Что строят в высоцке
Высоцк без газа. Но с надежной на расширение проекта «НОВАТЭКа»
Компания «НОВАТЭК» Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона отложила на неопределенный срок строительство второй очереди завода по выпуску сжиженного природного газа «Криогаз-Высоцк». Проект должен был удвоить мощности комбината, но оказался несвоевременным. Возможно, его реализуют в ближайшие 2 года, говорят эксперты.
По данным пресс-службы правительства Ленобласти, никаких активных действий по строительству второй очереди завода «Кирогаз-Высоцк» в настоящее время инвестор не предпринимает.
В администрации Выборгского района, а также в администрации Высоцкого городского поселения, где расположен завод, «Новому проспекту» также сообщили, что данных о строительстве второй очереди предприятия у них нет.
В «НОВАТЭКе» на запрос «НП» о перспективах проекта пока не ответили.
«Криогаз-Высоцк» на 51% принадлежит «НОВАТЭКу», остальное у Газпромбанка. Предприятие запустили в начале 2019 года. Инвестиции в его создание составили 65 млрд рублей. Мощность завода — 660 тыс. т сжиженного природного газа (СПГ) в год. СПГ поставляется для бункеровки российских судов, а также в Латвию, Финляндию и другие страны Европы.
В 2019 году руководство «НОВАТЭКа» заявляло, что в перспективе могут быть построены еще две линии сжижения газа, что позволит увеличить мощность завода до 1,2 млн т в год. Компания планировала запустить вторую очередь «Криогаз-Высоцка» в 2021 году.
Экология и цены на газ
Аналитики говорят, что руководство «НОВАТЭКа», возможно, заморозило строительство второй очереди предприятия из-за рыночной конъюнктуры.
По словам аналитика ГК «Финам» Сергея Кауфмана, компания могла отложить расширение проекта на фоне неопределённости по спросу на СПГ в качестве бункерного топлива. По его мнению, «НОВАТЭКу» нужно время для оценки влияния норм IMO-2020 на рынок. IMO — это Международная морская организация, которая разрабатывает мероприятия по уменьшению негативного воздействия судоходства на окружающую среду. С 2020 года IMO ужесточила нормы для морского топлива, серьезно сократив максимальное содержание серы в нем. Предполагается, что новые правила уменьшат загрязнение окружающей среды.
По мнению аналитика «Фридом Финанс» Евгения Миронюка, теоретически задержка в строительстве СПГ «Криогаз-Высоцк» может быть связана с тем, что цена на природный газ достигла локального минимума. «Это связано с существенными запасами ресурса, которые накопили основные страны-потребители, а также с окончанием отопительного сезона», — полагает Евгений Миронюк.
Между тем сейчас ситуация для увеличения поставок СПГ в Европу благоприятная. По мнению партнёра консалтинговой компании «РусЭнерджи» Михаила Крутихина, спрос на СПГ в Северо-Западной Европе есть. «Цены за последнее время поднялись, и «Криогаз-Высоцк» вполне может нарастить поставки в ближайшие годы», — говорит он.
Газ вместо нефти
Рынок СПГ стойко прошёл пандемию. По данным Shell, спрос на эту продукцию в 2020 году незначительно вырос — с 358 млн т до 360 млн т. «Во многом помог выросший на 7 млн т спрос на СПГ в Китае», — комментирует Сергей Кауфман. По его мнению, «НОВАТЭК» может разморозить строительство второй очереди «Криогаз-Высоцка».
«Недавно аналитики из Wood Mackenzie спрогнозировали, что СПГ заменит в качестве бункерного топлива около 700 тыс. баррелей суточного спроса на нефть. В связи с этим мы считаем, что возврат к обсуждению расширения проекта «Криогаз-Высоцк» может произойти в ближайшие год-два» — заключает он.
Однако другие эксперты считают, что строительство второй очереди может начаться позже. Евгений Миронюк напоминает, что «НОВАТЭК» специализируется на больших объемах отгрузки СПГ на азиатские рынки. «Другие же СПГ-проекты «НОВАТЭКа» в краткосрочной перспективе закрывают потребности иностранных заказчиков в СПГ. Кроме того, на западном направлении высока конкуренция с «Газпромом», — добавляет аналитик.
«Криогаз-Высоцк» может увеличить мощности почти до 2 млн т в год (что является небольшим объемом), но произойдет это не в ближайшем будущем», — уверен Евгений Миронюк.
Справка «Нового проспекта»:
В 2020 году производство СПГ в России выросло на 3,5%, до 30,5 млн т, при этом экспорт увеличился на 11 млн т, до 29,3 млн т. Рост поставок обеспечило расширение проекта «НОВАТЭКа» «Ямал-СПГ». Компания также строит завод мощностью почти в 20 млн т «Арктик-СПГ-2», этот проект реализован на 32%. Строительство идёт по плану, ввод первой очереди запланирован на 2023 год. В текущем году «НОВАТЭК» намерен запустить четвертую очередь «Ямала-СПГ».
Еще один крупный поставщик СПГ — проект «Сахалин-2» консорциума Sakhalin Energy, где контрольным пакетом владеет «Газпром». По прогнозу Минэкономразвития, к 2024 году Россия увеличит экспорт СПГ почти до 48 млн т.
В Ленобласти построят завод стоимостью более 90 млрд рублей
Метанол на экспорт
О том, что разработчик проекта — НИИ карбамида из Нижегородской области — уже приступил к проектированию производственной площадки, сообщил РБК Нижний Новгород. Предполагается, что мощность завода составит 1,6 млн т метанола в год. Проектные работы будут завершены к концу 2021 года, объект будет сдан не позднее 2023 года.
Что касается компании, которая отвечает за реализацию проекта — ООО «Газ Синтез» — то она была зарегистрирована в 2018 году. По данным СПАРК, ее владельцы — кипрский офшор (99%) и Евгений Конев (1%). Напомним, другая компания Конева — ООО «СПК Высоцк» — планирует построить в том же порту Высоцк угольный терминал — этот проект также финансирует «Лукойл». Близкой связи между этими компаниями и «Лукойлом» по данным СПАРК не видно.
Один среди пяти
Аналитики называют экспорт метанола «горячей темой». «Метанол — одна из самых «горячих тем» в химической промышленности; мировой рынок метанола растет на 5-6% в год. Экспорт из России за прошлый год вырос на 15-20% и приближается к 2 млн т. В основном, он осуществляется через Финляндию и Польшу, поэтому вполне оправдано размещать производство метанола для экспорта вблизи балтийских портов», — уверен аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.
Дешево и близко
Начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский напоминает, что в странах Евросоюза, куда экспортируется львиная доля метанола, основные конкуренты России — производители из стран Ближнего Востока и Африки. По мнению эксперта, российские производители успешно конкурируют с ними за счет невысокой цены на продукцию (в связи с недорогим сырьем), а также более быстрых поставок продукции.
При этом эксперты отмечают, что реализацию заявленных проектов сдерживает их высокая стоимость. Кроме того, говорит Кумановский, новые производства могут столкнуться с дефицитом сырья, если будут сдвигаться сроки строительства газопровода «Северный поток-2», который (наряду с действующим «Северным потоком») будет поставлять газ для производства метанола в Ленобласти.
Справка
Емкость мирового рынка метанола в прошлом году составила около 80 млн т; к 2025 она может вырасти до 122 млн т, подсчитали в компании Vygon Consulting. По данным Merchant Research & Consultant limited, 7/8 мощностей по производству метанола сосредоточено в Азиатско-тихоокеанском регионе (преимущественно в Китае), на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке, и только 1/8 — в Европе и Северной Америке. Основные потребители метанола — КНР, ЕС и США.
Высоцкий порт прирастает фантомом Газпрома
Будущая новая территория порта Высоцк охватывает почти весь полуостров Конек в бухте Дальняя в Финском заливе, рядом с которым располагается газпромовская КС «Портовая».
Чрезмерная скромность прячет деловую революцию. В порту Высоцк должен появиться самый крупный на Северо-Западе и четвертый в России комплекс по производству сжиженного природного газа и его морской перевалке. Это тот самый СПГ, которым несколько лет назад расцвел Ямал, и с которого вошел в моду Северный морской путь.
«Криогаз Высоцк» обещает раскрутиться почти до 2 млн тонн в год, но когда-нибудь потом. Это мало, но не стыдно: после «Ямала СПГ» (18 млн тонн в год) и «Сахалина-2» (11 млн тонн в год) он третий и пока единственный.
Но сомнения есть: про газпромовский проект в газетах невозможно читать без слёз.
Май 2020-го. Агентство экономической информации «Прайм» сообщает об инициативе Минтранса по включению в границы порта Высоцк территории будущего СПГ-комплекса и утешает: «Комплекс СПГ на данный момент находится в завершающей фазе строительства».
Без указания даты. ООО «Газпром СПГ Портовая» называет себя на корпоративном сайте скромно: «реализующая стратегию развития отечественной индустрии сжиженного природного газа». И о сроках: «Сейчас проект находится в завершающей фазе строительства».
Интересно, как проявит себя публично проект после приписки к порту Высоцк.
Получить хоть какие-то пояснения ни у «реализующего стратегию», ни у «Газпром инвеста» не удалось. Опубликованный на сайте телефон долго ласкает слух обещанием соединить с оператором.
У эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова отношение к проекту (при условии, что он будет все-таки реализован), скорее, позитивное:
Лев Годованник,
для 47news
Справка:
Границы территории и акватории портов устанавливаются правительством РФ. В этих границах действует правовой режим безопасности судоходства, пограничный, таможенный и другие виды государственного контроля и режима, а также международные правила морской безопасности и торгового мореплавания.
При строительстве нового морского терминала его надо включить в границы порта. Координаты территории и акватории строящегося объекта добавляются к ранее установленным границам распоряжением правительства РФ. Это называется расширением границ порта. Координаты нового терминала определяются разработчиками проекта и согласуются с Минтрансом, который готовит проект соответствующего распоряжения правительства.
Граница порта может быть не целым участком, а состоять из отдельно стоящих терминалов на разном удалении друг от друга. Акватория всегда в госсобственности, зато территории терминалов могут быть как в собственности государства, так и частных компаний, или арендованными.
«Никаких комментариев даже себе самим». Призрак метанола вернулся в порт Высоцк
«Лукойл» претендует на половину российского экспорта метанола, собираясь построить завод по его производству и морской терминал по перевалке в Высоцке. В регионе появляется новый портовый игрок. За поставку газа будут конкурировать «Газпром» и «Новатэк».
