Что способствует установлению контакта со слушателями
Для ораторов
Контакт оратора со слушателями
Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».
Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.
Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.
Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.
Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет?
Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.
Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина!
Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.
О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.
Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.
Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.
Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.
Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.
Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить.
Заслуженный профессор Николай Степанович, чеховский герой рассказа «Скучная история», вспоминая о своей лекторской деятельности, пишет:
Особенности взаимодействия оратора и его аудитории
Взаимодействие и взаимопонимание слушателей с говорящим – важные критерии данного типа отношений людей: без них эффективность выступления практически отсутствует, потому что нет единства оратора и его аудитории.
Для говорящего важно знать, как поддержать интерес аудитории, как заставить ее проникнуться вопросом, о котором он говорит, как повлиять на понимание и усвоение материала людьми из зала. Поэтому к лектору предъявляется ряд требований, соблюдение которых необходимо для эффективного взаимодействия с залом. Нужно понимать и психологию группы слушателей.
Ораторское искусство
Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.
Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.
Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:
Выступающий человек должен грамотно говорить, хорошо разбираться в теме, о которой говорит, так как его компетентность проверяется через вопросы публики.
Оратор
«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:
Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.
Требования к оратору
Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.
Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.
В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.
Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается.
Установление контакта оратора со слушателями
Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.
Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.
Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.
Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:
Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.
В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).
В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.
Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом.
Как добиться взаимопонимания со слушателями
К основным факторам взаимопонимания относят:
Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики.
Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.
Аудитория
Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.
При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.
Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих.
Признаки аудитории
Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:
Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.
Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.
Чувство общности – важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой (например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения). В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению – человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане.
Мотив действия слушателей
Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.
Различают три таких предпосылки:
Из этих черт складываются мотив и настроение каждого отдельного слушателя. Оратор должен это учитывать.
Как воздействовать на аудиторию
Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:
Важно визуализировать текст посредством презентаций с аудио. Это поможет слушателям лучше воспринимать материал.
Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.
Установление контакта с аудиторией
Установление контакта с аудиторией – это первая ступень любого публичного выступления. Именно первые минуты зачастую и определяют весь его тон и то, как аудитория будет реагировать на оратора и на то, что он хочет до нее донести. Отдельного разговора в рамках темы публичных выступлений заслуживает зрительный контакт. О том, почему он так необходим, как правильно его устанавливать и какие последовательные шаги для этого нужно предпринять мы и поговорим.
Введение
Установление контакта с аудиторией начинается именно с формирования зрительного контакта. Я приведу самый примитивный пример, который с ходу прояснит, почему он несет в себе такое большое значение. Скажите своему любимому человеку «Я люблю тебя». Сделайте это трижды. Первый раз – глядя прямо в глаза, в другой раз – глядя куда-то в сторону, в третий раз – глядя на другого человека. После каждого такого признания обратите внимание на то, какова будет реакция этого человека на ваши слова. Просто попробуйте и вы убедитесь, насколько зрительный контакт увеличивает значимость ваших слов в глазах и в сознании собеседника.
Тот же подход справедлив и в отношении публичного выступления, а все по одной простой причине, что зрительный нерв толще слухового примерно в 50 раз. Именно через визуальные образы, то есть при помощи глаз мы усваиваем порядка 90% всей информации об окружающем нас мире. Именно ваш взгляд на публику, определяет то, как она вас воспринимает. Нередко глаза выступающего выдают о нем больше информации, чем его речь.
СОВЕТ. Данный материал является логическим продолжением статей «Страх публичных выступлений», «Подготовка к публичному выступлению» и «Структура публичного выступления». Для более полного и глубокого понимания темы, рекомендую также ознакомиться и с ним.
С чего начинается выступление
Как я уже рассказывал в предыдущей статье «Структура публичного выступления», в начальной фазе любого подобного мероприятия лежит установление контакта с аудиторией. Здесь же мы будем разбираться с тем, как достигнуть того же эффекта, но только практически без слов. Для этого необходимо в процессе выхода к аудитории придать лицу доброжелательный вид с легкой улыбкой. Как обычно, тут важно не перестараться, не выдавливать ее из себя и не растягивать рот до ушей, иначе ваша фальшь будет предельно очевидна. Будьте естественны и искренни в выражении своих чувств.
Оказавшись перед публикой, не спеша охватите взглядом всех присутствующих. Беглым взглядом пройдитесь по лицам и постарайтесь заглянуть в глаза буквально каждому из них. Если вы уловили среди сидящих в зале встречный взгляд, слегка кивните в ответ, чтобы подчеркнуть, что вы его заметили. Даже если всех присутствующих вы видите впервые и никто из них вам не знаком, отмечая их глаза своим беглым взглядом, вы тем самым устанавливаете с ними подсознательный контакт. Затем, в ходе всего мероприятия этот контакт будет держаться достаточно прочно. Именно таким и должно быть первичное установление контакта с аудиторией.
Установление контакта с аудиторией
Как мы с вами уже выяснили, установление зрительного контакта, говоря на языке аналогий – это не хаотичное бомбометание, а целевые ракетные удары. Бесполезно стараться устанавливать контакт со всем залом, ибо это попросту невозможно. Вместо этого встречайтесь взглядом с каждым из тех, кто сидит в аудитории. Возможно вы подумаете, что это может занять довольно много времени и будет отвлекать вас от основной задачи, но на практике, все намного проще. Наши глаза способны двигаться с невероятной скоростью, благодаря чему вы способны менять направление взгляда буквально за доли секунды. Каждому встречному взгляду из зала уделяйте буквально доли секунды, так вы сможете и контакт установить и охватить большое количество слушателей за короткий промежуток времени. Ваша задача скользить по глазам, но не задерживаться на них.
В первые секунды своего выступления, когда вы мигом скользите по лицам и происходит установление контакта с аудиторией, а именно с теми слушателями, которые уже смотрят на вас. Затем свои глаза поднимают и те, кто во время таких мероприятий обычно ковыряется в телефоне или планшете. В тот момент, когда вы начнете свою речь, они поднимут свои глаза, а вы встретите их своим взглядом. После такого зрительного контакта, когда человек видит ваш встречный взгляд, он подсознательно сделает вывод, что вы видите его среди всей толпы и даже возможно следите за ним. Это будет побуждать его слушать вас внимательнее и уже не опускать глаза обратно в гаджет. Далее, в ходе выступления дождитесь того момента, когда свои глаза поднимут и те слушатели, которые вообще не привыкли смотреть на оратора. Чем бы они не занимались, слушая вас, рано или поздно они поднимут свои глаза и обнаружив ваш встречный взгляд уже долго их не опустят.
Ошибки в работе с аудиторией
Самой распространенной ошибкой, которую вы можете допустить, когда происходит установление контакта с аудиторией, является упущение из виду отдельных ее частей. Зачастую это задние и боковые ряды, то есть крайние места в конце зала и по его флангам. Как правило, именно с этих мест зачастую задают самые щекотливые или провоцирующие вопросы. Именно в этих рядах все время шелестят, щелкают, перешептываются, нервно кашляют и даже ехидно похихикивают. Что является тому причиной? Как правило, то, что именно этим местам обычно не уделяют достаточно внимания, что в том числе объясняется уровнем вашего профессионализма, то есть умением охватить и увлечь темой всех присутствующих.
Как известно, угол обзора новичка в ораторском ремесле составляет порядка 35 градусов, а у умудренного опытом оратора до 45 градусов. Другими словами, одна из популярных ошибок в работе с публикой – это установление контакта с аудиторией исключительно внутри собственного угла обзора, что позволяет работать только с ее серединой. Именно с теми слушателями, которые находятся в центральной части аудитории, зачастую и формируется хороший зрительный контакт от самого начала и до конца выступления. Представители именно этих мест внимательно слушают, кивают головой и всячески демонстрируют заинтересованность.
Работа над ошибками
Прежде всего, стоит начать с выбора такого места перед слушателями, которое наилучшим образом обеспечивает оратору благоприятное и успешное установление контакта с аудиторией, буквально с каждым ее присутствующим. Поскольку помещения, в которых оратор то и дело выступает, практически всегда отличаются друг от друга, то выбирать место исключительно исходя из их размера – занятие неблагодарное. По этой причине, в среде как начинающих, так и более опытных ораторов вошло в оборот негласное правило, суть которого сводится к тому, что в оптимальной позиции оратор стоит так, что расстояние между ним и боковыми местами (слева и справа) первого ряда аудитории образует равносторонний треугольник. Причем именно равносторонний, но никак не равнобедренный. Такое положение оратора относительно аудитории считается оптимальным.
Это правило можно применять как для квадратных, так и для прямоугольных и иных конфигураций залов. Благодаря ему, вы с легкостью можете определить, в какой точке вам лучше всего находиться, чтобы установление контакта с аудиторией прошло максимально гладко. Причем особую важность это правило играет именно для начальной фазы выступления, так как на всем его протяжении оратору необходимо перемещаться по аудитории от одного ее края к другому. Особенно внимание стоит обращать на так называемые «сигналы потери внимания». Речь идет о тех местах, с которых доносится тихая беседа, шуршание конфет, оповещения смартфона и т. д. Как только вы акцентируете свой взгляд на этих рядах, их внимание возобновляется практически моментально. Как показывает опыт, вашими самыми верными союзниками становятся те, кто изначально считал себя лишенным зрительного контакта. В ходе мероприятия подходите к разным краям аудитории и направляйте свои вопросы к разным частям зала. Это можно делать как при помощи взгляда, так и при помощи жестов и непосредственно слов.
Заключение
Установление контакта с аудиторией, особенно в своей начальной части, во многом опирается на зрительное восприятие. Как я уже говорил в начале, зрительный нерв намного толще слухового, как следствие, важность увиденного в сознании аудитории всегда будет превышать важность услышанного. По большому счету, аудиторию можно в какой-то мере сравнить с женщиной, ведь если вы не способны уделить ей достаточное количество внимания, она с большой долей вероятности либо обидится на вас, либо потеряет к вам интерес. Вы уже одним только своим взглядом должны научиться демонстрировать каждому из присутствующих свою заинтересованность в их внимании и в том, все ли им понятно из того, что вы хотите до них донести. Истина как всегда лежит на поверхности – чтобы аудитория проявила к вам интерес, вы сами прежде всего должны проявить интерес к ней.
Что способствует установлению контакта со слушателями
Что же такое ораторство? По многим определениям ораторство – это сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Речи можно разделить на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию и т.д., в зависимости от поставленной оратором цели.
Начало контакта с аудиторией
Когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Такое происходит очень часто, поэтому оратору просто необходимо знать, как выходить из этой ситуации, как разрушить стену и как установить контакт. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем она разрушается сама. Этому помогают следующие виды контакта с аудиторией:
а) Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса
б) Естественность
в) Раскрепощенность
г) Разговорный стиль изложения
д) Свободные жесты и движения
Зрительный контакт так же необходим, ведь он выражает заботу о слушателе. До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Достаточно только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки или просто закрыть глаза. Такой оратор не сумеет наладить общение со слушателями.
Но надо заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют.
Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу – 5-7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.
Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоцианально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.
Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.
Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?).
Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, несмотря на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Но, если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы и для чувства уверенности. Стоит поупражняться в манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы:
Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги. В наиболее выразительных местах речи упор делается сильнее на носок, чем на пятку. Колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не прижаты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.
Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.
В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.
Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей выступающего и представляют собой проявления его настроения и мыслей. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но жестом считается любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем, не только одним профессиональным ораторам.
Конечно же оратору необходимо соблюдать кое-какие правила по жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый аудиторией жест, может навредить оратору.
Литература
1. Д. Карнеги, «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», перевод с английского. Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.: Прогресс, 1994 – 704 с. 2. Н.Н.Кохтев, «Основы ораторской речи». Московский университет, М.: 1992г. – 521 с.