Что строят в новосибирске под коммунальным мостом
Группа «ВИС» показала с дрона готовность четвёртого моста в Новосибирске
Котлован на площади Инженера Будагова, новые опоры в русле Оби, площадка под пункт оплаты за проезд, подпорная стена и участок с разворотом на площади Энергетиков — московская группа «ВИС» опубликовала на своём YouTube-канале видеоролик о строительстве четвёртого моста, снятый с квадрокоптера в октябре.
Зрители сами могут оценить готовность одного из самых дорогих строящихся объектов города: моста, его развязок, эстакад и тоннелей.
Съёмку начали на площади Труда. Дрон с видеокамерой пролетел над улицей Широкой, развернулся над Станционной, прошёл над площадью Энергетиков и дальше — вдоль будущего моста. С высоты хорошо видно, что от площади Энергетиков в сторону Оби смонтировали несколько пролётов автомобильной эстакады на опорах. Там, где она заканчивается, концессионер готовит площадку для пункта оплаты за проезд по мосту. Это будет самая широкая часть подъездного пути — здесь предусмотрели 22 полосы движения (по 11 в каждую сторону).
Дальше путь пройдёт по тоннелю под железнодорожными путями. Строители подготовили всё для его прокладки. Через этот тоннель водители попадут на саму мостовую переправу.
Пролетев над рекой, дрон показывает, как на правом берегу возводят 114-метровый пилон. А за автомобильной эстакадой на площади Инженера Будагова хорошо виден котлован под ещё одну опору. На неё ляжет съезд с переправы на Ипподромскую.
Сдать четвёртый мост в эксплуатацию вместе со всеми прилегающими развязками, тоннелями, эстакадами и съездами «ВИС» планирует в 2023 году. Стоимость строительства оценивают в 37,2 млрд рублей. Большая часть этой суммы (26,2 млрд) — деньги федерального центра, 8,3 млрд вложит концессионер, 2,7 млрд рублей — доля региона.
Как выглядела стройка моста в октябре, когда в Новосибирске ещё не было снега, смотрите в видеоролике:
Строительство новосибирского ЛДС рискует увязнуть в Оби
Строительство ледового дворца спорта в пойме реки Обь в Новосибирске может столкнуться с проблемой доставки песка для площадки, выяснила Тайга.инфо. Объекты должны возвести к Молодежному чемпионату мира-2023.
ЛДС — это знаковая для Новосибирска стройка, которая должна пройти в достаточно сжатые сроки. Но работы могут столкнуться с организационными и логистическими проблемами, поскольку на стройплощадку необходимо доставить более 1,5 млн кубометров песка. Это необходимо, чтобы арена и подходящие к нему дороги оказались заведомо выше возможного уровня подтопления.
Только под сам ЛДС должно быть отсыпано 700 тыс. кубометров песка, а под все объекты, включая дамбы дорог — 1,6 млн кубометров. Доставка инертных материалов автомобилями существенно дороже, чем по воде, и приведет к разрушению дорог. Между тем, за прошедшие 10 лет Новосибирская область лишилась своего речного флота и большей части инфраструктуры по его обслуживанию.
Кроме арены будет строиться дорожная инфраструктура — вдоль дамбы Октябрьского моста с обеих сторон, проезд под мостом и парковка рядом с ЛДС. Планируется реконструировать площадь Лыщинского и открыть станцию метро «Спортивная». Как именно должен быть доставлен песок в таких объемах на стройку — вопрос пока открытый. Еще не определен генеральный подрядчик, не отыграны соответствующие конкурсы.
Три способа доставки песка
В обсуждении, по сведениям Тайги.инфо, находится три варианта. Первый — привозить песок из карьеров грузовиками. Это дорого и приведет к фактическому уничтожению тех дорог, по которым пойдут грузовики.
Два других способа так или иначе связаны с речным флотом. Один из них предполагает организацию склада песка на берегу — либо в районе городского пляжа, либо ниже моста — и доставку далее грузовиками, но уже только по технологическим дорогам на самой стройплощадке. При другом способе будет организован подводный склад в протоке между стройплощадкой и ближайшим островом. Протока сейчас не используется для судоходства. Далее песок из подводного склада может подаваться помпой на стройплощадку, где намывом создается «подушка» под будущее строительство.
