Что строят в новороссийске
Груз прошлого: что не так с генпланом Новороссийска
Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев заявил о необходимости до конца 2021 года приступить к разработке нового генерального плана Новороссийска. Об этом глава региона сообщил 9 ноября в своем Telegram-канале.
«В этом году просто необходимо приступить к разработке нового генплана и утвердить итоговый документ до конца следующего года. До этого момента считаю целесообразным ввести в городе мораторий и не выдавать разрешений на строительство многоквартирных жилых домов» — написал губернатор.
По данным краевой администрации в Новороссийске сейчас строят 88 многоэтажных домов, 55 из которых — с нарушениями правил землепользования. К таким объектам были отнесены ЖК «Мята», ЖК «Аврора», ЖК «Кутузовский, ЖК «Красина», ЖК «Парковый» в селе Цемдолина и др. Как сказал руководитель департамента по архитектуре и градостроительству края Илья Поздняков, в течение года Новороссийск не устранил замечания краевой межведомственной комиссии более чем по 20 многоквартирным домам.
По его словам, изменения в прежнюю версию генплана Новороссийск приняли с нарушением законодательства при отрицательных заключениях краевых и федеральных ведомств. Также в документе изменили назначение территорий, на которых уже вели активное строительство. Там, где планировали поместить школы, детские сады, поликлиники и парки — утвердили жилую застройку. В границах исторического центра высотность не должна превышать пяти этажей, но вид земельных участков изменили под строительство «многоэтажек».
РБК Краснодар Илья Поздняков рассказал, что особых уникальных требований к генеральному плану власти не предъявляют.
«Компания, которая будет выполнять разработку генерального плана, просто качественно проведет работу, посчитает баланс территории, определит зону для размещения всех необходимых соцобъектов, предложит новые схемы развития транспортной инфраструктуры, магистральных инженерных сетей» — прокомментировал главный архитектор Кубани.
Кроме того Поздняков отметил, что для Новороссийска особенно проблемным является вопрос недостаточного объема воды. Новый генеральный план должен будет отразить территории, необходимые для размещения водозаборов, а также новых дорог и объектов социальной инфраструктуры, зеленых насаждений.
В пресс-службе администрации Новороссийска рассказали, что сегодня застройка земельных участков на территории города осуществляется в соответствии с положениями функционального зонирования генерального плана и территориального планирования правил землепользования и застройки и Градостроительного кодекса РФ.
«По поручению главы администрации (губернатора) Краснодарского края В.И. Кондратьева от 22.12.2020 на 2022 год запланирована разработка и утверждение внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования город Новороссийск (в векторном формате). В рамках этой работы с применением современных методов и подходов к проектированию, сбору и обработки исходных данных, будут учтены все неточности и ошибки существующего проекта, который будет проходить обязательную процедуру согласования, как с федеральными органами власти, так и с центральными исполнительными органами государственной власти Краснодарского края», — сообщили в пресс-службе.
В начале был генплан
Текущая редакция генерального плана Новороссийска была утверждена в 2011 году. В 2015 и 2018 годах в документ вносились изменения.
В ноябре 2020 года решением городской Думы был утвержден проект внесения изменений в главный градостроительный документ. В августе глава города Игорь Дяченко сообщил об отмене утвержденных корректировок.
Мэр Новороссийска тогда в своем Instagram сообщил, что крайне недоволен работой проектной организации над изменениями в генеральном плане города.
«В документе есть целый ряд замечаний и недоработок, выявленных в ходе проверки департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края. В связи с чем мною принято решение вынести на очередное заседание городской Думы вопрос об отмене утвержденных изменений в генплан, а затем приступить к разработке проекта новых изменений, с применением цифровых технологий», — написал глава Новороссийска.
Последние корректировки вносились специалистами ООО «НИИ «Земля и город». В компании утверждают, что действовали согласно техзаданию и проблемы связаны не с изменениями, а тем, что генплан устарел.
«Генеральный план Новороссийска, который мы корректировали в 2019 году, был разработан в 2010-2011 годах. По техническому заданию мы выполняли локальную корректировку по 7 пунктам. Глобально генеральный план не корректировали. В рамках технического задания, которое нам выдало управление архитектуры и градостроительства, мы не делали анализ жилищной застройки и полный анализ всего городского округа», — сказал начальник проектного управления № 2 ООО «НИИ «Земля и город» Иван Курбатов.
Представитель компании сообщил, что сегодняшние вопросы к существующему генеральному плану вполне оправданы. «Если генеральный план, который мы сдали заказчику в конце 2019 года, не поменялся, он, конечно, нуждается в полном изменении. Этот генплан был актуален в 2010 году», — добавил Курбатов.
По мнению эксперта, главный градостроительный документ Новороссийска не актуален по двум причинам. Во-первых, он не соответствует реалиям сегодняшнего дня и нуждается не просто в изменении функциональных зон, а требует глобального анализа. За 10 лет существования генплана изменился кадастр, появились новые коммуникации и новые объекты.
Во-вторых, федеральное градостроительное законодательство за 10 лет тоже претерпело изменения. «Приказ Минэконом развития № 10 поменялся в 2018 году, он полностью определяет графические условные обозначения, и сейчас генеральный план городского округа Новороссийск даже должен выглядеть по-другому», — говорит Курбатов.
Новому генплану быть
В сентябре текущего года стало известно, что администрация Новороссийска ищет подрядчика для подготовки проекта, который за 59,4 млн рублей внесет изменения в генеральный план города.
По данным пресс-службы администрации Новороссийска, работы должны быть выполнены с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года. Подрядчику ставится задача разработать концепцию пространственного развития Новороссийска и обосновать изменения в генеральный план с подготовкой отчета о научно-исследовательской работе. Также проект должен включать изменения в карту функциональных зон и параметров их развития, изменения в карту планируемого размещения объектов местного значения.
В компании, которая, по данным краевой администрации, претендует на разработку нового генерального плана, сообщили, что еще не приступали к исследованию территорий Новороссийска, поскольку конкурс по определению подрядной организации пока не завершился, однако к специалистам НИИ обращались за экспертными оценками.
«Проблемы Новороссийска такие же, как и у всех, некоторые выражены немного острее. Городу не хватает социальной инфраструктуры, зеленых насаждений. Там, где сегодня происходит стройка, существует превышение плотности по нормативам в 2-3 раза. Естественно, о какой комфортной среде можно говорить», — комментирует заместитель директора по проектным работам, главный архитектор ООО «НИИ ПГ» Ирина Гришечкина.
Эксперты НИИ считают, что тенденция на расширение границ города сегодня сменилась потребностью в социальных объектах и расширении прибрежной рекреационной зоны. Для Краснодарского края прибрежная зона должна использоваться в основном для отдыха, для рекреации, для санаторно-курортного лечения и детского отдыха.
Главный архитектор института рассказала, что вместо рекреационных зон проблемные участки появились в городе после двух изменений в главном градостроительном документе.
«В границы населенного пункта включили территории сельхозназначений, виноградопригодных земель, лесных территорий и эти территории стали с перегибом застраиваться только одним жильем. Сегодня мы наблюдаем последствия этого», — пояснила эксперт.
В Сочи появится искусственный остров. В Новороссийске тоже был такой план
«Остров Сочи» площадью 8000 квадратных метров предполагается отсыпать в акватории Черного моря за 150 метров от берега, сообщили СМИ.
Подписывайтесь на НР в
Остров получит зоны для бизнеса, отдыха и развлечений. О сроках начала работ по реализации масштабного проекта пока не сообщается.
А между тем, в Новороссийске еще в 2019 году всерьез говорили о том, что будут строить искусственный остров в Широкой Балке. К нему предполагалось пустить по морю яхты и пассажирские морские трамвайчики. Планы у городских властей были просто грандиозные. Они были озвучены на заседании комитета Гордумы по вопросам курорта, туризма и спорта, где рассматривались проект планировки и проект межевания Широкой Балки. Но пока в жизнь они не воплотились.
— Для уменьшения автомобильного движения по суше проект предусматривает развитие сети морского пассажирского транспорта. С этой целью в западной части акватории предлагается построить остров, где разместится причал для морских трамвайчиков, частных яхт и катеров, а также здание морской станции. Кровля станции, по проекту, будет в виде наклонного амфитеатра с видом на запад, а сам остров соединен с материком и набережной двухуровневым мостом, защищенным от ветра и волн, — рассказывала в далеком уже 2019 году Анна Паскаянц, в то время возглавлявшая управление архитектуры и градостроительства.
В Новороссийске построят магазин в духе дореволюционной застройки
Вопросы застройки центра города и набережной рассмотрели на градостроительном совете Новороссийска.
Пресс-служба администрации
Подписывайтесь на НР в
В целом согласован проект строительства здания с назначением «Магазин, деловое управление, общественное питание» в центре города, на улице Коммунистической. Еще предстоит доработать проект – отметить озеленение, размещение вывесок в духе дизайн-кода, ночной вид здания, скорректировать высоту первого этажа согласно соседнему историческому зданию. Проектируемое здание предстоит согласовать и с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.
Как считает руководитель Новороссийского городского общественного центра Сергей Новиков, это будет «очень симпатичный малоэтажный магазин-особнячок, который замечательно впишется в ансамбль дореволюционной застройки».
Очередной ТЦ, «Здание многофункционального использования, сочетающее в себе предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания и развлекательного назначения», появится по адресу Набережная им. адмирала Серебрякова, д. 75. Совет принял решение согласовать проект с учетом доработки.
А вот объект, который планировали расположить в Абрау-Дюрсо на территории, примыкающей к винзаводу, эксперты не согласовали. Сочли, что документы недостаточно подготовлены.
Как Новороссийск будет развиваться в ближайшие годы: транспорт, «социалка», экономика
Читайте также:
В свете последних событий, многие культурно-образовательные мероприятия ушли на второй план. Но сейчас, когда над Новороссийском выглянуло солнце, можно, наконец, затронуть темы, не касающиеся удара стихии.
В Новороссийске прошёл Первый архитектурный форум. Как уже писал «Блокнот», на форумную площадку прибыли спикеры архитектурного сообщества Краснодара, Перми, Санкт-Петербурга, Москвы и, конечно, Новороссийска.
Он и открыл череду выступлений и докладов, рассказав о том, по какому пути развития пойдёт Новороссийск в ближайшие десятилетия. Отметим, что эта тема касается не только архитектуры. Здесь собирается воедино всё: экономическое, транспортное, территориальное, социальное развитие. С аналогичным докладом сотрудники администрации довольно успешно выступали в Сколково, и, если все пункты удастся реализовать так, как это задумывается сейчас, Новороссийск станет куда более комфортным городом для всех слоёв населения.
Для начала приведём краткую справку по Новороссийску. Наш город – один из ведущих субъектов экономики региона по объёму произведённой продукции. Это крупнейший транспортный узел и центр Черноморской экономической зоны, главный центр цементной промышленности Краснодарского края.
Чтобы ликвидировать возможность этого самого противоречия, муниципалитет проработал будущий пространственный каркас Новороссийска. В планах – развитие магистральных дорог для вывода транзитного движения с городских улиц. В первую очередь этому послужат автодороги «Южный обход» и «Цемдолина – Портовая». Следующий пункт – развитие электротранспорта, создание транспортно-пересадочного узла (о переносе автовокзала к ж/д вокзалу тоже уже неоднократно писали). Также в Новороссийске планируют модернизировать пешеходные зоны, туристические маршруты, обустроить единую велодорожную сеть. Планы, конечно, долгоиграющие, но уже вполне сформированные. А некоторые из них уже начали претворять в жизнь: строительство Южного обхода уже началось.
Также к 2050 году в городе планируется архитектурное разграничение различных зон.
— На сегодняшний день у нас всё более-менее перемешано. Мы в градостроительном плане хотим разделить промышленный кластер, зелёный каркас, смешанную и малоэтажную застройку и туристический кластер, хотя во многих городах их, наоборот, пытаются смешивать. На побережье мы будем развивать круглогодичный туризм – развивать новые пляжи и гостиницы со всей сопутствующей инфраструктурой. И, конечно, мы не забываем про морские пассажирские перевозки.
Отметим, что развитие порта и в целом диверсификация отраслей экономики – вторая ставка в развитии Новороссийска. Сюда входит поддержка малого и среднего предпринимательства, поскольку это способствует приросту трудоспособного населения и, в конечном итоге, повышению качества жизни, увеличивает объём инвестиций в основной капитал и долю налоговых поступлений в бюджет. Также в городе планируется развитие различных видов туризма – винного, промышленного, патриотического и агротуризма. Это также поспособствует и привлечению туристов, и наращиванию экспортных мощностей, и увеличению количества рабочих мест, а также простимулирует развитие МСП.
Наконец, последняя, но не по важности, ставка развития Новороссийска – повышение качества жизни населения.
И, конечно, есть и более «мелкие» проекты. Хотя если дело касается архитектуры, то о мелочах говорить не приходится. Дизайн-код, порядок с вывесками на улицах города, ответственное отношение бизнеса к облику и развитию Новороссийска – большие дела начинаются с первых маленьких шагов. Конечно, можно относиться ко всему со скепсисом. Но поможет ли это достичь результата?
Строительство в Новороссийске: на пути к развитию
Численность жителей Новороссийска стремительно приближается к полумиллиону. Развитие города требует большого количества нового жилья, торговых площадей, создания рабочих мест.
Как отметил глава города Игорь Дяченко, сегодня Новороссийск – один из самых интенсивно развивающихся городов России. И действительно, есть чем гордиться: открываются новые школы, детские сады, расширяются районы и закладываются новые парки и скверы. Никогда еще в городе не появлялось такого количества спортивных объектов, а создание пешеходных зон по всему городу сделало его удобным для пешеходов. Реализация многочисленных проектов затронула практически все сферы жизни горожан. Да и сама жизнь в городе стала ярче.
Огромное внимание уделяется строительству спортивных объектов. Только в прошлом году в Новороссийске появились серьезные спортивные объекты, например спортивный комплекс «Надежда» в Южном районе – гимнасты и акробаты наконец-то получили собственное здание, а также спортивный комплекс «Победа» с лукодромом и теннисными кортами.
Строительство спортивных объектов продолжается и сегодня. В рамках реализации регионального проекта «Спорт – норма жизни» скоро появятся новые объекты в пригороде города-героя. В данный момент ведется подготовка к реализации проектов строительства малобюджетных спортивных комплексов в Натухаевской и Гайдуке, начато проектирование спортивного зала единоборств. Определена подрядная организация для строительства малобюджетного спортивного комплекса в поселке Верхнебаканский. Планируется, что строительно-монтажные работы начнутся в ближайшее время, а объект сдадут в эксплуатацию к весне следующего года.
Любимое место горожан и гостей города – набережная Новороссийска. Сейчас идет реконструкция на территории центрального городского пляжа. Дизайн-проект новых строений выбран легкий, в средиземноморском стиле. Центром нового места отдыха станет большой красивый фонтан.
– Здесь будет полностью изменена конфигурация, – рассказал глава города Игорь Дяченко. – В основе проекта – безопасность, берегоукрепление и создание современной, комфортной инфраструктуры. Расчет проектировщиками сделан таким образом, что разрушений не будет даже при самом сильном ветре и обледенении. Дизайнерский подход к благоустройству предусматривает создание максимально комфортных условий для отдыха. Возводимые строения, выполненные по большей части из стекла, будут смотреться стильно и легко.
Что касается прогулочной зоны, то она будет расположена вдоль моря. Учитывая южный климат, над скамейками для отдыха появятся арки с вьющимися растениями. Площадка для уличных тренажеров будет расширена, сохранится пляж для инвалидов со специальным въездом. Рассматривается возможность строительства под набережной подземной галереи с торговыми точками. По плану городских властей, уже в следующем году здесь будут выполнены окончательная отделка, мощение современными материалами, благоустройство и установка малых архитектурных форм.
Еще одним местом притяжения станет новый ландшафтный парк на территории Южных прудов. Были годы, когда пруды доставляли больше проблем, чем радости, разливаясь во время сильных дождей. Шлюзы прудов были частично разрушены и забиты илом, в таком же состоянии находились и коллекторы, по которым должна была уходить вода. Теперь это одно из красивейших мест города. Все гидротехнические сооружения восстановлены, построен новый шлюз.
– Южные пруды должны стать первым городским ландшафтным парком, – объяснил Игорь Дяченко. – Дизайнеры предложили сохранить естественность и гармонию, подаренную природой, и в то же время благоустроенную территорию сделать удобной для отдыха людей. Считаю, что при создании парка важно постоянно помнить, что это особо охраняемая природная территория местного значения.
Решаются вопросы и с долгостроями. Возобновлено строительство четвертой и пятой блок-секций ЖК «Одиссей», а также дома №4 по ГП ЖК «Суворовский». Специалисты отдела по мониторингу долевого строительства продолжают работу, направленную на формирование юридических механизмов, способствующих завершению строительства первого корпуса ЖК «Суджук-Кале», ЖК «Посейдон-1» и ЖК «Посейдон-2». Для завершения строительства «Посейдонов» ведутся переговоры с потенциальными компаниями-инвесторами.
Отмечая важность этих вопросов, Игорь Дяченко подчеркнул:
– Завершение строительства проблемных долгостроев держу на постоянном личном контроле практически круглосуточно. Понимаю и разделяю нетерпение людей, когда-то доверивших неблагонадежному застройщику свои денежные средства и уже много лет ожидающих свои законные квартиры. Могу уверенно сказать: проблема, несмотря на всю сложность, постепенно решается.
На личном контроле у главы находятся и строительные объекты социального значения.
– Для того чтобы выполнить указ президента о переходе всех школ на обучение детей в одну смену, нам надо построить 9 школ на 1100 мест. Это примерно 10 миллиардов рублей. Бюджет города такие затраты не потянет. Но мы целенаправленно будем решать этот вопрос. Программа строительства работает до 2024 года, так что, как только начинаем строительство новой школы, сразу же приступаем к разработке следующего проекта.
В этом году начала работать школа на 1100 мест в 13-м микрорайоне, подтверждено финансирование на расширение школы на 400 мест в ст. Раевской, к концу года будет получено финансирование на строительство школ на 1500 мест в Южном районе и на 1100 мест в 15-м микрорайоне.
Строительство и проектирование школ ведется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».
В станице Натухаевской окончено строительство нового детского сада на 240 мест, ведутся работы по строительству нового детского сада в 13-м микрорайоне.
– В наших планах на 2020 год – сдать большую пристройку к школе и построить еще две школы плюс два детских сада, – подытожил глава города.
К 2021 году заработает ветлаборатория. Это будет второе подобное учреждение на Кубани. Лаборатория будет исследовать качество кормов и воды, проводить ветеринарно-санитарную экспертизу мяса, молока и других продуктов, устанавливать диагноз болезней животных, птиц, рыб и пчел.
С учетом динамичной застройки Новороссийска растет потребность в увеличении подразделений пожарной охраны. В станице Раевской и поселке Абрау-Дюрсо будут построены два пожарных депо площадью 656,2 квадратных метра каждое. Ориентировочная сметная стоимость проекта – порядка 57 млн. рублей. Построить пожарные депо планируется за полгода.
Но, пожалуй, главным событием города, устремленного в будущее, будет начало строительства Южного обхода. Этот проект неоднократно начинали осуществлять и бросали. Причины были разные: недостаток денег, сложный ландшафт города, невозможность согласовать проект по всем инстанциям. Строительство этой дороги будет проходить в четыре очереди, а итогом станет возможность перенаправить транспортные потоки в обход центральной части города, соединив въезд в город в районе села Владимировка с его южной частью.
Теперь, наконец-то, можно говорить о том, что мечта горожан начнет сбываться – большегрузы будут уходить в порт по объездной дороге «Цемдолина – Портовая», в обход центральной части города. В 2019 году компания «Росавтодор» начнет строительство первых трех километров этой дороги, проект уже находится на государственной экспертизе.
О строительстве в Новороссийске можно говорить много. Город – хорошее поле для деятельности и вложения инвестиций, но, как подчеркивает Игорь Дяченко, в жизни Новороссийска важно все, поэтому в создание комфортной городской среды должны входить разумная градостроительная политика, охрана памятников истории и культуры, благоустройство территорий. Новороссийск должен быть городом, удобным для жизни, городом, в котором царят уют, удобство, чистота и функциональность.