Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД

Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Смотреть фото Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Смотреть картинку Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Картинка про Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Фото Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Понятие «универсальные учебные действия»

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий

Виды УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Логические универсальные действия:

Постановка и решение проблемы:

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.

Источник

Формирование личностных учебных действий (УУД) в урочной деятельности

Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Смотреть фото Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Смотреть картинку Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Картинка про Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Фото Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий

Описание презентации по отдельным слайдам:

Способы формирования личностных УУД на уроках в начальной школе.

Одна из приоритетных задач начального образования — задача «научить учиться». Это значит, что школа должна научить детей способам учебной деятельности, которые обеспечивают успешный процесс обучения. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Выделяют 2 группы личностных УУД. 1) Личностные универсальные Учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям. 2).Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности.

1. Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; 2. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; 3. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; 4. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Формирование личностных УУД на уроках математики Осваивание системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его.

Формирование личностных УУД на уроках русского языка • Осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; • Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; •Появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи

Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи. Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает», «Моя семья» и др.

Источник

Педагогические приёмы для формирования универсальных учебных действий

Автор: Черепанова Александра Игоревна

Педагогические приёмы для формирования универсальных учебных действий

Статья подготовлена по итогам проведения городского методического семинара в МБОУ «Гимназия №1» городского округа г.Салават РБ.

Целью статьи является повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД.

Задачи:1) познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;

2) приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Педагогические приёмы для формирования УУД

Универсальные учебные действия

Результаты развития УУД

Методическое описание приема

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.

Задание массивом

Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

Лови ошибку!

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

Обсуждаем домашнее задание.

Повторяем с контролем.

Знакомьте с критериями.

Организация работы в группах.

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно узнать, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона

Идеальный опрос : ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.

Светофор

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»

«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.

Источник

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.

Личностные УУД делят на 3 блока:

3) нравственно-этического оценивания.

В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю. »; «Я умею. »; «Я создаю. »; «Я стремлюсь. ».

При поступлении в школу, путем диагностики, определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.

Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.

Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. Например, работая над стихотворением А. Барто «Я выросла», активно формируется школьная мотивация; беседы о школе, успехи в учебе или внеклассных мероприятиях, широкое применение ИКТ в решении образовательных задач тоже способствуют этому.

Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы

Многие тексты по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев

Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, через вопросы «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл».

Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:

– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

действие смыслообразования (интерес, мотивация);

действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

формирование желания выполнять учебные действия;

использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:

Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс, Математика у нас!

Встали все у парт красиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели

.Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.

На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.
Я почувствовал (а) …
Я увидел (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Я вспомнил (а) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…
С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:

Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова. Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель : выявление нравственных представлений учеников.

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

(адаптированный для младших школьников вариант)

Оцениваемые УУД: действия, направленные на формирование личного, эмоционального отношения к себе

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию.

Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Смотреть фото Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Смотреть картинку Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Картинка про Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Фото Что способствует формированию личностных универсальных учебных действий

“ Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов.

В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.

Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.

В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.

В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.

Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?”

Уровни сформированности самооценки

Заниженная самооценка являются попадание в четвёртый круг.

Адекватная самооценка – второй и третий круг.

Завышенной – в первый круг.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой

Цель: выявление уровня школьной мотивации учащихся

Оцениваемые УУД : действие смыслообразования (интерес, мотивация)

Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет), начальная школа (10,5 – 11 лет).

Форма оценивания: индивидуальная беседа (6,5 – 7 лет); фронтальный письменный опрос (10,5 – 11 лет).

1.Тебе нравится в школе?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.

Источник

Реферат «Система заданий по формированию личностных УУД»

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема « Система заданий для формирования личностных результатов»

учитель начальных классов

МКОУ «Варваровская ООШ»

Введение Глава 1. Личностные универсальные учебные действия

Глава 2. Формы и методы, используемые при формировании

2.1. Диагностика личностных результатов начального образования.

2.2. Примеры заданий для формирования личностных УУД на уроках русского языка.

2.3. Формирование личностных УУД в процессе работы над проектом.

Глава 3. Формирование личностных УУД

3.1. Критерии сформированности личностных УУД.

3.2. Технология оценивания учебных успехов.

Первого сентября 2011 года в России началось введение в работу школы новых стандартов начального общего образования. Это значит, что учащиеся начальной школы за четыре года обучения смогут приобрести не только знания и умения по предметам, но и научаться умению учиться, научатся организовывать свою деятельность, станут обладателями определённых личностных характеристик. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, который согласует требования к образованию со стороны семьи, общества и государства. Поэтому учитывает потребности развивающегося информационного общества. Одним из направлений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации стандарта. Эта направленность обусловлена потребностями современной цивилизации.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 1

Сегодня УУД придается огромное значение. Они являются совокупностью способов действий обучающегося и обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, сюда же включается и организация самого процесса усвоения.

В своей работе мне хотелось показать опыт работы по формированию

личностных УУД (ЛУУД) на уроках русского языка, так как именно

личностные действия помогают учение сделать осмысленным, связывая их с целями и ситуациями, реально существующими в жизни. Также через предмет «Русский язык» у учащихся формируется ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Они позволяют ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Поэтому в своей работе привожу тестовые задания по формированию ЛУУД в качестве диагностики их сформированности. Предметом исследования моей работы является процесс развития личностных УУД учащихся на уроках русского языка и диагностические материалы.

Объектом исследования являются современные образовательные технологии обучения школьников русскому языку в начальной школе, формирующие ЛУУД.

Основной целью моего реферата является обобщение опыта работы по формированию личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка и при проведении диагностики.

Разрабатывая тему реферата, мне хотелось решить следующие задачи :

1) рассмотреть содержание понятия «личностные универсальные учебные действия» и пути их формирования в начальной школе;

2) частично проанализировать предметный курс «Русский язык» по УМК «Школа 2100» и выявить, посредством каких заданий формируются личностные УУД;

3) установить, какие современные образовательные технологии помогают в формировании личностных УУД.

Для того, чтобы решить поставленные перед собой задачи, я использовала следующие методы исследования:

изучение и обобщение педагогического опыта;

На мой взгляд, практическая значимость данной работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности формирования личностных УУД в условиях ФГОС.

Глава 1. Личностные универсальные учебные действия

Личностные действия делятся на 3 блока:

3) нравственно-этического оценивания.

Первый блок связан с подготовкой выпускника к самоопределению. Самоопределение – это умение ставить перед собой вопросы, которые определяют, какой есть ученик на самом деле, каким он хочет стать, каким он будет в ближайшем будущем. Если ученик имеет представление о том, какими качествами он обладает, что является для него главным, приоритетным, что у него получается хорошо, а что плохо, имеет представление о своих возможностях, то можно сказать, что выпускник определяет себя как личность. 2

Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации возникает уже в 1 классе. Дети в самом начале учебного процесса не проявляют активности, не инициативны. Задачей школы является научить маленьких участников образовательного процесса умению ставить перед собой цели и определять мотивы для её достижения

1.3 Нравственно-этическое оценивание

Третий блок – это линия нравственного развития личности. Вопросы нравственности и морали задаются нами в течении всей нашей жизни.

Возникают они и в учебной деятельности в отношениях с учителями, со сверстниками. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как умение соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами. Также ЛУУД способствуют умению оценивать свое поведение и поступки, помогают в понимании основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей оценивать и объяснять простые ситуации. Ученики должны уметь различать «хорошие» или «плохие» поступки с позиции общественно-нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе. Также перед учителем стоит задача научить отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).

Глава 2. Формы и методы, используемые при формировании личностных УУД

2.1. Диагностика личностных результатов

— скорректировать собственную деятельность;

— определить, насколько эффективно используется потенциал учебников и заложенные в них средства получения личностных результатов;

— увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося.

Задания на проверку личностных результатов (автор Р. Н. Бунеев) 3

Задание 1. Оцени данные в списке поступки.

А. Так нужно делать всегда.

Б. Чаще всего так нельзя делать.

В. Так можно делать иногда.

Г. Так делать нельзя ни в коем случае.

Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков.

Расталкивать людей на лестнице.

Давать списать домашнюю работу своему однокласснику.

Помогать маме нести тяжелые сумки из магазина.

Писать и рисовать на парте.

Обзывать другого человека обидными словами.

Уступать пожилым людям место в автобусе.

Рассказывать взрослому о плохом поступке своего товарища.

Задание 2. Ниже в таблице приведен список поступков.

Оцени данные в списке поступки: а) хороший поступок

Запиши соответствующие буквы (а, б) в первой колонке таблицы.

Найди для каждой оценки объяснение и запиши соответствующие буквы (А, Б, В, Г) во второй колонке таблицы.

А. Потому что воровать нельзя.

Б. Потому что это обрадует человека.

В. Потому что это унизит человека.

Г. Потому что это пресечет несправедливость.

Обозвать человека обидными словами.

Защитить слабого от сильного.

Подарить человеку игрушку, о которой он давно мечтал.

Взять у человека игрушку и не вернуть ее.

А. Очень важно. Б. Не важно.

Кататься на велосипеде в шлеме и в очках.

Каждый вечер смотреть телевизор.

Вешать шапку на крючок.

Ходить только в кроссовках.

Приходить на помощь другу.

Задание 4. Ты случайно разбил окно в классе, когда этого никто не видел. Исходя из общечеловеческих правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.

А. Допустимый поступок.

Б. Недопустимый поступок.

Убегу из класса и ни за что не признаюсь, что стекло разбил я.

Сам подойду к учителю и расскажу, что случайно разбил стекло.

Когда будут спрашивать, скажу, что стекло разбил сосед по парте.

Когда учитель будет спрашивать, признаюсь, что стекло разбил я.

Скажу, что стекло разбил камень, брошенный кем-то с улицы.

Признаюсь родителям и попрошу папу вставить стекло.

Попрошу маму перевести меня в другую школу.

Буду неделю прогуливать занятия, чтобы о разбитом стекле за это время забыли.

Задание 5. Ты едешь в автобусе. Вдруг незнакомый человек начинает быстро протискиваться к выходу. При этом он сильно толкается и кричит: «Прочь с дороги! Встали тут, пройти нельзя. »

Что ты подумал об этой ситуации? Выбери ОДНУ, наиболее точную формулировку. (Обведи одну букву: А, Б, В, Г):

А. Этот человек плохой.

Б. Этот человек плохо поступил.

В. Этот человек хороший, просто он очень торопится.

Г. Этот человек злой.

Задание 6. Дай оценку поступкам людей, чьи имена выделены жирным шрифтом. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими? В квадратиках рядом с описанием поступка запиши буквы (А, Б, В)

Коля дразнит и высмеивает другого мальчика.

Аня не хочет, чтобы другая девочка пришла на школьный праздник, и говорит ей, что праздник отменяется.

Учитель раздаёт контрольные тесты, среди них оказалось несколько неподписанных. Оля узнала свою работу и увидела, что там стоит плохая отметка. Вздохнув, девочка призналась, что это её работа.

Наташу чуть не сбила машина, у неё на лбу появилась большая ссадина. Дома бабушке, у которой больное сердце, девочка сказала, что играла на площадке и случайно поцарапалась.

Ключи оценивания к тесту:

Задание 1 проверяет умение оценивать поступки с позиции нравственных ценностей.

0-8 – по числу верных ответов.

Задание 2 проверяет умение объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей.

0-8 – по числу верных ответов.

Задание 3 проверяет умение определять важные для себя и окружающих правила поведения.

0-8 – по числу верных ответов.

0-8 – по числу верных ответов.

Задание 5 проверяет умение отделять оценку поступка от оценки самого человека.

0 – не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;

1 – указал верный ответ – Б

Задание 6 проверяет умение определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).

0-6 – по числу верных ответов.

Результаты теста вычисляются так:

Макс. балл за задание (М) 1-8; 2-8; 3-8; 4-8; 5-1; 6-6.

Число учеников, писавших тест (Ч)

Макс. возможный балл всех учеников (В=М ×Ч)

Сумма баллов всех учеников, писавших тест (С)

Процент успешных решений всего класса (= С/ (В/100))

2.1 Воспитательный потенциал учебного курса «Русский язык»

Я работаю по УМК «Школа 2100». Проанализировав учебники «Русский язык» этого методического комплекса, можно сказать, что через тексты учебника учащиеся начинают понимать, что русский язык – это часть русской национальной культуры и что нужно бережно относиться к своему языку, нужно работать над совершенствованием и развитием собственной речи. Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД можно отнести:

Желание учиться, желание познавать новое, неизведанное;

Желание и умение совершенствовать и приобретать знания; осознание своих трудностей при получении знаний и стремление преодолевать эти трудности;

Осваивание новых видов деятельности;

Участие в творческом, созидательном процессе;

Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, умение признавать общепринятые морально-этические нормы, а также способности самооценивания своих поступков и действий;

Осознание себя как гражданина, как представителя своего народа, национальной культуры, умение интересоваться и уважать другие народы;

Желание стремления к красоте, готовности поддерживать экологическое состояние окружающей среды и желание вести здоровый образ жизни. 4

Для формирования ЛУУД мною используются следующие виды заданий: работа над проектами; творческие задания: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование, написание поздравлений, открыток, писем; подведение итогов урока; самооценка результатов своих работ. Также средствами достижения личностных результатов по русскому языку могут служить:

текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);

иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, определений);

продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа.

2.3. Примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Уроки обучения грамоте

4. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009.

Образовательная система «Школа 2100»

Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев.

Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 1. Упр. 29 стр. 31

Кто из наших знаменитых соотечественников носил имя Иван? Напиши полностью имена, отчества и фамилии этих людей. Что ты знаешь об этих людях?

Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению:

Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 1. Упр. 117 стр. 99

Работа в паре. Составь диктант из 10 слов. Подбери и запиши такие слова, в которых есть и один, и два безударных гласных звука в корне. Продиктуй эти слова соседу по парте, а он тебе продиктует свои. Проверьте друг у друга работы.

Воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса:

Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 1. Упр. 137 стр. 112

Прочитай слова, которые называют черты характера человека. Какие из этих черт характера тебя привлекают?

Самолюбивый, трудолюбивый, слабовольный, тугодум, сердобольный, свободолюбивый, милосердный, добродушный, благородный, великодушный, властолюбивый.

Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 2. Упр. 311 стр. 79

Подбери и запиши в один столбик имена прилагательные, которые называют хорошие качества человека, в другой – плохие, отрицательные.

Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 2. Упр. 341 стр. 96

Прочитай стихотворение. Подумай над значением слов честный и бесчестный. Как называются эти два слова?

Чести золото не купит.

Честный чести не уступит.

Честь нужна ему, как свет.

Рад продать ее бесчестный,

Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 2. Упр. 426 стр. 161

Докажи, что древние русские имена говорят о богатстве русского языка. Встречал ли ты эти имена? Где? Расскажи.

Также посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование).

2.3 Формирование личностных УУД в процессе работы над проектами

В соответствии с требованиями ФГОС в программе «Русский язык» много проектов на различные темы. Уже в 1 классе дети работали над такими проектами, как «Живая Азбука», «Скороговорки», «Сказочная страничка». В начале учебного года на родительском собрании родители были ознакомлены с тем, какие работы ожидают их детей и какую помощь родители могут оказать, т.к. первоклассники самостоятельно с этой работой не смогут справиться. Учитывая отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы, проектная работа составлена с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Во 2 классе работали над проектом «Пишем письмо Деду Морозу». В 1и 2 классе на работу над проектом отводила не более двух недель. Работа велась совместно с родителями. Я помогала в выборе темы, но иногда ребята выбирали самостоятельно. Обсуждали план работы, трудности, которые могут возникнуть в ходе работы, проговаривали, как будут защищать проекты. Так как в классе мало учащихся и нет возможности делиться на группы, то первоначальная работа над проектами велась всем классом, а затем каждый ребёнок работал над своей темой.

При работе над проектами у учащихся происходит формирование ответственного отношения к учению, у обучающихся развивается готовность к саморазвитию и самообразованию. Выполняя проектные работы, у детей формируется уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. Учащиеся способны договариваться друг с другом, выслушивать мнения товарищей. А самое главное то, что происходит перенос положительного отношения не только к одноклассникам, родственникам, но и ко всем людям планеты. Текст письма, написанного в ходе работы над проектом «Пишем письмо Деду Морозу» приводится в приложении.

Глава 3. Формирование личностных УУД

3.1. Критерии сформированности личностных УУД

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:

(Нравственное развитие и формирование познавательного интереса)

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Расту хорошим человеком»

«В здоровом теле здоровый дух!»

Можно утверждать, что критериями сформированности личностных УУД являются:

1) структура ценностного сознания;

2) уровень развития морального сознания;

3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4) полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Учебные предметы гуманитарного цикла (и в первую очередь русский язык и литература) наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Существенное значение имеют формы совместной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, которые открывают зону ближайшего развития морального сознания.

Таким образом, планомерное целенаправленное формирование личностных УУД приводит к возрастанию моральной компетентности младших школьников.

Предполагается, что к окончанию начальной школы у ребёнка будут сформированы следующие личностные УУД:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;

интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общества; осознание своей этнической принадлежности;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация внутренних моральных и общественных (конвенциональных) норм;

установка на здоровый образ жизни;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

сопереживание чувствам других людей.

Таким образом, при формировании личностных УУД, всегда учитывается эмоциональное отношение ученика к изучаемым темам, его самоопределение и нахождение личного смысла в каждой из изучаемых тем.

3.2. Технология оценивания учебных успехов

Для развития личностных УУД я использую разные образовательные технологии. Я считаю, что современному учителю начальной школы необходимо применять и использовать разнообразные технологии обучения. Это нужно для того, чтобы в процессе обучения у каждого ребёнка развивать интерес и стремление учиться, чтобы у выпускника сформировать все виды универсальных учебных действий, которые позволят самостоятельно осуществлять процесс познания и формировать способность к самостоятельной учебной деятельности.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. Я считаю, что применение этой технологии позволяет развивать у учащихся умение самостоятельно оценивать результат своего действия, контролировать себя, а также умения находить и исправлять собственные ошибки. Технология оценивания учебных успехов формирует у учащихся мотивацию на успех. Ученики избавляются от страха перед школьным контролем, что позволяет сберечь их психическое здоровье.

Технология оценивания реализуется в предметных УМК. К каждому предмету прилагаются тетради для проверочных и контрольных работ.

Начиная с первых уроков, мои первоклассники используют приёмы само- и взаимопроверки. Само- и взаимопроверку мы осуществляем с помощью наклеек «Отлично» ( всё выполнено верно, материал усвоен хорошо), «Хорошо» (есть незначительные ошибки, неточности, но в целом всё верно), «Старайся» (много ошибок, материал не понят, нужна помощь). Оценивают или в конце урока при подведении итогов, или после выполнения какого-либо задания. Знаками пользуемся при оценивании письменных заданий. Я заметила, что дети достаточно критически относятся к своей работе. Даже самостоятельно исправив небольшие ошибки, они не оценивают себя на «отлично». При оценивании работ своих одноклассников, больше видят неудачи, особенно в 1 классе. Поэтому прошу, чтобы дети обязательно комментировали свои оценки.

Начиная со 2 класса, при подведении итогов, обсуждения того, что узнали на уроке, как работали, т. е. при оценивании своего вклада в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы каждого ученика, увлекательность и полезность урока, я использую следующие приёмы работы.

Задание 1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало подходящей для них фразы:

Сегодня я узнал… У меня получилось …

Было интересно… Я смог …

Было трудно… Я попробую …

Я выполнял задания… Меня удивило…

Я понял, что… Урок дал мне для жизни …

Теперь я могу… Мне захотелось …

Я почувствовал, что… Я научился …

Выполняется это упражнение в устной или письменной форме, в зависимости от времени. Для письменного выполнения нужно заполнить таблицу, состоящую из 3 граф. 1 графа – «П» ( плюс): записывают всё, что понравилось на уроке, всё, что вызвало положительные эмоции, всё, что может быть полезным в дальнейшем для достижения каких-то целей (по мнению ученика)

2 графа – «М» ( минус): записывают всё, что не понравилось на уроке, показалось неинтересным, скучным, всё, что осталось непонятным, или оказалось совсем бесполезным (тоже по мнению ученика).

3 графа – «И» (интересно): вписывают всё самое интересное, что узнали на уроке, что бы ещё им хотелось узнать по этой теме, и какие возникли у них вопросы к учителю.

Это упражнение позволяет взглянуть на урок глазами ученика. Для учащихся важными являются графы 1 и 3. Именно в них содержится памятка о информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Задание 3. Алгоритм самооценки.

Даю небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ. Если позволяет время, то прошу аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал (а) активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен (а)/не доволен (а)

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал (а)/устал (а)

5. Моё настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/непонятен

7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным

Задание 4. Упражнение «Комплимент»

Учащиеся оценивают работу друг друга на уроке и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок.

Это упражнение позволяет удовлетворить потребность в признании личностной значимости каждого учащегося.

Я считаю, что систематически вовлекая детей в оценочную деятельность, можно формировать адекватную самооценку. Оценивая ответ своих одноклассников, ребёнок оценивает относительно себя.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что личностные действия делают учение осмысленным, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Проанализировав учебник русского языка для 3 класса УМК «Школа 2100» и проведя свои наблюдения, можно сказать, что посредством предмета «Русский язык» происходит развитие личностных УУД, используется воспитательный потенциал русского языка.

Работа над проектами, сочинениями, изложениями, использование современных технологий позволяют формированию личностных УУД.

Конечно, при работе над формированием личностных действий нужно применять в комплексе разные технологии, методы и приемы, позволяющие добиваться полноценного овладения учениками умения учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.

И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями, такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, А. В. Горячев, Д. Д. Данилов, С. А. Козлова, Л. Н. Петрова, О. В. Пронина, А. Г. Рубин, О. В. Чиндалова. – М. : Баласс, 2012. – 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 33с.

Фрагмент проектной работы «Письмо Деду Морозу»

Текст письма Деду Морозу приводится в той стилистике, в которой его выполнила ученица.

Здравствуй, друг ты мой сердечный Дедушка Мороз! Пишет тебе Вика в морозный ясный день. Вот о чем, Морозушка, хочу я попросить: «Пускай тебя закружит счастья снегопад и радости сугробы наметет. Желания любые все подряд пусть сбудутся у всех под Новый год! В семье моей пусть будет счастье и любовь, здоровье крепкое у всех. А у людей на всей Земле пусть будет мир, в большой России и на ближнем зарубежье».

С уважением ученица 2 класса …

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. г. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 33с.

3 Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев. – М. : Баласс, 2012. – 48 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *