Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры

Развитие культуры речи

Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры. Смотреть фото Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры. Смотреть картинку Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры. Картинка про Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры. Фото Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры

Скажи мне слово, и я скажу, кто ты. Речь – наша визитная карточка. Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности. Убогая, неуклюжая и малокультурная речь не способна оказывать влияние на окружающих. Более того, вызывает отторжение к говорящему.

Если вы желаете владеть вниманием собеседника, производить на него благоприятное впечатление и быть убедительным в своих высказываниях, развивайте культуру речи. В статье мы расскажем, как это сделать.

Элементы культуры речи

Культура речи – обширное понятие. Оно включает совокупность элементов, цель которых – наилучшим образом воздействовать на получателя информации.

Составляющие культурной речи:

Рассмотрим подробнее каждый элемент.

Содержательность

Пустословие – первый враг культуры речи. Народная мудрость тому подтверждение: «Век мелет, а помолу нет», «Звону много, да толку мало», «Наговорила, что наварила, а глядь – и нет ничего».

Содержательная речь должна соответствовать критериям:

Иными словами, ваши высказывания должны иметь внутренний посыл, смысл. Чтобы понять, не играете ли вы в словестный пинг-понг, задайте себе вопрос: моя речь обогащает слушателей? Делюсь ли я полезными знаниями, вдохновляю, вселяю уверенность или побуждаю к активным действиям? Любой «спич» должен иметь цель, быть ориентированным на слушателя.

Одно из самых распространенных препятствий на пути к культурной, содержательной речи – это слова- и звуки-паразиты. Всем известные «ну», «короче», «так скажем», «вообще», «типа», «как бы», «вот», «собственно», «ээ» и т.д. Пока мозг подбирает нужное слово, в речи появляется пауза. Именно ее и стремится заполнить слово-паразит.

Предлагаем несколько советов для избавления от мусорных слов и звуков:

Прочтите выбранное произведение несколько раз и перескажите своими словами, четко контролируя отсутствие слов-паразитов в речи. Этот способ мощно активирует речевой интеллект.

Вам потребуется напарник. Подготовьте небольшой рассказ о себе: самые простые и хорошо известные факты из биографии. Начните пересказывать подготовленный текст напарнику. В тот момент, когда вы произнесете любое слово-паразит, ваш помощник должен сказать: «Стоп. Начинай сначала». И вы начинаете воспроизводить текст заново. Повторяйте упражнение до тех пор, пока пересказ не будет полностью очищен от бесполезных слов.

Такой способ помогает сформировать речевой самоконтроль.

За каждое произнесенное слово-паразит выписывайте себе штраф… в 5 приседаний, например. Либо найдите в своем окружении счастливчика, которому будете платить по 100 рублей за каждый «блин».

Возьмите любой текст. Например, «Сказку о золотой рыбке». Припомните свое излюбленное слово-паразит. Начните читать текст сказки, вставляя после каждого нормального слова паразитное.

«Жил как бы старик как бы со своею как бы старухой как бы у самого как бы синего как бы моря как бы». Таким образом повторите сказку три раза. На четвертый раз вы почувствуете явное отторжение к слову-паразиту. Внутреннее сопротивление поможет вам в дальнейшем не употреблять мусорное слово в речи.

Найдите любой тест в Интернете. Например, психологический. Прочитайте вопрос и самостоятельно сформулируйте ответ, не подглядывая в предлагаемые варианты и не используя бесполезные слова/звуки.

Слова-паразиты обедняют речь и являются костылями, на которые опирается человек. Смело отказывайтесь от них. Учитесь говорить ярко и лаконично.

Словарный запас

15 тысяч слов составляет активная лексика среднестатистического человека. Произведения Александра Сергеевича Пушкина содержат около 23 тыс. слов, словарь Владимира Ивановича Даля – 200 тысяч. Героиня романа «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка обходилась 30 словами. Узнать величину своего пассивного словарного запаса можно здесь.

Пассивный словарь – это знакомые человеку слова, но в речи им не востребованные. Активный словарь – слова, регулярно употребляемые человеком при коммуникации. Культура речи предполагает систематическое использование хотя бы 50% пассивного словарного запаса.

Предлагаем выполнять 4 упражнения, которые переведут ваш словарный запас из спящего режима в активный.

Возьмите ручку, лист бумаги, таймер. В течение минуты произнесите вслух максимальное количество любых существительных, не повторяясь. При этом за каждое слово ставьте на листе бумаги палочку/точку/галочку. Посчитайте количество названных существительных. То же самое проделайте с прилагательными и глаголами.

Нормой является соотношение существительных / прилагательных / глаголов – 54/46/42 слова.

Количество глаголов указывает на авторитетность и способность речи побуждать к действиям. Прилагательные делают речи выпуклой, эмоциональной и запоминающейся. Существительные – дают определение предметам и явлениям.

Эта техника речевой креативности способствует распаковке ресурсов мозга, памяти и воображения. Практикуйте в течение 7 дней, и вы заметите, как увеличивается активный вокабуляр.

Древнеримский философ, оратор и политический деятель Цицерон расширял словарный запас, пересказывая возвышенные стихи. Причем он передавал содержание прочитанного в самых лучших выражениях, какие только мог подобрать.

Последуйте его примеру. Помните, в русском языке существует как минимум 6 синонимов для каждого слова. Используйте их.

Данный метод не только расширит ваш активный словарный запас, но и научит импровизировать в любой ситуации.

Ваша задача вспомнить и описать человека, с которым общались час назад. Напрягите память и дайте характеристику его внешнему виду, манере речи, предмету разговора, вашим ощущениям в процессе коммуникации. Чем больше эпитетов назовете, тем лучше.

Чтение и прослушивание аудиокниг – разумный метод обогащения лексики. Предлагаем его усовершенствовать. Найдя в книге выразительное, редко употребляемое слово, выпишете его. Составьте несколько предложений, где оно было бы уместно. На протяжении 5 дней используйте найденное слово при живом общении или в переписке.

Так новое слово не ляжет на пыльную полочку вашей памяти, а войдет в активный лексикон.

Упражняйтесь, друзья, и вам точно не придется лезть за словом в карман.

Лексические нормы

Емкий словарный запас – признак высокой культуры речи. Не менее важно при этом следить за соответствием лексического значения слова ситуации, где оно употребляется. Приведем примеры речевых ошибок, которые препятствуют культуре речи:

Пример: «Рок-группа выпустила очередной дебютный альбом».

Пояснение: слово «дебют» употреблено ошибочно. Дебют – это первое выступление. Из контекста предложения ясно, что рок-группа выпустила далеко не первый альбом.

Пример: «Катя ведет праздничную жизнь».

Пояснение: слова «праздничный» и «праздный» – паронимы. В данном предложении уместно использовать слово «праздный».

Примеры: «Корреспондент дает подробные подробности произошедшего»; «В саду растут только многолетние растения»; «Проливной ливень помешал городским гуляниям».

Пример: «Лишь небольшая толика людей понимала, что происходит».

Пояснение: толика – и есть небольшая часть. Поэтому «Небольшая толика» – избыточное выражение.

Примеры: «Войска одержали поражение в битве»; «Поднимем тост за молодоженов»; «Государство стремится улучшить уровень жизни населения».

Пояснение: поражение можно только терпеть, тост – произнести, уровень жизни – повысить.

Примеры: «Всё вернулось на места своя»; «Не за горой тот день, когда мы разбогатеем».

Пояснение: нельзя искажать структуру фразеологизма (правильно говорить «вернулось на круги своя») и грамматическую форму слов, входящих в его состав (правильно говорить «не за горами»).

Как же минимизировать количество лексических ошибок в речи? Как развить грамотность? Вот несколько советов:

Культурного, хорошо владеющего речью человека отличает богатство активного словаря и соблюдение речевых норм.

Логичность

Логика – это умение последовательно излагать мысли, исключать противоречие между ними и строить связный текст. Чтобы каждое ваше высказывание было таковым, необходимо соблюдать 4 основных закона логики и не допускать логических ошибок.

Одно рассуждение – одна мысль.

Типичный пример нарушения закона тождества: «Самое смертоносное цунами произошло в 2004 году: погибло более 230 тыс. человек на острове Суматра, в Таиланде, Шри-Ланке, Индии. Цунами возникает из-за подводных землетрясений. Магнитуда может достигать… Самые разрушительные цунами в истории человечества произошли…Чтобы спасти свою жизнь, нужно…».

В примере тема цунами 2004 года перетекает в рассказ о цунами, как явлении вообще. Появляются две нити повествования вместо одной.

Из двух взаимоисключающих высказываний одно истинно, а другое ложно, третьего не дано.

Пример нарушения этого закона: «У туристов совсем не осталось еды. На троих – только банка шпрот и два апельсина».

Высказывания, противоположные по смыслу, одновременно истинными быть не могут.

Пример нарушения закона противоречия: «Всем известно, у Сталина не было хобби. Какие же увлечения были у Сталина?» В данном случае истинно лишь одно высказывание: либо у Сталина не было хобби, либо было.

Каждое утверждение должно быть подтверждено убедительными доказательствами.

Пример нарушения этого закона: «Коля – вор, потому что он подписал показания». Тут усматривается нарушение логики, ведь подписание показаний не означает доказательства вины.

Здесь вы найдете перечень полезной литературы, которая поможет вам не допускать ошибок логического типа.

Композиция

Неоспоримый признак культуры речи – четко продуманная композиция высказывания. Было бы некультурно приступить к повествованию, не поприветствовав аудиторию. Или начать речь с кульминации рассказа.

Возможно ли овладеть мастерством композиции? Да. Для этого нужно соблюдать несколько условий:

Правильно построенная композиция позволяет оратору владеть и управлять вниманием слушателей. Наращивать интерес, если аудитория остыла. Чтобы оживить речь, сделать ее эмоционально-привлекательной для слушателей, выполняйте упражнение древнегреческого философа и ритора Горгия.

Возьмите любой предмет. Например, горшок с кактусом. В течение минуты пойте ему дифирамбы. Припомните его положительные качества, пользу, опишите визуальную привлекательность предмета в самых ярких красках. Затем сразу же в течение минуты хулите его.

Старайтесь быть максимально категоричными, радикальными как в порицании, так и в рукоплескании. Обязательно выражайте свои эмоции невербально: мимикой, жестами, выражением глаз. Проявляйте свободу в интонационном выражении.

Дикция

Представьте оратора, который невнятно говорит, еле шевелит ртом или «проглатывает» звуки. О какой культуре речи здесь можно говорить? Безупречная дикция является знаком уважения к собеседнику, а также располагает к нам людей и вызывает симпатию.

Рекомендуем вам совершать 4 действия, которые сделают вашу дикцию четкой:

Чтобы наработать этот речевой навык, читайте вслух, артикулируя выразительнее, чем вы делаете это в повседневной жизни.

На нашем сайте вы найдете скороговорки для улучшения дикции.

Друзья, развивайте культуру речи. Повышайте общую культуру. Уважайте своих собеседников и русский язык в целом. Успехов вам!

Источник

О способах повышения речевой культуры обучающихся

Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации.

Речевая культура проявляется в трёх аспектах, взаимосвязанных между собой.

Первый – нормативный. Охрана норм литературного языка является делом национальной важности, так как литературный язык – один из факторов (наряду с единством территории и хозяйственной жизни), объединяющих нацию в единое целое.

Второй аспект – коммуникативный. Порой текст, в котором безупречно соблюдены все нормы, тем не менее не выполняет поставленной задачи. Дело в том, что в каждой конкретной ситуации общения из всех языковых средств необходимо выбрать такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполнят поставленную коммуникативную задачу. Развитие коммуникативного аспекта культуры речи возможно только в свободной речевой деятельности, любая диктатура и творчество несовместимы.

Третий аспект культуры речи – этический. В каждом обществе существуют общепринятые нормы поведения, которые в рамках культуры речи определяются как речевой этикет. Уже древние риторики (руководства по красноречию) указывали на тесную связь речи с её содержанием и именно последнему отдавали приоритет при оценке высказывания. Первый и главный критерий хорошей речи – критерий нравственный: речь должна быть правдивой, а цели коммуниканта благородными.

Содержательность и правдивость высказывания – важные внелингвистические факторы эффективности общения. Остальные критерии оценки уровня речевой культуры имеют непосредственное отношение к языку: культурная и грамотная речь – это речь правильная (нормированная), точная, логичная, уместная, чистая, выразительная, богатая.

Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать несколько правил, которые будут приняты обучающимися в процессе общения.

Данные правила должны быть осознаны и приняты всеми участниками общения, так как их выполнение обеспечит эффективность общения. Центральным понятием общения становится “речевой поступок”. Тем самым, во-первых, подчёркивается личная ответственность говорящего за своё слово; во-вторых, приоритетной оказывается спонтанная “изобретаемость” речи (воспроизведения готовой речи здесь быть не может).

Одним из критериев оценки уровня речевой культуры является степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. Таким образом, представляется интересным обратить внимание на такие формы урока, как дискуссия, полемика, семинар, так как именно риторизированная технология является наиболее эффективной для повышения активности обучающегося.

Наиболее целесообразно, на мой взгляд, использовать такие формы проведения урока, как семинар, полемика, дискуссия, то есть те, в основе которых лежит обсуждение предложенной проблемы. При таких формах учителю достаётся лишь организационная роль, а само содержание урока определяется совместно обучающимися.

Такое обучение является личностно-ориентированным и обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Процесс личностно-ориентированного обучения предполагает, что обучающийся может реализовать себя относительно своих собственных способностей.

При использовании данных форм урока педагогу можно порекомендовать придерживаться следующих рабочих принципов, которые способствуют повышению эффективности обучения.

В качестве примера использования риторизированной технологии приведу разработку урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.

Задача для учителя: ознакомить обучающихся с правилами, организовать ход дискуссии, чтобы не нарушались временные рамки каждого этапа.

Задача для обучающихся: подчиняться принятым правилам, любое своё выступление доказывать, обосновывать или иллюстрировать.

Не исключено, что кто-то будет против правил. Необходимо объяснить их полезность. Если подобные уроки проводятся систематически, то проблем не возникает, если впервые, то необходимо потратить время, чтобы все участники общения осознали, что правила способствуют плодотворному общению, а не мешают ему.

Обучающимся самим было предложено выбрать тему для дискуссии. Единогласно остановились на теме “Компьютерная зависимость”. Такой выбор можно было прогнозировать: тема актуальна, интересна и соответствует подростковому возрасту.

Первый этап урока: формулировка проблемы, выделение различных её аспектов.

Проблема сформулирована: опасность компьютерной зависимости.

Выделены были следующие её аспекты:

В целом видно, что обучающиеся осознают опасность компьютерной зависимости. На первом этапе урока высказались 12 человек. В классе присутствовали 23 человека.

Второй этап урока: выяснение причины возникновения данной проблемы.

Названы были следующие причины:

На втором этапе урока высказались 8 человек.

Третий этап урока: предложения по решению проблемы.

Высказаны следующие предложения:

На третьем этапе урока высказались 8 человек. Как видно, обучающиеся очень грамотно обсудили проблему, даже без специальной подготовки, чувствовали себя свободно, не боялись оценки. Результата такого урока можно считать положительным, так как цель, ставившаяся учителем для себя, достигнута: на уроке высказались 92% обучающихся, прозвучали разные типы аргументов, участники дискуссии были искренни, соблюдали культуру слушания, продемонстрировали умения обобщать материал и делать выводы.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: риторизированная технология способствует формированию высокого уровня речевой компетенции, позволяя воздействовать в первую очередь на увеличение степени активности обучающегося в учебном диалоге. Данные формы обучения эффективно повышают уровень развития речевой культуры обучающегося.

Источник

Понятие о культуре речи. Пути совершенствования речевой культуры

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

В имеющихся учебниках и учебных пособиях по курсу «Русский язык и культура речи» эти пути обозначены. Среди них наиболее эффективными признаны следующие:

Однако всё перечисленное – это средства совершенствования речевой культуры. А главным условием самосовершенствования в сфере речевой деятельности является развитие самосознания. Что это такое?

Самосознание – это, способность человека размышлять о самом себе, оценивать са-мого себя: свои мысли, чувства, способности, поступки – и брать их под свой контроль. Таким образом, это деятельность человека по осознанию самого себя и одновременно по «переделке» своего внутреннего мира. Доказано, что без самостоятельной работы по собственному воспитанию и самовоспитанию нормальный ход духовного становления личности невозможен. Разумеется, к такой трудной работе готов далеко не каждый. В рамках речевой деятельности самосознание реализуется прежде всего как рефлексия.

И последнее. Считается, что одним из средств совершенствования речи является расширение словарного запаса. Это не совсем так. Представляется, что здесь перепутаны причина со следствием, и вот почему. Чем богаче содержание сознания и духовного мира языковой личности, тем больше языковых знаков (в частности, слов и выражений, моделей предложения) требуется для его воплощения и передачи. И наоборот. Таким образом, скудный словарный запас, ограниченный набор речевых стереотипов, некритичное следование моде и речевому окружению свидетельствует о душевной лени человека, ограниченности, недостаточной развитости его сознания.

Научный стиль литературного языка: общая характеристика.

Понятия, которыми оперирует научное мышление, выражаются обычно многокомпонентными структурами, характерными именно для письменной речи. Это происходит потому, что письменная форма более удобна и надежна в смысле обнаружения малейших информативных неточностей, логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины. Обычно научные доклады, сообщения сначала пишут, отрабатывая адекватную форму воплощения научной информации, или хотя бы составляют тезисы, план.

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1745 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры

Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры. Смотреть фото Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры. Смотреть картинку Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры. Картинка про Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры. Фото Что способствует развитию индивидуальной речевой культуры

Культура речи позволяет людям общаться друг с другом на должном уровне. Устная речь может быть развита только в результате речевого общения.

Цель исследования: знание норм и правил речевой культуры, совершенствование речевого этикета.

1. Усвоение, совершенствование норм владения культурой речи.

2. Исследование формирования культуры правильной речи в социальной сфере, в публичной среде, на культурно-массовых мероприятиях различного уровня.

Язык – живое явление. Культура речи представляет собой понятие, означающее соблюдение языковых норм в устной и письменной речи. Следует отметить, что при глубоком рассмотрении данной концепции, определяется следующее: на пути становления языка как достояния нации, языка с уже сложившимся словарным составом отмечается сложный этап перехода от обычной разговорной речи к яркому, выразительному языку.

Овладение культурой речи начинается с умения говорить. Язык, являясь средством обмена мнением, понимания друг друга, обеспечивает речевое общение. Речевое общение – понятие, тесно связанное с мыслительной деятельностью человека, умозаключением, говорением, слушанием, пониманием, высказыванием, суждением и т.д.

Язык мышления – слово. Только посредством слова мы можем выразить свои мысли. Восприятие слова и его понимание тесно связаны между собой. Звуковая речь сыграла важную роль в развитии человеческого разума, человеческого сознания.

Речь – главный признак человеческого разума, сознания. Язык с древнейших времен играет важную роль в развитии сознания как отдельного человека (индивида), так и общества (социума) в целом [1, 16].

Слово должно быть содержательным, значимым и выразительным. В противном случае оно не достигнет желаемой цели. В народе о людях, выражающихся содержательно, глубокомысленно, с восхищением отзываются «слово его стрела». Не зря Ж. Баласагун отмечал: «Украшение разума – язык, украшение языка – слово».

Как деятельностьчеловека, его мышление требуют уместности, внимательности, бережности, так и слово должно соответствовать данным требованиям. Эти требования реализуются только при полном усвоении языковых норм.

Языковые нормы складываются и развиваются на основе внутренних законов языковой системы. Звуковая система языка, богатство языка, семантика слова, грамматическое строение языка – все основывается на особенностях языковых законов.

Одним из признаков нормированности речи является его всемерное широкое употребление, которое определяется не только семантикой слов, но и их практическим употреблением. Например, рассмотрим употребление некоторых слов только в неблагоприятном или только в благоприятном значении. Согласно нормам культуры речи, каждое понятие должно сочетаться только с определенным кругом слов. Речь идет о сочетаемости слов. Например, слово благодаря образует сочетания с благоприятным значением: благодаря здоровью, благодаря богатству, благодаря таланту. Но недопустимо употребление слова благодаря в сочетаниях: благодаря болезни, благодаря нищете, благодаря бездарности (бесталанности) не только в нормированной литературной речи, но даже в разговорной [2, 18].

Фразеологизмы погряз по горло, вошло в привычку, нарвался выражают только неблагоприятное значение, поэтому их нельзя сочетать со словами с благоприятной семантикой. Например, неуместны сочетания: заботливость вошла в привычку, нарвался на радость, погряз в богатстве.

Таким образом, говоря о культуре речи, в первую очередь, обращаем внимание на владение литературным языком. Говорящий, наряду с присущими ему языковыми особенностями, должен иметь сведения о всеобщих нормах литературного языка.

Повышение культуры устной и письменной речи требует повседневной подготовки. Необходима практика для того, чтобы речь была правильной, четкой, точной, понятной, образной, эмоциональной и выразительной. Необходимо активно участвовать в содержательных разговорах и беседах; включаться в обсуждение проблем, вопросов, возникающих в кругу друзей, коллег, родственников; часто выступать на семинарских и практических занятиях. Все это способствует развитию мыслительной деятельности, формирует навыки говорения, развивает, совершенствует культуру речи.

Развитию навыков публичной устной речи, формированию своего стиля речи способствует во многом переписка. В письмах следует поднимать не только бытовые вопросы, но и социальные проблемы. Умение оценивать речевую деятельность говорящих представляет собой обучение ораторскому искусству, красноречию. Необходимо уделять внимание не только содержательности речи ораторов, выступающих на собраниях, лекциях, на радио и телевидении, но и придавать большое значение подаче материала, речевому мастерству, ораторским приемам [3, 98].

Целесообразно проводить анализ ситуаций: уметь определять позитивное и негативное в массовой коммуникации; определять, какие действия, какие способы привели к удачам, какие к неудачам. Следует обратить особое внимание установлению контакта выступающего с аудиторией, умению держать себя перед аудиторией.

Необходимо знать, из каких уровней состоят действия выступающего, уметь правильно выстраивать структуру речи, овладеть правилами подготовки ко встрече со слушателями, усвоить способы овладения вниманием аудитории.

Следует отметить, что ежедневные подготовки, упражнения в красноречии способствуют повышению профессионального мастерства оратора. Считаем целесообразным привести примеры высказываний великих людей, знающих силу, значимость слова. Из высказываний: «Не умеющий выражать свои мысли словом не построит карьеру» (Наполеон), «Там, где в почете молчание, слово теряет силу. Если безмолвствуешь среди говорящих, потеряешь себя. Мастер слова не лишится ни слова, ни себя» (Конфуций), «Мне для 10-минутного выступления необходима неделя, для 15-минутного выступления необходимо 2 дня, для получасовой речи – один день. А попросят выступить в течение часа – выступлю немедля» (Вудро Вильсон) – следует, что ясная, точная, уместная и образная речь формирует имидж оратора [4, 87].

В современном обществе каждому необходимо овладеть искусством уверенной речи. Ораторское искусство особенно необходимо деловым людям: предпринимателям, менеджерам, руководителям производства, должностным лицам управленческого аппарата, журналистам, общественным деятелям, преподавателям, ученым, судебным работникам, политикам и др., которые не могут достигнуть успеха без овладения ораторским искусством.

Основной способ привлечения людей к активной деятельности – найти с ними общий язык. Только меткое слово уверенной, впечатляющей речи способствует взаимопониманию.

Лингвистический центр прогнозирования относится к ряду лингвистических центров по формированию культуры речи. Лингвистический центр прогнозирования исследует задачи качественного и количественного аспекта традиционной языковой системы, формирование устоев языковой и речевой деятельности. Лингвистическую экологию, относящуюся к культуре речи, называют экологией языка и культуры речи. К экологиии культуры речи относятся языковая ситуация, языковое сознание, языковая среда, чистота языковой среды, стилистические нарушения в речевой деятельности, вопросы речевой этики, культура речи, мониторинг и др.

Стилистическая норма реализуется только в случае соблюдения орфографических, пунктуационных, лексико-грамматических норм языковой культуры в соответствии с их коммуникативно-эстетической функцией. Стилистическая норма определяет речевую грамотность говорящего. Культура речи проявляется во всех сферах функционирования языка – в художественной, научной, официальной, даже в бытовой. Культура речи тесно связана с вопросами публичного выступления, знанием его норм, приемов, способов, а также знакомства с лучшими образцами ораторских выступлений, приобретения навыков устного выступления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *