Что строят рядом с платформой москворечье
Собянин наконец признал, что почва рядом с Юго-Восточной хордой заражена радиацией
Участок рядом с местом строительства Юго-Восточной хорды загрязнен радиоактивными отходами, которые Московский завод полиметаллов складывал на своем заднем дворе в 1950-1960-х годах, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Он утверждает, что это не помешает строительству, и обещает рекультивировать склон.
Собянин рассказал, что загрязненная радиоактивными отходами территория была возвращена городу, и Московский завод полиметаллов не предпринимает никаких усилий, чтобы устранить нанесенный экологии ущерб. Теперь московские власти собираются заключить договор с ФГУП «Радон», чтобы рекультивировать склон и вывезти зараженный грунт за пределы города. Собянин отметил, что эти работы «потребуют огромных затрат».
Дополнительные исследования, проведенные в полосе отвода будущей хорды, выявили незначительные следы загрязнения. По мнению специалистов, они не препятствуют строительству.
Тем не менее, в период строительства будет проводиться постоянный радиационный мониторинг, и в случае обнаружения даже малейших следов радиации, загрязненные грунты будут вывезены из Москвы, и помещены в специальные хранилища.
По словам активистки Екатерины Максимовой, движение против строительства хорды продолжится. Ведь власти до сих пор настаивают, что на южной части склона вдоль платформы Москворечье, по которому пройдет хорда, нет значительных загрязнений.
Эта территория, судя по схеме мэра, в зону рекультивации не попадает. Однако здесь, по данным активистов, выявлено пять очагов поверхностного загрязнения с превышением допустимых для строительства нормативов в пять-восемь раз. «Пока заявление Собянина похоже на попытку скрыть факты, представляющие угрозу для людей», — заявила Максимова.
Теперь активисты готовятся записать видеообращение к новому премьер-министру Михаилу Мишустину. Его попросят провести полную рекультивацию объекта, а до тех пор остановить строительство.
Юго-Восточная хорда пройдет через десять районов Москвы и пересечет пять трасс, к могильнику с отходами урановых и ториевых руд за парком «Коломенское» прилегает участок хорды от Шоссейной до Кантемировской улицы. «Гринпис» зафиксировал превышение радиации там еще в 2011 году. Местные жители и активисты опасаются, что при строительстве хорды зараженная пыль попадет в воздух и воду.
В октябре 2019 года в московском департаменте строительства сообщили, что исследования не нашли радиационного заражения на месте строительства хорды. Тем не менее, уже тогда в проекте бюджета на ближайшие три года предусмотрели средства на рекультивацию территории, если там все-таки найдут зараженную почву.
За весь участок отвечает «Радон», подконтрольный «Росатому». Сейчас организация убирает лишь небольшую часть территории — от платформы Москворечье до парка «Коломенское», вывозя на специальный полигон под Сергиевым Посадом около 15 кубометров отходов в год. Ожаровский говорит, что этих объемов недостаточно, чтобы в ближайшее время исправить экологическую ситуацию на местности. Поскольку архивы завода засекречены, никто точно не знает, сколько веществ захоронили на склоне, однако в 2006 году главный инженер московского «Радона» Александр Баринов сообщал, что загрязнение измеряется десятками тысяч тонн радиоактивной земли.
Сам завод полиметаллов проектировал и создавал системы управления и защиты для всех типов ядерных реакторов. Помимо тория и урана, там также разрабатывали технологии производства бериллия, мышьяка, циркония, сурьмы, ванадия, марганца, хрома, ниобия и лития. Только с 1999 по 2002 год на предприятии провели экологическое обследование площадью около 165 тысяч квадратных метров и нашли более 400 очагов радиоактивного загрязнения. Тогда «Радон» вывез на полигоны 425 кубометров отходов.
Четыре развязки и мост построят на участке Юго-Восточной хорды
Участок Юго-Восточной хорды (ЮВХ) с мостом и четырьмя развязками построят к 2024 году, сообщил руководитель Департамента строительства Рафик Загрутдинов.
«ПАО «Мостотрест» признана победителем конкурса на строительство участка ЮВХ от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы. Работы необходимо выполнить в течение 45 месяцев с даты заключения контракта», – сказал Рафик Загрутдинов.
Строительство новых хордовых магистралей – Северо-Западной, Северо-Восточной, Юго-Восточной и Южной рокады – ключевой проект развития улично-дорожной сети Москвы внутри МКАД. Их общая длина составит 138 км, что сопоставимо с длиной четырех ТТК.
В составе магистралей будет 189 эстакад, тоннелей и мостов, а также 81 пешеходный переход.
Хорды улучшат транспортную доступность 73 районов Москвы. Они свяжут вылетные магистрали и разгрузят районные дороги, ТТК, МКАД. Кроме того, хорды обеспечат дополнительные выезды из города на трассы федерального значения.
За счет бессветофорного движения на большинстве участков магистралей и перераспределения транспортных потоков среднее время поездки по городу сократится на 20-25%.
Северо-Западная хорда построена. Это новая скоростная магистраль, которая проходит через северные и западные районы Москвы от Дмитровского до Сколковского шоссе и далее – до Мичуринского проспекта. Общая длина дорог СЗХ, включая съезды и искусственные сооружения, составляет 83 км.
Трасса соединяет крупные городские магистрали: Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе.
Строительство хорды позволило снизить транспортную нагрузку на ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей. Пробег автомобилей при поездках между соседними районами сократился примерно на 10%.
Строительство тоннелей и эстакад позволило значительно улучшить транспортную ситуацию в Западном, Северо-Западном, Северном и Северо-Восточном округах благодаря бессветофорному движению автотранспорта.
Уникальными дорожными объектами стали два тоннеля – Алабяно-Балтийский и винчестерный.
Северо-Восточная хорда пройдет от трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» до Косинской эстакады и далее за МКАД – до строящейся трассы М-12 «Москва-Нижний Новгород-Казань».
СВХ соединит между собой крупные автомобильные магистрали города – МКАД, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щёлковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе, а также даст выход на 15 крупных московских улиц – Фестивальную, Сельскохозяйственную, Березовую аллею, 3-й Нижнелихоборский проезд, Амурскую, Щербаковскую, Перовскую, Юности, Паперника и др.
Северо-Восточная хорда обеспечит диагональную связь между севером, северо-востоком, востоком и юго-востоком столицы, снизив транспортную нагрузку на центр, ТТК, МКАД и вылетные магистрали.
В районе Большой Академической улицы СВХ соединяется с Северо-Западной хордой, в районе шоссе Энтузиастов – с Юго-Восточной хордой.
Трасса СВХ пройдет по 26 районам Москвы и 10 крупным промзонам, которые с ее приходом получат возможности для развития.
СВХ обеспечит подъезд к 12 ТПУ, 21 станции метро и МЦК, а также к платформам МЦД-1 и перспективного МЦД-3.
Общая протяженность основного хода СВХ составит порядка 40 км. Всего – с учетом съездов и реконструкции прилегающей улично-дорожной сети – будет построено порядка 120 км дорог, 80 эстакад, мостов и тоннелей и 21 пешеходный переход.
Строительная готовность СВХ составляет 80%. Построены восемь из 11 участков магистрали.
Ведётся строительство двух участков от Дмитровского до Ярославского шоссе и от Лухмановской улицы до Зенинского шоссе, а также проектирование участка с мостом через реку Пехорку для соединения СВХ с автомобильной дорогой «Москва-Нижний Новгород-Казань».
Их строительство планируется завершить до конца 2023 года.
Юго-Восточная хорда (ЮВХ) объединит 22 района: Нижегородский, Лефортово, Перово, Рязанский, Соколиная гора, Печатники, Южнопортовый, Текстильщики, Нагатинский затон, Курьяново, Марьино, Люблино, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Орехово-Борисово Северное, Бирюлево Западное, Чертаново Южное, Чертаново Северное, Северное Бутово, Южное Бутово, Даниловский, Нагатино-Садовники. В них проживает около 2,5 млн человек. Длина хорды составит 96 км.