Необходимой техникой и опытом для подводного склада обладает «Сибгидромехстрой», но его гендиректор Леонид Лизунов в разговоре с Тайгой.инфо неоднократно подчеркнул — никаких контрактов еще не заключено и подрядчика определит лишь будущий конкурс.
По его мнению, вариант подводного склада самый экономичный (по подсчетам Лизунова стоимость 1 кубометра песка будет около 600 рублей, в то время как в случае доставки грузовиками — 900−1100 рублей). Но главный аргумент — этот вариант позволяет доставить большие объемы песка в кратчайшие сроки.
Для организации подводного склада и возможности захода барж в протоку необходимо провести дноуглубительные работы, что является уже прерогативой ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей».
ФБУ «Администрация Обского БВП» — государственное учреждение, созданное для эксплуатации и развития внутренних водных путей, а также — обеспечения судоходства на этих путях. Всё это ФБУ делает в рамках госзадания. Но есть список видов работ, которые ФБУ может выполнять и на возмездной основе. На сайте учреждения в их перечне 49 пунктов, в том числе — оказание услуг по хранению и поставке грунтов, нерудных строительных материалов.
ФБУ «Администрация Обского БВП» уже более 10 лет возглавляет Сергей Павлушкин. У организации есть мощные земснаряды, предназначенные для расчистки речного дна, но они не могут перемещать грунт на большие расстояния. В случае привлечения организации с соответствующим оборудованием и опытом, песок, извлеченный с речного дна, может быть задействован для отсыпки подушки под ЛДС. По словам Лизунова, этот объем составляет 600 тыс. кубометров. И еще почти 1 млн кубометров необходимо привезти.
Член общественного совета при минтрансе Новосибирской области Денис Шиховцев в разговоре с Тайгой.инфо раскритиковал проект подводного склада. Он высказал целый ряд опасений, среди которых возможное обводнение строительной площадки и грунтов вокруг нее, негативное воздействие на окружающие дамбы и строения, изменение русла реки. Он считает, что в случае создания насыпей путем намыва необходимо строить водонепроницаемые дамбы вокруг площадки, что убьет экономику проекта. А намытая «подушка» будет менее плотной, чем насыпанная и утрамбованная катками.
Леонид Лизунов считает, что подобные опасения необоснованными и вызваны недостатком знания о «технологии намыва». Он рассказал об опыте своей компании, которая намывала дамбы под Северный обход, Димитровский мост и насыпи под целые микрорайоны в Якутске. Намытые насыпи и подушки не дают потом никаких просадок, а их плотность близка к максимально возможной.
По словам экспертов, прямая разгрузка барж на берег имеет технологические проблемы. Рядом со стройплощадкой ЛДС сможет стать только два или три крана, которые не смогут обеспечить необходимую скорость разгрузки. Все равно придется расчищать дно, чтобы баржи смогли подойти к берегу. А в районе городского пляжа в русло реки выходит скала — там вовсе невозможно углубить дно и обеспечить разгрузку.
Еще одно из опасений общественника Дениса Шиховцева состоит в том, что будущий подрядчик вместо того, чтобы привозить песок из карьеров, незаконно может добывать его прямо из реки.
Леонид Лизунов сомневается, что подобное возможно — «это уголовщина». По его словам, объем, изъятый из реки, высчитывается и определяется по геодезическим замерам — смотрятся отметки глубин «до» и «после» и с высокой точностью определяется изъятый объем. Он уже предварительно вычислен — это 600 тыс. кубометров, но эта цифра скорее всего в результате точных расчетов может быть изменена. Что же касается возможного изменения русла Оби — реке в этом месте особо некуда «гулять». Воздействие строительства на течение прогнозируемо, и соответствующие расчеты будут сделаны.
Проблемы флота
Но что в случае подводного склада, что в случае разгрузки песка прямо на берег, большую часть песка надо будет привезти баржами. Тут мы упираемся в проблему тотальной деградации речного судоходства в Новосибирской области.
Как рассказал Тайге.инфо директор ассоциации судовладельцев Сибири Александр Каракоцкий, с 2008 года по 2018 число судов, эксплуатирующихся в регионе, сократилось в три раза — с 629 до 234. Была продана и распилена на металлолом ремонтная база, а речной порт Новосибирска практически не используется по назначению.
Ситуация складывалась годами. Отчасти ответственность за это может лежать на ФБУ «Администрация Обского БВП», чьи основные усилия направлены на расчистку русла Оби ниже места впадения в нее Томи. В результате большой речной флот «переместился» в Томск, где речные перевозки превышают новосибирские в три раза. Отчасти — на новосибирском правительстве, где нет «главного по реке».
Новосибирск потерял не только большую часть судов, но и уникальную судоремонтную базу. В частности, в городе теперь негде чинить крупные баржи.
По мнению собеседников Тайги.инфо, работающих в области речных перевозок, имеющихся в Новосибирске мощностей флота может не хватить для перевозки необходимого объема песка. Потребуется привлекать суда из соседних регионов, где они будут заняты на других подрядах.
Собеседники также обратили внимание на своеобразный конфликт интересов в деятельности ФБУ «Администрация Обского БВП». С одной стороны, федеральное учреждение должно заниматься расчисткой русла реки и содействовать судоходству, а с другой — задействует свои мощности в коммерческих проектах, выступая участником рынка.
Подобный конфликт ранее уже приводил к правовым последствиям для главы «Администрации Обского БВП» Сергея Павлушкина. В 2010 году Ленинский районный суд Томска признал его виновным по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) и оштрафовал на 100 тыс. рублей. Позже приговор был отменен в связи с декриминализацией статьи.
Тайга.инфо намерена продолжить публикации о судьбе речного флота Новосибирска. Читателям, вероятно, будет интересно, почему он лишился двух третей своего состава и большей части инфраструктуры.
«Мы чужаки, но много делаем для Новосибирска»: кемеровский застройщик представил план развития территории бывшего аэропорта и отбился от претензий местных бизнесменов
Фото Сиб.фм / Густаво Зырянов
Гендиректор компании «СДС-Финанс» Светлана Кононова опасается, что заседания горсовета могут стать площадкой для недобросовестной конкуренции — она заподозрила местных депутатов-застройщиков в травле.
В понедельник, 20 декабря, на заседании комиссии по градостроительству горсовета Новосибирска был представлен план застройки территории бывшего аэропорта Северный в Заельцовском районе, которая принадлежит кемеровской компании. Гендиректор строительной компании «СДС-Финанс» Светлана Кононова показала, как будет выглядеть новый новосибирский микрорайон.
Кемеровскому застройщику предстоит освоить 215 гектаров площади бывшего аэропорта, однако под жилую застройку на этой территории были определены 90 гектаров. Первый этап строительства развернётся на участке в 35 гектаров. Из них на 13 гектарах появится дорожно-транспортная сеть, 18 гектаров займёт социальная инфраструктура: поликлиника на 700 посещений, три детских сада и школа. Поселиться в первой очереди микрорайона смогут 11 тысяч человек, для них будет возведено 255 тысяч квадратных метров жилья.
На освоение территории уйдет около 10 лет, соответственно в год застройщик планирует сдавать 20-25 тысяч квадратных метров жилья. Застройщик уже получил разрешение на строительство первого дома и активно занимается вопросами социального обеспечения его будущих жителей: в скором времени в департамент строительства на согласование будет передан проект детского сада.
«Если вариант будет согласован, мы берем затраты на проектирование на себя, берем затраты на госэкспертизу, отмежёвываем земельный участок и безвозмездно передаем муниципалитету. Процесс планируем завершить к 2024 году. По аналогичной схеме собираемся проработать вопрос со школой к 2026 году», — сообщила Кононова.
Параллельно застройщик занимается проработкой вопроса транспортной доступности будущего микрорайона. В марте с мэром Новосибирска Анатолием Локтем было проведено совещание, на котором градоначальнику предложили разработать проект продления Красного проспекта до привокзальной площади и дальше до улицы Краузе. Предприниматели готовы взять на себя затраты на прохождение госэкспертизы, что впоследствии даст возможность заявиться на федеральное финансирование. По словам Кононовой, по аналогичной схеме в Кузбассе был решен вопрос по строительству обходной дороги, которую местные жители ждали десятилетия. Кроме того, кемеровчане готовы предоставить муниципалитету землю для строительства административных зданий.
Гендиректор компании «СДС-Финанс» Светлана Кононова
Наконец, застройщик планирует отреставрировать здание бывшего аэропорта, которое входит в число архитектурных памятников местного значения. Внутри разместится музей им. А.И. Покрышкина, а поблизости появится обустроенный сквер с военной техникой.
Масштабные планы кемеровские предприниматели будут реализовывать в плотном взаимодействии с новосибирской мэрией. Начальник департамента земельных и имущественных отношений Алексей Кондратьев заявил, что в будущем в микрорайоне планируется построить 13 детсадов и 11 школ. Заместитель мэра Олег Клемешов добавил, что для повышения уровня транспортной доступности микрорайона необходимо не только продлить Красный проспект, но и улицу Жуковского. Начальник департамента ЖКХ Дмитрий Перязев подчеркнул, что в настоящее время ресурсоснабжающие организации прорабатывают вопрос о создании коммунальной инфраструктуры.
Депутат Горсовета Новосибирска Игорь Украинцев
Перспективный проект застройки тем не менее раскритиковали депутаты. Причем недовольство выразили народные избранники, которые сами имеют отношение к строительному бизнесу и ранее писали коллективное обращение к мэру Новосибирска и губернатору Новосибирской области с просьбой приостановить возведение нового микрорайона. Так, директор по развитию социальных проектов ГК “Стрижи“ Игорь Украинцев заявил, что представленный план не содержит полной информации для общего понимания ситуации. Депутат заявил, что хочет увидеть план по развитию всего большого участка, предназначенного под жилую застройку.
Председатель совета директоров ГК «Стрижи» Илья Поляков заявил, что продление Красного проспекта и улицы Жуковского «не дадут ничего» и нужно «прорабатывать вопрос с метро со скоростным трамваем», иначе город ждёт «глобальный коллапс».
Гендиректор ГК «КПД-Газстрой» раскритиковал внешний вид домов, которые кемеровчане планируют возвести в Новосибирске. Застройщик «Чистой слободы» отметил, что в новом микрорайоне хотел бы увидеть «архитектурные новинки», а не коробки, строить которые «экономически выгодно».
По результатам заседания председатель комиссии Сергей Трубников предложил рекомендовать мэрии не давать кемеровской компании разрешения на строительство, пока не будет представлен план застройки всего участка в 90 гектаров. Светлана Кононова, отвечая на претензии, заявила, что проект застройки был утвержден после проведения общественных слушаний, поэтому оснований для подобных рекомендаций нет.
«Мы полностью соблюдаем утвержденный проект планировки. Я прошу не переходить грань. Мы не нарушаем ни один закон, обращаясь за разрешением на строительство. На аналогичную площадку надо приглашать прилегающих застройщиков и в комплексе смотреть, потому что по всем направлениям в Новосибирске мы видим аналогичные проблемы. Прошу не относиться к нам таким образом. Я не хотела бы, чтобы эта площадка становилась элементом недобросовестной конкуренции», — отметила Кононова.
Председатель комиссии по градостроительству Горсовета Новосибирска Сергей Трубников
В разговоре с журналистом Сиб.фм гендиректор «СДС-Финанс» заявила, что признаки недобросовестной конкуренции всё же есть. По ее словам, депутаты-застройщики будто заранее заготовили критикующие вопросы.
«Мы чужаки, но делаем сейчас много для города: высказываем желание передать землю и спроектировать продление Красного проспекта. Я считаю, будет исторический момент, если мы сделаем проект и пройдем госэкспертизу, после чего можно будет идти в федеральный бюджет и просить эти деньги. Сейчас даже не с чем просить», — резюмировала Кононова.
На следующее заседании комиссии она пообещала представить план комплексной застройки территории бывшего аэропорта.
Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:
Строители прорубили тоннель к станции «Спортивная» под коммунальным мостом в Новосибирске
16 июня мэр Новосибирска Анатолий Локоть посетил стройплощадку и оценил ход работ на объектах, обеспечивающих транспортную доступность нового ЛДС.
«Я удовлетворен темпами строительства объектов транспортной инфраструктуры будущего ЛДС. Очень быстро строится пешеходный переход, он двухуровневый, в нем будут установлены лифты для маломобильных граждан. Без остановок, в соответствии с графиком, идет строительство станции метро «Спортивная». В этом году будут полностью возведены стены, закончим все строительные работы. А со следующего года начнется монтаж оборудования. Самая объемная и дорогостоящая его часть – это эскалаторы. После этого начнется работа внешней отделки. Мы хотим, чтобы внешний вид станции перекликался с внешним видом ледового дворца – такое дизайнерское решение», – отметил Анатолий Локоть.
Для обеспечения транспортной доступности будущей ледовой арены реконструируют площадь им. Профессора Лыщинского, дамбу Октябрьского моста с дорогой к пляжу «Наутилус», также построят два автомобильных съезда, пешеходный переход с эстакадной частью над строящейся дорогой. Как сообщил начальник МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» Александр Мысик, на всех этих объектах начались работы, они идут по графику. Завершение строительства дорог к ледовой арене и реконструкции дамбы и дороги к пляжу «Наутилус» намечено на август 2022 года. Пешеходный переход планируется сдать в июне 2022 года, тогда же будет запущена и станция метро «Спортивная».
Пешеходный переход через Октябрьский мост будет примечательным тем, что в нем впервые в России будут применяться полноразмерные лифтовые подъемники вместимостью 8 человек, которые будут работать круглосуточно.
Конфликт вокруг строительства нового моста через Обь вступает в новую фазу
Ситуация вокруг скандального строительства четвёртого моста через Обь в Новосибирске, одного из крупнейших инфраструктурных проектов в Сибири, продолжает накаляться. Похоже, серьёзнейший внутрикорпоративный конфликт, который возник у концессионера и генерального подрядчика, петербургской группы компаний ВИС, с субподрядчиками, всё труднее скрывать. И хотя в ВИСе бодро рапортуют, что движение по второму съезду моста откроется уже к концу года, а сам мост будет сдан в указанные концессионным соглашением сроки, все факты говорят об обратном.
Фото Ю. Кротовой/ Сиб.фм
Стройку ожидает заморозка, а горожан – пробки?
Обрисуем текущее положение дел по строительству моста в Новосибирске. Стало известно, что готовятся расторжения сразу нескольких контрактов с организациями, работающими на подряде у ПФ ВИС. Причина – пересмотр уже действующих контрактов с подрядчиками и беспрецедентное давление на них со стороны генерального подрядчика. Ряд экспертов рынка полагают, что в ВИСе решили пересмотреть стоимостные параметры уже заключённых договоров, чтобы сформировать для себя дополнительные доходы. И их, судя по всему, абсолютно не смущают существенные риски заморозки строительства объекта.
А чтобы подрядчики были сговорчивее, новый менеджмент использует всевозможные инструменты воздействия. В частности, подрядчики уже несколько месяцев не получают оплату за выполненные работы и даже не могут подписать акты выполненных работ, чтобы отчитаться за авансы. Первой ласточкой, ставшей достоянием общественности, стал конфликт с охранной организацией этого объекта. Сотрудники ООО ЧОП «ТИТАН-М» пожаловались СМИ на то, что им два месяца не платят деньги за работу. Они также рассказали, что отправили коллективную жалобу в трудовую инспекцию.
Ситуация с каждым днем становится всё более критической. Корпоративный конфликт уже привёл к остановке переустройству коммуникаций на площади Труда (устройство микротоннеля ливневой канализации), не завершены работы по переделке канализационного коллектора и высоковольтной линии электропередач. Несмотря на начало отопительного сезона, остановлены работы по переустройству тепловых сетей.
Остановка этих работ уже влияет на сроки строительства эстакады основного хода и транспортной развязки на площади Труда. Так что горожанам надеяться на скорейшее избавление от пробок, по всей видимости, теперь не стоит.
А менеджмент кто?
Теперь о новом менеджменте ВИСа. Напомним, что в сентябре-октябре текущего года у генерального подрядчика по строительству четвёртого моста в Новосибирске произошли кадровые изменения в топ-менеджменте, которые, как считают эксперты, могут существенно отразиться на ходе реализации проекта.
Собрание акционеров Группы «ВИС» назначило на должность руководителя головной компании холдинга Дмитрия Доева. С 10 сентября 2021 года он приступил к обязанностям генерального директора Группы «ВИС», а его первым заместителем, который курирует строительный блок, в том числе строительство моста в Новосибирске, назначен Алексей Арсенин.
Далее попытаемся разобраться, кто эти люди, и почему эти кадровые перестановки могут заморозить строительство моста.
Дмитрий Доев – бывший топ-менеджер газпромовской «дочки» ООО «Газпром центрремонт», которая осуществляла реализацию программ капитального ремонта и реконструкции объектов Газпрома. Из открытых источников в СМИ удалость установить его причастность к многочисленным скандалам, в числе которых нашумевшая история банкротства подрядчиков, участвовавших в строительстве объектов Газпрома.
Так, с 2018 года продолжается банкротство ООО «Энергогаз» (подконтрольная компания ООО «Газпром центрремонт»), которое задолжало миллиарды рублей своим субподрядным организациям за уже выполненные работы. Основные субподрядчики разорились, рабочих мест лишились тысячи рабочих и инженеров.
Алексей Арсенин – бывший менеджер Газпрома, он работал в ООО «Газпром центрремонт» под руководством Дмитрия Доева, а позднее – генеральным директором ООО «НГХК». Примечательно, что в период его руководства компанией ВИС выигрывает суд у НГХК о взыскании нескольких миллиардов рублей. С большой долей уверенности можно говорить, что именно Доев пролоббировал Арсенина в НГХК с целью оказания помощи в судебных вопросах. Назначение же Арсенина в ВИС, видимо, можно рассматривать как благодарность Доева за преданность. Кстати, строительные компании, работавшие на подряде у ВИСа на объектах НГХК, тоже плохо закончили – банкротства и значительные убытки.
Если так пойдет и дальше, то заявленный срок завершения строительства моста в 2022 году будет сорван. Напоминаем, что срок завершения строительства основного хода моста был установлен зампредом Правительства РФ Маратом Хуснуллиным. Единственная мега-стройка, огромный инфраструктурный проект, который реализовывался в регионе с опережением сроков, теперь грозит превратиться в долгострой.
Письмо концедента кредитному партнёру
Ну и, наконец, той самой «вишенкой на торте» в этой публикации может стать письмо (копия письма имеется в распоряжении редакции) министра транспорта Новосибирской области Анатолия Костылевского на имя первого вице-президента Газпромбанка Алексея Чичканова от 22 октября 2021 года. В нём чиновник, ответственное за проект лицо со стороны государства, с тревогой информирует кредитного партнёра о ходе исполнения концессионного соглашения и строительства моста. Он указывает на существенное отставание от графика строительства мостового перехода, что создаёт «повышенные риски недостижения коэффициента технической готовности в 2021 году».
Далее в письме сообщается, что «ввиду сложившейся ситуации ФДА Росавтодор будет заявлено требование о возврате иного межбюджетного трансферта в федеральный бюджет, Концессионером не будет получено разрешение на ввод мостового перехода в эксплуатацию в установленные концессионным соглашением сроки, что в итоге приведёт к дефолту в рамках проекта. В указанном случае Концедентом (Концедент – обладатель права собственности на объект, по поводу которого заключается концессионное соглашение. В его качестве может выступать государство, регион или муниципалитет – прим. ред.) будут предприняты предусмотренные как концессионным соглашением, так и Прямым соглашением меры, включая возможность замены Концессионера или досрочного прекращения концессионного соглашения».
Похоже, уже и в администрации Новосибирской области поняли, что дело запахло керосином, и начали задумываться, а стоит ли продолжать иметь дело с таким концессионером.