Что способствует успешному внедрению новых педагогических технологий
Использование современных педагогических технологий для успешной реализации ФГОС основного общего образования
Презентация для выступления на семинарах. В ней рассмотрены в рамках реализации ФГОС ООО основные педагогический технологии, которые могут быть использованы учителями в процессе обучения.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных педагогических технологий для успешной реализации ФГОС основного общего образования»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа пос. Красноленинский ХМР
ХМАО-Югры Тюменской области
Использование современных педагогических технологий для успешной реализации ФГОС основного общего образования
Подготовила: учитель русского языка
Реализация ФГОС напрямую связана с современными образовательными технологиями. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности учащихся.
Педагогическая (образовательная) технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Использование различных педагогических технологий в процессе обучения:
Рекомендуется осуществлять выбор педагогической технологии в зависимости от:
Технология разноуровневого обучения
Современные педагогические технологии
Технология современного проектного обучения
Характерной чертой является реализация педагогом модели «обучение через открытие».
Особенностью является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Имитационного моделирования (игровая)
Характерной чертой является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения .
Характерной чертой является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Характерной чертой является способность обучаемого проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Особенностью является осознание обучаемого деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал обучаемый при этом .
Технология разноуровневого обучения
Разноуровневое обучение рассматривается как организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый учащийся имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Данная технология способствует выработке индивидуального подхода к каждому ученику.
Технология дискуссии предполагает для учащихся предварительную подготовку по определенной теме, формирование собственной позиции по рассматриваемому вопросу.
Данная технология формирует у учащихся коммуникативные навыки, умение выступать, отстаивать свою точку зрения, слушать и воспринимать иные позиции и доводы, учит в процессе обсуждения приходить к общей точке зрения, делать общие выводы по рассматриваемым вопросам.
Технология современного проектного обучения
Проектная деятельность – это практические творческие задания, требующие от учащихся применения полученных на уроках знаний. При реализации проектной деятельности, ученик приучается самостоятельно активно участвовать в получении дополнительных знаний и творчески мыслить. Помимо этого, она характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность.
Технологию проектного обучения наиболее обосновано применять в конце изучения темы/раздела/курса как один их видов повторительно-обобщающего урока, в связи с чем можно отметить определенное удобство применения данной технологии при цикличной организации учебного процесса.
Использование информационно-коммуникационной технологии в процессе обучения связано с тем, что современный период развития общества характеризуется влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В связи с чем образовательный процесс должен отвечать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению учащихся в информационное общество.
Широкое использование информационных технологий и ресурсов (персональный компьютер, мультимедийные устройства, Интернет-ресурсы) открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания, а также в значительной степени облегчают его работу.
Реализация информационно-коммуникационной технологии в процессе обучения повышает уровень овладения знаниями у учащихся, в том числе и через наглядность, стимулирует их к самостоятельному получению дополнительных знаний по предмету.
Рассматриваемую технологию рекомендуется применять на регулярной основе, в ходе проведения занятий.
Тест – это стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
Тестовая проверка позволяет:
Тестовую технологию возможно применять как в процессе, так и по окончании изучения темы/раздела/курса как один из способов проверки знаний учащихся.
В результате применения игровых технологий при изучении предмета у учащихся:
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, а именно:
Доклад на тему: «Внедрение новых педагогических технологий обучения и воспитания в образовательный процесс»
Доклад на тему:
«Внедрение новых педагогических технологий обучения и воспитания в образовательный процесс»
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.
Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.
Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства.
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.
2. Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
Следует заметить, что на настоящий момент применяются различные виды личностно ориентированных технологий. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи:
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются:
1. обучение в сотрудничестве
3. игровые технологии
4. дифференцированный подход к обучению.
Обучение в сотрудничестве В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
1. Развиваются навыки мысли деятельности, включается работа памяти;
2. Актуализируются полученные опыт и знания;
3. Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
4. Повышается ответственность за результат коллективной работы;
5. Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;
Дифференцированный подход к обучению
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Использование информационных технологий для реализации целей педагогических технологий.
Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся.
Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.
Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.
Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.
Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры”. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети собирают своеобразную мозаику, каждый элемент которой – государство на политической карте мира, под руководством виртуальной учительницы проводят опыты по химии и физике. В программе по английскому языку можно “подслушать” диалог чайной посуды в буфете, потренироваться в произношении новых слов.
Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.
Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Я думаю, что на сегодняшнем педсовете наши коллеги расскажут о тех педтехнологиях, которые они используют в своей работе, эффективности и результативности их применения.
Ведь в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта.
Подводя итоги мы можем сказать, что каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе. Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.
Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе – большинство.
Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.
Отсюда – мои «пусть пожелания»:
Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.
Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.
Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.
Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.
Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.
Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.
Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком.
Внедрение в образовательную деятельность новых педагогических технологий
Кристина Селихова
Внедрение в образовательную деятельность новых педагогических технологий
Терехова Э. Ю., Селихова К. Н.
г. Мичуринск, МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида «Яблонька»»
ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Переход к новому качественному образованию невозможен без внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Слово «технология» имеет греческое происхождение и состоит из двух слов – «techne» и «logos». Первое в буквальном переводе означает искусство, мастерство, второе – слово, знание, учение. В русском словаре за словом «логос» прочно закрепилось значение «наука», поэтому термин «технология» может быть переведен как «наука об искусстве» или «наука о мастерстве» или «знание об искусном, мастерском выполнении какой-либо деятельности».
В свою очередь педагогическая технология может рассматриваться как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. Г. Ривина, Л. Н. Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И. П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько, М. В. Кларина и др. Поэтому можно говорить о том, что педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.
Таким образом, суть определения понятия «технология» можно рассматривать как процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов [5].
Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности.
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса [6].
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности [3].
Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим, на наш взгляд, стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике: традиционные и инновационные педагогические технологии.
К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70-90-ые гг.).
Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях. Другими словами, инновационная педагогическая технология – это системный процесс диагностически направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.
Однако, практическая работа в сфере образования показала, что разумное сочетание новых педагогических технологий при сохранении традиционных методов и форм педагогического взаимодействия дает прекрасный результат.
Проиллюстрируем это одним примером.
Гордость за свою страну, уважение к ее героям, чувство сопричастности к событиям, переживаемым обществом, – все это называется патриотизмом. И воспитанию этого важнейшего чувства в системе образования уделяют особое внимание. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов» [1]. Во ФГОС начального общего образования к итогам освоения образовательной программы относят «ценностные ориентации обучающегося. в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.». Налицо преемственная связь в воспитании гражданина, человека, осознающего свою принадлежность к обществу и несущего ответственность за все, что в этом обществе происходит.
Однако первая ступень образовательной системы – дошкольное об-разование. И хотя во ФГОС ДО нет прямого указания на формирование патриотических чувств у детей, основные принципы дошкольного об-разования подразумевают «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [2]. Очевидно, что это положение как раз и является фундаментом для последующего формирования патриотиз-ма, гражданственности.
Было бы самонадеянно поставить цель воспитать патриотов из до-школьников, поскольку патриотизм как одна из высших ценностей скла-дывается в течение всей жизни, связан с приобретением соответствующего опыта, зависит от многих сопутствующих факторов и влияний.
В дошкольный период можно только начать формировать у ребенка любовь к малой Родине, к месту, где он проживает с семьей, родственниками, близкими и значимыми для него людьми. Именно они могут помочь – или помешать – этому процессу.
Задавшись целью узнать, насколько педагоги готовы к выполнению данного социального заказа, мы провели опрос среди работников дошкольного образования г. Мичуринска. В опросе приняли участие 16 педагогов из разных дошкольных образовательных организаций. Большинство воспитателей и работников ДОО имеют среднее специальное образование, менее трети педагогов – высшее образование.
Как отмечает Е. Коротаева, это является серьезной проблемой для оп-тимальной образовательной деятельности в детском саду, поскольку специфика работы с дошкольниками требует особых знаний в области как общей педагогики, так и специальной педагогики, психологии, анатомии и физиологии и т. д. [4, с. 92]. Определенные трудности возникают при разработке и внедрении в образовательный процесс ДОО инновационных направлений развития, индивидуальных познавательных маршрутов для детей, образовательных траекторий развития для сотрудников и педагогов. Как правило, все эти новации опираются на базу педагогических знаний, психологических основ деятельностного подхода, апробированных методов воспитания и т. д. Но если эта база отсутствует, то многие из предложенных разработок начинают пробуксовывать, не реализуются в запланированном формате, что приводит к их дискредитации, несмотря на то, что сами идеи могут быть достаточно нужными и важными. Поэтому существует опасность того, что если предложить новое направление воспитательной деятельности (например, формирование любви к малой Родине, то педагоги не выделят его в самостоятельную, значимую область,а просто эпизодически станут наполнять им имеющиеся направления развития: речевое – «Сегодня мы расскажем об истории города Мичуринска», физическое – «У нас физзарядка на тему прогулки по главной улице города Мичуринска», математическое – «Строим Мичуринск будущего из разных деталей конструктора» и т. д. Собст-венно, сам этот подход неплох, но в нем нет единого стержня, целенаправленности, поэтому как осознанное воспитательное направление оно не зафиксируется в сознании дошкольников [4, с. 93].
В связи с этим наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т. к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и для общества в целом.
Поэтому традиционные формы и методы работы по краеведению в данной работе целесообразно заменить педагогической технологией приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства города Мичуринска.
Основная идея технологии в том, что освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям – это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития ребенка. Технологиястроится на принципах:
— культуросообразности;
— учета возрастных особенностей детей;
— системности и последовательности в отборе содержательного компонента технологии.
Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле:
знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение.
Представленная технология, включающая учебно-методический материал, подборку народных игр, сказок, легенд, праздников; коллекцию описаний народных ремесел Тамбовской области; видеоматериалы по приобщению к народным промыслам (экскурсии в музей; встречи с народными мастерами; демонстрация способов работы мастеров; знакомство с природными материалами, отличается доступностью и способностью воспроизводимости в любой дошкольной образовательной организации.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01 февраля 2011 г. № 19644 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // http://fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
3. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, И. Д. Никандров. – М. : Педагогика, 1990.
4. Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине. Насколько готовы педагоги к решению этой задачи? / Е. Коротаева // // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 90-95.
5. Мантурова, Т. Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» / Т. Мантурова // Электронный ресурс.Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-pedagogov-doshkolnogo-obrazovanija-sovremenye-pedagogicheskie-tehnologi.html
6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2002.
Использование новых технологий в логопедической работе По данным З. А. Репиной «весь ход нормального речевого развития ребенка протекает» в «строго определенных закономерностях, в которых каждое.
Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ Детское сообщество – это удивительное место, где ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять свою индивидуальность,.
Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых споcобностей дошкольников Педагогический совет «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»1.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в совместную деятельность учителя-логопеда и детей В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий.
Внедрение новых технологий в работу с младшими дошкольниками Внедрение обновленного содержания нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательного процесса работы.
Внедрение педагогами ИКТ в образовательную деятельность с воспитанниками Внедрение педагогами ИКТ в образовательную деятельность с воспитанниками Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим.
Внедрение современных технологий в образовательный процесс ДОУ На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами.
Внедрение технологии «семейные краеведческие батлы» в непрерывную образовательную деятельность ДОО в соответствии с ФГОС Перевод иностранного слова «battle» наверно известен каждому человеку, изучающему английский язык. Ведь это довольно распространенное слово,.
Внедрение здоровьесберегающих технологий Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости.