Что спросить на аттестации
Аттестация работников по ТК РФ обязательна
В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.
Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).
Так, обязаны проходить аттестацию:
Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.
Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.
Больше сведений об увольнениях, инициированных работодателями, вы найдете в статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».
В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.
Медицинские работники по итогам аттестации получают квалификационные категории и дифференцированную оплату труда. Право на аттестацию для достижения этих целей установлено подп. 4 п. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.
В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:
Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.
Подробнее об увольнении работника, не прошедшего аттестацию, читайте в готовом решении «КонсультантПлюс». Еще больше полезной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.
Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).
Порядок проведения аттестации работников
Из ст. 81 ТК РФ следует, что порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации. Поскольку на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждое предприятие прописывает свои правила в соответствующем положении.
При разработке положения о порядке проведения аттестации предприятиям следует ознакомиться с нормами, прописанными, к примеру, в постановлении ГКНТ СССР, Госстроя и Госкомтруда от 17.02.1986 № 38/20/50, которое до сих пор действует.
Нормы данного постановления разрешено применять в той части, которая не противоречит ТК РФ. На практике они могут приниматься во внимание судами при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по результатам аттестационной проверки работников.
Положение об аттестации вы можете найти в формах «КонсультантПлюс». У вас нет доступа? Подключите бесплатную пробную версию К+.
В справочном порядке можно использовать положения постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда от 05.10.1973 № 470/267, источника, регулярно использовавшегося кадровыми службами до его отмены с 02.12.2020 постановлением Правительства России от 16.11.2020 № 1850. На его основе формировалась довольно обширная судебная практика. Так, в определении Мосгорсуда от 10.09.2015 № 4г/8-7875-2015 со ссылкой на постановление № 470/267 указывается, что утвержденный на предприятии нормативный акт о проведении аттестации ухудшил положение работников из-за несоответствия нормам постановлений времен СССР.
Вкратце порядок проведения аттестации можно разделить на следующие этапы:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На этой стадии издается соответствующий приказ, в котором приводится вышеуказанная информация. Сведения, содержащиеся в этом приказе и всех возможных приложениях к нему (например, о графике проверок), доводятся до аттестуемых сотрудников под роспись.
Подробный пошаговый алгоритм действий при проведении аттестации разъяснен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Ознакомиться с правилами можно, получив бесплатный доступ к системе.
Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году
Этими нормами установлена необходимость применения профессиональных стандартов при определении требований к квалификации сотрудников. Это в первую очередь касается медработников, аудиторов, работников контрактной службы, т. е. тех, к чьей деятельности предъявляются определенные квалификационные требования.
Подробнее об этом — в нашей статье.
О профстандартах и квалификации подробно говорится в ст. 195.1 ТК РФ. Именно определение уровня квалификации сотрудника и есть основная цель аттестации. И для установления этого уровня с июля 2016 года следует пользоваться только профстандартами.
Итоги
Аттестация — это проверка профессиональной квалификации, уровня подготовки сотрудника. По итогам аттестации делается вывод о том, соответствует ли его профессиональный уровень занимаемой им должности (выполняемой работе).
Аттестация некоторых категорий сотрудников проводится регулярно — обычно не реже раза в 5 лет. На ряде частных предприятий, для которых обязанность по проведению аттестации законодательно не установлена, эта процедура применяется с целью проверки уровня квалификации сотрудников, чтобы иметь возможность уволить тех, чьи результаты окажутся неудовлетворительными.
В ТК РФ порядок проведения аттестации четко не прописан, поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный. Для этого следует утвердить такой локальный нормативный акт, как положение о проведении аттестации. По итогам аттестации руководитель принимает решение об увольнении или поощрении аттестуемых сотрудников.
Как успешно пройти собеседование с аттестационной комиссией
Уважаемый читатель, приветствую вас!
Аттестация педагогов бывает обязательной и добровольной. Последняя даёт возможность педагогу получить первую или высшую категорию и конечно, всегда является серьезным испытанием. На заседании аттестационной комиссии педагогам часто задают вопросы, которые ставят в тупик даже самого опытного педагога. Практика показывает, что педагоги теряются и показывают себя совсем не в выгодном свете перед комиссией. Из-за большого волнения они не дают ответов, которые отражали бы их реальные заслуги.
Как подготовиться педагогу к такому собеседованию, чтобы пройти его успешно?
Важно хорошо выглядеть. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Иногда педагоги приходят на собеседование в неопрятном виде, пренебрегая этим правилом, и очень зря. Желательно придерживаться делового стиля одежды, т.к. такой внешний вид играет большую роль, но не стоит идти против себя: одежда должна подкрепить вашу уверенность в себе, а если в идеальном деловом костюме вы чувствуете себя некомфортно, это будет заметно: гармония внутреннего и внешнего — вот лучший совет. О построении имиджа успешного педагога вы можете подробно изучить на нашем бесплатном курсе «Профессиональные стандарты в эпоху цифровых технологий».
Конечно, к педагогам всегда предъявляются высокие требования. Чего стоят только фантазии на тему: «Педагог будущего». Но не переживайте. Все мы люди! Поверьте, в ходе собеседования все стороны испытывают стресс. Вот несколько советов, как себя настроить на успех:
Как себя вести в ходе собеседования с аттестационной комиссией
Ситуация из практики
Вопрос комиссии: «В вашей папке указано, что количество учеников, участвующих на ваших мастер-классах и открытых уроках в прошлом году упал вдвое. Как вы планируете решать эту проблему?»
Неправильный ответ:
«Да, проблема есть. Я связываю её с тем, что в нашем районе проходит активная реновация. Но сейчас строится большой жилой комплекс, поэтому мы уверены, что в ближайшие пару лет восполним недостаток в учащихся».
Ошибка в том, что педагог фактически говорит: «Я никак не решаю эту проблему. Виноваты они. Жду, когда ученики сами придут».
Правильный ответ:
Лучше будет, если вы изложите нескольких идей, позволяющих повысить посещаемость обучающего мероприятия.
Например, собрание родителей, приглашение на классный час, сообщение в группе школы в социальных сетях, прозвон учеников с целью предложить возобновить посещение занятий и т.д.
Всегда относитесь к своей деятельности максимально осознанно. Осознанность позволяет вам ответить на такие педагогические вопросы как: «Как я отношусь к системе образования? Какие показатели выполняются по моему предмету? Какие профессиональные достижения я ценю больше всего? Кем я хочу стать через год, 5 лет? За что в своей работе я несу персональную ответственность, а за что нет? Признаю ли я свои ошибки, и что я делаю для их исправления?». Иначе у аттестационной комиссии появится впечатление, что педагог не понимает, чем он занимается. Вот как это случилось с одним из педагогов.
Ситуация из практики
Вопрос комиссии: Какая ваша цель выхода на аттестацию?
Неправильный ответ:
«Реализация профессионального потенциала в рамках своей должности».
Ошибка в том, что педагог говорит о своих личных интересах, а не интересах учащихся и своего образовательного учреждения. Профессия педагога – это всегда служение людям, их просвещение. Педагога награждают люди, потому что сами этого хотят, а не потому что педагог просит.
Правильный ответ:
Рекомендуем говорить в целом о том, что сделали в рамках своей должности, а категорию воспринимаете лишь как награду и возможность внести ещё больше пользы.
«Хочу получить первую/высшую категорию, т.к. согласно высоким оценкам руководства моего образовательного учреждения, был внесён серьёзный вклад в успеваемость своих учеников, показателей учреждения, повышение качества образования. Категория позволит мне участвовать в проектах, которые выведут моё учреждение на новый уровень развития».
Отвечайте общими, обтекаемыми рассуждениями на вопросы комиссии, носящими философский характер. Такими вопросами могут быть: «Назовите 3 ценности системы образования?» или «Как вы думаете, новая система аттестации педагогов с помощью ЕФОМ эффективна?».
Если вопросы комиссии требуют конкретики, то отвечайте им максимально точно и емко. Говорите, озвучивая пункты, что сделано, приведите цифры по показателям деятельности. Не отвечайте расплывчато, общими фразами, так как такой ответ будет воспринят как отсутствие у педагога понимания специфики темы вопроса.
Ситуация из практики
Вопрос комиссии: «Скажите, пожалуйста, какие мероприятия по воспитательной работе вы считаете наиболее значимые для учащихся?»
Неправильный ответ:
«Самыми ценными мероприятиями для детей являются те, в которых они могут себя раскрыть, показать свои таланты, позволяющие им самовыразиться. У нас все мероприятия на это нацелены. Мы с коллегами прилагаем все усилия, что мероприятия проходили в формате тех, которые интересны детям и полезны».
Ошибка в том, что педагог не привёл ни одного конкретного примера мероприятия.
Правильный ответ:
Лучше просто перечислите мероприятия, например, патриотического воспитания, учащихся.
Если комиссия захочет подробностей, то кратко опишите суть, когда проходили, какое влияние на учащихся было достигнуто. Идеально, если расскажете о запланированных крупных мероприятиях на будущий год, акцентировав внимание на их значимости.
Отвечайте на заданный вопрос, а не на какой-то другой.
Ситуация из практики
Вопрос комиссии: «Вы – учитель математики, расскажите об успехах своих учеников?»
Неправильный ответ:
«В прошлом году ученический актив класса принял участие в городском проекте «Создавая будущее» и занял первое место, также есть достижения в проектах «Не прервётся связь поколений», мы третий год победители в проекте «Музеи, парки, усадьбы».
Ошибка в том, что педагог не сообщает об успехах учеников именно по математике, а озвучивает успехи по смежным предметам, например истории города.
Правильный ответ:
Лучше сообщить комиссии о конкретных показателях своих учеников по преподаваемому предмету, а также их успехи на олимпиадах по этому предмету (в нашем случае – по математике).