Что строят на петроградке у биржевого моста
Вместо Судебного квартала у Биржевого моста появится Арт-парк
На проспекте Добролюбова, 14, вместо комплекса зданий Верховного суда появится Арт-парк. Об этом стало известно сегодня, в ходе визита президента Владимира Путина в Петербург. Об изменении концепции заявил глава Петербурга Александр Беглов.
Напомним, что на территории участка в сердце Петербурга еще до последнего предполагалось строительство «Судебного квартала». Еще в начале недели появилась информация, что на территории работает строительная техника.
Также тут совместно с комплексом зданий Верховного суда планировалось возведение Дворца танцев Бориса Эйфмана.
Глава Петербурга Александр Беглов предложил изменить проект развития территории и реализовать проект театрально-выставочного комплекса и парковой зоны – Арт-парк. Это будет парк по типу московского «Зарядья». То есть это будет многоуровневый комплекс. Основную площадь на поверхности займет парковая зона. Арт-парк может включать несколько театральных и концертных залов, лекционный зал, помещения лабораторий и мастерских, кинотеатр, художественные галереи, арт-биржи и гастрономический кластер. Помимо театрально-выставочного комплекса и парковой зоны, предлагается организовать подземный паркинг на 1500 мест.
Также предлагается построить подземный переход через площадь Академика Лихачева на Мытнинскую набережную.
Как сообщили в Смольном, по результатам соцопросов этот вариант развития участка возле Биржевого моста поддержали две трети опрошенных горожан. Тем не менее, детали нового проекта необходимо обсуждать с жителями. Как отметил Александр Беглов, только после общественного обсуждения давать проекту ход.
Судейский квартал вместе со зданием Верховного суда предложили перенести в район Смольной набережной, где располагается «Правительственный квартал». Его предлагается разместить на участке, который ранее предлагался под проект нового Музея блокады.
Каким будет новый парк в Петербурге
В апреле 2019 г. врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов представил президенту Владимиру Путину проект строительства арт-парка на берегу Малой Невы, и президент инициативу поддержал, одобрил и масштаб, и место, и виды. «Вместо комплекса зданий Верховного суда на исторической территории Тучкова Буяна будет построен арт-парк с театрально-выставочной зоной. Здесь же будет построен Театр танца Бориса Эйфмана, создание которого планировалось в границах Судебного квартала Проект получит совместное финансирование Санкт-Петербурга и Российской Федерации», – сообщает сайт администрации Санкт-Петербурга. Судебный квартал передвинут на Смольную набережную, где прежде собирались построить новый музей блокады Ленинграда. «Создать многофункциональную, многоуровневую культурную развлекательную зону с верхним парком и набережной. Театр танца Бориса Эйфмана здесь остается. Появится парковка на полторы тысячи мест и пешеходная зона», – сказал Беглов и подчеркнул, что «проект еще обсуждается».
С тех пор подробностей о проекте арт-парка не появилось, но эксперты отмечают очевидные параллели между Тучковым Буяном и московским «Зарядьем»: оба обсуждались много лет, концепции застройки неоднократно менялись, даже площадь у двух проектов одинаковая – по 13 га.
Лучше парк, чем дома
По мнению архитектора Александра Асадова, что бы ни было построено на месте снесенной гостиницы «Россия» у Кремля в Москве, «разделило бы людей на тех, кто «за», и тех, кто «против». И только природа послужила консенсусу». Большинство москвичей приняли парк «Зарядье», он привлекает горожан и туристов, и только за первый год существования парка его посетило более 8 млн человек. Это может сработать и в Петербурге – городу остро не хватает парков и зеленых общественных пространств.
«Решение разбить между Биржевым и Тучковым мостами парк довольно очевидно, оно было частью еще плана послевоенного восстановления Ленинграда 1948 г.», – напоминает архитектурный критик Мария Элькина. Но после войны землю на пр-те Добролюбова, в историческом центре города, отдали Государственному институту прикладной химии (ГИПХ, с 1992 г. – ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия»), который разрабатывал в том числе ракетное топливо.
С начала 2000-х гг. эта площадка несколько раз меняла владельцев и проекты. Консультанты рынка недвижимости вспоминают «Набережную Европы»; архитекторы – странный конкурс на Судебный квартал, экологи – все вредные соединения, тяжелые металлы, которые остались в земле после вывода химического предприятия: необходимо было снимать грунт на глубину до 10 м. ГИПХ был выведен в 2011 г., здания (в том числе и несколько бывших памятников промышленной архитектуры) снесли. По проекту «Набережная Европы» здесь планировалось построить Театр танца Бориса Эйфмана, жилье и коммерческую недвижимость.
«Сейчас в силу причин не столько экономических, сколько политических, похоже, что власть решила сделать реверанс в пользу общественного мнения и отказаться от строительства административного комплекса, чтобы сделать парк. Идея хорошая, и мы ее, как прогрессивные горожане, поддерживаем», – говорит гендиректор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков. С ним согласен Андрей Косарев, гендиректор Colliers International в Санкт-Петербурге: «Это то, что больше всего нужно здесь городу, учитывая совокупность факторов: уникальность места, соседство с другими историческими, зрелищными и спортивными объектами, современные урбанистические тенденции и вызовы, необходимость дальше повышать туристическую привлекательность и качество городской среды». «Но можно говорить о неэффективности понесенных бюджетом затрат», – добавляет он.
В тренде
«Горожане неоднократно выражали мнение о необходимости создания парка на данной территории», – напоминает Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate. «В детстве я жил недалеко от этого квартала. Мы бегали на лыжах за Кировским стадионом, купались летом на Петровском пруду. С другой стороны – зоопарк, Планетарий. В этом районе огромное количество культурных и образовательных учреждений, и сделать там парк, аналогичный по масштабам «Зарядью», – хорошая идея, ведь парков много не бывает», – говорит Александр Шарапов, президент Becar Asset Management.
«В любом случае то, что делается для людей, всегда лучше любых государственных зданий с точки зрения развития города, – уверена Элькина. – Сейчас главная интрига в том, какой именно это будет парк». По мнению Шарапова, которое разделяют практически все эксперты как из бизнес-, так и из архитектурной среды, проекту необходимо широкое общественное обсуждение: «Не повторять ошибки «Лахта-центра», когда жители города были скорее наблюдателями войны за газетные развороты и телевизионные эфиры между градозащитниками и властями. Потратить еще несколько месяцев для того, чтобы дать горожанам решить, как использовать эту локацию, – оптимальное решение». Люди «не хотят жить в музее под открытым небом, а хотят жить в современном, развивающемся городе», считает он.
Решение «вписывается в современный тренд по развитию общественных пространств в российских городах», подчеркивает Евгения Муринец, директор Urban Policy Institute. Сильнее всего в этом продвинулась Москва – самый богатый российский регион: были обновлены Парк Горького, проведен международный конкурс на «Зарядье», перестроена Триумфальная площадь, масштабно обновляется ВДНХ.
«Слово «парк» в России испортили еще в 30-х гг. прошлого века, превратив его в ПКиО. В результате весь мир создает парки скульптур и природные древесные парки, а у нас сплошная смотровая площадка для селфи, – считает координатор движения «Деревья Петербурга» Мария Тиника. – Но Петербург имеет право создать не ПКиО, а парк XXI в. с учетом знаний и возможностей природы, растений и воды. Было бы большим поражением получить в центре города еще один образчик бессмысленного казенного дизайна».
У Муринец свой рецепт для будущего парка: «Важно определить одного ответственного управленца в правительстве субъекта, который бы рассматривал это как важнейшую задачу в своей деятельности. Как говорится, у победы много отцов, тем не менее мы можем уверенно назвать комплексы «Зарядье», «Лужники» и Триумфальную площадь детищем Сергея Кузнецова, Парк им. Горького – детищем Сергея Капкова, парк у стадиона ФК «Краснодар» – Сергея Галицкого, набережную озер Кабан в Казани – детищем Наташи Фишман. У всех этих проектов есть авторы, в большинстве своем иностранцы, специалисты в создании городских ландшафтных пространств. Но в России недостаточно привлечь хорошего архитектора к проектированию. Важно еще и провести проект сквозь огонь и воду нашей российской строительной специ-фики с ее 44-ФЗ, многоэтапной последовательной системой согласований, контролем качества реализации подрядчиком, выбранным по тендеру с его основным критерием – предложенной стоимостью реализации и следующими за этим СМР соответствующего качества. Нужен человек с компетенциями и полномочиями, который будет иметь влияние на всех участников строительного процесса».
С верой в хорошее
В 2019 г. общая сумма финансирования проекта «Формирование комфортной городской среды» в Санкт-Петербурге составит 4,2 млрд руб., сообщает сайт губернатора. Средства пойдут на благоустройство дворов, пешеходных зон, садов и парков. Создание арт-парка на Тучковом Буяне и реконструкция оранжереи в Таврическом саду названы новыми знаковыми проектами.
Как в итоге будет выглядеть и называться знаковый проект – только предстоит обсуждать. Сайт губернатора призывает горожан активнее давать предложения. Рендеры, которые Беглов показывал Путину, «не позволяют судить об уровне дизайна этого объекта», сказал Иван Колманок, партнер архитектурного бюро AI-architects. Архитекторы говорят, что увиденное ими похоже даже не на «Зарядье», а на «пузыри» Манежной площади в Москве и что застройка предполагается немалая. Тогда как Петербургу больше нужны обычные парки – с деревьями, дорожками.
«[По изображениям] можно сделать вывод о масштабе программы, функциях, заложенных в проект, – говорит Колманок. – И по программированию среды, по насыщению разными функциями парк может соперничать с «Зарядьем»: возводятся большие площади, которые можно будет использовать всесезонно. Но проект создается из деталей – куда ведут дорожки, какие именно деревья будут посажены, какого качества лестницы, будет ли создана доступная среда для мам с колясками и маломобильных групп граждан». «Что-то ультрамодное уместнее делать в Москве, а в Санкт-Петербурге уместен более деликатный, классический подход», – уверен архитектор.
«В хорошее верится с трудом, но все же хочется думать, что Петербург воспользуется столь редким шансом, чтобы создать что-то выдающееся и любимое горожанами», – надеется Элькина.
Парк у Биржевого моста: хотим не «как всегда»
Хороший предвыборный подарок:
Идея создания парка у Биржевого моста восходит корнями ещё к первой половине прошлого века. Тогда советскими архитекторами был разработан масштабный проект единой зелёной зоны: от Петровской набережной до Елагина острова. Впрочем, даже в тех градостроительных реалиях подобной мечте места не нашлось. А вскоре участок у моста занял Государственный институт прикладной химии, просуществовавший там до 2011 года.
Изначально на месте снесённых корпусов института планировалось строительство элитного жилого комплекса «Набережная Европы», но уже вскоре концепция поменялась — участок решили отвести под Судебный квартал для переезда Верховного суда. «Имперский» вид проекта и малое количество зелёных насаждений не нашли одобрения у петербуржцев. Горожане требовали создать новый парк, а подготовка к строительству административных зданий шла медленно и со скандалами.
Особую озабоченность вызывали находящиеся на территории токсичные вещества, оставшиеся после ГИПХа. У независимых экспертов до сих пор остаются вопросы о качестве проводимых работ по рекультивации.
Время шло, Судебный квартал так и не появлялся, а город вплотную подошёл к новым Губернаторским выборам. И вот горожанам объявили, что Судебный квартал перенесут на Смольную набережную, а у Биржевого моста разобьют Арт-парк с театром балета Бориса Эйфмана.
В целом новость воспринялась положительно. Конечно, подобные чудеса редко происходят не в год выборов, но новый парк — в любом случае радость для Петербурга. Постройка зданий суда или элитного жилья навсегда бы разрушила мечту о зелёной зоне, а теперь эта мечта постепенно воплощается:
«То, что парк все-таки будет – это наша общая огромная победа. Так что поздравляю всех! Естественно, это связано с выборами. Они видят, что у них слабые рейтинги, поэтому и решили запустить такой масштабный проект. Относительно этого проекта в обществе и среди активистов есть и скептицизм: не начнётся ли после выборов «другая песня»? Такое спешное решение о создании парка, с одной стороны, вызывает радость, с другой — некоторые опасения. Конечно, мы надеемся на лучшее», — прокомментировал ситуацию создатель движения «Красивый Петербург» Красимир Врански.
Проект: хорошо или плохо?
Сегодня под термином «парк» могут подразумевать самые разнообразные планировочно-архитектурные решения. Что же хотят построить у биржевого моста? — утверждённого проекта пока нет, зато в сети легко найти первые визуализации, по которым уже что-то можно сказать:
Конечно, обсуждать эти картинки — дело неблагодарное. При первом взгляде становится понятно, что итоговый проект будет серьёзно отличаться от этих рендеров. Пока город вряд ли осилит столь замысловатый ландшафтный дизайн, как технически, так и финансово. Московское Зарядье обошлось бюджету почти в 30 млрд. рублей. Учитывая все вероятные проблемы и более скромные финансовые возможности, новый парк рискует стать для Петербурга второй «Зенит ареной». Впрочем, если начать экономить на материалах, качестве работ и стараться удешевить концепцию, — это пойдёт в ущерб будущему парку и сделает его строительство вовсе нецелесообразным. Что же делать?
Перед созданием итогового проекта необходимо организовать широкие публичные обсуждения будущего парка под руководством ведущих экспертов и с прямым участием горожан. У Петроградского района уже есть хороший опыт такого взаимодействия по вопросу благоустройства набережной Карповки. Теперь подобное нужно повторить в гораздо больших масштабах. И ни в коем случае нельзя подходить к учёту мнения горожан формально: опросы из пяти пунктов здесь будут выглядеть смешно и неуместно.
У городских властей есть современные информационные технологии и богатый управленческий опыт. Организовать конструктивное общественное обсуждение — задача, безусловно, более лёгкая, чем само строительство парка. Зато это позволит избежать непоправимых ошибок и сделает проект действительно народным. Предложения горожан должны публично прорабатываться экспертами, только тогда мы получим хороший результат.
Что можно сказать о проекте сейчас? — в целом, достаточно интересно. Есть необычные формы, активно используется ландшафтный дизайн и функциональное зонирование. Но уже видны и первые ошибки: почему парк на набережной практически не обращается к водному пространству? Вдоль воды проходит только голая дорожка, отделённая от остальной территорией павильоном.
Будет ли на такой набережной уютно и красиво? Как минимум там необходимо тоже сделать озеленение, поставить скамейки и оборудовать дополнительные спуски к воде. Берега водных объектов становятся самыми посещаемыми местами в любом парке, так почему не использовать это? В отличие от того же Зарядья, здесь зелёный массив не отделён от реки крупной автодорогой. Конечно, набережная в центре должна быть оформлена достаточно аккуратно, но даже набережная Лейтенанта Шмидта привлекает большое количество людей.
Само здание театра, как оно сейчас отрисовано, назвать откровенно хорошим или плохим нельзя. С одной стороны, оно сочетает в себе элементы классицизма, связывающие его с окружающими архитектурными доминантами, и смелые современные решения в виде необычных форм и элементов сплошного остекления. С другой стороны, неказистый стеклянный ангар на крыше и длинная плоская стена, напоминающая о лучших временах панельного строительства, явно нуждаются в переработке.
Также не хотелось бы видеть территорию замкнутой на театре. Каким бы хорошим он не был, делать парк «приусадебной территорией» театра нельзя — это просто не обеспечит необходимое привлечение людей. Парку необходима многофункциональность: места для тихого отдыха, площадки для мероприятий на свежем воздухе, выставочные павильоны, небольшие кафе, зоны коворкинга и многое другое. Вписать все эти сооружения в общее зелёное пространство — задача сложная, но выполнимая. Парк ни в коем случае не должен походить на поле с редкими хилыми деревцами.
Мечты о прекрасном вчера:
Ещё в прошлом году архитекторами и урбанистами была создана очень футуристичная, но не лишённая готовых к реализации идей, концепция межвузовского общественного пространства. Выглядит она красиво, но крайне дорого и сложно. Пока город может только мечтать о подобном. А вот подсмотреть идеи по благоустройству набережной и грамотного использования зелени — мысль здравая.
Кроме того, очень интересна концепция привлечения к проекту разных городских Университетов и формирования среды для их взаимодействия. Сейчас городу остро не хватает подобного места. Создатели проекта провели тогда социологическое исследование и собрали большое количество ценной информации о запросах горожан.
Участие университетов и возможное привлечение спонсоров рано сбрасывать со счетов. Такой подход помог бы найти дополнительное финансирование и обеспечить полноценное функциональное наполнение. В Петербурге около 300 тысяч студентов, город в любом случае будет развиваться как важнейший центр образования и науки.
Выводы:
Создание нового парка — радостная новость для всего города. Однако его концепция и проект нуждаются в крайне тщательной проработке с участием экспертов и горожан. Цена градостроительной ошибки в самом сердце Петербурга слишком высока. Местоположение в историческом центре накладывает серьёзные ограничения на архитектурные эксперименты, но это не должно стать причиной отказа от современных решений и многофункциональности.
Если подойти к делу со всей серьёзностью, город может получить великолепный парк и общественное пространство. Это не будет «Петербургским Зарядьем», а чем-то совершено новым, необычным и, в то же время, востребованным.
Мы очень надеемся, что проект будет реализован в его лучшем виде. А окончание выборов Губернатора не сильно умерит пыл чиновников. В любом случае, мы готовы бороться за этот парк вместе с общественными движениями и жителями города.
Мост в центре Петербурга закроют на год для автомобилей и пешеходов
В Санкт-Петербурге 1 октября будет закрыт на капитальный ремонт Биржевой мост. Переправа будет недоступна и для транспорта, и для пешеходов. Кроме того, в конкурсной документации на проведение работ отмечено, что в случае необходимости под мостом может быть временно остановлено судоходство.
Год без моста
Конкурс на проведение работ выиграла одна из крупнейших дорожно-строительных компаний Северо-Запада — производственное объединение «Возрождение». Цена контракта составляет 2,37 млрд рублей. Работы завершатся только в мае 2023 года, однако движение по мосту пустят раньше, в ноябре 2022 года.
Подрядчику предстоит полностью заменить дорожное покрытие, вернуть деформированные плиты моста в проектное положение. Также будут проведены антикоррозийная обработка и общее благоустройство, реконструировано наружное освещение и контактная троллейбусная сеть, установлены системы видеонаблюдения.
Начальник пресс-службы «Мостотреста» Владимир Головашов рассказал журналистам, что особое внимание будет уделено опорам моста: «Среди основных видов работ — ремонт береговых и промежуточных опор, ремонт разводного и стационарных пролетов и замена механизмов разводного пролетного строения. Стоит отметить, что разводной механизм разводного моста не имеет аналогов в мире».
Неминуемые пробки
Сейчас подрядчик совместно со Смольным собирает и утверждает разрешительную документацию на ограничение движения. Трафик на Васильевском острове и Петроградской стороне неизбежно возрастет и перераспределится на Дворцовый, Троицкий и Благовещенский мосты. С Петроградской стороны можно будет выехать по Тучкову мосту или мосту Бетанкура. В последний раз ремонт Тучкова моста в 2016 году вызвал в центре города транспортный коллапс, особенно тяжелые пробки наблюдались на Васильевском острове.
Напомним, в этом году на капитальный ремонт бы также закрыт 1 Елагин мост, там работы будут вести до сентября 2022 года. Также до 10 сентября частично перекрыт Большой Обуховский мост — там ремонтируют дорожное покрытие. Работы на этом объекте ведет ФКУ Упрдор «Северо-Запад».
В Смольном ждут «небольшой коллапс» после закрытия Биржевого моста. Что изменится для автомобилистов и общественного транспорта
В ночь на 9 октября более чем на год закроется Биржевой мост, соединяющий Петроградский и Васильевский острова. «Бумага» побывала на пресс-конференции «Интерфакса», посвященной изменению движения на соседних улицах. Рассказываем, на сколько увеличится нагрузка на Тучков мост, как изменится движение общественного транспорта и как объезжать закрытую переправу.
Движение по Биржевому мосту возобновят через 1 год и 2 месяца. Всё это время будут закрыты также ближайшие улицы
Биржевой мост закроют для водителей и пешеходов в ночь с пятницы на субботу, 9 октября. Возобновить движение по переправе планируют лишь в конце ноября 2022 года.
В это время также будет ограничено движение по Мытнинской набережной у Биржевого моста, набережной Макарова от Биржевого проезда до Тифлисской улицы и по улице Одоевского от Сазоновской улицы до Уральской улицы.
«Бумага» рассказывала, что известно о ремонте Биржевого моста. Несмотря на возобновление движения, ремонт продлится до мая 2023 года. Власти выделили на работы 2,4 миллиарда рублей.
В Смольном ожидают коллапс в районе закрытия переправы. Основную нагрузку примет Тучков мост
Генеральный директор Центра транспортного планирования Петербурга Рубен Тертерян ответил на вопрос, чего ожидать вскоре после закрытия Биржевого моста: «9 октября традиционно начнется с небольшого коллапса. Как правило, в течение недели — полутора недель, как говорят на нашем жаргонном языке, происходит „прикатка машин“. А далее люди, которые традиционно использовали Биржевой мост в качестве пути следования, начинают перераспределяться в зависимости от дальности поездки на ближайшие мосты».
Чиновник отметил, что потери времени при объезде неминуемы. В часы пик водители будут тратить до 20 минут больше, чтобы доехать до точки назначения. В среднем в обычное время потеря времени составит 12–15 минут. Сервисы-навигаторы предупредили об изменениях.
По словам Тертеряна, основная нагрузка ляжет на Тучков мост: предположительно, теперь он будет принимать около 550 дополнительных автомобилей в обычное время и от 750 до 950 автомобилей в часы пик. Чиновник отметил, что ранее, с вводом моста Бетанкура, с Тучкова моста ушло около 30 % трафика. «Это вызов, нам нужно его принять. Но Петербург и его жители не в первый раз сталкиваются с подобной задачей, потому что начиная с 2010 года мы ремонтировали и Дворцовый мост, и Тучков мост», — сказал он.
Интенсивность движения увеличится также на ЗСД, Троицком мосту и улицах Васильевского острова. Но снизится на Дворцовом и на Петроградке
Согласно предоставленной «Бумаге» схеме перераспределения транспортных потоков, после закрытия Биржевого моста трафик существенно увеличится на ЗСД. Помимо этого, больше автомобилей ожидают на Троицком мосту, мосту Бетанкура, а также на улицах Васильевского острова: набережных лейтенанта Шмидта и Макарова, всех линиях Васильевского острова и улицах Одоевского и Беринга. Дополнительный приток транспорта возможен также на Гутуевском острове.
Снижение трафика ожидается на Дворцовом мосту и в его окрестностях в центре города, а также на улицах Петроградской стороны. Речь о Кронверкской набережной и Кронверкском проспекте, Петровской набережной, Большой Пушкарской и Большом проспекте П. С.
Для общественного транспорта выделят отдельный коридор
Как заявили в Центре транспортного планирования Петербурга, главное ноу-хау во время ремонта Биржевого моста — выделение отдельного коридора для общественного транспорта. Он будет заезжать с Дворцового моста, уходить налево, на Университетскую набережную, и далее по Кадетской линии выходить на Тучков мост.
Для этого на перекрестке Кадетской линии и Среднего проспекта В. О. поменяют режим работы светофора и запретят левый поворот для индивидуального транспорта: он поедет до набережной Макарова.
Водителям рекомендуют пользоваться ЗСД, мостом Бетанкура и другими вариантами объезда
Во время закрытия движения по Биржевому мосту водителям рекомендовали использовать ЗСД и более дальние объезды. Например, можно выехать с Благовещенского моста на 8 и 9-ю линии В. О. и добраться до моста Бетанкура. Еще можно проехать по Дворцовой набережной и Троицкому мосту.
Для упрощения заезда на мост Бетанкура улицу Одоевского на перекрестке с Уральской улицей сделают односторонней.
В центре Петербурга уже 10 лет хотят построить новый мост — это может привести к проблемам с навигацией и исключению из списка ЮНЕСКО. Читайте, что об этом известно.
Каждый день мы сообщаем вам главные новости Петербурга
Поддержите нашу работу — вступите в клуб друзей «Бумаги»