Что способствовало развитию мореплавания в древней греции

История Древней Греции

Значение моря. Мореплавание

Большое хозяйственное значение в Греции имело море, которое глубоко проникало в глубь суши то широкими, то узкими заливами и проливами. Почти по всей прибрежной полосе материка, на островах и у берегов Малой Азии добывалась соль. Соль была не только необходимым продуктом питания и предметом вывоза; она обеспечила грекам единственный возможный для них способ сохранения продуктов. Соленая рыба была массовым продуктом питания. В каждом греческом городе существовали рыбные рынки. Анчоусы, тунцы, сардины, устрицы, осьминоги и креветки у жителей побережья были самой распространенной и доступной едой.

Некоторые города жили ловлей и продажей рыбы. Море у берегов Лаконики, в Евбейском проливе и у берегов Малой Азии было богато раковинами, содержащими пурпур, добыча которого составляла немаловажную отрасль производства; пурпур шел в первую очередь для окраски тканей и шерсти. Изобилие островов в Эгейском море и наличие удобных гаваней на восточном побережье материка и западном побережье Малой Азии создавали благоприятные условия для раннего развития мореплавания.

При гористом рельефе Греции и слабом развитии сухопутной торговли по морю шли основные пути внешних сношений. Когда в городах возросла нужда в привозном хлебе и в рабах, мореплавание получило особенно широкое развитие. То, что при мореплавании в Эгейском море моряки никогда не теряли из виду землю, имело большое значение, так как близость земли спасала их при приближении бури. Даже в летние месяцы часто налетали порывы северного ветра, обрушивавшегося с огромной силой на море с берегов.

Короткие крутые волны были особенно опасны для плоскодонных греческих кораблей, тоннаж которых, даже в периоды наибольшего развития техники кораблестроения, не превышал 250-260 тонн. Плавание по морю осуществлялось в основном лишь летом и осенью (к середине октября все моряки возвращались в гавани на зимние стоянки); что касается гаваней, то удобными были только защищенные от летних северных ветров.

Источник

Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история

Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Смотреть фото Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Смотреть картинку Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Картинка про Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Фото Что способствовало развитию мореплавания в древней греции

Книга посвящена одному из человеческих ремесел, возникшему в далекие времена, – мореплаванию и морской торговле. Автор сознательно ищет истоки мореплавания не на Востоке – в Индии, Китае, Японии, а в традиционных местах – в Греции, Египте, Финикии, Италии. В «Популярной истории» автор использует много цитат из старинных книг, ибо лучше один раз прочитать текст от Плиния, Страбона, Геродота, Цезаря, Диодора, Арриана, чем сто раз слышать их фамилии и читать пересказы их сообщений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Греческая колонизация Средиземноморья

Конструкция кораблей ахейцев по Гомеру

Мы уже подробно говорили о путешествии аргонавтов в Колхиду и прежде чем говорить о теме раздела, коротко остановимся на другом произведении Гомера, посвященном Троянской войне — «Илиаде» [8]. Год падения Трои историки оценивали по-разному. Эратосфен, изучавший в Александрии произведения Гомера, называл 1189 год до р.Х., другие древние историки называли другие годы, в настоящее время большинство исследователей считают что это событие было до 1260 года до р.Х. [56].

В поэме Гомера нас интересуют сведения о конструкции судов ахейцев, рассеянные автором в своем художественном тексте.

Численность ахейского флота превышала 1200 кораблей. Все корабли, за одним исключением, Гомер называет «черными» и «черноносыми».

(Здесь и далее в этом разделе оригинальные термины Гомера даны в кавычках).

Указания на такой цвет кораблей нет, но в тексте упоминается «черная смола» — с ней сравнивается грозовая туча. Возможно, черные корабли приобрели свой цвет ввиду того, что были пропитаны черной смолой. Только у Одиссея было 12 «красноносых» кораблей. Причина такого цвета неизвестна.

Корабли ахейцев были изготовлены из корабельной сосны, которую ссекали острыми секирами вкруг в высоких горах. Оттуда вниз по дороге жестокобугристой тянули «мачты огромные» и «брус корабельный». Это означает, что брус прямо в горах обсекали «мастера древоделы». В своей работе они применяли «снур правильный» — натянутый веревочный уровень. Корабельных мастеров Гомер уважительно называет «умными зодчиями».

Корабли ахейцев были «широкими», корпус имел «киль», конструктивно переходивший в нос, а также «корму», оборудованную «хвостовым гребнем». На корме имелась высокая палуба — «кормовой помост», на котором во время движения судна располагались «корабельщики», управлявшие «кормилом» — рулевым веслом. На «кормовой помост», можно было подняться по лестнице — «скамье семистопной». Это указание позволяет определить высоту «кормового помоста» над уровнем борта — около 2-х метров. Следовательно корпус корабля имел среднюю геометрическую высоту около 5 метров.

Мачты, изготовленные из единого дерева без стеньги, подвязанной веревочным вулингом, у кораблей ахейцев были съемными, они вставлялись в специальное «гнездо». К корпусу корабля и к мачте привязывалась рея — «шест корабельный». Шест был составной — сколоченный, самый большой имел в длину 22 локтя — около 10 метров, что позволяет представить и ширину стандартного судна ахейцев — не более 10 метров.

Паруса на кораблях были «белые», их можно было опустить и сложить на палубе. Количество парусов было не менее 3-х, так как Гомер применяет термин «средний парус». Мачта, вставленная в гнездо крепилась на «канатах». У берега корабли стояли либо у пирса — «пристанища», привязанные «причалами» — швартовами, либо на свободной воде — «высоко». Во втором случае, впрочем, как и в первом на дно бросались «котвы» — вероятно привязанные канатами корзины с грузом — камнями.

Для «гребцов» и пассажиров на кораблях имелись места для сидения — «скамьи». На «легком корабле», которым управлял Одиссей, было «двадцать гребцов», следовательно такое судно было двадцативесельным. Гомер для характеристики кораблей применяет термин «обоюдовесельные», то есть у Одиссея на каждом борту на его «легком» «красноносом» корабле было по 10 весел. Самые большие корабли были у Филоктета — с «пятьдесятью сильными гребцами» — пятидесятивесельные, по двадцать пять весел на каждом борту. Длина такого корабля должны была составлять не менее 70 метров.

Можно оценить регистровый тоннаж крупнейшего корабля ахейцев, которым управлял Филоктет. При геометрическом размере 70х10х5 метров он составляет около 600 регистровых тонн. Тоннаж «легкого» корабля Одиссея составляет около 15 тонн. Обычные корабли ахейцев, например, 50 кораблей Ахиллеса имели тоннаж около 200 тонн.

Для определения самого большого корабля Гомер применяет термин «корабль стоскамейный» — судя по этому скамьи для гребцов и пассажиров могли быть раздельными На кораблях «восседали» — сидели на скамьях «дружины» — воины. Обычно воинов в дружине на одном корабле было «сто и двадцать».

Таким образом, на одном корабле ахейцев в среднем находились 30 гребцов, 120 воинов, и некоторое количество профессиональных моряков — «корабельщиков». Все гребцы принимали участие в боевых действиях в качестве лучников, корабельщики к боевым действиям не привлекались.

При длительной стоянке ахейцы вытаскивали свои корабли на «покатую сушу» — берег, для чего на песке «подкатывали» «огромные бревна» — катки — а на берегу прокапывали «рвы». В «рвах» судно крепилось «подпорами» в вертикальном положении. Нет никаких указаний не технологию вытаскивания судов, имевших вес не менее 150 тонн, на сушу. На покатом берегу, с использованием катков, можно оценить усилие, необходимое для этого в 18 тонн. На каждого из 150 воинов и гребцов, при ручной тяге в этом случае приходится по 120 кг тягового усилия — величина вполне реальная, но большая. Для выполнения этой работы требовались сильные мужчины. И такие мужчины были в армии ахейцев.

Подводя итоги изучения поэмы Гомера с точки зрения мореплавания и мы с уверенностью можем утверждать, что сведения Гомера вполне правдоподобны.

Географическое дополнение от автора

С времен Гомера — с 9-го века до р.Х. — до времен Геродота — до 5-го века до р.Х. — греки, жившие на островах Эгейского моря и на западном побережье Малой Азии, морским путем колонизировали многие берега и острова в центральной и западной части Средиземного моря.

Отмечу, что название «Азия» очень древнее, мнемонически в виде «Азиатия» оно существовало во времена Микен, т.е. до 1200 года до р. Х. Это стало понятно после дешифровки глиняных табличек из Микен, с текстами на линейном письме Б, выполненной Майклом Вестрисом и Джоном Чедвиком в 1952 году. Посмотрим на текст одной из расшифрованных табличек [57]:

«PY Ae134 (Plate 2 (b); Documents, no. 31)

Ke-ro-wo po-me, a-si-ja-ti-ja o-pi ta-ra-ma — (ta) — o qe-to-ro-po-pi o-ro-me-no MAN I (pic)

Kerowos the shepherd at (the place) Asiatia watching over the cattle of (the man) Thalamatas»

Табличка содержит слоговый текст, написанный по-английски, а также пиктограмму (ЧЕЛОВЕК). Перевод этой таблички (см. ниже) на русский содержит название места, где пастух Керовос смотрит за скотом Таламантаса — Азиатия. В данном случае мы имеем два вполне греческих имени и название местности — Азиатия — Азия.

«Керовос пастух в Азиатии, присматривающий за скотом (человека) Таламантаса.»

Перейдем к морским достижениям греков в обозначенный период.

Плавание Колея в Атлантику

Предполагается, что до 33-й олимпиады, т.е. до 648 года до р.Х. некто Колей, мореплаватель с острова Самос, впервые вышел в Атлантический океан. Основанием для этого служит сообщение Геродота [5]:

«После этого корабль, принадлежавший самосцу Колею, на пути в Египет занесен был на этот самый остров Платея… затем они снялись с острова и пустились в море по направлению к Египту, но восточным ветром были отнесены в сторону; ветер не унимался, так что они прошли Геракловы Столбы и прибыли по указанию божества в Тартес. В то время этот торговый пункт был еще не тронут никем, благодаря чему самосцы по возвращении назад извлекли такую прибыль из продажи товаров, как никто из эллинов, насколько мы знаем, за исключением, правда, Сострата, Лаодамантова сына, из Эгины. С этим последним не может поспорить никто. Десятину своей прибыли в сумме шести талантов самосцы употребили на медную чашу, похожую на аргивскую; кругом она была украшена выдающимися над краями головами грифов. Чаша пожертвована в храм Геры, а подставкой ей служили три коленопреклоненных колосса из меди в семь локтей вышиною»

Геродот не сообщает о том, когда произошло приключение Колея, привезшего из Тартеса медь в Грецию, но косвенно можно это понять из того, что Павсаний в своем «Описании Греции» сообщает о даре Мирона, совершенном после 33-е олимпиады [50]:

«Есть в Олимпии так называемая сокровищница сикионян, дар Мирона, бывшего тираном в Сикионе. Мирон выстроил ее, одержав победу в состязании колесниц в 33-ю олимпиаду… но тартессийская ли это медь, как говорят элейцы, — этого я не знаю. Говорят, что Тартесом называется река в области Иберии, вливающаяся в море двумя устьями. Посреди, между устьями реки, лежит город, одноименный с рекою».

Плавание Эвтимена в Атлантику

Считается, что около за 600 года до р.Х. греки из Фокеи основала Массилию, нынешний Марсель, при этом название города, вероятно, образовалось из двух финикийских слов: «маас» — крепость, «алаа» — возвышаться.

Около 530 года до р.Х. грек Эвтимен из Массилии плавал в Атлантическом океане (море) и обнаружил, что Нил вытекает из этого моря. Про плавание Эвтимена сообщил в «Вопросах естествознания» римский ученый Сенека, приведем этот краткий отрывок полностью [58]:

«Эвтимен Массильский свидетельствует: «Плавал», говорит, «Атлантическим морем: оттуда течет река Нил, полноводная, когда продолжается сезон сильных ветров; ибо тогда ветер гонит морскую воду. Когда ветер стихает, море успокаивается и Нил слабеет. Кроме того, море сладкое на вкус и животные Нильским подобны.»

Между 500 и 430 годами до р.Х. греки обосновались на Сицилии, на Сардинии, на Корсике и в некоторых южных провинциях Испании.

К широкой морской эмиграции на запад греков подталкивали два фактора: перспективы получения большой коммерческой выгоды от морской торговли между колонией и метрополией, и перманентные войны в Греции и у ее пределов. При своей колонизации греческие мореплаватели пользовались географическими и морскими картами, которые, как утверждают древние греческие историки, были получены ими от финикийцев.

Картография и морские знания греков

Собственная картография у греков долго находилась в зачаточном состоянии. Анаксимандр Милетский, ученик Фалеса, живший до 540 года до р.Х., был первым, кто изобразил на карте обитаемые Земли [27]. Эта карта не дошла до нашего времени, и известна только в виде реконструкций. На карте Анаксимандра, как писали другие авторы, обитаемая земля была нарисована в виде круга, с Элладой посередине и Дельфами в середине Эллады, так как они «держат» пупок Земли.

Геродот так оценивает географические идеи своих предшественников [5]:

«Я смеюсь при виде карт Земли, которые во множестве были составлены в прошлом, и которые никто не объяснил таким образом, чтобы в этом был хоть какой-то смысл. Они изображают океан, текущий вокруг Земли, настолько круглой, как будто она нарисована циркулем, и они делают Азию равной Европе».

В Британском музее экспонируется глиняная табличка с Нововавилонской или персидской датой, то есть это примерно время создания карты Анаксимандром, на которой отчетливо виден контур земли, окруженной «горькой Рекой», или соленым океаном. Точно так же, как на картах, о которых говорил Геродот, окружности Земли и океана на табличке выдавлены как идеальные круги, и даже есть небольшая, глубокая дырочка в центре глиняной карты, которая, вероятно, была оставлена циркулем писца.

Восточные части Средиземного моря до Геродота все еще были не исследованы. Гомер сообщает нам, что никто, кроме пиратов, не рискнул бы своей жизнью, направиться морем прямо с Крита в Ливию. Когда ионийские депутаты в годы Ионийского восстания в начале 5-го века до р.Х., по хронологии Бикермана в 494 году до р.Х. [28], прибыли на остров Эгина, где были собраны военно-морские силы континентальной Греции, с настоятельной просьбой отправить флот в Ионию, чтобы освободить ее от владычества персидского царя Ксеркса, эта просьба была отклонена, потому что греки не знали как доплыть от Делоса до Ионии. Афиняне в те времена полагали, что путь морем от Эгины до Самоса так же далек, как от Эгины до Столпов Геркулеса. В действительности эти расстояния отличаются более чем в 10 раз.

Источник

Лекция 1. Мореплавание в древний период.

1. Зарождение мореплавания. Развитие судостроения и морской торговли.

В древности для рыболовства в открытом море люди применяли плоты из тростника, затем лодки из звериных шкур, позже челны и каноэ, выдолбленные из целого дерева. Управлялись плоты и лодки шестом, впоследствии веслом. В период ранней цивилизации появляются гребные суда (6 тыс. – 4 тыс. лет до н. э.).

Кто и когда впервые поставил на судно парус не известно. Предполагают, что это произошло за 5 тыс. лет до нашей эры. Слово «парус» происходит от греческого «фарос», что означает «полотно», «ткань». На Руси использовался термин «ветрило». Паруса изготовляли из льняной или хлопчатобумажной ткани (сейчас наиболее распространен синтетический материал дакрон). Паруса на деревянных мачтах могли разгонять суда до скорости свыше 35 километров в час. Под парусным оснащением судна понимают сложный механизм парусов, рангоута (мачты, реи – деревянного каркаса) и такелажа (канатов).

Первые морские грузовые суда появляются в 3 – 1 тысячелетии до н. э. В 1 тысячелетии до н. э. начинают осуществляться дальние морские плавания. В 6 в. до н. э. финикийцы обошли вокруг африканский материк, карфагеняне обогнули Пиренейский полуостров, греки совершили плавание по Индийскому океану. В 6 в. до н. э. в мореплавании начинают использовать научные открытия. Греческий философ Фалес из Милета открыл возможности ориентирования по созвездию Малая Медведица. Греческий астроном Евдокс Книдский (408-355 г. до н. э.) впервые объяснил движение планет, применив механическую модель, что сделало возможным изготовление географических карт. Математик Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) составил первые географические карты. В 7-5 в. до н. э. был изобретен железный якорь. В середине 3 в. до н.э. при входе в Александрийский порт на острове Фарос был построен первый маяк.

Первые серьезные изменения в парусном вооружении античных судов датируются 2-1 веком до н.э. Тогда на некоторых римских судах начали применять дополнительные наклонные мачты со вторым прямоугольным парусом небольшого размера (артемоном). Парусность увеличивалась не на военных, а на торговых судах, так как много гребцов на них было иметь не выгодно в ущерб перевозимому грузу.

Следующий важный этап – использование паруса треугольной формы, прикрепленного к сильно наклоненному вперед рею. Такой парус называется латинским, хотя римляне заимствовали его скорее всего у арабов в 4 веке н.э. С ним судно могло идти при боковом и встречном ветре, меняя галсы. Самым распространенным типом парусно-гребных судов на Средиземноморье становится галера. (Последний раз галеры участвовали в боевых действиях в мае 1828 года во время Русско-турецкой войны).

2. Мореплавание народов средиземноморья.

В древнем Египте судостроение развивалось очень активно, что было обусловлено высоким уровнем развития самой цивилизации, географическим особенностями страны, представлявшей собой длинную полосу плодородной земли, периодически затапливаемую Нилом, значительной ролью внешней торговли, осуществляемой морским путем. Для торговли со средиземноморскими городами Египет имел суда за 3 тысячи лет до н. э. Примерно в это время в Египте появились судостроительные верфи. В пирамиде египетского фараона Хеопса (начало 3 тыс. до н.э.) сохранился целый корабль. Египтяне изготавливали суда из местных пород дерева, (например, акации, папируса) и сосны, которую привозили из Сирии. Египтяне изобрели шумерское речное судно, которое изготавливалось из козьих шкур. Морские суда создавались из кедровых досок, завозимых из Ливана. Флот Египта делился на военный и торговый., существовали пассажирские и грузовые суда.

Финикиявнесла большой вклад в развитие мореплавания (современная Сирия), некоторые считают, что именно финикийцы первыми из средиземноморских народов вышли в открытое море. Финикия вела торговлю с Египтом и Месопотамией уже в 4 тысячелетии до н.э. Принято считать, что парусно-гребные суда классической конструкции появились в Финикии во 2 тысячелетии до нашей эры. Они имели сплошной деревянный киль, в отличие от египетских судов, у которых прочность корпусу придавал специальный канат-растяжка. Мачты были однодревковыми (а не Л-образными как у египтян). Финикийцы изобрели подводный таран, обитый листовой медью, который крепился к носовой части киля. Военные суда финикийцев были двухпалубные, гребцы были защищены высоким фальшбортом (участок борта, расположенный выше открытой палубы). Все великие морские державы древности строили военные и торговые суда на базе финикийских прототипов.

Греция переняла мореплавания у Финикии. Необходимость создания флота в 6 веке до н.э. определялась особенностями географического положения Греции и наличием колоний на всем побережье Средиземного моря. Строительство военных кораблей получило широкое распространение в 5 в. до н. э. в связи греко-персидскими войнами. Греческий флотоводец Фемистокл построил 100 триер, что позволило разгромить флот персов. Триера – судно с тремя рядами весел изобрел в 8-7 в. до н. э. корабельный мастер из Коринфа Аминокл. Судно имело вытянутую форму, плоскую подводную часть (осадка – 1 метр) для увеличения скорости.

После окончания Греко-персидских войн создаются благоприятные условия для развития торгового мореплавания. Центром морской торговли стал афинский порт Пирей. В 478 году до н. э. был создан первый Афинский морской сою, Греция стала сильнейшей морской державой Средиземноморья. Благодаря Периклу (444-429 гг до н. э.) в Афинах появляется обучение морскому делу: за определенную плату изучался теоретический курс и морская практика. В 330 г. до н. э. Афины становятся крупнейшим торговым центром, здесь находились верфи, доки, мастерские для трех с половиной сотен судов. Греция стала утрачивать статус великой морской державы после того, как в 405 г. до н. э. афинский флот был практически полностью уничтожен спартанцами, а точнее милетским пиратом того времени Теопомп, которого наняла Спарта.

Древний Рим стал морской державой с момента установления республики (509 г. до н.э.). К этому времени уже сложились основные типы судов, известны основные принципы судовождения. Создавая флот, римляне копировали карфагенские суда, судовождению учились у этрусков. К середине 3 в. до н. э. в римской республике было построено несколько портов в Неаполитанском заливе и на побережье Адриатического моря. Появились первые механизмы для разгрузки судов – стрелы, установленные на поворотном круге. Непрерывные войны, которые вел Рим, требовали создания мощного военного флота. Благодаря военному морскому флоту римляне победили в Пунических войнах. Карфаген был разрушен, пунийцы стали подданными Рима.

Римляне изобрели корвус (переходной мостик), который позволял быстро перебраться на вражеский корабль. Римский военный флот в качестве основной ударной силы использовал ЛИМБУРНЫ – одномачтовые парусные суда.

Во второй половине 2 в. до н.э. флот римского полководца Сципиона Эмилиана осуществил поход вдоль западных берегов Африки, о чем свидетельствовал греческий историк Полибий, участвовавший в этом походе. В начале 1 в. до н.э. флот римского наместника в Испании Публия Красса совершил плавание вокруг Пиренейского полуострова. В 67 г. до н. э. римский полководец Помпей ликвидировал пиратство, так как в результате действий пиратов связи Рима с восточными провинциями практически прекратились. Торговые суда Римской империи выходили за пределы Средиземного моря, совершали плавание к берегам Британии.

Источник

ГРЕКИ И МОРЕ

Природные и климатические условия, географическое положение территории всегда оказывали влияние на образ жизни народов и пути формирования общественного развития и в итоге – на своеобразие возникавших в различных регионах цивилизаций. Взаимодействие человека с окружающей средой является одной из важнейших частей цивилизационного развития, в результате которого происходит как складывание отличительных социопсихологических черт характера у всего этноса, так и создание определенной картины мира у конкретных его представителей. Кроме того, любое общество в рамках цивилизации всегда стремилось по возможности гармонизировать свои отношения с природной средой, что непосредственно оказывает влияние на формы хозяйствования и их результаты, а опосредованно – на все аспекты жизни, от культуры до политики. Особенно сильным оказывается воздействие географических условий на первоначальном этапе формирования цивилизации.

Важнейшую роль в становлении древнегреческой цивилизации сыграло море. Средиземное море, которое омывает материки с различными географическими условиями и пестрым этническим составом населения, вообще сыграло важную роль в истории человечества. Средиземноморье было одним из регионов, где зародились и расцвели многие древние цивилизации. Это зона с мягким субтропическим климатом, благоприятным для занятия сельским хозяйством. Прибрежные воды, где осуществлялось каботажное плавание, создавали наилучшие условия для контактов между средиземноморскими народами, что способствовало их быстрому культурному развитию.

Особенно благоприятными условиями отличается Эгейское море, омывающее на западе Балканский полуостров, а на востоке – Малую Азию. Береговая линия Эгейского моря изрезана многочисленными бухтами и заливами, а море усыпано расположенными близко друг к другу островами. Во всей Греции нет точки на суше, которая бы отстояла от морского побережья далее чем на 90 километров, а в открытом море нет точки суши, удаленной от другой суши далее чем на 60 километров. Это позволяло уже в древности мореходам на небольших суденышках отправляться в плавание через море: передвигаясь от острова к острову, они не теряли из виду спасительную сушу. Эгейское море стало своеобразным мостом, по которому культура древневосточных цивилизаций пришла к народам Европы.

Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Смотреть фото Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Смотреть картинку Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Картинка про Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Фото Что способствовало развитию мореплавания в древней греции

Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Смотреть фото Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Смотреть картинку Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Картинка про Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Фото Что способствовало развитию мореплавания в древней греции

Корабли Крита. Рисунки с изображений на печатях

Однако даже плавание от острова к острову, когда моряк не терял из виду кромку земли, считалось весьма опасным делом. Греки долгое время были сухопутным народом, и до прихода на Балканы они не сталкивались с большими водными пространствами. В древнегреческом языке даже было утрачено общеевропейское слово, обозначающее море (mare, Merr и т. п.). И слово «таласса» (т. е. море) пришельцы позаимствовали у карийских племен. У местных племен они научились строить и первые небольшие суденышки. Однако на первых порах греки были достаточно беспомощными на море. Опасность для них таилась в подводных скалах и бурных течениях, омывавших многочисленные полуострова. Так, дурной славой у древних народов пользовались мысы Тенар и Малея на самом юге Балканского полуострова, плавание вокруг которых нередко заканчивалось кораблекрушением.

Еще одну опасность для жизни древних мореходов несли ветры, почти непрерывно дующие в Эгейском море и поднимающие сильные бури. Из-за штормов море было крайне опасным для плавания с ноября по февраль и с июля по сентябрь. Долгое время выходить в открытое море в этот период считалось безрассудством. Небезопасным для жизни мореходов было и весеннее море, с февраля по май. Благосклонными к морякам считались осенние месяцы – с конца сентября по ноябрь. В этот благоприятный промежуток времени, нагрузив утлые суденышки товаром, греки, подгоняемые, по словам поэта Гесиода, «жестокой нуждой» и «голодом злым», отправлялись за море торговать. Так ценой больших усилий и потерь греки научились бороться с морской стихией и стали искусными мореплавателями.

Постепенно греки освоились с морем, и оно перестало их пугать. Это покорение моря имело очень важные последствия для развития греческой цивилизации. Море способствовало формированию у греческого народа смелости, отваги, бесстрашия, предприимчивости. Образ жизни, связанный с многочисленными путешествиями по морю, расширял кругозор людей, стимулировал познание окружающего мира, усвоение культурных достижений соседних народов. Такой человек был готов к преодолению неожиданно возникавших трудностей, легко приспосабливался к новым условиям. Олицетворением всех этих черт характера древнего грека был воспетый Гомером хитроумный Одиссей, мужественный воин и опытный мореплаватель, находивший выходы из, казалось бы, безнадежных ситуаций. И даже гнев владыки морей Посейдона, десять лет носившего по морям отважного грека, оказался бессильным перед его мужественным характером и жаждой жизни.

Вот как описывает условия плавания в Эгейском море Гесиод в поэме «Труды и дни»:

Если же по морю хочешь опасному плавать, то помни:

…Вот пятьдесят уже минуло дней после солнцеворота,

И наступает конец многотрудному, знойному лету.

Самое здесь-то и время для плаванья: ни корабля ты

Не разобьешь, ни людей не поглотит пучина морская…

Море тогда безопасно, а воздух прозрачен и ясен…

Но воротиться обратно старайся как можно скорее:

Не дожидайся вина молодого и ливней осенних…

Плавают по морю люди нередко еще и весною.

Только что первые листья на кончиках веток смоковниц

Станут равны по длине отпечатку вороньего следа,

Станет тогда же и море для плаванья снова доступным.

Плаванья этого… Трудно при нем от беды уберечься.

Но в безрассудстве своем и на это пускаются люди…

В V в. до н. э., когда появились быстроходные и надежные корабли, греки уже путешествовали не менее восьми месяцев в году, за исключением зимы. Таким образом греки превратились в народ мореплавателей, а Эгеида стала подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. Море, соединявшее своеобразными мостами из островов земли Эллады и Малой Азии, сыграло огромную роль в усвоении достижений восточной культуры и становлении цивилизации в Древней Греции.

Самым удобным «мостом» через Эгейское море, разделявшее Европу и Азию, были соприкасавшиеся друг с другом цепи Кикладских и Южных Спорадских островов. Первоначально Киклады, непосредственно примыкавшие к Балканскому полуострову, были узкой горной грядой. Впоследствии она оказалась разрезана узкими морскими проливами на ряд островов.

Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Смотреть фото Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Смотреть картинку Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Картинка про Что способствовало развитию мореплавания в древней греции. Фото Что способствовало развитию мореплавания в древней греции

Родосская керамика (VII в. до н. э.)

У северо-восточного эгейского побережья, почти примыкая к материку, расположен самый большой и живописный из островов Греческого архипелага – Эвбея, плодородные долины которой всегда привлекали переселенцев. В географическом центре архипелага находится небольшой остров Делос. Считавшийся родиной бога Аполлона, он превратился в важный религиозный и культурный центр не только жителей Киклад, но и всех ионийских греков. Далее расположены острова Наксос, где, согласно мифу, Дионис встретил любимую им Ариадну и где широко почитали культ этого бога, и Парос, прославившийся знаменитым мрамором. Несколько южнее находятся вулканические острова Мелос и Санторин (Фера). Представлявший собой вершину кратера вулкана, Санторин после страшной катастрофы в середине II тысячелетия до н. э. почти полностью ушел под воду.

Из островов возле малоазийского берега большую роль играли Самос, известный изменчивостью своей политической жизни, и Кос с храмом бога медицины Асклепия и известной на весь греческий мир школой врачей.

На юго-востоке Эгеиды располагается большой остров Родос, прославившийся поклонением богу солнца Гелиосу и активной морской торговлей. Это был крупный культурный центр со знаменитыми школами риторов и скульпторов.

Замыкал Греческий архипелаг с юга узкий и длинный остров Крит, через который с древнейших времен на Запад попадали достижения культур Востока. Благодаря своему расположению между Малой Азией, Африкой и Элладой он стал центром одной из первых культур в Эгеиде.

В северной части Эгейского моря острова расположены в основном вдоль побережья Малой Азии. Среди них выделяются Хиос, родина прославленного вина и прекрасного мрамора, и цветущий Лесбос, «прекрасная страна вина и песен», родина знаменитой поэтессы Сапфо.

На острова во Фракийском море Лемнос, Фасос и Самофракия греки проникли довольно поздно.

Еще меньшую роль в формировании греческой культуры и цивилизации играли острова Ионического моря, у западного побережья Балканского полуострова. Это самый крупный, но удивительно бедный природными ресурсами гористый остров Кефалления, крупные острова Керкира (издревле славящийся своими мореходами) и Левкада, некогда богатый лесами Закинф и небольшая Итака – родина хитроумного Одиссея.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГРЕКИ В АВЛИДЕ[201]

ГРЕКИ В АВЛИДЕ[201] Изложено по трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде».Когда все корабли греков собрались вновь в Авлиде, греки вытащили свои корабли на берег. На берегу образовался огромный военный лагерь. Многие герои не остались в Авлиде. Они вернулись домой. Покинул

Глава четырнадцатая Американские победы на море. Коралловое море и остров Мидуэй.

Глава четырнадцатая Американские победы на море. Коралловое море и остров Мидуэй. Теперь на Тихом океане происходили волнующие события, отражавшиеся на всем ходе войны. К концу марта первый этап японского военного плана увенчался настолько полным успехом, что это

Греки в Москве

Греки в Москве Русская церковь сохранила тесные связи с православными греческими монастырями на Афоне. При Василии III московские книжники вели работу по исправлению и переводу богослужебных книг. В помощь им с Афона прибыл образованный богослов Максим (Михаил) Грек,

Греки и не-греки

Греки и не-греки Сколько было их в войске, этих привилегированных, расселенных по Александриям или возобновленным городам бывшего Персидского царства? При освобождении от службы в 324 году десяти тысяч солдат «Александр, отпустив на родину наиболее пожилых, велел

ГРЕКИ ЗА СТОЛОМ

ГРЕКИ ЗА СТОЛОМ …Ни в питье, ни в пище, говорит Пифагор, не должно преступать соразмерности. (…) Запрещая животную пищу, он приучал и приноравливал людей к простой жизни, чтобы они пользовались тем, что нетрудно добыть, ели невареную снедь и пили простую воду, так как

2. Велизарий блуждает в Южной Италии и наконец возвращается в Константинополь. — Тотила в третий раз подходит к Риму в 549 г. — Состояние города. — Вступление готов. — Греки в мавзолее Адриана. — Рим снова заселяется. — Последние игры в цирке. — Тотила покидает город. — Готы на море. — Нарзес-главно

2. Велизарий блуждает в Южной Италии и наконец возвращается в Константинополь. — Тотила в третий раз подходит к Риму в 549 г. — Состояние города. — Вступление готов. — Греки в мавзолее Адриана. — Рим снова заселяется. — Последние игры в цирке. — Тотила покидает город. — Готы

ГРЕКИ

ГРЕКИ Еще во времена Польши, в 17 веке, на Украине существовала не особенно многочисленная, но богатая и предприимчивая группа греков-торговцев. Их центром, где они и жили постоянно, был город Нежин.После воссоединения Украины с Россией, греки постепенно ассимилировались

ГРЕКИ

ГРЕКИ Население Москвы, естественно, было довольно пестрым. В его составе, кроме русских, следует предполагать и некоторое наличие иностранцев из тех стран, с которыми Москва поддерживала политические и торговые связи. Теоретически можно допустить, что в Москве жили

Море Геродота, или «Беларуское море»

Море Геродота, или «Беларуское море» Вот что писал в 1901 г. историк Александр Грушевский в своей книге «Очерк истории Турово-Пинского княжества Х-ХІІІ вв.»:(Полесье представляет собой) «низменную, болотистую, лесистую котловину (…). Котловина эта постепенно понижается по

Греки

Греки Народ, що не тільки, своїми писаннями, впровадив Україну на історичну сцену, але й гарно започаткував її культурно-політичний розвиток, були греки.Уже з VIII ст. по Христі починаючи, коли то ще вся наша земля потапала в номерках праісторії, заселюють узберіжжя Чорного й

ГРЕКИ

ГРЕКИ Классический и эллинский периоды. Первой великой европейской цивилизацией, которую познал Крым, была древнегреческая. Выше говорилось, что полуостров, его население и природа стали известны грекам, вообще народам Малой Азии довольно рано. Трудно сейчас сказать,

Глава IX. Средиземное море в 1797 и 1798 годах – Египетская экспедиция Бонапарта – Возвращение англичан в Средиземное море и Абукирская битва – Восстановление Великобританией господства на Средиземном море и образование второй коалиции

Глава IX. Средиземное море в 1797 и 1798 годах – Египетская экспедиция Бонапарта – Возвращение англичан в Средиземное море и Абукирская битва – Восстановление Великобританией господства на Средиземном море и образование второй коалиции Предварительный Леобенский мир

Греки разыскивают

Греки разыскивают Христианство нашло друзей, свой местный элемент, перед Пятидесятницей. Это было в то время, когда Христос был еще жив. Греки пришли к Филиппу (имя греческое) и сказали: «Господин, нам хочется видеть Иисуса». Такой народ, как греческий, вряд ли

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *