Что способствует развитию человека
Факторы формирования личности
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Факторы формирования личности« из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
В системе социальных связей человек занимает то или иное место, играет ту или иную роль в зависимости от уровня развития своей личности.
Структура личности формируется из убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов; привычек, умений, навыков и знаний; особенностей психики; биологических свойств, связанных с полом, возрастом, темпераментом.
Личность — это самая высшая оценка социального значения человека. Иными словами, личность — это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
1) наследственность, т.е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей;
3) культура с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;
4) социальное окружение, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем. Именно в обществе происходит формирование основных личностных качеств, самопознание и самореализация;
5) личный опыт. Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате которых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт (положительный или отрицательный), исходя из которого, он будет ориентироваться в будущем.
Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства:
Если темперамент является врожденным качеством, то характер формируется в процессе социализации и изменяется с получением нового жизненного опыта.
Факторы развития личности человека
Развитие личности проходит в три этапа и зависит от влияния биологической и социальной среды, воспитания, подражания, принятых социальных ролей и индивидуальной активности. Развитию подлежат и черты, которые человек унаследовал от предков.
Что такое личность?
Личность – это индивидуальный набор качеств, которыми наделен каждый человек. Эти черты влияют и обусловливают друг друга, проявляясь в поведении человека. Развитие личности неизбежно связано с биологическим развитием, поскольку только на определенных этапах жизни человек способен сознательно направлять свою деятельность на формирование личности.
Личность формируется в процессе психического развития, который проходит в несколько этапов:
Человек рождается с определенным набором генов, унаследованных от предков. По оценкам генетиков, при появлении на свет у ребенка закодировано 50% его черт. Остальное – это работа умственных, когнитивных, экологических, культурных и ситуационных процессов.
В детстве и юности большую роль в развитии личности играют: наследственность, биологические изменения организма и факторы окружающей среды. В зрелом возрасте человек направляет свою деятельность в основном на самопознание, самообразование, принятие определенной системы ценностей. Это достигается в результате как сознательных, так и непроизвольных действий.
Биологическая и социальная среда
Человек живет в особой биологической и социальной среде, требующей определенной адаптации. Климатические и экологические условия влияют на вид его деятельности, а традиции и правила поведения сообщества, с которым он себя идентифицирует, формируют его систему ценностей и модели поведения.
Воспитание
Воспитание – это четко сформулированная программа воздействия на человека. Его цель – привить еще незрелому и зависимому человеку определенные готовые модели поведения, влияющие на формирование его характера. В дополнение к целенаправленному воспитанию существует также стихийное (хаотичное), которое является результатом противоречия рекомендаций родителей и педагогов их поведению. Поэтому воспитание часто не приносит ожидаемых результатов.
Подражание
С самых ранних лет жизни человек действует по определенным образцам. Подражание – основная форма накопления опыта. Это связано с внешним заимствованием правил поведения, со стороны ближайшего окружения, кумиров и авторитетов. Так формируется образ идеального «Я».
Социализация
Чтобы человек мог успешно функционировать в обществе, он должен взять на себя определенные роли, вытекающие из положения, которое он занимает в социальной группе. Каждому отводится несколько ролей (например, муж, друг, коллега, наставник), что влечет за собой необходимость изменения правил поведения в зависимости от выполняемой в данный момент роли. Разнообразие социальных взаимодействий и ожиданий заставляет людей приобретать способность различать модели поведения.
Активность
У каждого человека есть биологически обусловленная необходимость удовлетворять свои потребности. Это делается в индивидуальном порядке, на который влияют все факторы, указанные выше. В восприятие мира входит и собственная деятельность. Образ мира определяет сферу деятельности человека. По мере взросления люди расширяют кругозор и развивают психику.
Зрелая личность характеризуется преимуществом когнитивной зоны и воли (характера) над другими элементами, а также повышенным уровнем самосознания и сопереживания. Формированию зрелой личности способствует курс Викиум «Критическое мышление».
Основные факторы развития личности
Развитие личности
Развитие личности — растянутый во времени процесс, во время которого происходит не только физическое, но и духовное становление индивида, реализация его в социуме. Духовность человека, взгляды на окружающую действительность, жизненные приоритеты зависят в первую очередь от условий, в которых проходят его детство, отрочество и юность.
Процесс развития личности длится всю жизнь, вместе с развитием общества, научного и технического прогресса. При этом происходят как количественные, так и качественные изменения, появление нового и преобразование старого (или полное избавление от него). Остановка в развитии личности приводит к ее отставанию от изменившихся жизненных реалий, а порой и к деградации.
Факторы развития личности
Современной науке личность представляется неделимой совокупностью ее биологической и социальной сущностей. Процесс развития личности завязан на единстве физических и психических особенностей человека, условий его социального окружения и стремления к саморазвитию и совершенствованию. Факторы развития личности — это движущие силы, которые способствуют развитию индивида во всех жизненных сферах.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Опираясь на эти определения, выделяют три основных фактора, от согласованности воздействия которых зависит итоговый результат развития личности:
Наследственность
Наследственность — это передача на генетическом уровне от предков потомству определенных признаков и особенностей вида.
Это могут быть как отличительные черты сложения и внешнего вида, так и психические особенности, генетические заболевания. Также на генном уровне может передаваться предрасположенность к развитию тех или иных способностей. Природные данные человека предопределяют лишь общее направление вектора его развития.
Хороший музыкальный слух дает человеку возможность стать композитором, музыкальным исполнителем или певцом любого жанра, но не гарантирует, что он будет заниматься музыкой на профессиональном уровне. Выберет ли этот человек музыкальную карьеру, зависит от наличия равноценных способностей в другой области, личного примера близкого окружения (дети музыкантов чаще выбирают тот же путь самореализации), создание оптимальных условий для развития данной способности.
Воздействие среды
Следует учитывать характер воздействия среды, как сложной системы сложившихся извне обстоятельств, и активность реакции личности в ответ на это воздействие. Личность сама по себе играет важнейшую роль в характере проявления как внутренних, так и внешних воздействий на человека со стороны среды.
Существенные социальные обстоятельства:
Обучение и воспитание
Воспитание — мощнейший фактор развития личности, способный корректировать в нужную сторону негативное влияние наследственности и среды. В отличие от последних, воспитание воздействует на человека на сознательном уровне и требует его осознанного участия в процессе формирования личности.
Обучение способствует интеллектуальному и творческому развитию, овладению знаниями и полезными навыками, формированию определенного мировоззрения, тяги к познанию.
Факторы, влияющие на формирование личности
На протяжении всей жизни человек участвует в разных видах деятельности. Этот опыт называется личным и включает в себя совокупность полученных знаний, приобретенных умений и навыков. Существует ещё личностный опыт — этот вид опыта связан с психологическими переживаниями субъекта относительно смысла деятельности. Он помогает сформировать убеждения, взгляды, собственные выводы из пережитого.
Наличие опыта помогает человеку познавать и преобразовывать окружающую действительность, реализовать наилучшим образом внутренний потенциал, ставить цели и достигать их. Положительный опыт подталкивает человека продолжать двигаться в том же направлении, а отрицательный тормозит его развитие.
Социальное окружение
С первых дней жизни человек попадает в социальное окружение и включается во взаимодействие с остальными субъектами. Социальное общение начинается с семьи и продолжается в других социальных институтах. Приобретенный в результате опыт постепенно преобразуется во внутренние убеждения, становится частью мировоззрения и неотъемлемой составляющей личности человека. При этом из одинаковых социальных ситуаций разные индивиды могут вынести различный социальный опыт, что служит процессу формирования такого качества личности, как индивидуальность.
Рассмотрим на примере некоторых характеристик окружения, каким образом они могут повлиять на развитие личности отдельного индивида:
Культура
Определенный культурный опыт является достоянием всего человечества и одинаково влияет на формирование личности, независимо от общественного строя. Но в то же время каждое отдельное общество предлагает своим членам особенный культурный опыт, отличный от опыта других культур. Большое значение имеет ее религиозная составляющая. Так, личность, воспитанная на основе христианской культуры кардинально отличается от личности, воспитанной в мусульманской среде.
Физическое окружение
Влияние окружения в физическом (географическом, климатическом) смысле на развитие личности не столь значительно, как социальное. Оно имеет значение большей частью для предпосылок формирования националистического, этнического сознания. Однако нельзя отрицать некоторые факты, подтвержденные многолетним опытом большинства людей. Так, например, жители более северных широт по своему характеру более открыты, гостеприимны, доброжелательны к незнакомым людям, чем жители южных широт.
Генетические особенности
В каждой человеческой особи природой генетически заложены предпосылки для ее индивидуального развития. Люди отличаются друг от друга не только по своим физическим качествам, но и по врожденной склонности к некоторым видам деятельности, дающей им преимущества в быстром и качественном освоении определенных профессий. Биологическая наследственность является одним из факторов, влияющих на индивидуальность личности, объясняющих ее отличие от других особей по темпераменту, характеру, способностям
Направление развития
Результатом развития личности является формирование человека как физического и как социального субъекта. В связи с этим можно выделить два направления развития: физическое и социальное.
Физическое развитие
Понятие физического развития как непрерывно протекающих биологических процессов характеризуется комплексом взаимосвязанных морфологических, биохимических, физиологических и других свойств организма, а также обусловленных ими запасом физических сил.
Морфологические свойства обусловлены наследственными качествами, и активно влиять на них сложно (за исключением массы тела в целом и соотношения жировой и мышечной ткани в частности). Вряд ли человек способен целенаправленно отрастить длинные « музыкальные » пальцы, если у всех его предков они были короткими.
Но уже на уровне биохимии такое воздействие вполне реально (правильное питание, полноценный сон и отдых, здоровый образ жизни активно влияют на обменные процессы в организме).
Становление человека в современном обществе протекает в противоречивых условиях. С одной стороны, научно-технический прогресс дает новые возможности для развития человека, с другой — усиливаются факторы, препятствующие его полноценной физиологической адаптации (в первую очередь — малоподвижный образ жизни). Физическая культура обеспечивает развитие жизненно важных физических качеств и способностей.
Здоровье человека является основой для его трудоспособности, самореализации личности и напрямую зависит от его физического развития. Задача общества — создать условия и поддержку его членов в стремлении вести здоровый образ жизни, развивать свое физическое строение.
Социальное развитие
Социальное развитие личности построено на единстве психического, духовного и эмоционального развития.
За время жизни человек последовательно проходит разные этапы психосоциального развития и приобретает свойственный этим фазам опыт и качества:
Духовное развитие — это путь, который должен пройти каждый человек, чтобы осмыслить свое предназначение, развить духовную составляющую, внутренние качества и принципы.
В этом смысле средствами духовного развития являются:
Также под духовным развитием подразумевают овладение нравственными ценностями и качествами. В связи с этим выделяют такие высшие духовные ценности:
Эмоциональное развитие личности — это процесс, в ходе которого человек учится контролировать свои эмоции и управлять ими.
Человек в своем эмоциональном развитии проходит несколько этапов:
Движущие силы развития личности
Движущей силой развития личности являются противоречия и другие формы психологических феноменов, провоцирующих индивида к самосовершенствованию, к работе над собой. Таким феноменом может служить конфликт между вновь образовавшимися у человека потребностями и отсутствием у него возможности их удовлетворения.
Противоречия могут возникать между:
Противоречия подталкивают индивида к деятельности, позволяющей выработать нужные ему свойства и качества личности. Человек активно стремится поменять что-то в своем характере, поведении, образе жизни. Наличие желаний стимулирует постановку и достижение целей. Ради этого человек может поменять социальное окружение, географическое положение, работу, получить дополнительное образование, сменить социальный статус (создать семью, подняться по карьерной лестнице), заняться спортом, избавиться от вредных привычек и приобрести полезные привычки, навыки и умения.
В случае, когда возрастные изменения меняют физические способности не в лучшую сторону, человек вынужден пересмотреть свой привычный образ жизни и найти новые способы самореализации (например, сменить активные занятия спортом на развитие духовного начала или повышение уровня интеллекта и образованности).
Признаки зрелой личности
Психологи пришли к выводу, что человек становится личностью не в момент рождения, а в процессе постепенного развития. Признаки, свойственные уже сформированной личности:
5 основных факторов, формирующих личность человека
Время чтения 7 минут
Шекспир говорил: «Личность – это наш сад, а воля – это его садовник». Так давайте же разберемся, каков наш внутренний сад и как необходимо за ним ухаживать. Чтобы ответить на все эти вопросы, которые можно причислить к риторическим, разберемся, что же такое формирование личности и из каких основных факторов оно складывается.
Несмотря на трудности с определениями, формирование личности и его закономерности все же входят в сферу психологического знания. Поэтому примем за аксиому, что личность – это человек, который сумел перешагнуть определенный уровень развития. Ребенок, который научился вежливо отказывать агрессору в школе. Спортсмен, побивший новый рекорд. Девушка, сдавшая экзамен, чтобы получить профессию мечты.
В общем, личностью можно назвать всякого, кто твердо решил не оставаться на уровне инфузории-туфельки. Такие люди принимают решение каждый день так менять свою реальность, как сами считают нужным. Но каким образом происходит процесс формирования личности? Почему в одной и той же семье могут вырасти и хороший врач, и уголовник? Отчего те дети, которые в начальных классах кажутся будущими гениями, впоследствии оказываются на обочине жизни? И как происходит то, что зовется личностным развитием?
На этот процесс влияют несколько факторов, которые на протяжении всей жизни образуют собой кружево обстоятельств, взлетов и падений. Но обо всем по порядку.
Формирование личности человека: 5 основных факторов
Выделяется четыре источника, из которых человек может получить опыт. Это наследственность, окружающая среда, обучение ребенка взрослым, собственный опыт. От качества этих источников зависят показатели развития личности. А также есть еще один фактор, который некоторыми исследователями выносится отдельной строкой – это эмоциональная привязанность.
Наследственность, или биологическое в человеке
Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.
Особенности психики определяются частью тела – мозгом. Гены являются теми «кирпичиками», из которых затем формируется личность. В последнее время биологический фактор – а именно, фактор наследственности – недооценивается. Рассмотрим пример. Человек страдает от социофобии. Каковы его действия? Если он хочет покончить со своим персональным кошмаром, то обращается к тем, кто специализируется на решении подобных проблем – то есть, к психологам. Это логично. При зубной боли идут к стоматологу. Если сломалась стиральная машинка – вызывают мастера, который ее починит.
Пользуясь Аристотелевой логикой, измучившийся от социальных страхов клиент приходит на прием к психотерапевту. Затем он приходит еще один раз, затем еще и еще. Во время психотерапии появляется результат – общаться с людьми становится легче. Однако зачастую после прекращения походов к психологу все встает на круги своя. Наш герой «подсаживается» на терапевтические сеансы. Результаты их, несомненно, хороши. Одна проблема – недолговечны. Как и финансовые средства у клиента.
Где же здесь «собака зарыта»? Причины социофобии этого персонажа кроются в генетике. Иными словами, ему нужна не только и не столько психотерапия, сколько транквилизаторы или антидепрессанты. А безуспешные попытки психолога заново «выдрессировать» клиента не приносят долговечных результатов. Обычно домашние задания психологов при социофобии – это «расслабиться посреди наполненного людьми гипермаркета», «подойти к пятнадцати случайным прохожим, чтобы спросить у них, который час», «зайти в магазин, и ничего там не купить».
Некоторые американские исследователи, специализирующиеся на нейробиологии, утверждают: такая «психотерапия» является не более, чем пыткой для социофоба, которому требуется фармакотерапия. Лечение лекарствами имеет своей мишенью те психологические особенности, которые являются проявлением проблем психологии индивида, имеющих биологическую подоплеку.
Окружающая среда
На процесс формирования личности серьезный отпечаток накладывает внешний фактор – окружающая среда. Она представляет собой те условия, которые не зависят от самой личности. Ярким примером может послужить печальная судьба выдающегося математика Ганса Хенрика Абеля. В его честь норвежцами была учреждена Абелевская премия для математиков (бедняги не могут претендовать на Нобелевскую, поэтому награда была создана отдельно для них).
В 1826 году Абель опубликовал свою работу, где описывал способ решения уравнений пятой степени. Она автоматически возвела его в ранг величайших математиков всего мира. Но какой была среда, где родился и жил ученый? Родители его постоянно выпивали и ссорились. Семья жила на грани нищеты. Способности Абеля были замечены лишь школьным учителем. Уравнения пятой степени были одной из тех загадок, которые привлекали внимание математика с ранней юности.
Над ними лучшие умы бились десятилетиями. Но только благодаря финансовой помощи преподавателей будущий гений смог поступить в университет. Судьба Абеля была воистину полна трагизма: он заразился туберкулезом и погиб от болезни в возрасте 26 лет. Вопрос: сколько еще открытий смог бы сделать математик, если бы не фактор окружающей среды?
Личность является не просто функцией нервной системы организма. С самого рождения психика подвергается бомбардировке самых разнородных факторов. Английский психолог Джон Локк предложил называть психику ребенка «tabula rasa», или «чистый лист». Эта концепция означает, что ребенок рождается, не имея опыта – все знания он получает через чувственное восприятие внешнего мира. Не смотря на то, что теория Локка не претендует на абсолютность, она содержит долю здравого смысла.
