Что способствовало возникновению государства русь
Образование Древнерусского государства – причины и даты
Всего получено оценок: 4210.
Всего получено оценок: 4210.
История возникновения государства, объединяющего племена восточных славян, до сих пор вызывает много споров. Существует две теории образования Древнерусского государства: норманнская и антироманнская. О них, а также о причинах возникновения и развития государства на Руси сегодня и пойдет речь.
Две теории
Происхождение Древнерусского государства связывают с 862 годом, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили «третью» сторону – скандинавских князей Рюриков для наведения порядка. Однако в исторической науке есть расхождения по поводу происхождения государства на Руси. Существует две основные теории:
Ломоносов вел непримиримую борьбу с представителями норманнской теории. Ломоносов нередко ссорился с иностранными коллегами, работавшими в Академии наук. Приводя свои аргументы и доказательства в защиту антинорманнской теории, он подверг критике диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», а также труды Байера по русской истории.
Причины образования древнерусского государства
Ничего в этом мире не происходит просто так. Чтобы произошло то или иное событие, нужны причины. Существовали предпосылки и для образования государства у славян:
Два центра
Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине IX века к образованию на карте современной России двух центров – двух ранних древнерусских государств:
К середине IX века князья Киевского союза – Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство – Русь или Киевская Русь. Эту дату принято считать образованием Древнерусского государства. В 907 и 911 г. Олег совершил успешные походы на Константинополь (Царьград). В результате этих походов он “установил свой щит на воротах Царьграда” и заключил выгодные торговые договоры с греками.При Олеге в состав Древнерусского государства были включены древляне, северяне и радимичи.
Образование государства Русь
В течение V-VIII вв. славянские племена, взаимодействуя с коренным балтийским и финно-угорским населением, расселились по Восточно-Европейской равнине. Успешные военные походы, которые славяне осуществляли в земли более развитых соседей, прежде всего Византии, способствовали накоплению у племенной знати значительного объёма добычи. В результате ускорялась имущественная и социальная дифференциация восточнославянских племенных союзов, что стало одной из главных предпосылок появления государственности.
Основные причины появления государственности у восточных славян:
Таким образом, в результате длительного процесса политической, экономической и этнокультурной консолидации восточнославянских племён на рубеже VIII-IX вв. возникло государственное образование с центром в Киеве. Однако в исторической науке длительное время шли острые дискуссии вокруг проблемы возникновения Древнерусской государственности. В качестве главных оппонентов выступали норманисты и антинорманисты. Рассмотрим аргументы каждой из сторон.
Существует несколько теорий создания Киевской Руси. Норманская (предложили немецкие учёные XVIII в. Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер, приглашённые в Петербургскую академию наук). Сущность: созданием собственного государства восточные славяне обязаны исключительно внешнему, в частности норманнскому (варяжскому) воздействию. Эта теория экспорта государственности основывалась на «Повести временных лет», некоторых западноевропейских и византийских хрониках, скандинавском происхождении отдельных древнерусских этнонимов, экономических связях норманнов со славянами, а также на том, что первые киевские князья были по происхождению норманнами.
VIII-X вв. в европейской истории считаются временем викингов. Эти выходцы из Скандинавии, известные также как норманны, или варяги, проводили на своих драккарах многочисленные морские походы, которые сопровождались грабительскими нападениями на побережье европейских стран (Англии, Франции). Однако среди славянских племён они, прежде всего, воспринимались как торговые партнёры, чему способствовало наличие легендарного пути «из варяг в греки».
Впервые в землях восточных славян варяги появились ещё в VIII в., что подтверждается данными археологических раскопок Старой Ладоги — старейшего города Восточной Европы (753). Именно туда, в составе одной из торговых миссий, прибыл варяжский конунг (вождь) Рюрик, который и стал впоследствии родоначальником династии Рюриковичей, правившей на протяжении всего существования Древней Руси.
Опасность норманнской теории состоит в том, что она лишает русский народ инициативы, изображая его лишённым способности к самостоятельному историческому развитию.
Антинорманнская теория (М. Ломоносов предложил в XVIII в.) отрицала какое-либо влияние норманнов на процесс создания Древнерусского государства, основываясь на концепции невозможности привнесения государственности извне. По мнению М. Ломоносова, создание Древнерусского государства было результатом исключительно внутренних процессов в славянской среде.
Большинство современных российских исследователей (Е. Мельникова, В. Петрухин) являются сторонниками теории естественноисторического процесса. Не отрицая самого факта наличия на Руси норманнских дружин, они относятся к «варяжскому фактору» как к катализатору, который ускорил появление государственности у восточных славян. Сторонники данной теории апеллируют к тому, что не обнаружено сколь-либо значимого влияния варягов на хозяйственные и социально-политические институты славянства. Мало общего с норманнами имеют славянский язык и культура.
Не вызывает сомнения, что факт призвания варягов свидетельствует в первую очередь об истоках правившей несколько столетий на Руси княжеской династии, тогда как его влияние на формирование русской государственности не имело определяющего значения.
Существование Древнерусской державы как относительно цельного образования охватывает период со 2-й половины IX в. до 30-х гг. XIII в. Истоками российской государственности принято считать 862 г., в котором новгородские бояре, стремясь преодолеть внутренние разногласия между чудью, кривичами и словенами, пригласили на княжение варяжского конунга Рюрика.
Относительно этимологии самого термина «Русь» историки также долго не могли прийти к единому знаменателю. Одна из версий связывает его происхождение с финно-угорским словом ruotsi, что означало «гребцы». Именно так финно-угорские племена называли своих соседей — скандинавов. В противовес этой версии сторонники антинорманнской теории утверждали, что корень «рос» был характерен для многих славянских топонимов — реки Рось, Роставица и др.
Многие современные историки сходятся во мнении, что изначально термин «Русь» имел не этническую, а скорее социальную окраску. Им обозначали варяжских конунгов и их многонациональную дружину воинов-гребцов. Скорее всего, они и подразумевались в «Бертинских анналах», где в описании событий 839 г. говорилось о визите послов «росов» к франкскому королю Людовику Благочестивому. И только спустя десятилетие данное название было распространено и на земли, пребывавшие под контролем Рюриковичей и их дружин.
Внутренняя политика великих киевских князей.
После смерти Рюрика (879) власть в Новгороде перешла к одному из его военачальников Олегу, ставшему регентом при малолетнем сыне умершего князя — Игоре. Спустя несколько лет Олег решил перенести свою резиденцию в Киев, находившийся в более выгодном геополитическом положении. Согласно летописным данным, там уже более двадцати лет при власти находился дуумвират князей Аскольда и Дира, которые осели в Киеве в 860 г., возвращаясь из похода на Константинополь.
Олег знал, что местное киевское боярство недовольно тесными контактами своих правителей с Византией, опасаясь, что следствием этого могло стать их насильственное обращение в христианство. Умело используя данные противоречия, Олегу очень легко удалось завладеть властью в Киеве, мотивируя это тем, что он отобрал престол у «самозванцев» Аскольда и Дира с целью усадить на него законного представителя династии Рюриковичей — Игоря.
В 882 г. князь Олег осуществил поход из Новгорода в Киев, тем самым объединив северные и южные русские земли. Политической формой этого объединения стала раннефеодальная монархия с элементами федерализма.
Правление Олега (882-912) прошло под знаком собирания русских земель и консолидации их вокруг Киева. В основу этого процесса он положил модель централизованного государства. Вскоре под его властью оказались Чернигов, Переяслав, Смоленск, Любеч и др. Признание превосходства киевского князя заключалось в готовности платить дань и предоставлять по великокняжескому требованию собственное войско.
Во время одного из своих походов Олег погиб (по другой теории — умер от болезни). Несколько летописей, в том числе и «Повесть временных лет», распространили легендарную версию смерти Олега, которую он якобы получил от укуса змеи, которая пряталась в черепе его умершего любимого коня.
Сын легендарного Рюрика Игорь (912-945) жестоко подавлял сепаратистские настроения покорённых племён (древлян, уличей). Племена древлян и уличей не хотели признавать верховенство киевского князя и платить ему дань. Силой Игорь подчинил древлян, и после длительного противостояния, длившегося три года, присоединил уличей, но последние лишь формально признали власть Великого князя и, покинув земли Среднего Поднепровья, переместились на Подунавье.
Походы поглощали значительное количество средств, что заставляло князя постоянно увеличивать дань (полюдье). Это привело к восстанию древлян, во время которого Игорь был убит.
Его жена княгиня Ольга (945-964) своё правление начала с подавления древлянского восстания: уничтожила древлянскую племенную элиту, а их главный город Искоростень был сожжён. В летописях существует несколько изложений мести княгини. Наиболее распространённой является та, в которой Ольга предложила древлянам выплатить дань птицами: по три голубя и три воробья с каждого двора. Получив дань, она приказала привязать к лапкам птиц зажжённую паклю с серой и отпустить их. Голуби и воробьи вернулись к своим гнёздам под крыши домов, тем самым спровоцировав пожар в главном городе древлян.
В дальнейшем Ольга провела важные реформы: налоговую (погосты — места сбора дани, уставы — порядок сбора, уроки — определяли размер дани), административную (появление посадников). Они способствовали укреплению единства государства. Власть Киева окончательно признали тиверцы и усмирённые древляне. Княгиней рассматривалась проблема христианизации Руси (Ольга приняла христианство в 957 г.).
Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) прежде всего отметился активной внешнеполитической деятельностью. В 964-966 гг. он подчинил вятичей, волжских булгар и буртасов (мордву); разгромил Хазарский каганат; обложил данью племена ясов и касогов на Северном Кавказе. В 968 г. киевский князь во главе шестидесятитысячного войска двинулся на Болгарию. Святослав разбил болгар и захватил 80 городов вдоль Дуная. Впоследствии снял осаду Киева печенегами (968). Второй поход на Балканы (969) был менее удачным, и в 971 г. Святослав был вынужден подписать мир под Доростолом. Был убит печенегами в 972 г.
После смерти Святослава великокняжеский престол перешёл его старшему сыну Ярополку (972-980). Среднему сыну Олегу причиталась земля древлян, а младшему — Владимиру, матерью которого была ключница княгини Ольги Малуша, достался Новгород. Спустя некоторое время младшие братья вступили в борьбу с Ярополком за киевский престол. В этой борьбе был убит Олег. Владимиру пришлось временно покинуть Русь, выехав «за море» в Скандинавию. Собрав там дружину из наёмников-варягов, он возобновляет попытки получить власть в Киеве. Вскоре Ярополка убивают, и Владимир занимает великокняжеский престол.
Владимир Великий (978/980-1015) завершил объединение славянских земель вокруг Киева (присоединил Красную Русь, историческую область на западе современной Украины, Закарпатье). Русь превратилась в крупнейшую державу тогдашней Европы с территорией более 800 тыс. квадратных километров и населением около 5 млн.
С целью повышения авторитета великокняжеской власти и усиления централизации государственного управления Владимир провёл ряд реформ:
Принятие христианства
Среди мероприятий, направленных на укрепление Древней Руси как централизованного государства, важное место занимали религиозные реформы. Их началом стала попытка князя Владимира поднять авторитет языческих богов (980). С этой целью в Киеве было построено новое святилище-пантеон с идолами Перуна, Симаргла, Стрибога, Даждьбога и Мокши. Однако вскоре стало очевидным, что язычество исчерпало себя и не соответствовало уровню развития Древнерусского государства.
Основные причины принятия христианства:
На тот момент уже существовали основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Соседи Руси — хазары — исповедовали иудаизм. При выборе веры Владимир, взвесив все плюсы и минусы каждой из указанных религий, остановился на византийском (православном) христианстве. Оно удовлетворяло вышеуказанным требованиям и было издавна известно на Руси (легендарное путешествие апостола Андрея Первозванного в I в., крещение киевских правителей Аскольда, Дира и княгини Ольги). Кроме того, определяющую роль сыграло положение византийской церкви в государстве, которая, в отличие от римской, признавала верховенство светской власти и допускала проведение богослужений на понятном для большинства народа языке, а не на латыни.
Обеспечивая идеологические основы верховенства великокняжеской власти, взамен церковь получала множество привилегий и полную поддержку государства. Появилась новая форма подати — десятина. Она состояла из отчислений в пользу церкви с доходов всех княжеских владений и прибыли всех землевладельцев. Впервые десятина была введена киевским князем Владимиром после крещения Руси для строительства и содержания Десятинной церкви.
Крещение Руси. Последствия. Значение
В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это была чрезвычайно высокая цена, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.
Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в то же время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов.
В результате христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 г., после того как Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.
Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи, должны были следить за тем, чтобы духовенство, которое находилось в их подчинении, последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — императорской власти, заставляя массы принять идею полной покорности монарху. Византийские теологи убеждали прихожан, что земная империя является своеобразным прототипом небесной империи, а верховный правитель — исполнителем и проводником Божественной воли. Он поддерживает равновесие земных сил и спокойствие жизни своих подчинённых.
В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неотвратимости Страшного суда начали происходить изменения в мировоззрении людей. Наблюдалась определённая гуманизация общественных отношений в сравнении с языческим периодом. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия, стерев племенные и этнические различия, оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.
В то же время распространение христианства нередко сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего почитать старых языческих богов (погребения по языческим традициям проводились на Севере Руси вплоть до XVI в.). Христианизация Руси растянулась на несколько веков своеобразного двоеверия, утвердившись на окраинах намного позже, чем в Киеве и Новгороде.
Международные связи Древней Руси
С момента своего основания Древнерусское государство проводило активную внешнюю политику, которая сочетала в себе военные захваты близлежащих территорий и дипломатические шаги. Основные цели международных связей Древней Руси заключались в стремлении укрепить международный авторитет, защитить границы государства и занять достойное место в европейской и азиатской торговле.
Первые киевские князья объединили почти все восточнославянские земли, создав одно из крупнейших государств Европы периода раннего средневековья. Сложной проблемой для Древней Руси была борьба с кочевыми племенами востока и их государственными образованиями. Наибольшую опасность для древнерусских земель представляли печенеги, половцы, Волжская Булгария и Хазарский каганат.
С 915 г. князь Игорь противодействовал набегам печенегов, которые появились тогда на границах Руси. Во времена его правления началось масштабное строительство системы фортификационных сооружений, известных как «змиевы валы», завершённое уже Владимиром Великим.
Особая роль в борьбе с кочевниками принадлежит князю Святославу, который, взяв Саркел и Итиль, нанёс сокрушительное поражение Хазарскому каганату (965), но был убит в бою с печенегами (972). Они были объединением преимущественно тюркоязычных племён, с IX в. кочевавших в южно-русских степях и регулярно совершавших набеги на земли Древней Руси.
Внешняя политика Древней Руси была направлена на тесное взаимодействие с государствами-соседями и, в первую очередь, с Византией. С Византией неоднократно заключались договоры. После удачных походов на Константинополь (Царьград) первым их заключил князь Олег — в 907 и 911 гг. Свою победу он подчеркнул тем, что прибил свой щит на ворота Константинополя.
Русско-византийский договор 911 г. состоял из 15 статей и предусматривал выплату Византией значительной контрибуции (48 тыс. гривен золотом), установление беспошлинной торговли, предоставление льгот русским купцам и пр. Данный договор позволял вывозить дань, собираемую в русских землях, и продавать её на рынках Константинополя. Эти договоры существенно укрепили позиции молодого государства на международной арене, однако некоторые современные исследователи считают, что по крайней мере один из двух походов имел легендарный характер.
Преемник Олега Игорь также совершил несколько походов на Византию (941 и 943 гг.), которые имели значительно меньший успех, чем у его предшественника. Флот русичей понёс значительные потери из-за применения противником «греческого огня». По новым договорённостям Киев терял контроль над частью черноморского побережья и устьем Днепра, был восстановлен сбор пошлины с русских купцов, а князь должен был предоставлять жену для участия в походах византийского императора.
Большое значение византийскому вектору внешней политики придавала княгиня Ольга, которая лично посетила Константинополь, где в 957 г. приняла христианство. Договоры киевских князей с Византией преследовали цель установить мир между государствами и, при необходимости, союз, наладить взаимовыгодные торговые отношения.
Успехи, достигнутые в 960-х гг. князем Святославом на востоке, не на шутку встревожили Константинополь, поэтому империя прибегла к дипломатической игре. В 968 г. по приглашению византийского императора Никифора Фоки киевский князь во главе шестидесятитысячного войска отправился в поход против Болгарии. Мощным ударом Святослав разбил под Доростолом болгарское войско и захватил 80 городов вдоль Дуная.
Второй поход киевского князя на Балканы начался в 969 г. Святослав достаточно быстро, захватив Переяславец, который видел своей будущей столицей, Большой Переяслав, Доростол, Филиппополь, продвинулся вглубь Византийской империи. Однако новому византийскому императору удалось собрать многочисленное войско и сначала под Адрианополем остановить Святослава, затем под Доростолом подписать мирное соглашение (971). Им предусматривалось, что киевский князь возьмёт на себя обязательство не воевать с Византией и откажется от претензий на территорию Болгарии и Крыма.
Первые контакты Руси с государствами Европы датируются временем правления Ольги, которая, в частности, поддерживала отношения с императором Священной Римской империи Оттоном I (958). Была достигнута предварительная договорённость о приезде в Киев епископа-миссионера Адальберта, который, скорее всего, так и не состоялся из-за прихода к власти язычника Святослава.
Во 2-й половине X в. у киевских князей стали возникать конфликты с Польским королевством из-за определения принадлежности ряда городов Червонной Руси (Перемышль, Червен и др.).
Древняя Русь поддерживала отношения и с народами Скандинавии (варягами), в Западной Европе более известными как норманны или викинги, а также Закавказья, Арабским халифатом (поход Олега 912 г.), Волжской Булгарией. Осуществлялись походы на Закавказье (Игоря в 944 г., Святослава в 966 г.).
Ключевое значение для развития международной торговли Руси имели путь «из варяг в греки» и Волжский торговый путь от города Ладога через Волгу до Каспийского моря, в Среднюю Азию, Персию, Закавказье. Основными статьями экспорта были:
Среди импортируемых товаров наибольший удельный вес имели:
Благодаря наличию этих торговых путей Русь была достаточно быстро интегрирована в единую коммуникационную систему, связавшую молодые государства Северной и Восточной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока.
Ключевые даты
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Укажите причины, заставившие князя Владимира принять христианскую веру. Какие последствия этот шаг имел для развития Древнерусского государства?
Ответ. Основные причины принятия христианства:
Что способствовало возникновению государства русь
Образование Древнерусского государства причины: экономическое развитие восточнославянских территорий, втягивание их в международную транзитную торговлю (Киевская Русь образовалась на «пути из варяг в греки» — торговом водно-сухопутном пути, функционировавшем в VIII—XI вв. и соединявшем бассейны Балтийского и Черного морей), необходимость защиты от внешних врагов, имущественное и социальное расслоение общества.
Предпосылки образования государства у восточных славян: переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развития промыслов, ремесел и торговли, необходимость объединения для отражения внешней угрозы.
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии.
Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов).
Норманская теория
Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. —Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое современными историками также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям — верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.
Другие теории (славянская и центристская)
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.
Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени.
В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточнославянского мира. Есть свидетельства и о том, что Черное море в те времена называли Русским.
В 1549 г. немец С. Герберштейн отмечал, что родиной варягов была Вагрия, граничившая с Любеком и Голштинским герцогством, и что эти варяги «не только отличались могуществом, но и имели общие с русскими язык, обычаи и веру, то, по моему мнению, русским естественно было призвать себе государями вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них и верой, и обычаями, и языком». В конце XVII—первой половине XVIII в. немецкие ученые М. Преторий, И. Хюбнер, Г.В. Лейбниц, Ф. Томас, Г.Г. Клювер, М.И. Бэр, С. Бухгольц также выводили Рюрика и его братьев с южных берегов Балтийского моря. То же самое говорил и Ломоносов в «Древней Российской истории» (вышла в 1766 г. после смерти автора). И его вывод о южно-балтийской родине варягов и варяжской руси подтверждают многочисленные отечественные, западноевропейские, иудейские и арабские источники. Как резюмировал в 2007 г. крупнейший специалист в варяго-русских древностях академик В.Л. Янин, наши пращуры призвали Рюрика из пределов Южной Балтики, «откуда многие из них и сами были родом. Можно сказать, они обратились за помощью к дальним родственникам».
Главная же заслуга М.В.Ломоносова состоит в том, что он впервые в науке показал научную несостоятельность норманской теории, через призму которой еще сегодня трактуют начальную историю Руси. Это:
В 1824 г. польский историк и норманист И. Лелевель указал, что Шлецер и Карамзин глубоко заблуждались, считая норманнов образованнее восточных славян, ибо это противоречит «очевидной истине», основанной «на современных происшествиях и описаниях»: если в «диком отечестве» скандинавов почти не было городов даже в самую блестящую эпоху их завоеваний, то у восточных славян были высокоразвитые земледелие и торговля, деньги, множество обширных городов. «Был ли хотя один город в Скандинавии около 1000 года, который бы мог сравниться с Киевом?» — спрашивал ученый. Разумеется, не мог и не мог по той причине, что ни в 1000 г., ни даже несколько столетий спустя в Скандинавии вообще не было городов. В 2006 г. шведские ученые Т. Линдквист и М. Шеберг акцентировали внимание на том, что по-настоящему строительство городов в Швеции началось лишь только с конца XIII в.
Факт появления городов в Швеции лишь в конце XIII в. характеризует собой не только самый низкий уровень материальной и социальной жизни шведского общества предшествующего времени, но и прямо указывает на то, что варяги 862 г., по своему приходу на Русь тут же энергично и со знанием дела приступившие к возведению городов (Новгород, Белоозеро, Изборск и другие), не были шведами, потому как последние не умели строить города, т.е. вообще не имели собственной городской культуры.
Центры древнерусского государства
Образование государства Русь (Образование Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки».
Русь происходило на основе двух центров: южный сложился вокруг г. Киева (основатели братья Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформировался вокруг г. Новгорода.
Первым князем Новгорода был Рюрик (862-879) с братьями Синеусом и Трувором. С 879-912 гг. правил Олег, объединивший Новгород и Киев в 882 г. и создавший единое государство Русь. Олег осуществил походы на Византию (907, 911), заключил договор в 911 г. с византийским императором Львом VI о праве беспошлинной торговли.
В 912 г. власть наследует Игорь (сын Рюрика). Он отразил нашествие печенегов, совершил походы на Византию: в 941 г. потерпел поражение и в 944 г. заключил первый письменный договор с византийским императором Романом I Лакапином. В 945 г. в результате восстания племени древлян Игорь был убит при попытке повторно собрать полюдье — ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию, где власть передавалась по наследству. Во главе государства стоял великий князь, ему принадлежала верховная законодательная, исполнительная власть. Он выполнял обязанности верховного военачальника, являлся главой дипломатической деятельности. Помогал князю в управлении Совет (верхушка дружины — княжьи мужи). Дружина состояла из «старшей» (выполняла поручения князя) и «младшей»: отроки и детские (личные слуги князя). Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя (личная зависимость мелких феодалов от крупных).
Социальный состав населения Древнерусского государства
После объединения славянских племён в Древнерусское государство все люди в нём начинают составлять единое общество. Однако, как и во всех других странах, это общество не было однородным и подразделялось на различные категории и слои в зависимости от того, чем занимались люди.
Конспект урока по истории России «Образование Древнерусского государства». Выберите дальнейшее действие: