляет космическую корпорацию Роскосмос, которая управляет большей частью космической деятельности страны. Так почему же санкционированный государством журналист критикует космического лидера государства в опубликованном на государственном уровне публикации? Это большой вопрос.
Статья, переведенная для Ars Робом Митчеллом, называется «Космическая программа гниет изнутри». Она начинается с заявления о том, что в космической программе России не хватает компетентных и высококвалифицированных кадров, полно устаревшего оборудования и технологий, а также «системная слабость руководства». И это только первый абзац.
Далее Попов заявляет, что российские космические компании не выполняют обещанные поставки по сотням контрактов. Например, Центр имени Хруничева 5 лет назад согласился поставить 10 разгонных блоков для ракеты «Ангара А5». Первые пять блоков были поставлены только в марте этого года, остальные пять еще не достроены. Из статьи:
Почему? Потому что контроль за исполнением гособоронзаказа своими предприятиями госкорпорация «Роскосмос» осуществляет, скажем так, не слишком строго. Дмитрий Олегович Рогозин в марте 2020 года утвердил соответствующий регламент о порядке осуществления контроля за исполнением организациями госкорпорации государственных контрактов, заключенных с Минобороны России. Однако проверка показала, что работать по регламенту его подчиненные не спешат — сведения о претензиях и штрафах со стороны военных в полном объеме не анализируются. И контроль по большей части свелся к простой констатации — ну вот опять проблема. И, конечно, раз нет достаточного надлежащего контроля — не избежать хищений и прочих злоупотреблений. В отношении должностных лиц «дочек» госкорпорации и их контрагентов с 2019 года возбуждено 60 уголовных дел, ущерб по которым оценивается в свыше чем 5 млрд рублей.
В середине февраля этого года к МКС был запущен грузовик «Прогресс МС-16». Однако состыковаться он автоматически не смог, его пришлось причаливать в ручном режиме из-за повреждения системы «Курс НА». Повреждена она была из-за того, что при запуске вздулся и частично разрушился головной обтекатель. Оказалось, что использованную в его производстве эпоксидку в полном объеме не испытывали на соответствие. Поставщик этой смолы — АО «ХИМЭКС Лимитед» — не имеет технологических возможностей для ее собственного производства (то есть сам где-то купил), а на уже использованные образцы документы, подтверждающие их качество и происхождение, не представлены. То есть и где куплена эпоксидка — тоже не понятно. Хорошо, если не для бытовых нужд на рынке «Садовод». А ведь сделано по такой «технологии» уже 15 головных обтекателей. Приемка их тормознула. А теперь самое интересное — аналогичное повреждение системы «Курс НА» отмечалось и ранее при запусках «Прогрессов» МС-13 (06.12.2019), МС-14 (25.04.2020) и МС-15 (23.06.2020). Но ведь взлетели же, да? Чего теперь панику поднимать — и так сойдет.
Попов также выразил обеспокоенность по поводу того, что Германия сможет оставить ракету «Союз» и космический пилотируемый корабль «Союз» без заправки. Дело в том, что двигатели управления на ракета-носителе «Союз» и в двигателях вывода с орбиты космического корабля «Союз-МС» используют перекись водорода особой степени очистки. Однако производство этой перекиси водорода в России зависит от поставок химикатов, производимых немецкой компанией Evonik Resource Efficiency GmbH. Эти поставки подлежат ограничению международными санкциями против Российской Федерации.
То есть остановить космические пуски России условный Запад может просто по щелчку пальцев.
В статье также обсуждается космодром Восточный, космодром на востоке России, который является приоритетом для президента Владимира Путина. Однако этот проект, которым руководил Рогозин, столкнулся с задержками строительства и коррупцией, например хищениями при строительстве.
По словам Попова, из почти 1200 строений, запланированных к строительству на космодроме, построено только около 200. Строительство более 40 процентов из них еще не началось. Запланированный запуск ракет «Ангара А5» с Восточного уже отложен с 2021 по 2023 год, так как уголовное расследование продолжается.
Затем Попов обращается к так называемой российской программе «Луна», которая требует создания космического корабля «Орёл», для запуска космонавтов в дальний космос. Этот корабль предназначался как для замены корабля «Союз» для доставки космонавтов на Международную космическую станцию, так и для участия в лунной программе.
В 2009 году Роскосмос заказал работы по созданию пилотируемого космического корабля нового поколения для полетов на низкую околоземную орбиту и в дальний космос, в том числе на Луну.
Создание ПТК («Орла») находится на стадии… изготовления макетов и опытных изделий, проведения экспериментальной отработки полноразмерных макетов. Чисто для сравнения — многоразовый «Дракон» Илона Маска, который уже катается туда-сюда в космос, тоже начали разрабатывать в 2009 году.
Отечественная лунная пилотируемая программа, в которой будет использоваться ПТК, все еще практически не разработана, наземная космическая инфраструктура для обеспечения космических полетов на космодроме «Восточный» отсутствует, механизмы ее создания и источники финансирования не определены, что в целом может поставить под угрозу перспективы дальнейшего развития пилотируемой космонавтики.
Можно подумать, что в остальном с лунной программой России все идет отлично?
Попов также критикует Рогозина за чрезмерные обещания по поводу эффективности запусков в России и недостаточные поставки. Например, Роскосмос заявил, что в 2019 году будет 44 запуска космических аппаратов, из которых 25 были осуществлены. В 2020 году было запланировано 40 пусков и проведено всего 17. В этом году Россия осуществила менее половины из запланированных 47 запусков. Поэтому Роскосмос решил больше не публиковать запланированное количество запусков.
Общий портрет Роскосмоса, нарисованный Поповым, — это расточительная, все более ветхая государственная корпорация, где почти не вкладываются деньги ни в настоящее, ни в будущее. Вместо этого, похоже, основное внимание уделяется обеспечению высокооплачиваемой работой горстке технократов, зарплаты которых составляют сотни тысяч долларов в год. Между тем, среднемесячная заработная плата технических специалистов, строящих в стране ракеты и космические корабли, составляет от 500 до 1000 долларов в месяц.
«Вот и получается: сотни миллиардов, если не триллионы, улетают не в космос, а в трубу — бездарно и бессмысленно.», — пишет Попов. «Все эти распиаренные раскрашенные ракеты и лихие обещания — пока еще прикрывают, по сути, стремительный развал отрасли. Но если ничего не изменится, не будет, извините, политической воли по наведению жесткого порядка максимально радикальными методами, космос может остаться русским только в воспоминаниях».
32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
О чем мы вообще говорим
Автор видео пишет, что так и не нашел потом оторвавшиеся камеру сгорания и сопло:
В поисках надежной, эффективной и дешевой системы зажигания было придумано довольно много инженерных решений. О них мы сегодня и поговорим.
Роща на ракете
Это — пирозажигательное устройство (ПЗУ) двигателей РД-107/108, которые стоят на ракетах-носителях семейства «Союз». На деревянной Т-образной опоре установлены две пиротехнические шашки с датчиком (подпружиненный контакт) между ними. По команде «зажигание» шашки воспламеняются от электрозапалов, пламя пережигает провод датчика, и его пружина размыкает контакт. В электросистему ракеты приходит сообщение, что в этой камере сгорания шашки горят хорошо, можно открывать клапаны подачи топлива и окислителя и продолжать запуск двигателя.
Сверху на двух камерах защитные крышки (ярко-красные), снизу уже установлены ПЗУ
Похожая схема зажигания, разве что без дерева, используется сейчас на европейской тяжелой ракете Ariane 5. Вот фотография форсунок камеры сгорания двигателя Vulcain 2, который стоит на центральной ступени. По центру расположено отверстие для пирошашки:
А вот шашки в сборе в цехе производителя:
Схема установки шашки в двигателе:
Радость конспирологов
Адепты «лунного заговора» очень любят в красках рассказывать о пуске «Аполлона-6» 4 апреля 1968 года. Действительно, в процессе работы второй ступени в одном двигателе возникли проблемы, из-за которых выключились два двигателя из пяти, и вторая ступень с трудом вышла на низкую орбиту. Конспирологи из этого события делают вывод, что «Сатурн-5» оказался никуда не годной ракетой и не мог никого отправить к Луне. Но что же произошло там на самом деле?
Схема камеры сгорания и запальника двигателя J-2
В двигателе J-2, который стоял на второй и третьей ступенях ракеты-носителя «Сатурн-V», зажигание поддерживалось постоянно в процессе его работы. Так называемый запальник форкамерно-факельного типа представлял собой отдельную небольшую камеру сгорания, в которую подавались водород и кислород, непрерывно поджигаемые электрическим разрядом от запальной свечи (примерно так же, как и в автомобиле). Пламя из запальника выходило по центру камеры сгорания и обеспечивало непрерывность горения.
Камера сгорания двигателя шаттла SSME, использующая тот же принцип, отверстие запальника показано стрелкой
А в случае с «Аполлоном-6» проблемы возникли на подходе к запальнику. Тонкая металлическая трубка, по которой подавался жидкий водород, имела гибкие элементы с гофрированием:
Жидкий водород настолько холодный, что сжижает атмосферный воздух. В условиях наземных испытаний в углублениях гофра образовывался слой жидкого воздуха, который работал, как амортизатор. А на высоте запуска второй ступени воздуха уже было мало, амортизирующий слой не образовался, гофр стал вибрировать и лопнул.
Подача водорода прекратилась, запальник погас, и в двигателе началось нестабильное горение. Система управления ракеты заметила это и дала команду на выключение двигателя. Но тут проявилась вторая проблема — провода к двигателям были перепутаны, и система управления выключила другой, здоровый, двигатель. А первый двигатель погас сам.
Несмотря на серьезность возникших проблем, исправить их было просто. В трубках подачи водорода и кислорода убрали гофрированные участки:
А провода от системы управления укоротили, чтобы их физически было невозможно перепутать. Модифицированный двигатель был успешно испытан в полете «Аполлона-7». А уже потом состоялся полет «Аполлона-8» с разгоном к Луне. Конспирологи, которые пишут, что полет к Луне произошел сразу после аварии «Аполлона-6», ошибаются и тут. Увы, им часто не хватает даже базовых знаний.
А электрическая система зажигания с форкамерой успешно используется на кислородно-водородных двигателях. При необходимости она может запускать двигатель несколько раз. Для шаттлов это не было нужно, но вот разгонным блокам иногда приходится производить несколько включений. Вот фотография с испытаний запальника для разрабатываемого европейского разгонного блока Vinci:
Что же касается знакомых многим искр при старте Спейс Шаттла, то это не система зажигания двигателя. На шаттлах стояли форкамерно-факельные запальники (фото камеры сгорания есть выше, если вы не заметили подпись). Собственно говоря, запускать двигатель от искр под соплом — это практически верный шанс вызвать жесткий запуск, когда пламя поднимется вверх до камеры сгорания. Красивые искры — это система гарантированного дожигания водорода из двигателей, чтобы он не скопился где-нибудь и не создал взрывоопасной концентрации.
Еще об электричестве
Удобство электрического зажигания сделало его фактически единственным вариантом для запуска твердотопливных двигателей. Вот, например, шашки для зажигания твердотопливных ускорителей Спейс Шаттла:
Что любопытно, они расположены не снизу ускорителя, как это могло бы показаться логичным, а сверху.
Парадоксальный вариант
Иногда отдельная система зажигания вообще не нужна. Несимметричный диметилгидразин и азотный тетраоксид воспламеняются просто при контакте друг с другом, избавляя инженеров от необходимости придумывать специальные системы. Кроме этого, НДМГ и АТ хранятся в жидком виде при комнатной температуре, что сделало их отличным выбором для пилотируемых кораблей, маневрирующих спутников и межпланетных станций. Особенно удобно отсутствие системы зажигания для маневровых двигателей, которые используются в больших количествах и отличаются небольшим размером.
Классика жанра — двигатели ориентации на «Союзе» и лунном модуле
Химия поможет
Удобство самовоспламеняющихся химических соединений привело к тому, что они используются как пусковое горючее для запуска несамовоспламеняющихся топливных пар. В простейшем случае в трубопроводы ставят «ампулы» (трубы с мембранами) с самовоспламеняющимися компонентами. При запуске двигателя они выбрасываются в камеру сгорания, смешиваются, воспламеняются и создают пламя, от которого загорается основное горючее:
При необходимости многократного запуска можно сделать отдельный бачок с пусковым горючим, запаса которого хватит на несколько пусков. Подобные системы используются достаточно часто на кислородно-керосиновых двигателях, они стояли на F-1 (первая ступень «Сатурна-V»), их используют в семействе РД-170/180/190 и «Мерлинах» Маска. Главным недостатком химического зажигания является то, что если используются одноразовые ампулы, мембраны при запуске разорвались, а ракета не улетела, ее приходится снимать со старта, везти в монтажно-испытательный комплекс и менять ампулы на новые. Например, в 2013 году повторный запуск Falcon 9 со спутником SES-8 состоялся только через шесть дней.
Пиу-пиу
В последние годы активно идет работа над лазерными системами зажигания. Вот, например, отечественные лазерные модули, которые успешно прошли испытания на РД-107/108:
В будущем такие системы могут вытеснить химическое и форкамерное электрическое зажигание, в том случае, когда нужен многократный запуск двигателя, а существующие системы недешевы и сравнимы по стоимости с лазерными модулями.
Простые рассказы о том, как летают ракеты и спутники — по тегу «Незаметные сложности космической техники»
Почему ракета белеет перед стартом
Спецкор “МК” проводил на орбиту корабль “Союз”
“Ой, мамочки! Я же такого никогда в жизни не видела!” — кричала стоявшая рядом со мной туристка из Санкт-Петербурга. Так, под многочисленные возгласы восхищения и бурные аплодисменты сотен зрителей, взмывал 8 июня в небо Байконура пилотируемый космический корабль “Союз ТМА-02М”. Как готовили к старту ракету и космонавтов — в репортаже корреспондента “МК”.
Корреспондент “МК” возле ракеты “Союз ТМА-02М”. Фото: Наталья Веденеева.
Зачем с космонавтов снимают слепки
К запуску пилотируемого космического корабля, словно к празднику, на Байконуре начинают готовиться чуть ли не за два месяца. Блоки ракеты-носителя (РН) прибывают в спецвагонах по железной дороге из Самары (там находится предприятие по производству РН — ЦСКБ “Прогресс”). Головная часть прилетает самолетом из Ракетно-космической корпорации “Энергия”, что в подмосковном Королёве.
И лишь за две недели до старта в пышущие жаром казахские степи подтягиваются космонавты. В этот раз честь отправиться к Международной космической станции выпала Сергею Волкову (сыну летчика-космонавта Александра Волкова), японцу Сатоси Фурукаве и американцу Майклу Фоссуму. Одно из первых запланированных мероприятий для них — знакомство с космическим кораблем в монтажно-испытательном комплексе (МИК) РКК “Энергия”. Здесь члены экипажа обязательно примеряют скафандры, проверяют их на герметичность. Своеобразной дополнительной примерки требуют и специальные кресла-ложементы, представляющие точные, индивидуальные слепки тел космонавтов. Они нужны для того, чтобы скелет не раздавило во время стремительного взлета со скоростью 7 км в секунду, ведь на организм в эти минуты действует сила, от полутора до трех раз превышающая силу земного притяжения.
Спаниель для ракеты — лучший защитник
За три дня до старта в 7.00 по местному времени (в 5.00 по московскому) ракета-носитель “Союз-ФГ”, состыкованная с головной частью “Союза ТМА-02 М”, выплыла лежа из МИКа ЦСКБ “Прогресс”… Еще со времен Королёва головная часть может устанавливаться на РН и следовать к месту старта в более удобном — горизонтальном положении. В отличие от многих европейских космических аппаратов она превосходно выдерживает любые боковые нагрузки.
Под запретом металл и зажигалки
И вот ракета прибыла на ту самую площадку, с которой 50 лет назад взмыл в небо первый космонавт Земли. Только от осознания этого мурашки по коже бегут, несмотря на 35-градусную жару. Специальные подъемные механизмы устанавливают “Союз” в вертикальное положение, и тут сотрудники стартовых расчетов приступают к обслуживанию всех систем ракеты на новом месте — в ней постоянно должен поддерживаться особый температурно-влажностный режим. Специалисты поднимаются на лифтах до самого верха. И при этом не дай бог им иметь при себе хоть один металлический предмет, даже ключи от дома они вынуждены оставлять за пределами гагаринского старта. Такое правило установлено неспроста — случайно оброненный металлический предмет, ударившись о детали фермы, может высечь искру и вызвать возгорание. Поэтому все инструменты, даже молотки и гаечные ключи, у специалистов стартового расчета медные (этот металл не высекает искр) и вдобавок ко всему привязаны к рукавам рабочих комбинезонов. Естественно, под запретом на старте и сигареты с зажигалками.
Почему ракета меняет окраску
— Как выдумаете, почему головная часть ракеты всегда белая, а носитель белеет только перед стартом? — задал мне каверзный вопрос один из старожилов Байконура. Оказывается, это происходит за 2,5 часа до старта, когда в баки заливают топливо — керосин и жидкий кислород. Именно из-за низкой температуры последнего (-255°С) на стенках ракеты образуется 3-сантиметровый слой инея, придавая ступеням белый цвет. Лишь после заправки топливом в ракету заходят космонавты, и начинается предстартовый отсчет времени. За полчаса с площадки № 1 эвакуируют в специальные подземные бункеры всех сотрудников. Ближе всех к ракете располагается главный бункер управления, в котором в момент старта находится около 20 сотрудников. Из средств спасения у них только 3-метровое углубление, противогазы да белые бетонные столбики на поверхности, словно зубья расчески, воткнутые в землю. Оказывается, они очень эффективно рассеивают ударную волну во время старта. Можно себе представить, что творилось в бункере от этой волны, если на наблюдательной площадке в 1,5 км от взлетающей ракеты земля вибрировала под зрителями, словно при землетрясении.
Стартовавший экипаж должен отработать на МКС 161 день — до 16 ноября. За это время им надо принять последний американский шаттл, три российских грузовых корабля “Прогресс” и совершить два выхода в открытый космос.