Что строят на красной площади сейчас
Красная линия на Красной площади
С 1 июля по 31 августа посетители ГУМа со стороны Красной площади смогут наблюдать неожиданное зрелище. На краю знаменитого полотна из брусчатки, прямо напротив мавзолея, вдоль стены ГУМа в ряд будут выстроены восемь странных скульптур. Не пугайтесь! Это выставка «Красный сад», организованная в рамках фестиваля ГУМ-Red-Line. Таким образом фестиваль впервые предложил москвичам оценить возможности актуального российского паблик-арта непосредственно в контексте Красной площади.
Фестиваль современного искусства ГУМ-Red-Line проходит второй раз. Первую попытку предприняли 2 года назад. Однако она не вышла за пределы первой линии ГУМа и бльшого общественного резонанса не имела. Сейчас все выглядит не только масштабнее, но и куда более концептуально. Во-первых, соорганизаторами «Красного сада» выступили сам ГУМ и фестиваль «Архстояние», который ГУМ-Red-Line,у годится если не в дедушки, то в отцы — ему уже 15 лет. Во-вторых, генеральным партнером выставки стала крупная девелоперская компания «ИНТЕКО». Именно последний факт придает выставке совершенно иное звучание. Перед нами не просто современные скульптуры, а художественные объекты, которые должны будут украсить московскую городскую среду. Именно за эту часть проекта и отвечает «ИНТЕКО». У каждой из восьми представленных работ уже есть свой потенциальный адрес. Как уверяют организаторы, с жителями и районным начальством вопросы согласованы. Так что нас поставили не только перед лицом прекрасного, но и перед уже свершившимся фактом.
Что думает об этом проекте сама Красная площадь и лично мавзолей, наблюдающий проказы современного искусства просто в упор, сказать трудно. Первый и последний раз нечто подобное башни Кремля видели семь лет назад, когда Louis Vuitton организовал в сердце империи благотворительную выставку саквояжей, присовокупив к ней огромный сундук, который тут же загородил классический вид на храм Василия Блаженного. Тогда возмутились депутаты думы и потребовали «не опошлять сакральное». Теперь организаторы выставки подошли к делу тактичнее. Фестиваль ГУМ-Red-Line точно соответствует своему названию. Все арт-объекты стоят строго под стенами ГУМа, ничего не загораживают и не пересекают «красную линию», отделяющую сакральное от профанного.
Надо сказать, что сама идея паблик-арта нова только для Москвы, да и то не совсем, если учитывать наличие множества городских граффити. Плоды современного искусства давно украшают мировые столицы, делая их городские среды эффектней и многосмысленней. В Лондоне, например, уже с 1998 года на Трафальгарской площади существует так называемый четвертый постамент, на который каждые полтора года устанавливается новый шедевр современного паблик-арта, отобранный по серьезному конкурсу. Но Красная площадь впервые потеряла невинность по части интеграции в современные художественные тренды.
«Первый раз хоть что-то похожее на современное искусство оказывается на Красной площади, — говорит Надежда Лисовская, арт-директор Зверевского центра Современного искусства, — Кроме чемодана Луи Вуттона никто ничего припомнить не мог. К современному искусству тот чемодан не имел никакого отношения. Но уж лет 7 прошло, а все его до сих пор помнят. Такой был эффект. Посмотрим. Что будет сейчас. Народу много, большинство, конечно, ругается, но на то оно и современное искусство. То что выставлено сейчас нельзя назвать вершиной творческого полета. От паблик-арта это и не требуется. Это хорошее добротное современное искусство, но рассчитанное на широкие массы. Его аудитория скорее инстаграмно-тиктокерская. И это нисколько не умаляет его художественной ценности».
«Когда мы делали эту выставку, — говорит куратор проекта Марина Федоровская, — мы надеялись на перезагрузку и слом вот этих закостенелых консервативных подходов. Один их этих походов — поиск героя, которому надо установить памятник. Но когда этого героя наконец находят и укореняют в каком-то значимом месте, неизбежно происходит застой. В нашем проекте мы предложили более живую концепцию. Есть арт-объекты и есть зоны, где они должны стоять. В результате получится новая карта Москвы, где объекты постоянно меняются».
В идее заменить классический памятник странным арт-объектом, имея в виду не факт увековечения очередного гения нации, но порой самые неожиданные смыслы, действительно что-то есть. Главное — найти верную локацию. Ведь суть паблик-арта и состоит в диалоге с пространством. Скульптор Роман Ермаков, например, последние два года был занят серьезным исследованием обновленной и похорошевшей Москвы именно на предмет поиска таких локаций. Он нашел 29 точек, где может появиться новая городская скульптура. В итоге создалась серия работ под общим названием «Танцующая ось пятого измерения». Одна из них — «Стабильная композиция» — представлена на выставке. Это, пожалуй, самый крупный здешний объект, его высота 6 метров. Стабильность композиции вполне условна. Она состоит из шаров, поставленных друг на друга и соединенных с вертикальными сигаровидными формами. Ослепительно белый стеклопластик рассчитан на то, чтобы лет десять его поливали дожди и засыпал снег, а ему при этом ничего не делалось. Не мрамор, конечно, но тоже надежно.
Работа Андрея Филиппова обращена не столько к новым измерениям, сколько к русской истории. Филиппов представил фигуру «Гномон». Над низким металлическим постаментом возвышается крыло и голова орла, чей клюв парит над вырезанными на металле Альфой и омегой.
«Мой орел не однокрылый, — объясняет Филиппов. — Когда он отбрасывает тень, он становится двуглавым и двукрылым. Сейчас полдень и мы этого просто не видим. Эта работа играет как солнечные часы. Тень движется за солнцем. В этом есть связь с движением светил, космосом и вообще музыкой сфер. Возле головы орла стоят две буквы — альфа и омега, то есть начало и конец. Эти часы определяют не столько время, сколько вечность. Эта эфемерная тень, поочередно удваивающая и обнуляющая все, и есть главный смысл композиции. По многим алхимическим трактатам конец трансмутаций есть птица феникс, или двуглавый орел, или философский камень. То есть нечто, способное к вечному возрождению. Так же и в моей концепции. Все социальные мутации всегда приводят к одному — к имперскости. От этого никто не уйдет и никуда не денется. Это и есть спираль времен».
Кстати, первоначально орел Филиппова стоял на Крите, около Православной академии и символа Константинопольского патриаршества. Это непллохая репутация для работы в стиле паблик-арт.
Николай Полисский, выступающий на выставке не только как автор, но и как один из организаторов, представил колонну, почти в точности повторяющую античный ионический ордер, но сделанную из обструганных ветвей орешника. Это классический продукт самого большого в Европе арт-парка Никола-Ленивец, расположенного в Калужской области.
«Красная площадь — это одна из величайших площадей мира, — объясняет Полисский, — нужно было предложить что-то значимое. И я обратился к античности как к чему-то изначальному, к чему культура всегда обращается. Но теперь мне хотелось переосмыслить классику с точки зрения своей деревни. Я взял античный образец и сделал его из орешника, который у нас там в Калужской области растет. Я очень люблю использовать материал дешевый. Пафос античной колонны снимается местным материалом. Меня не устает поражать эта магия, которая путем не сложных манипуляций превращает бедный материал в произведение искусства».
Самой большой популярностью на выставке, особенно у детей, пользуется арт-объект «Непроходимая чаща» (авторы Василиса Прокопчук и Евгений Брагин). Представьте себе четыре металлические опоры, образующие пустой внутри куб метра два высотой. Теперь представьте себе, что на верхние точки опор натянута прочная сетка, на которую повешены грубо обструганные стволы ольхи. Эти стволы немного не достают до земли и представляют собой густой и прозрачный колеблющийся лес, сквозь который можно пройти. Именно это и делают дети с осторожным восторгом.
Есть на выставке и менее интерактивные, но более отяжеленные смыслом работы. Например, «Звезда» художника Рината Волигамси. «Звезда» сделана из кусков разрезанного ржавого металлолома и действительно изображает звезду, но не ту, которая светит с кремлевских башен, а звезду, прошедшую через тот плавильный котел истории, который неизбежно ломает симметрию задуманного некогда совершенства. К этой видавшей виды звезде приросли новые лучики, она вовсе не блестит на ярком июльском солнце, а скорее напоминает танк, только что победивший в битве на Курской дуге и еще не смывший следы пороха.
Есть здесь и кокетливая, но мудрая женщина, держащая на руках небосвод под названием «После Макоши». Это работа Дмитрия Аске отсылает не только к славянской мифологии, русскому авангарду, Малевичу и его супрематизму, но и к той трогательной Девушке с веслом, которая некогда неизменно украшала ампирные парки советского времени.
Художник Дмитрий Жуков тоже начал свою рефлексию с мысли о садах и парках. Только французских. Он представил большую скульптуру, изготовленную в сложной технике кузнечной сварки под названием «Французский де Сад».
«Я очень люблю парки, — рассказывает Жуков, — и вот однажды, гуляя по одному регулярному французскому парку, который постоянно стригут, придавая деревьям строго геометрическую форму, я почти зрительно увидел его трагедию. Этой древесной жизни так хочется жить, расти, бушевать, но приходит человек с ножницами и все время ее структурирует в то, что ему нужно. В этом есть элемент садизма. Сначала я хотел назвать эту работу “Французский сад”, но потом подумал — все-таки это “де Сад”».
Однако суть и смысл выставке «Красный сад» придает все-таки первая работа в ряду скульптур. Это «Большая античная голова» Аристарха Чернышева. На зеленой траве клумбы у стены ГУМа на боку лежит огромная, метра в три длиной, белоснежная голова, четко повторяющая контур знаменитой головы Александра Македонского. Это та самая голова, которую рисуют все питомцы художественных заведений мира. Только без лица. По белой плоскости отсутствующего лика героя бегает бледный, едва заметный под солнцем кружочек загрузки. Такой же бегает по экрану компьютера, когда загружается новая программа или идет обработка данных.
«Это примерно то, что происходит сейчас с современной культурой, — объясняет куратор Антон Кочуркин. — В Москве у нас паблик-арт это Плисецкая, Калашников с автоматом и князь Владимир. Это такая линия классическая. Здесь вроде бы тоже классическая линия. Но знак загрузки меняет все. Это загрузка чего-то нового. Мы все сейчас ищем новый смысл».
«Ну, мы не только ищем смысл, — уточняет сам Чернышев, — мы находимся в некоем ожидании чуда, которое нам принесут технологии. Мы надеемся, что технологии избавят нас от эпидемии, потепления, мусора. Знак загрузки — это символ современности, когда все человечество находится в ожидании чуда».
Этой голове и прочим скульптурам стоять на Красной пощади и вызывать изумление путешественников, пришедших послушать биение сердца империи, осталось всего два месяца. После этого все они разъедутся на уже намеченные точки в жилых комплексах компании «ИНТЕКО». Голова, например, уедет в ЦАО, на улицу Сергея Макеева. «Гномон» Андрея Филиппова останется на Ильинке украшать апартаменты бизнес-класса «Ильинка 3/8». Колонна Николая Полисского отправится на улицу Минская в экопроект бизнес-класса WEST GARDEN. Все они будут стоять в открытых пространствах и, как обещают кураторы, будут доступны наблюдению не только счастливых жителей элитной недвижимости, но и нас, простых москвичей.
Красная площадь, 5
Огромное музейное пространство в самом центре Москвы обещает по-новому обустроить городскую среду, объединив архитектурный ансамбль между Красной площадью и Зарядьем. По словам Елены Гагариной, это будет «первое за последние почти 150 лет здание в Москве, построенное специально для музея». Фасады Средних торговых рядов, выходящие на Красную площадь и храм Василия Блаженного, сохранили исторический облик, а вот над помещениями, которые расположены во внутреннем дворе, работали современные архитекторы. И они пообещали: новое здание не будет превосходить по высоте исторический корпус.
Елена Гагарина выразила осторожную надежду, что стройку завершат к концу 2021 года. Примерно год потребуется на то, чтобы перевезти коллекцию, устроить экспозицию, установить свет. В итоге новый музей будет открыт в конце 2023 или в начале 2024 года. И там сосредоточится практически вся коллекция.
До сих пор в Музеях Кремля, по словам директора, можно было посмотреть только 30 процентов их сокровищ. Новые площади позволят показать то, что раньше было недоступно для посетителей. Например, будут открыты залы с коллекциями икон, представлена византийская коллекция. В отдельных залах разместятся Фаберже и русский фарфор. Теперь свое пространство будет и для такой востребованной публикой темы, как история русской придворной культуры. Выставочные площади расширят до такой степени, что в запасниках нужно будет хранить только те вещи, которые нуждаются в реставрации, и то, что не очень интересно посетителям.
В старых зданиях Музеев Кремля, по словам Гагариной, планируется оставить экспонаты, рассказывающие о коронации царей, об истории орденов и наград. А в Патриаршем подворье будет представлена коллекция об истории патриаршества.
Директор специально остановилась на вопросе о сроках окончания реставрации Успенского собора, которые сдвинутся из-за коронавируса.
Маршрут №1: Что посмотреть в Москве за 1 день самостоятельно
Что это за маршрут?
Мы с Юлей часто показываем Москву нашим гостям, и за несколько лет сложился замечательный маршрут, который всем нравится. Мы испытали его на паре десятков своих родственников и друзей, и теперь настало время подробно его описать. Маршрут получился действительно хороший.
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Пошагово маршрут №1: «Что посмотреть Москве за 1 день»
Шаг 1. От метро пл. Революции до Красной площади
Прогулка начинается от станции «Площадь Революции» (1) синей ветки метро. Выйдя из электрички, отыщите выход в город №11 к Богоявленскому переулку. Потом поверните направо и дойдите до пешеходной улицы Никольская. Вы упрётесь в кофейню «Кофе Хауз». Справа от неё находится дом №15 с солнечными часами над дверями (2). Осмотрев его, идите от «Кофе Хауз» налево и на правой стороне улицы Никольская на доме №7 увидите табличку: «Здесь учился Ломоносов» (3). Продолжайте движение, и выйдете к Красной площади.
Шаг 2. Красная площадь
Итак, вы вышли с Никольской улицы на Красную площадь. Давайте прогуляемся по ней и разберемся, что и где здесь расположено. Пройдемся против часовой стрелки. Начнем с ГУМа (4), он слева от нас, справа Казанский собор (5), дальше Исторический музей (6). Между музеем и стеной Кремля находится бесплатный круглосуточный туалет (7). Про него даже не все москвичи знают. Рядом расположена Никольская башня (8) и собственно стены Кремля (9). Идем вдоль стен и видим некрополь (10), затем мавзолей Ленина (11) и Спасскую башню с курантами (12), через дорогу от неё Собор Василия Блаженного (13), рядом памятник Минину и Пожарскому (14), а далее Лобное место (15).
Шаг 3. От Красной площади до «Ленивой улицы»
С Красной площади пойдём дальше по Васильевскому спуску (16) в сторону Москвы-реки (18). В итоге мы выйдем к угловой Беклемишевской башне (17). Здесь повернем направо и прогуляемся вдоль кремлевской стены. Уже от башни вы увидите вдалеке храм Христа Спасителя — это одна из целей нашей прогулки.
Идем до второй угловой башни, которая называется Водовзводная (19). Около неё нам надо повернуть направо и пройти немного вверх до пешеходного перехода. Переход находится недалеко от поста ДПС. Переходим улицу, поворачиваем налево и идем по тротуару, который уходит под арку моста. Дальше проходим еще примерно 100 метров и поворачиваем направо на одну из самых коротких улиц Москвы, которая называется улица Ленивка (20).
Шаг 4. От улицы Ленивка до Гоголевского бульвара
Проходим улицу Ленивка и оказываемся на одной из древнейших улиц Москвы, которая называется Волхонка. Прямо перед нами находится здание Музея личных коллекций (21). Поворачиваем налево и через 100 метров по левой стороне улицы увидим картинную галерею Ильи Глазунова (22), так называемую Глазуновку. Это довольно интересный музей, в котором мы были, наверное, раза три-четыре. Но более интересный музей находится напротив Глазуновки через дорогу. Это Пушкинский музей (23). В выходные около него часто выстраивается целая толпа людей. В этом музее мы однажды встретили в раздевалке актера Евгения Миронова.
Если идти дальше по Волхонке, то через 200 метров от этих музеев слева будет находиться храм Христа Спасителя (24). Рекомендую в него зайти: внутри красиво, и это не займет много времени. Можно также подняться на смотровую площадку храма: билеты туда продают в зелёных киосках рядом. После посещения храма переходите на пешеходном переходе через улицу Волхонка и идите к арке метро «Кропоткинская». Здесь начинается парк вдоль Гоголевского бульвара (25). Прогуляйтесь по нему до самого конца, где установлен памятник Гоголю.
Шаг 5. От Гоголевского бульвара до Арбата
Пройдя парк Гоголевского бульвара до конца, вы выйдете к памятнику Гоголя (26). Теперь надо перейти по пешеходному переходу на левую сторону улицы. Пройдите примерно 130 метров и сверните на первом повороте налево. Здесь начинается пешеходная улица Арбат (27). Нам надо на неё.
Шаг 6. Арбат
Разберемся с самым интересным на Арбате. Второй переулок слева называется Староконюшенный. На нем буквально в 40 метрах от Арбата находится очень неожиданный дом Пороховщикова (28). Его обязательно надо увидеть. Посмотрели дом и снова выходим на Арбат. Проходим еще примерно 150 метров и по правой стороне видим фонтан со скульптурой принцессы Турандот (29), установленный у театра Вахтангова. Стоя у принцессы Турандот, повернитесь к другой стороне улицы и найдите на пересечении Арбата и Калошиного переулка дом, на котором написано Дом Актера. Теперь поднимите голову вверх и найдите на его фасаде двух рыцарей. Этот дом называется Дом с рыцарями (30).
Идем дальше. Следующий переулок, уходящий налево, называется Кривоарбатский. В самом его начале на правой стороне находится Стена Цоя (31). Возвращаемся снова на Арбат и внимательно смотрим на вывески на правой стороне улицы. Нам надо найти вывеску «Хлеб насущный». Слева от нее есть красивые решетчатые ворота, которые закрывают проход под арку во двор. На внутренней стороне арки висят семь табличек «Последний адрес» (32). Чтобы их увидеть, надо подойти поближе.
Идем дальше до следующего переулка, который уходит вправо. Это Спасопесковский переулок. Если вы пройдёте по нему 100 метров, то окажетесь перед церковью, в которой родился Чебурашка (33).
Возвращаемся снова на Арбат и в начале следующего переулка, уходящего налево (Плотников переулок), видим памятник Булату Окуджаве (34). А на стене углового дома, который находится слева, находим памятную табличку Папанину (35).
Идем дальше по Арбату. Примерно в 100 метрах от Окуджавы на правой стороне улицы находится памятник Пушкину и Гончаровой (36). Они стоят как раз напротив дома, в котором когда-то жили. Сейчас в этом доме расположен музей, посвященный Пушкину.
Когда дойдете до конца Арбата, поворачивайте направо и выходите на оживленное Садовое кольцо.
Заветы рыцарства храня,
Конечно, ты проводишь, милый,
Пешком в Сокольники меня?
Последний рыцарь на Арбате
Стоит на доме тридцать пять.
Я буду спать в своей кровати,
А он вас может провожать!
Шаг 7. От Арбата до Воздвиженки
Повернув направо с Арбата, мы выходим на Садовое кольцо (37). Пройдите по нему примерно 650 метров и, еще раз повернув направо, выйдете на Новый Арбат (38). В самом конце Нового Арбата обратите внимание на церковь Симеона Столпника (39), которая находится на его левой стороне. В конце улицы переходим по подземному переходу через Гоголевский бульвар и выходим на улицу Воздвиженка.
Шаг 8. По Воздвиженке в Александровский сад
Идем дальше по Воздвиженке. Необычный дом №16 в мавританском стиле на левой стороне – это особняк Морозова (40). А напротив него по правой стороне – дом Волконского (41). Он имеет нумерацию №9. В самом конце улицы по правую руку будет Ленинская библиотека (42). Здесь нам надо перейти по подземному переходу через улицу Моховая. Мы выйдем к зданию Манежа (43). Проходим еще немного и оказываемся в Александровском саду (45).
Шаг 9. От Александровского сада до нулевого километра
В Александровском саду нас встречает Кутафья башня (45). Обходим её с левой стороны и, проходя по дорожке к стенам Кремля, упираемся в большие металлические ворота караульного помещения (46). Из этих ворот выходит смена караула к могиле неизвестного солдата. На стене есть соответствующая табличка. Теперь поворачиваем налево и идем по парку. Справа от нас находится Итальянский грот (47). Идем дальше и также справа видим могилу неизвестного солдата (48). Посмотрите, как меняется почетный караул и идите через большие металлические ворота к памятнику Жукову (49).
Обойдите с левой стороны памятник Жукову и пройдите между двумя зданиями музеев. Здесь находится нулевой километр (50). Правда, верстовой столб с отметкой о нулевом километре тут не установлен. Отметка просто сделана на земле. Обычно здесь загадывают желания и бросают монетки через левое плечо, стараясь попасть в центр отметки. Здесь и заканчивается наш маршрут.
Какими экскурсиями можно дополнить маршрут
Мой маршрут очень насыщенный и много раз проверенный, но его можно заменить обзорной экскурсией. Думаю, будет даже интереснее, потому что гиды знают очень много фишек Москвы.
Если вы хотите заменить мой маршрут обзоркой, то советую обратить внимание на две прогулки с хорошими отзывами: автомобильную экскурсию с Дианой «Влюбиться в Москву за один день» (4 часа) или пешеходную с Юлией, которая называется «Москва: инструкция по применению» (5 часов). Экскурсия Дианы дешевле, и к тому же автомобиль позволяет увидеть гораздо больше интересных мест. Зато Юлии удавалось произвести впечатление даже на жителей Петербурга, которые вообще-то считают свой город самым лучшим.
Если вы хотите дополнить мой маршрут, то советую обратить внимание вот на эти крутые экскурсии…
История появления Красной площади в Москве
Красная площадь в Москве – самая известная и символичная. История Красной площади началась в конце 15 — начале 16 века (ориентировочно 1493 год), когда перед стеной Кремля была расчищена полоса просматриваемого пространства, которая достигала в ширину около 240 метров. Причинами обустройства площади историки называют необходимость расширить торговые пространства Москвы, а также обеспечить безопасность важной составляющей города – Кремля.
Вначале эта площадь больше походила на рыночную, и называлась Торг, Пожар, а уже во второй половине 17 века площадь стали называть Красной, что означало красивая.
Самая распространенная версия гласит, что в 1493 году Иван III издал указ, согласно которому все деревянные постройки у стен Кремля должны быть снесены, т.к. они создавали потенциальную опасность пожаров. В результате исполнения этого приказа и появилась площадь-предшественница Красной площади. На площади развернулась мелкая торговля, а со временем стали вновь возводиться деревянные дома, которые периодически сносили. Деревянные постройки продолжали страдать от пожаров, поэтому и площадь стали называть Пожар.
Самым древним сооружением Красной площади, которое есть и сейчас, было Лобное место, которое находилось на развилке напротив Спасской кремлевской башни. Первое упоминание о нем встречается в документах 1547 года. На Лобном месте стоял деревянный помост, с которого оглашались царские указы, позже, в 1597-1598 годах, деревянный помост заменили каменным.
В начале 16 века вокруг стен Кремля был вырыт широкий ров (ширина – 36 м, глубина – 10-12 м), заполняемый водами реки Неглинной. Этот ров назвали именем архитектора Алевиза Фрязина. Через этот защитный ров от пропускных башен были переброшены мосты. В то время, к площади выходили самые главные улицы Москвы, кроме того, недалеко располагались речные пристани – это позволило площади занять место торгового центра Москвы. Когда в 1535-1538 годах была построена Китайгородская стена, то Красная площадь оказалась заключенной в границы Китай-города. После очередного пожара, случившегося в 1547 году, по веленияю Ивана Грозного вдоль восточной стороны площади были построены деревянные торговые ряды. А позже, в период правления Бориса Годунова, они были заменены на каменные. В это время на Красной площади располагались площадки для установки орудий – раскаты, на раскате возле Лобного места стояла знаменитая Царь-пушка.
В числе первых значительных архитектурных сооружений, построенных вне территории Кремля, на посаде, стал Покровский собор, возведенный в 1555-1561 годах по повелению Ивана Грозного в ознаменование победы над Крымским ханством. Существует мнение, что строительство этого храма за стенами Кремля вызвано нелюбовью царя к боярской верхушке. Покровский собор представляет собой комплекс из 9 отдельных церквей, поставленных на одном общем основании.
Переломный период в судьбе Красной площади случился в 17 веке, который был ознаменован значительными архитектурными преобразованиями. В 1624-1625 годах была сооружена Фроловская (сейчас Спасская) башня, ворота которой стали служить для торжественного выхода царствующих особ и высшего духовенства. Именно отсюда начиналось торжественное ществие из Успенского собора к собору Покрова на Рву в Вербное воскресенье. В начале Никольской улицы, примыкавшей к площади, в знак памяти об освобождении Москвы от поляков в 1637 году был построен Казанский собор. В северной части Китай-города находились Воскресенские ворота, через которые в Москву прибывали послы иноземных держав, которые останавливались на подворьях Китай-города. Красную площадь вымостили бревнами, помимо оживленной передвижной торговли, здесь появились винные погреба, кабаки, множество лавок.
В северном конце площади появились административные постройки: Сытный отдаточный двор (здесь выплачивали жалование служилым людям), с южной стороны находилась Тиунская изба (центр управления московскими церквями, занимавшийся сбором налогов и пошлин).
Новый этап преобразований
Несмотря на то, что в 18 веке Москва утратила статус столицы, Красная площадь продолжала оставаться местом проведения судьбоносных событий в истории государства. Для прохождения коронации все царствующие особы по-прежнему приезжали в Москву, торжественно въезжая через Воскресенские ворота и Никольскую башню.
Продолжилось формирование Красной площади в 1780 году, когда были вновь снесены деревянные постройки, успевшие вырасти здесь последние годы, перестроены фасады Верхних торговых рядов, вдоль рва протянулись двухэтажные торговые лавки, Лобное место расчищено от построек и перенесено туда, где оно находится сейчас. Красная площадь оказалась окруженной двухэтажными строениями торговых рядов, и получила выраженное продольное направление. В 1804 году Красная площадь была вымощена булыжником.
Красная площадь после Великой отечественной войны 1812 года
Наполеоновские войска нанесли колоссальный ущерб архитектурному облику Москвы, поэтому после окончания Отечественной войны 1812 года в городе начались восстановительные работы, которые в первую очередь коснулись Кремля и Красной площади. В период с 1814 по 1815 годы по проекту архитектора О.И. Бове были восстановлены торговые ряды, торговые лавки вдоль рва снесли, а сам ров засыпали землей. Вдоль стены Кремля высадили в два ряда деревья. В 1818 году перед центральным портиком торговых рядов был установлен памятник Минину и Пожарскому. После этих преобразований Красная площадь перестала исполнять роль рынка, здесь стали проводить различные торжественные мероприятия и народные гуляния. В 1877-1883 годах здание Земского приказа было снесено, а на его месте построили исторический музей, с 1888 по 1891 годы длилось строительство новых торговых рядов (Верхних и Нижних). В 1892 году на Красной площади были установлены электрические фонари. С 1909 по 1930 годы по Красной площади вдоль Кремлевской стены проходили трамвайные рельсы.
Современная история
После Октябрьской революции (7 ноября по старому стилю) 1917 года Красная площадь стала носить мемориальный характер. 10 ноября 1917 года здесь захоронили красноармейцев, павших в революционных сражениях в Москве. Год спустя, 7 ноября 1918 года В.И. Лениным была открыта мемориальная доска в память о павших, которая была снята в 1950 году во время реставрации Сенатской башни.
Красная площадь в Москве стала местом проведения торжественных военных парадов и демонстраций. После смерти Ленина в 1924 году на Красной площади был возведен деревянный мавзолей, куда поместили тело советского вождя, а в 1930 году по проекту архитектора А.В. Щусева был построен каменный Мавзолей В. И. Ленина. В этом же году Красную площадь замостили брусчаткой, установили трибуны, снесли Казанский собор и Воскресенские ворота (восстановлены в 1994-1996 годах), а памятник Минину и Пожарскому перенесли к Покровскому собору. Перед фасадом ГУМа было открыто движение транспорта. В 1938 году в состав Красной площади вошел Васильевский спуск.
Прямо с парада на Красной площади, состоявшегося 7 ноября 1941 года, солдаты уходили на фронт, и именно на Красной площади состоялся Парад Победы 9 мая 1945 года. В послевоенные годы гостевые трибуны заменили бетонными, у стен Кремля был образован Некрополь. В начале 70-х годов трибуны заменили на гранитные, Некрополь был также реконструирован. Брусчатку, которой была выложена Красная площадь, сняли, залили бетонное основание и на него заново уложили брусчатку.
В начале 90-х годов на Красной площади начали проводить различные концерты, устраиваться народные гуляния. В декабре 2000 года на Красной площади впервые был залит каток размером 30 на 15 метров, вход на который был бесплатным.
Изменение архитектурного облика Красной площади в 21 веке
В наши дни Красная площадь находится в Китай-городе, и прилегает к северо-восточной стене Кремля. В южном конце Красной площади расположен Покровский собор (Храм Василия Блаженного), с севера Собор Казанской иконы Божией Матери и исторический музей, в восточной части – ГУМ, а с западной – Кремль. Длина Красной площади составляет 330 метров, а ширина – 70 метров.
Сейчас, если вы находитесь на Красной площади, то между Покровским собором и Спасской башней вы можете наблюдать современную высотку, напоминающую контрольную башню аэропорта. Это здание гостиницы Свиссотель Красные холмы, которая была открыта в 2005 году. Эта высотка портит классический панорамный вид с Красной площади и грубо нарушает нормы ЮНЕСКО, применяемые к объектам, входящим в список Всемирного наследия.
Начиная с 1993 года на Красной площади запрещено вести профессиональную видео и фотосъемку. В запрещенную группу фототехники входят все фотоаппараты, высота корпуса которых выше 140 мм, а диаметр съемного объектива более 700 мм. Разрешение на профессиональную съемку получается в Комендатуре Кремля по предварительной заявке, доставленной лично. С 2001 года по Красной площади запрещено ездить на велосипедах.