Метаноловый комплекс станет второй частью проекта компании «Сухогрузный перегрузочный комплекс Высоцк», предполагающего сооружение в том же порту терминала по перевалке угля мощностью 15 млн тонн в год, что составляет около 40% всей сегодняшней перевалки угля в российских портах Балтийского моря. Широкой аудитории об этом стало известно в декабре прошлого года.
Что касается метанольного проекта, речь идет о глобальном: сегодня 1,6 млн тонн метанола в год составляют примерно треть всего производства спирта в России и почти 80% всего отечественного экспорта этого продукта.
Заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов подтвердил 47news намерения «Лукойла» по строительству в Высоцке завода по производству метанола и морского терминала по его перевалке. От расширенных комментариев чиновник отказался, сославшись на их некорректность без участия инвестора.
Заместитель генерального директора по работе с органами государственного управления ООО «Балтийская нефтесервисная компания» Владимир Калуженов (экс-глава компании «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт») присутствовал на встрече Дрозденко и Алекперова. На предложение о комментарии о производстве метанола и строительстве терминала он отреагировал эмоционально:
— Я никогда не дам никаких комментариев именно по этому терминалу. Никому. Даже самому себе.
— Почему?
— Потому что! Не хочу. Терминал стоит жестко в условии необходимости его реализации, но у нас там первым номером идет угольный терминал, а метанольный идет вослед.
— Там будет и производство метанола?
— Да, будет и производство, судя по технико-экономическому расчету. Всё!
Владимир Калуженов отключил телефон. У автора статьи сложилось впечатление, будто метанольный проект совсем не такой простой, как угольный.
«Балтийская нефтесервисная компания» зарегистрирована в Ленинградской области. Принадлежит московскому бизнесмену Павлу Тер-Осипову, кто возглавляет ООО «СПК Высоцк». Организация реализует угольный и метанольный проекты в одноименном порту. Собственно, метанольной составляющей занимается, по сведениям 47news, ООО «Газ-Синтез». Обе компании зарегистрированы в области прошлой весной и принадлежат московскому предпринимателю Евгению Коневу. Связи между ними и «Лукойлом» не видно.
Неизвестное К
Информационно-аналитическая система «СПАРК-Интерфакс» видит зарегистрированного в Москве 43-летнего Евгения Конева из Тюменской области. Он стопроцентный владелец восьми компаний в Москве, Петербурге и Ленинградской области.
Весной 2017 года «Трансмагистраль» и «Смарт Ойл» реорганизовались в ООО «Новая транспортная компания» (НТК), где бизнесмен до сих пор сохранил позиции единственного владельца и гендиректора. НТК занимается морскими грузоперевозками. Летом 2017 года он становится владельцем трех связанных с транспортом и логистикой компаний, в каждой из которых 48% долей принадлежат ему лично, а 52% через «НТК»:
В медийном пространстве можно найти упоминания лишь про ООО «ЛК Волга». Компания владеет рейдовым комплексом для перевалки арктической нефти в порту Мурманск, работающим в интересах «Лукойла».
Следующий пик активности Евгения Конева приходится на весну прошлого года.
В начале мая 2018 года он регистрирует и оформляет на себя две компании в Ленинградской области:
В конце мая Евгений Конев становится 100% владельцем и генеральным директором зарегистрированного в Москве ООО «Моршельф Заполярье», специализирующегося на морских грузовых перевозках и имеющего 5 млн рублей уставного капитала.
Рискнем предположить: весной 2018 года Конев ставит на порт Высоцк.
Реанимация
«Балтийская газохимическая компания» декларировала терминал мощностью 1,7 млн тонн в год на 65 гектарах с инвестициями в 1,3 млрд рублей. «НГСК» размахнулась на 224 гектара и тоже на 1,7 млн тонн продукта в год. Заявленные вложения превышали 1 млрд долларов.
Следующие четыре года проекты-близнецы не подавали медийные признаки существования. Но оценим масштабы фантазий того времени: в России тогда производилось около 3 млн тонн метанола в год, значит, «разошедшиеся в вопросах концепции» инвесторы собрались производить метанола больше, чем во всей стране.
В сентябре 2016 года накануне Международного экономического форума в Сочи в деловых СМИ проявились планы польской компании Ekozon о строительстве завода по производству метанола в Пикалево или в Кингисеппе. Анонсировались инвестиции в размере 62,3 млрд рублей, прочие параметры не разглашались. С тех про этот проект мало кто слышал.
Экспорт российского метанола в случае реализации заявленных в Ленинградской области проектов применительно к сегодняшней статистике:
И вот на этот до сих пор так и не появившийся рынок приходит новый игрок, неизвестный медийному сообществу, московский бизнесмен Евгений Конев со своими «СПК Высоцк» и «Газ-Синтезом». И он первый, кто появился с публичным покровителем, главой «Лукойла» Вагитом Алекперовым.
В 2018 году в России произведено около 4,4 млн тонн метанола, из которых 1,9 млн тонн отправлено на экспорт. Основные экспортеры: ПАО «Метафракс» (Пермь), ООО «Сибметахим» (Томск), ОАО «Щекиноазот» (Тула) и ООО «Томет» (Самара).
Если предположить, что планы «Балтийской газохимической компании» и «РусХимКома» в порту Усть-Луга, а также «Газ-Синтеза» в порту Высоцк сбудутся, то, применительно к сегодняшней статистике, Ленинградская область станет производить на 14% метанола больше, чем выпускается сегодня во всей России, и, исходя из данных на сегодняшний день, будет контролировать около 73% его экспорта.
Константин Шмелев
для 47news
Высоцк СПГ.
Загадки первого в России среднетоннажного СПГ-проекта
Статья в аналитическом онлайн-журнале «Геоэнергетика.ru»
24 апреля 2019г. президент России в режиме видеоконференции дал старт первой отгрузке СПГ с нового завода НОВАТЭКа «Криогаз-Высоцк» — второго СПГ-проекта НОВАТЭКа и первого среднетоннажного.
На заводе «Криогаз-Высоцк» теперь работают две производственные линии мощностью по 330 тысяч тонн СПГ в год, то есть общая производительность составит 660 тысяч тонн в год, и по этой характеристике проект относится к среднетоннажным – ими считают производства по сжижению природного газа мощностью до 1 млн тонн продукции в год. Кроме того, отмечалось, что в составе инфраструктуры «Криогаз-Высоцка» имеется резервуар для хранения СПГ емкостью 42 тысячи кубометров и причал, способный принимать танкеры-газовозы вместимостью до 30 тысяч кубометров. Обычно, когда речь идет о различных СПГ-проектах, принято оперировать не кубометрами, а тоннами, пересчет несложен: завод обеспечен емкостью для хранения вместимостью до 25 тысяч тонн СПГ, причал способен обслуживать газовозы, способные перевозить до 21 тысячи тонн продукции.+
Большой список загадок среднетоннажного СПГ-проекта
Казалось бы – а что еще нужно знать про этот проект? Такого вот объема информации вполне достаточно, но это только в том случае, если не дать себе роскоши попытаться задуматься чуть глубже. «Криогаз-Высоцк» называют проектом НОВАТЭКа, однако крупнейшей частной газовой компании России в акционерном капитале завода принадлежит только контрольный пакет в 51%, а оставшиеся принадлежат «Газпромбанку». Не самому Газпрому, а именно финансовой структуре – то есть условные «банкиры» внезапно приняли решение реализовать проект в реальном секторе экономики. А вот ресурсный источник для «Криогаз-Высоцка» принадлежит именно Газпрому – «источником» является Единая система газоснабжения (ЕСГ), газ в которую поступает из «глубины сибирских руд». Газпром – это точно не та компания, которая способна продавать газ по себестоимости, а в данном случае речь идет о ежегодных поставках на новый завод в объеме до 920 млн тонн – весьма приличный для внутрироссийского рынка потребитель, такую прибыль Газпром точно никому «прощать» не склонен. НОВАТЭК соглашается оплатить стоимость поставок Газпрому, оплатить производственные затраты – так на какую же маржу он тогда рассчитывает?
Напомним, что ресурсный источник крупнотоннажного завода «Ямал СПГ» является гигантское Южно-Тамбейское месторождение, лицензия до 2045 года на которое принадлежит НОВАТЭКу. НОВАТЭК на Ямале действует как вертикально интегрированная компания: сам провел все необходимые геологоразведочные работы, самостоятельно довел объем ежегодной добычи до 27 млрд кубометров, НОВАТЭКу принадлежит контрольный пакет акций в проекте «Ямал СПГ», НОВАТЭКу принадлежат танкреы-газовозы ледового класса ARC-7, которые в международной классификации имеют собственный класс – Yamalmax. А в Высоцке у НОВАТЭКа только контрольный пакет акций самого завода – газ поставляет Газпром, танкеры-газовозы фрахтуются на рынке или используются суда покупателей, да еще и половину прибыли придется отдавать банкирам.
Загадки проекта «Криогаз-Высоцк» на этом отнюдь не заканчиваются. Компания «Криогаз» была создана в 1993 году, в 2007 году все 100% ее акций были выкуплены польской финансовой группой CP Energia S.A., с 2009 года «Криогазом» руководит гражданин Польши Рышард Рудницки. В 2011 году «Криогаз» перешел под контроль «Газпромбанка», однако генеральный директор остался на месте. Под руководством пана Рудницки «Криогаз» построил малотоннажный завод в Псковской области – между прочим, именно с него прошли первые в России экспортные поставки СПГ в Евросоюз.
КСПГ Псков. Криогаз
Рышард Рудницки, отказавшись возвращаться в мир финансов, руководил работами компании при строительстве малотоннажного завода в Калининградской области, на завершающей стадии находятся переговоры о строительстве еще одного малотоннажного завода в Карелии. На сколь «замечательном» уровне находятся межгосударственные отношения России и Польши широко известны, однако со стороны польских финансистов отношение к СПГ-проектам на территории России самое дружественное, какое только можно себе представить. «Криогазу» принадлежит целый ряд патентов по технологиям малотоннажного сжижения, однако никто эти патенты из России даже не пытался «уводить», теперь уже бывшие польские владельцы не высказывали никаких претензий даже в тот момент, когда контроль над предприятием переходил под контроль банка, аффилированного с Газпромом, которого польские политики только что главным врагом Польской Республики еще не объявили.
Загадочно выглядит и месторасположение завода «Криогаз-Высоцк». Многие ли из вас, уважаемые читатели, раньше слышали про город Высоцк? Известен он, прежде всего, тем, что вот уже несколько лет «спорит» с Верхоянском за звание самого маленького города России. По данным на конец 2018 года в Высоцке проживало 1’115 (на всякий случай прописью – одна тысяча сто пятнадцать) человек, Высоцк опередил Верхоянск на целых 22 человека. «Криогаз-Высоцк» обеспечил 175 рабочих мест, его для Высоцка можно считать градообразующим предприятием – тут могут работать 15% населения города. Могут, но не станут, поскольку, вероятнее всего, трудиться будут «понаехавшие тут» из Выборга – до райцентра всего 30 км через морской пролив. Мало того – конкуренты по «градообразованию» не дремлют – не так давно ЛУКОЙЛ объявил о своем намерении уже в 2019 году приступить к строительству в Высоцке еще одного сухогрузного терминала для своих нефтепродуктов, что обеспечит еще 170 рабочих мест. По секрету заметим, что этот микро-город широко известен в узких кругах – через порт Высоцк в 2017 году вывезено 7,5% от общего объема экспортных поставок российского угля, причем весь этот уголь ушел в страны Евросоюза. Высоцк, таким образом – значимая величина для энергетики России, через него идут нефтепродукты и нефть, уголь, а теперь вот еще и СПГ.
Но и это еще не все загадки «Криогаз-Высоцка». Среди прочих подробностей об этом заводе СМИ писали и о том, что на нем «будет использована технология смешанного хладагента со 100%-ным сжижением», но как-то стеснительно забыли рассказать о том, кому принадлежит патент на эту технологию, как обстоят дела с локализацией в России производства оборудования для этой технологии. Технология малотоннажного сжижения газа у России имеются – как мы уже говорили, патенты на нее получены компанией «Криогаз», которая контролируется «Газпромбанком». Производство оборудования для этой технологии в России освоено весьма уверенно – подмосковный «Криогенмаш» успешно завершил переговоры о поставке мини-заводов СПГ в Китай. Но технологии среднетоннажного сжижения в России нет, единственное исключение – «Арктический каскад», патент на который принадлежит НОВАТЭКу, но в данном случае название исключительно говорящее. «Арктический каскад» разработан и будет применяться в арктической зоне России, поскольку для него климат Арктики является существенным производственным фактором, использование которого приведет к снижению себестоимости производства СПГ. Но Ленинградская область – это отнюдь не Арктика, так что для «Криогаз-Высоцка» явно подобрана какая-то другая технология.
Церемония первой отгрузки СПГ с завода «Криогаз-Высоцк»
Список вопросов достаточно большой, хотя проект кажется не самым масштабным – «Криогаз-Высоцк» на самом деле весьма важен не только для его акционеров, но и для всей экономики России. На наш взгляд, краткость сообщений, посвященных этому заводу, сослужила не самую удачную службу – слишком уж многие не обратили на него особого внимания.
Российская романтика для польского предпринимателя
Попробуем дать ответы, традиционно используя для этого исключительно открытые источники информации, но начнем с почти философского, зато самого очевидного для автора этой статьи с его фамилией: по какой же такой причине Рышард Рудницки не вернулся в 2011 году в мир европейских финансов? Ответ до предела прост – скучно в Европе в последние годы, и чем дальше – тем скучнее. Крупных проектов практически не осталось, любая инициатива годами проходит согласования в бесконечных бюрократических лабиринтах Брюсселя – города, ставшего «столицей» Евросоюза. А Россия с ее непредсказуемостью, с ее масштабами – завораживает, увлекает, будит желание творить выдумывать пробовать. В Европе если уж проект того или иного производства согласован во всех инстанциях – он рано или поздно будет реализован в строгом соответствии со всеми предписаниями. В России все может выглядеть совершенно иначе, если, конечно, проект не имеет государственного значения.
Договор на строительство СПГ-завода в Псковской области «Криогаз» подписала в 2015 году – именно тогда местным властям удалось согласовать с федеральным правительством финансирование областной программы модернизации энергетической системы, в числе пунктов которой был предусмотрен и перевод двух стареньких мазутных котельных (в пушкинских Горках и в Опочке) на СПГ. СПГ – потому, что строительство газоотвода обошлось бы дороже, рациональнее проблему можно было решить за счет строительства мини-завода и автомобильной транспортировки. «Криогаз», получив кредит в «Газпромбанке» в размере 670 млн рублей, всего за год сумел построить малотоннажный завод расчетной мощностью 20 тысяч тонн СПГ в год (для этого требуется порядка 27 млн кубометров обычного газа), уложившись в контрактные сроки. Но за этот год что-то изменилось с планами министерства финансов, и деньги для модернизации котельных в Псковской области выделены не были. Итог – мини-завод СПГ появился, а, казалось бы гарантированный сбыт его продукции исчез.