Обучение ребенка взрослыми
Формирование личности невозможно без передачи опыта. Психология называет такой процесс зовется интериоризацией. Этот термин обозначает передачу опыта взрослыми ребенку, в процессе которого происходит личностное развитие и созревание внутренних структур психики. Например, благодаря интериоризации взрослый человек может думать про себя, не мешая окружающим. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что любой компонент психики, прежде чем стать ее частью, сначала протекает как форма сотрудничества между ребенком и взрослым. Это может быть общение или подражание.
Наглядным примером принципа интериоризации в личностном развитии могут послужить так называемые дети-маугли. Воспитываясь с животными, такие дети имеют очень плохой прогноз относительно возможной реабилитации. Если ребенок до пяти лет не общался со взрослыми, шансы усвоить человеческую речь для него близки к нулю. Одним из таких одичавших детей был нигерийский мальчик по имени Белло. Родители отказались от него после рождения. Мальчика приняла «на воспитание» стая шимпанзе, а в 1996 году он был найден среди зарослей джунглей.
Двухлетний ребенок был умственно отсталым, имел очень низкие показатели развития. Также Белло был неполноценным физически. Ребенок не мог научиться разговаривать с людьми – он их избегал. Белло поместили в интернат, где он вел себя очень беспокойно – бросался в других детей предметами, дрался. Со временем его поведение стало немного лучше. Но поведение Белло во многом так и осталось похожим на поведение обезьян. Говорить он не научился. Белло умер через шесть лет после поселения в интернат по неизвестной причине.
Поэтому формирование личности возможно, только если ребенок находится всецело под опекой и руководством взрослого. Большую роль для развития детей играет групповой и культурный опыт.
Собственный опыт
Опыт человека всегда уникален. Каждый воспринимает мир по-своему – не обязательно эта картина должна совпадать с реальным положением вещей. Такого подхода придерживался американский клинический психолог мирового уровня Карл Роджерс. Он утверждал: мир существует для человека только таким, каким он может его видеть. Каждый выбирает систему координат сам. Добрый человек стремится к самоактуализации, развитию того, что заложено в нем Богом (или эволюцией, что не столь важно в данном контексте).
Чтобы подтвердить взгляды основателя гуманистической психологии, не нужно далеко ходить. Бытовых примеров очень много. Есть люди, которые, казалось бы, могли бы изменить свою жизнь, поскольку все бразды правления лежат у них в руках. Но по неведомым причинам соседи сверху продолжают спорить о том же день за днем, из года в год.
Тридцатилетний алкоголик Вася пьет и жалуется на одиночество. А вот тетушка Маша, у которой, казалось бы, дела идут из рук вон плохо, не унывает и каждый день ухаживает за приносящими ей радость двадцатью кошками. Эти персонажи отличаются между собой не более, чем той картиной мира, которая присутствует у них в голове – а, стало быть, уже много лет оказывает влияние на формирование личности этих людей.
Карл Роджерс считает: единственная сила, которая побуждает человека двигаться дальше – это тенденция максимально раскрывать свои способности. Если индивид умеет видеть себя таким, какой он есть в реальности, ученый говорит о максимальной конгруэнтности (соответствии) его восприятия мира. Напрямую от самопринятия зависит и принятие других – чем добрее человек к себе, тем лучше он будет относиться и к другим.
Привязанность – еще одно условие развития
Но все эти признанные официальной психологией факторы формирования личности обязательно должны быть дополнены еще одним условием. Для развития – как общепсихического, так и для личностного – необходимой является привязанность ребенка ко взрослому. В подавляющем большинстве случаев – к матери. Особый вклад понимание этой концепции внесла Л. Петрановская – специалист по психологии детей-сирот.
Привязанность, говорит психолог, является обязательным условием для того, чтобы личность ребенка развивалась. Интерес к окружающему миру, формирование любых способностей и навыков нанизываются, словно кольца детской пирамидки, на стержень привязанности. Если же этой основы нет, то извне пирамидка может показаться устойчивой. Но при первом же касании ее кольца рассыплются. Личностное развитие становится невозможным.
Ребенок из детского дома – это тот ребенок, который не знает что такое любовь матери и защищенность. Если бы он мог ощущать себя под защитой надежной эмоциональной связи с матерью, тогда бы и происходило его гармоничное развитие. Но поскольку «стержень» отсутствует, при любом столкновении воля ребенка рассыпается. Воспитатели не могут дать ему то, что необходимо.
Вывод
На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий.
Прислушаемся к словам Брайана Трейси: «Берите управление на себя! Вы настроены позитивно по отношению к себе именно в той степени, в какой считаете себя распоряжающимися собственной жизнью».
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter