Что строили заключенные гулага после войны
«Всё на месте: и приговорили, и расстреляли». Как узники ГУЛАГа строили БАМ
Российские власти решили расширить пропускную способность БАМа и Транссиба, но из-за пандемии в России резко сократилось число гастарбайтеров. Именно поэтому в правительстве возникла идея привлечь к работам заключенных. По предварительным расчетам, требуется около 10 тысяч человек. Сегодня более чем у 11 тысяч осужденных, отбывающих наказание в регионах, где проходит БАМ, есть возможность подать заявление о замене оставшегося срока наказания принудительными работами. В случае положительного решения они смогут жить не в колонии, а в исправительном центре, работать, получать зарплату. Отказаться от работ они уже не смогут – или им придется вернуться обратно в колонию. При этом во ФСИН подчеркивают, что данный проект не имеет ничего общего с БАМлагом – системой лагерей, узники которых и начинали эту стройку в 30-е годы.
О временах БАМлага Сибирь.Реалии рассказывает Виктор Прядкин – автор книги «Неизвестный БАМ». В его собственное судьбе многое связано с «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой».
В 1972 году 23-летний Прядкин отправился возводить БАМ. С 1988 года он работал в управлении магистрали. Был назначен в госкомиссию по приемке БАМа в постоянную эксплуатацию и пешком прошел все станции от входного до выходного светофора.
После развала СССР Виктор Прядкин остался жить в Тынде, хотя мог переехать в бесплатную квартиру в любом другом городе: МПС России за свой счет покупало их всем управленцам. Прядкин не покинул ставшие родными места, работал преподавателем, защитил диссертацию. И много лет посвятил изучению истории строительства магистрали, особенно первому, довоенному ее этапу. В своей книге «Неизвестный БАМ» он рассказывает, в каких условиях работали заключенные БАМлага, и сколько их покоится в безымянных могилах вдоль всей магистрали.
– Виктор Максимович, вы сказали, что считали своим долгом рассказать о первых бамовцах. Потому что вы сами из семьи репрессированных?
– Мои предки были крестьянами, жили в Богучарском районе Воронежской губернии. Обе семьи – Прядкины по отцу и Маслаковы по матери – отказались вступать в колхоз и в 1930 году были высланы на север Читинской области. Дедушки и бабушки погибли по дороге.
Людей загрузили в вагоны для скота. Люди голодали. Но мама рассказывала, что самым страшным испытанием было сходить в туалет. Их в вагонах не было, и мужчины ножовками выпиливали отверстия в полу. В те годы женщины носили длинные юбки, не выходили на улицу без платка, а тут такое, на виду у всех! Делали так: окружали дырку в полу по кругу и поворачивались к ней спиной. Но это не помогало преодолеть стыд.
Дорога была долгой: ехали пять или шесть месяцев. Вагоны неделями стояли на станциях. Люди гибли как мухи. За что? А за то, что умели растить хлеб и кормили им Россию, и не только Россию.
Моим родителям, которые в то время были детьми, удалось выжить. Они поженились в 1936 году. Я четвертый ребенок в семье, самый младший, послевоенный. Остальные трое родились до войны. Отец – фронтовик, умер в возрасте 78 лет, мама – в 90. В память о них я написал документальный очерк «Тайна Поднятой целины».
А книгу «Неизвестный БАМ» я написал, потому что убежден: мы обязаны почтить память погибших при строительстве магистрали. Мы кому и чему только не устанавливаем памятники! Но ни одного достойного памятника жертвам БАМлага нет до сих пор. О первых строителях магистрали сегодня даже вспоминать не хотят. И я решил: расскажу настоящую историю БАМа, сделаю все от меня зависящее, чтобы люди хотя бы узнали об этих несчастных. Ведь через БАМлаг прошло свыше двух миллионов человек. Сколько вернулись домой – не знает никто.
– БАМ строился с 30-х годов. Первым начальником Управления строительства стал не выходец из структур НКВД, а «старый большевик» Сергей Мрачковский. Вы в книге упоминаете, что еще до этого назначения, в 1927 году, он был арестован за критику Сталина, а потом освобожден и восстановлен в партии. Как такого «неблагонадежного» товарища отправили руководить столь важной стройкой?
– С 1923 года Сергей Мрачковский принадлежал к левой фракции партии большевиков, был сторонником Троцкого, лидером оппозиции на Урале. Решением МКК (Московской контрольной комиссии ВКП(б). – Прим. СР) от 28 сентября 1927 года Мрачковский был исключен из партии как член Всесоюзного троцкистского центра. В октябре он был арестован ОГПУ, сидел в изоляторе в Угличе. В январе 1928 года его приговорили к ссылке в селе Боровое рядом с Карагандой. В 1929 году Мрачковский подал в ЦКК (Центральную контрольную комиссию ВКП(б). – Прим. СР) заявление, в котором отрекся от оппозиции. Ему разрешили вернуться из ссылки, и решением ЦКК от 31 мая 1930 года он был восстановлен в ВКП(б).
Начальником Управления строительства БАМа Мрачковского назначили в 1932 году, сразу после создания самой этой структуры. На начальном этапе стройка велась силами вольнонаемных, и рабочих рук катастрофически не хватало. Мрачковский докладывал руководству страны, что решить поставленные перед Управлением задачи нереально: из 25 тысяч человек, как предполагалось по плану, удалось привлечь только 2,7 тысячи. Ситуация с техникой и оборудованием была не лучше.
И тогда проблему предложили решить другим путем, не требовавшим техники и высоких зарплат. 23 октября 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) обсудило положение дел на строительстве, и в результате вышло второе секретное постановление Совнаркома СССР Љ 1650/340с. Строительство БАМа и реконструкция Транссиба были переданы ОГПУ – Объединенному государственному политическому управлению, наследнику ЧК. Приказом ОГПУ Љ 1020/с был создан БАМлаг – Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь. Мрачковский остался начальником Управления строительства, но его заместителем и одновременно начальником БАМлага стал Николай Еремин.
При этом Сергей Мрачковский был, видимо, порядочным человеком и не смог работать в системе ОГПУ. Сохранились многочисленные доносы, которые писал на него Еремин. В сентябре 1933 года по личной просьбе Мрачковского его сняли с должности и назначили руководителем Казжелдорстроя. Начальником и Управления строительства БАМа, и БАМлага стал Нафталий Френкель – очень одиозная и противоречивая личность.
Дальнейшая судьба Мрачковского сложилась трагически. В феврале 1936 года его арестовали по делу «объединенного троцкистско-зиновьевского центра». 24 августа 1936 года он был признан виновным на открытом процессе и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение. И лишь в 1988 году Мрачковского полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления.
– Нафталий Френкель известен тем, что, будучи заключенным на Соловках, создал рентабельное производство в колонии. Сейчас его бы назвали «эффективным менеджером».
– В Забайкалье он развернулся еще шире и, по сути, построил целую империю закрытого типа. В БАМлаге были созданы цеха по производству оборудования, столярные и слесарные мастерские, рыболовецкие артели, выращивали фрукты и овощи, разводили коров, птиц и свиней. Да что там говорить, заключенные даже делали мебель ручной работы для высокого начальства из Москвы, благо, краснодеревщиков за колючей проволокой хватало. Лес тоже валили – правда, в основном на шпалы. Были созданы и старательские артели по добыче золота.
– Главным ноу-хау Френкеля вы называете создание фаланг – подразделений, где заключенные получали дополнительный паек, только если выполняли коллективную норму…
– Так стимулировали зэков к труду и до него, и не только в России. Френкель лишь предложил использовать этот метод, когда еще в ранге зэка отбывал срок на Соловках. Его усилиями это ноу-хау было успешно внедрено в лагерной системе СССР.
Зачем бесплатно кормить зэка? Пусть заработает свой хлеб! Были разработаны трудовые нормы. Например: нужно за смену откатать, допустим, 20 тачек. Выполнил – получи паек. Выполнил две нормы – два пайка, плюс тебе спишут один день отсидки. А кто не смог выполнить – тому достанется всего 200 граммов хлеба и вода. Такие же нормы были разработаны для бригады, фаланги и прочих подразделений. Вмешиваться в их деятельность уже не было смысла. Началась круговая порука. Кто не работает, тот не ест. Зэки сами трудились до упаду, да еще и следили друг за другом.
– Если Френкель так заботился о том, чтобы выжать из заключенных максимум, почему тогда с этапов в БАМлаг снимали столько замерзших, умерших от голода и болезней людей?
– Приказом ОГПУ от 10 ноября 1932 года в БАМлаг предписывалось направлять заключенных в хорошем физическом состоянии. Но приказ регулярно нарушался, поскольку очень много заключенных брали из других лагерей. Их руководство, напротив, отправляло больных, чтобы избавиться от обузы. Они умирали прямо в пути. Контролировать было некому, да и зачем – людей-то много! Эшелоны на станцию Сковородино прибывали чуть ли не ежесуточно.
На области и республики давали разнарядку: арестовать столько-то плотников, столько-то слесарей и т. д. Вот эти свежие арестованные прибывали здоровыми. Правда, ненадолго: питание и условия труда были ужасающие! Смертность среди «контингента» в БАМлаге была самая высокая среди всех сталинских лагерей. Недаром именно Френкелю лагерная молва приписывает слова, ставшие идеологией ГУЛАГа: «Вам нужно забрать от узников все в первые три месяца, а потом они уже не нужны».
– Почему в БАМлаг на первых порах запрещалось направлять осужденных за шпионаж, измену родине?
– Думаю, что из-за близости границы – это что касается шпионов. Но все настолько переплетено, запутано… Людей арестовывали по 58-й статье, и под пытками они признавали себя шпионами. Вот и получалось, как правило, что «политический» – равно «шпион». А ведь в 58-й статье было 14 частей, и многие из них были сформулированы настолько расплывчато, что можно было подвести под них любой невинный разговор или поступок. Например, 58-10 – «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти», 58-11 – «Контрреволюционная пропаганда».
Когда мы жили в поселке Соловьевск, наш сосед дядя Коля рассказывал, что его родная сестра работала бухгалтером в приисковой конторе. В субботник ей поручили вымыть полы в «красном уголке» и протереть портреты членов Политбюро. К несчастью, у нее заболел ребенок – поднялась высокая температура. Она прибежала в контору и отпросилась у начальника. Но кто-то написал донос. Дядя Коля предположил, что в доносе сообщили: сестра, якобы, не захотела стирать пыль с портретов из идейных соображений. В результате ее приговорили к 10 годам заключения без права переписки, и больше ее никто не видел. Лишь после войны дяде Коле передали, что встречали его сестру на одном из лагпунктов БАМлага.
– Вы в своей книге приводите статистику по приговорам спецлагсуда, созданного при БАМлаге: только за семь дней августа 1937 года было расстреляно 837 человек. И пишете: «Это была настоящая «фабрика смерти», подобная нацистским лагерям в Германии. Тысячи заключенных, безвинно осужденных по первому разу, были повторно осуждены в лагерях к высшей мере наказания». Почему спецлагсуд выносил так много смертных приговоров? Ведь это потеря рабочих рук…
– БАМлаг строил железную дорогу, по которой нужно возить грузы. Построили, допустим, участок в 10–15 км, пустили по нему маневровый паровозик – а он упал или, в лучшем случае, сошел с рельсов. Причин много: некачественные искусственные сооружения, верхнее полотно, шпалы, рельсы и т. д. Комиссия определила причину схода. Всех причастных к строительству этого участка спецлагсуд приговаривает к расстрелу. Статья «вредительство» – и к стенке. Никого никуда возить не надо, все на месте: и приговорили, и расстреляли.
– Первые полтора года у строителей участка «БАМ-Тында» не было даже бараков. Как люди выживали?
– По документам из Красной Армии были списаны старые, буквально в дырах, палатки. Заключенные делали шалаши, впоследствии начали строить бараки из неошкуренных лиственниц.
Что касается самого большого испытания для тогдашних строителей, я думаю, это был голод и продукты крайне низкого качества. Основным питанием зэков была баланда из мороженых овощей и соленой рыбы. Но и это, как я уже сказал раньше, еще нужно было заработать. И представьте себе такой скудный рацион при тяжелейшем физическом труде!
Я думаю, такого же мнения был и Френкель. Недаром он организовал те же фаланги, которые сотнями тонн в Приморье и по рекам заготавливали рыбу. Создал сельхозпредприятия по выращиванию зерновых и овощей, по животноводству. И еще одна любопытная деталь: в теплое время года зэки работали в деревянных башмаках. Их делали в огромных количествах, и до сих пор находят при случайных раскопках.
А чтобы проверяющие из Москвы не замечали огромную хозяйственную империю БАМлага, Френкель буквально засыпал их подарками. Он был непотопляемый и мог подкупить чиновников любого ранга. Проверяющие уезжали от него с окороками, копченостями, икрой, золотыми украшениями.
Можно снять перед Френкелем шляпу как перед управленцем, организатором производства, хозяйственником. Но за то, что он отправил на тот свет тысячи людей, его десять раз расстрелять мало. А он умер своей смертью, с почетом – орденоносец, генерал-лейтенант, похоронен в Москве…
– Это все декорации, спектакль! Зэкам даже новое название придумали – «путеармейцы». В открытой прессе писали, что на стройку берут самых-самых! Я видел один из документальных фильмов тех лет о БАМлаге. На экране счастливые, улыбающиеся парни, сытые, хорошо одетые, – видимо, сотрудники ОГПУ.
13 апреля 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принимает Постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Задача возложена на Наркомат путей сообщения (НПС) СССР. Народный Комиссариат путей сообщения (НКПС) в октябре 1932 года издает приказ «Об организации Всесоюзного объединения по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и ликвидации Дальжелдорстроя». Появляется на свет новая структура – Управление строительства Байкало-Амурской магистрали (УС БАМ НКПС). Эти документы были опубликованы в центральных средствах массовой информации. Весь мир узнал, что СССР начал строить новую железную дорогу. А вот постановление об организации БАМлага и передачи стройки ГУЛАГУ уже было засекречено!
– А почему было засекречено строительство Дуссе-Алиньского тоннеля?
– Засекречен был весь БАМлаг, а уж туннель тем более. Долбили-то его вручную! Это же позор на весь мир: ХХ век уже, давно существуют специальные горизонтальные буровые станки, а в СССР зэки надрываются, орудуя кайлом и лопатами. При этом с одной из сторон тоннель прокладывали женщины. И им даже удавалось опережать мужчин, работавших с другой стороны…
– Когда вы начали работать на БАМе, многие ли из ваших товарищей знали, что на первом этапе дорогу строили заключенные? Эта тема вообще обсуждалась в те годы?
– Конечно, знали, говорили об этом. Понятно, что много было надуманного, правды никто не знал. Но про БАМлаг знали, передавали легенды из уст в уста. Например, популярен был рассказ о том, как дочка начальника лагпункта приехала из Ленинграда, пошла в лес за цветами, и ее изнасиловали зэки. Убитый горем отец якобы построил всех заключенных в один ряд и расстрелял из пулемета «Максим». В глазах людей он был героем. Все тогда говорили: правильно сделал!
Я в расстрел из пулемета не верил тогда, и не верю сейчас. А девушку действительно изнасиловали, её могила сохранилась до наших дней. И я уверен, что изнасиловали девушку не зэки, а охранник или охранники. Все-таки в большинстве своем в БАМлаге были осужденные по 58-й статье, а это люди порядочные. А вот в охрану, наоборот, подбирали отморозков.
Зэки поставили на могиле великолепный памятник. К сожалению, когда восстанавливали туннель в 70-е годы, какой-то высокопоставленный мерзавец распорядился – и бульдозером уничтожили, сровняли с землей все кладбище. Говорят, человек живет до тех пор, пока его помнят. Если так, то Квадратова убили дважды, как и других строителей тоннеля. А Кандаурова куда-то увезли, его судьба мне неизвестна.
– Когда вы приехали строить БАМ, вам удалось застать свидетелей тех первых лет стройки магистрали?
– С самими БАМлаговцами мне встречаться не приходилось, а вот со многими свидетелями я разговаривал. Например, когда я работал инженером в «Мостострой 10», у нас был сторож дядя Вася. Во времена БАМлага ему было лет 12–14. Он все помнил: как они с пацанами носили зэкам хлеб, потому что те натурально голодали и просили хоть что-то поесть. Одеты были в лохмотья, на ногах – вырезанные из старых автомобильных покрышек чуни, привязанные проволокой к ногам. Изможденные, худые. А в хронике, про которую я говорил и которую показывали по всей стране, – сытые, лоснящиеся ребята!
– Какой эпизод из БАМлаговского этапа строительства магистрали, на ваш взгляд, самый трагичный?
– Строительство участка от Транссиба до поселка Тындинский. Людей положили столько, что подсчитать никто не может. И впустую! Пользы стране – никакой. От той дороги остались одни воспоминания да документальные исследования энтузиастов-одиночек типа меня. Знакомые надо мной даже смеются, говорят: «Ну, Виктор Максимович, на том свете зэки тебя с цветами будут встречать!»
– Почему в годы войны рельсы для Сталинграда сняли именно с участка «БАМ – Тында»? Ведь это же слишком большое транспортное плечо для скорой доставки на фронт?
– Рельсы снимали и в других местах, там, где они не имели стратегического значения. Война! Помните лозунг: «Все для фронта, все для победы»? Тогда не считались ни с чем – ни с расстояниями, ни с количеством людей, которые могут погибнуть ради этой цели.
– На новом этапе строительства БАМа дорогу до Тынды пришлось фактически
строить заново. Это было связано исключительно с отсутствием рельсов или в реконструкции нуждались все сооружения?
– Чтобы проложить рельсы, нужно отсыпать полотно, на которое их укладывают. В нормальных условиях геологи ищут пригодную для этих целей породу. Специалисты согласовывают ее качество и делают карьер. Например, когда в 1970-е годы мы строили сквозной БАМ, который я в своей книге называю БАМ-2, карьер от будущей трассы отделяли десятки километров. Бурили, рыхлили и грузили мы великолепной японской техникой высочайшего качества – фирмы «КАТО». Породу возили 14-тонными немецкими самосвалами фирмы «Магирус». Шофера молились на эти машины! На самом полотне работали японские бульдозеры. А что было на вооружении у строителей БАМлага? Тачка, причем деревянная, кайло, лом, кирка, кувалда и лопата. Надеюсь, вы поняли, какое качество было у насыпи, которую отсыпали голодные зэки с тачками. Да и грунт использовался подручный. Поэтому нам пришлось не только исправлять низкое качество искусственных сооружений, но и сравнивать много кривых.
Но все это нисколько не умаляет ни подвига, ни жертвы узников БАМлага. Сейчас никто не помнит, что именно они уложили вторые пути на Транссибе. А первые пути практически построили вновь: подсыпали полотно, уложили новые шпалы, более мощные рельсы, деревянные мосты поменяли на железобетонные. Да много еще чего сделали. Вот кому памятники нужно ставить! А о них никто даже вспоминать не хочет.
Карта ГУЛАГа: 8 самых страшных советских лагерей
Система ГУЛАГа в 1930-е-1940-е охватила весь Советский Союз.
Сегодня «гулагом» на Западе часто называют любую советскую тюрьму или лагерь. Это неточность: на самом деле ГУЛАГ (Главное управление лагерей и мест заключения) возник в 1930 г., просуществовал тридцать лет и был ликвидирован к 1960 г.
Суть ГУЛАГа, впрочем, оставалась неизменной – «государство в государстве», тюремная держава, объединявшая больше тридцати тысяч мест заключения. ГУЛАГ прочно ассоциируется с именем Иосифа Сталина: именно при нем была создана система, в рамках которой миллионы заключенных строили города, каналы и заводы, добывали золото и уран, осваивали непригодные для жизни территории за Полярным кругом и на Колыме.
По данным Музея истории ГУЛАГа, через лагеря и тюрьмы этой системы прошло 20 миллионов заключенных. Как минимум 1,7 миллиона человек погибли: от голода, тяжелого труда, болезней или были расстреляны. Среди них были как уголовники, так и ни в чем не виновные люди, попавшие в лагеря по печально известным «политическим» статьям.
Описать все лагеря ГУЛАГа в одном тексте невозможно, но мы выделили несколько важнейших: самых страшных, самых густонаселенных, самых важных для советской экономики. Какими они были?
1. Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН)
Из документального фильма «Власть соловецкая».
Местоположение: Соловецкие острова
Годы существования: 1923-1933
Максимальная численность заключенных: 71,8 тыс. чел.
«Дедушка» всех советских лагерей, Соловецкий лагерь, строго говоря, возник задолго до ГУЛАГа. СЛОН стал испытательным полигоном, где проверили схему с использованием массового труда зэков. «Использование труда заключенных – оно начинается оттуда», – подтверждает «Эху Москвы» Леонид Бородкин, руководитель Центра экономической истории МГУ.
На холодных островах в Белом море десятки тысяч заключенных валили лес, строили дороги, осушали болота. Поначалу режим был относительно мягок, но к концу 1920-х власть ужесточила его до предела. Неугодных заключенных били палками, топили, пытали. Александр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» назвал Соловки «полярным Освенцимом».
В начале 1930-х СЛОН расформировали, передав заключенных в другие лагеря. Лагерная система работала – пришло время расширить ее на всю гигантскую страну.
2. Беломоро-Балтийский исправительно-трудовой лагерь (Белбалтлаг)
Местоположение: Карелия
Годы существования: 1931-1941
Максимальная численность заключенных: 108 тыс. чел.
С Белбалтлага началась история «великих строек коммунизма», масштабных проектов, реализованных в основном силами заключенных. Перед новым лагерем стояла задача соединить Белое море с Онежским озером, построив канал длиной в 227 километров.
Заключенные Белбалтлага выполнили план, к лету 1933 г. канал был готов. Трудиться для этого приходилось в суровых условиях: из инструментов были только лопаты, кирки и прочий ручной инвентарь, без тяжелой техники. Не выработавшим норму уменьшали пайки и увеличивали срок заключения. Только по официальным данным, на строительстве Беломорканала погибло 12 тысяч человек.
«С Беломорканала началось восприятие ГУЛАГа как нормы, как фона жизни — повседневной, будничной», – отмечает «Новая газета». За ним последовали и другие стройки, где трудились и умирали тысячи зэков. Что касается Белбалтлага, он просуществовал до 1941 г. и был ликвидирован в связи с началом Великой отечественной войны.
3. Байкало-Амурский ИТЛ (БАМлаг)
Жилая зона лагеря. Дома и служебные помещения охраны.
Местоположение: Амурская область
Годы существования: 1932-1938
Максимальная численность заключенных: 200 тыс. чел.
Даже на фоне других строек ГУЛАГа Байкало-Амурская магистраль (БАМ) была проектом циклопическим: предполагалось строительство 4000 километров железнодорожных путей от Тайшета (Сибирь) до Советской Гавани (Дальний Восток). Заключенных на строительство БАМ свозили со всего СССР.
4. Дмитровский ИТЛ (Дмитровлаг)
Строительство шестого шлюза на канале Москва-Волга.
Местоположение: Подмосковье
Годы существования: 1932-1938
Максимальная численность заключенных: 192 тыс. чел.
Еще одной масштабной стройкой, где работали заключенные ГУЛАГа, стало сооружение канала Москва-река – Волга. Труд был тяжелым и здесь, но по сравнению с другими лагерями условия считались тепличными.
«Дмитровский лагерь был своего рода витриной ГУЛАГа. Там была довольно низкая смертность, зачеты рабочих дней, зарплата, досрочные освобождения» – поясняет Илья Удовенко, старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа. Сказалась близость к Москве: одно дело, когда тысячи зэков безвестно умирают в лесах Сибири, другое – когда это могут видеть жители столицы.
5. Северо-Восточный ИТЛ (Севвостлаг)
Зэки копают дорогу на Колыме.
Местоположение: Колыма
Годы существования: 1932-1952
Максимальная численность заключенных: 190 тыс. чел.
Противоположностью «столичного» Дмитровлага была Колыма: СССР не церемонился с лагерниками, которых отправлял в земли на берегу Охотского моря добывать золото и олово и с нуля возводить инфраструктуру, устойчивую к суровому климату (именно в 1930-е построили региональный центр Магадан).
Центром освоения Колымы стал Севвостлаг – лагерь под управлением «Дальстроя», государственного треста по освоению Дальнего Востока. Юридически «Дальстрой» не считался частью ГУЛАГа, но условия в его лагерях в конце 1930-х были ничуть не легче.
«В лагере для того, чтобы здоровый молодой человек… в золотом забое на зимнем воздухе, превратился в доходягу, нужен срок от двадцати до тридцати дней при шестнадцатичасовом рабочем дне, без выходных, при систематическом голоде, рваной одежде и ночевке в шестидесятиградусный мороз в дырявой брезентовой палатке… Эти сроки многократно проверены», – писал о лагерях Колымы Варлам Шаламов, проведший там больше десяти лет. По имеющимся данным, в колымских лагерях погибло не меньше 150 тыс. чел.
6. Норильский ИТЛ (Норильлаг)
Работа в условиях вечной мерзлоты, Норильск.
Местоположение: Норильск
Годы существования: 1935-1956
Максимальная численность заключенных: 72 тыс. чел.
Сегодня Норильск с его 179-тысячным населением – самый крупный заполярный город в мире. А в 1930-е годы строили его, как и Магадан, заключенные ГУЛАГа. Советской промышленности были необходимы металлы, и Норильск вырос вокруг медно-никелевого комбината, где тоже трудились лагерники.
«Норильские лагеря не были самыми страшными в системе ГУЛАГа, – отмечает местный журналист Станислав Стрючков. – Заключенные в Норильске всегда рассматривались как важный рабочий инструмент, средство для выполнения плана». В Норильлаг отправляли, как правило, относительно здоровых и молодых заключенных, способных трудиться в условиях Крайнего Севера. В связи с этим, смертность в Норильлаге была ниже, чем на Колыме или на строительстве БАМ.
7. Воркутинский ИТЛ (Воркутлаг)
Местоположение: Воркута
Годы существования: 1938-1960
Максимальная численность заключенных: 72,9 тыс. чел.
Воркута – еще один заполярный город, построенный зэками ГУЛАГа. История Воркутлага очень напоминает Норильск, за тем исключением, что градообразующим предприятием здесь был угольный комбинат. Но во время войны Воркутлаг приобрел особое значение – он не только обеспечивал страну углем, но и принимал «особо опасных» преступников, приговоренных к каторжным работам.
Подробнее об Усть-Усинском восстании можно прочитать здесь.
8. Карагандинский ИТЛ (Карлаг)
Колючая проволока в Карлаге.
Местоположение: возле Караганды, Казахстан
Годы существования: 1931-1959
Максимальная численность заключенных: 65 тыс. чел.
В отличие от лагерей, связанных с «великих стройками», Карлаг советская власть учредила как лагерь постоянный. Задачей заключенных Карлага было обеспечивать пищей, одеждой и другой продукцией весь Северный Казахстан. «Работа для узников лагеря не заканчивалась никогда: теплое время года занимались сельским хозяйством, в холодное — работали на заводах и фабриках», – отмечало казахстанское издание «Vласть».
В Карлаг массово ссылали «политических», включая представителей депортированных народов и тех, кого заподозрили в сотрудничестве с немцами в годы войны. В его же рамках работал и печально известный АЛЖИР – «Акмолинский лагерь жен изменников Родины», где содержали жен и детей осужденных за измену СССР. По советскому законодательству, быть в родстве с изменником тоже было преступлением. Кому-то «повезло» даже родиться в лагере: с 1931 по 1959 годы в Карлаге на свет появились 1507 детей.
Материал подготовлен с помощью сотрудников Музея истории ГУЛАГа.