Что спросить на аттестации

Что спросить на аттестации. Смотреть фото Что спросить на аттестации. Смотреть картинку Что спросить на аттестации. Картинка про Что спросить на аттестации. Фото Что спросить на аттестации

Аттестация работников по ТК РФ обязательна

В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.

Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).

Так, обязаны проходить аттестацию:

Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.

Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.

Больше сведений об увольнениях, инициированных работодателями, вы найдете в статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».

В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.

Медицинские работники по итогам аттестации получают квалификационные категории и дифференцированную оплату труда. Право на аттестацию для достижения этих целей установлено подп. 4 п. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.

В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:

Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.

Подробнее об увольнении работника, не прошедшего аттестацию, читайте в готовом решении «КонсультантПлюс». Еще больше полезной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации работников

Из ст. 81 ТК РФ следует, что порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации. Поскольку на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждое предприятие прописывает свои правила в соответствующем положении.

При разработке положения о порядке проведения аттестации предприятиям следует ознакомиться с нормами, прописанными, к примеру, в постановлении ГКНТ СССР, Госстроя и Госкомтруда от 17.02.1986 № 38/20/50, которое до сих пор действует.

Нормы данного постановления разрешено применять в той части, которая не противоречит ТК РФ. На практике они могут приниматься во внимание судами при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по результатам аттестационной проверки работников.

Положение об аттестации вы можете найти в формах «КонсультантПлюс». У вас нет доступа? Подключите бесплатную пробную версию К+.

В справочном порядке можно использовать положения постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда от 05.10.1973 № 470/267, источника, регулярно использовавшегося кадровыми службами до его отмены с 02.12.2020 постановлением Правительства России от 16.11.2020 № 1850. На его основе формировалась довольно обширная судебная практика. Так, в определении Мосгорсуда от 10.09.2015 № 4г/8-7875-2015 со ссылкой на постановление № 470/267 указывается, что утвержденный на предприятии нормативный акт о проведении аттестации ухудшил положение работников из-за несоответствия нормам постановлений времен СССР.

Вкратце порядок проведения аттестации можно разделить на следующие этапы:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На этой стадии издается соответствующий приказ, в котором приводится вышеуказанная информация. Сведения, содержащиеся в этом приказе и всех возможных приложениях к нему (например, о графике проверок), доводятся до аттестуемых сотрудников под роспись.

Подробный пошаговый алгоритм действий при проведении аттестации разъяснен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Ознакомиться с правилами можно, получив бесплатный доступ к системе.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году

Этими нормами установлена необходимость применения профессиональных стандартов при определении требований к квалификации сотрудников. Это в первую очередь касается медработников, аудиторов, работников контрактной службы, т. е. тех, к чьей деятельности предъявляются определенные квалификационные требования.

Подробнее об этом — в нашей статье.

О профстандартах и квалификации подробно говорится в ст. 195.1 ТК РФ. Именно определение уровня квалификации сотрудника и есть основная цель аттестации. И для установления этого уровня с июля 2016 года следует пользоваться только профстандартами.

Итоги

Аттестация — это проверка профессиональной квалификации, уровня подготовки сотрудника. По итогам аттестации делается вывод о том, соответствует ли его профессиональный уровень занимаемой им должности (выполняемой работе).

Аттестация некоторых категорий сотрудников проводится регулярно — обычно не реже раза в 5 лет. На ряде частных предприятий, для которых обязанность по проведению аттестации законодательно не установлена, эта процедура применяется с целью проверки уровня квалификации сотрудников, чтобы иметь возможность уволить тех, чьи результаты окажутся неудовлетворительными.

В ТК РФ порядок проведения аттестации четко не прописан, поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный. Для этого следует утвердить такой локальный нормативный акт, как положение о проведении аттестации. По итогам аттестации руководитель принимает решение об увольнении или поощрении аттестуемых сотрудников.

Источник

Как успешно пройти собеседование с аттестационной комиссией

Уважаемый читатель, приветствую вас!

Аттестация педагогов бывает обязательной и добровольной. Последняя даёт возможность педагогу получить первую или высшую категорию и конечно, всегда является серьезным испытанием. На заседании аттестационной комиссии педагогам часто задают вопросы, которые ставят в тупик даже самого опытного педагога. Практика показывает, что педагоги теряются и показывают себя совсем не в выгодном свете перед комиссией. Из-за большого волнения они не дают ответов, которые отражали бы их реальные заслуги.

Как подготовиться педагогу к такому собеседованию, чтобы пройти его успешно?

Важно хорошо выглядеть. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Иногда педагоги приходят на собеседование в неопрятном виде, пренебрегая этим правилом, и очень зря. Желательно придерживаться делового стиля одежды, т.к. такой внешний вид играет большую роль, но не стоит идти против себя: одежда должна подкрепить вашу уверенность в себе, а если в идеальном деловом костюме вы чувствуете себя некомфортно, это будет заметно: гармония внутреннего и внешнего — вот лучший совет. О построении имиджа успешного педагога вы можете подробно изучить на нашем бесплатном курсе «Профессиональные стандарты в эпоху цифровых технологий».

Конечно, к педагогам всегда предъявляются высокие требования. Чего стоят только фантазии на тему: «Педагог будущего». Но не переживайте. Все мы люди! Поверьте, в ходе собеседования все стороны испытывают стресс. Вот несколько советов, как себя настроить на успех:

Как себя вести в ходе собеседования с аттестационной комиссией

Ситуация из практики

Вопрос комиссии: «В вашей папке указано, что количество учеников, участвующих на ваших мастер-классах и открытых уроках в прошлом году упал вдвое. Как вы планируете решать эту проблему?»

Неправильный ответ:

«Да, проблема есть. Я связываю её с тем, что в нашем районе проходит активная реновация. Но сейчас строится большой жилой комплекс, поэтому мы уверены, что в ближайшие пару лет восполним недостаток в учащихся».

Ошибка в том, что педагог фактически говорит: «Я никак не решаю эту проблему. Виноваты они. Жду, когда ученики сами придут».

Правильный ответ:

Лучше будет, если вы изложите нескольких идей, позволяющих повысить посещаемость обучающего мероприятия.

Например, собрание родителей, приглашение на классный час, сообщение в группе школы в социальных сетях, прозвон учеников с целью предложить возобновить посещение занятий и т.д.

Всегда относитесь к своей деятельности максимально осознанно. Осознанность позволяет вам ответить на такие педагогические вопросы как: «Как я отношусь к системе образования? Какие показатели выполняются по моему предмету? Какие профессиональные достижения я ценю больше всего? Кем я хочу стать через год, 5 лет? За что в своей работе я несу персональную ответственность, а за что нет? Признаю ли я свои ошибки, и что я делаю для их исправления?». Иначе у аттестационной комиссии появится впечатление, что педагог не понимает, чем он занимается. Вот как это случилось с одним из педагогов.

Ситуация из практики

Вопрос комиссии: Какая ваша цель выхода на аттестацию?

Неправильный ответ:

«Реализация профессионального потенциала в рамках своей должности».

Ошибка в том, что педагог говорит о своих личных интересах, а не интересах учащихся и своего образовательного учреждения. Профессия педагога – это всегда служение людям, их просвещение. Педагога награждают люди, потому что сами этого хотят, а не потому что педагог просит.

Правильный ответ:

Рекомендуем говорить в целом о том, что сделали в рамках своей должности, а категорию воспринимаете лишь как награду и возможность внести ещё больше пользы.

«Хочу получить первую/высшую категорию, т.к. согласно высоким оценкам руководства моего образовательного учреждения, был внесён серьёзный вклад в успеваемость своих учеников, показателей учреждения, повышение качества образования. Категория позволит мне участвовать в проектах, которые выведут моё учреждение на новый уровень развития».

Отвечайте общими, обтекаемыми рассуждениями на вопросы комиссии, носящими философский характер. Такими вопросами могут быть: «Назовите 3 ценности системы образования?» или «Как вы думаете, новая система аттестации педагогов с помощью ЕФОМ эффективна?».

Если вопросы комиссии требуют конкретики, то отвечайте им максимально точно и емко. Говорите, озвучивая пункты, что сделано, приведите цифры по показателям деятельности. Не отвечайте расплывчато, общими фразами, так как такой ответ будет воспринят как отсутствие у педагога понимания специфики темы вопроса.

Ситуация из практики

Вопрос комиссии: «Скажите, пожалуйста, какие мероприятия по воспитательной работе вы считаете наиболее значимые для учащихся?»

Неправильный ответ:

«Самыми ценными мероприятиями для детей являются те, в которых они могут себя раскрыть, показать свои таланты, позволяющие им самовыразиться. У нас все мероприятия на это нацелены. Мы с коллегами прилагаем все усилия, что мероприятия проходили в формате тех, которые интересны детям и полезны».

Ошибка в том, что педагог не привёл ни одного конкретного примера мероприятия.

Правильный ответ:

Лучше просто перечислите мероприятия, например, патриотического воспитания, учащихся.

Если комиссия захочет подробностей, то кратко опишите суть, когда проходили, какое влияние на учащихся было достигнуто. Идеально, если расскажете о запланированных крупных мероприятиях на будущий год, акцентировав внимание на их значимости.

Отвечайте на заданный вопрос, а не на какой-то другой.

Ситуация из практики

Вопрос комиссии: «Вы – учитель математики, расскажите об успехах своих учеников?»

Неправильный ответ:

«В прошлом году ученический актив класса принял участие в городском проекте «Создавая будущее» и занял первое место, также есть достижения в проектах «Не прервётся связь поколений», мы третий год победители в проекте «Музеи, парки, усадьбы».

Ошибка в том, что педагог не сообщает об успехах учеников именно по математике, а озвучивает успехи по смежным предметам, например истории города.

Правильный ответ:

Лучше сообщить комиссии о конкретных показателях своих учеников по преподаваемому предмету, а также их успехи на олимпиадах по этому предмету (в нашем случае – по математике).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *