Что строят в кудрово на новой улице
По сценарию Шушар: почему метро в Кудрово не спасет петербуржцев от диких пробок
На строительство станции метро в Кудрово требуется 57 млрд рублей. На объект в соседнем с Петербургом регионе Смольному придется выделять и свои средства. Однако эксперты считают, что деньги лучше направить на куда более нужные проекты.
Заместитель председателя правительства Ленобласти по транспорту Сергей Харлашкин 26 ноября рассказал о строительстве метро до Кудрово в ближайшее время. По его словам, на месте сейчас ведут проектные и изыскательские работы.
Соглашение о продлении петербургского метрополитена в Ленобласть подписали еще в 2013 году. Кроме этого, есть указания от президента РФ Владимира Путина, который одобрил проект. Соседний регион уже составил проект планировки своей территории под строительство и предоставил Петербургу участки под депо. Стоимость строительства новой станции Харлашкин оценил в 57 млрд рублей.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали, почему ждать открытия станции в Кудрово петербуржцы будут еще как минимум пять лет, а ее появление в целом выглядит не очень оправданным.
Любитель красивых слов Беглов
В середине июля губернатор Петербурга Александр Беглов на встрече с главой Ленобласти Александром Дрозденко и полпредом президента в СЗФО Александром Гуцаном заявил, что при дополнительных инвестициях в 130 млрд рублей в городе в 2024 году могут открыть шесть новых станций метро. Градоначальник добавил, что метро нужно развивать и за пределами мегаполиса.
Тогда Беглов уточнил, что на строительство станции «Кудрово» потребуется 31 млрд рублей. Помимо этой суммы, еще 41 млрд необходим для строительства метродепо, которое будет обслуживать и Ленобласть, и Петербург.
Однако красивые слова губернатора вряд ли станут реальностью в ближайшей перспективе. Эксперты очень сомневаются в подобном развитии событий.
Разговоры начались почти 40 лет назад
Как рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ историк метрополитена Дмитрий Графов, первые намеки на строительство метро в Кудрово появились почти 40 лет назад. Станцию с проектным названием «Народная» стали показывать на схемах ленинградской подземки еще в середине 1980-х годов. Более того, к ее строительству даже успели приступить, используя шахту № 534, горный комплекс которой петербуржцы по-прежнему могут видеть недалеко от вестибюля станции «Улица Дыбенко».
В соответствии с советскими планами развития станция «Народная» должна была обслуживать вновь создаваемый жилой район, который мог появиться в районе пересечения перспективных пробивок проспекта Большевиков, Товарищеского проспекта и проспекта Солидарности с Мурманским шоссе. К середине 1990-х метростроители успели построить только один перегонный тоннель длиной около полутора километров, и после этого стройка встала. Спустя годы о станции в Кудрово вспомнили вновь уже в связи с заселением в новые многоэтажные дома одноименного населенного пункта.
Линии требуется депо
У Лахтинско-Правобережной (четвертой) линии петербургского метро есть одна серьезная проблема. Дело в том, что она не имеет собственного депо для поездов. Составы с этой ветки отправляют в депо «Московское», находящееся в Купчино.
«У города своя потребность в продлении четвертой линии имеется. В настоящее время эта линия является единственной, не имеющей собственного электродепо. Свое текущее обслуживание и ремонт вагоны Лахтинско-Правобережной линии проходят в депо у станции „Купчино“. Таким образом, ежедневно подвижной состав имеет перепробег, негативно влияющий на пропускные способности самой загруженной, второй линии подземки», — пояснил Графов.
Тоннель есть, проекта нет
По словам руководителя инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры (ИГЗТИ) Виктора Орлова, названная накануне сумма в 57 млрд рублей — это даже очень много, поскольку один тоннель уже построили около 25 лет назад.
«Полагаю, стоимость включает подходы к электродепо. То есть тоннели примерно будут уходить за КАД к депо», — отметил эксперт.
О пешей доступности можно только мечтать
Если в Кудрово все-таки постоят станцию метро, то она будет находиться очень далеко от жилых районов. Глава ИГЗТИ Орлов указал на то, что идеальные места давно застроили, а основным вариантом сейчас можно считать угол улиц Строителей и Центральной недалеко от торгового комплекса «МЕГА Дыбенко».
«Это достаточно далеко для большинства жителей Кудрово, которым придется много идти пешком либо ехать на автобусе. Надо понимать, что многие жители не получат того, что ожидают, и в целом для многих расстояние будет сопоставимо с существующим до станции метро „Улица Дыбенко”», — пояснил Орлов.
По словам историка Графова, в соответствии с предпроектными решениями известно, что станция «Кудрово», как ожидается, будет строиться на глубоком заложении закрытым способом. Это будет в достаточной мере привычная пилонная (заложенная на большой глубине) станция, похожая по планировочным решениям на станции «Проспект Славы», «Волковская» или строящуюся «Горный институт».
Серьезной проблемой для строительства «Кудрово» являлось место размещения станции. Оно находится на территории Ленобласти. Длительное время власти двух регионов не могли понять, как разделить затраты.
«Учитывая дороговизну строительства такого сложного инженерного объекта, как метро, вкупе с не самыми высокими бюджетными возможностями бюджета Ленинградской области все надежды были на Петербург. С точки зрения целесообразности трат средств на стройку объекта на территории другого субъекта и социальной справедливости (в ситуации, когда на территории Петербурга остается немало районов, непокрытых или слабо покрытых сетью метрополитена) у горожан могут возникнуть вопросы [к Смольному]», — уточнил Графов.
По его словам, вопросы к городским властям могут появиться и у жителей Кудрово, поскольку дорогостоящая и крайне ожидаемая станция метро появится не внутри района, а на приличном отдалении — у «МЕГА Дыбенко». Таким образом, для большинства жителей Кудрово метро окажется вне зоны пешей доступности.
По словам руководителя ИГЗТИ Орлова, если исходить из удобства для жителей Кудрово, то однопутная трамвайная линия вокруг ряда кварталов принесла бы им больше пользы.
«Большинству в любом случае придется пользоваться автобусом и ехать до метро. В случае с трамваем проект можно было бы реализовать за полтора-два года, и люди рядом с домом могли бы садиться на стабильный транспорт до той же линии метро. При этом стоимость не превысила бы 10 млрд рублей», — отметил Орлов.
Нужны деньги
Появление станции в Кудрово упирается в финансовый вопрос, больше сложностей никаких нет. В Петербурге традиционно нет денег на строительство метро.
«Прогноз по строительству — не ранее 2026 года, если проект будет в приоритете с мощным финансированием. Возможно было бы сделать экономный и быстрый вариант в виде однопутной линии и подземной платформы для одного пути. По факту тоннель уже есть, необходимо лишь построить платформу для этого пути и наклонный ход. Поезда от Дыбенко в таком случае ездили бы до Кудрово через каждые два-три состава», — пояснил эксперт Орлов.
Проект строительства станции метро в Кудрово и нового электродепо должны были разработать еще в 2019 году. За год до этого комитет по госзаказу объявил тендер на эти работы, победителем которого стало ОАО «Ленметрогипротранс».
«Насколько я знаю, проекта нет! По АИП [адресная инвестиционная программа] от КРТИ проектно-изыскательские работы будут проходить с 2020 по 2024 год», — уточнил глава ИГЗТИ Орлов, добавив, что госэкспертиза на строительство метро достаточно долгая, и если в проект еще и внесут поправки, то это может растянуться еще на пару лет.
Станция не решит проблему пробок
По словам независимого автоэксперта Дмитрия Попова, если появление метро в Кудрово и освободит его от автомобильных пробок, то только частично. Жители этого района не будут пересаживаться на общественный транспорт.
«У нас там публика такая — все при машинах. Пробки создаются не автобусами и не маршрутками, которые на выезд стоят, а легковым транспортом. Построить метро — это идея хорошая, но полностью проблему пробок не решит. Проблему решило бы, если бы мы, допустим, Кудрово в обход проспекта Большевиков присоединили бы к Кольцевой автомобильной дороге. Это такая история, похожая на Шушары. От того, что мы построим метро в Шушарах (имеется в виду не та станция, что в промзоне, а в жилой застройке), просторнее на перекрестке Пушкинской улицы и Витебского проспекта, наверное, не станет. Такая же история здесь. Метро — только часть решения проблемы», — пояснил Попов.
Таким образом, как понятно из комментариев экспертов, появление станции в Кудрово не очень-то целесообразно. Если бы петербургский губернатор прислушивался к мнениям специалистов, то наверняка направил бы силы и деньги на районы, которые действительно нуждаются в развитии метро — юго-запад и северо-восток города. Однако, судя по всему, Александр Беглов сосредоточился на вопросе строительства находящегося в другом регионе объекта, который вряд ли решит проблемы жителей юго-востока мегаполиса и освободит Кудрово от пробок.
Как изменятся дороги Кудрово к 2025 году. Чего ждать и что будет.
Как изменятся дороги Кудрово к 2025 году
Продолжение проспекта Строителей
Строительство продолжения проспекта Строителей до Ленинградской улицы, что соединит южное Кудрово с Новым Оккервилем, пожалуй, пока самый обнадеживающий проект. И для чиновников Ленобласти это ключевая стройка, поскольку дорога будет кольцом закрывать всё Кудрово. Большая часть работ здесь уже выполнена, и вместо 2019 года компания «Инвестторг», ведущая строительство, планирует сдать весь объект уже в этом году. Нужно лишь, чтобы остальные застройщики-соинвесторы не подвели и перечислили обещанные деньги.
По соглашению с правительством Ленинградской области помимо ЗАО «Инвестторг» финансово поучаствовать в строительстве продолжения проспекта Строителей должны компании ООО «Полис Групп», ООО «Арсенал-недвижимость» и ООО «Патриот». Суммы вложений соотносятся с количеством построенного жилья в Кудрово. Но пока все работы по дороге ведутся только за счет «Инвестторга», остальные компании деньги перечислять отказываются.
Общая же протяженность участка проспекта, который нужно построить, составляет 1415,6 м. Помимо самой дороги предстоит возвести мост через реку Оккервиль, ливневую канализацию, освещение и другие магистральные трассы, в частности, участок Европейского проспекта. По данным «Инвестторга», «ливневка» готова уже на 80%, всего работ осталось на 3 месяца. Стоимость строительства оценивается примерно в 350 млн рублей.
Выезды из Кудрово
Сегодня у 70 тыс. жителей Кудрово есть 3 варианта выезда на территорию Санкт-Петербурга, и в двух случаях нужно преодолевать железнодорожные переезды. Это выезды с Ленинградской улицы на проспект Солидарности и по Кудровскому проезду, с которого можно попасть на проспект Большевиков. Летом обстановка не самая удручающая, проехать можно, а осенью, как говорят сами жители Кудрово, начнется «треш». Только на выезд из района можно потратить целый час, пробки собираются даже во дворах. С обилием транспорта не справляются не только узкие улицы Кудрово, но и перемычки на границе с Санкт-Петербургом. Никаких путепроводов или виадуков здесь нет (за исключением выезда по Мурманскому шоссе), обычные ж/д переезды, которые нуждаются в модернизации.
Проблему с выездом в створе Ленинградской улицы планировали решать путем расширения переезда. В январе этого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко говорил, что в начале 2019 года переезд будут расширять. Тогда же были сделаны заявления о готовности региона на собственные средства построить здесь виадук над ж/д переездом, но не было понимания с чиновниками Петербурга, которые не хотели выделять землю под строительство опор на территории города.
Сейчас вопрос завис в воздухе. Управление по транспорту Ленобласти ведет переговоры с «РЖД» по расширению переезда, но точного срока начала работ пока нет. Известно лишь, что Заневское городское поселение оформляет земельные участки рядом с границей Санкт-Петербурга в муниципальную собственность.
По мнению директора компании «Отделстрой» Марка Окуня, решить проблему этого выезда можно и без расширения переезда. Сперва на пересечении Ленинградской улицы и проспекта Солидарности нужно установить светофор, затем расширить Центральную улицу и мост через Оккервиль, и в завершении пустить регулярное автобусное сообщение между Кудрово и метро «Улица Дыбенко» по Кудровскому проезду вместо проезда в створе Ленинградской улицы. Как сообщают активисты Кудрово, застройщик на свои деньги готов не только установить светофор, но и расширить Центральную, когда муниципалитет оформит ее в свою собственность, но с предложениями предпринимателя согласны не все.
К слову, передать Центральную улицу из региональной собственности в муниципальную планируется до конца 2018 года. Соответствующие документы уже почти готовы. После этого Заневское городское поселение должно будет обустроить здесь освещение и тротуары, о чем очень давно просят местные жители. В этом году дорожный комитет Ленобласти отремонтировал дорогу.
Развязка на Мурманском шоссе
Строительство развязки, которая соединит жилые кварталы Кудрово и трассу Р-21 «Кола» с ТПУ «Кудрово», самый масштабный дорожный проект территории. Он как раз затрагивает третий выезд из микрорайона. Сейчас с проспекта Строителей автомобилисты выезжают на Мурманское шоссе в сторону города и области по территории «МЕГА Дыбенко», где проезды также не предусмотрены для огромного трафика. Всё стоит в пробках и здесь.
По заказу «Регионального агентства транспортной инфраструктуры» (РАТИ), подведомственного Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти, были выполнены предпроектные проработки и подготовлен план по решению транспортных проблем Кудрово. Согласно документу, в проекте развязки с трассой Р-21 нужно предусмотреть переходно-скоростные полосы на самой трассе, въезд и выезд на территорию ТРК «МЕГА Дыбенко», продолжение проспекта Строителей до Мурманского шоссе, съезд с Р-21 на проспект Строителей и обратный заезд, а также другие объекты. В рамках развязки планируется продлить и Центральную улицу, которая свяжет Заневское и Свердловское поселения. Для этого власти Ленобласти намерены запросить техусловия у ФКУ Упрдор «Северо-Запад».
Как будет заключено соглашение, начнется непосредственно проектирование развязки. Поскольку проекта пока нет, сейчас сложно сказать, какой именно будет развязка. Власти Заневки предполагают, что это «должен быть кленовый лист, который четко определит потоки движения, разгрузит существующие загруженные улицы и создаст более комфортную транспортную обстановку».
К слову, компания ИКЕА инвестирует в развитие транспортной инфраструктуры вокруг торговых центров «МЕГА» в разных регионах. Например, она активно сотрудничает с правительством Москвы по улучшению транспортной ситуации в районе «МЕГИ Теплый Стан». Также шведская компания выступила инициатором строительства дорожной развязки на участке на автодороги М-7 «Волга» в Нижегородской области, в Казани компания готова софинансировать строительство станции метрополитена рядом с «МЕГОЙ Казань».
Ранее сообщалось, что в финансировании и строительстве развязки может поучаствовать консорциум застройщиков, которые работают в Кудрово. Однако по словам чиновника Заневского поселения застройщикам большого смысла вкладываться в данную развязку нет. Всё, что могли, они уже построили из дорожной инфраструктуры, не считая участок проспекта Строителей, а дальнейших перспектив жилой застройки у них нет.
ВСР в Кудрово не очень-то рады
По словам Дрозденко, в 2023 году в Кудрово должна появиться развязка Восточного скоростного радиуса (ВСР). Эта магистраль соединит ЗСД в районе Благодатной улицы с КАД в юго-восточной части Санкт-Петербурга, после чего уйдет на трассу Р-21 «Кола». Причем сначала продолжения до Мурманского шоссе в планах не было, но власти Ленобласти посчитали, что «подключение» ВСР к трассе «Кола» позволит разгрузить ее на въезде в Санкт-Петербург и обеспечить транспортную доступность Кудрово, поэтому обратились с таким предложением в Смольный.
На территории Ленинградской области в составе ВСР будет построено 2 участка: от улицы Коммуны до КАД длиной 2,5 км с развязкой и от КАД до трассы Р-21 «Кола» длиной 5,7 км с двумя развязками, а также участок примыкания основного хода к Колтушскому шоссе протяженностью 5 км. За участок от Коммуны до КАД будет отвечать город. С подключением ВСР к КАД планируется увязать и строительство развязки на пересечении улицы Ленинградская с кольцевой. Развязку предполагается расположить в непосредственной близости от жилых домов, что не нравится части жителей Кудрово.
Активисты провели опрос среди местных жителей, и выяснилось, что большинство опрошенных людей убеждено в том, что данная развязка не улучшит положение Кудрово, а только ухудшит, поскольку будет транзит в город и обратно, а въезд в Санкт-Петербург по Ленинградской улице однополосный. Необходимы альтернативные варианты развязки. Лучше всего подключить улично-дорожную сеть Кудрово к ВСР и КАД за пределами сложившейся жилой застройки и парковой зоны севернее микрорайона Новый Оккервиль, считают жители. Отметим, что в обсуждении к результатам опросам некоторые высказываются и «за» строительство еще одной развязки с КАД.
По мнению опрошенных жителей, сейчас лучше дополнительно связать улицы Кудрово и Санкт-Петербурга. Например, обустроить ж/д переезды или автодорожные путепроводы над ж/д путями в створе улиц Крыленко, Подвойского, Коллонтай, Новоселов. Нравится жителям и идея продления улицы Кржижановского, что было в проекте планировки территории. Однако от этого проекта власти Ленобласти отказались, как раз из-за ВСР.
Жители Кудрово верят, что к 2025 году транспортная обстановка у них улучшится, и властям удастся реализовать запланированные проекты. Но это еще очень далеко, а жить в районе и выезжать из него нужно уже сейчас, а не терять часы в бессмысленных пробках. Ряд вопросов решит метро, но это опять же 2025 год.
Ленобласть готовится к строительству новой станции метро
Правительство Ленинградской области оценило проектные и строительные работы по возведению станции метро в Кудрово в 57 млрд рублей. Такую сумму сегодня озвучил заместитель председателя правительства Ленобласти по транспорту и ТЭК Сергей Харлашкин. Станция «Кудрово», напомним, станет продолжением оранжевой линии метро Петербурга.
«Сейчас выполняется проект по планировке территории в Петербурге, а также заказан проект строительства самого метро от станции «Дыбенко» до Кудрово. Соглашение между Петербургом и Ленинградской областью было подписано ещё в 2013 году. Область в своей части сделала проект планировки территории, предоставила место для строительства депо, город в свою очередь выполнил предпроектные работы», — отчитался Харлашкин (цитата по ТАСС).
В документах, которые разработал институт «Ленметрогипротранс» по заказу комитета по развитию транспортной инфраструктуры Смольного (для подготовки программы строительства и реконструкции метрополитена Петербурга до 2045 года), сообщается, что станцию «Кудрово» должны построить к 2029 году.
Кроме нее, на карте действующего метро в ближайшие 11 лет должны появиться станции: «Театральная, «Горный институт», «Казаковкая», «Путиловская», «Яхтенная», «Планерная», «Шуваловский проспект», «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная». Точные сроки возведения станций будут определены после заключения контракта с «Метростроем Северной столицы», который в октябре стал единственным поставщиком по строительству метро в Петербурге.
Кудрово 2.0: застройка шагнет за кольцевую
На сайте Заневского городского поселения опубликованы результаты публичных слушаний по проекту изменений в генеральный план поселения. Какие мнения жителей учли, а какие нет — узнаем в статье.
Количество жителей, принявших участие в слушаниях, составляет 355 человек. Заключение представлено на 191 странице, что впечатляет: год назад на слушаниях по предыдущей версии генплана участие приняло 19 человек, а замечания слушателей можно было пересчитать на пальцах.
Достаточно большое количество жителей поселения возражали против застройки Колтушских холмов в связи с наличием проекта достопримечательного места, однако администрация настаивает на том, что это не является основанием для ограничения использования территории в соответствии с новым генпланом (то есть под застройку и зону для досуга и спорта (Р3)).
Жители также выступали против перевода под среднеэтажную застройку территории в дер. Заневка, на что также получили отказ.
Жители «деревенской части» Кудрово просили не менять функциональную зону, на что также получили отказ. Остальных жителей Кудрово успокоили появлением «новой рекреационной зоны» в пределах существующей части деревни: видимо, речь идет о т.н. Косой горе, которая была представлена для отбора в программе «Комфортная городская среда» на 2022 год.
Жители также рекомендовали исключить коммерцию в парке Оккервиль, которая предусматривается проектом изменений. Однако по мнению администрации, без этой зоны отдых кудровчан будет неполноценным, а кому что-то не нравится — добро пожаловать в новую парковую зону в деревне Кудрово (см. выше).
Также многочисленные обращения были связаны с включением в границы поселения земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены торговые павильоны у Макдональдса. Администрация отклонила данное замечание.
Мы ранее писали о возможности появления жилья на участке с кадастровым номером 47:07:1044001:28047, замечание по этому и другим поводам представили жители ЖК «Паркленд». Предложение жителей принято администрацией, однако это не отменяет факта, что данный участок по-прежнему пригоден под жилую застройку. Положительным моментом является рекомендация администрации о переводе еще двух участков в зону рекреации (Р2).
Большое количество замечаний вызвала территория лесного массива за КАД. Включение в границы Кудрово администрация поселения считает нецелесообразным, в первую очередь потому, что это потребует согласования Федерального агентства лесного хозяйства.
Также администрация рекомендовала учесть необходимость синхронизации нового жилищного строительства с темпами развития инфраструктуры.
Свои предложения по возможности размещения жилья в зоне деловой застройки Д1 внесли правообладатели земельных участков.
Так, целесообразным было признано предложение, поступившее от депутата ЗакСобрания ЛО Рыбальченко В.В. в отношении земельного участка 47:07:1044001:294 по дороге в Новосергиевку.
Аналогичное предложение поступило от правообладателей соседних участков 47:07:1044001:45652 (Латкина Б.В.), 47:07:1044001:227 (ООО «РЕКА»), 47:07:1044001:122 (ООО «ЛОИК»).
Правообладатель земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:292 (почему-то без указания фамилии) просил перевод участка в зону смешанной общественной застройки (жилье и общественные здания).
По последней имеющейся у нас информации, участком владеют в равных доля глава администрации Заневского поселения Гердий А.В. и глава поселения Кондратьев В.Е.
Еще один депутат ЗакСобрания ЛО и бывший депутат Заневки Моренков С. Н. совместно с другими правообладателями ходатайствовали об установлении зоны смешанной застройки в отношении земельных участков рядом с будущим ТПУ.
Правообладатель земельного участка 47:07:1039001:10952 в лице самой же администрации ходатайствовал о его переводе из планируемой зоны рекреации в зону кладбищ. Примечательно то, что еще весной мы писали о том, что на этом участке расположена свалка строительных отходов, а депутат Кудинов проводил опрос среди населения Янино по поводу объектов рекреации, которые планируют там разместить.
Они же предлагают часть территории парка Оккервиль (земельный участок с кадастровым номером 47:07:1044001:2286) отнести к зоне общественно-деловой застройки. Предложение принято как целесообразное.
С полным текстом замечаний, поступивших от жителей, можно ознакомиться здесь.
Скорректированный по итогам слушаний проект будет отправлен на утверждение в Комитет по градостроительству и архитектуре Ленинградской области.
«Новый проект Генплана не предполагает переводов земли в целях жилищного строительства: Заневка не будет расти сверх утверждённого ранее объёма жилья. Мы фиксируем сложившуюся градостроительную ситуацию, приводим в порядок земельные отношения. Много внимания уделяем дорожно-транспортным вопросам –трассировке дорог, землям под депо и так далее. Проект Генерального плана планируется вынести на общественные слушания к октябрю. Если не случится форс-мажора и будут сняты все замечания, до конца этого года документ может быть утверждён», – так летом утверждал председатель Комитета градостроительной политики Ленобласти Игорь Кулаков.