Что станут делать историки если все исторические источники будут опубликованы и изучены

Тема 1. История как наука.

1. Предмет, принципы и функции исторической науки.

2. Основные подходы, методы и источники в изучении истории.

3. Место истории в системе гуманитарного знания.

Термины и понятия: наука, история, историография, классификация источников.

Проблемы для самостоятельного изучения:

Структура исторического знания.

Основные этапы развития профессиональной историографии (вторая половина XIX – начало XXI вв.).

Основные подходы к изучению исторического процесса (формационный, цивилизационный, модернизационный и др.).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом истории?

2. Каковы основные значения термина «история»?

3. Что включается в совокупность принципов, функций и методов исторической науки?

4. Что такое исторический источник, какова его роль в изучении прошлого?

5. Какие задачи решают вспомогательные исторические дисциплины?

6. Как соотносится история и другие социально-гуманитарные науки?

Вопросы для обсуждения и дискуссий:

1. Что означает мыслить исторически?

2. Почему историки «переписывают» историю?

3. Что станут делать историки, если все источники будут опубликованы и изучены?

4. Возможно ли объективное и беспристрастное описание исторических событий?

Электронные ресурсы:

Основная литература:

5. Алексушин Г.В. История как наука. – Самара, 2002.

6. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX – XXI вв.: социальные теории историографическая практика. – М., 2011.

7. Ростовцев Е.А. Методология истории: учебно-методическое пособие. Ч. I: Общая методология. – СПб., 1998.

8. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. – М., 2002.

9. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания (учебное пособие для вузов). – СПб., М., 2008.

10. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов, 4-е изд. – Брянск, 2000.

Дополнительная литература:

Бибиков Г.Н., Бибикова Л.В. Методология современной истории: историографический очерк. – М., 2011.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. 2-е изд. – М., 1986.

Бухараев В.М. История перед вызовом постмодернизма: комплиментарные стратегии на полях научных изысканий. // Clio Moderna. Альманах зарубежной истории и историографии. Вып. 6. – Казань, 2008.

Копосов Н.Е. Как думают историки. – М., 2002.

Рохас К. Историография в XX веке. История и историки между 1848 и 2025 годами. – М., 2008.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1990.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – М., 1992.

Тема 2. Древняя Русь – Московское царство – Россия и её соседи в Евразии.

IX-XVII века.

1. Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь.

2. Образование и развитие Древнерусского государства в IX-XII века.

3. Русские земли и Золотая Орда. Литовское княжество.

4. Особенности и основные этапы складывания единого и централизованного Российского государства. Оформление самодержавия.

Термины и понятия: варяги, вече, дружина, социально-экономический строй, политическая история Киевской Руси, Золотая Орда, раннефеодальные империи, сословно-представительные монархии, средневековье, Земский Собор, абсолютизм.

Важнейшие события: Великое переселение народов, образование Киевской Руси, крещение Руси, составление «Русской Правды», феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие, Ледовое побоище, Куликовская битва, выделение РПЦ из Константинопольского патриархата, объединение русских земель вокруг Москвы, свержение монголо-татарского ига, Судебник Ивана III, реформы «Избранной рады», покорение Казани и Астрахани, Ливонская война, опричнина, закрепощение крестьян, Смута, польская интервенция, освоение Сибири и Дальнего Востока, церковный раскол, воссоединение Украины с Россией.

Проблемы для самостоятельного изучения:

Дипломатия и международные отношения Киевской Руси.

Социально – экономические отношения и общественный строй Древней Руси.

Особенности древнерусской культуры.

Русские земли накануне монголо-татарского нашествия.

Поход Батыя на Волжскую Булгарию и Русь.

Роль церкви в укреплении власти первых московских князей.

Культура русских земель XIII-XIV вв.

Феодальная война второй четверти XV века.

Взаимоотношения Москвы и Казани в XV-XVI вв.

Развитие культуры в XV–XVI вв.

Социально-экономический строй Московской Руси в XVI-XVII в

Правление первых Романовых (1613-1682).

Реформа Никона и раскол церкви.

Вопросы для самоконтроля:

1. Изложите содержание норманнской, антинорманнской и центристской теорий.

2. С какими событиями связан расцвет Киевской Руси?

3. Кто был первый русский митрополит?

4. Что означает удельно-лестничная система правления?

5. Чем характеризовались отношения Руси и Византии.

6. Назовите причины и последствия феодальной раздробленности. Назовите причины поражения русско-половецких войск в битве на реке Калке.

7. В чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды?

8. Назовите причины возвышения Москвы.

9. Какова роль Золотой Орды в развитии Руси?

10. В чем причины обострения московско-литовского соперничества во второй половине XIV века?

11. Назовите основные этапы закрепощения крестьян.

12. В чем заключается основной смысл концепции «Москва – Третий Рим»?

13. Особенности и основные формы землевладения в России в конце XVII века.

14. Что представляли собой Земские соборы XVI-XVII веков.

Вопросы для обсуждения и дискуссий:

1. Русские земли и Золотая Орда. Взаимовлияние культур.

2. Россия – между Западом и Востоком, что означает – евроазиатский тип развития»?

Темы рефератов и презентаций:

1. Норманнская и антинорманнская теории образования Русского государства.

2. Крещение Руси (предпосылки, особенности, историческое значение).

3. «Русская Правда» как памятник древнерусского законодательства. Ее особенности по сравнению с «Салической Правдой».

4. «Господин Великий Новгород» – средневековая республика в структуре феодальной Руси.

5. Золотая Орда: иго или «симбиоз»?

6. Великое княжество Литовское – несостоявшийся центр объединения Руси?

7. Особенности процесса централизации Российского государства и его последствий.

8. «Москва – Третий Рим» как идеология Московского государства (истоки, содержание, последствия).

9. Опричнина Ивана Грозного (причины, события, итоги). Противоречия личности и исторической роли Ивана Грозного.

10. Освоение русскими Сибири и его историческое значение.

11. «Смутное время» в сравнении со средневековыми гражданскими войнами на Западе (война Алой и Белой розы в Англии, гугенотские войны во Франции, Тридцатилетняя война в Германии).

12. Крепостное право в России (причины, этапы формирования, специфические черты, последствия).

13. Раскол Русской православной церкви: предпосылки, особенности по сравнению с протестантской Реформацией на Западе, последствия.

Электронные ресурсы:

Основная литература:

5. Древнейшие государства Восточной Европы. – М., 2012.

6. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей 9-12 вв. – М., 2001.

7. Толочко П.П. Власть в Древней Руси. 10 – 13 века. – С-Петербург, 2011.

Дополнительная литература:

Источник

Конспект урока по истории № 1 «Введение» (1 курс СПО)

Тип занятия: Изучение нового

Количество часов: 2 часа

Цель занятия: Формирование представления об источниках исторической

Дать представление о роли и месте современной исторической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации.

Формировать представления обучающихся о различных источниках исторической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.

Познакомить с этапами периодизации всемирной истории.

Оборудование, наглядность, ТСО – ноутбук, плазменный телевизор, презентация.

Постановка цели и задач.

Требования к организации учебного процесса.

А) Значение изучения истории.

Б) Проблема достоверности исторических знаний.

В) Исто рические источники, их виды, основные методы работы с ними.

Г) Периодизация всемирной истории.

Д) История России — часть всемирной истории.

А) Значение изучения истории.
Можно привести немало высказываний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».
В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недавним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле.
Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого всегда должны были трудиться, используя природные ресурсы. Они взаимодействовали друг с другом, объединяясь в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили столкновения и одновременно существовали взаимовыгодные связи и сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).
Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал,
что история — это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы.
Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поколения: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством.
С другой стороны, не использование «уроков истории» происходит и из-за недостаточного знания этой науки. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его профессии.

Б) Проблема достоверности исторических знаний.
В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.
В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?
Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.
Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей правды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и бесконечен процесс его познания. Между историками идут острые споры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, принципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются основой учебной литературы по истории.

Г) Проблема периодизации истории.
С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности предысторию.)
Данная периодизация отражает ряд объективных закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки, Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны.
Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.

Почему часть всемирной истории?

Во-первых, потому, что с точки зрения формационного подхода в своем развитии российское общество прошло примерно те же ступени (формации),что и мировое сообщество: первобытно-общинный строй, феодальный строй, капитализм. В России была сделана героическая попытка создать посткапиталистическое общество (социализм), которая оказала прогрессивное влияние на развитие всего человечества. Примеру СССР последовали многие страны: Китай, Восточная Европа, Куба и др. Да и страны, оставшиеся капиталистическими многое переняли у страны Советов.

Во-вторых, Россия никогда не была изолирована от других цивилизаций. Еще в период раннего феодализма Русь имела тесные связи (торговые, дипломатические, военные и др.) с Византией, Северной Европой, странами Востока. Сам факт принятия христианства поставил Русь в один ряд с европейскими государствами. Процесс сближения с Европой усилился со времен Петра I. В XVIII, XIX, XX веках Россия оказывала влияние на процессы, происходившие в Европе и мире: участие в Тридцатилетней войне, Семилетняя война, война со Швецией, походы Суворова, разгром армии Наполеона, Священный Союз, поддержка Северной Америки в войне с Англией за независимость, участие России в I мировой войне, Великая Революция, построение социализма, Победа в Великой Отечественной войне и др.

В советский период Россия (СССР) стала одной из сверхдержав наряду с США. Без ее участия не решался ни один международный вопрос. И в современное время, постсоветское, Россия выступает как часть мировой экономики и политики.

Источник

История и историки

АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

I. История как наука. Функции, методы и принципы исторического познания. Характеристика основных исторических источников.
II. Историческое сознание и его роль в развитии общества.
III. Первооткрыватели российской истории (В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский). Основные исторические школы.

I. История является одной из древнейших наук. Греческое слово “historos” означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. История – это наука о процессе развития природы и человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни во всем ее многообразии, противоречивости, конкретности.

Историк В. Ключевский об истории как науке писал: “В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах”.

История как наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии представляет собой совокупность различных действий, поступков отдельных личностей, человеческих коллективов, состоящих в определенной взаимосвязи, составляющих человеческое общество. Поэтому предметом изучения истории являются действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.

По широте изучения объекта история подразделяется: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки, история Австралии), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России, история южных и западных славян).

Историческая наука прошла несколько этапов развития по мере развития общества, обобщая опыт многих человеческих поколений, обогащаясь новыми историческими фактами. Основой ее является собирание, систематизация, обобщение фактов. Отрасли исторических знаний выделяют: гражданскую историю, политическую историю, историю государства и права, историю государственного управления, историю хозяйства, военную историю, историю религии, социальную историю, историю культуры, музыки, языка, литературы.

К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др. и целым комплексам – поселениям, могильникам и т.д.

Вспомогательные исторические дисциплины имеют более узкий предмет исследования, изучают его детально и способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом:
— хронология – изучает системы отсчета времени;
— палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
— дипломатика – исторические акты;
— нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
— геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
— сфрагистика – печати;
— эпиграфия – надписи на камнях, глине, металле;
— генеалогия – происхождение городов и фамилий;
— топонимика – происхождение географических названий;
— краеведение – историю местности, региона, края.

К вспомогательным историческим дисциплинам также относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, философия, социология, политология, юридические науки, литература и др. В отличие от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждая из существующих общественных, экономических, технических наук за время развития человеческого общества прошла свою историю. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как, историческая география, историческая генеалогия и др.

История выполняет несколько социально значимых функций. Первой из них является познавательная, интеллектуально-развивающая. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внутренней и внешней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Познавательная функция состоит в изучении исторического пути нашей страны и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России.

Вторая функция – практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

В. Ключевский, определяя практическое значение знаний истории, отмечал: “Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своей собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями”. Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как оно прошло свой исторический путь.

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение, т.е. взгляд на мир, общество, законы его развития может быть научным, если опирается на объективную реальность – исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором основана наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм, показывает роль личности в развитии общества, позволяет познать такие категории, как долг перед обществом, честь, а также увидеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Историческое познание опирается на определенные методы. Метод (способ исследования) показывает, как осуществляется познание, на каких научных принципах. Процесс познания истории состоит из трех компонентов: объекта исторического познания, исследователя и метода познания. К. Тимирязев, отмечая важность метода как инструмента исторического познания, писал, что “правильное его использование порой играет не менее важную роль в развитии знаний, чем какая-либо новая идея или даже теория”.

Наиболее распространенные методы исторического познания – это два основных подхода в исторической мысли, возникшие более двух тысяч лет назад: идеалистическое и материалистическое понимание истории. В методах познания исторических процессов принимаются и общенаучные методы: анализ, синтез, описание, измерение, объяснение и др.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Идеалисты считают, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, человеческое общество развивает сам человек, а способности к этому человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции пришли к противоположному направлению: материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей и экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и отношения между людьми. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, определяющийся объективными закономерностями и находящийся под воздействием субъективного фактора через деятельность масс, политических партий, вождей.

Существуют также специально-исторические методы исследования:
— хронологический – предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности;
— синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
— дихронный – метод периодизации;
— метод исторического моделирования;
— статистический метод.

Только при сочетании и использовании всех методов могут быть соблюдены научность и достоверность при изучении исторического прошлого и настоящего страны.

Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами. Принцип исторического познания – это основное правило, которое необходимо соблюдать при анализе явлений и событий в истории. Основные научные принципы: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности.

Принцип историзма означает, что исторические факты, любое историческое явление и событие следует изучать в соответствии с исторической обстановкой в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Принцип историзма позволяет выяснить мотивы поступков и действия исторических личностей. При этом учитывается расстановка классовых сил, партий, общественных организаций в стране.

Принцип объективности предполагает опору на факты и явления в их многообразии, противоречивости и с учетом как положительных, так и отрицательных сторон. Для объективности изучения исторических явлений и фактов следует помнить, что факты необходимо накапливать и тщательно анализировать. При этом нужно учитывать, что при чтении исторической литературы мы встречаемся с субъективными знаниями. Так, летописцы, находившиеся на службе у князя, приукрашивали в летописях деяния своего князя. Более поздние летописцы при переписывании летописей также вносили свои поправки не всегда объективно. Примером служит “Повесть временных лет”. Поэтому для обеспечения принципа объективности учитывается личность историка, его теоретические и политические взгляды, его методология.

Принцип социального подхода ранее называли принципом классового, партийного подхода. Этот принцип позволяет рассматривать общественные процессы с учетом различных социальных интересов в обществе, а также учитывать субъективный характер в практической деятельности исторических личностей, в деятельности правительств, партий. Таким образом, ни один исследователь не может быть полностью свободным от взглядов, интересов своего окружения.

Принцип альтернативности предполагает степень вероятности осуществления тех или иных событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Рассмотрение возможностей исторической альтернативности дает возможность иначе оценить исторический путь различных стран, выявить неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее, ответить на вопрос: почему произошло именно это явление, событие.

История призвана объективно оценивать события и законы исторического развития. В истории постоянно идет накопление и открытие новых фактов и явлений, которые находятся в исторических источниках.

К историческим источникам относится все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Классификация исторических источников является одним из важнейших аспектов вспомогательной исторической дисциплины – источниковедения.

Многие классики отечественной истории решали вопрос классификации источников самостоятельно и объясняли систему классификации источников во введениях и предисловиях к своим работам. Одну из самых удачных классификаций источников предложил А. С. Лаппо-Данилевский. Он делил источники на остатки и предания. Согласно этой схеме, к остаткам относились остатки культуры и исторические факты, а преданиями считались изображения и интерпретации фактов. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского была распространена в досоветской историографии и повлияла на классификацию советского источниковедения.

В 1930 – 1960-х гг. предлагалось несколько вариантов типологизации источников. М. Н. Тихомиров взял за основу классификацию источников на исторические факты и предания. А. А. Зимин исходил из деления источников на три вида: материалы, отражающие социально-экономическую историю; материалы, отражающие историю внутренней и внешней политики; материалы, отражающие историю общественно-политической мысли и культуры. Кроме этого, в исторической литературе был распространен принцип различия источников по их происхождению в рамках определенной общественно-экономической формации. Однако последняя классификация вызывала затруднения в использовании, поскольку в пяти формациях нужно было еще выделять виды источников, кроме того, количество видов и специфика источников в формациях отличались.

Позднее советские историки предложили еще две классификации, распространенные и в настоящее время. Очень удачной и универсальной признается классификация Л.Н. Пушкарева, А. П. Пронштейна, И. Н. Данилевского. По этой схеме источники делятся на семь типов, групп или категорий:
— письменные источники;
— вещественные источники;
— устные и фольклорные источники;
— этнографические источники;
— лингвистические источники;
— фотокинодокументы;
— фонодокументы.

Удобство этой классификации заключается в ее универсальности, поскольку дает возможность соотнести любой источник к той или другой группе, не меняя при этом классификацию. Другое преимущество схемы заключается в ее логичной структуре.

Другая классификация источников сформулирована в источниковедческих трудах И. Д. Ковальченко, А. А. Курносова, С. М. Каштанова и имеет те же преимущества, что и предыдущая типологизация. Здесь источники делятся на четыре группы, категории или типа:
— вещественные источники;
— письменные источники;
— изобразительные (художественные или графические) источники;
— фонетические источники.

Большинство современных исследователей ориентируются на названные две классификации. В этих классификациях письменные источники являются самым распространенным типом. Письменные источники делятся на виды или типы по содержанию, происхождению, по отношению к группам документов и на остатки и повествования. Вещественные источники (остатки материальной культуры) классифицируются так же, как и письменные. Среди вещественных источников выделяется большая группа археологических источников, а также произведения материального искусства и культуры.

В XX в. большое распространение получили новые методы фото, кино, графического и фонового запечатления действительности. Количество и качество таких источников быстро увеличивается. Считается, что фото и кинодокументы отражают события более достоверно, чем письменные источники, а использование компьютерных технологий делает исторические источники общедоступными.

Поскольку историческое сознание – это осмысление, то можно выделить два его вида: целерациональное и ценностно-рациональное. В первом виде сознания доминирует ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. Целерациональное историческое сознание не только всегда конкретно, оно и теоретично. Ценностно-рациональное сознание, наоборот, ориентируется не на конкретный результат, а прямо на стоящую за ним ценность. Такое сознание в большей степени этично, чем теоретично. В нем доминируют не вопросы – почему, с какой целью, а – каков смысл, кто виноват.

Если исходить из способа осмысления и особенностей фиксации представлений о движении общества во времени, то историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки. Отличительной чертой мифического сознания выступает синкретизм исторических представлений. В них мышление сливается с аффективностью. В мифическом сознании одновременно присутствуют два пласта исторического времени – сакральное и текущее. В сакральном времени происходят события, предполагающие “знание-веру”. В таком знании, например, часто присутствует “легенда о золотом веке” (в прошлом или будущем) как идеале человеческого существования. Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий в сознании эту действительность. Исторические мифы создаются коллективным воображением или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, социально конформное в данных условиях и призванное формировать желаемые образцы социального поведения. Современная публицистика дает немало примеров активизации мифологизированного сознания: разочаровавшись в советской истории, ищут нравственное утешение и вдохновение в историческом прошлом России.

В отличие от мифического хронистическое сознание в значительной мере ориентировано на фиксацию реальных событий прошлого. Однако в таком сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях в истории. Эти связи в хронистическом сознании замещаются изложением исторических событий в хронологической последовательности. Как и мифическое, хронистическое сознание формирует историческую реальность, соответствующую идеалу своего времени. Прошлое изображается не таким, каким оно было, а таким, каким оно должно быть.

Развитие потребности общества в самосознании, в глубоком понимании логики исторического процесса привело к становлению истории как науки о прошлом, что оказало огромное влияние на усиление рефлексивного начала в историческом сознании. Оно обращается прежде всего к реальным фактам истории, стремясь осмыслить причинно-следственные связи и выяснить сущность исторических явлений. Достижением научного сознания стал историзм, требующий рассматривать исторические явления в развитии, в связях с другими историческими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития. Научное историческое сознание имеет специализированный характер, его источником и носителем является научный этнос. Поэтому в массовом историческом сознании его научная компонента причудливо переплетается с художественным вымыслом и историческими мифами. Кроме того, если научное сознание ориентировано на поиск истины, то массовое сознание занято прежде всего поиском исторической “правды” как результата эмоционально-ценностного отношения к действительности.

III. Русская историческая школа складывалась на протяжении длительного времени. Основателем ее по праву считают древнерусского летописца и историка – монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Традиция предписывает ему авторство первой редакции уникального древнерусского памятника “Повести временных лет”, датированного 1113 г.

Образцом для древнерусских составителей исторических трудов служили зарубежные исторические документы, например, византийские. Однако русские летописцы были более историчны. Наиболее значимыми памятниками русской истории, литературы являются “Слово о полку Игореве”, составленное в конце XII или XIII в., и “Задонщина”, датированная концом XIV в.

В XII – XIII вв. получают распространение церковно-исторические документы – агиографы, которые содержали описания жизни святых.

Все исторические документы писались на основе устных преданий, рассказов и содержали важные сведения о быте и нравах людей, истории земледелия и др., но достаточно достоверны они не были исторически. Это послужило основой для работ последующих российских историков. В России становление истории как науки произошло в XVIII в. Основателем российской исторической мысли считают известного государственного деятеля, современника Петра I – В. Татищева, создавшего первый систематизированный свод отечественной истории – пятитомную “Историю Российскую с самых древнейших времен”.

В. Татищев – основоположник вспомогательных исторических дисциплин в России: этнографии, исторической географии. В своем пятитомном труде он первый составил общую периодизацию истории России: 1) господство единовластия началось с княжения Рюрика (862 – 1132); 2) нарушение единовластия – междоусобные войны (1132 – 1462); 3) восстановление единовластия – приход к власти Ивана III (1462).

В. Татищев стремился дать целостную схему русской истории в рамках всемирно-исторического процесса, где наблюдаются периоды подъема и упадка, при этом отметил повторяемость этапов в развитии различных народов.

В. Татищева считают основателем “дворянской” школы. Его последователи: И. Болтин, историк, государственный деятель, автор трудов по древнерусской истории; Н. Новиков, просветитель, издатель сатирических журналов, противник крепостного права; князь М. Щербатов, историк, публицист, автор работ “История России с древнейших времен”, “О повреждении нравов в России”.

На рубеже XVIII – XIX вв. в России развивалось революционно-просветительское понимание истории, ярким представителем которого был А. Радищев. Резко обличая самодержавие и крепостничество, он рассматривал историческое развитие как циклический процесс развивающейся борьбы между свободой и деспотизмом. В главном своем произведении – “Путешествие из Петербурга в Москву” им правдиво изображена жизнь народа, изложен широкий круг идей русского Просвещения.

Исторические труды XVIII в. были написаны труднодоступным языком даже для современников. Новатором русского языка стал историк и публицист Н. Карамзин. Его основное историческое сочинение “История государства российского” написано ярким и образным языком и сочетает высокую художественность с глубокой научностью. Н. Карамзин считал, что история человечества – это история всемирного прогресса, а главную роль в развитии общества играют великие личности. Он отождествлял историю страны с историей государства, с историей самодержавия.

К середине XIX в. в России сформировалось либеральное направление в истории. Наиболее известным представителем его был С. Соловьев. В том же веке сформировалась также государственная историческая школа, представленная Б. Чичериным, К. Кавелиным и др.

По праву наиболее выдающимся историком XIX в. был С. Соловьев. Главное дело его жизни – создание “Истории России с древнейших времен”. В этой работе С. Соловьев изложил свою историческую концепцию, противоположную “официальной” версии истории России. С. Соловьев представлял общество в виде организма, развивающегося “естественно и необходимо”, и он сделал вывод о том, что нужно “не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин”.

Используя сравнительно-исторический метод, С. Соловьев подчеркнул общие черты развития России с Западной Европой, обосновал своеобразие истории Российского государства.

К своеобразию развития он относил: географическое расположение России на стыке Европы и Азии и вследствие этого многовековую борьбу россиян со степными кочевниками. С. Соловьев выдвинул концепцию, что в начале на Русь наступала Азия, а с XVI в. Россия перешла в “контрнаступление”. Этот процесс он объяснял торжеством христианства. С. Соловьев – автор свыше 300 произведений по истории России: истории Новгорода, внешней политики России, историографии.

Заметное событие в исторической науке России – творчество В. Ключевского. Он является крупнейшим представителем русской буржуазной либеральной историографии. Основные фундаментальные его работы: “Курс русской истории”, “Боярская дума Древней Руси”, работы по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Труды В. Ключевского оказали решающее значение на творчество таких ученых, как П. Милюков, С. Платонов, М. Покровский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *