Что символизирует дождь в литературе

Дождь

Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем, часто связывался в земледельческих культурах с божественным семенем, содержит первоначальную и очевидную символику оплодотворяющего начала и относится к общему символизму жизни [1] и воды.

В древних земледельческих культурах оплодотворяющий дождь, охватывающий весь мир, символизировался «очертаниями гребня», причем верхний поперечный штрих означал облако, а исходящие из него вертикальные линии — дождевые полосы.

Что символизирует дождь в литературе. Смотреть фото Что символизирует дождь в литературе. Смотреть картинку Что символизирует дождь в литературе. Картинка про Что символизирует дождь в литературе. Фото Что символизирует дождь в литературе

Содержание

В южноафриканских культурах (по произведениям древней наскальной живописи) дождь символизировался появляющейся с неба змеей (животным-молнией?). Гигантская рогатая змея изображала также мифическое существо дождевой воды. Облака являются во многих древних системах мира убежищами дождевой воды, которая должна из них выводиться громовыми клиньями.

Египтяне сравнивали первый дождь, благодаря которому семена растений начинали прорастать, с обучением, подготовкой человека к интеллектуальной жизни: дождь или роса служили символами разъяснения религиозных истин.

В легенде о Данае, оплодотворенной золотым дождем, последний символизирует одновременно сперму и цикл роста растений, которым для размножения необходима вода.

В западной Болгарии и в восточной Сербии известен специальный обряд, исполняемый во время засухи с целью вызвать дождь: девушки лепили из глины куклу по имени Герман и затем, имитируя погребение, закапывали куклу на берегу реки или бросали в воду. В подобных ритуалах оплакивания слезы магически уподоблялись дождю. В Полесье с той же целью и с той же мотивировкой исполнялся ритуал похорон лягушки: дети ловили лягушку, убивали ее, убирали в одежду из тряпочек, клали в коробок, голосили по ней, как по покойнице, и закапывали у криницы; на «могиле» чертили рукой крест. Вместо лягушки могли убивать какое-нибудь другое маленькое животное или насекомое — рака, ужа, крота, медведку, вошь и т. п. Ужа и насекомых иногда подвешивали на дереве или заборе. Верили, что после этого пойдет дождь.

Еще более прямой магический смысл имели обрядовые обливания у реки или у колодца. Иногда обливали лиц, которые, по народным представлениям, обладали особой магической силой: беременную женщину (символизирующую мать-сыру землю), пастуха (повелителя земного стада, способного воздействовать на небесные «стада» туч), попа (тот же символ пастуха-пастыря). В Полесье обливали также углы хаты. Обливание могло носить и «искупительный» характер, его применяли тогда, когда причиной засухи считали нарушение определенных запретов. Так, на севере Житомирщины обливали женщину, которая вопреки строгому запрету пекла хлеб на Благовещение, или выливали воду посреди ее хаты и обливали снаружи углы дома. Искупительный характер носит и обряд поливания водой (или разрушения) могилы нечистого (заложного) покойника, если он в нарушение запрета похоронен на кладбище. Иногда такую могилу раскапывали, а труп бросали в реку. Сербы снимали крест с какой-нибудь безымянной могилы, относили его в реку или ручей и укрепляли так, чтобы он стоял, пока вода его не снесет. Когда устанавливали крест, трижды говорили: «Крест в воду, а дождь на поле! С неведомой могилы крест, с неведомой горы дождь!»

В Полесье и прилегающих районах Белоруссии и России для вызывания дождя совершали обряд «пахания реки»: во время засухи пахали или боронили высохшее русло реки или просто протаскивали по дну плуг. Иногда вместо реки «пахали» дорогу или рыли на дороге ямки, символически «отворяя» воду.

Поскольку засуха понималась как стихийное бедствие, для ее прекращения могли применяться общие защитные меры, помогавшие в случаях мора, болезни, пожара и т. п.: опахивание села или придорожного креста, обходы села и полей, изготовление обыденного полотна, рушника или установка обыденных (изготовленных за один день) крестов.

Еще одним магическим способом вызывания дождя было разрушение муравейника. Муравейник разгребали палкой, а расползающиеся муравьи символизировали и магически вызывали капли дождя. Этот способ известен в Полесье и у южных славян. Сербы, разгребая муравейник, произносили заклинание: «Сколько муравьев, столько и капель!»

Языческие способы вызывания дождя, особенно требы у колодцев, сурово осуждались церковью.

Для остановки дожд совершали разнообразные «останавливающие» или «отвращающие» действия: выбрасывали во двор яйцо, выносили или выбрасывали во двор, под дом, на крышу хлебную лопату, кочергу, хлебную дежу, жгли в печи троицкую зелень, освященную вербу и т. п. Причиной непрекращающихся, затяжных дождей считалось «осквернение воды». Например, в Боснии думали в таком случае, что в воде есть что-то «поганое» — брошенный когда-то раньше в воду внебрачный ребенок или убитый, и дождь не прекратится, пока труп не извлечен из воды. Во время ненастья женщины выходили из дома, выносили подвенечную рубаху и, называя по имени утопленников из села, просили их отвести ненастье от полей.

Гармония «инь — ян» в космическом масштабе.

Символами дождя выступают:

Для того чтобы вызвать или прекратить дождь, китайцы выполняли обряд дракона и лягушки, состоящий из определенной последовательности действий — всегда одних и тех же — и символов, зависевших от времени года. Последние подчинялись закону соответствий: 8 — число, повелевающее священными животными, танцорами и т. д., а также 6 — числа четные, Инь, использовались весной и зимой; 5, 7 и 9 — нечетные, Ян,— летом, в «последний месяц лета и осенью. Цвета: зеленый — весной, красный — летом, желтый — в конце лета, и белый — зимой. Церемония происходила перед большим изображением дракона, а в бассейн с водой бросали пять лягушек.

Нередко наступающая засуха считалась божьей карой, и вопрос о дожде выступает уже в раннеисторических оракульских предсказаниях о «костлявой». Женский принцип инь ради своего истинного осуществления определенно объединялся с мужским ян.

Индейцы майя считали дождь кровью и сущностью божества

Он изображается в виде ленточек (в рукописях) и маленьких колонн (на памятниках), а также в образе птицы, падающей с крыши на площадку для игры в мяч, символизирующий дух дождя, оживляющий и направляющий облака в странствия по свету.

В период засухи они вызывали дождь с помощью обрядов подражательной магии, окропляя землю девственно чистой водой.

У майя-чорти четыре бога-орошателя, полулюди-полузмеи, связанные со сторонами света, возвещают о скором дожде, заставляя квакать своих слуг-лягушек. Они бросают на землю каменные топоры, вызывая гром, а чтобы выпал дождь — сверкают молниями и потрясают калебасами, полными воды.

У ацтеков символы дождя и огня едины: высший бог плодородия Тлалок (Чак в пантеоне майя) — Повелитель Вод, является также богом Огненного дождя (молнии, небесного семени). Его атрибуты — кольца вокруг глаз (стилизация бабочки, иероглифа пламени) и копье (магическое орудие заклинателя дождя).

Его отличительный признак — зубчатая корона, символизирующая дождь. Он также характеризовался зубами, выступающими из верхней челюсти наподобие зубьев гребня.

Ему на вершинах гор приносили в жертву детей, их слезы и кровь считались предзнаменованием скорого дождя.

Дождь (куиауитплъ) — название одного из дней и знак зодиака ацтеков, связанный с Востоком и числом 19. Это число указывает также на беспокойный и необузданный темперамент и предрасположенность к ревматизму и кожным болезням.

Сиу считают, что западный ветер приносит гром и дождь, символ Откровения и Милости; Вакинъян-Танка, Птица-Гром, которая также покровительствует войне, живет на Западе и защищает землю и растения от засухи и смерти; она мечет молнии из глаз и производит гром ударами крыльев. Ее символ — свисток из кости орла.

Связь между кровью и дождем встречается и в иранской мифологии, где богу дождя Тиштрие приносили кровавые жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня — засухи.

Хильдегард Бингенская сравнивала его с жизненной силой души, которая приводит тело в состояние расцвета, «так что оно не высыхает, подобно тому как в зависимости от увлажнения дождем проявляются жизненные силы земли. А именно: когда влага дождя правильно упорядочена и осадки не чрезмерны, она дает возможность земле прорасти. Но если она беспорядочно изливается через край, она разрушает землю. Ведь от души исходят определенные силы для оживления тела, как почва живет водой…». Слезы также сравниваются ею с дождем. «У религиозного человека, который, будучи потрясен страхом Господним, разражается слезами, подобно облакам, которые берут свою воду из верхнего слоя и проливаются дождем», действует дар раскаяния как порождающая зелень жизненная сила, «которая при этом очищает его от грехов».

О правлении справедливого несущего мир царя: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю». (Пс 71,6)

Нежный дождь, который Порция в комедии Шекспира «Венецианский купец» (1596) сравнивает с милосердием, повсеместно считался знаком божественного одобрения.

Конденсация или «альбификация» — дополнительное свидетельство того, что алхимики относили воду и свет к одной символической группе.

Божественное, небесное происхождение дождя сделало его эмблемой чистоты, и поэтому для вызывания дождя проводились именно ритуалы очищения.

В ритуалах, прямо направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель.

«Падающий с Неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя» (Эсхил).

Источник

Что символизирует дождь в литературе

Что символизирует дождь в литературе. Смотреть фото Что символизирует дождь в литературе. Смотреть картинку Что символизирует дождь в литературе. Картинка про Что символизирует дождь в литературе. Фото Что символизирует дождь в литературе

Что символизирует дождь в литературе. Смотреть фото Что символизирует дождь в литературе. Смотреть картинку Что символизирует дождь в литературе. Картинка про Что символизирует дождь в литературе. Фото Что символизирует дождь в литературе

Что символизирует дождь в литературе. Смотреть фото Что символизирует дождь в литературе. Смотреть картинку Что символизирует дождь в литературе. Картинка про Что символизирует дождь в литературе. Фото Что символизирует дождь в литературе

Что символизирует дождь в литературе. Смотреть фото Что символизирует дождь в литературе. Смотреть картинку Что символизирует дождь в литературе. Картинка про Что символизирует дождь в литературе. Фото Что символизирует дождь в литературе

Что символизирует дождь в литературе. Смотреть фото Что символизирует дождь в литературе. Смотреть картинку Что символизирует дождь в литературе. Картинка про Что символизирует дождь в литературе. Фото Что символизирует дождь в литературе

ОБРАЗ ДОЖДЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

Что символизирует дождь в литературе. Смотреть фото Что символизирует дождь в литературе. Смотреть картинку Что символизирует дождь в литературе. Картинка про Что символизирует дождь в литературе. Фото Что символизирует дождь в литературе

Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Цель нашего исследования – рассмотреть образ дождя в произведениях классической и современной литературы, проследить его эволюцию в литературе 19-21 веков, раскрыть особенный авторский стиль при создании образа. Доказать, что образ дождя в художественных произведениях играет важную роль. Выявить, какие душевные качества раскрываются посредством этого природного явления.

Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:

— прослеживается эволюция образа дождя в литературе разных эпох;

— определяются основные средства, раскрывающие исследуемый образ;

— раскрываются отличительные черты образа дождя в литературе русских писателей;

— выясняется значение образа дождя для поэтов и прозаиков;

— раскрываются секреты авторского стиля при создании образа дождя в прозаических произведениях;

— прослеживается, как через изучение образа дождя обогащается словарный запас человека и как в языке отражается духовная жизнь народа.

Метод исследования: метод контекстного анализа, метод описательный, метод познавательной деятельности, метод поиска, метод наблюдения, сопоставления, сравнения.

Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа дождя в произведениях писателей – представителей разных поколений.

Гипотеза: мы предположили, что представления об образе дождя, его роли и характере в художественном тексте у современных писателей отличаются от представителей XIX и XX веков в связи с тем, что изменилось мировоззрение и мироощущение людей.

Материал для исследования: тематические сборники лирических произведений поэтов XIX –XXI веков, сборник стихотворений Б. Пастернака, Ф.Тютчева, прозаические тексты М. Шолохова, К. Паустовского, М. Пришвина, И. Бунина и зарубежного писателя Эрнеста Хемингуэя.

В работе рассматривается эволюционное изменение образа дождя в лирических и прозаических произведениях литературы ХIХ – ХХI веков, связанных «дождевой» тематикой. Исследуется своеобразие и неповторимость образа, тайно его магического влечения писателей – представителей разных эпох. Изучается яркая метафора в раскрытии внутреннего мира лирического героя, эволюционные изменения описательных слов (эпитетов), вплетаемых к слову «дождь». В работе исследуется место образа дождя в художественном произведении, его роль в сюжетной линии, доказывается наличие авторского видения значения образа и особого способа воплощения художественных идей, связанных с этим необычным образом.

Новизна исследования заключается в том, что материалом для сопоставительного анализа выбраны произведения о дожде из классической литературы и стихотворения поэтов – современников. Автор рассматривает образ дождя разносторонне, раскрывая всю многогранность его поэтического содержания.

Полученные результаты исследования занесены в таблицы и дают возможность использования данного материала при написании творческих работ, анализе поэтических и прозаических произведений.

Доказано, что образ дождя у каждого писателя индивидуален. Он является поэтическим отражением авторского мироощущения.

В процессе исследования выявлено, что образ дождя в литературе ХIХ – ХХI веков изменился: стал динамичнее и сложнее.

Глава 1.Образ дождя в литературе 19-21 веков.

1.1.Из истории слова «дождь»;

1.2.Какими свойствами наделяли дождь писатели разных временных эпох;

1.3.Сопоставительный анализ образа дождя в литературе 19-21 веков;

Глава 2. Эволюционные изменения средств художественной выразительности в литературе с «дождевой» тематикой;

2.1. «Дождевые» эпитеты как описание авторского мировосприятия писателей 20-21веков;

2.2.Метафоры в литературе 19-21 веков;

2.3.Роль цветописи в раскрытии образа дождя в литературе 19-20 веках

Глава 3.Особенности раскрытия образа дождя в произведениях разных писателей. 3.1.Авторское мастерство в создании образа в прозе. Сопоставительный анализ произведений М.Пришвина, К.Паустовского, М.Шолохова;

3.2. Образ дождя как литературный персонаж или ведущий лейтмотив в произведении. Сопоставительный анализ произведений Э.Хемингуэя, Б.Пастернака, Ф.Тютчева.

Введение.

Мне было интересно, почему прозрачная капелька торопливо летит с неба, сливаясь с миллионами таких же жемчужных подруг, с самой почётной миссией: дарить воду, а значит – жизнь. Как добрый посланник Бога. Разве это не загадочно? Да, настоящая «дождевая» повесть, в которой есть главные персонажи: дождь, природа и жизнь. Я обратила внимание: когда душа «плачет» подобно небу, между состоянием человека и состоянием природы появляется незримая нить, которая и рождает таинственный образ Дождя. Вспомним слова Пауло Коэльо: «Души людские, как реки и растения, тоже нуждаются в дожде. Особом дожде – надежде, вере и смысле жизни…»

Сделала вывод: дождь – не может быть просто словом, затерявшимся среди авторских строчек. Это поэтический, характерный образ, выражающий отношение писателя к предмету исследования в поэтическом творении. Он рождён жизнью, пропитан мыслями и чувствами художника. Этот образ связывает писательскими ассоциациями душевную жизнь человека с природой. Дождь сопровождает лирических героев, создаёт поэтичность в описании картин природы и раскрывает черты характера героев.

Своей таинственностью и неоднозначностью образ дождя вызвал во мне интерес, побудил желание понять, почему этот поэтический образ называют «необъятным простором для авторской фантазии». Образ дождя импонирует многозначностью и глубиной содержания.

Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к образу дождя классиков и современников отечественной и зарубежной литературы, исключительной роли этого таинственного образа в художественной ткани поэтических и прозаических произведений, в раскрытии его многогранности и глубины. Неразгаданное влияние на душевное настроение читателей рождает желание проследить эволюцию этого образа в литературе, показать эволюционные изменения выразительно – художественных средств, с помощью которых раскрывается образ. Об актуальности выбранной темы свидетельствует и то, что исследовательская работа учит нас анализировать художественные произведения, определять роль изобразительно-выразительных средств языка. Объектом нашего исследования являются произведения русских и зарубежных классиков и современных писателей.

Практическая значимость работы состоит в привлечении внимания учащихся к дождю как поэтическому образу, развитии интереса к предмету «Литература» посредством исследовательской деятельности. Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках литературы и русского языка в 5-11 классах при изучении темы: «Анализ лирических и прозаических текстов художественной литературы».

Глава 1.

Образ дождя в литературе писателей разных эпох.

Образ дождя часто представляет собой сочетание двух основ – жизни и красоты. Дождь, его таинственность и не навязывается нам, людям, а лишь изредка напоминает о себе, прикасаясь к лицам. И только художники поэтического слова, писатели и поэты, наделенные свыше способностью тонко чувствовать и замечать все вокруг, обладающие даром слова, оставляют нам свои ощущения от этого прикосновения в своих творениях. Только образ дождя у каждого свой – неповторимый и особенный. Для них дождь – «врачеватель душевной боли», «благодать», для других – «символ времени»;

Первые стихотворения о дожде обнаружились в текстах языческих гимнов и молитв о плодородии. Наши предки считали влагу, посылаемую людям с неба, особыми даром, так как они зависели от природы. Это пески – заклинания. Отголоски этих языческих гимнов можно услышать в «Одиссее» Гомера, в «Георгинах» Вергилия, в «Мире» Аристофана и в других произведениях античности. С приходом в мир христианства вода и дождь стали восприниматься как символ благодати и очищения.

В древнерусской литературе я обнаружила интересные сравнения, связанные с образом дождя. В «Лаврентьевской летописи год 1245» воины сравнивались с соколами, а летящие стрелы – с дождём. Полёт множества пущенных воинами стрел напоминал автору сильный дождь. А в «Повести о взятии Царьграда» (1453) рассказывалось: «абие гражане зажгоша сосуды зелейные…и везапну възгреме земля, аки гром велий, и подъяся с турами и с людьми, яхо буря сильная да облокы…и падаху с высоты людие…». Стрельбу, взрывы крепостных стен и башен сравнивали с дождём, грозой, молнией и громом. Я подобрала эпические произведения Г. Д. Державина с «дождевой» тематикой и сделала вывод о том, что в литературе XIII века образ дождя воспринимался как некая благодать, живительная нега. Я проанализировала оды Г.Р.Державина «Облако», «Гром», «Радуга» и поняла, что их объединяет одна главная мысль: дождь, гроза – особые образы, несущие гармоничное ощущение особого счастья:

Чуть слышен шум и серный смрад;

Пространство воздуха лазурно,

Интересна и ярка метафора при описании радуги:

«Видишь, какая из лент полоса, Огненна ткань блещет очам, Склонясь над твоею главою Дугою!»

Созерцание дождевого чуда, по мнению писателя, позволяет испытать неизъяснимое удовольствие, и человек не в силах отделить себя от этой красоты.

Серебряный век внес в литературу совершенно иное символическое значение дождя. Это дождь – душевная тревога, дождь – предвестник перемен. Поэмы серебряной волны связывали образ дождя с предчувствием трагических событий 1917 года. Прочитав стихотворения о дожде А.Блока, С.Есенина, Н.Гумилева, я ощутила и грусть, и смятение, и некую обреченность от понимания неизбежности перелома в жизни. Поэзия дождя Бориса Пастернака – особая страница.

У наших современников тема дождя тоже актуальна.

У Иры Арт « Дождь Прошлой жизни срез», а Василий Алоев описал музыкальный дождь, считая, что « кому как не дождем минорное играть//Их капли музыкальны, словно ноты…Маргарита Шульман»… темный шелк небес, иголкой протыкая,//Вплетала молний нить в живое полотно!

Итак, поэтическое наследие «дождевой» литературы рождает надежду, что и в будущем будут рождаться поэты дождя, люди, тонко чувствующие явления нашей природы.

1.3.Сопоставительный анализ образа дождя в произведениях писателей XIX-XXI веков.

Литература XIX – XXI века, связанная «дождевой» тематикой, безусловно, менялась. Время вносит свои коррективы на взгляды, мироощущение, внутреннее воспитание человека.

Что же связывал писатель-представитель своего времени с образом дождя? Существует ли некая связующая нить, которая объединяет душевные переживания, личные размышления авторов с этим образом?

В процессе аналитического чтения тематических произведений писателей XIX-XXI веков мы выбрали те, которые, несмотря на разное время написания, были связаны общим символическом образом. Каждый из представителей разных литературных эпох ассоциировал его со словом «дождь». Свои наблюдения мы представили в таблице (Приложение № 1)

Сопоставляя образы дождя в стихотворениях писателей, творивших в разную временную эпоху, мы условно составили цепочку, которая объединяет все творения одним общим значением:

. А. Фет – Глафира Галина – Татьяна Снежина дождь – « предвестник перемен»

. А.С. Пушкин – Н. Рубцов – Б. Ахмадулина дождь – «губительная сила»

. Н.А. Некрасов – Роберт Рождественский – Татьяна Снежина дождь – «одинокая душа»

Сопоставительный анализ произведений внутри цепочки дает возможность сделать вывод о том, что образы изменились, стали сложнее. Если у А.К. Толстого образ дождя – всего лишь символ надежды лирического героя, его мечта о душевном спокойствии, то у Игоря Талькова и Елены Степановой образ дождя очеловечивается, превращается в близкого друга, который « душе омоет рану».

Глава 2.

Художественно-выразительные средства при создании поэтического образа дождя.

В литературе XIX-XXI века удожественный образ дождя играет важную роль. Он самый «поэтичный». Исследуя образы дождя писателей разных эпох, разных культур, обнаружила, что этот образ со временем стал приобретать индивидуальные черты. Каждый поэт пытался связать его своими ассоциациями, которые он черпал из мира природы или мира людей. Поэтический образ дождя – отражение авторского мироощущения. Чтобы выразить свои авторские идеи через конкретный образ, писатель прибегал в своей творческой мастерской к самым разнообразным художественно-выразительным средством: эпитетам, метафорам, гиперболам, антитезам, даже использовали оксюморон. В создании поэтического образа большую роль играют эпитеты.

2.1. «Дождевые» эпитеты как поэтический материал создания образа.

Именно при помощи эпитетов поэт раскрывал характер поэтического образа, помогает почувствовать его эмоциональную сторону.

Со словом «дождь» употребляется множество прилагательных – определений, которые подчеркивают точность этого слова и явления и придают некую лиричность образу. Писатели искусно вплетали в слово «дождь» свое определение, свой « яркий» эпитет, и образ становился характерным героем. Мы проанализировали поэтические произведения разных писателей, начиная с XIX века, потом просмотрели поэзию Серебряного века и закончили анализ творениями писателей советского периода. Провели сопоставительный анализ произведений, чтобы понять: изменили ли образ отличные друг от друга эпитеты? Насколько характерен для писателей образ в определенную временную эпоху? В выбранных художественных текстах мы определили позитивно окрашенные и негативно окрашенные слова – эпитеты. Свои наблюдения мы выразили в представленной таблице и назвали ее «Дождевые эпитеты» (Приложение № 2)

Итак, сопоставительные исследования и аналитическое сравнение эпитетов как средства выводы:

И в литературе XIX века, и в литературе советского периода встречаются эпитеты и с негативной, и с позитивной окраской.

Рассматривая эпитеты с позитивной раскрытия образа дождя у писателей разных временных эпох позволили сделать следующие окраской, заметили, что в литературе XIX – начала XX веков чаще используется эпитет с описательным значением: «пламенный», «золотой», «огненный», а у писателей советского периода и современных поэтов доминируют эпитеты со значением «действия». Дождь «торопливый», «купальный».

Среди эпитетов с негативной окраской в литературе XIX века используются описания – характеристики: «скверный», «противный», «заунывный», а в литературе советского периода мы встречаем эпитеты с оценочным значением поступков («бездомный», «обыденный»)

2.2. Метафора как художественно-выразительное средство в создании поэтического образа в «дождевой» поэзии XIX-XXI веков.

В процессе исследования особенностей авторского подхода при создании поэтического образа дождя в литературе дождя у писателей XIX-XXI веков заметила важную закономерность: в основе создания любого поэтического образа дождя лежит использование метафоры. Из «Литературной энциклопедии» 6 узнала: «Метафора – это вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетания, характеризующая данное явление путём перенесения на него признаков, присущих другому явлению».

Я выписала отрывки из тех «дождевых» стихотворений писателей разных эпох, в которых метафора играет ведущую роль в раскрытии образа. В результате сопоставительного анализа сделала вывод: в русской поэзии при создании образа дождя выбирали простые для понимания метафоры. У Некрасова: «…рядами нити серые повисли до земли…». Читаю у Аполлона Майкова: «Капли дождевые скатывались с игол». У Ф. Тютчева: «Повисли перлы дождевые». Читая подобное стихотворение, воображение создает красивую картину природы. Уже в поэзии дождя Серебряного века образ усложнился; метафоры индивидуальны и неоднозначны. Понять этот образ можно только при развитом творческом воображении, зная авторский подтекст. Саша Черный дождь называет «поливалкою колючей». У Маяковского читаю: «Дождь обрыдал тротуары» или «Всех пешеходов морда дождя обсосала». У Бориса Пастернака: «Дороги заболотил». Образ дождя изменился. Теперь это яркий герой, неординарный, личностный. Он творит, мечтает, действует. Метафора помогает писателю XX-XXI веков создать образ дождя как отдельную личность.

Далее стала искать похожие образы в художественных текстах разных писателей, нашла ряд образов, устроенных по одной модели, или парадигме. Это помогает понять образ дождя, учитывая всю глубину и неоднозначность этого образа. «Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы XIII-XX веков». Н. В. Павлович помог мне понять, что «каждый образ существует в языке не сам по себе, а в ряду других – внешне, возможно, различных, но в глубинном смысле сходных образов – и вместе с ним реализует некий общий смысловой инвариант, т. е. модель, или парадигму». Составила таблицу, в которой представила тематические метафоры из поэтических отрывков писателей разных поколений, эпох. Такой анализ художественных текстов даёт возможность ответить на вопрос: как одна и та же тематическая метафора функционировала в разные эпохи, как менялось ее смысловое наполнение. Свои наблюдения выразила в таблице. (Приложение 2)

Итак, я заметила, что со временем образ дождя стал более эмоциональным и выразительным: ( «Вуаль дождя скрывает чьи-то лица…» С.Кобозева «Вуаль дождя»). Писатели – современники придумывают яркие метафоры, в основу которых вкладывают необычные ассоциации с жизнью: «Симфония дождя меня зовет в ночную даль…» А.Варум «Симфония Дождя».

Дождь писателей XXI века представлен в новых образах: дождь – «глаза» («… катились и едва блестели// не окна, а печальные глаза//из темноты ночной глядели» Гала Путнина « Глаза дождя» (2010 г.), дождь – «музыка» («Есть грусть из раненной Души. » Джон Маврик. «Дождь»)

В стихотворениях поэтов XX-XXI веков дождь предстает совершенно самостоятельным существом, наделенным определенным характером, проявляющим интересы в образе искусства, живописи: («Дождь–художник// Он рисует лужи.// И на трубах играет не хуже…» Роман Сеф «Дождик») «О мой дождь молчаливый,… ты на клавишах звучных – утешение в боли…» Федерико Гарсиа Лорка.

Можно сделать вывод, что дождь и в литературе XIX века, и литературе XX-XXI веков дождь – прекрасная метафора для определенного внутреннего состояния лирического героя. Может быть, поэтому к такому таинственному явлению природы не пропадает интерес писателей.

Занимаясь исследовательской работой по данной теме, было необходимо выяснить, смогут ли учащиеся 5-9 классов нашей школы создать свой поэтический образ дождя, насколько грамотно они владеют специальными приемами при создании образа, будут ли в процессе работы использовать художественно-выразительные средства, чтобы передать через созданный образ свои внутренние ощущения и взгляды. Полученные результаты послужили нам руководством для разработки необходимых рекомендаций при создании собственного словаря поэтических образов, которые можно будет использовать при написании письменных творческих работ. Эти результаты опроса помогли нам и в разработке дидактического материала на тему: «Дождь в литературе». Это материал будет использован как учебное пособие для развития грамотной и образной речи на уроках русского языка и литературы. В опросе участвовало 73 ученика, из них-20 учеников из 5 класса,33ученика из 7 класса,20 – из 9 класса.

Было предложено два вариативных вопроса:

1 вопрос: Какой он, твой дождь?

2 вопрос: Какими словами можно написать портрет дождя?

На основе проведенного опроса было выявлено, что 22 ученика не смогли поэтично и точно описать свои ассоциации с дождем, не использовали в своем описании выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры. Всего 18 учеников использовали сравнения, 23 ученика включали в собственное описание эпитеты, и лишь 10 ребят создали портрет дождя, используя выразительные и точные метафоры.

Диаграмма «Описание дождя средствами художественной выразительности».

Исследование художественно-выразительных средств создания образа дождя нашло свою реализацию в разработанном нами словаре «Авторских неологизмов» на тему: «Дождь»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *