Что ставили в печь ухватом

Ухват для русской печи

Ухват (второе название — рогач) представляет собой устройство в виде длинной, чаще всего деревянной жерди с разветвленным металлическим наконечником в форме рогатки. Ручка позволяет держать руки на расстоянии от пышущей жаром печи, а раздвоенное окончание надежно удерживает горячий чугунок.

Сейчас ухват стал редкостью, а раньше был обязательной частью любого дома. В печи готовили в чугунных горшочках, а это было неудобно без подходящих ухватов. Зато современные ухваты легкие и удобные в использовании — объем захвата позволяет подобрать идеальный ухват под любой чугунный горшок.

Как выбрать ухват

Каждому чугунку – свой кованый ухват. По размеру

В старину можно было увидеть такую картинку: из подпечка торчит несколько одинаковых с виду рукояток, а хозяйка вытаскивает их поочередно, ловко подхватывая горшочки и сковороды из печи. Да, чугунки разных размеров требовали разных ухватов. Но сейчас уже не обязательно приобретать отдельный ухват для каждого вида чугунка.

Чугунки делают таким образом, что одним ухватом можно доставать несколько разных горшочков. Достаточно знать соответствие посадочного диаметра и какие по объему емкости ему соответствуют. Основное правило универсально для всех случаев: расстояние между кончиками «рогатки» должно быть таким, чтобы ухват свободно проходил под туловом емкости, не царапая поверхность, но при этом плотно обхватывая чугунок, не допуская проскальзывания. Ухват упирается в самое широкое место горшка, на несколько сантиметров ниже самой широкой части.

Длина ухвата, или пляшем от печки

Длина ухвата для русской печи взята не с потолка. Ухват должен работать как рычаг, компенсируя основной минус чугунной посуды — тяжесть. Правильная длина в идеале должна давать такой эффект, чтобы с чугунком мог справиться и ребенок. Чтобы избежать ожогов, длину ручки следует также соотносить с параметрами печной топки. Как правило длина ухвата – 140 – 170 сантиметров.

Как выбрать ручку для ухвата

Почему осиновый кол – идеальная ручка для ухвата

По сравнению с промышленными ручками из березы осиновый черенок выигрывает потому, что он выдерживает горшки при меньшей толщине черенка. Кроме того, осиновый черенок слегка гнётся и отпружинивает, что тоже облегчает работу

Где растут лучшие ручки для ухватов

Как сделать идеальную ручку для ухвата своими руками

Сакральное значение ручки ухвата

В старину за этими словами стоял реальный обычай: в могилу колдуна, ведьмы или того, кто считался таковым, вбивали кол из осины. Чтобы «нечистая вражья сила» не могла вредить честным людям в округе. Зло как бы «пригвождалось» к земле.

Осина — растет на севере Евразии в хвойных и широколиственных лесах, по склонам оврагов. Она достигает свыше 30 метров в высоту и живёт до 80-100 лет.
Она считается истинно русским деревом, дающим атласно-белую, чистую древесину. Осина обдает ярко выраженной энергетикой, и мистическими свойствами «забирать и отводить негатив».

Ухват на Руси в пословицах и жизни

«Рогат, да не бык, хватает, да не сыт. Людям отдает, а сам на отдых идет…» Любили наши предки наделять предметы домашнего быта свойствами живых существ. И чем чаще использовалось в хозяйстве то или иное приспособление, тем более одушевленным оно становилось в русском фольклоре и в сознании заботливых хозяев.

Источник

Забытая старина – ухват.

«Забытая старина – ухват»

Знакомо ли вам слово ухват? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен?

В старину этот предмет был необходим в каждом деревенском доме при приготовлении пищи в русской печи.

Что ставили в печь ухватом. Смотреть фото Что ставили в печь ухватом. Смотреть картинку Что ставили в печь ухватом. Картинка про Что ставили в печь ухватом. Фото Что ставили в печь ухватом Что ставили в печь ухватом. Смотреть фото Что ставили в печь ухватом. Смотреть картинку Что ставили в печь ухватом. Картинка про Что ставили в печь ухватом. Фото Что ставили в печь ухватом

Ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети её длины. Затем нерассечёную часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, диаметр которого зависел от размера чугунов и горшков.

Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было бы свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны.

Под каждый размер чугунка был свой ухват. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины.

Для перемещения самых больших и тяжёлых чугунков ухваты снабжались опорной скобой с двумя деревянными колёсиками на концах.

Реже в русских говорах встречаются следующие названия ухвата: ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват; рушник (ручник).

А вот строки из стихотворения С. Есенина:

Мать с ухватами не сладится,

Старый кот к махотке крадется

С ухватом связано много поверий.

Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой.

Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха. Применение ухвата в свадебной обрядности подчеркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства.

Ухват могли использовать ряженые на святках вместо посоха.

Источник

Ухват

Что ставили в печь ухватом. Смотреть фото Что ставили в печь ухватом. Смотреть картинку Что ставили в печь ухватом. Картинка про Что ставили в печь ухватом. Фото Что ставили в печь ухватом

Знакомо ли вам слово ухват? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен? Конечно, этот вопрос относится только к тем, кто живет в городе, в современных домах. Деревенские жители не могут не знать, что такое ухват, который так необходим при приготовлении пищи в русской печи.

Само название ухват не только широко распространено на огромной территории русских говоров, но и является принадлежностью литературного языка. Нередко его можно встретить в художественной литературе при описании крестьянского быта:

Реже в русских говорах встречаются следующие названия ухвата: ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват; рушник (ручник).

Слова рогач и вилки (вилка) широко распространены в украинских говорах; литературным же в украинском языке является название рогач.

В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами. В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. В календарной обрядности особенно примечательна роль ухвата при ряжении на святках. Из ухвата и надетого на его рога горшка или кувшина делалась голова быка или лошади, туловище которых изображал человек, накрытый пологом. Придя на святочное гулянье, быка «продавали», т. е. ударяли топором по «голове быка», чтобы разбился горшок. При этом говорили: «Бык будет ваш, а бить его буду я». При игре в жмурки на святочных посиделках, перехватываясь на ухвате, определяли водящего, которому завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.

Использовался ухват и в обряде опахивания.

Источник

Ухват :: Общие сведения

Ухват (вилы, емки, каргач, кнек, ожег, очеп, подъём, рогатина бабья, рогач, рычаг, угар, удалец) – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью которого их можно вынуть или установить в печь. Представляет собой металлическую дужку, укреплённую на длинной деревянной рукояти (держаке). Умение подхватить горшки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой.

Кроме бытового назначения, ухват использовался и в обрядовых действиях. В родильной обрядности для облегчения трудных родов роженицу, наравне с другими действиями – обходом вокруг стола или избы, пролезанием через хомут, развязыванием всех узлов на поясах, платках, косах, раскрыванием дверей, ставней, сундуков, шкафов, – заставляли перешагивать через ухват. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха.

Применение ухвата в свадебной обрядности подчёркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства. В Белгородском уезде Курской губернии во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте – «продажной тёлке», связывала вместе ухваты и дотрагивалась до печи. При снимании покрывала или открывании невесты наравне с другими предметами: кнутом дружки, сковородником, палкой, пирогами – использовался и ухват.

В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами. В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. В календарной обрядности особенно примечательна роль ухвата при ряжении на святках. Из ухвата и надетого на его рога горшка или кувшина делалась голова быка или лошади, туловище которых изображал человек, накрытый пологом. Придя на святочное гулянье, быка «продавали», т.е. ударяли топором по «голове быка», чтобы разбился горшок. При этом говорили: «Бык будет ваш, а бить его буду я». При игре в жмурки на святочных посиделках, перехватываясь на ухвате, определяли водящего, которому завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.

Использовался ухват и в обряде опахивания. Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушёл домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба – хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идёт»; «Кривой бельмес под горшок залез».

История ухвата

Почему ухват назвали ухватом? Этимология слова «ухват».

Как выглядят ухваты? Фото ухвата.

Как нарисовать ухват пошагово? Какие разновидности ухвата бывают? Описание конструкции старинного ухвата (не из википедии).

Источник

Что ставили в печь ухватом

Знакомо ли вам слово ухват? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен? Конечно, этот вопрос относится только к тем, кто живет в городе, в современных домах. Деревенские жители не могут не знать, что такое ухват, который так необходим при приготовлении пищи в русской печи.

Место изготовления: Россия – СССР
Время изготовления: Конец ХIХ – начало ХХ в.
Материал: металл (железо), дерево
Техника: промышленное производство; кузнечная ковка

В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами.

В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти.

В календарной обрядности особенно примечательна роль ухвата при ряжении на святках. Из ухвата и надетого на его рога горшка или кувшина делалась голова быка или лошади, туловище которых изображал человек, накрытый пологом. Придя на святочное гулянье, быка «продавали», т. е. ударяли топором по «голове быка», чтобы разбился горшок. При этом говорили: «Бык будет ваш, а бить его буду я». При игре в жмурки на святочных посиделках, перехватываясь на ухвате, определяли водящего, которому завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.

Ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети её длины. Затем нерассечёную часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, диаметр которого зависел от размера чугунов и горшков. Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было бы свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны.

В музее «Легенды седого Иртыша» имеется несколько видов ухватов для больших и маленьких чугунков, переданы они жителями нашего района: Шишликовой В.И. (с.Уват), Медведевым В.М. (с.Осинник), Добрыниной К.А. (д.Солянка).

Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *