Что строят в городе
Главные строительные проекты Москвы: от нового метро до столичного «Диснейленда»
Некрасовская линия: самая современная
Прошлый год можно по праву назвать годом метро, но темпы расширения подземки не сбавляют и в 2019-м.
Полным ходом идет строительство Некрасовской линии. Первый ее участок открыли 3 июня – заработали станции «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».
Строительство второго участка от «Авиамоторной» до «Косина» планируется завершить в 2019–2020 годах. Каждая станция станет произведением искусства.
В дизайне «Нижегородской» используют главный прием супрематизма – сочетание ярких геометрических фигур. Потолки в кассовых залах украсят желтые и оранжевые квадратные плафоны, путевые стены тех же цветов будут контрастировать с серым потолком и стенами. На перроне установят ярко-оранжевые кубические скамьи. При разработке проекта авторы вдохновлялись картинами Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Николая Суетина и других супрематистов.
Фото: mos.ru
Оформление «Стахановской» – отсылка к эпохе конструктивизма. Ее эстетику передадут с помощью строгих геометрических форм в сочетании с красным, коричневым, темно-серым и белым цветами. Интерьер будет напоминать производственный цех. Дизайн связан с названием станции: советский шахтер Алексей Стаханов в августе 1935 года добыл за ночную смену 102 тонны угля при норме семь тонн, положив начало стахановскому движению.
Фото: mos.ru
Главным украшением «Окской» станет потолок – его соберут из алюминиевых панелей синего цвета, а освещать станцию будут круглые светильники, создавая иллюзию кругов на воде.
Фото: mos.ru
А «Юго-Восточную» оформят в стиле среднеазиатских дворцов. Ее особенностью станут круглые светоотражающие плафоны на потолке, напоминающие купола минаретов. Разделительная стена между платформами будет выполнена в форме перевернутых арок с зубцами. Цветовое решение также напоминает о Средней Азии – тон будут задавать бежевый, желтый, черный и серый цвета.
Фото: mos.ru
Большое кольцо: крупнейшее в истории метростроения
Идея построить Большую кольцевую линию (БКЛ) возникла в 1985 году. Но в силу многих причин к реализации проекта не приступали, строительство началось только в ноябре 2011 года.
Длина ветки вместе с уже построенным участком «Каховская» – «Каширская» составит 70 километров. На ней расположится 31 станция. БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего лидера – вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров).
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Пять мостов планируется построить в столице до 2024 года
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Пять мостов планируется возвести в столице до 2024 года, сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
«Три из них уже строятся, в том числе два моста по проекту Юго-Восточной хорды: один через Москву-реку на участке от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы и второй – через реку Битцу на отрезке от МКАД до магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе», – рассказал Рафик Загрутдинов на пресс-конференции.
Новая дорога сооружается участками.
В 2018 году запущен первый участок – от Киевского до Калужского шоссе. Движение организовано по четырем полосам в обе стороны. Вдоль трассы проходят двухполосные боковые проезды, по которым запустили общественный транспорт.
Через год открыли второй участок – от Калужского шоссе до улицы Александры Монаховой. В его составе построили уникальный тоннель, где в одном уровне проходит дорога прямого хода, съезд и заезд с новой трассы на Калужское шоссе и два тоннеля Сокольнической линии метро.
Ведется строительство третьего участка магистрали от Боровского до Киевского шоссе. Здесь строят эстакаду через Боровское шоссе, тоннель под Киевским шоссе, съезды и два подземных перехода.
Заключительным этапом дороги Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе станет строительство многоуровневых транспортных развязок от транспортно-пересадочного узла «Столбово» до улицы Поляны в районе Южное Бутово.
Запустить магистраль полностью планируется в 2024 году.
Участок дороги от Киевского до Калужского шоссе интегрирован с Сокольнической линией метро от станции «Саларьево» до «Прокшино». Это первый опыт строительства совмещенной автотрассы и линии метро в Москве. Пути метро проходят посередине дороги. Выходы из станций расположены на обеих сторонах автомагистрали.
Он добавил, что также ведется строительство моста через затон Новинки на территории АМО «ЗИЛ». Еще по двум сооружениям ведутся проектно-изыскательские работы.
Напомним, в 2021 году завершено строительство пяти мостов:
Загрутдинов отметил, что проектом планировки территории Мнёвниковской поймы предусмотрено строительство двух автомобильных мостов в створах улиц Новозаводская и Мясищева совместно с пешеходным мостом, который обеспечит доступность жителям Филёвской поймы станции «Мнёвники» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.
Проект планировки территории (ППТ) – это градостроительный документ, который разрабатывается на небольшой участок – квартал, микрорайон или район. Он уточняет места размещения:
Кроме того, проект планировки территории уточняет последовательность развития территорий.
ППТ детально показывает, какие объекты есть на рассматриваемой территории. Таким образом, в ППТ входят также:
Поскольку все документы градостроительного планирования должны соответствовать друг другу, то и ППТ должен соответствовать Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ).
Поэтому, если в ПЗЗ на территорию, в которую входит участок ППТ, установлены регламенты, например, виды разрешенного использования, максимальные параметры плотности застройки, процент застроенности и предельная высотность размещаемых объектов, то и материалы ППТ должны разрабатываться с учетом этих данных.
Согласно положениям 42 статьи Градостроительного Кодекса (глава 5), обязательными частями ППТ являются три блока.
Текстовая часть
Иногда ее называют пояснительной запиской. Она содержит информацию о параметрах развития территории на ближайшую перспективу и положение о том, в какой очередности она будет развиваться.
Здесь детально прописывается информация:
Во второй блок входит вся графическая часть, определяющая:
Два этих блока – основная часть проектной документации. Именно ее нужно утверждать.
Третий блок – материалы, обосновывающие основную часть. Например, положение границ:
До начала работ по планировке территории требуется получить официальное разрешение на выполнение этой работы.
После завершения его разработки планировка должна пройти стадию утверждения на предварительно организованных общественных слушаниях.
В противном случае разработанные проекты планировки и межевания не смогут получить законный статус и будут юридически нелегитимны.
Законодательством допускается два варианта разработки проектов планировки территории и ее межевания.
Первый – подача заявления в местную администрацию. К нему нужно приложить пакет документов:
Далее проводят подготовительные работы, по итогам которых принимается решение.
Если оно положительное, составляется техническое задание и выполняются все необходимые виды работ.
Готовые ППТ согласуются на публичных слушаниях, в которых должны принять участие представители водоканала, газовой службы (при наличии газопровода), электросетей.
Проект разрабатывают в срок до двух месяцев.
Второй – обратиться в специализированную компанию, если местная администрация не оказывает такую услугу.
«По поручению мэра Москвы Сергея Собянина мы должны построить не просто водные переправы, но и архитектурно-яркие, выразительные инженерные сооружения. Они будут пропускать автомобильные и пешеходные потоки», – добавил Загрутдинов.
Москва – город инноваций и дорог
Сейчас ведется разработка проекта планировки, концепция, определяется идеология архитектуры этих мостов, потом начнется их проектирование.
Информационная служба портала Стройкомплекса
Видео: что построили в Москве в 2020 году
Текстовая версия
Наконец-то 2020 год подходит к концу. В этой программе расскажем, что построили в Москве с января по декабрь — самые масштабные, самые важные, самые знаковые стройки столицы. И как всегда — никаких эмоций, только цифры и факты. Это программа «Город», в очень коротком формате и вместе с экспертами мы рассказываем, как развитие мегаполиса помогает зарабатывать бизнесу — от самозанятых до крупнейших корпораций.
Начнем с цифр, говорящих о масштабах столичного Стройкомплекса. Непосредственно на городских стройках задействовано больше 120 тыс. человек. 1188 строительных площадок функционирует в Москве на сегодняшний день. 19% — вклад Стройкомплекса в ВРП Москвы.
Но перейдем к конкретным объектам строительства. Начнем с транспортного каркаса столицы. В этом году было построено 115,5 км дорог, 23 искусственных сооружения (мосты, эстакады, тоннели), 22 пешеходных перехода. Из крупнейших реализованных дорожных проектов:
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Как вы знаете, несмотря на рост объема, количества автомобилей — частных, коммерческих, — которое увеличивается на 250–300 тыс. штук в год, у нас общее состояние на дороге, интенсивность движения не выросли, а наоборот: Москва из лидеров по пробкам ушла на более нижние места.
Строительство метро, линий МЦД и обустройство МЦК — также на повестке дня столичного Стройкомплекса. В этом году метростроевцы проложили 17,9 км линий метро. Самое важное событие года — открытие сразу четырех станций Некрасовской линии метро («Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская») и две станции Большой кольцевой линии («Авиамоторная» и «Лефортово»). Текущий мегапроект столицы — строительство Большой кольцевой линии метрополитена. На конец 2020 года пройдено более 90% тоннелей БКЛ. Ввод БКЛ запланирован к 2023 году. На МЦД Москва по самым требовательным стандартам построила станцию «Ховрино» и другие новые станции МЦД.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— В этом году мы уже сдали 14 объектов, еще около 15 будет сдано в следующем году. Большой объем работ в районе площади трех вокзалов, очень важный участок «Каланчевская» — «Курская» — «Карачарово», необходимый для запуска МЦД-3 и МЦД-4.
Следующая тема — ТПУ — это транспортно-пересадочные узлы, которые строят в Москве на пересечении нескольких линий общественного транспорта. С момента старта реализации программы в Москве построено и строится 98 ТПУ. Ключевые проекты — ТПУ «Нижегородская», «Щелковская», «Саларьево». Кстати, новое здание Щелковского автовокзала в Гольяново — крупнейший реализованный проект этого года. Автовокзал будет обслуживать более 1,5 тыс. рейсов в сутки, среди которых не только пригородные и внутриобластные, но и межрегиональные и международные. Часть перронов расположена на крыше. Таких вокзалов в Москве еще не строили.
Далее поговорим про градостроительство. В этом году в центре внимания Стройкомплекса — благоустройство московских набережных. И цифра для отчета в этом году одна: за десять лет благоустроено 71,1 км набережных. Это, конечно, если комфортную городскую среду можно измерить в километрах…
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Мы планируем в следующем году уже активно приступить к реконструкции Шелепихинской набережной — фактически это участок от Третьего транспортного кольца до 3-го Силикатного проезда. В рамках работ проведут обустройство проезжей части, благоустройство самой набережной, укрепление стенок, для того чтобы превратить эту территорию из просто заброшенной зоны, прилегающей к Москве-реке, в удобную для москвичей, сделать ее прогулочной зоной, удобной, то есть оживить, превратить ее в общественное пространство.
Я бы не был главным редактором «РБК-Недвижимости», если бы не заговорил об объемах строительства. В 2020 году в Москве возвели по предварительным данным 9,36 млн кв. м недвижимости, из них 4,2 млн кв. м — это жилье.
Москва в этом году построила 59 объектов образования, спорта, культуры и здравоохранения. Все помнят, как в начале года в Москве открылся крупнейший в Европе и первый в России крытый парк развлечений «Остров Мечты» — это, наверное, самое знаковое событие для наших детей. Из других важных социальных строек — например, школа в Сосенском, это Новая Москва, площадью 24 тыс. кв. м на 1100 учеников, центр современного пятиборья в Северном и подстанция скорой помощи на улице Летчика Бабушкина.
Кстати, про медицину. В 2020-м одна из московских строек была чрезвычайно важной, но не запланированной. Как вы помните, весной 2020 года Москва приняла решение о строительстве дополнительного инфекционного центра. Построить потребовалось срочно — во всем мире нарастали темпы коронавирусной инфекции. Строить инфекционную больницу с нуля начали в середине марта, а завершили через 34 дня. Работали днем и ночью, задействована была элита строительного комплекса Москвы.
А завершить программу хочу не отчетом о прошедшем, а перспективным проектом. На территории завода им. Хруничева в столице идет реализация проекта международного масштаба — строительство Национального космического центра (НКЦ). Создание НКЦ позволит объединить на одной площадке ряд предприятий ракетно-космической промышленности. Общая площадь зданий НКЦ составит более 250 тыс. кв. м. Очень перспективный проект.
Ну что ж, на этом все. Это была программа «Город». Мы рассказываем, как меняется мегаполис и какой толк от этого горожанам и бизнесу. Оставайтесь с нами, пока.
«Город. Мнение»
Павел Поселенов, президент ГК «Инград»
— Каким был 2020 год для Стройкомплекса Москвы и для бизнеса?
— Мне кажется, для всего мира этот год был очень сложный, год вызовов, переосмыслений. Надо заметить, что Стройкомплекс Москвы справился с этой задачей очень хорошо, все представители бизнеса тоже попытались переосмыслить все то, что у нас было до этого сделано, изменить бизнес-процессы, перейти на удаленную форму работы. Большие сложности были с сохранением строительных темпов, но, мне кажется, нам удалось с этим справиться.
— Говорят, что бизнес реализовал все намеченные годовые планы еще осенью. Так ли это?
— Да, в основном драйвером послужила льготная ипотека. Решение, которое было принято своевременно и продлено своевременно. Это хорошая польза для того, чтобы экономическая ситуация в нашем городе, да и в стране в целом, была стабильна, несмотря на сложное время.
— А как конкретно компания пережила 2020 год?
— С точки зрения всех основных показателей нашей деятельности мы выросли по отношению к 2019 году. Наша выручка составила 25% плюсом к 2019-му. Что касается ввода домов в эксплуатацию, мы, по сути, не перенесли никаких планов. Все наши основные показатели продемонстрировали уверенный рост. Благодаря чему это произошло? Мы для себя определили, что смотреть надо в будущее: сохранить коллектив, быстро перестроить бизнес-процессы, перейти на удвоенную форму работы. И надо заметить, льготная ипотека очень сильно помогла нам в выполнении планов по выручке.
— Какие проекты вы считаете флагманскими в этом году? Каков их статус?
— Нам в этом году удалось реализовать свои планы по выводу новых проектов в продажу, в стройку. В основном это проекты бизнес-класса, которые мы действительно для себя считаем знаковыми и интересными, поскольку они проявили наш новый подход к девелопменту, к выбору подрядчиков. В первую очередь — проект Foriver. Он недавно получил самую престижную европейскую награду в своем сегменте, это статус пятизвездочной победы. Мы будем бороться с лучшими европейскими проектами уже на следующем этапе европейского конкурса. Это очень знаковый проект для Москвы — Симоновская набережная, 5 км от Кремля. Мы предполагаем, что проект завершится в срок — в 2023 году.
— Из инфраструктуры что есть в этом проекте?
— Это стадион имени Эдуарда Стрельцова — великого нашего футболиста. Проект уникальный, и в первую очередь благодаря тому, что это такое спортивное, намоленное место, с большой историей. Помимо жилой инфраструктуры, которую мы здесь строим, надо заметить, что это совместный с городом проект: город здесь прокладывает дороги, а мы, со своей стороны, обязаны построить новый стадион. Из него часть проекта, физкультурно-оздоровительный комплекс, вводим в нынешнем году, а саму основную спортивную арену построим к столетию клуба, это будет 23–24-й футбольный сезон.
Строительство новых городов в пять раз дороже ремонта старых
В России обсуждают идею построить новые города на Дальнем Востоке, в Сибири. Сколько будет стоить один новый город?
Ирина Ильина: Давайте я скажу, что 10 трлн рублей. Это довольно грубая оценка, она основана на том, что развитие Новой Москвы с населением около миллиона человек девять лет назад было оценено в 7 трлн рублей. Но там уже частично была инфраструктура, дороги, аэропорты. Если строить на новом месте, расходов будет больше. Плюс инфляция, получаем 10 трлн рублей на миллионник.
Почему так дорого? В СССР строили новые города десятками, вряд ли на каждый из них тратили сопоставимые деньги?
Ирина Ильина: Городу, особенно новому, нужны жители. А они поедут на новое место, только если там будут созданы комфортные условия.
Действительно, кто будет этими новоселами?
Ирина Ильина: Это большой вопрос. С одной стороны, можно взять людей из условного Брянска, работающих там за 30 тыс. руб. Если будут созданы все условия на новом месте, открыты вакансии с высокой зарплатой, они вполне могут поехать. Главное, чтобы у потенциальных новоселов еще и была квалификация, нужная на новом месте.
Почему? Москву основал Юрий Долгорукий, а сколько городов появились по приказам императоров, при советской власти решением начальства?
А есть удачные примеры возникновения новых городов в последнее время?
Есть в России такие же места, где можно построить такой же удачный новый город?
Ирина Ильина: По отчетам правительства, у нас строительство востребованного жилья идет всего в десятке регионов. В остальных нет ни денег, ни спроса. Есть потребность в социальном жилье, но платежеспособного спроса на жилье в них нет. Представьте себе, наша страна, которая имеет достаточно сложные проблемы с бюджетом, с демографической ситуацией, вдруг создает новые города. Зачем? Для кого?
Новый город, по сути, коммерческий проект. За счет чего он сможет вернуть вложенные в его создание деньги?
Тогда получается, проще использовать вахтовый метод и возить людей туда, где нужны трудовые ресурсы, чем строить город?
Ирина Ильина: Да, вахтовый метод. Или организовывать производство на базе уже существующих городов, как в том же Череповце. Комбинат ведь не обязательно строить на самом месторождении. Конечно, надо использовать современные технологии, очистку, чтобы промышленность не загрязняла, не мешала жителям.
Мы проводили опросы во многих городах: хотели бы вы здесь жить и дальше? Люди говорили, что да, что мы привыкли, все нравится, но многим не хватало работы с хорошей зарплатой. Так зачем гонять людей на другое место, не лучше ли эту самую работу построить рядом с тем местом, где они уже живут, где есть инфраструктура, социальное обеспечение и все остальное? Так будет намного проще и дешевле. И есть еще один важный момент: запуская большую стройку, страна сама себя загоняет в ловушку. Ведь почему в Москве постоянно возводят новые дома, запустили вторую реновацию? Потому что есть огромный строительный комплекс, сотни тысяч людей, которым надо дать заказы, работу. Так и с новым городом. Как только его закончат строить, сразу надо будет найти новые объекты для строителей. Иначе очень много людей, честно выполнивших свою работу, потеряют доход. И это будет вполне серьезная проблема.
Способна ли Россия возводить новые мегаполисы
Тренд на «человейники»
По числу солнечных дней Минусинская долина превосходит Крым. Но не в погоде же все дело. Каким должен быть этот новый город мечты, чтобы люди захотели там жить?
Можно упомянуть новую столицу Ингушетии Магас, но он был построен как продолжение Назрани…
Не хочется все время оглядываться назад, но вспоминаются веселые и молодые поезда, которые с комсомольскими песнями ехали на БАМ. А кто будет строить «Русский ковчег»?
Логичен вопрос, кем будем заселять новые города? Откуда возьмем людей? Как их заинтересовать?
В дореволюционной России была мощная издательская программа, агитирующая за переселение, от маленьких брошюрок для переселенцев про то, куда они должны обратиться, до солидных научных трудов. Но ведь только этим не обойдешься?
Михаил Щукин: Но, послушайте, Новониколаевск, будущий славный город Новосибирск, не предусматривался как город. Здесь строили поселок, который должен был обслуживать только депо и мост. Но на голое место, еще ничем не занятое, первыми устремились купцы из богатого села Колывань, поставили магазины. Почему пришли? Здесь была свобода, не было связывающих отношений. То же самое произойдет и на новом месте, где нет еще своих элит, которые все уже поделили и распределили. Здесь должна начаться новая жизнь по новым правилам. Это важно и привлекательно.
Один из первых советских руководителей Дальнего Востока господин Гамарник писал возмущенное письмо в ЦК, мол, народишко здесь дрянь, опереться не на кого, бедняков совсем нет.
Здесь был самый высокий по стране процент иностранцев. Причем большая часть из них пыталась попасть в статус крестьян, потому что все эти льготы распространялись только на них.
Все в сад и на дачу!
Есть интересный опыт Японии, которая тоже перезапускает свои города и изучает опыт русских дач…
Константин Малофеев, заместитель главы Всемирного русского народного собора: 70 лет назад, выбираясь из Великой депрессии, США провозгласили «беби-бум». Там в 40-60-е годы шло переселение людей из городских квартир в частные загородные дома. Это была одна из составляющих роста рождаемости: собственнику, у которого есть дом и сад, не до революций, он трудился и рожал под аккомпанемент всеобщей автомобилизации страны. По тому же пути пошли программа пригородного строительства «Китайская мечта», рассчитанная до 2050 года, и программа королевства Саудовской Аравии NEOM. Шейхи строят малоэтажный аналог Кремниевой долины для многодетных семей, вложив в него свыше 500 миллиардов долларов и считая, что это дает шанс слезть с «нефтяной иглы».
Но ведь устойчивый демографический рост невозможно обеспечить только переселением в комфортные усадьбы-пригороды?
Константин Малофеев: Конечно, надо не механически перенимать чужой опыт, а, развивая новую русскую усадьбу, культивировать традиционные семейные ценности. Но не камлать о них, а поучиться у Израиля, где у обывателя глубоко в сознании: «Быть не то что холостым, однодетным неприлично». Там такими категориями мыслит и «средний класс». У нас в стране он до 30 процентов перешел на дистант и вполне может, переехав в пригороды-усадьбы, стать драйвером усадебной жизни и политики устойчивого демографического роста.
Перекати-город
За строительством новых и перезапуском старых городов не последует ли перенос столицы?
Ольга Воробьева: Кстати, есть и обратный вектор: из «сельского» Вашингтона на выходные чиновники едут «оторваться» в Нью-Йорк, где ближе к пенсии открывают свой «маленький свечной заводик».
Но строительство столиц на пустом месте имеет другие цели. И они с издержками, но достигаются: власть «освежает кровь» и мозги, она концентрируется в другой географической точке, более стратегически значимой. Вспомните успешный опыт со столичностью Санкт-Петербурга, ставшего городом мира. Впрочем, города «с нуля», как это было с нашей северной столицей, очень долго оформляются в привлекательные поселения.
Как поселок Новониколаевск стал городом Новосибирском
Новониколаевск, будущий славный город Новосибирск, не предусматривался как город. Здесь строили поселок, который должен был обслуживать только депо и мост.
Уже в 1893-й, первый год существования поселка в российской печати, появилось сообщение о том, что в районе строительства железнодорожного моста через Обь вырос с невероятной быстротой населенный пункт, который, по-видимому, должен иметь солидное будущее как крупный торговый центр. Поселок получил имя императора Александра III (Александровский), а в 1895 году поселок переименовали в честь нового царя в Новониколаевский.
В 1902 году появились первые открытки с видами поселка на русском и французском языках, выпущенные московской фонотипией Шерера и Набгольца, а в 1904-м подготовлен первый альбом видов города.
В первый же год своего существования, по инициативе инженера-строителя железнодорожного моста Будагова, в городе открываются школа и народный театр, а 22 мая 1897 года закладывается добротный каменный собор Александра Невского. В 1898 году по инициативе Янкелевич-Чариной создается музыкально-драматический кружок, через два года предпринимателем Литвиновым открывается типография.
В 1902 году открыто детское учреждение для подготовки девочек и мальчиков (начиная с семилетнего возраста) к поступлению в иногородние гимназии. В 1905 году оно преобразовано в женскую прогимназию с четырехлетним сроком обучения (в 1916 году преобразуется в первую Новониколаевскую женскую гимназию).
В 1906 году начинает работать библиотека, основу которой составили 700 книг классиков художественной литературы, подаренных купцом Руниным. Редактор Курский и издатель Литвинов начинают издавать городскую газету «Народная летопись» В этом же году открывается частное мужское училище, готовящее юношей для поступления в технические вузы, а также детский сад.
В 1912 году Новониколаевск становится первым городом России, в котором вводится всеобщее начальное образование. В следующем году создается оркестр в составе 25 балалаечников, скрипачей, свирельщиков и других музыкантов. В 1916 году открывается первая музыкальная школа Заводовского по обучению игры на фортепиано, скрипке, виолончели и других оркестровых инструментах.