Что спросить у бывшего работодателя про сотрудника
Что спросить о соискателе у его бывшего работодателя?
Проверку кандидатов на трудоустройство можно проводить разными методами. Просмотр резюме и последующие собеседования — самый минимальный набор. Иногда для уточнения информации HR-специалисты проверяют аккаунты соискателей в социальных сетях. Ещё можно связаться с бывшими работодателями претендентов на вакансию. Об этом и поговорим.
Дьявол в деталях
Почему обращение к экс-работодателю потенциального сотрудника может быть лучше, чем просто оценка рекомендательных писем, которые предоставляет сам кандидат? Потому что довольно распространена практика, когда характеристики содержат лишь положительную информацию о специалисте. Это происходит потому, что текст зачастую составляет соискатель, а представитель компании, чьей поддержкой в дальнейшем трудоустройстве он желает заручиться, просто подписывается под «хвалебной одой».
Когда рекрутер занимается подбором специалистов на позиции в компании с большим уровнем ответственности, лучше использовать все доступные для этого инструменты найма, чтобы избежать ряда проблем в будущем с уже принятым на работу человеком.
Важна правовая сторона вопроса. Проверка занятости может показаться простым процессом, но работодатели и сотрудники в равной степени должны ознакомиться с законами, касающимися раскрытия информации о сотрудниках, чтобы защитить себя от юридических последствий.
Согласно статье 86 Трудового кодекса РФ, все персональные данные работника следует получать у него самого. Если потенциальный работодатель планирует собрать характеристику на кандидата самостоятельно при помощи третьей стороны, ему следует уведомить об этом самого специалиста, взять с того согласие в письменной форме.
При этом экс-работодатель соискателя может легко отказать в помощи со сбором информации об уже неработающем у него сотруднике.
Гайд по вопросам: что можно и нельзя
При проверке кандидата стоит не только помнить про законодательное регулирование трудовой деятельности, но и соблюдать границы, спрашивая про качества кандидата на вакансию, его профессиональные достижения, подходы к работе.
Что можно уточнить в переговорах/переписке с бывшим работодателем соискателя?
Есть вопросы, которых стоит избегать, например, об отношении к религии, наличии у соискателя детей. Данные аспекты не относятся к деловым качествам и не могут послужить основанием для отказа в трудоустройстве, согласно ТК РФ, будут относиться к дискриминационным требованиям.
www.giphy.com
Ещё несколько вопросов, которые экс-работодатель вашего кандидата с большой вероятностью предпочтёт оставить без ответа, в том числе из этических соображений или правил внутренней политики конфиденциальности компании.
Важно, если в компании, в которую вы обратитесь с запросом информации о сотруднике, сообщат, что тот попадал в конфликтные ситуации, стоит уточнить подробности у соискателя, выслушать его позицию по данному вопросу и лишь тогда делать выводы.
Проводите ли вы подобные проверки будущих сотрудников?
О чем спрашивать на собеседовании
Чтобы проверить работодателя
В прошлой статье я рассказала, как проверить потенциального работодателя до собеседования, чтобы убедиться, что не будет проблем с зарплатой.
Но это не вся проверка. Если вы решили пойти на собеседование, будьте готовы задавать вопросы.
Чтобы проверить потенциального работодателя и убедиться, что проблем с зарплатой не будет, задайте ему эти 10 вопросов.
Доктор, я стесняюсь
Если вам стыдно задавать такие вопросы работодателю, делайте так:
«Черная» и «серая» зарплаты — это нарушение закона. Если работник соглашается получать неофициальную зарплату, он становится соучастником экономического преступления и несет ответственность наряду с работодателем.
При конфликте с руководством, в декрете или на больничном работник может остаться с одной лишь официальной зарплатой. Серую часть работодатель платить не обязан, и заставить его крайне трудно.
👎 Серая зарплата как у всех
Доказать, что зарплата выплачивалась в большем размере, сложно. Взыскать ее — еще сложнее. Суды подчеркивают, что выплата неофициальной зарплаты не порождает никаких юридических последствий для работника, и считают, что выплачиваться должно лишь то, что на бумаге.
Если же работник выиграет суд — есть риск, что ФНС привлечет его к ответственности за неуплату налогов.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.05.2017 по делу № 33-5833/2017 и от 29.03.2016 по делу № 33-3645/2016
Зарплата должна выплачиваться два раза в месяц: не реже, чем каждые полмесяца.
Плавающие сроки выплаты незаконны. Даты выплаты зарплаты должны быть четко закреплены и не должны зависеть от того, «когда клиент заплатит».
👎 Плавающие сроки
— Сколько раз в месяц выплачивается зарплата?
— Зарплату выплачиваем в конце месяца, полностью всю.
— А выплата в строго определенный день?
— У нас есть специальный период выплаты. В течение него и выплачиваем.
Задержки заработной платы запрещены. Неважно, по какой причине, — хоть клиент не платит, хоть в банке задержка, хоть что.
Работодатель в любом случае несет материальную ответственность: работник должен получить зарплату и дополнительную компенсацию за каждый день просрочки.
👎 Задержки по чьей-то вине
Если оклад, который установлен на испытательном сроке, меньше оклада по должности в штатном расписании — это дискриминация.
Чтобы официально платить новичкам меньше, компания может ввести в штатное расписание специальную должность с меньшим окладом или установить систему надбавок за стаж работы.
👎 Зарплата ниже на испытательном сроке
— Зарплата в вакансии — это зарплата с первого рабочего дня? Или зарплата, которая будет у меня после испытательного срока?
— Зарплата — 10 тысяч на испытательный срок. После — 20 тысяч, по штатному расписанию для вашей должности.
Зарплата может выплачиваться наличными через кассу или по безналу на банковскую карточку.
Закон позволяет работнику получать зарплату и другие выплаты на любую удобную ему карту. Для этого нужно написать заявление не менее чем за 15 календарных дней до очередной даты выплаты зарплаты.
👎 Зарплата только на наши карточки
— Как выплачивается зарплата: наличными или по безналу? Если по безналу, можно получать ее на мою карту Тинькофф-банка?
— У нас есть банк, с которым мы работаем. На карты других банков по запросу работников мы ничего не перечисляем: бухгалтерии неудобно вручную делать платежки, вбивать разные реквизиты, другие банки берут с нас комиссию за перевод.
Работодатель обязан выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности. Он не имеет права оплачивать дни болезни как отпуск или оформлять вместо больничного отпуск без сохранения зарплаты.
Был случай: работодатель не оплачивал работнице листок нетрудоспособности. Суд взыскал с работодателя не только сумму пособия, но и проценты за задержку выплаты с компенсацией морального вреда.
👎 Вместо больничных — отпуск
— Вы оплачиваете работникам больничные?
— Нет. Мы оформляем работнику отпуск без сохранения зарплаты или оплачиваемый, чтобы уменьшалась задолженность по отпускам.
Работодатель обязан выплачивать работнику отпускные, причем минимум за 3 дня до отпуска. Если отпускные выплатили не вовремя, работник имеет право перенести отпуск.
Например, работодатель вместо оплачиваемых отпусков оформлял работнику отпуска без сохранения зарплаты из-за якобы нехватки денег в компании. К тому же работник утверждал, что с его зарплаты ежемесячно удерживали 5% для накопления отпускных. Суд взыскал с работодателя только часть отпускных. Доказать факт удержаний работник не смог.
👎 Нет отпускных
— В какой срок выплачиваются отпускные?
— Какие отпускные? Кто не работает, тот деньги не получает.
Штрафовать работников запрещается. За провинность можно применить только дисциплинарные взыскания, закрепленные в кодексе: замечание, выговор или увольнение.
Чтобы наказать работника деньгами за нарушение трудовой дисциплины, компания может уменьшить премию или не выплатить ее вообще. Для этого порядок премирования и зависимость премий от проступков должны быть закреплены в локальном акте, а работник должен быть письменно и своевременно ознакомлен с ним.
👎 Штраф из зарплаты
— А вы штрафуете работников за провинности?
— Да. Если опоздали на работу или пропустили звонок от клиента — минус 5 тысяч из зарплаты в этом месяце.
Компания обязана рассчитать работника в день увольнения: выплатить зарплату за отработанное время и компенсацию за неиспользованные отпуска.
В одном деле работодатель оштрафовал работницу на 500 рублей за грязное рабочее место. Также он не выплатил расчет в день увольнения: по условиям трудового договора, выплата производилась в течение 15 дней после увольнения. Суд признал штраф и условие договора незаконными и взыскал с работодателя все недоплаченное с компенсацией.
👎 Расчет через три дня
— Вы платите расчет при увольнении? В какие сроки?
— Расчет при увольнении платим в течение трех дней со дня увольнения.
Уточните, ведет ли компания в настоящее время проекты, расширяет ли деятельность, выходит ли на новые рынки. Спросите, выигрывает ли она тендеры, планирует ли развитие. Попросите привести конкретные примеры, запомните их и поищите в интернете после собеседования.
Компания имеет право оберегать свою коммерческую тайну и потому может дать расплывчатую информацию, но вопросы о работах все равно стоит задать. Чем меньше у компании работ, тем меньше денег она получает и больше вероятность перебоев с зарплатой.
👎 Не скажу
— Видел в новостях, что полгода назад вы получили крупный тендер. А сейчас вы участвуете в тендерах, выигрываете?
— Да-да-да, конечно! Вот устроитесь — расскажем про наши проекты подробней.
Не бойтесь задавать вопросы и вести диалог. Если потенциальному работодателю нечего скрывать, он отнесется к вашим вопросам спокойно, а к вам — как к грамотному сотруднику.
Даже если работодатель прошел проверку до и во время собеседования и похоже, что платить вам будут исправно, расслабляться рано. Нарушение права на зарплату — одно из многих. В следующих статьях я расскажу, как не устроиться на работу к тому, кто разглашает персональные данные и нарушает право на безопасный труд.
Запомнить
Была в Кроке на собеседовании, задавала стандартные вопросы. Про график работы получила ответ: «Официально до 18:00, но у нас принято работать до 20:00». На моё уточнение как это компенсируется, дама эйчар вскинула брови и ещё раз повторила, что у них ТАК ПРИНЯТО. Про зарплату мне так и не сказали, даже вилку отказались обозначить: «Всё будет объявлено успешному кандидату на последнем этапе». Не ожидала я такой культуры от крупной российской компании, не ожидала)
Vinsent, в моей отрасли к сожалению все привыкли к норме 8 часового дня с 8 до 8. И это от слова «совсем» не вызывает вопросы соискателей. Обычно такие режимы покрываются более высокими зарплатами, чем в других отраслях
Золото, а не кандидат! Прошел все собеседования, очаровал руководителя, берем! Вот только запрошу рекомендацию с прошлого места работы, для галочки. Всё равно ведь правду никто не скажет, похвалят и отделаются общими словами. Думали так же? Есть вопросы, которые помогут получить полезную информацию о человеке, а не размытые фразы.
Первое, найдите в компании человека, который согласится уделить вам 5 минут и ответит на вопросы о бывшем коллеге. Лучше, если это будет непосредственный руководитель кандидата.
Вводные, информационные вопросы:
Когда он работал в вашей компании?
Какую работу выполнял?
Сколько человек было в подчинении?
Цель этих вопросов — проверить достоверность базовой информации, которую получили из резюме и на собеседовании. У меня был случай, когда уже на этом этапе вышло расхождение. Человек рассказывал про опыт в продажах, а бывший руководитель пояснил, что он работал в основном с документами, по клиентам был «на подхвате».
Про эффективность и качество работы:
Как бы вы оценили результаты его работы по сравнению с результатами других сотрудников на аналогичных позициях?
Как бы вы охарактеризовали его отношения к работе (пунктуальность, исполнительность, надежность)?
Какие его основные достижения?
Были какие-нибудь факторы вне работы, влияющие на его результаты?
Каким должен быть его руководитель, чтобы он был максимально эффективен?
Не каждый человек без подготовки даст объективную оценку и, тем более, быстро ее сформулирует. Для этого нужен навык и опыт. Попробуйте сами — опишите деловые качества коллеги в 5-7 предложений, только без долгих раздумий. Информативно получилось? Именно поэтому открытые просьбы типа «Дайте рекомендацию на мистера Н» заканчиваются пустыми прилагательными и обобщениями. Помогите собеседнику, задайте четкий вопрос.
Как у него складывались отношения в коллективе?
Каковы, на ваш взгляд, его сильные стороны?
Какие его качества и навыки нуждаются в улучшении?
Если про результат, как объективную вещь, люди говорят охотнее, то личные качества — зыбкая тема. Мало кто горит желанием очернить коллегу, хоть и бывшего. Даже если отношения не сложились и у человека есть «свои тараканы», без прицельных вопросов вам узнать об этом будет сложно. А ведь эта информация поможет принять решение, в том числе и по тому, как выстроить свою работу с сотрудником.
На одного из кандидатов я получила вот такой комментарий: «Он очень хочет быть хорошим в глазах окружающих, старается выполнить все качественно. Но, если ошибется или забуксует, то никогда вам об этом не скажет, боясь расстроить». В нашей компании прижился немного другой тип управления. Зная эту особенность человека, мы уделили внимание тому, как ставить ему задачи и их контролировать. Сработались и не прогадали — получили грамотного, неравнодушного исполнителя.
Закругляющие, но важные:
Почему он покинул вашу компанию? (или: Почему он сейчас готов рассматривать новые предложения?)
Если бы он вернулся к вам, взяли его снова на работу?
На мой взгляд именно эти ответы — ключевые. Совпадают ли причины увольнения у сотрудника и его бывшего руководителя? Насколько гладко и порядочно он ушел? Готовность работать с этим человеком снова — маркер и показательный итог его деятельности в компании в целом.
Что еще можете добавить, что помогло бы мне правильно оценить его квалификацию и способности?
Может есть какие-то вещи, про которые я даже не догадаюсь спросить. Или о чем в начале беседы человек не подумал, забыл, а к концу вспомнил. Или разговорился и вошел во вкус:)
В завершении беседы я рассказываю о том на какую позицию рассматриваю кандидата, подчеркиваю, что полученная сейчас обратная связь, поможет принять верное решение.
Если ваш собеседник не расположен к продолжительному общению, затрудняется в ответах или просто в плохом настроении — не задавайте ему все вопросы, выберете нужные для вашей компании и оценки конкретного кандидата.
Иногда уместно отправить небольшой бланк с вопросами и попросить ответить письменно. На моем опыте было две компании, которые выбрали этот вариант.
На потоковые, линейные позиции такой разговор может показаться излишним. Но и тут я бы не отметала его сразу. Оставьте буквально 1-2 ключевых вопроса, это займет 5-7 минут и убережет вас от серьезных отклонений. Например, если за человеком идет шлейф воровства на каждом рабочем месте, вам лучше узнать об этом от других.
Запрос рекомендаций — классный инструмент. Как только я научилась получать информативные ответы, сразу перестала его забывать и откладывать. Теперь это один из самых надежных источников информации для принятия решения по новым сотрудникам.
12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу
Опоздал, обругал бывшее начальство и переврал в достижениях? Считай, провалил собеседование. Собрали главные «вредные советы» о том, как не нужно вести себя на встрече с HR-менеджером.
1. Не отвечать на звонок от HR или не перезванивать
Если вы оставили номер для связи с вами, телефон стоит держать при себе или хотя бы проверять время от времени, не было ли звонков с незнакомых номеров. Связаться с эйчарами – ваш прямой интерес. Чаще всего звонят с городских или корпоративных телефонов, поэтому не надо блокировать звонок после первых цифр номера 8 800 и ждать звонка с мобильного.
2. Опаздывать и не предупреждать об этом
Форс-мажоры бывают у всех. Но опаздывать, не предупреждая, и никак не комментировать это на собеседовании – сразу минус.
3. Скрываться и шифроваться
Иногда соискатель звонит не со своего номера, и он должен предупредить эйчара об этом. Почту также нужно указывать верную и не забывать проверять ее: если схема проезда или приглашение на интервью прилетит не на тот контакт, в этом будет виноват не эйчар.
Также иногда женщины не сообщают, что в резюме у них указана другая фамилия (девичья или бывшего супруга). При большом потоке соискателей это создает путаницу.
4. Отмалчиваться
Письма имеют свойство улетать в спам: проверьте эту папку, если вам не пришло обещанное по телефону письмо. А если его нет и там, не стесняйтесь позвонить и сказать, что случился сбой, и вы все еще ждете сообщения.
5. Слушать эйчара вполуха
Не поверите, насколько часто мы назначаем zoom call и слышим в ответ: «А собеседование в “Скайпе” будет, да?».
6. Путать название компании и вакансии
Выбирать из нескольких вариантов – нормально. Но этот факт важно правильно подать.
Сравните. Один соискатель говорит, что ему понравился офис, соцпакет и возможность двигаться по карьерной лестнице, но он должен немного подумать насчет переработок. А второй сделал ковровую рассылку по нескольким десяткам вакансий в разных компаниях и постоянно путается, куда вообще звонит.
Сообщать, куда вас не приняли на работу, возможно, не следует: особенно въедливый эйчар обязательно позвонит в эту компанию и выяснит, почему вы не подошли.
7. Агрессивно реагировать на вопросы
Нормально, если вас спрашивают о хобби, семье и планах на жизнь – HR должны набирать людей, соответствующих не только вакансии, но и ценностям компании. Чтобы представить ваше место в коллективе, специалисту нужно больше вас узнать, а без некоторых вопросов и тестов сделать это невозможно.
Нормально также, если вы не хотите о чем-то говорить. Но, опять-таки, это можно подать по-разному. Например, фраза «У моих родителей свой бизнес, но я не готов(а) рассказать о нем подробнее сейчас».
8. Зачитывать свое резюме по бумажке или, наоборот, путаться в трудовой биографии
Эйчар уже видел ваше резюме. Ему интереснее, чтобы вы сами рассказали об опыте работы, причем не перескакивая с пятого на десятое, а по порядку и с подробностями. Почему выбрали именно это учебное заведение, почему пошли работать не по специальности (если так случилось), что заставило сменить сферу деятельности.
О перерывах в трудовой биографии тоже молчать не стоит. Вместо того, чтобы перейти к следующему месту работы, перескочив три года декретного отпуска, упомяните, что это был именно он, а не просто вы решили посидеть у кого-то на шее.
Утаивать причины ухода с прошлых мест работы не стоит: если эйчару что-то покажется подозрительным, он все равно туда позвонит. Юлить или агрессивно реагировать – тоже плохая идея.
Эйчарам и кандидатам на заметку: без согласия соискателя звонить его «бывшим» нельзя – это требования ст. 24 Конституции РФ и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
9. Учить HR, как ему работать
Когда мы слышим: «Вы бы мне дали тестовый бюджет лучше. Если бы я его слил, значит, провалил тест, не слил бы – взяли бы меня на работу. Зачем вы на меня столько времени потратили?», то думаем – а действительно, зачем.
Если случилось так, что вам отказали, то, конечно, можно поинтересоваться причиной отказа. Как минимум, эта информация поможет при следующих попытках трудоустроиться. Но на ответах «здесь и сейчас» настаивать точно не нужно.
10. Не готовиться к собеседованию
«Плавать» в собственных обязанностях на прошлом месте работы – плохая стратегия. Иногда мы видим, как соискатель по бумажке зачитывает, чем он занимался. Тогда у нас возникает резонный вопрос: а действительно ли человек все это умеет?
11. Бояться быть простым и показаться «глупым»
Гораздо хуже, если человек приходит с помпой, продавая себя как невероятного специалиста, а на деле оказывается середнячком, – чем, напротив, если бы он пришел и честно рассказал, что умеет хорошо, а что – не очень.
12. Делать акцент только на hard skills
Удивительно большое число людей уделяют внимание только своим компетенциям в работе, но теряются, когда им задают более личные вопросы: что вам нравилось на прошлых местах работы, из каких ошибок вы извлекли уроки и так далее.
Не надо так: soft skills становятся сейчас все более значимыми. Бывает, не очень опытный человек благодаря им оказывается перспективнее, чем кандидат с многолетним стажем работы.
Резюме
Чтобы успешно пройти собеседование, следуйте 12 основным правилам:
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Говорим о бывших: что спрашивать о кандидате у его предыдущего работодателя
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Узнать, что думает бывший работодатель о кандидате можно двумя способами. Первый вариант — получить уже готовую рекомендацию от соискателя. Быстро, но сомнительно, поскольку часто такие рекомендации пишут сами же сотрудники. В итоге письмо может содержать на 99% положительную информацию и мало подробностей, которые помогают составить верное впечатление о кандидате.
Второй способ предполагает, что вы сами собираете обратную связь — звоните или пишете людям, с которыми работал претендент. Принцип сбора обратной связи в данном случае не будет сильно отличаться. Вам нужно будет подготовить список вопросов, которые важны для принятия решения по кандидату и на которые может ответить предыдущий работодатель.
При этом живое общение, конечно, дает больше маневренности — вы можете направлять беседу и задавать возникающие в моменте вопросы, а также следить за интонационными реакциями собеседника.
Олеся Плотникова, руководитель отдела подбора и адаптации HeadHunter, рекомендует в интервью двигаться от общего к частному:
Рекрутер HRspace Сергей Кусков предлагает составить четкий сценарий разговора. Это позволит ничего не забыть и создать атмосферу, в которой собеседник будет готов делиться информацией. Такой гайд будет особенно полезен начинающим рекрутерам:
Добавляйте свои варианты в зависимости от волнующих вас вопросов. Например, когда есть ощущение, что кандидат недостаточно стрессоустойчив, можно узнать, как он переживал ситуации запуска проектов, свои ошибки или критику от начальства. Главное, чтобы список вопросов был у вас под рукой, так как в разговоре можно что-то забыть спросить.
Что делать, если на прошлом рабочем месте был конфликт?
Бывает, что в ходе диалога вы понимаете, что у кандидата был конфликт с предыдущим работодателем. Игнорировать эту информацию не стоит, важно попробовать в ней разобраться.
Если у вас остались неразрешенные сомнения после собеседования, тестовых заданий и этапа сбора обратной связи, возможно, стоит отказать кандидату или подключить службу безопасности.
Когда рекомендации запрашивают у вас
Если бывший сотрудник попросил вас составить рекомендательное письмо, можно сделать это в свободной форме. Но лучше убедить его, что запрос рекомендаций напрямую от потенциального работодателя будет эффективнее. Рекомендательные письма на бумаге — всё большая редкость в практике подбора персонала, и куда важнее и информативнее персональное общение. Ваша готовность ответить на вопросы представителя компании, куда будет наниматься ваш бывший сотрудник, станет дополнительной помощью в процессе его нового трудоустройства.
Когда к вам обратились за рекомендацией по телефону, предоставьте ведение беседы инициатору звонка. Если бывший сотрудник заранее предупредил, что вам могут позвонить, уделите немного времени подготовке к беседе: вспомните особенности работы с ним и его профессиональные качества. Так вы сможете дать интересующейся компании полезную информацию.