Казалось бы, момент достаточно печальный – то ли держать завод закрытым, то ли выпрашивать у «Газпромбанка» кредиты на строительство в Псковской области СПГ-заправок для автотранспорта при условии отсутствия транспорта, способного использовать СПГ в качестве топлива. И вот при чем тут гражданин ЕС в качестве руководителя «Криогаза»? Да при том, что пан Рудницки был осведомлен о том, что Еврокомиссия, в целях усиления борьбы с выбросами вредных газов в атмосферу, издала очередную директиву – регулу, исполнение которой является строго обязательным для всех стран, входящих в ЕС. С 2025 года все суда, перемещающиеся в акватории Балтийского моря, должны использовать топливо с содержанием серы не более 0,5% — в семь раз меньше, чем это разрешено сейчас. Для компаний-судовладельцев это было, да и остается, шоком – нужно либо искать поставщиков дизельного топлива экстра-класса, либо устанавливать целые системы специальных фильтров весьма немалой стоимости. «Под напряжением» оказалась и компания Tallink – владелец и оператор паромов и паромной линии Таллин – Хельсинки. По ее собственным планам подходило время менять один из стареньких паромов на что-то новое и, чтобы не связываться со всеми этими фильтрами и супер-дизелем, она заказала на судостроительном заводе в Финляндии паром Megastar, судовая установка которого использует СПГ. СПГ по содержанию серы проходит любые нормативы, так что решение было логичным. Объем баков Megastar – 600 кубометров, на один рейс требуется 18 тонн СПГ, на год – 12’000 тонн. А дальше сработал стереотип: если судно будет ходить на газе, надо идти в Eesti Gaas. Там кивнули – отличный клиент, «надо брать», ведь СПГ-терминалы есть у соседей в Литве, можно даже с Польшей договориться.
Паром Megastar компании Tallink
И вот тут выяснилось, что от стереотипов придется отказаться. Литовский Indenpendence и польский «Свиноуйсьце» созданы для того, чтобы принять СПГ, провести регазификацию и отправить в газораспределительную систему газ. Никакой заправки самим СПГ, без регазификации, технически не предусмотрено. СПГ как бы есть – но его как бы нет. А финские корабелы докладывали, что строительство Megastar строго по графику, в первом квартале 2017 года они будут готовы передать судно заказчику. Eesti Gaas вполне мог попасть в неприятную ситуацию – если бы вынужден был отказаться от выполнения уже подписанных контрактов. Рышард Рудницки оказался тем человеком, который помог эстонским газовых дел мастерам понять, что при всем богатстве выбора другой альтернативы нет – СПГ-завод в Пскове на тот момент оказался единственным в регионе. В итоге два одиночества, одно – без сбыта, второе – без поставщика, в конце 2016 года встретились в Пскове и хлопнули по рукам, подписав контракт Eesti Gaas приобрел в Германии восемь криогенных прицепов, и теперь грузовики без устали носятся по маршруту Таллин – Псков и обратно. Megastar курсирует ежедневно, каждую ночь его заправляют по системе track-to-ship псковским газом, по итогам 2017 года Eesti Gaas аккуратно поставил те самые 12’000 тонн СПГ, завод «Криогаза» работал пусть и не с полной нагрузкой, но хотя бы на 60% мощности. Ну, вот могло ли с паном Рудницки хоть что-то подобное случиться в его предсказуемом на все 100% Евросоюзе? Строить завод для внутреннего потребления, а в результате оказаться первым российским поставщиком СПГ в Европу – такое возможно только в России! Какие, к черту, скучные финансовые операции в Польше и в ЕС вот после такого-то?
Еврокомиссия свою регулу отменять не собирается, на стапелях вовсю идет строительство новых кораблей с двигателями под СПГ. Эстонские партнеры псковских газовых дел мастеров уверены, что объемы будут только увеличиваться – в конце 2017 года регула ЕК была дополнена новым требованием. Теперь в каждом порту Балтийского моря должна быть обеспечена возможность заправлять СПГ все корабли, которым это необходимо. Eesti Gaas, так уж получилось, стала первооткрывателем этого бизнеса, что дает определенные преимущества. Что еще сказать? В июне 2018 года «Криогаз» сообщил о том, что закончил разработку проекта второго своего завода в Псковской области – на 150 тысяч тонн. Портов в прибалтийских республиках не так уж и мало, рабочие места Псковской области точно не помешают. Сумеет ли эстонская компания остаться «монополистом» по экспорту псковского СПГ – увидим, а пока просто констатируем факт: при подключении польского темперамента знаменитую «торопливость горячих эстонских парней» как рукой снимает.
Несколько слов о Высоцке
Достаточно прост ответ и на вопрос «почему Высоцк?». Первое наименование города – Тронгзунд, которое он получил от своего основателя, Петра I, который в 1710 году решил прикрыть морской подход к только что отвоеванному у шведов Выборгу островными укреплениями. Trong по-шведски – «узкий», sund – «пролив», отсюда и первое название. В 1864-1867 здесь была возведена уже вполне серьезная крепость, от которой в настоящее время сохранились только руины. Портом Тронгзунд стал в годы, когда городок именовался Уурас (uuras – «трудолюбивый») и входил в состав Финляндии. Порт Выборга не имеет больших глубин, у острова Уурас они имелись, так что решение было совершенно логичным. В 1940 Уурас отошел к Выборгскому району Карело-Финской ССР и тогда же получил статус города. После 1944, когда Уурас снова стал советским городом, прошла массовая замена наименований всех населенных пунктов Карельского перешейка, и зимой 1948 Уурас стал Петроостровом, но уже в конце того же года вновь сменил название в память героически погибшего здесь в годы советско-финской войны пулеметчика Кузьмы Демидовича Высоцкого.
Город Высоцк
В Высоцк проложена железная дорога, которая в комплекте с большими глубинами и стала основой для развития угольного порта, а в начале нулевых здесь появился и второй порт, построенный ЛУКОЙЛом для перевалки светлых и темных нефтепродуктов. ЛУКОЙЛ намерен строить вторую очередь порта, есть планы по строительству грузовых терминалов для товаров лесопереработки. Будет ли расти Высоцк как город или же тут будет все больше людей из Выборга, пока сказать сложно – из райцентра в город-порт ведет еще и автомобильная дорога, но вот то, что значение этого транспортного узла будет только увеличиваться, спорить не приходится.
Промышленная группа «Газпромбанка»
Давайте еще раз посмотрим на акционерный состав «Криогаз-Высоцка». Контрольный пакет у НОВАТЭКа, 49% у «Газпромбанка» — кажется, все понятно, все традиционно: НОВАТЭК начинает не первый проект, в который затем приглашает других участников, так происходило с «Ямал СПГ», по тому же алгоритму сейчас реализуется проект «Арктик СПГ-2». Но с «Криогаз-Высоцк» все происходит с точностью до наоборот: это «Газпромбанк» разработал проект среднетоннажного СПГ-завода в Высоцке, это «Газпромбанку» каким-то чудом удалось договориться с Газпромом о строительстве газоотвода, мощность которого позволяет поставлять на «Криогаз-Высоцк» до 2,5 млрд кубометров газа в год. Не исключено, что есть какие-то тесные связи между председателем совета директоров «Газпромбанка» и председателем правления Газпрома – тема ищет исследователей, мы ограничимся тем, что подскажем направление поисков: именно эти два поста совмещает Алексей Борисович Миллер.
Только после того, как проект прошел все стадии согласования, господа банкиры пригласили к участию в нем НОВАТЭК. Согласитесь – совершенно необычно и для НОВАТЭКа в частности и для российского банковского сектора вообще. Вот только, когда речь идет о «Газпромбанке», приходится ломать стереотипы. Этот банк владеет 100% акций ОМЗ, холдинга «Объединенные машиностроительные заводы «Группа Уралмаш-Ижора», в составе которого Ижорские заводы, ОМЗ-Спецсталь и ОМЗ-литейное производство в Санкт-Петербурге, Глазовский завод «Химмаш», Уральский металлургический завод и «Уралхиммаш» в Екатеринбурге, уже упомянутый «Криогенмаш» в Балашихе и чешское предприятие Skoda JS a.s., которое тихонько так производит оборудование для АЭС с реакторами ВВЭР, PWR, BWR и оборудование для хранения облученного ядерного топлива. «Газпромбанку» принадлежит 100% акций «РЭП-холдинга», в составе которого старейшее промышленное предприятие Петербурга «Невский завод», завод «Электропульт», институт энергетического машиностроения и электротехники. «Газпромбанк» — это еще и ОАО «Гипрокислород», которое в советское время именовалось «Государственный институт по проектированию кислородных заводов». Список можно продолжать и дальше, а заодно досадовать, что промышленные предприятия «Газпромбанка» не консолидированы в единую структуру – не очень удобно искать, кто входит в эту условную промышленную группу. Общий вывод очевиден – «Криогаз-Высоцк» отнюдь не случайный проект для «Газпромбанка».
Французская технология с русским акцентом
Об успехах России писать легко и приятно, но «узких мест» в нашей промышленности, прямо скажем, достаточно. Одно из них – отсутствие собственных технологий среднетоннажного сжижения природного газа и логично вытекающее отсюда отсутствие производства соответствующего оборудования. На «Криогаз-Высоцке» будет использоваться технология Liquefin™, патент на которую принадлежит французской компании Air Liquide. Этот лицензиар был выбран «Газпромбанком» весьма тщательно: именно Air Liquide согласилась на жесткое требование российских «газовых банкиров»: готовность полностью раскрыть свое ноу-хау для разработки российской технологии производства технологических линий. В результате уже при производстве оборудования для первого проекта, которым стал «Криогаз-Высоцк» уровень локализации составил 60-70%.
Уже сейчас очевидно, что промышленной группе «Газпромбанка» явно под силу довести уровень локализации до 100%, теперь это просто вопрос времени. Изначально «Газпромбанк» наверняка был уверен, что справится с проектом завода в Высоцке самостоятельно, безо всяких компаньонов – надо же кому-то решить проблему газификации Финляндии, сколько уже можно! Нет, все в порядке, тут все буквы на месте: из-за гранитных полей, покрывающих немалую часть территории этой страны газификация за счет прокладки трубопроводов возможна далеко не везде. Gasum, государственная газовая компания Финляндии решает проблему единственно возможным способом – за счет поставок СПГ, а у Газпрома кое-какие связи с этой компанией имеются – до весны 2016 года российскому концерну принадлежали 25% ее акций. Казалось бы – ну что такое эти вот 660 тысяч ежегодных тонн СПГ из Высоцка для целой Финляндии? Однако финские парни нерасторопностью отличаются только в анекдотах – у Gasum до октября 2018 года была собственником 70% акций норвежской компании Skangass AS, лидера в поставках СПГ в Скандинавии через собственную сеть и обладателя долгосрочного контракта с СПГ-заводом Risavika LNG Production в норвежском Ставангере.
В октябре ситуация у скандинавов существенно изменилась – нет больше компании Skangass AS, есть только компания Gasum, финны выкупили все 100% акций и дали ей свое название. Итог – подписать контракт на весь объем продукции «Газпромбанку» с финнами так и не удалось, и вот только тогда в проект «Криогаз-Высоцк» был приглашен НОВАТЭК. Кстати, распределение акций практически точно совпадает с теми объемами СПГ, которые будут распределять «Газпромбанк» и НОВАТЭК. У банка – среднесрочный контракт с Gasum на 300 тысяч тонн продукции в год, оставшиеся 360 тысяч тонн предстоит реализовывать НОВАТЭКу. Кредиты, лизинги, десятки крупных проектов, промышленная группа – ну, вот не захотелось банку брать на себя еще и газовый трейдинг, проще было пригласить профессионалов из НОВАТЭКа, тем более, что этой компании производство СПГ в Балтийском регионе явно было необходимо.
Российско-бельгийский проект в немецком порту, Росатом, СПГ и миниатюрный «глобализм»
В октябре 2018 года совместное предприятие НОВАТЭКа и бельгийской газовой компанией Fluxys получило в аренду земельный участок в немецком порту Росток, где будет строиться СПГ-терминал мощностью 300 тысяч тонн в год. Цель создания терминала – бункеровка морских судов, использующих СПГ в качестве моторного топлива и реализация продукции в автоцистернах на европейском рынке. Именно возможность реализации СПГ мелкооптовыми партиями, обеспечивающими максимальную торговую маржу – причина, по которой НОВАТЭК вошел в проект в Высоцке, а побудительным мотивом для бельгийцев является все та же регула Еврокомиссии о снижении содержания серы в выхлопных газах морских судов. Кажется, список загадок «Криогаз-Высоцка» уже подходит к концу, осталось совсем немного – разобраться, каким образом в проект оказалось вовлечено одно из предприятий Росатома и откуда на спотовом европейском рынке СПГ появились партии этого товара еще до первой официальной с нового терминала в Высоцке.
Порт города Росток (Германия)
Пуско-наладка технологических линий завода – это еще и ответ на загадку досрочных поставок СПГ из Высоцка, ничего необычного в этом нет. Даже в том случае, когда в цеху появляется новый совсем простенький токарный станок, его сначала проверят – соответствует ли он паспортным данным. Линию для сжижения смонтировали – тут же и проверили, все ли в порядке с технологией. А результат проведения пуско-наладочных работ – те самые 70 тысяч кубометров СПГ, которые и были проданы небольшими партиями на спотовом рынке. Если внимательно посмотреть на все сообщения по этому поводу – эти 70 тысяч кубометров были доставлены различным потребителям за семь рейсов, то есть партиями по 10 тысяч кубометров.
Не более, чем технологическая необходимость, никаких глобальных выводов из этого делать нет никакой нужды. А таковые имелись – несколько СМИ успели написать о «глобальном наступлении российского СПГ на Литву». Эта страна действительно прикупила три партии СПГ у «Криогаз-Высоцка», вот только ничего глобального в этом точно не было. Три партии СПГ из Высоцка – это около 30 тысяч кубометров СПГ или, после регазификации, чуть более 25 млн кубометров газа в его обычном состоянии. А годовая мощность регазифкационного судна Independence, которое с 2015 года трудится в морском порту Клайпеды – 4 млрд кубометров. Процентное соотношение предлагаем высчитывать самостоятельно, у нас вот получается, что «Криогаз-Высоцк» сумел задействовать 0,6% мощности Independence. Глобальные выводы, говорите? Ну-ну. Да и не так велик тот Евросоюз, чтобы в Литве не знали про российско-бельгийский проект в немецком порту – все отлично понимают, что СПГ из Высоцка «на сторону» НОВАТЭК будет продавать немного и недолго. Недолго – это ровно тот период времени, который уйдет на строительство СПГ-терминала в Ростоке, не более того.
Главный же для промышленности России результат реализации проекта «Криогаз-Высоцк»: то, что на следующих среднетоннажных СПГ-проектах локализация вырастет до 95% — промышленники освоили новое для них направление производства. Сильно ли отличается оборудование, которое требуется от «французской технологии с русским акцентом» Liquefin™ от оборудования, которое необходимо для запатентованной НОВАТЭКом технологии «Арктический каскад»? Вот тут требуется ответ от более сильных профессионалов, а мы со своей стороны отметим, что на четвертой технологической линии «Ямал СПГ», которой и станет первая, опытно-промышленная, линия «Арктического каскада», будут использованы газовые турбины мощностью 32 МВт. Вот цитата с сайта РЭП-холдинга:
«РЭП Холдинг» производит высокотехнологичный газоперекачивающий агрегат «Ладога-32» для условий эксплуатации любой сложности, который отличают высокий КПД (36 %), низкий уровень выбросов и значительный ресурс работы».
Впрочем, про «Арктический каскад» и про проект «Обский СПГ» — уже не в этой статье.
Автор: Борис Марцинкевич, Главный редактор журнала «Геоэнергетика.ru»