Что строили заключенные при сталине
Как кровью и потом зеков строили счастливое советское будущее
В 1920—х годах СССР взял курс на индустриализацию. Необходимо было превратить аграрную страну в промышленно развитую. Тем более что первая в мире социалистическая держава находилась в экономической блокаде и поставлять ей необходимое особо никто не собирался.
Но и граждане, едва оправившиеся от войн и революций, не стремились снова надолго покидать семьи и хозяйство и ехать неизвестно куда. И тогда был найден «гениальный» выход: использовать труд заключенных, число которых регулярно увеличивалось. А поскольку с рабами никогда не церемонились, многие глобальные стройки тех лет имели поистине кровавую историю.
Магнитка
Построить металлургический завод у горы Магнитной, на Урале, было задумано ещё до революции. Но непосредственно возведение началось в рамках первой пятилетки. В январе 1929 года стартовало строительство Магнитогорского металлургического завода.
В 1930 году власти заключили соглашение с американской компанией Arthur McKee о проектировании завода. В начале 1932 года заработала первая домна Магнитки. Запуск комбината был осуществлён в рекордно короткие сроки, учитывая то, что большая часть работ осуществлялась вручную. Понятно, что цена таких скоростей была запредельно высокой.
Днепрогэс
Строительство крупной электростанции на Днепре стало важным этапом реализации ленинского плана электрификации страны (ГОЭЛРО). Работы начались весной 1927 года, а в октябре 1932 года ГЭС была запущена. Для станции в США было закуплено 5 генераторов и 9 турбин.
Благодаря плотине электростанции уровень воды в Днепре повысился на 50 метров. Это позволило открыть морским судам путь на Киев. Днепрогэс обеспечил энергией крупный промышленный район с металлургическим и машиностроительным производством. В 1969—80 годах построен блок Днепрогэс-2.
Начало строительства сопровождалось высокой текучкой кадров, в неофициальных источниках писали, что надо нанимать пятерых – из них останется один. В бараках не было питьевой воды, не хватало сена для матрасов, обедали поартельно и при этом пользовались одной ложкой.
Беломорканал
Беломорско-Балтийский канал, носивший до 1961 года имя Сталина, был открыт 2 августа 1933 года. Общая протяжённость канала — 227 километров. Инфраструктура Беломорканала – это не только 19 шлюзов, но ещё 15 плотин, 12 водоспусков, более 50 дамб и рабочие посёлки.
Строительство канала было остро необходимо. Он должен был соединить Белое море и Онежское озеро и дать стране выход на Балтику, без огибания кораблями Скандинавского полуострова. Об этом думал еще Пётр I. Но осуществили его замысел большевики, героически и жестоко.
Строительство началось осенью 1931 года и было завершено в рекордно короткие сроки. Работы велись в основном вручную, участвовало в них свыше 100 тысяч заключённых.
Среди них были инженеры и чертежники. Тех, кто не имел подходящих мозгов, использовали как рабов. Они рыли канал по пояс в грязи. Тех, кто умирал, заливали в бетон прямо в ямах. Смертность при строительстве иногда достигала 700 жертв в день.
Байконур
Проект секретного «Научно-исследовательского испытательного полигона» был утверждён в 1955 году. Строительством первого и самого большого в мире космодрома Байконур занимался стройбат и гражданские специалисты. Спустя 2 года круглосуточной работы, объект был готов. Первый пуск с космодрома состоялся через 10 дней, после сдачи.
Стартовая площадка на Байконуре. pixabay.com
С Байконура отправлялись в космос советские луноходы, Белка и Стрелка и, конечно, первый космонавт – Юрий Гагарин. Космодрому до сих пор удаётся оставаться одним из лидеров отрасли по количеству пусков.
БАМ
Байкало-Амурская железнодорожная магистраль – одна из крупнейших в мире. Основной участок Тайшет — Советская гавань строился с огромными перерывами с 1938 по 1984 год. Общая протяжённость дороги – 4300 км.
Чтобы соединить города Тайшет и Комсомольск-на-Амуре (еще одна «стройка века»), уже со строительства Беломорканала были направлены зэки. В 50-е годы на сооружении будущего БАМа трудились до 50 тысяч подневольных людей. От Читы до Хабаровска простирался созданный БАМлаг; людей там кормили похлёбкой из мороженой рыбы и булкой хлеба – это паёк на день. Исследователи утверждают, что каждый метр магистрали оплачен одной жизнью.
Схема Байкало-Амурской магистрали. wikimedia
Этап активного сооружения путепровода начался в 1974 году. Трудности со строительством были связаны с тяжёлыми климатическими и геологическими условиями. Один из наиболее непростых участков, Северомуйский тоннель, удалось ввести в постоянную эксплуатацию, благодаря новым технологиям, только в 2003 году.
Газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород»
Экспортный магистральный газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород» был построен в 1983 году и до сих пор служит для поставки российского газа в Западную Европу.
Строительство трубопровода вызвало осложнение международной обстановки, так как сотрудничеству СССР и Европы были рады не все западные страны. Трубы необходимого диаметра, 1420 мм, в Советском Союзе не производились, а поставлялись Западной Германией по сделке «газ-трубы». Средства на реализацию проекта выделили банки Японии и ФРГ под прибыль от будущих поставок. Официальное открытие газопровода прошло во Франции в 1984 году.
Протяжённость газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород» составляет 4451км. Он проходит через Уральские горы и более 600 рек, включая Волгу и Дон.
Почтовая марка СССР, посвященная газопроводу «Уренгой — Помары — Ужгород»
Справка: В 1930-50-х годах ГУЛАГ поставлял рабсилу на строительство Волго-Донского канала имени Ленина; Волжской, Жигулёвской, Угличской, Рыбинской, Куйбышевской и других ГЭС; Трансполярной магистрали, Кольской железной дороги, тоннеля на Сахалин, Печорской магистрали, автострад Москва – Минск, Нагаево – Атка – Нера и др. Города Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Магадан, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, Молотовск, Дубна, Находка были основаны и строились в основном силами ГУЛАГа.