ЮВХ соединит крупные магистрали: шоссе Энтузиастов, Третье транспортное кольцо (ТТК), Рязанский и Волгоградский проспекты, новую вылетную магистраль от ТТК до развязки МКАД с Бесединским шоссе, ул. Подольских Курсантов, Липецкую и Дорожную ул., Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе.
Ее запуск улучшит дорожную ситуацию в секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе.
Магистраль сформируют поэтапно.
Южная рокада пройдет от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне. Ее длина составит 65 км.
Она соединит крупные автомобильные магистрали города – МКАД, Кутузовский, Мичуринский и Ленинский проспекты, проспект Вернадского, Профсоюзную улицу, Варшавское и Каширское шоссе, Пролетарский проспект, Люблинскую улицу.
Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца.
По его словам, здесь предстоит построить:
Напомним, ФГУП «РАДОН» ведет работы на участке строительства моста в составе Юго-Восточной хорды. Они проходят на правом берегу Москвы-реки между Московским заводом полиметаллов на Каширском шоссе, д. 49 – на западе; ж/д мостом Курского направления – ж/д платформа Москворечье – на востоке; Москвой-рекой – на севере; Каширским шоссе в районе Москворечье-Сабурово – на юге.
Работы проводятся в соответствии с действующим законодательством. Оформлена вся необходимая разрешительная документация.
Юго-Восточная хорда – сложнейший проект. Ее длина на участке от шоссе Энтузиастов до 35-го км МКАД составит порядка 36 км, в том числе 6,5 км – это реконструкция участков улиц Каспийская и Шоссейная. Новая трасса объединит 22 района, где проживает 2,5 млн человек.
Хорда необходима: альтернатив для того, чтобы улучшить дорожную ситуацию в секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе, нет.
Новая магистраль избавит автомобилистов от необходимости делать крюк в 10-15 км через МКАД. Будет замкнуто хордовое кольцо, что позволит убрать тысячи машин с МКАД, Третьего транспортного кольца и из центра Москвы.
«Радон» завершил рекультивацию участка Юго-Восточной хорды
Рекультивация участка и вывоз зараженного радиацией грунта в районе строительства Юго-Восточной хорды рядом с Московским заводом полиметаллов завершены. С 17 июля начинаются работы по строительству трассы.
Об этом журналистам сообщили генеральный директор ФГУП «Радон» Алексей Лужецкий и директор ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» (УДМС) Василий Десятков.
В январе мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что склон реки около Московского завода полиметаллов в зоне строительства участка Юго-Восточной хорды (ЮВХ) рекультивируют.
В феврале ФГУП «Радон» (структура «Росатома») стало победителем электронного аукциона на оказание услуг по радиационному контролю, изъятию и транспортировке радиоактивных отходов на правом берегу Москвы-реки, в районе строительства Юго-Восточной хорды. Цена контракта — 80 млн руб. Тогда в «Радоне» оценили объем радиоактивных отходов примерно в 1 куб. м. Согласно условиям контракта, очистить загрязненный участок должны были за три месяца.
Рекультивация завершена, грунт вывезли в Подмосковье
Сейчас работы по рекультивации участка строительства ЮВХ завершены. В ходе исследований были выявлены локальные загрязнения, участки рекультивированы и проведен вывоз загрязненного грунта, рассказал глава «Радона» Алексей Лужецкий.
Участок был передан для проверки представителям Роспотребнадзора. Они дали положительное заключение, что данная территория соответствует всем нормам и правилам. «Работы проведены в полном соответствии. Мы считаем, что на сегодняшний момент на этом участке могут продолжаться дальнейшие работы», — отметил Алексей Лужецкий.
По его словам, речь идет о пяти загрязненных участках. Общий объем работ составил около 2 тыс. кв. м. Загрязненный грунт был вывезен на специализированный полигон «Радона» на север Московской области. Лужецкий отметил, что данные отходы не представляют опасности и могут быть использованы в строительстве.
