Что страшно для мармеладова
Мармеладов Семён Захарович — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Внешность, манера поведения, речь
Семёну Захаровичу Мармеладову за пятьдесят лет. Это человек плотного телосложения, среднего роста. У него волосы с проседью, большая лысина. От постоянного пьянства лицо отёкшее, жёлтое, даже зеленоватое. Веки припухшие, глаза маленькие и красноватые. Взгляд его одушевлённый, осмысленный, но в то же время немного безумный.
Одет этот герой неряшливо и очень бедно, на нём старый чёрный фрак, на котором сохранилась одна пуговица.
Несмотря на то, что Семён Захарович отставной чиновник, общаясь с людьми, он ведёт себя по-чиновничьи солидно. Говорит он витиевато, видно, что привык занимать своими разговорами собутыльников.
Знакомство с Раскольниковым
Встреча Раскольникова с Мармеладовым произошла в кабаке, куда Семён Захарович пришел на пятый день своего запоя. Угадав в Родионе образованного человека, он рассказал ему о своих несчастьях. Его мучит раскаяние в своих грехах. Исповедь Мармеладова — это страшный рассказ о том, как человек из-за алкоголизма опустился на дно, как мучаются от нищеты его жена и дети. На Раскольникова рассказ нового знакомого произвёл гнетущее впечатление.
Черты характера
Семён Захарович — человек добрый, на Катерине Ивановне он женился, потому что пожалел её, оставшуюся с маленькими детьми в страшной нищете. Он уважает свою жену, добр к приёмным детям, учит их грамматике, чтению.
Семья Мармеладовых
История семьи Мармеладовых началась четыре года назад, когда Семён Захарович, будучи вдовцом, женился на Катерине Ивановне из жалости. Эта молодая женщина осталась с тремя малолетними детьми (двумя дочками и сыном) без средств к существованию после смерти первого мужа. Мармеладов характеризует Катерину Ивановну как образованную, благородную женщину.
История жизни Мармеладова — это история несчастий. После смерти первой жены Семён Захарович остался с четырнадцатилетней дочерью Соней. Через год после женитьбы на Катерине Ивановне он потерял службу в результате сокращения и с горя стал пьянствовать.
В Петербург Семён Захарович перебрался из провинции вместе с семьёй полтора года назад и начал там служить. Но скоро из-за пьянства лишился этого места. Он стал вместе с женой и малолетними приёмными детьми жить на деньги Сони, решившей из-за жалости к голодным детям пойти на панель.
За пять недель до встречи с Раскольниковым глава семьи взялся за ум и нашёл работу. Через месяц на радость всей семье он принёс жалование, но уже на другой день украл эти деньги у жены. Пять дней не показывался он дома, пил в кабаках, в одном из них и произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым. Выслушав исповедь Мармеладова и историю его семьи, Раскольников проводил пьяницу к нему домой. Он увидел там нищую обстановку, троих детей и больную несчастную жену Мармеладова.
Вывод
Характеристика образа Мармеладова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Тест по 1-й части романа «Преступление и наказание»
Тест по 1-й части романа «Преступление и наказание»
1.На какое дело хочет покуситься главный герой?
3.Взять переводы у Разумихина
2.Сколько шагов до дома Алены Ивановны?
3. Что принес Раскольников в заклад?
4. Что хочет Мармеладов?
1. Чтобы Сонечка нашла работу
3. Снять для семьи новую квартиру
5. Золотая медаль Катерины Ивановны
1. хранится в сундуке
6. Что страшно для Мармеладова?
1. когда человеку пойти некуда
2. что жена будет бить и таскать за волосы
3. что нет денег на похмелье
7. От кого Настасья приносит письмо?
3.от Пульхерии Александровны
8. За что Марфа Петровна выгоняет Дунечку?
1.за страсть мужа к гувернантке
2.за недобросовестность в работе
3.за необузданность характера
9. Главное для Лужина
2. чтобы его все слушали
3.любовь к домашним животным
10. У Лужина есть своя теория
1.об аршине пространства
3.как обрести друзей
11. Сон Раскольникова
1.о панораме Васильевского острова
2.об умершей невесте
3.о Миколке, убивающем лошадь
12.О чем был разговор, услышанный Раскольниковым на Сенной?
1.завтра будет распродажа мужской одежды
2.Лизаветы не будет дома в «семом» часу
3.сдается квартира от хозяина
13.Куда должны пойти деньги после смерти Алены Ивановны?
2.на помощь студентам
3. в монастырь на помин души
14.О чем рассказывает студент молодому офицеру?
2. он отнес в заклад серебряные запонки отца
3.Алена Ивановна – отзывчивый человек
15. Что не готовил Раскольников к пробе?
1.пришил петлю к пальто
2. перевязал заклад
3. приготовил перчатки
16.Как вышел Раскольников из квартиры Алены Ивановны незамеченным?
1. маляры отвлекли дежурившего Коха
2. спустился вниз из окна, связав на скорую руку простыни
3. спрятался в квартире, где делали ремонт, а потом вышел
Образ Семена Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»
В произведениях Федора Михайловича Достоевского все персонажи важны. Для писателя не существовало особого разделения между героями, все они играли важную роль в сюжете. Описание образа Семена Мармеладова из «Преступления и наказания» — яркий тому пример. Отец центральной героини — отличный рассказчик и значимый человек для Раскольникова. Он повествует о своей судьбе в долгом монологе. Становится понятно, что через уста персонажа автор выражает свои мысли.
Внешность Мармеладова
Мужчине в романе уже перевалило за пятьдесят лет. Внешность его типично русская. Именно так выглядели в былые времена мелкие чиновники, трудившиеся в канцеляриях. Они были лощеными, гладко выбритыми, солидными, тактичными, интеллигентными людьми. Сразу становится понятно, что автор испытывает к вымышленному персонажу некую жалость. Но изменить предначертанную судьбу, изложенную на бумаге, не в силах.
Образ Мармеладова в романе «Преступление и наказание» (портрет, одежда и другие внешние особенности):
Автор неспроста называет часто в романе одежду Мармеладова нищенскими лохмотьями. Ведь его нередко можно лицезреть в убранстве с продранными локтями, оборванными рукавами, осыпавшимися пуговицами. Он то и дело появляется перед читателями в скомканной манишке или неопрятном жилете. Порой он напоминает собой матреху или капусту, натянувшую на себя все лохмотья, имевшиеся в доме.
В чем трагедия семьи Мармеладова (сочинение)
Мармеладов – типичный «маленький человек». Он бедный чиновник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья – дочь от первого брака Сонечка, жена Катерина Ивановна и их маленькие дети – живет в крайней бедности. Ведь на жалованье мелкого чиновника такую большую семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор, пока Мармеладов не начал пить. Он потерял работу, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает и тащит за собой своих близких, но дело не только в этом. В исповеди, которую отчаявшийся человек произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми, он говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в тупик. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов, обращаясь к единственному внимательному слушателю его рассказа Раскольникову. Герой романа тоже склонен обвинять общество, которое буквально сбрасывает таких людей, как Мармеладов, в «процент», т.е. «отбросы» общество. Для других это уже как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна, и ее ни в чем не повинные дети. Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова Сонечка. В этом страшном мире нищеты, как справедливо замечает Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как Катерина Ивановна, оказываются изуродованными. «Бедность не порок», — гласит пословица, но Мармеладов добавляет: «Нищета – порок». Именно нечеловеческие условия жизни, боль и страдание, невыносимый плач голодных детей заставляют добрую и милосердную по натуре Катерину Ивановну жестоко выгнать Сонечку на панель. И та покорно идет, а Мармеладов, сознавая всю подлость своего поведения, берет у дочери деньги.
Но кто первый жалеет Сонечку, кто защищает ее, когда Лужин несправедливо обвиняет ее в воровстве? Сама же Катерина Ивановна. Удивительно, но оказывается, что в этом изуродованном мире именно в семье Мармеладовых все же сохраняется частица любви и добра, которую они проносят через все страдания. Вот почему именно оттуда выходит Сонечка, ставшая для писателя воплощением идеала христианского терпения, сострадания и любви к людям. Именно она, слабая и беззащитная в этом мире, но столь сильная духом, помогает Раскольникову осознать свои заблуждения, покаяться и возродиться к новой жизни.
Конечно, судьба семьи Мармеладова трагична. Он умирает на улице под колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ивановна в последней отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит несчастных детей на улицу и вскоре умирает. На улицу, на панель, вынуждена пойти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И трагедия их все в том. Что общество – «улица» — не желает их видеть, не замечает страдания этих людей, отстраняется от них. Показав в романе судьбу этой семьи, Достоевский призвал все быть добрее и гуманнее, чтобы не случалось больше трагедий, подобных той, которая произошла с семьей Мармеладова.
Характер персонажа
В своем нашумевшем романе Федор Достоевский четкую характеризует Мармеладова. Можно сразу выявить слабые стороны героя, понять, каким характером обладает персонаж. Об этом читателю рассказывает поведение Семена Захаровича, образ жизни, взаимодействие с другими книжными «жителями». Чиновник в отставке начал спиваться после утраты высокооплачиваемой работы и должности. Будучи ранее титулярным советником, он превращается в нищего человека, ищущего истину в вине.
Чем примечателен второстепенный персонаж романа (характеристика Мармеладова, анализ поведения):
Несмотря на пагубную привычку, Семен не утратил умение красиво говорить. Витиеватый в рассуждениях персонаж речист в словах. Именно ему от автора достался букетик самых положительных человеческих качеств.
Взаимодействие Семена Захаровича и Раскольникова
Знакомство главного героя романа с Мармеладовым происходит в трактире. Подвыпивший мужчина привлекает внимание студента своей противоречивостью. Хоть он и выглядел нищим, но рассуждал как истинный аристократ. Раскольникову Семен Захарович показался одновременно рассудительным и безумным.
Невысокого роста мужчинка рассказал главному герою исповедь жизни, поведал о собственной семье за рюмкой крепкого в распивочном заведении. Студент внимает словам незнакомца, подтверждая собственную теорию о сверхлюдях. Одновременно Родион испытывает любопытство к судьбе Мармеладова, сочувствует собеседнику.
Позднее им доведется «встретиться» при трагических обстоятельствах. Именно Раскольников будет помогать супруге персонажа и его дочери с поминками, организованными после кончины Семена.
Несколько слов о семье героя
Семья — знаковый образ для Достоевского, в общих чертах излагающий жизнь и быт простых русских людей того времени. Он собрал в себе характерные признаки людей, живущих на грани нравственного, морального падения, которым удалось остаться благородными и чистыми душой. Мармеладовы занимают центральное место в романе. Невозможно кратко рассказать о каждом персонаже, относящемся к семейству, но общие черты их характера стоит упомянуть:
Мармеладов умирает на руках у дочки. Следом за ним скончалась его жена, а трое несовершеннолетних детей попадают в сиротский приют.
О чем?
Мармеладов выглядел неподобающим образом. Он был неопрятно одет, но при этом выбрит по-чиновничьи, хотя и давно. В ходе разговора выяснилось, что Мармеладов ночевал на улице в течение нескольких дней. Он рассказал Раскольникову о своей жизни: том, как пропил всё, что было; про жену Катерину Ивановну, заболевшую чахоткой от голода, холода и нервного напряжения; о трёх её детях от первого брака, о его родной дочери Соне, вынужденной пойти на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Мужчина валялся пьяным, поэтому не смог защитить супругу, когда Лебезятников её избивал, и это при том, что женился скорее не по любви, а из жалости, посчитав, что без него она с ребятами пропадёт. Думаю, от этого решения им всем стало только хуже.
Мармеладов понимал, что поступал дурно, но был слаб духом и не мог избавиться от алкогольной зависимости. Он сказал Раскольникову, что боится не побоев жены (они ему даже приятны), а её осуждающего взгляда, красных от болезни щёк, чахоточного дыхания. Однажды Семён решил начать новую жизнь. Устроился на работу, но продержался там только два дня, а после этого был уволен за пьянство. Родион внимательно слушал Семёна, а позднее отвёл его домой, чтобы тот не свалился где-нибудь по пути. Увидев мужа, жена начала бить Мармеладова, утверждая, что он пропил последние деньги. Несчастные дети находились в углу. Мальчик плакал, девочка его успокаивала, а их младшая сестричка спала. Было ясно, что семья дошла до предела нравственного падения. В этот момент автор показал хорошую черту Раскольникова — готовность бескорыстно помочь. Уходя, молодой человек незаметно оставил нищей семье немного монет. Позже он задумался, правильно ли сделал, ведь ему самому нужны были деньги, но пришёл к утвердительному ответу. На этом эпизод закончился.
Жизнь и судьба
В романе «Преступление и наказание» Семен Захарович открывает свою душу перед Раскольниковым. Текст его монолога захватывает. Именно в нем герой рассказывает о собственной судьбе и предполагает ее исход. Мармеладов поведал о каждом члене своей семьи — супруге с детьми. Он любит свою жену, неспроста же позвал замуж вдову с тремя малышами. У героя также есть дочка от первого брака.
Хоть Семен и говорит об отсутствии любви, а лишь о жалости, на которой строилась семья, в это верится с трудом. Их семейную жизнь точно нельзя назвать мармеладом, как бы саркастически это ни звучало. Сперва все складывалось неплохо, мужчина забрал свою возлюбленную (которая была выше сословием, но встретилась со страшным роком) из нищеты. Но вскоре был уволен с работы. Это привело к алкоголизму героя, заливающего горе вином.
Семен Захарович видит все, что происходит вокруг него: как семья рушится, а дети пускают жизнь на самотек. Пьянство доводит персонажа до гибели — он становится жертвой мчащихся галопом по улице лошадей, травмирующих мужчину.
Часть I
Глава 1
Наконец, уйдя от Алены Ивановны, герой выходит на улицу и ужасается мыслям о задуманном преступлении, восклицая:
«Какой ужас мог прийти мне в голову!»
. Он идет в распивочную.
Глава 2
Раскольников доводит Мармеладова до дома, где знакомится с Катериной Ивановной, женой пьяницы. Родион уходит, оставив незаметно для обитателей квартиры свои последние деньги на подоконнике.
Глава 3
Утром Родиону Раскольникову Настасья, служанка хозяйки всего доходного дома, вручает письмо, которое герою прислала его мать, Пульхерия Раскольникова. Она писала о том, что Дуню (сестра Родиона) оклеветали в семье Свидригайловых, у которых девушка служила гувернанткой. Марфа Петровна Свидригайлова Дуню унизила и оскорбила, когда узнала, что муж, Свидригайлов, влюбился в девушку.
К Дуне же посватался Лужин Петр Петрович, у которого имеется небольшой капитал и которому 45 лет, он намного старше Дуни. Лужин торопится жениться, берет девушку бедную, чтобы она была ему благодарна всю свою жизнь. Мать Родиона сообщает сыну, что она и Дуня скоро к нему приедут.
Глава 4
Раскольников не желает, чтобы Дуня вышла замуж за Лужина. Родион понимает, что сестра идет на эту жертву ради него. В то же время Раскольников осознает, что он, бедный студент, не может ничем помочь ни сестре, ни матери. Он не вправе запретить сестре выйти замуж за состоятельного Лужина.
Снова Родион начинает обдумывать свою теорию «о праве сильного», думает — смириться ли ему с нынешним своим положением или
«решиться на что-то смелое?».
Глава 5
Родион решает пойти к своему приятелю по университету Разумихину, чтобы одолжить у друга немного денег. Но, передумав, герой покупает себе ломоть пирога да чарку водки на последние деньги. От выпитого и съеденного его сморило. Родион засыпает в кустах.
И снова видит невероятно трагичный сон про забитую мужиками старую лошадь. Он плачет во сне. Проснувшись, Раскольников идет на базар у Сенной. Там он слышит, как Лизавету (сестра старухи-процентщицы) торговец приглашает к себе в гости. Лизавета соглашается.
Глава 6
На следующий день Родион начинает готовиться к преступлению. Он берет в дворницкой топор, прячет его под пальто, заворачивает в бумагу дощечку, похожую по размерам на папиросочницу. Раскольников снова собирается идти к старухе-процентщице.
Глава 7
Раскольников приходит к процентщице, дает ей папиросочницу. Алена Ивановна отворачивается от него к окну, чтобы лучше рассмотреть заклад. Родион бьет ее по голове обухом топора. Старуха падает и умирает. В это время возвращается сестра процентщицы. Раскольников чрезвычайно испуган, в растерянности он убивает и Лизавету.
Он идет отмывать топор и слышит, что к процентщице пришли клиенты. Родион замер в испуге. Посетители пошли за дворником, чтобы тот открыл им дверь. Раскольников выбегает на лестницу, замечает на нижнем этаже приоткрытую дверь и прячется в пустой квартире.
Образ и характеристика Мармеладова — героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Образ Мармеладова, второстепенного персонажа романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», является, тем не менее, значимым, так как помогает раскрыть тему бедности и унижения, которая характерна для произведений этого писателя.
Портрет: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи
Семён Захарович Мармеладов — человек, которому уже за пятьдесят лет. У него средний рост, плотное телосложение, большая лысина, волосы с проседью. Лицо от постоянного пьянства отёкшее, жёлтое, даже зеленоватое. Из-под припухших век смотрят маленькие, красноватые глазки, в которых заметны одушевление и смысл, но и какое-то безумие.
Одет Мармеладов бедно, неряшливо. Чёрный фрак его очень стар, оборван, на нём осталась только одна пуговица, на неё он и застёгивает фрак, стараясь выглядеть прилично.
Семён Захарович уже не служит чиновником, но сохранил солидные повадки в общении с людьми.
Говорит он, не затрудняясь, любит самоуничижаться, понимая, что в своих бедах виноват сам. Речь его довольно витиевата, вероятно, от того, что герой часто беседует в кабаках с незнакомцами, изливает перед ними свою душу.
Встреча Раскольникова с Мармеладовым
Главный грех Семёна Захаровича — пьянство. Он является завсегдатаем кабаков, где ведёт с собутыльниками нескончаемые разговоры. Встретив в кабаке Раскольникова, он понял, что этот человек не пьяница, и завязывает с ним разговор. Он рассказывает свою историю Раскольникову, потому что его гложет раскаяние в своих грехах. Исповедь Мармеладова производит на главного героя гнетущее впечатление.
История семьи Мармеладовых
Семья Мармеладовых состояла из шести человек: глава семейства, жена Мармеладова Катерина Ивановна, трое детей от её первого брака (девочка лет шести, мальчик лет семи и старшая девочка лет девяти), Соня, дочь Семёна Захаровича от первого брака.
Мармеладов имеет невысокий чин — титулярный советник, но сейчас он не служит. Жена моложе его на двадцать лет. Женился он из жалости: первый муж Катерины Ивановны умер, не оставив ей и детям никаких средств к существованию, так как был заядлым игроком. Мармеладов характеризует Катерину Ивановну как женщину благородную.
История жизни Мармеладова полна несчастий. Его первая жена умерла, оставив ему четырнадцатилетнюю дочь Соню. Четыре года назад он женился на Катерине Ивановне, находившейся тогда в страшной нищете. Через год из-за сокращения Семён Захарович потерял работу и стал пьянствовать.
Полтора года назад он с семьёй переехал из провинциального города в Петербург, нашёл место на службе, но быстро его лишился из-за пьянства. Из жалости к голодным детям Соня стала заниматься «непристойной работой», и вся семья жила на её иждивении.
За пять недель до встречи Раскольникова с Мармеладовым Семён Захарович «берётся за ум» и устраивается на службу. На следующий день после получения жалования он украл деньги из сундука жены, ушёл в запой и пять дней бродяжничал. Затем произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым в кабаке. После того, как молодой человек услышал исповедь Мармеладова и историю его семьи, он проводил пьяницу домой и увидел, в какой нищете живёт его семья.
Характер
Мармеладов — слабохарактерный, безвольный человек. Он понимает, что его пьянство — причина горя для его семьи, но не может преодолеть тягу к алкоголю. Семён Захарович понимает и то, что нехорошо жить на деньги Сони, пропивать одежду жены, но продолжает это делать. «Пью, ибо страдать хочу!» — говорит он, но почему же должна страдать и его семья?
Семён Захарович — человек по натуре добрый. Он женился на Катерине Ивановне из сострадания, видя, в какой страшной нищете оказалась она с малолетними детьми после смерти первого мужа. Он любит и уважает Катерину Ивановну, своих приёмных детей он учит чтению и грамматике.
Семён Захарович осознаёт свою вину перед семьёй и смиренно терпит, когда Катерина Ивановна бьёт его, пьяного, «дерёт вихры». Несмотря на то, что его порок довёл семью до нищеты, Мармеладов считает главным пороком нищету, а не пьянство.
Он осознаёт свою ничтожность и безвыходность положения, справедлив по отношению к себе, не требует жалости, понимает, что виноват в несчастьях близких.
Заключение
Образ Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» помогает погрузиться в атмосферу нищеты, безысходности, которая окружала главного героя романа Родиона Раскольникова, понять, почему в такой атмосфере возникает у некоторых людей антигуманные идеи.
Характеристика образа Мармеладова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Мармеладов в романе «Преступление и наказание». Образ Мармеладова
Достоин ли сострадания Мармеладов почему он погибает, так и не искупив собственную вину? Можно ли жалеть таких людей, как этот герой Достоевского?
История Мармеладова достаточно тривиальна, он горький пьяница, который потерял свою работу, его дочь Соня вынуждена была пойти торговать собой, чтобы прокормить семью.
Прожив буквально несколько глав, Мармеладов погибает под копытами лошади. Достоевский, большинство своих малохольных героев пытается описать как невинных жертв несправедливого порядка. Именно это и требуют указывать учителя в школьных сочинениях.
Однако, Мармеладов — это человек, опустившийся сугубо по своей воле. И в настоящее время имеется большое количество таких же людей, которые топят свою жизнь в пьянстве, ведут себя крайне пассивно, жалуются и рыдают, но на деле оказываются типичными пассивными неудачниками.
Жизнеописание рабского менталитета является любимым делом Достоевского, что у нормального человека, стремящегося к цивилизованной жизни и развитию, должно вызывать исключительно только чувство мерзости. Жить в нищете, пьянствовать и заниматься психологией – удел лентяя. Можно ли сострадать Мармеладову? Нельзя
. Если бы Достоевский оставил его в живых, образ получился бы крайне неинтересным, ведь в жизни такие люди умирают не сразу от цирроза печени, а спустя лет десять, окончательно вымотав своих родных и близких.
На фоне семьи Мармеладовых начинает раскрываться и Раскольников, благодаря которому этого пьяницу хоронят как человека, а не как бродягу, чего, собственно, тот совершенно не заслужил. Да, поступок может и добрый. Но по факту никакого сочувствия к Мармеладову быть не должно, в человеческом обществе, как и в природе происходит естественный отбор, в результате которого все алкоголики, наркоманы и тунеядцы рано или поздно помирают от нищеты или плохого здоровья. Он бросил свою семью на произвол судьбы, стал пить, разве так поступает настоящий мужчина?
Мармеладов сделал свой выбор, а потом сострадания не достоин, а погибает из-за своей слабости и любви к вину. Каждому человеку дан выбор — грешить или нет, пить или работать, спасать свою семью, или опускаться.
Теги:литература
Семён Захарович Мармеладов
Мармеладов. Актер Ю. Кузнецов. Т/с «Преступление и наказание». 2007
Семен Захарович Мармеладов – второстепенный персонаж романа «Преступление и наказание». Герой является родным отцом Сони Мармеладовой, супругом Катерины Ивановны и отчимом ее троих детей. Постепенно спиваясь, бывший чиновник Мармеладов достигает социального дна и заканчивает жизнь под колесами пролетки. Встреча с этим персонажем играет решающую роль в дальнейшем поведении главного героя романа, Раскольникова. Прототипами Мармеладова, в некоторой степени, стали литератор П.Н. Горский и знакомый Достоевского по ссылке, спившийся чиновник А.И. Исаев.
Описание героя
Внешность Мармеладова
Составить представление о внешности героя помогает описание самого автора: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».
Лохмотья, в которые облачен Мармеладов, никак не претендуют на звание одежды. На мужчине изодранный фрак с дырявыми локтями и оторванными пуговицами, помятая, серая от грязи манишка, видавший виды несвежий жилет. Создается впечатление, что человек минимум неделю не прикасался ни к воде, ни к мылу. Особенно отталкивающе выглядят его красные опухшие руки с жирными пальцами и грязью под ногтями.
Всё его поведение и манеры соответствуют образу канцелярского чиновника средней руки: они отличаются демонстративной солидностью, подчеркнутой интеллигентностью и тактичностью, что абсолютно не вяжется с вышеописанным портретом этого персонажа.
История героя
Супруги Мармеладовы какое-то время все еще живут в провинции. Первый год их совместной жизни заканчивается тем, что Семён Захарович попадает под сокращение и лишается своей чиновничьей должности. Это становится для него настоящим ударом, поскольку он является единственным кормильцем семьи. Тяжелая ситуация приводит к тому, что у него все заметнее начинает проявляться тяга к алкоголю. Отчаявшись найти работу на родине, Мармеладов предлагает Катерине Ивановне перебраться в Петербург.
В столице жизнь начинает постепенно налаживаться – Мармеладову удается найти работу, Катерина Ивановна занимается хозяйством и детьми. Единственной проблемой становится то, что у Катерины Ивановны, еще до отъезда в Петербург диагностировали туберкулез. Впрочем, женщина не опускает рук, она надеется, что зарплаты ее мужа хватит и на хорошее питание, и на лечение. Но уже очень скоро глава семейства срывается и уходит в запой. В семье быстро заканчиваются деньги, и все ближе начинает маячить беспросветная нищета.
Наступает критический момент, когда семье не на что купить даже хлеба. Видя это, Соня, родная дочь Семена Захаровича, решает идти на панель, чтобы торговать собой за деньги. Эта жертва обходится девушке очень дорого но, благодаря ей, семья спасается от голода. В моменты просветления Мармеладов с ужасом осознает всю глубину того кошмара, в котором оказалась его семья. Но, не видя никакого выхода, этот слабый и безвольный человек снова пытается утопить свое горе на дне бутылки.
Примерно за пять недель до описываемых событий Мармеладов решает в корне изменить свою жизнь. В его планах – поиск новой работы и спасение Сони. Вскоре ему удается поступить на службу, куда его берут под личную ответственность начальника. Через месяц Семен Захарович приносит домой первое жалованье, и этот день впервые за долгое время становится для семьи настоящим праздником. Деньги Катерина Ивановна кладет в сундук, надеясь, что до следующего месяца их хватит на покрытие всех расходов.
Но уже назавтра Мармеладов крадет эти деньги и снова уходит в запой, который продолжается почти неделю. Во время своего бродяжничества, в один из вечеров он знакомится с Родионом Раскольниковым, который доставляет его домой и передает Катерине Ивановне. Женщина устраивает Мармеладову грандиозный скандал, обвиняя мужа в воровстве и отсутствии совести.
Характер героя
Семён Мармеладов. Актер Е. Лебедев. Х/ф «Преступление и наказание». 1969
Скорее всего, Достоевский сознательно награждает своего героя «сладкой» фамилией – Мармеладов, чтобы на контрасте с его жизнью показать, насколько горько и беспросветно его существование. Несмотря на такие пороки, как абсолютное безволие, пьянство, отсутствие ответственности, это «был человек добрый и благородный, любивший и уважавший семью свою; одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям и уж бог знает с кем он не пил, с теми, которые даже подошвы его не стоили!»
Несмотря на маргинальное общество, в котором вращается Мармеладов, проводя время в кабаках и питейных, в его характере напрочь отсутствуют наглость и хамство. Напротив, у него сохраняется самокритика, он в состоянии оценивать то положение, в котором оказался по вине собственной слабости. У Мармеладова развито красноречие, его рассуждения отличаются витиеватостью и «речистостью». Он высказывает свое мнение, но никому его не навязывает.
Семен Захарович очень гордится происхождением и образованностью своей супруги. Он корит себя за то, что превратил ее жизнь в ад, однако изменить что-либо он не способен. Во многом из-за своей вины перед ней он терпит непростой характер Катерины Ивановны, ее скандалы и даже рукоприкладство. У него трепетное отношение к детям. Младших, приемных, он любит не меньше родной дочери Сони. Временами балует их, приносит сладости, в перерывах между запоями играет с ними и обучает грамоте.
Его очень тревожит судьба старшей дочери, которая от безысходности занимается «постыдными делами». В то же время, он не перестает тянуть из девушки деньги. Кроткая и безответная Соня, которая всем сердцем любит и жалеет отца, не в силах отказать ему, отдавая порой последние копейки на его похмелье. «А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!»
Мармеладов и Раскольников
Кадр из х/ф «Преступление и наказание». 2007
Знакомство Раскольникова с Мармеладовым произошло в одном из петербургских трактиров. Внимание Родиона привлек «маленький, пьяненький человечек», в облике которого наблюдалось какое-то противоречие. В его взгляде «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие».
Роль героя в произведении
Образ Мармеладова является олицетворением социального дна, символом нищеты и унижения, жертвой тех обстоятельств, в которых личность постепенно теряет человеческое достоинство. Его историю можно назвать предысторией преступления главного героя. Встреча Раскольникова с Мармеладовым окончательно убеждает его в правильности своей теории. Семья Мармеладова – это собирательный образ людей, жизнь которых превратилась в жалкое существование из-за беспросветной нищеты. В этой сюжетной линии ярко проявляется позиция Достоевского-гуманиста по отношению к «маленьким людям» и попытка проанализировать состояние души «страшного преступника» Раскольникова.
Мармеладов в романе «Преступление и наказание». Образ Мармеладова
У Мармеладова имеется дочь от первого брака — восемнадцатилетняя Соня. У его второй жены — чахоточной Катерины Ивановны — три ребенка. Из-за пристрастия к вину Мармеладов Семён Захарович потерял место провинциального чиновника, и его семья пребывает в полной нищете. Отправившись в столичный Петербург, он вновь сумел устроиться на службу, но уже не может обходиться без вина, серьезное желание трудиться у него отсутствует, так что в скором времени он снова оказывается не у дел. Он похищает отданное жене жалованье, слоняется по кабакам, превращается в никчемного человека, у которого нет средств к существованию. Этот стареющий пьяница умело вытягивает деньги на выпивку у Сони, которая вынуждена зарабатывать продажей своего тела. Однако у Мармеладова, который выглядит образчиком ничтожного пьянчужки, есть такие черты, которые отличают его от «обычного» алкоголика.
У Мармеладова в романе «Преступление и наказание» присутствует неистребимое желание рассказать людям о своем ничтожестве и пороках. Конечно, он — аутсайдер, который не хочет деятельной жизни и стремится найти забвение в вине, но он не таков, чтобы напиться в одиночку под забором. Ему во что бы то ни стало нужны слушатели, и если он видит кого-нибудь, кто хоть сколько-нибудь подходит на эту роль, он хватает его за рукав и живописно повествует о том, насколько он ничтожен. Без всякого стыда и стеснения, с красочными жестами и играя голосом, он, обливаясь потом, ведет свой подробный рассказ. Катерина Ивановна — из хорошего дома, она женщина честная, а он ее мучает; она так радовалась, когда ему удалось вновь устроиться на службу, а он так жестоко разбил ее надежды; жизнь его семьи так бедна, а он пропил даже чулки жены; дочь его имеет «желтый билет» и занимается проституцией… Чувствуя, что его слушатель проникается презрением и интересом, Мармеладов входит еще в больший раж и устраивает за грязным кабацким столом настоящий театр одного актера. Поскольку он рассказывает все это не в первый раз, его мастерство рассказчика растет. Мармеладов в романе «Преступление и наказание» придает всему повествованию своеобразную живость. Работать ему не хочется, но его рассказы о собственном ничтожестве увлекают его без остатка.
Мармеладов, конечно же, пьяница. Настоящий пьяница ощущает свое одиночество, он хочет показать, что у него есть собственная гордость, он гордится тем, чем гордиться вряд ли стоит. Но Мармеладов в романе «Преступление и наказание» — не просто пьяница. За красноречивыми и горделивыми признаниями в собственном ничтожестве и никчемности спрятано и другое желание.
С жаром понося себя, он превращает себя в униженного, а потому должен быть прощен — такова скрытая логика Мармеладова. Он не считает, что ему есть чем гордиться. Если бы он стал хорошим отцом и надежным мужем, ему бы уже не удалось достичь спасения. Его ход мыслей таков: именно потому, что я так ничтожен и во мне не осталось никакой гордости, ничего не нужно предпринимать, и на Страшном Суде Бог пожалеет меня и простит — хотя бы и самым последним из людей. Так рассуждает этот хитрый и себялюбивый пьянчужка. У него нет желания исправиться, он рассчитывает быть прощенным, будучи таким, каков он есть. Он мечтает о том, чтобы было прощено последнее ничтожество, каковым он и является. Его желание оставить все как есть — неколебимо.
Фамилия Мармеладов — «сладкая», все эти жаркие речи героя о своем прощении тоже отдают «сладостью». Придумывая такую фамилию своему герою, Достоевский, возможно, был исполнен горькой иронии. Достоевский настроен по отношению к своему герою критически, но идея беспутной личности о том, что ничтожный человек, который безоговорочно признает свое ничтожество и никчемность, будет прощен Богом, не была чужда и самому писателю. Из этого корня вырастает и Емеля из «Честного вора». То же самое, можно, видимо, утверждать и относительно Мышкина из «Идиота», и Снегирева из «Братьев Карамазовых».
На вечерней улице пьяный Мармеладов выбегает на проезжую часть, попадает под запряженный двумя лошадьми шикарный экипаж и погибает. Его жена Катерина Ивановна подозревала о его тайном желании покончить жизнь самоубийством, и когда она узнает, что ее муж попал в такую переделку, она восклицает: «Добился!»
Жизненные невзгоды преследуют пьяницу Мармеладова и, в конце концов, он убегает с арены.
Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011