Что способствовало развитию земледелия в месопотамии

Земледелие в Древней Месопотамии

В VII тысячелетии до н. э. земледельческо-скотоводческие племена гор Загроса начинают расселяться в поисках новых пространств для своих полей и новых пастбищ для скота. Возможно, при этом впереди шли именно пастушеские племена, знакомые с земледелием, но занимавшиеся в основном выпасом стад. Их поселки первыми появляются на окраинах Месопотамской низменности. Таково, например, поселение Али-Кош в предгорьях Загроса в Юго-Западном Иране. Его обитатели жили в неказистых глинобитных хижинах, разводили коз, а в качестве растительной, пищи довольствовались в основном дикими растениями, хотя и были знакомы с окультуренными пшеницей и ячменем. Однако главная линия развития культуры проходила не здесь. В долинах притоков Тигра, а затем и в Верхней Месопотамии по Евфрату мы находим ту оседлую культуру земледельцев и скотоводов, которая, по существу, лежит в основе всех последующих достижений цивилизации Двуречья.

«Эта культура, относящаяся к VI тысячелетию до н. э., получила название Хассуны. Долгое время уровень ее развития также представлялся весьма архаическим, но раскопки арабских археологов на поселении Телль ас-Савван, около Багдада, и советских ученых на Ярым-тепе, к западу от Мосула, позволили кардинальным образом пересмотреть это представление» [1, с. 68]. Происхождение самой хассунской культуры довольно сложно. В ней отчетливо выступают западные элементы, восходящие к раннеземледельческой культуре Северной Сирии и Юго-Западной Малой Азии. Вместе с тем могут быть прослежены связи и с культурой древнейших земледельцев-скотоводов Загроса. Поселения хассунской культуры распространены на территории Северной Месопотамии и областей к востоку от Тигра, а их южная граница достигает района Багдада. Спускаясь вниз по течению Тигра, древние земледельцы вступали в зону, где количество осадков было недостаточно для выращивания устойчивых урожаев. В результате именно здесь, едва ли не впервые в мире, начали применяться ранние формы искусственного орошения. Скорее всего это была задержка паводковых вод запрудами и плотинами, а также проведение первых пока еще небольших каналов.

Уровень жизни хассунских племен был все же достаточно высок, особенно по среднему течению Тигра.

«К концу VI тысячелетия до н. э. освоение земледельцами. Нижней Месопотамии было завершено и начался период развития ирригации и интенсификации производства» [1, с. 103].

Одновременно происходит формирование сходной по уровню развития культуры и к востоку от Нижней Месопотамии, в Хузестане. Эта равнинная область, орошаемая крупными реками Карун и Керхе, географически является продолжением Месопотамской низменности, и недаром история располагавшегося здесь впоследствии государства Элам теснейшим образом была связана с историей Нижней Месопотамии. Спускавшиеся с гор общины пастухов и земледельцев стали, как уже упоминалось, появляться на окраинах этой равнины по крайней мере уже в VII тысячелетии до н. э.; поселение Али-Кош рисует картину постепенной эволюции культуры этих первых хлебопашцев.

«Основание древними земледельцами Нижней Месопотамии поселения на месте городища Абу-Шахрайн, на самом юге страны, означало, по существу, конец периода экстенсивного распространения земледельческой культуры. Дальше идти было некуда, дальше начинались соленые воды Персидского залива, и общественные силы были переключены на то, что современные экономисты именуют внутренними ресурсами. В результате начинается очень постепенное формирование той сложной системы ирригационного земледелия, которая явилась основой могущества и богатства исторического Шумера» [2, с. 112].

Люди, жившие в хижинах вокруг святилища, кормились рыболовством и охотой, сеяли эммер (полбу), ячмень, лен, сезам (кунжут), может быть, и коноплю, сажали финиковую пальму, разводили овец различных пород, коз, свиней, ослов и крупный рогатый скот. Борясь с едва управляемой стихией ежегодно разливающейся реки, используя воду, оставшуюся после разлива в мелководных озерах, они еще в период Абу-Шахрайна впервые применили здесь принесенный ирригационный опыт, стали рыть в мягком грунте небольшие канавы и сеять хлеб. Исключительно тяжелые условия жизни между знойной пустыней и болотами и, вероятно, высокая смертность отчасти искупались для них невероятным плодородием почвы.

Отсутствие рудных источников на аллювиальной равнине приводило к усиленным поискам различных заменителей. Так, серпы, это важнейшее орудие древних земледельцев, изготовлялись обычно из терракоты с кремневыми или обсидиановыми зубцами. Специальное исследование таких серпов показало, что они были отнюдь не моделями орудий, а действенным и. эффективным инструментом.

Со слоями V и IV в. на городище Варки (около 3000 г. до н. э.) мы вступаем в новый исторический этап, условно называемый Протописьменным периодом

3емледелие начинает основываться на использовании воды из специально прорытых длинных магистральных каналов и на продуманной постоянной системе орошения полей. На смену ручной мотыге приходит простейший плуг, в который, вероятно, запрягали ослов. Все это позволило увеличить площадь обрабатываемой земли. Магистральные каналы одновременно служили и транспортными путями, по которым на тростниковых ладьях перевозили людей и грузы. По-видимому, именно в это время шумеры начали получать со своих полей сказочные по тем временам урожаи. Благосостояние общин быстро росло, одновременно росла и концентрация населения к культовому центру всей округи, тяготевшей к каналу.

Второй этап Протописьменного периода (ж 2850-2750 гг. до н. э.) представлен на городище Варка (т. е. в Э-Ане).

Во всяком случае, вся земля общины, даже если она действительно мыслилась как принадлежащая богу, была вовсе не тождественна земле, особо выделенной храму: начиная с этапа ПП II время от времени встречаются отдельные документы, обычно написанные на камне или на глиняных предметах особенной, заметной формы, содержание которых отлично от содержания учетных документов храма; в них, по-видимому, речь идет о передаче земли от храма частным лицам или от одних частных лиц другим. Есть в числе прочих камень, где изображен сопровождавший подобную передачу обряд. Эти документы для нас пока малопонятны, но из аналогичных текстов последующих периодов выясняется, что речь идет о земле больших семей, находившейся за пределами храмовых хозяйств.

Список используемой литературы

1. История Древнего Востока: зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации./Под. ред. И. М. Дьяконов., М.: главная редакция восточной литературы, 1983

2. А. Оппенхейм. Древняя Месопотамия., М: Наука. 1990.

Заключение

Переход к земледелию, основанному на культивировании высокопродуктивных сортов злаков (пшеница, ячмень, кукуруза, рис), привел к устойчивости в обеспечении продуктами питания человеческих коллективов Древнего Египта и Месопотамии, способствовал росту населения. Циклический характер земледельческого труда ограничил время, необходимое для обеспечения общества продовольствием, положил начало росту общественного благосостояния. С оседлым образом жизни и развитием специализированных производств улучшились бытовые условия.

В целом вступление в земледельческую эпоху духовный мир населения Египта и Месопотамии стал богаче и многообразнее.

Как в Месопотамии, так и в Египте постепенно складываются высокоэффективные хозяйственные системы, создавшие их общества начинают стремительное восхождение по ступеням прогресса.

Именно среда земледельцев и земледельцев-скотоводов создает значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Такой системой было прежде всего поливное земледелие.

В областях, где развивалось искусственное орошение земель, наблюдается заметный культурный и социальный прогресс. Земледельческий труд вообще и поливное земледелие в частности способствовало упрочнению, развитию и укреплению такой формы социальной организации общества, как община. Вместе с тем усложнение социальной структуры, специализация деятельности, накопление богатств были предпосылками социальной и имущественной дифференциации. Для истории мировой культуры особенно важное значение имело интеллектуальное развитие, интенсивность которого с наступлением земледельческой эпохи резко возросла.

Лишь в центрах, где продуктивность земледелия была особенно значительна, а темпы социального развития высоки, мы наблюдаем этот процесс.

Мы видим, что с развитием ирригации происходит рождение цивилизации в долинах великих рае, прежде всего в Египте и Месопотамии.

Сложные хозяйственные системы, крупные населенные центры, превращающиеся в города, требуют все большего развития управленческих функций. Примитивное равенство раннеземледельческих общин, создавших выдающиеся произведения прикладного искусства и фактически начавших восхождение по ступеням цивилизации, сменяется неравноправием, утверждаемым в повседневной жизни и в погребальных обрядах.

Сложный и противоречивый путь исторического прогресса подходит к новому качественному рубежу.

Источник

Хозяйство государств Месопотамии

На почве совместных хозяйственных интересов, строительства и эксплуатации местных ирригационных систем происходило объединение городов во главе с более сильным. Однако такие объединения были исключением, нормой оставался полісний устройство страны, обусловленный наличием в стране ряда водных артерий (Євфрат в пределах Юга Месопотамии распадался на несколько русел). Это давало возможность городским общинам строить свои магистральные каналы и таким образом обеспечивать себе экономическую и политическую самостоятельность. Возглавлял город-государство смысле, власть которого переходила от отца к сыну.

Издавна в Южной Месопотамии развивались ремесла, особенно строительная дело, плотничество, ткачество, чинбарство, пивоварение, производство парфюмерии и др. Нищета сырьевой базы заставляла населения изготавливать орудия труда, даже инструменты, из глины. Большое количество вязкой алювіальної (наносной) глины использовали в гончарному делу. Первый на планете гончарный круг изготовлено в Месопотамии в первой половине V тыс. до н. э. Здесь впервые стали производить глиняный кирпич, которая стала основной среди строительных материалов.

Излишки сельскохозяйственной продукции и нехватка сырья для развития ремесел побуждали к оживление внешней торговли. Внутри страны существовала торговля в форме простого обмена без купцов и общего торгового эквивалента.

Хозяйство Вавилонской государства. С образованием Вавилонской государства (II тыс. до н. э.) на территории Месопотамии произошли значительные изменения в экономическом развитии. Вавилоняне начали использовать в земледелии шадуф, с помощью которого подавали воду на те земельные участки, до которых не доходили паводковые воды. Освоение высоких полей способствовало развитию садоводства. Ирригационная система была в руках государства. Специальные чиновники отвечали за регулярный и достаточный полив земельных участков, арендуемых частными лицами государства, за своевременный и качественный ремонт каналов и дамб. Рациональное ведение ирригационного земледелия дало возможность успешно развивать животноводство. Состоятельные хозяева держали большие стада скота, которую они сдавали в аренду безтягловим крестьянам.

Однако в целом экономика страны оставалась глубоко натуральной. Хотя торговым служило эквивалентом серебро, однако не меньшую роль в торговых операциях играли зерно, растительное масло, финики и шерсть, которые обменивали на железную руду, рабов и т.д. Наемный труд оплачивали преимущественно натурой. В условиях нерозвинутого денежного обращения мелкие хозяйства очень зависели от кредита. Это обусловило интенсивное развитие ростовщичества. Кредиторами были в основном храмы, а также отдельные частные лица. Заем предоставляли под залог имущества, будущего урожая, поскольку законы запрещали вращать должников в рабство.

Развитие торговли и ростовщичества подрывал вавилонскую общину изнутри. Усилилась дифференциация общества. Общинная верхушка вместо защиты рядовых общинников от произвола чиновников сама задевала их.

Наиболее развитым был государственный сектор. Царь с помощью чиновников контролировал все сферы жизни общества. Большая армия фискалов следила, чтобы население исправно платило налоги. Только в период середньовавилонської суток царским приближенным и их окружению жалели из государственного земельного фонда поля, причем без уплаты земельного налога. Эти временные пожалования постепенно становились наследственной собственностью, которую закрепляли царским декретом. Так постепенно ликвидировали централизованное государственное хозяйство, верхом переходили на налоговую форму содержание государственного аппарата. Разница между общинниками и теми, кто держал служебные наделы, стиралась, все они становились налогооблагаемыми частными владельцами.

С целью защиты интересов собственника земли в статье 62 Законов Хаммурапи отмечалось, что при снижении урожайности через плохой возделывание земли арендная плата не уменьшается и ее размеры определяются из средней урожайности в местности. Для стимулирования освоения целинных земель арендатору позволяли платить за них на второй год аренды.

Экономическое развитие Ассирии. В северных гористых местностях Месопотамии государственность сформировалась на целое тысячелетие позже, чем в Вавилонии. Как и на южных землях, население Ассирии занималось іригаційним земледелием, которое здесь играло гораздо более скромную роль. Большего развития приобрело садоводство и виноградарство на южных склонах гор и животноводство. Скотоводство обеспечивало сырьем производство кожи. Кожу широко использовали в быту, в военном оснащении и как материал для письма.

Больше всего внимания ассирийцы уделяли посреднической торговли, тесно связанной с военными ограблениями. Купечество Смирят совместно с купцами приєвфратських территорий и Сирии в XX-XVIII вв. до н. э. основали в Малой Азии древнейшее в мире международное торговое объединение Каниш, жители которого занимались не только посреднической торговлей, но и прибыльным ростовщичеством. Ассири йское купечество учредило тогда свои торговые кварталы в Мари, Угариті, Єгипті. Развитие торговли нуждался в надежных путей. Поэтому именно здесь впервые в мире проложили дороги, вымощенные камнем и кирпичом, местами даже залитые асфальтом. Через каналы и реки строили деревянные и каменные мосты.

Для изготовления ювелирных изделий применяли литье в формах, пайки, клепка, раскачку металлов в письма, гранулирование, изобретенные в Месопотамии 4,5 тыс. лет назад. Маленькие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовленной из рыбного клея, гидроксида меди и воды, после чего изделие обжигали. Такая технология ювелирного производства распространилась в Европе, однако во времена Средневековья ее секрет было потеряно и вновь открыт лишь в 1933 г.

В Ассирии развивалось рабовладение. В отличие от Вавилонии основным источником рабства были не войны, а долговая кабала и работорговля. Однако основную массу производителей составляли мелкие и средние самостоятельные производители, в основном крестьяне-общинники.

Верхом ассирийского общества составляли крупные землевладельцы, купечество, чиновники, жрецы. Все они имели в государстве ряд льгот. Однако резкого деления на социальные сословия еще не было.

Нововавилонское царство. С распадом Ассирийской империи и образованием Нововавилонського царства (VII-VI вв. до н. э.) на южных и северных территориях шаг вперед сделал хозяйственное развитие. Вавилоняне новой эпохи построили сложное гидротехническое систему, которая обеспечила круглогодичный полив земли. Это дало возможность местным земледельцам перейти на двопільну, даже на трипільну, систему полеводства. Успехи в іригаційному земледелии способствовали развитию животноводства и птицеводства.

Значительное развитие получили ремесла. Вавилоняне уже производили цветные облицовочная плитка, изготовляли добротный текстиль, что славился во всем древнем мире. Процветала торговля, которая уже перестала быть государственной монополией. Совершенствовалась ростовщическая практика, в стране во II тыс. до н. э. возникли первые банки, которые принадлежали торговым домам Мурашу и Егібі. Банкірство в Нововавилонському царстве еще не стало отдельной профессией, а было приложением к ростовщичества. Банки давали кредит под 20-30% годовых. В случае сомнений относительно положения заемщика банк брал под свой контроль его недвижимость. За богатством банки династии Егібі опережали не только храмы, а иногда и государство, сосредоточивая в своих владениях земли, здания, скот. Активизации банковского дела способствовал переход в XX в. до н. э. до денежного налога. В целом же хозяйство халдейского Вавилон еще оставалось натуральным.

Больших успехов достигло строительство. В III тыс. до н. э. был построен величественный массивные храмовые башни (зикурати). Наибольшее из них построены в Вавилоне в честь бога Мардука (высота 60 м, восемь ярусов, на вершине храм, украшенный золотом). Кроме дворцов, строили административные и жилые дома, их стены украшали мозаикой. Кладка стен осуществляли смесью на основе асфальта. Было начато систему благоустройства города: дома городских жителей уже в III тыс. до н. э. имели плиты, водопровод, канализацию. Развивались транспорт, дорожное строительство. Именно здесь впервые в IV тыс. до н. э. применили колесный транспорт.

Вполне очевидно, что хозяйство Месопотамии мало натуральный характер. Поразительных имущественных контрастов общество не знало, поскольку жизненный уровень основной массы граждан был достаточно высокий. Тот, кто не имел собственной земли, мог довольно безбедно жить с найма или аренды. Рабство мало патриархальный характер. Уже в Нововавилонському царстве в условиях высокого уровня товарно-денежных отношений происходило очиншування и освобождения за выкуп рабов. В общественном производстве рабский труд играла незначительную роль, основным же общественным производителем были крестьяне-общинники и ремесленный люд. В крупных хозяйствах, в частности в храмовых, довольно широко использовали наемный труд.

Источник

Экономика государств Месопотамии

С древнейших времен эта территория была заселена шумерскими и семитскими племенами. Шумеры, пришедшие в Месопотамию из восточных горных областей в 4-м тыс. до н.э., создали государство Шумер.

Семиты, жившие в 5-м тыс. до н.э. в районе северной Африки, постепенно заселили Аравию, Сирийскую степь, а затем Месопотамию, где создали государство Аккад, а позже государство Вавилон. На восточном побережье Средиземного моря ими были созданы древнейшие государства на территории Сирии, Финикии, Палестины. К семитским народам в древности относились египтяне, жители Аккада, Вавилона, Ассирии, амориты, ханаанеи, финикийцы, евреи, арамеи.

Еще в глубокой древности ими бьши одомашнены дикие свиньи, овцы, козы, крупный рогатый скот, ослы. Теплый климат, наличие воды и плодородной почвы способствовали одомашниванию примерно 6—8-м тыс. лет до н.э. ячменя, пшеницы, других культур, развитию сельского хозяйства. Эти племена дали миру первую соху и плуг, оросительную систему.

