Что способствовало и что мешало экономическому развитию ссср в 1950 1960 кратко
Что способствовало и что мешало экономическому развитию ссср в 1950 1960 кратко
1953-1964 гг. Период пребывания у власти Н. С. Хрущёва, определяемый в исторической публицистике как оттепель.
ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ:
Цель реформы: преодолеть отставание от стран Запада и перегнать их в развитии, ускорить подъём сельского хозяйства и темпы промышленного производства, улучшить качество жизни населения.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1950-1960-х годов
Сельское хозяйство
На момент прихода к власти Н. Хрущёва сельское хозяйство находилось в катастрофическом состоянии. На пленуме ЦК КПСС в 1953 г. было принято постановление «О мероприятиях относительно дальнейшего развития сельского хозяйства в СССР». Для улучшения ситуации в аграрном секторе правительство пошло на некоторые послабления, в первую очередь они коснулись налогов и ценовой политики.
1953—1958 гг. Происходит оживление сельскохозяйственного производства: повышение материальной заинтересованности колхозов, списание долгов и снижение налогов с колхозов, расширение их хозяйственной самостоятельности, укрепление материально-технической базы, увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, отменены трудодни и началась денежная оплата труда, был запущен процесс паспортизации колхозников и начисления им пенсий. Рост сельскохозяйственного производства продолжался до конца 1950-х гг., пока оно получало крупные дотационные средства от государства. Валовая продукция сельского хозяйства за 1954-1958 гг. выросла на 35 %.
Промышленность
1955 г. — Взят курс на автоматизацию и механизацию производства.
1957 г. — Осуществлён перевод руководства промышленностью на территориальный принцип, создание совнархозов. Перед ними ставилась задача решения основных социально-экономических вопросов в регионах. Децентрализация управления расширила хозяйственные права союзных республик, привела к частичному сокращению управленческого аппарата. Больше внимания стало уделяться экономическим методам управления, после принуждения стали учитывать материальные интересы трудящихся.
1962 г. — Создан Высший совет народного хозяйства, взявший на себя координацию работы промышленности и строительства в общесоюзном масштабе.
Характерной чертой промышленного развития был быстрый рост тяжёлой промышленности при значительном отставании лёгкой.
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ
1956 г. Принят новый пенсионный закон. Однако колхозники получили пенсии только с 1964 г.
1950-е гг. Велось активное строительство бесплатного жилья. Дома хрущёвской постройки (в обиходе — «хрущёвки») — бесплатное жильё, массово строившееся в СССР во время управления страной Н. С. Хрущёва и получившее в народе его имя. Существует и современный негативный, неофициальный термин «хрущобы» (от слова «трущобы»), «Хрущёвки» возводились как временное жильё, рассчитанное на 25 лет, после чего предполагался их снос. Однако впоследствии из-за недостаточного объёма строительства жилья срок использования этих домов постоянно увеличивался, вследствие чего они пришли в негодность и устарели. Другие причины подобного прозвища — тесные и неудобные квартиры в хрущёвских домах, унылая архитектура.
1954 г. Принято решение о передаче (дарении) Крымской области Украинской ССР.
1956 г. Карело-Финская республика преобразована из союзной в автономную.
1961 г. Началась выдача паспортов колхозникам; проведение денежной реформы.
Довольно успешной оказалась социальная политика времён Н. Хрущёва. Были существенно увеличены пенсии и зарплаты, выросли денежные доходы населения, успешно осуществлялась программа жилищного строительства, произошёл переход к пятидневной рабочей неделе и семичасовому рабочему дню. В свободной продаже появились легковые автомобили «Волга» и «Москвич». Всё чаще советские граждане получали возможность покупать бытовую технику: телевизоры, холодильники, пылесосы, стиральные машины.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
1961 г. На XXII съезде КПСС принята новая Программа партии — программа строительства коммунизма сроком на 20 лет. Съезд постановил усилить меры борьбы с культом личности Сталина, начатые XX съездом в 1956 г.
ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
Темпы роста в экономике достигались за счёт использования жёстких методов хозяйствования, что привело реформы к следующим неудачам:
Итоги экономических реформ 1950-1960-х гг.:
ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Экономика страны развивалась экстенсивными методами. Резкое увеличение капиталовложений и кредитов превышало возможности государственного бюджета. Произошёл разрыв экономических связей между предприятиями одной отрасли, наблюдался дефицит многих групп товаров. Государственная монополия, отсутствие конкуренции приводили к тому, что качество отечественной продукции было ниже международных стандартов. Экспортировались по-прежнему не готовые товары, а полезные ископаемые.
Политика Хрущёва привела к снижению темпов промышленного развития, замедлению технического прогресса, повышению цен и появлению дефицита, росту социальной напряжённости.
Неудачи «хрущевских реформ» послужили причиной к проведению новой реформы — «косыгинской» (см. конспект «Экономическая реформа 1965 года в СССР»).
В обществе и среди партийного руководства нарастало недовольство его действиями в управлении страной. 14 октября 1964 г. проведён внеочередной пленум ЦК КПСС, на котором Н. С. Хрущёв был обвинён в волюнтаризме и освобождён от должности первого секретаря ЦК. На следующий день указом Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущёв был освобождён от должности главы советского правительства. Первым секретарём ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев.
Волюнтаризм — стремление реализовать намеченные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий путём принятия субъективных произвольных решений.
Конспект урока по истории «Экономические реформы 1950-1960-х гг.». Выберите дальнейшее действие:
Экономическая политика в СССР периода 50-60-х годов
После кончины Сталина в 1953 году перед руководством Советского Союза встала острая необходимость изменения экономической политики. Иосиф Виссарионович, как и Ленин, не назвал своего преемника, власть в стране сосредоточилась в руках нескольких его приближенных. В партии разгорелась нешуточная борьба за лидерство. Особо в этом преуспели Берия, Маленков и Хрущев.
Как известно, Лаврентия Павловича Хрущеву удалось в самые короткие сроки не только отдалить от дел, но и устранить физически. Маленков же в ту пору занимал пост председателя Совета министров, и, в отличие от Никиты Сергеевича, имел больший вес и авторитет в ЦК КПСС. Именно ему принадлежит идея экономических преобразований и программа по их осуществлению.
Маленковская программа
В представлениях Маленкова в первую очередь нужно было делать упор на сельское хозяйство и легкую промышленность. Согласно его программе уже через 3 года СССР смог бы обеспечить всех своих граждан товарами первой необходимости.
В сельском хозяйстве планировалось улучшить технологии землеобработки и разработать способы повышения урожайности. Налоги, которые крестьянство выплачивало за право пользования землей, предполагалось снизить.
В основе политики Маленкова лежал отказ от гонки вооружений, начатой еще в сталинскую эпоху, и наращивание инвестирования в потребление, идущее в ногу с повышением покупательской способности населения. Интересно, что такой подход будет реализован в Китае в 70-80-х годах Дэн Сяопином. На начальном этапе реформы прибыль предприятий потребительского сектора предполагалась невысокой.
Советская экономика 50-х годов отличалась дефицитом капитала. Это делало невозможным одновременное проведение реформ в области промышленности и финансирование гонки вооружений. Маленков внес предложение примириться с ведущими западными державами, дабы все ресурсы направить на развитие экономики. Это вызвало волну негодования среди партийных деятелей, в первую очередь у сторонников Хрущева.
Экономическая политика Маленкова складывалась из нескольких основополагающих направлений:
Аграрная отрасль была в кризисном состоянии из-за чрезмерного налогообложения села. В связи с этим с колхозов были списаны долги и вдвое сокращен сельхозналог. Крестьяне расширили приусадебные участки в 5 раз. Зарплата колхозников была увеличена, как и объем инвестиций в отрасль. МТС перешли в подчинение к первым секретарям районных комитетов, усилился их кадровый состав.
Данные смелые меры, не имеющие аналогов в прошлом, смогли повысить производительность труда на селе и избежать катастрофической нехватки продовольствия, грозящей СССР голодом. Аграрная реформа, проведенная Маленковым, наглядно показала свою эффективность. Хозяйственная свобода на селе показала лучший результат, по сравнению с трудоднями в сталинскую эпоху. Жаль, что впоследствии Хрущев вернулся к старым принципам ведения хозяйства, что в конечном итоге привело к спаду в аграрной отрасли.
При Маленкове наблюдался рост жилищного строительства, однако резкий скачок в этой важной сфере произошел чуть позднее, уже в период «царствования» Никиты Сергеевича Хрущева. По всей стране и сейчас можно наблюдать плоды этого скачка – пятиэтажные однотипные здания с малогабаритными квартирами, позволившие, однако, тысячам советских семей перебраться из коммуналок и бараков в отдельное, более благоустроенное жилье.
Народ с энтузиазмом воспринял идеи Маленкова, однако до конца воплотиться в жизнь им было не суждено. Слишком короткий период пробыл он у руля СССР – с марта 1953 года по февраль 1955 года. После того, как его перевели на пост министра энергетики, его реформы нечетко улавливаются в общих экономических изменениях. В 1957 году он очень умело был выведен из состава ЦК КПСС, как член «антипартийной группы», слишком мягко относящийся к империализму. Хрущев продолжал избавляться от возможных конкурентов.
Советские экономисты о пути развития экономики
Еще осенью 1953 года между Маленковым и Хрущевым наметились противоречия в отношении будущих реформаций в стране. Хрущев считал, что причина отставания сельского хозяйства не в дефиците капитала, вкладываемого в данную отрасль, а в недостаточно умелом руководстве колхозами. Другим немаловажным фактором, тормозящим рост советской экономики, по мнению Хрущева, было отставание в научно-техническом прогрессе. С этим согласились многие ведущие экономисты того периода.
Крупный советский теоретик марксистской политической экономии академик Алексей Матвеевич Румянцев считал, что в экономике СССР не работал закон снижения стоимости промышленного оборудования в случае его морального старения, поскольку в Советском Союзе попросту не было рыночной конкуренции. Большинство предприятий работали на старой технике, которая не модернизировалась годами.
Другой известный экономист, Евсей Григорьевич Либерман, говорил о необходимости расширения хозрасчетных отношений. Проректор Ленинградского Государственного Университета Сергей Васильевич Валландер поднимал вопрос о тотальной потребности введения методов математической статистики не только при планировании на уровне всего государства, но и в рамках каждого предприятия.
Идеи этих талантливых экономистов в вопросах нового планирования в народном хозяйстве резюмировал и озвучил Госплану профессор Леонид Витальевич Канторович. Его смелый проект был бесповоротно отвергнут, как маржиналистский по своей природе и бросающий вызов незыблемой теории Маркса.
Известная установка Хрущева «догнать и перегнать Америку» требовала глубокого изучения экономик двух стран. Никита Сергеевич требовал от экономистов найти те группы товаров, по которым СССР сможет «переплюнуть» США, исходя из показателей на душу населения.
Сравнительный анализ, проведенный советскими специалистами, выявил, что в макроэкономическом плане Советский Союз не может тягаться с Соединенными Штатами, поскольку не имеет национальных счетов. В НИИ при Госплане пришли к выводу, что строить экономику в рамках соревнования с Западом бессмысленно, поскольку экономические модели СССР и США по своей структуре слишком разные, также были приняты во внимание климатические условия обоих государств.
Александр Иванович Бечин, специалист в области мировой экономики, выдвинул в конце 50-х годов еще более смелое предположение. Он считал, что страны капиталистического лагеря вышли на совершенно новый виток развития, при котором циклы деловой активности зависят в первую очередь от научного прогресса, а не от накопления капитала. В данном контексте прогнозировать кризисы, темпы и рост капиталистической экономики не представлялось возможным. Другими словами, планировать развитие экономики Советского Союза, опираясь на западные данные, нецелесообразно.
Реформа управления экономикой
Хрущевский подход к экономическому реформированию обозначился сразу после того, как Маленков отошел от дел. Ключевым моментом в преобразованиях осталось сельское хозяйство, но вот методы разительно отличались от маленковских. При Хрущеве началась реализация экстенсивной программы, которая подразумевала не столько увеличение урожайности на уже обработанных территориях, сколько тотальное расширение посевных угодий путем освоения целинных плодородных почв.
Никита Сергеевич по большому счету предлагал продолжить сталинский курс с незначительными поправками. Инвестиции в экономику значительно увеличились. Так, с 1956 по 1959 год государственные капиталовложения превысили показатели за всю предыдущую пятилетку. С 1957 года начала реализовываться реформа управления экономикой, согласно которой значительная часть отраслевых ведомств заменялась совнархозами. Это способствовало децентрализации в народном хозяйстве и увеличивало роль региональных партийных организаций. Такая децентрализованная, территориально распределенная система стала называться «система управления по территориальному принципу».
К 1957 году в Сибири были обнаружены богатые месторождения нефти, что открывало качественно новую перспективу развития экономики СССР. В связи с этим был пересмотрен план 6-й пятилетки в пользу 7-й с учетом освоения недавно открытых энергетических ресурсов. Нефтехимия стала приоритетным направлением развития, своеобразным двигателем прогресса. Производство пластмасс позволяло сократить расходы в сфере товаров народного потребления.
Неудачное распределение инвестиций на региональном уровне в период 6-й пятилетки вынудило Госплан во главе с Косыгиным начать постепенное сокращение совнархозов с 1960 года. Возвращение к централизации началось с создания совнархозов союзных республик. Чтобы координировать их действия, в конце осени 1962 года был сформирован Совет народного хозяйства СССР, наряду с этим шло укрупнение местных управляющих органов. Управление советской экономикой по территориальному принципу доказало не только свою неэффективность, но и полную недееспособность. Спустя год после отстранения Хрущева от власти правительство СССР приняло решение вернуться к управлению по отраслевому принципу.
Сельскохозяйственная реформа Хрущева
В 1954 году стартовала программа освоения целины в Казахстане, Сибири, Поволжье и на Урале. В последующие 4 года возделываемые территории увеличились на 42 миллиона га. Вследствие этого произошел небывалый скачок с резкими увеличениями урожайности. Однако за этим последовал спад, который обуславливался, в частности, ветровой эрозией почв на только что освоенных землях. Большинство «завоеванных» у природы территорий пришлось пустить под пастбища.
В 1957 году Хрущев сделал заявление, что Советский Союз в ближайшем будущем не только догонит Соединенные Штаты по производству мясной и молочной продукции, но и станет бесспорным лидером в данной отрасли. Состязание двух крупнейших государств не обошлось без неловких ситуаций. В СССР имели место приписки и массовый забой скота, лишь бы уведомить высшее руководство, что все идет по плану.
Один из вопиющих случаев произошел в Рязани, когда первый секретарь Рязанского обкома КПСС Ларионов вызвался утроить государственные заготовки мяса всего за 1 год. Для выполнения поставленной задачи глава Рязанской области распорядился забить весь годовалый приплод, большую часть молочных стад и быков-производителей, однако этого для плана не хватило. Тогда область стала закупать поголовье в соседних регионах, даже в Казахстане, растрачивая средства из бюджета и урезая финансирование строительной, образовательной и других ведущих отраслей экономики. «Рязанское чудо» обернулось крахом. Массовый забой в 1959 году оставил область без мяса, животных не хватало даже для дальнейшего разведения. Товарищу Ларионову, который в то время уже имел звание Героя Социалистического Труда, ничего другого не оставалось, как застрелиться, что он, собственно, и сделал.
В феврале 1958 года стартовал проект реорганизации МТС (машинно-моторных станций). Отныне они становились частью колхозов и именовались ремонтно-тракторные станции. Это негативно отразилось на небогатых хозяйствах, которым пришлось тратить собственные ресурсы на покупку сельскохозяйственной техники у своего же государства. Так правительство СССР покрыло все расходы на развитие сельского хозяйства за несколько предыдущих лет.
Чтобы поскорее достичь поставленных партией целей, руководство страны пошло на урезание личных подсобных хозяйств. На одну семью колхозника выделялось не более 1,5 соток земли, а с 1959 года этот «клочок» был сокращен до 1 сотки. К слову сказать, в 1950-1952 годах на один двор приходилось 32 сотки земли. Скотину у работящих и трудолюбивых колхозников насильственно выкупали, торговцы и стяжатели вызывали бурное общественное порицание. Бесспорно, такая политика привела к упадку личных подсобных хозяйств.
Отдельного подробного рассказа заслуживает эпопея с кукурузой. Эта зерновая культура стала символом хрущевской эпохи и его самого. После визита в Соединенные Штаты в 1959 году, Хрущев распорядился сеять кукурузу повсеместно, не взирая на климатические условия региона. На этом фоне наблюдалось сокращение посевов ржи и пшеницы, что в конечном итоге привело к снижению урожая зерновых. Неурожайный 1962 год вынудил закупать пшеницу у тех же Соединенных Штатов. Именно тогда стало понятно, что сложившуюся кризисную ситуацию в сельском хозяйстве нужно разрешать другим способом. В декабре 1963 года на пленуме ЦК КПСС было принято решение о развитии химической промышленности в области минеральных удобрений. Плоды этих разработок стали заметны лишь в 70-х годах.
Развитие промышленности
В экономической политике Хрущева есть и неоспоримые плюсы. Вопреки утверждениям Маленкова о том, что индустриализация страны успешно завершена, Никита Сергеевич видел явные бреши в таких важных для СССР отраслях, как энергетика. Для примера, мощности СССР в 1950 году были ниже, чем в той же Германии в конце Второй мировой с учетом всех разрушений в результате бомбардировок и невозможности замены изношенного оборудования. К 1965 году ситуация в Советском Союзе значительно выправилась благодаря ускоренному строительству электростанций по всей стране.
В конце июля 1954 года первые киловатты дала Обнинская атомная электростанция, на тот момент единственная в мире. Летом 1959 года перекрыли плотиной реку Ангару, где в ту пору строилась Братская ГЭС, ставшая впоследствии самой мощной на планете.
На 50-е годы пришелся первый этап научно-технической революции в Советском Союзе, который характеризовался стремительным развитием новых отраслей промышленности, таких как космонавтика, электроника и атомная энергетика.
Семимильными шагами развивалась тяжелая промышленность, чуть скромнее пищевая, легкая и смежные отрасли, однако и там наблюдался рост в двойном размере. Среднегодовые темпы роста промышленных производств говорят сами за себя:
С 1956 года правительство взяло курс на перестройку в сфере топливно-энергетического комплекса. Советский Союз потихоньку отходил от угледобычи в пользу газовых и нефтяных месторождений. Успехи в газовой отрасли были наиболее заметны в Поволжье и на Северном Кавказе, где было газифицировано более 160 крупных населенных пунктов.
Социальная политика
Хрущевские преобразования в социальной сфере, прежде всего, связаны с жилищным фондом. Строительство основывалось на индустриальных методах. Всего за семилетку жилой фонд увеличился на 40%, в новые дома заселилось около 54 миллионов советских граждан. Темпы возведения были колоссальными, по этим показателям СССР вышел на первое место в мире уже с конца 50-х годов.
Реформы коснулись и условий труда. При Хрущеве ввели нормы рабочего времени, например 16-летние подростки могли трудиться не более 6 часов в день. По субботам и перед праздниками рабочий день был сокращен на 2 часа. С 1957 года планировался переход на 7-часовой рабочий день, наблюдалось смягчение налогообложения служащих и рабочих.
Однако нельзя сказать, что при Никите Сергеевиче рабочий класс был всем доволен. Условия труда на производстве оставались достаточно тяжелыми, техника безопасности часто не соблюдалась. Недовольство рабочих в ряде случаев перерастало в восстания, но такие инциденты быстро купировались и оставались под грифом «секретно» вплоть до 80-х годов. Достаточно вспомнить мятеж рабочих в Новочеркасске в 1962 году, когда властям пришлось применять танки и огонь на поражение.
Преобразования наблюдались и в пенсионном законодательстве. Начиная с 1956 года на пенсию стали выходить в возрасте 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины). Впервые в истории СССР пенсионные начисления стали получать колхозники, хотя суммы были значительно меньше, чем у рабочих и служащих.
С сентября 1956 года обучение в старших классах и ВУЗах стало бесплатным. Двумя годами позже семилетка была заменена на восьмилетнюю политехническую школу. Для того, чтобы получить полное среднее образование, нужно было продолжать учебу в средней политехнической школе, профессиональных училищах, вечерних и заочных образовательных учреждениях. Для получения высшего образования был введен обязательный стаж на производстве. Однако образовательная реформа не оправдала надежд. Уровень образования падал, и в 1964 году было принято решение о возврате к десятилетней школе.
Итоги хрущевских преобразований
Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что Хрущев не изобретал в своих реформах что-то принципиально новое. Скорее он двигался модифицированным сталинским курсом, который предусматривал отказ от репрессий и проведение ускоренной модернизации экстенсивными методами. Среди положительных моментов его экономической политики можно назвать внушительные количественные экономические показатели по сравнению с развитыми странами Запада. Так, доходы населения к 1965 году выросли практически на ⅓, национальный доход, если сравнивать с 1958 годом, – более чем наполовину, производственные фонды – на 91%, промышленное производство – на 84%.
