Что спрашивает логопед в 3 года
Что спрашивает логопед в 3 года
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Каждый родитель желает видеть своего ребенка не по возрасту развитым и смышленым. Однако далеко не всегда желаемое сходится с действительным.
Бесплатные занятия с логопедом
Каждый родитель желает видеть своего ребенка не по возрасту развитым и смышленым. Однако далеко не всегда желаемое сходится с действительным. В возрасте 3-4 лет дошкольник уже имеет обширный пассивный словарь и огромную страсть к познанию окружающего мира. К этому времени уже становятся заметны некоторые нарушения в произношении слов и построении фраз. Как их обнаружить и не начать бить тревогу раньше времени?
Характеристика развития ребенка 3-4-летнего возраста
В 3 года малыш открыт к познанию родного языка, он с удовольствием повторяет все за взрослым и активно занимается словообразованием. Пассивный словарь к 4-м годам достигает 2500 слов, большинство из которых составляют глаголы и существительные.
В речи ребенка также присутствуют:
Дошкольник еще не имеет большого жизненного опыта и производит образование новых слов по-своему. От этого возникают курьезные словоформы, например: «У мамы учеба, а у меня лежоба». Ребенок трёх лет способен поддерживать простой диалог.
Наиболее сложные для произнесения звуки — «Р» и «Л», а также свистящие «Ш», «С», «Ф». Часто даже по достижению четырех лет малыш не способен их выговорить.
Важно! Если в 3-4 года ребенок не произносит все звуки чисто, это не повод бежать к специалисту-логопеду. Звуки «Р», «Л», «Ш», «С», «Ф» ставятся, как правило, в более позднем возрасте. Однако если к 3-м годам малыш совсем не говорит, а в период беременности/родов/в первый год были серьезные заболевания или травмы — требуется консультация специалистов. По результатам обследований психолог, логопед и невролог расскажут, какие логопедические упражнения для детей 3-4 лет нужно выполнять.
Возможные причины нарушений
Нарушение речевого развития дошкольника может быть связано с медицинскими показателями или социальным окружением ребенка.
Причины медицинского характера:
Факторы социального окружения:
Тесты на определение патологий
Чтобы оперативно среагировать на изменения в развитии малыша, можно провести простые тесты.
В каких случаях еще необходимо обратиться к логопеду:
Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития
Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.
Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи.
Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения
В основном все логопедические занятия для детей 3-4 лет начинаются с небольшой гимнастики для органов артикуляции. Наиболее популярные:
Игры на развитие слуха
Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.
Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».
Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д. Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.
Пальчиковая гимнастика
Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:
Заучивание стихов, чтение и рассказывание
Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.
Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.
Обратите внимание! В 2017 году Бардышевой Т. Ю. и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.
Основные правила для логопедических занятий дома для детей в возрасте 3-4 лет
Домашние занятия должны:
В идеале занятия логопедии должны проводиться специалистом с подтвержденной квалификацией. Однако даже самые простые упражнения, приведенные выше, помогут в домашних условиях с пользой проводить время с малышом, развивая и обучая его.
Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни
1. Дата обследования 2. Возраст ребенка 3. Данные доречевого, предречевого и речевого анамнеза 4. Состояние слуха (по заключению специалиста) 5. Состояние зрения (по заключению специалиста) 6. Данные наблюдения и обследования
6.2. Лицо:
Hаличие стигм дизэмбриогенеза непроизвольные движения мимической мускулатуры (оцениваются во время разговора, смеха, плача, крика)
Произвольные движения мимической мускулатуры (с 2,5 года):
Мимика лица: Тонус мимических мышц (определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом)
6.3. Рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)
6.4. Артикуляционный аппарат.
Аномалии строения Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования и игры):
Тонус мышц нижней челюсти
Соотношение между верхней и нижней челюстью:
Положение губ в покое:
Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:
Насильственные движения в мышцах губ:
Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка
Положение языка в покое:
Непроизвольные движения языка:
Насильственные движения языка
Мышечный тонус языка:
Непроизвольные движения мягкого неба:
Произвольные движения мягкого неба (с 2 лет ):
6.5. Наличие оральных синкинезий
6.6. Дыхательный аппарат.
6.8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов:
Помощь ребенку: если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только две игрушки и спрашивает : «Где. » При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырех.
Поведение ребенка: по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы ( показывает рукой или берет в руки). Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее трех предметов.
Не понимает названия окружающих предметов.
Методика выявления: ситуация естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти четыре предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.
Поведение ребенка: по слову взрослого сам или с помощью находит не менее трех предметов.
Не находит и не понимает названий окружающих предметов.
Б. Понимание ребенком действий:
Помощь ребенку: если ребенок не выполняет действия или не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребенка выполнить:
«Положи спать куклу», «Дай попить кукле».
Поведение ребенка: выполняет действия по просьбе взрослого, сам или с помощью взрослого.
Не выполняет действий по просьбе взрослого.
В. Ребенок ориентируется в группе:
Методика выявления: ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбки», «Найди, где часы», «Иди мыть руки».
Поведение ребенка: выполняет не менее трех поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все три задачи.
Не ориентируется в группе.
6.10. Активная речь: пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
Методика выявления: ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 20 мин.
Поведение ребенка: разнообразно лепечет сам или после игры со взрослым, пользуется облегченными словами («дай, бах, ав-ав, ляля»)
Употребляемые лепетные и облегченные слова:
Не лепечет, не пользуется облегченными словами
6.8. Понимание речи.
А. Обобщение предметов по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной» ситуации):
Поведение ребенка: находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Не обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи.
Методика выявления: ребенка просят спрятать кубик, положить кубик на коробку, на стол и т.д.
Поведение ребенка: правильно выполняет поручения взрослого.
Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручения.
6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различает неречевые звуки (1 год 6мес).
Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру «Угадай, что звучит».
Поведение ребенка: правильно выбирает игрушки по их звучанию.
6.10. Активная речь: cловами, облегченными ( например, «би-би» ) и произнесенными правильно ( машина ), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто это, что это?»
Поведение ребенка: называет предметы правильно, например: заяц, машина, и облегченными словами.
Не пользуется полными простыми словами.
6.8. Понимание речи.
А. Понимание несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: «Где. «, «Покажи».
Помощь ребенку: если ребенок затрудняется ответить, можно рассмотреть сюжет картин и задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины.
Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов.
Не понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, не отвечает на вопросы взрослого.
Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно- падежных конструкций с предлогом «под».
Методика выявления: ребенку предлагают спрятать кубик.
Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.
Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручений.
Методика выявления: ребенку предлагают показать, где стол, а где столы и т.д. Поведение ребенка: из пяти пар показывает правильно три-четыре пары картинок.
Не показывает, а хаотично перебирает картинки.
Г. Понимание слов-действий, выраженных категорией возвратности глагола (1 год 9 мес.).
Методика выявления: ребенку предлагают показать, где кукла моет, а где моется и т.д.
Поведение ребенка: из трех пар картин правильно показывает две-три пары.
Не показывает, не понимает.
Д. Понимание суффиксальных отношений:
Понимание слов с суффиксом уменьшительности (1 год 9 мес.).
Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где машина, а где машинка, где собака, а где собачка.
Поведение ребенка: находит необходимые картинки.
Не понимает, не находит
6.9. Cлуховое внимание и фонематический слух: различение речевых звуков (1 год 9 мес.).
Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру «Угадай, кто тебя позвал?».
Поведение ребенка: по звукоподражанию находит необходимые игрушки.
6.10. Активная речь.
А. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями.
Методика выявления: ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, в режимных моментах, занятиях.
Поведение ребенка: во время игры и другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Не сопровождает свои действия двухсловными предложениями.
Полные слова, которые употребляет:
Образцы двухсловных предложений:
Характер аграмматизма в предложении:
Б. Слоговая структура слова.
Употребление двухсложных слов (1 год 9 мес.) типа: «папа, мама, пила, часы».
Употребление односложных слов (1 год 9 меc.) типа: «дом, вот, мяч, там».
В. Звуковая сторона слова.
Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.
Гласные звуки (1 год 9 мес):
6.8. Понимание речи:
А. Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.
Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого.
Не понимает рассказ, не отвечает на вопросы.
Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно- падежных конструкций с предлогами «у», «с».
Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.
Не понимает предложно-падежные конструкции, не выполняет поручения.
В. Понимание единственного и множественного числа глагола (2 года).
Методика выявления: ребенку предлагают показать, где «строит», а где «строят» и т.д.
Поведение ребенка: из трех пар картин правильно показывает две-три пары.
Не показывает, не понимает
Поведение ребенка: различает высоту голоса.
6.10. Активная речь.
А. При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика выявления: ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым). Поведение ребенка: общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
Не общается со взрослым двух- и трехсловными предложениями.
Образцы трехсловных предложений ребенка:
Б. Употребление винительного падежа (2 года):
В. Употребление предложного падежа (2 года):
Г. Употребление слов с суффиксом уменьшительности (2 года):
Д. Практическое употребление именительного падежа множественного числа с окончанием «ы», «и» (2 года):
Е. Слоговая структура слова: употребление трехсложных слов без стечения согласных (2 года), типа: машина, малина, собака, молоко.
Ж. Звуковая сторона слова: отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешания звуков.
Гласные звуки (2 года):
6.8. Понимание речи.
А. Понимание обращенной речи: понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки:
Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения.
В. Понимание единственного и множественного числа прилагательного (2 года 6 мес).
Методика выявления: ребенку предлагают найти большой кубик и большие кубики.
Поведение ребенка: находит необходимые картинки.
Не понимает, не находит.
Г. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола (2 года 6 мес.): беседа с ребенком о том, что он делал или будет делать.
Поведение ребенка: понимает настоящее и прошедшее время.
Не понимает времен глагола.
6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию (2 года 6 мес).
Методика выявления: ребенку предлагают найти необходимую картинку.
Поведение ребенка: правильно находит картинки, различает слова, близкие по звучанию.
6.10. Активная речь.
А. Говорит многословными предложениями (более трех слов).
Методика: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.
Поведение ребенка: в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более трех слов).
Образцы многословных предложений:
Характер аграмматизма в предложении:
Не говорит многословными предложениями.
Б. Практическое употребление родительного падежа (2 года 6 мес.)
В. Практическое употребление дательного падежа (2 года 6 мес.)
Г. Практическое употребление творительного падежа (2 года 6 мес.)
Д. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного (2 года 6 мес.)
Е. Практическое употребление возвратных глаголов (2 года 6 мес.)
Ж. Практическое употребление единственного и множественного числа глагола (2 года 6 мес.)
Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка: хотя бы раз задает вопрос «где?» или «куда?».
Не появляются вопросы в речи ребенка.
И. Слоговая структура слова.
Употребление двухсложных слов типа «лимон, батон».
К. Звуковая сторона слова.
Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.
Гласные звуки (2 года 6 мес):
6.8. Понимание речи.
А. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов.
Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения
Поведение ребенка: выполняет поручения.
Не выполняет поручения, не понимает предлоги.
Б. Понимание слов с суффиксом увеличительности.
Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где еж, а где ежище и т.д.
Поведение ребенка: находит необходимые картинки.
Не понимает, не находит.
В. Понимание префиксальных отношений.
Понимание глаголов с различными приставками.
Методика выявления: ребенка просят выполнить поручения (открыть, закрыть, принести, унести, завернуть, развернуть).
Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.
Не понимает, не выполняют поручения.
Методика выявления: ребенку предлагают найти необходимую картинку.
6.10. Активная речь.
А. Начало употребления сложных придаточных предложений.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.
Поведение ребенка: хотя бы один раз употребляет придаточное предложение.
Образцы сложных придаточных предложений ребенка:
Не употребляет сложные придаточные предложения.
Б. Появление вопросов: почему? когда?
Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка: хотя бы раз употребляет вопрос «почему?» или «когда?».
В. Усвоение частей речи:
Г. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного (3 года).
Д. Слоговая структура слова: употребление слов со стечением согласных (3 года) типа: «вилка, чашка, ложка, зайка, мишка».
Е. Звуковая сторона слова.
Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.
Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук
Мышечный тонус рук:
Положение кисти рук:
Положение пальцев рук: сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:
Согласованность движений рук
Методика выявления: собирание рассыпанного изюма в мисочку.
Другие особенности мелкой моторики рук:
Задачи (или рекомендации) коррекционной работы с данным ребенком:
Вопросы к логопеду
Когда идти на прием к логопеду?
Ранее было принято, что на консультацию к логопеду направляли детей только по достижению ими 5-летнего возраста, и тогда специалист принимал решение, необходима или нет коррекция речи. И было не важно, какова степень нарушения речи. Надо было ждать, когда ребенку исполнится 5 лет, чтобы начать заниматься с логопедом.
Но в тот момент, когда ребенок попадает на прием к логопеду, у него уже могут быть нарушены разные компоненты речевой системы: не только звукопроизношение, но еще и лексика и грамматика. Также ребенок в 5 лет сам начинает осознавать свои речевые трудности, он понимает, что окружающие люди не понимают его речь. Ребенок начинает неохотно общаться, злиться, раздражаться, когда его переспрашивают, или перестает совсем разговаривать.
Поэтому, в настоящий момент, актуально выявление и предупреждение речевых нарушений в раннем возрасте — в 2–3 года. В этот период ребенок начинает широко использовать речь, она обогащается и грамматически оформляется. У ребенка хорошо развит познавательный интерес, и он быстро обучается в игре. В это время и необходимо больше всего обращать внимание на формирование речевой системы. Необходимо развивать артикуляционный аппарат, чтобы процесс овладения звукопроизношением шел согласно возрасту. Важно уделять внимание обогащению словаря, так как это поможет ребенку четко выражать свои мысли и просьбы.
При таком подходе специалист задает правильный темп развитию речи, создает основу для её всестороннего усвоения, что позволяет речи ребенка развиваться естественным путем.
Иногда достаточно одной консультации логопеда, чтобы предотвратить задержку речевого развития или неправильное произношение звуков.
Что может помочь родителям понять, следует ли обращаться к специалисту логопеду?
К логопеду нужно обратиться если:
Почему ребенок не говорит?
В последнее время всё чаще к нам в центр обращаются родители, чьи дети трёхлетнего возраста очень плохо говорят или не разговаривают. Вопросы возникают одинаковые: «почему так произошло и что нам делать?»
Причины задержки речевого развития могут быть следующие: неврологические отклонения; генетическая предрасположенность; нарушение слуха; невостребованность речи (родители все понимают, и у ребенка нет необходимости говорить) и другие.
Если первые 3 причины для многих очевидны и понятны, то последняя требует некоторых разъяснений. Жизнь трёхлетнего неговорящего ребенка отчасти беззаботна. Рядом с ним всегда находятся взрослые, которые способны предугадать все его желания, выполнить любую просьбу. В туалет даже порой проситься не надо, памперс помогает справиться с потребностями в любую минуту. Если попросить соску, то и она будет рядом, лишь бы только ребенок был счастлив и спокоен. Но помогаем ли мы этим неговорящему ребенку? Нет! У ребенка нет потребности в речи. Она ему не нужна, ведь всё и так хорошо, его все понимают. К сожалению, многие родители начинают об этом задумываться тогда, когда время идёт, а речь так и не появляется, когда неврологи выписывают много лекарств и отправляют к логопедам.
Как избежать подобных проблем?
Мотивируйте ребенка к речи, задавайте альтернативные вопросы: «ты будешь сок или чай?» Старайтесь раньше приучать ребенка к горшку, чтобы у него была необходимость вам о чем-то сказать. Организовывайте занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой, пальчиковыми играми – это поможет укрепить речевой аппарат и простимулировать речевые центры в головном мозге. Если пытаетесь обучить ребенка новым словам, говорите медленно, нараспев, четко артикулируя все звуки, чтобы ребенок видел, как появляется слово. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, обратитесь к логопеду, возможно, вам понадобится всего одна профессиональная консультация или несколько занятий, чтобы дать толчок в развитии речи ребенка. Или же логопед направит вас на дополнительные консультации к другим специалистам, чтобы исключить неврологические и физиологические проблемы.
Чему может научить логопед?
Логопеды занимаются не только исправлением звукопроизношения, но также могут помочь вашему ребенку подготовиться к новому этапу жизни — школе. Как правило, к нам обращаются родители с просьбой использовать комплексные занятия. Это значит, что на занятие мы ставим сразу несколько целей: постановка звукопроизношения, автоматизация нового навыка с использованием игр на память и мышление, развитие фразовой, грамматически правильной речи, обучение чтению и пересказу прочитанного. Это позволяет заниматься всесторонним развитием ребенка, и, максимально используя время урока, подготовить ребенка к школе. Если Вы хотите воспользоваться услугой подготовка ребенка к школе, можете обсудить это с логопедом на первичной консультации.
На первичном приеме логопед протестирует общее развитие ребенка и наметит план индивидуального развития. Все занятия по постановке звуков и подготовке к школе проходят индивидуально. Такая форма позволяет учесть все особенности ребенка и прийти к отличным результатам в короткий срок.
Можно ли исправить звукопроизношение у взрослых?
К логопеду можно обратиться в любом возрасте: и в 5, и в 15, и в 45 лет. Работа по постановке и исправлению звукопроизношения у взрослых проходит гораздо быстрее и эффективнее, т.к. взрослые более мотивированы на достижение результата. Если вы вдруг захотели говорить правильно и красиво в зрелом возрасте, значит, у вас есть на это причины. Занятия со взрослыми обычно длятся 45-60 минут. Достаточно посещать логопеда 1 раз в неделю.
Цель занятий логопеда со взрослым — показать способы формирования правильного звукопроизношения и отработать полученный навык. На занятии взрослые получают рекомендации и выполняют специальные упражнения по развитию артикуляционного аппарата. Обязательным является выполнение домашних заданий на закрепление результата. При регулярных занятиях дефект уйдет очень быстро.
Что такое миофункциональная коррекция?
Миофункциональная коррекция – это новое направление в работе логопеда, это коррекция речевых нарушений с помощью стандартных вестибулярных пластинок, трейнеров и миогимнастики. Вестибулярные пластинки и трейнеры – это стандартные устройства, использование которых помогает эффективно корректировать и устранять нарушения прикуса и звукопроизношения в детском возрасте и вредные привычки.