Что спрашивает психиатр у ребенка 13 лет
Как проходит приём у психиатра
Обследование у психиатра и психиатра-нарколога необходимо людям, у которых возникли проблемы с психическим здоровьем. В этом случае, если состояние пациента не угрожает ему или окружающим, психиатры консультируют только с согласия пациента. В Юсуповской больнице работают профессора, врачи высшей категории. Они имеют высшее медицинское образование и прошли специализацию по психиатрии, постоянно проходят курсы повышения квалификации, стажируются в ведущих отечественных и зарубежных психиатрических клиниках. Врачи индивидуально подходят к выбору программы диагностики и лечения каждого пациента, применяют наиболее эффективные зарегистрированные в РФ препараты и инновационные психотерапевтические методики, в том числе когнитивно-поведенческую терапию.
Вопросы психиатра на медосмотре
Задача психиатра – оценить состояние психического здоровья человека. Часто психиатрическая экспертиза необходима лицам, которые будут работать с людьми или со сложными механизмами. Психиатр может распознать человека с психическими отклонениями во время расспроса. Вопросы психиатра иногда кажутся нелепыми, но врач с помощью опроса определяет, есть ли у пациента нарушение психических функций.
Какие вопросы задает психиатр на медкомиссии кандидатам в водители или при замене водительского удостоверения? Вначале врач спрашивает, не употребляет ли обследуемый наркотических веществ и больших доз алкоголя, не было ли у него черепно-мозговой травмы, не состоит ли на учёте в психиатрической клинике. Затем психиатр может спросить, чем отличаются родственники от членов семьи, чем отличается трамвай от электрички или предложить найти схожесть между разными предметами. Главная задача специалиста – установить, нет ли у обследуемого нарушений психического здоровья, ведь водитель должен обладать хорошей реакцией, уметь ориентироваться в сложных
Время приёма психиатра ограничено, поэтому при адекватных ответах на поставленные вопросы он может не проводить дальнейший расспрос. Но если врач сочтёт необходимым, он может продолжить беседу. Психиатра интересует реакция пациента на поставленные вопросы. Часто во время психиатрического освидетельствования используют тесты психиатра. С их помощью выявляют психические расстройства.
Во время осмотра пациента можно неправильно ответить, но волноваться и грубить врачу не стоит. На вопросы следует отвечать максимально просто, не боясь рассуждать вслух или приводить доводы. Чтобы получить необходимую справку, лучше вести себя адекватно.
Какие вопросы задаёт психотерапевт
Во время первичного осмотра психотерапевт чаще всего задаёт 3 вопроса, которые помогают четче сформулировать задачу и понять, с каким «багажом», фантазиями, ожиданиями, «стартовой ситуацией пришёл пациент:
Психотерапевт пытается выяснить, что изменилось в ситуации, что человек решил прибегнуть к профессиональной помощи. Обычно на этот вопрос пациенты дают один из ответов:
Подавляющее большинство людей идёт не к случайному психологу. Пациенты выбирают конкретного специалиста потому, что он отвечает их требованиям, имеет хорошие рекомендации, стоимость его услуг не высокая. Часто психолога советуют знакомые, потому что он умеет слушать, обладает чувством юмора, доброжелателен.
Вопрос «Как вы справлялись до обращения к психотерапевту, очень важен. Даже самые умные, лучшие советы специалиста никогда не заменят опыта пациента. Ему, а не психотерапевту, предстоит в дальнейшем действовать, чтобы решить собственную жизненную задачу. Во время первого разговора с пациентом пациент пытается понять, с каким опытом решения собственных задач тот пришёл, что он с ним делает:
После осмотра психотерапевты Юсуповской больницы разрабатывают каждому пациенту индивидуальную программу лечения.
Тестирование у психиатра
Психиатр определяет нарушение психических функций с помощью тестов. Окончательный диагноз никогда не основывается на результатах любого, даже наиболее известного объективного тестирования. Тесты позволяют выявить предрасположенность человека к тому или иному психическому отклонению.
Чаще всего психиатры используют следующие форматы тестов:
Вопросник – это обычная анкета. Вопросы имеют несколько вариантов ответа. Они могут ограничиваться простыми подтверждениями или отрицаниями со стороны пациента. По результатам ответов врач судит о психологическом здоровье человека.
В заданиях пациенту предлагают выполнить определённого вида действия. Психиатр делает выводы, анализируя результаты выполненного задания. Проективные тесты в психиатрии применяются реже. Пациента помещают в искусственно созданную критическую ситуацию. Ему предлагают найти выход из неё самостоятельно, без подсказок и наводок. Существует множество тестов на выявление различных особенностей психики.
Наиболее известны следующие тесты, которые чаще всего используют в своей работе психиатры и психотерапевты:
С помощью цветового теста Люшера в картинках выявляют психические отклонения, поскольку цветовое восприятие человека способно измерить его психологическое состояние. Тест помогает провести быстрый и подробный анализ личности по пяти критериям:
Врач предлагает испытуемому 8 цветов. Из них пациент должен выбрать наиболее приятный. Данный тест длится до тех пор, пока не останется один цвет. По окончанию тестирование пациенту предлагают пройти диагностику повторно. Тестирование проводят при естественном освещении, но на карточки с цветами не должны попадать прямые солнечные лучи. Также перед началом диагностики врач просит тестируемого человека исходить исключительно из личных предпочтений, не брать во внимание личные ассоциации, модные тенденции и общепринятые социальные вкусы.
Шкала Бека позволяет выявить уровень депрессии. Данное тестирование представлено в виде вопросника. К каждому утверждению прилагаются несколько альтернативных вариантов ответов. Из них пациенту необходимо выбрать тот, который больше всего соответствует его нынешнему состоянию. Степень тревожности проверяют с помощью шкалы Занга. Она основана на том же принципе, что и в разработке Бека.
Невзирая на то, что методология Айзенка рассчитана не на выявление психических отклонений, а на определение типа темперамента, данный тест часто используют психиатры. Они считают, что на основе знаний о предрасположенности индивида к тому или иному типу темперамента можно судить о возможностях проявления психических расстройств.
Тест Айзенка представляет собой анкету. Результаты тестирования выглядят, как графа с типами темперамента, в которой выделен наиболее подходящий. Также к исследованию прилагается текстовая расшифровка. Ниже таблицы приводятся данные об уровне нейротизма (личностной черты человека, которая проявляется в тревожности, беспокойстве и эмоциональной неустойчивости), экстраверсии (обращённости сознания и внимания субъекта преимущественно на то, что происходит вокруг него).
На основе показателей пройденного теста психиатры вычисляют предрасположенность пациента к различным психическим отклонениям. Истерические проявления чаще всего наблюдаются у экстравертов с высоким показателем нейротизма, а интроверты с такими же нейротическими данными могут быть подвержены навязчивым идеям и неврозам.
Тест с помощью маски Чаплина психиатры используют для выявления шизоидной предрасположенности личности. Он помогает в выявлении шизофрении. «Маска Чаплина» является тестом в виде оптической иллюзии. В течение двух минут врач предлагает испытуемому посмотреть на маску Чарли Чаплина, которая вращается по кругу. Если она показалась пациенту странной, то это свидетельствует о здоровой психике.
Мышление больного шизофренией построено несколько иначе, чем здорового человека, поэтому его обмануть таким тестом непросто. Люди, у которых имеют место шизоидные проявления, не поддаются оптическим иллюзиям, какого бы уровня сложности они не были. Им маска Чаплина представляется вогнутой. Подобный результат показывают люди во время алкогольного опьянения, после пережитого сильного стресса или пребывающие под воздействием наркотических средств.
Тест Сонди основан на человеческой избирательности относительно своего социального окружения. Перед тестируемым человеком выкладывают 8 портретов и предлагают поочерёдно исключить наиболее приятные и те, которые нравятся меньше всего. Каждый портрет отображает одно из психологических влечений человека. Результаты теста оценивают по таблице, в которой обозначается уровень предрасположенности к каждому из восьми влечений, указывающих на психические отклонения:
Затем врач проводит подробную текстовую расшифровку данных, полученных на основании теста. Данный вариант тестирования широко используют психологи и психиатры. Поскольку тест Сонди помогает не только выявить психические отклонения, но и составить целостное представление о личности, данное тестирование применяют также в педагогике, при приёме на работу, или в работе правоохранительных органов.
Тест с чернильными пятнами Роршаха используют для исследования психики, личностных качеств человека, выявления возможных отклонений. Он представлен в виде карточек с рисунками, которые больше напоминают кляксы. Тестируемому предлагают дать собственную интерпретацию тому, что изображено на карточке.
Половина картинок теста представлена в чёрно-белом варианте, на второй половине есть разноцветные изображения. Изображения в тесте оценивают по определённым критериям:
Тест «Пятна Роршаха» широко используют отечественные и зарубежные психиатры. Тесты на психические отклонения полезны в предварительном диагностировании того или иного расстройства, но их результатам психиатры никогда не доверяют слепо. Метод тестирования подсказывает, на что в характере, поведении, психоэмоциональном фоне пациента следует обратить более тщательное внимание.
Как попасть на приём к психиатру? Звоните в любой день недели независимо от времени суток по телефону Юсуповской больницы. Специалисты контакт центра обсудят с вами и подберут удобное время. Вы также можете получить консультацию психотерапевта.
Консультация детского психиатра, психотерапевта
Детский психиатр занимается изучением, диагностикой и профилактикой различных психических нарушений в детском возрасте. В его сферу деятельности входит лечение таких серьезных расстройств как умственная отсталость, расстройства аутического спектра, детская шизофрения и психотические расстройства. Также он корректирует пограничные расстройства, к которым относятся:
Задача детского психиатра сводится к выявлению болезни на ранней стадии и подбору правильной коррекционной программы, которая позволит минимизировать негативные последствия и затормозить развитие патологии. В нашем центре детские психиатры работают в команде с неврологами, нейропсихологами, детскими психотерапевтами и дефектологами. Это необходимо, поскольку психическое здоровье детей обусловлено множеством факторов:
Факторы тесно взаимодействуют и влияют друг на друга, поэтому для правильной коррекции необходим комплексный подход, как к диагностике, так и лечению. Кроме того, совместная работа специалистов позволяет использовать комбинацию медикаментозной и психологической терапии, что дает более быстрые и эффективные результаты. Мы работаем над устранением причины нарушений, и если отклонения в поведении ребенка связаны с психологическими проблемами или социальной ситуацией, то решается, прежде всего, именно этот процесс с помощью психотерапии. Если нарушения спровоцированы соматическими заболеваниями, то выдаем направление к врачу соответствующего профиля и подбираем поддерживающую терапию, пока не будет устранено основное заболевание.
Своевременно поставленный правильный диагноз имеет непосредственное влияние на то, как сложится взрослая жизнь человека, его уровень адаптации и аликвотного взаимодействия с окружающим миром. Именно поэтому при малейших сомнениях или отклонениях в поведении ребенка необходимо обратиться за консультацией. Такой визит не будет негативно влиять на репутацию, а наоборот поможет успокоиться или вовремя выбрать подходящие способы коррекции. В ситуации, если этого не делать, болезнь может прогрессировать, что в итоге приведет к инвалидизации и дезадаптации.
Как проходит консультация
Дети в возрасте до 15 лет проходят консультацию у психиатра по просьбе родителей или законны представителей ребенка и в их присутствии. Добровольное согласие родителей или опекунов обязательно. Проведение консультации в присутствии человека, который не является законным представителем возможно только при наличии доверенности. После достижения 15 лет консультация детского психиатра или психотерапевта возможна, только если сам ребенок выразил добровольное согласие на осмотр.
Консультирование включает несколько этапов:
В психиатрии диагноз может уточняться путем длительного наблюдения, для которого показаны встречи раз в неделю. Это помогает уточнить и сформулировать клинический диагноз, подобрать медикаментозное и психотерапевтическое лечение, определить частоту повторных посещений для фиксации состояния.
Повторные встречи необходимы для наблюдения динамики и эффективности назначенного лечения, его корректировки, а также подключения смежных специалистов – психологов и неврологов. Также важно помнить, что только врач может уменьшать дозы препаратов или частоту сеансов у психотерапевта или логопеда. Самостоятельная корректировка программы коррекции может привести к ухудшению состояния, поэтому если вам кажется, что улучшения стабилизировались, то об изменении терапии проконсультируйтесь с психиатром.
При каких патологиях и когда необходимо обращаться к детскому психиатру
Обращение в специализированный центр к детскому психотерапевту и психиатру показано при следующих патологиях:
Записаться на прием к детскому психиатру необходимо в ситуациях, когда имеются нарушения психики, а также в профилактических целях по достижению определенного возраста. Плановый осмотр показан в раннем возрасте, чтобы определить соответствие развития психических функций нормам, а также перед поступлением в школу, чтобы определить уровень готовности к усвоению новых знаний и социализации.
Различные проявления психопатологий могут проявляться независимо от даты последнего профилактического обследования, поэтому необходимо ориентироваться по возрастным этапам. В зависимости от возрастных проявлений записаться на прием следует:
Записывайтесь на консультацию детского психиатра и психотерапевта в Москве по телефону или оставляйте заявку на сайте, и наши менеджеры свяжутся с вами в удобное время. Наши специалисты проведут полную диагностику, определят диагноз, а также составят схему коррекции или профилактики заболевания.
Как подготовить ребенка к психолого-медико-педагогической комиссии?
Психолого-медико-педагогическая комиссия — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.)
и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.
Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.
Обследование на ПМПК
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В состав комиссии входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.
Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Участники комиссии задают вопросы и дают определенные задания. Стоит отметить, что сама форма проведения ПМПК может быть некомфортна для ребенка. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой еду и питье.
Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.
Что спрашивают на ПМПК?
Специалисты просят ребенка рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
Участники комиссии проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он сделал такой выбор. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
Специалисты обязательно будут проверять память: попросят повторить озвученные слова, распределить картинки или предметы и объяснить, что изменилось до и после раскладывания картинок.
Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
Готовить к ПМПК ребенка можно, чтобы он не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:
Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Обратите внимание, при несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.
Для подготовки к участию в комиссии педагоги, психологи, логопеды, родители могут пройти дистанционное обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:
Программы профессиональной переподготовки:
Программы повышения квалификации:
Для воспитателей и сотрудников ДОУ действует специальное предложение.
Для руководителей образовательных организаций действует специальное предложение – «Пакетное обучение сотрудников».
Экспресс-обучение (от 3 до 10 дней) по программам повышения квалификации, в рамках обучения предоставляются также скидки для коллективных заявок от одной организации до 30%
На сайте Института новых технологий в образовании ответьте на 3 вопроса и получите подарочный сертификат на обучение номиналом 500 руб.!
Нарушение психики у детей
Консультация педиатра и аллерголога-иммунолога
Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.
Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.
Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.
При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).
Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет
Доктора данного направления
Распространенные нарушения психики у детей
К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.
Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.
На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.
При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.
Аутизм
Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.
Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.
Задержка психического развития
В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.
Умственная отсталость
Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:
В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).
Шизофрения
Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).
Клиническая картина у дошкольников:
Медицинская и психологическая диагностика
Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.
Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.
Аппаратные методы
Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.
Лечение
Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:
Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.
Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.
В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.