Что спрашивает логопед в 5 лет
Консультация для родителей «16 вопросов логопеду»
Детки с нарушениями развития, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но не в меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутствии достаточно эффективного и раннего скрининга развития ребенка именно родители, заподозрив отставание или нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребёнку и никто так остро не заинтересован в конечном результате. Поэтому нужно повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья детей. Мне как практикующему логопеду, работающему в детском саду комбинированного вида, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4-5, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребёнка всё в порядке. Предложение перевести ребёнка в логопедическую группу пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами. Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы убедить ее в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.
Вопрос 1. ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ЛОГОПЕД?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения, памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.
Вопрос 2. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ПОРА ПОКАЗАТЬ РЕБЁНКА ЛОГОПЕДУ?
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?». Сейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И всё же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.
Вопрос 3. МОЖЕТ ЛИ МАМА САМА ОПРЕДЕЛИТЬ, НУЖЕН ЛИ РЕБЕНКУ ЛОГОПЕД?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами(«где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку», имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребёнок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение
правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы (что, куда, сколько).
К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц, а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т. д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают кречи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Вопрос 4. МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ САМИ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка,например:
• Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя;
• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения;
• Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.Важно придерживаться следующих правил:
-нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребёнка;
-желательно, чтобы ваша речь была всегда чёткой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
-общаясь с ребёнком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми.
-перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребёнку в доступной его пониманию форме, но и
проиллюстрировать на практике;
-следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Вопрос 5. КАК ПОПАСТЬ НА ЗАНЯТИЯ К ЛОГОПЕДУ?
Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование. Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребёнка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ГПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада. В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю. Если в детском саду есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в неё детьми. В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребёнка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения, имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ГПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года. Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.
Вопрос 6. НЕ УХУДШИТСЯ ЛИ РЕЧЬ МОЕГО РЕБЁНКА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребёнок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.
Вопрос 7. МОЖЕТ РЕБЁНОК ПРЕОДОЛЕТЬ РЕЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ В ОКРУЖЕНИИ НОРМАЛЬНО ГОВОРЯЩИХ СВЕРСТНИКОВ?
Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребёнка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно.
Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.
Вопрос 8. МОЕМУ СТАРШЕМУ РЕБЁНКУ ЛОГОПЕД ПОМОГ ЗА ШЕСТЬ ЗАНЯТИЙ, ТАК СТОИТ ЛИ ИДТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ?
Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей
Вопрос 9. НЕ ПОМЕШАЕТ ЛИ ОБУЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПОСТУПИТЬ В ПРЕСТИЖНУЮ ШКОЛУ?
Факт посещения ребёнком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребёнок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.
Вопрос 10. В ЧЕМ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПОСЕЩЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ?
К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребёнок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребёнку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребёнком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребёнок учится слушать педагога,
у него формируются навыки учебной деятельности. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребёнком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.
Вопрос 11. У РЕБЁНКА В МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЕ СТОИТ ДИАГНОЗ ЗРР. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребёнка идёт медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить, частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с
болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребёнком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, чёткой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребёнку благоприятные условия для развития. Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребёнка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребёнка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Вопрос 12. РЕБЁНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ И ПИШЕТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребёнок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание ребёнка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста. Подобные проблемы могут возникать и с письмом. До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду. Сложности с чтением и
письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Вопрос 13. КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ?
обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребёнка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т. д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки.
Вопрос 14. РЕБЁНОК В 2 ГОДА ЗНАЕТ ВСЕ БУКВЫ, НО НИКАК НЕ НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ
Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе, недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребёнок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырёх лет при условии систематических занятий. Можно научить читать и раньше четырёх лет методом глобального чтения. При этом ребёнок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.
Вопрос 15. КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?
Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону (зеркально, путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребёнок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры- занятия типа «Танграм»,
«Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы. Бывает,что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приёмы:
— взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см, ребёнок раскрашивает или штрихует её;
вырезывание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
лепка буквы из пластилина; «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами,другими буквами: буква у – заячьи ушки и т. д. ;
обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т. д. ;
обводка букв, написанных взрослым;
письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Вопрос 16. МОЖЕТ ЛИ У МОЕГО РЕБЁНКА ПОЯВИТЬСЯ ЗАИКАНИЕ?
Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у
детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок,обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ.
Одна из причин заикания – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трёх лет, одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребёнка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т. п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
Нельзя запугивать ребёнка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно тёмном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребёнка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его. Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается. Ребёнок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов досуток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь).
Чтобы вовремя помочь ребёнку,важно не пропустить первые признаки заикания:употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы;затруднения перед началом речи.
При возникновении признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
50 забавных вопросов, которые вы можете задать ребенку Дети задают много вопросов. Иногда они повторяютcя, и мы отвечаем на них снова и снова. А порой – давайте будем честны – попросту игнорируем.
Игры ТРИЗ. Дидактическая игра «Формулировка вопросов» ИГРЫ ТРИЗ Дидактическая игра «Формулировка вопросов». Тема: «Игры с вопросами» «Кольцо вопросов» Цель: упражнять в умении задавать вопросы.
Консультация для родителей «10 Вопросов к себе прежде, чем ругать ребёнка» Замкнутый круг проблемы состоит в том, что детское непослушание начинает досаждать, когда ты сам уже разозлен и раздосадован. А в таком.
Консультация для родителей «В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?» Консультация для родителей на тему: «В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?» Родители часто задают вопрос: «В каком возрасте.
Консультация «Когда нужно обращаться к логопеду?» Каждый родитель с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена.
Консультация «Когда следует обратиться за помощью к логопеду» «Когда следует обратиться за помощью к логопеду»Абсолютно все родители хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим, успешным, умным, хорошо.
Памятка «Когда пора к логопеду?» Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с какого.
Фотоотчет «Сто вопросов взрослому» В садиках Чебоксар стартовал проект «Энциклопедия профессий: от А до Я». Его придумали в столичном управлении образования для того, что.
Добро пожаловать на консультацию к логопеду За консультацией к логопеду необходимо обращаться в два, три и четыре года. Почему именно на этих возрастных этапах? Когда ребёнок только.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в страну вопросов» Занятие для детей подготовительной группы «Путешествие в страну вопросов». Программное содержание. Формировать у детей умение правильно.
Что спрашивает логопед в 5 лет
Диагностика включает в себя три этапа:
I этап. Подготовительный
Этап предполагает отобрать диагностический материал, игры, подготовить комплексную карту, бланки для заполнения полученных результатов логопедического обследования, планирование деятельности специалистов в момент обследования детей.
Более подробно рассмотрим подготовку учителя-логопеда к обследованию детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
В системе комплексного обследования особое место занимает оценка речевого развития детей.
Известно, что речь всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего; определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий либо сочетание этих нарушений. 1убительное нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные дефекты звукопроизношения (дислапия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие речевые искажения (стертая дизартрия).
Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого нёба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятие близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза).
Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными либо сочетаться с нарушениями фонематического строя речи.
Задача логопеда — определить степень речевых расстройств и поставить заключительный диагноз.
От степени речевого дефекта зависит отбор методик, технологий, которые использует учителъ-логопед в период обследования.
Перечень методик логопедического обследования
А. Материал для исследования фонетической стороны pew.
1. Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце).
Картинки на звук О:
овощи, осы
дом, кот
стекло, перо
Таким образом подбираются картинки на все звуки.
2. Речевой материал (фразы, предложения, тексты, стихи, потешки, чистоговорки, содержащие различные звуки).
Например: Звук О.
Установка логопеда: Я назову несколько одинаковых предметов, а вы назовете один такой же предмет, например: кольца — кольцо, зерна — зерно, стекла — стекло, седла — седло.
Измени слова по образцу:
Установка логопеда. Повторите за мной слова: обувь, орден, отдых, ослик, осы, отпуск, область.
Вопрос взрослого: С какого звука начинаются эти слова?
Ответ детей: со звука О.
Игра «Слушай и хлопай».
Установка логопеда. Я буду называть слова, но как только ты услышишь в слове звук О — хлопни в ладоши. Давай попробуем, будь внимателен.
рак, дом, мир, суп (хлопает 1 раз).
кот, шар, мяч, ток (хлопает 2 раза).
Логопед обращается к ребенку: Вспомни слова со звуком О, которые я называла во время игр.
Ребенок должен назвать слова: нос, дом, кот, ток, ослик, стекло.
Логопед: Где находится звук О в слове? (В начале, в середине, в конце.)
Важно отметить, что при обследовании детей логопед использует игровые приемы, сюрпризные моменты. Все задания проводятся в игровой, занимательной форме.
Картинки с действием детей. Логопед предлагает рассмотреть картинку и рассказать, что делает Оля.
Ответ ребенка: Оля рисует дом.
Стихи. Звук О.
Установка логопеда. Слушай и повторяй.
— О! — мы губы округляем.
— О! — мы плавно напеваем.
— О! — свободно голос вьется.
— О! — так звонко раздается.
Обруч, орден, остров, омут,
Окунь, отмель, осы, овод!
Логопед предлагает вспомнить слова со звуком О, которые были названы в маленьком стихотворении.
Ребенок называет: обруч, орден, остров, омут, окунь, отмель, осы, овод.
Количество названных слов зависит от того, сколько ребенок запомнил (от 1 до 8).
Логопед предлагает определить звук, с которого начинаются все эти слова, и назвать местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Важно отметить, что после каждого выполненного задания логопед дает эмоционально-положительную оценку, даже если результат отрицательный.
Например: Ты очень старался, молодец, хотя и не смог назвать звук, с которого начинаются все названные мною слова. Это звук О. Не переживай, мы попробуем услышать этот звук в словах в следующий раз.
Буква О как колесо.
Обруч круглый, слово О.
О у Олечки в очках, О у окуня в глазах.
Озеро кругло, как О,
Остров круглый, словно О,
Облако над ним кругло,
Омут в озере, как О.
Б. Материал для исследования фонематической стороны pew.
1. Картинки и речевой материал для определения способностей дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость; твердость — мягкость; свистящие — шипящие и т.д.
Для обследования фонематической стороны речи можно использовать альбом В.В.Коваленко, С.В.Коваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения детей».
В альбоме представлен словесный и иллюстративный дидактический материал по обследованию звукопроизношения детей.
В. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.
1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.
2. Картинки с изображением действий и речевой материал:
девочка поливает цветы;
бабушка вяжет носки;
мальчик играет с мячом;
девочка прыгает через скакалку и т. д.
3. Картинки с изображением разного количества предметов: стол — столы; шапка — шапки; ведро — ведра.
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительное множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар — шары; дом — дома; ведро — вёдра и т. д.
Логопед показывает картинку и называет: шар.
— А у тебя, — спрашивает логопед, — что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
Игра «Лови и называй».
Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один — много».
Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.
4. Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Игра «Большой — маленький».
Цель: Выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки — большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? — показывает на маленький кружок. Ответ ребенка: кружок.
А это? — показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы — под кругом.
Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч;
елочка, шарик, мячик.
4. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина), речевой материал.
Ленточки — длинная, короткая.
Забор — высокий, низкий.
Веревка — толстая, тонкая.
5. Картинки с изображением двух и пяти предметов.
Игра «Назови, сколько».
Картинки перевернуты, Ребенок их не видит.
Цель: Выявить умение детей согласовать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.
Ход: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.
— Это… (ребенок наугад называет любой предмет).
Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.
Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.
Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.
— Перед тобой 4 карточки, но у меня есть еще и пятая, посмотри, — логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. — Что на карточке?
Ответ ребенка: Кружки.
Логопед: Сколько кружков?
Ответ ребенка: Два.
Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.
Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.
Образец: два мяча, две елочки… продолжай.
Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.
Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось. Ребенок: Новая карточка. Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке. Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.
Образец: 5 мячей, 5 елочек.
Г. Материал для исследования состояния связной реги.
1. Картинки с действием.
2. Сюжетные картинки.
3. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп.
4. Серии картинок по сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».
При подборе картинок, дидактического и речевого материала, заданий, игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности, структуру речевого дефекта.
Полученная информация в период обследования заносится в блокнот, тетрадь, заготовленные бланки.
Готовясь к обследованию детей надо заранее подготовить:
— бланки для заполнения результатов логопедического обследования;
— бланки анкет для родителей;
— листы для выполнения заданий детьми карандашом;
— бланки комплектования подгрупп (листа занятости) графика работы логопеда.
Продолжительность подготовительного периода —1—2 дня.
Важно отметить, что подготовительный материал, игры, упражнения и задания используются в период вторичного и заключительного обследования, т. е. 20 января и 20 мая.
Рекомендации: Выделить место для хранения материала для обследования детей. Заранее готовить бланки и материал для продуктивной деятельности детей.
II этап. Основной
Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках в соответствии с задачами общеобразовательной программы; уточнить логопедический диагноз.
Обследование проводит учитель-логопед.
Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком — сотрудничество.
Схема обследования (проводит учитель-логопед):
1. Ознакомление с документацией. Медицинские справки.
Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуканье, гудение); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).
3. Объективное исследование ребенка.
3.1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию; выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.
3.2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции):
ладонь — ребро — кулак.
Отмечается наличие персевераций (стереотипное повторение действия), застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.
3.3. Исследование предметного гнозиса (знание, узнавание):
б) по пунктированию;
в) по наложению одного предмета на другой;
г) предметы с недостающими элементами.
3.4. Исследование мышления.
Расклад серии картин с учетом развития сюжета.
Выяснение причинно-следственных связей. Например: Почему весной из почек появляются на деревьях листочки?
Классификация, обобщения, выделение лишнего предмета из группы однородных.
Определение уровня смысловой целостности рассказа.
3.5. Исследование импрессивной речи.
Понимание связной речи.
Понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов с различными приставками (пришел — ушел; вошел — вышел) и т. п.
Понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).
3.6. Исследование фонематических процессов.
3.6.1. Фонематический анализ:
— выделение звука на фоне слова;
— выделение звука из слова;
— определение места звука в слове по отношению к другим звукам;
— определение количества звуков в слове;
— дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкие — глухие, мягкие — твердые, свистящие — шипящие и т.п.).
3.6.2. Фонематический синтез.
Составление слов из последовательно названных звуков (М, А, К —мак).
Составление слов из звуков, названных в нарушенной последовательности (М, К, А — мак). 3.7. Исследование экспрессивной речи.
3.7.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (наличие синкинезии).
3.7.2. Состояние звукопроизношения:
в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных): са, ас, ста; в словах; в речи;
произношение слов различной слоговой структуры.
Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.
3.7.3. Исследование словарного состава языка.
Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:
солнышко какое? — теплое, яркое…
какие овощи растут на грядке? — огурцы… подбор синонимов, антонимов, родственных слов; выявление общих категориальных названий. Например: машина, автобус, трамвай — это? (транспорт). Отметить:
— соответствие словаря возрастной норме;
— наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, Местоимений, существительных;
— точность употребления слов.
При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.
3.7.4. Обследование грамматического строя речи.
а) Состояние функции словоизменения:
— преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;
— образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;
— согласование с числительными (2 и 5).
б) состояние функции словообразования:
— образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
— образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);
— образование названий детенышей животных;
— образование глаголов с помощью приставок.
3.7.5. Состояние связной речи. Воспроизведение знакомой сказке:
б) по серии картинок.
Сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Отметить:
— логическую последовательность в изложении событий;
3.7.6. Исследование динамических характеристик речи (тип, интонация, выразительность, наличие скандированной речи, запинки, заикание)
3.7.7. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.
4. Логопедическое заключение.
Речевой диагноз: степень и характер нарушения устной речи.
Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, но и заносятся в комплексную диагностическую карту.