Большое количество вязкой аллювиальной (наносной) глины послужило основой для широкого ее использования в гончарном деле. Первый гончарный круг на планете появился в Месопотамии в первой половине 5-го тыс. до н.э. Здесь же впервые стали производиться глиняные кирпичи, ставшие основой строительной техники. Появившиеся с 8-го тыс. до н.э. на Ближнем Востоке металлургическая обработка меди, а в 5—4-м тыс. до н.э. производство бронзовых изделий и, наконец, во 2-м тыс. до н.э. железные изделия способствовали быстрому развитию производительных сил в этом регионе.

Первые государства и социальное расслоение Примерно до 2340 г. до н.э. в Месопотамии существовало два крупных государства: государство шумеров <Шумер) на юге и государство семитов <Аккад) на севере. Аккадский царь Саргон I сумел путем завоеваний объединить эти государства в единое Шумеро-Аккадское царство.

Объединение этих государств положительно отразилось на экономике Месопотамии. Это дало возможность регулировать всю речную и оросительную систему Двуречья, что улучшило и транспортную и ирригационную сеть. Введение единой системы мер и веса способствовало улучшению торговли. Рост земледелия, ремесел и торговли и укрепление финансов на этой основе позволяли содержать сильную постоянную армию в 5400 воинов. Это дало возможность не только укрепить свои границы, но и вести завоевательные войны. Войска Саргона дошли до Средиземного моря на западе и даже вступили в Малую Азию. Саргон создал крупное государство, претендовавшее на гегемонию в Передней Азии.

Особенностью экономики древнейших государств Месопотамии было сосуществование сельской общины с рабовладельческим хозяйством. Сохранение сельской общины обусловливалось спецификой природных условий. Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные разливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требовали осушения земель. Населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений, возможное лишь при соединении усилий многих людей. Все это сохраняло общину, которая из родовой стала сельской.

Климатические условия растениеводства вызывали необходимость создания системы осушительных и оросительных каналов, координации и объединения усилий людей из разных районов. Это уже было не под силу одной общине. Поэтому одной из причин раннего создания государства была необходимость объединения и координации труда многочисленных общин в области ирригации. Государство поддерживало в порядке всю ирригационную сеть, а общины — отдельные ее участки.

Строительство крупных ирригационных систем, храмов, дворцов, ведение дворцового и храмового хозяйства требовали увеличения рабочей силы. Источником ее были либо военнопленные, либо местные жители, попадавшие в кабалу и становившиеся рабами. Рабов покупали и продавали. Цена за раба колебалась от Идо 20 шекелей серебром (шекель равнялся примерно 8 г серебра). Надо отметить, что рабство в древневосточных государствах было еще неразвитое, во многом домашнее. Кодекс Хаммурапи защищал не только интересы рабовладельца, но и раба: в статье 282 кодекса устанавливалось наказание раба за неповиновение господину, а в статье 117 устанавливалось, что в долговом рабстве человек мог пробыть не более трех лет, после чего его следовало отпускать на свободу; статья 116 гласила, что если сын свободного человека, взятый в долговое рабство кредитором, умер в доме кредитора от дурного обращения с ним, то за это смерти мог быть предан сын кредитора.

Кроме общинного и рабского использовался и наемный труд. Обедневшие общинники нанимались на работу к зажиточным и богатым людям. Закон царя Эшнунны (примерно XX в. до н.э.) устанавливал норму заработной платы и материальную ответственность батрака за невыполненную работу.

Необходимость проведения значительных ирригационных работ привела к усилению роли государства в экономике страны, к установлению формы землевладения. Первые цари захватывали часть общинных земель для себя и для священников. Так создавались дворцовые и храмовые хозяйства. Кроме того, царскими становились земли, захваченные в результате войн. В дальнейшем вся земля в государстве была объявлена принадлежащей царю, который раздавал ее жрецам, чиновникам, военным и придворным. Общины пользовались царской землей и за это несли в пользу царя повинности и платили налоги. Царские земли сдавались также в аренду, оформлявшуюся договором, в котором указывались объект аренды, размер арендной платы, время уплаты. Обычно арендная плата вносилась натурой, частью урожая. В целях защиты интересов владельца земли в статье 62 кодекса Хаммурапи устанавливалось, что при понижении урожайности из-за плохой обработки земли арендная плата не уменьшалась и ее размер взимался исходя из средней урожайности в данной местности. Для стимулирования разработки целинной земли арендатору разрешали платить за нее арендную плату на втором году аренды.

Новые формы землевладения свидетельствовали о социальном расслоении, о сосредоточении земли в узком кругу землевладельцев. Классовое расслоение характеризуют такие данные: верховный жрец получал 36 гектаров земли, жрец — 18, чиновник — 15 гектаров, мелкий землевладелец — от нескольких сотых до 2 гектаров.

Недостаток пригодных для хозяйства земель, а также борьба за власть приводили уже в древнейшие времена к конфискации земли, когда цари, чтобы укрепить свою политическую власть и экономическую основу, нередко прибегали к секуляризации храмовых хозяйств, забирая их земельные участки для своих нужд или передачи своим чиновникам и военным.

Основа экономики — сельское хозяйство Основу экономики древневосточных государств составляло сельское хозяйство. На первых этапах развития древнего общества это было скотоводство. К западу от Евфрата простиралась Сирийская степь, которая создавала хорошие возможности для разведения овец, коз, крупного рогатого скота. Большие стада овец и коз стали основой получения сырья для ткачества, а быки — рабочим скотом для земледелия.

Земледелию способствовали плодородные почвы, хороший климат. Но болотистые места в Месопотамии из-за ежегодных разливов Тигра и Евфрата требовали огромного труда в земледелии, что дало толчок развитию ирригационного хозяйства, созданию орудий труда, сохи, позже — плуга.

Приемлемый для растениеводства климат, упорный труд жителей давали хорошие урожаи. Главная зерновая культура — ячмень давала урожай в среднем сам-36, а в хорошие годы урожай превышал сам-100. Выращиваемый ячмень употреблялся не только для изготовления муки для хлеба, но и пива (около 40%), технология которого была разработана в Месопотамии примерно 3000 лет до н.э. Качество производства и цена продажи пива регулировались государством. Так, кодекс Хаммурапи устанавливал, что лица, продающие пиво по завышенным ценам, наказывались сбрасыванием в реку. Если торговцы не сообщали о своем занятии, тайно продавая пиво, то они могли быть приговорены к смертной казни.

Ремесло как самостоятельная отрасль. Промышленность

Развитие земледелия, раннее создание государства, а с ним и царского двора, войска, чиновничества, городов послужили быстрому вьщелению из сельского хозяйства ремесла как самостоятельной отрасли.

Так как в стране было мало лесов, то в качестве конструкционного материала широко использовались глина, камыш, тростник, которых было много. Это и послужило основой развития гончарного и кирпичного производства. Глина была и материалом для письма. Даже сама клинопись стала следствием использования глины (на глиняных табличках знаки удобнее было выдавливать). Камыш и тростник использовались для изготовления плетеных вещей и в кораблестроении. Тростниковые корабли плавали не только по рекам, но и по морю.

Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий, предназначенных для сельского хозяйства, строительства, для домашнего быта. Из драгоценных металлов производились великолепные ювелирные изделия, являющиеся и сегодня (спустя 4500 лет) сокровищами крупнейших музеев мира. В технологии их производства применялись литье в формах, пайка, клепание, раскатка металлов в листы, грануляция. Мельчайшие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовленной из рыбьего клея, гидроокиси меди и воды, после этого изделие обжигали. Такая технология ювелирного производства проникла и в Европу, однако в Средние века ее секрет был утерян и был открыт вновь лишь в 1933 г.

Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту (обувь, упряжь, тара для вина, воды, сыпучих материалов), в военном снаряжении (панцири, колчаны, шлемы), как писчий материал, напоминавший пергамент. Овечья и козья шерсть стали основой зарождения текстильного производства. Ткани производились не только из шерсти, но из льна, а затем хлопка.

Торговля и финансы. Первые банки Создаваемая сначала в натуральном хозяйстве сельскохозяйственная и ремесленная избыточная продукция позволила начать ее обмен между производителями, затем в более широких масштабах — внутри страны, а позже вывозить за пределы государства. Об уровне торговли и наличии в стране уже в 3-м тыс. до н.э. широких торговых связей свидетельствуют дошедшие до нас тексты торговых договоров на продажу не только сельскохозяйственной и ремесленной продукции, но и недвижимости (земельных участков, домов). В результате международной торговли в страну завозились необходимые товары: из Индии — хлопок, яшма, из Ирана — олово, лазурит, обсидиан, из Сирии — кедровое дерево.

Для обеспечения развитых экономических отношений, выполнения государством своих функций, а следовательно, сбора налогов вводятся денежная и налоговая системы. Сначала налоги взимались натурой (скотом, зерном), затем, в XX в. до н.э., стали применяться весовые металлические деньги в виде слитков серебра — шекелей весом около 8 г.

Градостроительство. Зиккураты и водопровод

Быстрое выделение из сельского хозяйства ремесленного производства как самостоятельной отрасли послужило основой развития многочисленных городов, многие из которых возникли уже в 4-м тыс. до н.э. О большой плотности городского заселения свидетельствует близкое расстояние между городами. Например, расстояние между крупными городами Ларса и Урук составляло всего 24 км. В 3000 г. до н.э. население Урука составляло примерно 50 тыс. человек.

Города стали административными, хозяйственными и культурными центрами. Градостроение послужило основой для развития строительной техники. С древнейших времен для строительства стал использоваться кирпич сырцовый, а затем обжигаемый в печах. Использование кирпичей как строительного материала позволило уже в начале 3-го тыс. до н.э. возводить на искусственных насыпях (из-за заболоченности местности) большой величины массивные ступенчатые храмовые башни (зиккураты). Самый большой зиккурат был построен в Вавилоне в честь бога Мардука. Он имел высоту примерно 60 м, восемь ярусов спиралью поднимались вверх. На вершине зиккурата был храм, отделанный золотом. Видимо, этот зиккурат стал основой библейской легенды о Вавилонской башне.

О масштабах строительных работ в Древней Месопотамии можно судить по судоходному и ирригационному каналу длиной 1600 км, построенному более 4000 тыс. лет назад.

Естественно, возводились не только храмовые сооружения, но и дворцовые, административные и жилые здания. Строили и большие помещения для архивов, поскольку глиняные таблички с информацией занимали очень много места.

При строительстве впервые стали использовать фаянсовые изразцы, которые служили для украшения орнамента наружных стен зданий. Кладка стен укреплялась веществом, изготовленным на основе асфальта. Внутри храмов и дворцов стены отделывались мозаикой. Для украшения помещений использовались скульптуры, рельефы. Такими были храм богини Иштар в Ашшуре, дворцы и храмы в Уре, Вавилоне. Архитектура Месопотамии оказала влияние на зодчество всего Ближнего Востока.

Города были не только большими, но и достаточно обустроенными. Дома горожан уже в 3-м тыс до н.э. имели плиты, на которые можно было ставить сосуды для приготовления пищи. Во многих городах были водопроводы. Первый в мире канал-водопровод был построен еще до 2500 г. до н.э. в шумерском городе Лагаш. Примером высокого уровня сооружения водопроводов для городов может служить водопровод, построенный в 690 г. до н.э. для города Ниневии, длиной 57 км. Дно канала было залито асфальтом и выложено известняком, стены укреплены известняковыми блоками. При пересечении с рекой водовод был поднят на акведук длиной 2730 м и шириной 13 м. Во дворцах царей и богатых людей уже в 2300 г. до н.э. были туалеты. Нечистоты по покрытым битумом водостокам попадали в канализационные колодцы.

Обслуживание отраслей хозяйства требовало развития транспорта и транспортной сети. Для этих целей использовались естественные водные магистрали рек Тигра, Евфрата, многочисленные водные каналы. На суше прокладывались дороги, по которым с древнейших времен перевозились товары на колесных повозках, запряженных мулами. Первое изображение колесного транспорта, относящееся к 4-му тыс. до н.э., найдено на территории бывшего Шумера.

Месопотамия дала миру не только первые образцы гражданской, но и военной техники и снаряжения. Примерно в 3000 г. до н.э. здесь появились боевые колесницы. В 1-м тыс. до н.э. были созданы осадные механизмы — тараны. Это были деревянные башни на четырех — шести колесах, имевшие либо плоские, либо заостренные тараны для пробивания каменных стен и крепостных ворот. В 3-м тыс. до н.э. появились защитные доспехи, сделанные из кожи. Металлические шлемы стали использовать около 2500 г. до н.э. Около 1000 г. до н.э. здесь появились первые чешуйчатые панцири-кольчуги, сделанные из железных колец.

Таким образом, уже в древнейшие времена экономика многих стран несла на себе груз производства вооружения, вынуждая эти страны искать внутри или за рубежом сырье, увеличивать его добычу или покупку, отвлекая на вооружение материапьные и финансовые ресурсы.

Наука и образование Росту производительных сил страны способствовало развитие наук, образования. Еще во времена государств Шумера и Аккада около 3000 г. до н.э. в Месопотамии появилось клинописное письмо, представляющее собой комбинацию клинообразных черточек, выдавливаемых на табличках, сделанных из сырой глины. Сначала знаки отображали конкретные предметы, понятия, затем звуковые комбинации, слоговые, фонетические значения. Эта

система письма распространилась по всему Ближнему Востоку и стала основой разработки многих современных алфавитов: арамейского (ебрейский, арабский), греческого (латинский, славянокирилловский, грузинский, армянский).

Хозяйственные потребности дали толчок развитию наук, в первую очередь астрономии и математики. Экономика была немыслима без математических расчетов количества продуктов, рабочей силы, участков земли. Месопотамия дала миру начала математики, сначала щестидесятиричную, а затем десятичную системы счисления, возведение в степень, извлечение квадратных и кубических корней, принцип арифметической и геометрической прогрессий, арифметические дроби, таблицу умножения, первые знания в области геометрии, алгебры, квадратные уравнения. Для арифметических расчетов применялись инструменты — наподобие счетов. Вавилонская система мер и весов перешла ко многим древним народам.

Необходимость определения нахождения человека на местности и установления счета времени способствовала рождению астрономии. Жрецы вели наблюдения за светилами и звездами. Эти наблюдения сначала накапливались и передавались устно из поколения в поколение, затем после появления письменности стали записываться в виде научных знаний. На высоких храмовых башнях-зиккуратах создавались первые на планете обсерватории, где велись астрономические наблюдения. Жрецы имели представление о четырех странах света, знали пять планет и их орбиты. Звездное небо было разбито на 15 частей, а звезды распределены по созвездиям, определено 12 зодиаков. Астрономы рассчитали, что лунные затмения наступают через 6585 дней, т.е. они могли предсказывать затмения. Ими была основана астрология, предсказывающая судьбы людей.

Знание астрономии позволило жрецам создать систему календаря. Календарными единицами стали год, лунный месяц, сутки. Год состоял из 365 дней, делился на 12 частей — месяцев. Астрономические знания месопотамских жрецов перешли ко многим народам. «Отец истории» — греческий историк Геродот писал, что греки получили многие знания от вавилонцев.

География как наука сложилась в Месопотамии. В 3-м тыс. до н.э. жителям этой страны были известны не только стороны света, но и первые географические карты, выполненные на глиняных табличках. Позже на таких картах был показан Вавилон и соседние страны.

Медицина как комплекс знаний и как самостоятельная профессия также зародилась в Месопотамии. Примерно в 2700 г. до н.э. в Вавилоне уже были хирурги, врачи, лечившие глазные и другие болезни. Медики описали симптомы многих болезней, в том числе органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, ревматизма, болезней глаз, почек и др. Для лечения применялись лекарства, компрессы, массаж. Месопотамские хирурги еще в XVIU в. до н.э. умели удалять катаракту глаза. О том, что это была обычная операция, свидетельствует кодекс царя Хаммурапи, где регламентировалась плата за такую операцию: за операцию вельможи врач получал 10 шекелей, простолюдина — 5 шекелей, раба — 2 шекеля. Тем самым закон экономически стимулировал врача повышать свою ответственность при совершении хирургической операции.

В Месопотамии примерно в 2000 г. до н.э. изобрели в качестве моющего и дезинфицирующего средства мыло. Его варили из растительного масла и щелочи.

Все эти знания и технологии перешли по наследству другим народам, впрочем, как и эмблема медицины: символом бога медицины и покровителя врачей Ниназу была змея, обвивающая жезл.

Знания приобретались в школах при храмах. Затем появились специальные государственные учебные заведения. Первым таким учреждением на планете была школа, созданная примерно в 2000 г. до н.э. шумерским царем Шульги. Здесь молодежь изучала письменность, математику, языки, медицину, астрономию и астрологию, перевод с одного языка на другой, богословие, право, музыку.

Первая библиотека также была создана в Месопотамии в VII в. до н.э. царем Ашшурбанипалом, собравшим религиозные, законодательные материалы с древнейших времен. Для перевода их на современный ему язык были созданы первые словари. В этой библиотеке были сделаны первые шаги в информатике. Разработаны каталоги глиняных табличек, выполнена их нумерация, в конце каждой таблички сделана аннотация текстов, подготовлены путеводители для быстрого поиска нужного текста.

Экономика, наука и культура Древней Месопотамии стали основой развития ближневосточной, средиземноморской и в дальнейшем всей европейской цивилизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *