Что спросить у логопеда на собеседовании
17 самых популярных вопросов логопеду
Жанна Иосифовна Бабанова
Врач-педиатр, окончила Белорусский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Имеет большой опыт врачебной практики, эксперт в области детского питания, грудного вскармливания, питания беременных женщин и кормящих матерей.
Неоднократно участвовала в международных конференциях по педиатрии, детской диетологии, гастроэнтерологии и аллергологии. Участник съездов педиатров Беларуси, Конгрессов и съездов педиатров России, Конгрессов педиатров стран СНГ. Организатор и участник круглых столов и семинаров для молодых мам и пап по тематике грудного вскармливания, правильного питания ребенка раннего возраста, по уходу за ребенком первого года жизни. Автор многочисленных статей и публикаций для родителей по вопросам питания и ухода за детьми первого года жизни.
17 самых популярных вопросов логопеду
В настоящее время отмечается устойчивая тенденция увеличения числа детей с нарушениями речи. Значительная часть речевых нарушений приходится на дошкольный возраст, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Чтобы предупредить отрицательное влияние речевых расстройств на психическое развитие ребёнка необходимо вовремя выявить и устранить нарушения речи. В решении этого вопроса на помощь приходит логопед. На самые распространенные вопросы о речевом развитии детей ответит Анастасия Романенкова, логопед центра «Я Говорю».
1. Чем занимается логопед?
Спектр задач логопеда не ограничивается только постановкой звуков, а возрастные рамки «учеников» гораздо шире, чем дошкольный возраст.
2. В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?
Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Поэтому распространённое мнение, что придёт время и ребёнок сам заговорит, ошибочно. Если один логопед говорит ещё подождать, а родители сомневаются, обратитесь к другому. Зачастую полезно выслушать мнение нескольких специалистов.
Ведь речевое развитие ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт, начиная с рождения.
3. Могут ли родители сами определить, нужен ли ребёнку логопед?
Если родители задаются вопросом, требуется ли ребёнку логопед, скорее всего что-то в его речевом развитии их беспокоит.
Следует обратиться к логопеду, если:
— к году у ребёнка не появляются лепетные слова и звукоподражания;
— до 2х лет не появилась речь (ребёнок молчит) или в активном словаре не более 10 слов;
— в 3 года ребёнок не разговаривает предложениями;
— у ребёнка старше 4х лет наблюдается нарушение звукопроизношения, слоговой структуры, согласования слов в предложении и т.п.;
— у ребёнка появились запинки;
— ребёнок старше 6 лет не может пересказать текст, запомнить стихи, не может объяснить значение знакомых слов, не разговаривает сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.
4. Могут ли родители сами исправить речь ребёнка?
Восстановление речевых функций ребёнка зависит не только от работы логопеда. Основная роль принадлежит семье. Активное участие родителей в процессе речевого развития ребёнка обязательно дадут положительный результат.
В настоящее время существует множество источников, из которых можно почерпнуть полезную информацию. Книги, развивающие пособия, альбомы по развитию речи дают возможность помочь ребёнку. Но если у ребёнка тяжёлое нарушение речи, и, несмотря на усилия и работу родителей, не наблюдается прогресс, необходимо обратиться к специалисту.
5. Как попасть на занятия к логопеду?
Система здравоохранения и образования оказывает логопедическую помощь нуждающимся на базе поликлиники, детского сада и школы. Профессиональную помощь оказывают логопедические центры, также проводящие диагностическую и коррекционную работу.
В системе образования РБ дети с относительно более лёгкими речевыми расстройствами обучаются в образовательных учреждениях общего типа по общеобразовательной программе. Коррекция осуществляется на пунктах коррекционно-педагогической помощи (ПКПП). Другая категория детей обучается по специальной программе – для детей с тяжёлыми нарушениями речи при сохранном слухе и интеллекте.
В нашей стране сложилась дифференцированная система учреждений дошкольного образования, в которых оказывается помощь детям с нарушениями речи:
— специальные дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи (ТНР, заиканием);
— группы интегрированного воспитания и обучения детей с ТНР;
— группы для детей с нарушениями речи на ПКПП.
6. У ребёнка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?
Задержка речевого развития (ЗРР) констатируется у детей до 3х лет и характеризуется более поздним в сравнении с возрастными нормами овладением ребёнком устной речью.
ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода, поражение ЦНС, недоношенность, родовая травма, аномалии развития и др.) или после рождения (нейроинфекция, снижение слуха после отита, дефицит общения, тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс, генетическая предрасположенность).
Важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. В некоторых случаях необходима и педагогическая, и медицинская помощь.
7. Может ли ребёнок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
Всё зависит от степени выраженности нарушений. Если речевое расстройство выражено в лёгкой степени, то нормальная языковая среда будет влиять на речевое развитие ребёнка благотворно. Конечно, нельзя исключать помощь родителей (семьи). Но если у ребёнка диагностировано тяжёлое нарушение речи, то без профессиональной помощи (индивидуальных занятий с логопедом, логопедической группы) не обойтись.
8. Моему старшему ребёнку логопед помог за несколько занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?
Более лёгкие речевые расстройства можно скорректировать на индивидуальных занятиях и в достаточно короткие сроки. Но и в данном случае нельзя исключать откат (например, постановка звуков была проведена, но автоматизация нет).
Коррекция тяжёлых нарушений речи возможна только при комплексной работе в условиях логопедической группы, начиная с 4х лет.
Значительная часть родителей дополнительно обращается за логопедической помощью в наш центр для углубленной проработки имеющихся у ребёнка речевых расстройств.
9. В чём плюсы и минусы посещения логопедической группы?
Аргументы за посещение логогруппы:
1. В логопедических группах меньше детей (до 14 человек).
2. Больше внимания уделяется развитию речи, дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастике, логоритмике.
3. После обучения в логогруппе дети зачастую лучше подготовлены к обучению в школе, ведь коррекционно-развивающие занятия направлены на все психические процессы (речь, мышление, память, восприятие, внимание).
К минусам можно отнести:
1. Неготовность некоторых родителей к тому, что придётся много времени посвящать занятиям с ребёнком. Как минимум – делать домашние задания, которые даёт логопед на выходные. И летом, во время каникул, тоже регулярно заниматься, чтобы избежать отката в достигнутых результатах.
Кстати, в нашем логопедическом центре мы также задаём домашние задания. Это делается не для того, чтобы переложить работу на родителей, а для того, чтобы закрепить пройденный на занятии материал.
2. Кроме занятий в логопедической группе ребёнок нуждается в индивидуальной логопедической работе. Поэтому для достижения результата зачастую необходимы занятия вне дошкольного учреждения.
10. Не помешает ли обучение в логопедической группе поступить в престижную школу?
Здесь можно поговорить о страхах родителей, о том, что их пугает, когда их ребёнку рекомендуют посещение логогруппы.
Во-первых, прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и боязнь заключения (диагноза). Это не «ярлык», а просто толчок к действию, работе.
Во-вторых, откат в речи. Коррекционная работа гораздо продуктивнее влияет на речевое развитие вашего ребёнка, чем речевые проблемы другого, с которого якобы они копируются.
И в-третьих, факт посещения логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу. Ребёнок может поступить в любое учебное заведение, если преодолеет свои речевые проблемы.
11. После обследования ортодонтом выяснилось, что у ребёнка укороченная подъязычная уздечка. Стоит ли её подрезать?
Как логопед смею заверить, что это не имеет смысла. Если и подрезают, то сразу в роддоме. В других случаях рекомендовано её растягивать с помощью артикуляционной гимнастики. Ведь после операции на уздечке остаётся рубец, который также будет сокращать её подвижность.
Есть упражнения, хорошо и давно известные каждому логопеду: «ЛОШАДКА», «ГРИБОК». Выполнять их нужно спокойно, чересчур не переусердствовать.
Если родители не уверены в своих силах и знаниях, можно и даже нужно обратиться к логопеду. Возможно, вам будет рекомендован логопедический массаж, в процессе которого механическим способом уздечка будет растянута до необходимой длины (в норме около 1,5 см).
12. Что такое фонематический слух? Зачем его развивать, если ЛОР не выявил никаких проблем?
Физиологически ребёнок может слышать отлично, но вот звуки на слух не различает. Поэтому в речи и происходит путаница. Ребёнку трудно различать звуки.
Необходимо уделить внимание играм на развитие фонематического слуха (восприятия).
Игр существует очень много. В них можно играть и дома, и на улице. Вот некоторые из них:
1. «Звуки в коробочках или баночках (непрозрачных)». Наполняем чётное количество коробочек или баночек крупами, камешками, орехами, песком и т.п. У каждой баночки должна быть пара. Ребёнку необходимо их потрясти и соотнести.
2. «Жмурки». Ребёнок закрывает глаза и двигается в направлении звуковых сигналов (колокольчик, погремушка, музыкальная игрушка, хлопки и др.).
3. «Угадай, что звучит». Сначала мы акцентируем внимание на звуках при постукивании по предметам из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, резина, пенопласт). Затем ребёнок закрывает глаза, взрослый стучит. Необходимо отгадать, по чему был стук.
4. «Хлопаем в ладоши». Взрослый задаёт определённый ритм и темп. Ребёнок запоминает и повторяет.
5. «Правильно-неправильно». Взрослый называет слово и меняет в нём один звук (кубит, пубик, куфик, кубик). Ребёнок хлопает, когда слово произнесено правильно.
6. «Звуки вокруг». Можно играть и дома, и на улице. Прислушайтесь с ребёнком к звукам вокруг. Пусть ребёнок отгадает, что происходит (едет машина, поёт птица, шуршит листва, лает собака и т.д.).
13. Передаётся ли заикание по наследству? Муж заикается с 6 лет. Какова вероятность, что сын, которому 4 года, начнёт заикаться?
Само заикание, как речевое нарушение, по наследству не передаётся. А вот предрасположенность, то есть особенности нервной системы, может передаться. Это можно часто наблюдать после 3х лет. Так как ребёнок начинает активно разговаривать, растёт пассивный и активный словарь, в речи могут появиться запинки, повторения звуков и слогов.
Также необходимо знать причину появления заикания. В шестилетнем возрасте, когда речь во многом уже сформирована, причина была, скорее всего, связана с каким-то страхом, испугом, психологической травмой. При отсутствии этих факторов возникновение заикания у сына маловероятно. Но если у ребёнка появились запинки, повторения, обратитесь к специалисту (психоневрологу, логопеду).
14. Выучили с ребёнком в 2 года все буквы, но читать не получается.
В наших детских садах и школах учат читать аналитико-синтетическим способом. Навык разложить слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез), формируется не раньше четырёх лет. При этом нужно учитывать, что с ребёнком систематически занимаются и обучают данному умению.
Не спешите с обучением чтению, чтобы ребёнок не приобрёл ненависть к процессу обучения. В большинстве исследований говорится, что мозг ребёнка созревает для чтения ближе к 6-7 годам. Если у ребёнка есть желание обучаться, то необходимо поощрять его, если нет, то в данном случае спешить не стоит.
15. Как правильно учить ребёнка читать и писать?
Очень распространённая проблема – разделение понятий «буква» и «звук». Выучили алфавит и при чтении слова «мама» ребёнок прочитает «эмаэма». Ведь вы учили буквы, а в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Поэтому называем коротко: Б, П, М, Н и т.д.
Если у ребёнка наблюдается нарушение звукопроизношения, то приступать к чтению нарушенных звуков необходимо после их постановки и автоматизации. В данном вопросе проконсультируйтесь у логопеда.
Правильное чтение – это чтение слогами. После автоматизации навыка чтения слогов переходят к чтению слов по нарастанию сложности (от простого к сложному).
Обучение письму также может вызвать трудности. Необходимо сформировать правильный захват ручки, умение ориентироваться на листе бумаги, видеть строчки, находить начало и конец строки. Для овладения навыком письма необходима выработка плавных, ритмических, хорошо координированных движений руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.
16. Как помочь ребёнку, если он путает, неправильно пишет буквы?
Если во время письма ребёнок путает буквы, поскольку только начал их изучать или вспоминает их после большого перерыва, то причин для беспокойства нет.
Другой момент, если ребёнок не может написать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дисграфии (трудности в письме). Для её исправления обратитесь к логопеду. Специалист выявит вид нарушения, что позволит определить методы коррекции.
17.Можно ли исправить недостатки произношения во взрослом возрасте?
Конечно, можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро, ведь взрослый человек осознаннее, чем ребёнок, подходит к занятиям. Только сложность состоит в том, что довольно долгое время придётся постоянно контролировать себя во время разговора, менять годами установившийся автоматический навык.
Речь как основа совершенства: 10 вопросов логопеду-дефектологу
Как должна развиваться речь ребёнка, на какие речевые проблемы стоит обратить внимание, можно ли заниматься с логопедом дистанционно – на эти и другие вопросы отвечает логопед-дефектолог Елена Круглова
Р ечь является важным инструментом построения отношений человека с внешним миром, поиска своего места в социуме. Крайне важно уже в раннем возрасте уделять большое внимание тому, как ребёнок осваивает искусство слова. Насколько успешен человек будет в работе, личной жизни, творчестве во многом зависит от его умения логично, красиво и правильно излагать свои мысли. В настоящее время логопедами накоплен большой опыт помощи детям, имеющим различные нарушения речи. О том, в каком возрасте ребёнка необходимо показать специалисту, о некоторых особенностях развития разговорной функции организма и современных методах лечения мы поговорили с логопедом, сооснователем проекта «Дом на дереве» Еленой Кругловой.
1. Какие признаки в речи ребёнка должны сигнализировать родителям о проблеме и о том, что пора обратиться к специалисту? В каком возрасте это следует сделать?
Такие признаки нарушения речи у ребёнка существуют. Другой вопрос: отмечает ли их сам родитель? Многие просто не слышат нарушенное звукопроизношение или не знают, что в определённом возрасте ребёнок должен реагировать на обращённую речь или уметь высказываться простыми предложениями. Уже в раннем возрасте могут возникнуть трудности с речью, но неспециалисту очень трудно их выявить, поэтому полезным станет прохождение диагностики в раннем возрасте.
К примеру, возьмем самый простой признак: нарушенное звукопроизношение. Если у ребёнка не получается выговаривать звук до определенного возраста, сам этот звук не появится. Дело в том, что при неправильном произношении органы артикуляции по той или иной причине двигаются не так, как положено. Язычок не дотягивается наверх или не опускается за зубки. Причины искажённого произношения могут быть разные. Специалист соберёт всю необходимую информацию и на её выводах построит индивидуальный план работы с подопечным. Важно отметить, что в 6 лет все звуки уже должны сформироваться, и ребенок должен произносить их чётко.
В возрасте 5,5 лет родители смело могут идти к специалисту на постановку звуков, если есть трудности в произношении. Но помните о норме появления звуков: в 4 года не нужно идти к специалисту и ставить звук [р], так как ребенку физиологически ещё трудно его произнести.
Это очень широкий вопрос, но раз уж мы заговорили о звукопроизношении, которое родитель может отследить, то приведем в пример норму появления звуков для каждого возраста и дополним нормами объёма словарного запаса.
1-2 года: звуки [а, о, э, п, м, б], при этом ряд твёрдых согласных малыши заменяют мягкими «дяй» вместо «дай». К году словарный запас 10-15 лепетных слов.
2-3 года: звуки [и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й] и их мягкие пары. Физиологически малышам ещё трудно произнести свистящие, шипяшщие звуки и [л, р]. К 2 годам словарь насчитывает примерно 300 слов, фразы становятся всё более длинными и сложными, а произношение слов улучшается; к 3 годам – 1000-1100 слов.
3-4 года: звуки [с, з, ц], при этом звуки [ч, ц] ещё могут заменяться на [ть, с, щ], у некоторых детей наблюдается общая смягчённость речи. Словарь ребенка к 4 годам – 1600 слов.
4-5 лет: звуки [ш, ж, ч, щ], некоторые дети уже правильно произносят звуки [рь, ль].
5-5,5 лет: звуки [л, р]. Словарь – 2200 слов.
К пяти годам речь для ребёнка становится полноценным средством общения
Удлиняется и усложняется фраза. Дети активно пользуются запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту, учатся правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия, без труда пересказывать сказки, появляются обобщающие слова.
Очень важен первый год жизни ребёнка. Он настолько интенсивный, что появление новых навыков определяются пятью периодами. Стоит обращать внимание на громкость, звонкость крика. Ребенок должен кричать, как положено. Если крик сдавленный, тихий, в малом количестве, то стоит проконсультироваться со специалистом. Для полноценного речевого развития важны гуление (ууааа, ааау), лепет и его интонационная окраска (ба-ба-бу, ма-на и т.д.). Обратите внимание на то, понимает ли вашу обращённую речь малыш, реагирует ли он на неё. Если Вы видите, трудности, обращайтесь к специалистам раннего развития.
3. Последствием каких пороков развития может быть неправильная речь?
Речь является сложной психической функцией. Это способ общения с окружающими и один из способов познания мира. Если у ребёнка наблюдается аутизм, задержка психического развития или какая-то форма умственной отсталости, то это повлияет на развитие или задержку речи. Будут трудности в понимании обращённой речи, позднее появление слов, медленный темп накопления словарного запаса, трудности в построении связного высказывания и многое другое. Но, конечно, тяжесть проявления может быть разной, и в каждом случае всё индивидуально. Так же у деток бывает врожденный порок строения артикуляционного аппарата, например, расщелина верхнего нёба. Это также повлечет за собой речевые трудности.
4. Если в семье присутствуют люди с нарушением речи, может ли это повлиять на речь ребёнка в будущем? Как и в каком возрасте она формируется?
5. Если ребёнок занимается с логопедом, стоит ли родителям самим заниматься с малышом дополнительно?
Ответ на этот вопрос у меня только однозначный – да! Родителям в любом случае стоит дополнительно заниматься с ребёнком дома. Логопед обязательно даёт рекомендации для домашних заданий: будь то массаж, артикуляционная гимнастика, заучивание стишков или упражнения на развитие лексической или грамматической стороны речи. Спектр упражнений и заданий очень велик. Во-первых, родитель в курсе: над чем работает специалист и на что стоит обратить внимание в бытовых условиях, чтобы поддержать ребенка в приобретении новых компетенций. Во-вторых, ребёнок гораздо быстрее достигнет своей цели, если он будет тренироваться не только на занятиях у логопеда, но и в обычных бытовых ситуациях (на кухне, на игровой площадке, по дороге в сад или в гости). В-третьих, вы экономите время и деньги.
6. Постановка каких звуков наиболее сложна для малыша? Сколько времени требуется отвести занятиям, чтобы ребенок научился правильно произносить, допустим, 2-3 звука?
7. Что такое «короткая уздечка»? На самом ли деле она мешает развитию речи? Всегда ли необходимо хирургическое вмешательство?
Если вы поднимите язычок наверх за зубы, то под ним увидите тоненькую «ниточку». Это и есть уздечка. Если уздечка у ребенка короткая, то она не даст язычку дотянуться наверх за зубы. Из-за этого могут быть проблемы с некоторыми звуками. С помощью специальных упражнений её можно растянуть. Если, поупражнявшись, растянуть не получается, её можно подрезать. Но я рекомендую всегда сначала позаниматься, прежде чем идти к врачу. Всё-таки это стресс для ребёнка.
8. Многие родители не принимают всерьёз проблемы неправильной речи у ребёнка, надеясь на то, что это «само пройдет». Несвоевременное обращение к логопеду может иметь последствия?
9. В 21-м веке человек привык учиться, общаться, работать дистанционно, без личного присутствия. Такая практика существует и у некоторых врачей-логопедов. Этот способ имеет место быть?
На мой взгляд, такой способ возможен, но в обязательном присутствии мамы на занятиях. Я сама практикую занятия по скайпу, даю задания, показываю, как их нужно выполнять. И одновременно консультирую родителя, на что стоит обратить внимание и как поправить, если ребёнок что-то делает не так. Конечно, такой способ немного обезличивает. Ребёнок не полностью чувствует эмоциональную поддержку учителя-логопеда, нежели это было бы вживую. Но оговорюсь, что всё индивидуально. Очень важно понимать, что кому-то такой способ подойдет, а кому-то показано только личное присутствие на занятиях.
10. Всегда ли стоит устранять дефекты речи у детей? Какими методами пользуется специалист?
А всегда ли родитель знает: кем станет его ребёнок? Вдруг его жизненный путь приведёт его к актерству, или на телевидение, или он будет читать лекции? Я знаю, что в актёрской среде очень много молодых людей и девушек, которым просто необходимо избавляться от неправильного звукопроизношения. А сделать это во взрослом возрасте можно, но гораздо сложнее, и сложнее найти логопеда, который работает со взрослыми. Обычно за это берутся преподаватели сценической речи, которые просто овладели методиками постановки звуков, но не всегда смогут разобраться в причине возникновения дефекта. В таком случае методики должны быть другие.
Логопед работает не только с нарушенным звукопроизношением, он развивает понимание обращённой речи, помогает правильно построить фразу, согласовать слова, развивает навык словообразования, помогает понять прочитанное и ответить на вопросы по тексту, учит пересказывать тексты, расширяет словарный запас и знания об окружающем мире, помогает преодолеть трудности письма и чтения. Это далеко не весь список того, над чем работает логопед! Для каждой работы существуют свои методы преодоления трудностей.
7 вопросов детскому логопеду
Когда малыш мило картавит и не выговаривает половину звуков, взрослые только умиляются. Они не задумываются о том, что «трогательные» дефекты речи могут перерасти в серьезные проблемы. Мы поговорили с врачом-логопедом.
В каких случаях нужно обращаться к логопеду?
Если у ребенка к полутора годам не появляются первые слова, стоит показать его специалисту. Бывает также, что дети начинают говорить вовремя, но потом неожиданно замолкают. Такое явление нельзя игнорировать. Возможно, ребенок замолчал в результате психотравмы (это может быть сильный испуг, переезд, авария или даже поход к врачу) или органического поражения ЦНС.
Отсутствие речи (алалия) явление сейчас довольно распространенное. Алалия – органическое поражение речевых зон коры головного мозга, которое произошло внутриутробно, во время родов или в первые 2-3 года жизни малыша. Поэтому игнорировать отсутствие речи у ребенка не стоит. Родители теряют драгоценное время, ведь чем раньше начнется логопедическая работа, тем более эффективной она будет.
Если у малыша страдает звукопроизношение, то к 4 годам также стоит обратиться к специалисту. Идти в этом случае к логопеду раньше нет смысла: возможно, ребенок самостоятельно освоит все звуки.
Могут ли родители сами исправить дефекты речи у малыша?
Я не приветствую самодеятельность. Родители не могут определить все проблемы и самостоятельно составить программу коррекционной работы. Ведь кроме звукопроизношения, могут быть нарушены и другие компоненты речи.
Все, что должны делать родители, так это качественно выполнять домашние задания вместе с ребенком.
Логопед написал в карте «ЗРР». Что это значит?
ЗРР означает «задержка речевого развития». Такой диагноз могут поставить, если к году ребенок не произносит 10-12 слов, а к трем не овладевает фразовой речью.
ЗРР определяют у детей в возрасте до 3 лет. Но если в дальнейшем задержка в развитии остается, то диагноз уточняют. Это может быть сенсорная или моторная формы алалии. Задержка развития речи может быть спровоцирована нарушением слуха. Часто под задержкой речевого развития «маскируется» аутизм.
Что такое ОНР и можно ли ее исправить?
ОНР расшифровывается как «общее недоразвитие речи». Это значит, что у ребенка есть проблемы не только со звукопроизношением, но и маленький словарный запас, его речь неправильна, может быть нарушено фонематическое восприятие и слоговая структура слова.
Если малышу поставили ОНР, с ним должен заниматься специалист. Речь и мышление взаимосвязаны. Отставание в развитии речи может «затормозить» развитие мышления.
Чтобы снять диагноз ОНР, потребуется комплексная работа с логопедом, психологом, иногда с неврологом, нейропсихологом и дефектологом. Бывает, что ребенок расстается с диагнозом за год, а бывает, что трудиться приходится до 10-11 лет.
Ребенка отправляют в логопедический сад. Я боюсь, что в окружении плохоговорящих детей его речь совсем испортится…
Вашему ребенку там будет только лучше. Логопедических садов сейчас становится все меньше и направление туда – счастливый билет. Такие учреждения в Москве массово сокращаются, а в обычном саду может не оказаться логопеда.
К тому же получить направление в специализированный детсад сейчас достаточно сложно. Необходимо собрать пакет документов, а после пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), которых в Москве осталось только шесть.
Моему ребенку поставили ФФНР – стоит ли бить тревогу?
Исправлять ФФНР стоит обязательно. В дальнейшем оно может создать трудности в обучении чтению и письму, привести к дисграфии.
С какими проблемами чаще всего обращаются к логопедам?
На мой взгляд, сейчас очень много проявлений алалии, дизартрии и дисграфии. Также наблюдается вспышка заикания. И если раньше чаще всего с заиканием сталкивались дети 5-7 лет, то в последнее время ко мне приходят и 10-12-летние подростки. Хотя в этом возрасте нервная система должна быть уже устойчивой.
И с какой бы вы проблемой не столкнулись, идите к врачу. Не бросайте своего ребенка, боритесь за него до конца. Нужно верить и работать – только так можно добиться результатов.