Что способствует развитию таланта обществознание 6 класс
Тест по обществознанию Человек познает мир 6 класс
Тест по обществознанию Человек познает мир 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 2 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания.
1 вариант
A1. Процесс познания человеком окружающего мира и самого себя:
1) взаимодействие
2) деятельность
3) искусство
4) отрочество
А2. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности:
1) способность
2) сознание
3) потребность
4) мораль
А3. Индивидуальная особенность личности, условие успешного выполнения определенной деятельности:
1) способность
2) сознание
3) потребность
4) мораль
А4. Познание самого себя предполагает: а) исследование человеком своих способностей и возможностей; б) поиск того вида деятельности, который поможет человеку реализовать себя как личность.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А5. Верно ли, что: а) для правильной самооценки важно знать только свои положительные качества; б) для правильной самооценки важно уметь отвергать оценки других людей по отношению к себе?
1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
В1. Заполните пропуск в предложении.
Важной стороной самосознания является … оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей.
В2. Что из перечисленного способствует развитию таланта?
1. Воля
2. Упрямство
3. Лень
4. Любознательность
5. Труд
2 вариант
A1. Оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей:
1) деятельность
2) сознание
3) самооценка
4) потребность
А2. Чтобы оценить свои силы, готовность к полноправной жизни, в первобытной общине молодые люди проходили обряд, называемый:
1) посвящение в рыцари
2) инициация
3) гадание
4) обучение
А3. Высшая степень человеческих способностей:
1) талант
2) задатки
3) трудоспособность
4) упорство
А4. Верны ли суждения о познании мира: а) познать окружающий мир можно, не осуществляя деятельности; б) получить знания об окружающем мире можно, только с помощью телевизионных передач?
1) верно только а
3) оба суждения верны
2) верно только б
4) оба суждения неверны
A5. Верны ли суждения о способностях человека: а) природа наградила каждого из нас множеством способностей; б) человек не всегда развивает свои способности?
1) верно только а
3) оба суждения верны
2) верно только б
4) оба суждения неверны
В1. Заполните пропуск в предложении.
В ходе осуществления деятельности происходит формирование …
В2. Что из перечисленного соответствует понятию «способность»?
1. Задатки
2. Талант
3. Учеба
4. Гений
5. Игра
6. Общение
Ответы на тест по обществознанию Человек познает мир 6 класс
1 вариант
А1-2
А2-3
А3-1
А4-3
А5-4
В1. самооценка
В2. 145
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-1
А4-4
А5-3
В1. личности
В2. 124
Тест с ответами по обществознанию: “Человек познает мир” 6 класс
1. Соответствует понятию «способность»:
а) задатки +
б) учеба
в) общение
2. Для правильной самооценки важно уметь отвергать оценки других людей по отношению к себе, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти
3. Соответствует понятию «способность»:
а) игра
б) общение
в) талант +
4. Исследование человеком своих способностей и возможностей, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
5. Соответствует понятию «способность»:
а) игра
б) учеба
в) гений +
6. Поиск того вида деятельности, который поможет человеку реализовать себя как личность, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти
7. В ходе осуществления деятельности происходит формирование:
а) самооценки
б) характера
в) личности +
8. Индивидуальная особенность личности, условие успешного выполнения определенной деятельности:
а) способность +
б) мораль
в) потребность
9. Природа наградила каждого из нас множеством способностей, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
10. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности:
а) мораль
б) потребность +
в) способность
11. Человек не всегда развивает свои способности, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
12. Процесс познания человеком окружающего мира и самого себя:
а) отрочество
б) деятельность +
в) взаимодействие
13. Познать окружающий мир можно, не осуществляя деятельности, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
14. Объективная (правильная) самооценка:
а) сдерживает развитие способностей
б) распространяется только на внешние качества
в) помогает достичь успеха в деятельности +
15. Получить знания об окружающем мире можно, только с помощью телевизионных передач, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
16. Познание мира происходит в труде, учебе, игре:
а) развитии
б) общении +
в) самосознании
17. Высшая степень человеческих способностей:
а) упорство
б) трудоспособность
в) талант +
18. Учёные утверждают, что способности человека проявляются и развиваются в первую очередь:
а) с момента рождения
б) в деятельности +
в) в коллективе
19. Чтобы оценить свои силы, готовность к полноправной жизни, в первобытной общине молодые люди проходили обряд, называемый:
а) гадание
б) посвящение в рыцари
в) инициация +
20. Качества, от которых зависит успешность в деятельности, называются:
а) потребностями
б) способностями +
в) самосознанием
21. Оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей:
а) самооценка +
б) деятельность
в) сознание
22. Самооценка человека:
а) выражает мнение окружающих о нём
б) может быть правильной или ложной +
в) всегда основывается на его внешних данных
23. Способствует развитию таланта:
а) упрямство
б) лень
в) воля +
24. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей:
а) потребность
б) сознание +
в) самосознание
25. Способствует развитию таланта:
а) лень
б) бездеятельность
в) любознательность +
26. В процессе взаимодействия с окружающим миром человек:
а) получает знания о нём
б) действует бессознательно +
в) активно познаёт его
27. Способствует развитию таланта:
а) труд +
б) упрямство
в) бездельничество
28. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей:
а) самосознание
б) потребность
в) сознание +
29. Важной стороной самосознания является … человеком самого себя, своих качеств, способностей:
а) самооценка +
б) самореализация
в) оба варианта верны
30. Для правильной самооценки важно знать только свои положительные качества, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти
Статья Задатки, способности, одаренность, талант. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
Задатки, способности, одаренность, талант.
Факторы, влияющие на развитие одаренности.
Одной из главных задач реформирования современной общеобразовательной школы является выявление и поддержка одаренной ребенка, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование навыков самостоятельного научного познания, способности к самореализации в будущей профессиональной жизни. От того, насколько полно и эффективно реализуются потенциальные возможности одаренной личности, зависят темпы и качество развития социальных и экономических условий жизни общества. Одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как интеллектуальный потенциал государства, они должны быть в центре специальных педагогических, психологических, социальных программ.
Принципиальной особенностью современных образовательных программ должно стать создание условий, которые способствуют развитию инициативности, познавательной активности, способности к творческой самореализации одаренной молодежи. Поэтому одной из приоритетных задач современности является выявление, развитие и поддержка одаренных детей и молодежи, создание условий для всестороннего их развития, надежной социальной и психологической защиты.
В наше время потребность решения проблемы обучения, поддержки и развития одаренного ребенка вызвала широкую заинтересованность, как со стороны государства, так и со стороны ученых-исследователей, педагогов-практиков. Появилось значительное количество исследований, которые позволяют нам понять сущность феномена одаренности, закономерностей и условий ее развития.
Одаренность многогранна, она установлена профессионально компетентными людьми в соответствии со следующими параметрами: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные результаты в одной или более областях.
2. Специфические способности:
— Общие: определяют успех человека в различных видах деятельности.
— Специальные: определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развития.
Уровни развития способностей:
Отечественные психологии считают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, которые отличаются у людей уже при рождении. Эти особенности определяются как «задатки».
Задатки представляют собой лишь предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют проявление и развитие тех или иных способностей. Они многозначны, то есть, в зависимости от деятельности и соответствующих условий, на их основе могут развиваться различные способности. Специальные способности определяются наклоном к отдельным специальным видам деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
Понятие одаренности не получила общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна.
Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особым, присущим только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека,
которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая производительность, овладение культурным наследием прошлого и одновременно преодоления старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Существуют различные типы одаренности.
Да, наименее изучена лидерская или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные взаимоотношения, управлять ими.
К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению мал. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе толкает их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы вернуть таких учеников в школу.
Психомоторная (спортивная) одаренность проявляется очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы не представляет специального интереса. Ученики со спортивной одаренностью часто не совсем хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с нехваткой времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут прекрасно учиться.
Прямое отношение к школе имеют три типа одаренности: академическая, интеллектуальная и творческая (креативная).
Критерии для выявления признаков одаренности у детей младшего школьного возраста:
• тонкая моторная координация;
• развитая оперативная память и логическое мышление;
• владение искусством речевой коммуникации, оригинальность словесных ассоциаций;
• склонность к активному познанию окружающего мира;
• успех во многих начинаниях;
• установка на творческое выполнение заданий;
• владение основными компонентами умения учиться;
• создание в воображении альтернативных систем;
• настойчивость в своих действиях, нередко приближена к самоуверенности;
• нечеткость в разграничении реальности и фантазии;
• стремление к общению старших детей и взрослых;
• острая реакция на несправедливость;
• несдержанность чувств и эмоций.
Как же заявляет о себе одаренный ребенок младшего школьного возраста, и что должны знать взрослые, воспитывая такого ребенка?
— У талантливого ребенка сразу заметны: тонкая наблюдательность, сосредоточенность, усидчивость, умение настойчиво преследовать поставленную цель, самостоятельность и независимость в деятельности;
— Немотивированное давление и принуждение, навязывание занятий задерживают проявления настоящих природных наклонностей;
— Слишком ранняя специализация и «профессионализация» обедняют личность, затрудняют ее дальнейшую жизнь. Поэтому на первый план целесообразно выдвигать идею гармоничного развития совокупностей телесных, душевных и умственных, сил, вооружение ребенка знаниями и умениями, которые составят реальную пользу в жизни, помогут ученику занять достойное место в обществе;
— Талантливому ребенку необходимо предоставлять не только свободу самостоятельности, но и возможность в определенных пределах обсуждать со взрослыми свои намерения. Благодаря такой свободе он познает свои собственные силы, вырабатывает привычку оперировать своими умственными, физическими и моральными ресурсами. В результате производится самоуважение и способность критически оценивать свои способности и действия;
— Интенсивному развитию природных задатков помогают ознакомления с разнообразной деятельностью, глубокие и умеренно многочисленные впечатление.
Нужные для творчества краски, звуки, формы, движения талантливые дети находят в общении с природой, которая пробуждает мышление, воображение, фантазию.
«Не принуждайте душу ребенка, внимательно присматривайтесь к законам естественного развития каждого ученика, к ее особенностям, стремлениям, потребностям».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 11. Познание человеком мира и себя
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Знание – это результат познавательной деятельности.
Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.
Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).
Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.
Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.
Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.
Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».
У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.
Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).
Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.
От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.
Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.
Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.
Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите признаки самооценки.
Высокомерие. Человек ставит себя выше других.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 5. Потребности и способности человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Потребность – это переживаемая человеком нужда в чём-то, что ему необходимо в жизни.
Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
Поведение – определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.
Способность – это свойство личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Характер – (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Сила воли – это умение человека добиваться поставленных перед собой целей, несмотря на различные обстоятельства, физические возможности, окружение, лень и настроение.
Гениальность – (от лат. genius – «дух») – высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Подсчитать потребности людей невозможно, ведь каждый из вас на вопрос «что тебе нужно»? Может написать неимоверно огромный список.
Надо понимать, что с развитием науки, техники, образования и общества в целом этот список будет все расти и расти.
Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить из них основные. И когда учёные определили, что составляет базу наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы:
Удовлетворение потребности становится целью деятельности человека. Также потребность определяет мотив деятельности человека.
Мотив определяется не только потребностями, но и эмоциями, инстинктами, идеалами. Человеческие потребности изучаются давно. Автором самой популярной теории потребностей человека стал американский психолог Абрахам Маслоу. Он создал так называемую «Пирамиду потребностей», которая делит все потребности человека на 5 категорий. Все потребности он распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
В основании пирамиды он поместил физиологические потребности. К таким потребностям можно отнести утоление голода, жажды, дыхание, сон и т.д. Ступенью выше помещается потребность в безопасности. Над ней располагается потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Далее следует потребность в признании, к чему относится самооценка, уверенность, достижения и т.д. Пятая группа потребностей, которые возглавляют вершину пирамиды, звучит как «Духовные потребности».
Существует более развёрнутый вариант учения Маслоу, где выделяется ещё большее количество потребностей.
К сожалению, у людей, наряду с подлинными потребностями(разумными) существуют и ложные потребности (мнимые).
Мнимые потребности – это те потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносят ущерб обществу и природе. К таким потребностям в первую очередь можно отнести потребность в алкоголе, табаке, наркотических веществах.
Чтобы реализовать свои потребности, необходимо наличие определенных способностей, которые бы человеку в этом помогли.
Способности человека это одно из проявлений его духовного мира. Понятие «способности» тесно связано с другими понятиями, такими как «талант», «характер», «сила воли» и даже «гениальность». Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчёта. Задатки – это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определённое влияние.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выберите потребность человека, которая относится к социальным.
Ответ: Стремление к общению.
Пояснение: Социальные потребности –это потребности необходимые для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, какие потребности называют экзистенциальными. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.