Начинаются строительные работы
К 17 июля работы по реабилитации территории завершены, был подписан акт о приеме площадки у «Радона». В настоящее время можно приступать к монтажно-строительным работам, рассказал директор УДМС Василий Десятков.
Строительством участка Юго-Восточной хорды с мостовым переходом через Москву-реку и четырьмя транспортными развязками будет заниматься «Мостотрест». По словам директора УДМС, подготовленная площадка передана подрядчику. Вся разрешительная документация позволяет в полном объеме начать строительство. Сейчас готовится ориентировочный график строительных работ на участке.
«Мы планируем начать работы 17 июля — вся разрешительная документация есть, подрядчик готов начать работы», — сказал Василий Десятков, отвечая на вопрос о сроках начала строительно-монтажных работ на рекультивированном участке.
Планово работы должны быть завершены в течение 35 месяцев (то есть в 2023 году). При этом Василий Десятков не исключил, что участок будет сдан раньше срока. Также, по его словам, во время строительных работ специалисты «Радона» будут вести радиоэкологический мониторинг — с генподрядчиком подписан соответствующий договор. Дополнительных средств на это не потребуется.
«Ни один кубометр земли не будет вывозиться со стройплощадки, если не проведен контроль. Вывозиться будет только безопасный грунт. При выявлении каких-то превышений работы будут приостановлены и произведена рекультивация», — заверил глава УДМС.
Позиция РАН: «Опасности для населения нет»
Свое заключение участку будущей ЮВХ дали специалисты Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН). По их данным, текущие показания находятся в пределах значений характерного для Москвы радиационного фона.
В декабре 2019 года специалисты ИБРАЭ провели радиометрическое обследование участка строящейся Юго-Восточной хорды. Тогда обеспокоенные радиационной обстановкой жители района Москворечье-Сабурово попросили ученых провести независимый анализ.
«Мы выехали на место и провели детальное обследование местности, забор грунтов, спектрометрический анализ. Составили карту территории, на которую были нанесены показатели измерений. В результате выяснилось, что радиационная обстановка не представляла угрозы для населения», — рассказал Сергей Красноперов из ИБРАЭ РАН.
По его словам, это показали фактические измерения и моделирование, которое проводилось с помощью специальных программ и математических моделей. Оно учитывало различные ситуации — например, перенос грунта ветром, также рассматривались возможные сценарии при непосредственном строительстве.
«При всех сценариях никаких угроз для населения нами не прогнозируется как расчетными методами, так и фактическими измерениями. Оценки, которые мы получили, были в сотни раз ниже допустимо установленных уровней, которые есть в нормах и правилах радиационной безопасности», — отметил Сергей Красноперов.
15 июля 2020 года, уже после выполненных ФГУП «Радон» работ, специалисты ИБРАЭ РАН провели повторные обследования территории. «Результаты уже получены — опять мы подтверждаем, что рисков для населения с точки зрения здоровья и радиационной безопасности нет. Никаких превышений радиационного фона мы не зафиксировали», — добавил он.
О Юго-Восточной хорде и протестах
Юго-Восточная хорда должна стать частью Большого хордового кольца Москвы и пройти от пересечения Северо-Восточной хорды с шоссе Энтузиастов до пересечения МКАД с улицей Поляны. Длина трассы составит около 36 км с мостом через Москву-реку и десятками развязок.
Однако активисты выступают против строительства в районе платформы Москворечье. По их мнению, строители могут повредить радиоактивный могильник, что может привести к распространению радиоактивной пыли по всему городу. Недавно выступающие против Юго-Восточной хорды активисты сообщили о задержаниях.
В июле 2019 года издание The Village писало, что Юго-Восточная хорда пройдет впритык к могильнику завода полиметаллов, принадлежащего «Росатому». Издание отмечало, что там захоронены радиоактивные отходы урановых и ториевых руд. Эту информацию опровергали в Москомархитектуре. В мэрии Москвы осенью 2019 года называли фейком данные о радиации в месте строительства хорды.
В январе 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что рядом с заводом полиметаллов нашли «пятна радиоактивного заражения», которые остались с советского времени. Тогда же он сообщил, что власти будут рекультивировать свалку.
Часть Юго-Восточной хорды вместе с мостом через Москву-реку пройдет впритык к могильнику завода полиметаллов, где захоронены радиоактивные отходы урановых и ториевых руд. Местные жители и активисты опасаются, что во время строительства зараженная пыль попадет в воздух и воду и радиация разнесется по городу. Гринпис зафиксировал превышение радиации рядом с «Коломенским» еще в 2011 году, а корреспондентка The Village лично убедилась, что превышение радиации и сейчас заметно уже в 50–60 метрах от платформы Москворечье. Работы на противоположном берегу уже начались, хотя депстрой это отрицает.
Радиационный фон
превышает норму в 300 раз
В 50–60-е годы завод полиметаллов, который сейчас принадлежит госкорпорации «Росатом», складировал отходы урановых и ториевых руд на крутом берегу Москвы-реки. На отрезке в полкилометра длиной опасные вещества просто засыпали песком и глиной. Сейчас радиационный фон там превышен совсем немного — как при полете в самолете, но если немного разрыть землю — показания приборов резко скачут вверх. Точно неизвестно, насколько низко залегают вещества, но превышение заметно в некоторых ямках (их выкапывали для исследований и ими усыпан весь склон) глубиной от 20 сантиметров.
О радиации на склоне известно много лет. Настоящую тревогу забили, когда стало понятно, что власти, отвечающие за строительство на опасном участке, не реагируют на запросы, не пускают протестующих на публичные слушания, а серия общественных проверок подтвердила превышение радиации в сотни раз. В конце апреля на один из запросов все-таки ответили предприятие «Радон» и МЧС — они провели на склоне сертифицированную проверку. Самый высокий результат, который они нашли, — 61,4 микрозиверта в час, тогда как обычный фон составляет примерно 0,2.
Торий и уран в могильнике никак не изолированы, отмечает эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский. «Радон» в своем докладе в первую очередь отчитывался о самом опасном гамма-излучении, которое образуется при распаде тория и урана, когда они долго лежат в земле. Однако сами по себе эти вещества — альфа-излучатели. Они представляют опасность, если попадают непосредственно в организм — например, если вдохнуть их с пылью. Директор по государственной политике в области радиоактивных отходов «Росатома» Олег Крюков в ответе на одно из обращений (есть у The Village) подтвердил, что загрязнение этими частицами высокое на 26 участках около завода.
Эксперты опасаются, что самое страшное начнется, когда будут строить шести-восьмиполосный мост. Радиоактивные вещества вместе со строительной пылью разнесет ветер, также они попадут в реку. Ожаровский участвовал в профессиональной и общественных проверках могильника. Он говорит, что в самых опасных участках радиационный фон превышен в 500 раз, проект трассы нужно полностью пересматривать и придавать ситуацию максимальной огласке.
Отходы и сейчас сползают по склону, когда тает снег или идет дождь, но стройка нанесет еще больший урон, считает специалист. Корреспондентка The Village побывала в могильнике и убедилась, что значительное превышение радиации заметно уже в 50–60 метрах от платформы Москворечье.
Сейчас участок открыт для всех и практически не огорожен — только в некоторых местах можно найти остатки старого бетонного забора, желтые таблички и ленточки с надписью «Осторожно: радиация» и «Прохода нет», которые развесил «Радон», причем значки постоянно воруют. У реки под склоном, особенно рядом с парком «Коломенское», ездят велосипедисты и бегают спортсмены, жители устраивают там пикники, хотя пускать туда людей нельзя. Эту ситуацию Ожаровский называет дикой. Руководитель проекта энергетической программы Гринписа Рашид Алимов отмечает, что высокий уровень радиации увеличивает риски онкологических заболеваний, однако чтобы нанести серьезный урон здоровью, в могильнике нужно провести очень много времени.
Чем на опасном участке
занимается «Радон»
За весь участок отвечает «Радон», подконтрольный «Росатому». Сейчас организация убирает лишь небольшую часть территории — от платформы Москворечье до парка «Коломенское», вывозя на специальный полигон под Сергиевым Посадом около 15 кубометров отходов в год. Ожаровский говорит, что этих объемов недостаточно, чтобы в ближайшее время исправить экологическую ситуацию на местности. Поскольку архивы завода засекречены, никто точно не знает, сколько веществ захоронили на склоне, однако в 2006 году главный инженер московского «Радона» Александр Баринов сообщал, что загрязнение измеряется десятками тысяч тонн радиоактивной земли.
Баринов также говорил, что просто нереально провести полную дезактивацию участка — это очень дорого. «Здесь оползневый склон. Работы на подобном объекте — очень сложная инженерная проблема: неосторожное движение, и радиоактивный грунт может попасть в реку. Поэтому загрязнение лишь консервируется, чтобы сделать территорию безопасной для людей», — отмечал инженер. По его словам, специалисты годами занимаются там своеобразной терапией — работают каждую весну, после того как сойдет снег, который уносит с собой часть земли, обнажая радиационные участки.
В 2004 году NYT написал о радиоактивной Москве. В тексте упомянули завод на Каширском шоссе. Тогда сотрудник автомастерской, которая находилась поблизости, рассказал журналистам, что эксперты «Радона» советовали ему ходить только по левой стороне дороги, так как справа — излучение. Осенью 2003 года, по данным газеты, все здание предприятия разобрали, вывезли и захоронили на свалке, при этом работы у «Радона» оставалось еще много — из-за загрязненной почвы на склоне ( этот абзац добавлен 11 июля, — прим. ред).
Сам завод полиметаллов проектировал и создавал системы управления и защиты для всех типов ядерных реакторов. Помимо тория и урана, там также разрабатывали технологии производства бериллия, мышьяка, циркония, сурьмы, ванадия, марганца, хрома, ниобия и лития. Только с 1999 по 2002 год на предприятии провели экологическое обследование площадью около 165 тысяч квадратных метров и нашли более 400 очагов радиоактивного загрязнения. Тогда «Радон» вывез на полигоны 425 кубометров отходов.
«После этих работ завод полиметаллов стал полностью соответствовать самым строгим экологическим требованиям к предприятию, находящемуся в черте города, даже такого многонаселенного. Его территория стала чистой, а производство освободилось от технологий, которые могли ее загрязнять впредь», — пишут на сайте. Завод в целом позиционирует себя как экологичный.
Кто строит хорду
За разработку проекта дороги и моста отвечают Москомархитектура и Институт Генплана Москвы. Первая рассказала The Village, что знает об опасном участке, однако утверждает, что проект хорды не затрагивает земли с «аномалиями и загрязнениями». В Москомархитектуре уточнили, что земля находится «западнее железнодорожного моста в 250 метрах от платформы Москворечье». При этом в экспертном заключении сказано, что ближайший источник радиации находится в 50 метрах от путей. Житель района Москворечье-Сабурово, кандидат в депутаты Госдумы Денис Меркулов согласен, что мост может не затронуть склон, но считает, что такая вероятность в любом случае остается. Он не понимает, зачем власти подвергают жителей района такой опасности, скрывая настоящее положение.
В июне депутат района Печатники Сергей Власов нашел на противоположном от завода берегу реки свалку и написал запрос в правительство. Ему ответила Госинспекция по недвижимости. В ведомстве сообщили, что «захламление» уберут в июле, а также рассказали, что на это время на месте запланировали «выемку культурного слоя» для строительства моста, соединяющего Шоссейную и Каспийскую улицы, а заказчиком работ выступает «Управление дорожно-мостового строительства».
Зампред Москомархитектуры Сергей Костин позже объяснил Власову, что речь идет о предпроектных работах — замерах и экспертизе. Депутат побывал на месте и увидел целый строительный городок: «Все выглядит как стройка: что-то бурят, забивают сваи, лежат бетонные блоки и другие стройматериалы». Об этом The Village рассказали еще минимум четыре человека из инициативной группы. По их словам, там уже начали возводить опоры для того самого моста, при этом документов на стройку никто не видел.
То, что со стороны Курьянова поставили временный городок, подтверждает и кадастровая карта, на которой недавно появился будущий мост через Москву-реку, и приказ подрядчика о создании строительного участка «Каспийская — Шоссейная» (есть в распоряжении The Village). При этом на сайте Стройкомплекса пишут, что вся трасса пока находится в разработке. Там же заявляют, что стройка начнется только в 2020–2022 годах.
На запрос The Village ведомство ответило, что проект завершат в 2022 году. Там пообещали, что доработают его по экологическим нормам, но не уточнили, как именно. К тому же непонятно, почему в таком случае строительство уже идет. Корреспондентка The Village сама побывала на стройплощадке: спустя полтора месяца там наконец-то появился стенд с проектом. Работы проводят «Мосинжпроект», «Мостотрест» и «Мостотряд-4». Позже депстрой написал еще раз: «Откуда у вас информация, что строительство идет? По интересующему вас участку утвержден только проект планировки территории. Еще предстоит проектирование».
Несмотря на все опасения, работы рядом с могильником уже проходили: в 2007–2010 годах Сабуровские железнодорожные мосты перестраивали. Масштабной реконструкцией занималась компания СК «Мост», причем в своем пресс-релизе она называла свой проект экологичным. The Village спросил организацию, как проходили работы рядом с опасным местом, но не получил оперативного ответа. На сайте Wikimapia удалось найти такой комментарий пользователя по имени Сергей: «Когда мы строили Сабуровские мосты, нам говорили про радиацию, она была даже в районе опоры моста — там у нас бытовка была».
Мертвые жители голосуют на публичных слушаниях
Юго-Восточная хорда пройдет через десять районов: Перово, Нижегородский, Северное, Центральное и Южное Чертаново, Северное Бутово, Курьяново, Москворечье-Сабурово, Печатники и Текстильщики. В последнем жители давно протестуют против проекта, так как шестиполосная дорога пройдет всего в 20 метрах от домов. Кроме того, ради магистрали хотят снести детские площадки и вырубить деревья. Против строительства также вступали жители Печатников, Царицына и Чертанова.
В мэрии апеллируют к тому, что новая трасса сократит пробки. При этом публичные слушания проходили с нарушениями. Так, согласно протоколам, 1,8 тысячи жителей Текстильщиков проголосовали против строительства хорды, а за выступили 3 тысячи. Активисты обошли дома и выяснили, что некоторые голосовавшие ничего не знают о проекте, а многие не живут по указанным адресам. Также имена части жителей вписали в протоколы несколько раз, хотя они присутствовали на слушаниях и утверждают, что голосовали против хорды. Кроме того, в документах оказались подписи давно умерших людей. Их родственники уже написали заявления в прокуратуру, приложив свидетельства о смерти.
Подобная ситуация сложилась и в Москворечье-Сабурове. В протоколах также нашли голоса умерших москвичей, а желающие не могли попасть на публичные слушания. По словам Дениса Меркулова, когда он вместе с другими пришел на полчаса раньше назначенного времени, зал уже был забит людьми. В итоге все, кто был против проекта, не смогли озвучить свою позицию. Такую ситуацию активист назвал общей тенденцией для публичных слушаний в Москве.
Обновление от 3 декабря: По результатам госэкспертизы проект, соединяющий Шоссейную и Каспийскую улицы, получил положительное заключение. Стройку в Курьянове возобновили. Помимо радиоактивного загрязнения, хорда грозит еще и сносом сталинских коттеджей, а многим жителям двухэтажных домов придется ютиться у подножия восьмиполосной магистрали.
До этого Гринпис вместе с компанией «ТехноТерра» снова проверил участок у завода. Мост построят непосредственно в очагах радиоактивного загрязнения, а не рядом с ними, утверждают в организации. Глава департамента природопользования Антон Кульбачевский назвал эти данные «фейком».
Депстрой отчитался, что не нашел превышения радиационного фона рядом с «Коломенским». При этом власти предусмотрели в бюджете деньги на возможную рекультивацию территории на случай, если загрязненную почву там все-таки обнаружат.