И все же хрущевские реформы не смогли осуществить главного – решить проблему модернизации экономики. Предпринимаемые советским правительством шаги были противоречивыми и непродуманными. В результате постоянного реформирования в обществе создался синдром усталости, а советскую экономику ждал период «застоя».
Развитие экономики СССР в 1950-1980-е годы
Эти годы в истории СССР можно охарактеризовать как период небывалого взлета, застоя и кризиса. Началом этого подъема можно считать Октябрьскую революцию, в результате которой народы огромной страны, десятки миллионов ранее бесправных людей, получив личную свободу, добившись классового и национального равенства, вдохновленные идеей построения нового общества, с энтузиазмом стали восстанавливать после Первой мировой и Гражданской войн экономику страны, создали новую интеллигенцию, обеспечили индустриальную мощь государства. Революция, разрушив классовые, сословные и национальные ограничения, дала возможность раскрыться талантам народов, населявших страну. Принятые государством меры в области образования позволили за короткий срок подготовить специалистов для отраслей народного хозяйства. Тысячи ученых, конструкторов, десятки тысяч инженеров, агрономов, врачей, педагогов вышли из рабочей, крестьянской и мещанской среды, всех народов и народностей многонациональной страны.
Несмотря на трудности восстановления народного хозяйства, на массовые политические репрессии 1930-х годов, народы СССР за два десятилетия создали экономический и индустриальный потенциал страны, который дал возможность государству выстоять в смертельной схватке с германским фашизмом. Совместная борьба всех республик СССР в годы Великой Отечественной войны дала им надежду на улучшение жизни. Быстрое восстановление народного хозяйства после войны в немалой степени было обусловлено и психологическим подъемом победивших народов, интеллектуальным и индустриальным потенциалом, созданным в довоенные годы, в истории СССР и России в послевоенном периоде по характеру социально-экономического развития можно выделить три этапа:
(3) кризис и смена социально-экономической системы (1985-1990-е).
Динамическое развитие экономики (1950—1970)
Большую роль в комплексном развитии регионов и региональной экономики сыграл переход в 1957 г. на территориальные принципы управления. Было упразднено подавляющее число союзных и республиканских министерств, а предприятия переданы в ведение созданных в республиках, краях и областях советов народного хозяйства (совнархозов). Их образование было определенным шагом в децентрализации управления народным хозяйством, в расширении прав и материальных возможностей на местах, в демократизации экономики. Однако это создавало трудности в проведении единой общегосударственной научно-технической политики, распыляло ресурсы, снижало эффект от имевшегося раньше преимущества от концентрации средств.
В эти годы был сделан существенный шаг к повышению уровня жизни населения. Это нашло выражение в Законе о пенсиях, в снижении налогов, в отмене платы за обучение в средней школе и вузах, во введении минимальной гарантированной заработной платы в сельскохозяйственном производстве, в повышении заработной платы в других отраслях, сокращении продолжительности рабочей недели и др.
Особых успехов удалось добиться в решении жилищной проблемы. В 1950-е годы стали предоставляться льготные кредиты застройщикам индивидуальных домов. Это улучшило положение с жильем в малых и средних городах и сельской местности. В 1960-с годы, когда конструкторы и архитекторы обеспечили организацию типового домостроения на индустриальной основе, в городах резко возросло жилищное строительство, позволившее обеспечить к концу 1970-х годов 80% семей в городах отдельными квартирами.
В период 1950—1970 гг. в стране была осуществлена коренная перестройка топливного баланса: возросла добыча нефти и газа, их доля в общем объеме энергоресурсов повысилась в три раза — с 19,7 до 60,2%. Для транспортировки этих пенных видов топлива были построены трубопроводы на дальние расстояния и самых больших диаметров в мире с высокой пропускной способностью. Благодаря сети трубопроводов, соединившей все районы, за исключением Дальнего Востока, в стране была создана Единая маневренная система нефте- и газоснабжения.
Существенное развитие получил морской транспорт, по тоннажу которого Советский Союз вышел на пятое место в мире. Советский флот был самым молодым по возрасту судов. Такое достижение НТР, как изобретение реактивного и турбовинтового самолетов, нашло широкое применение в нашей стране.
В эти годы была осуществлена техническая реконструкция железных, дорог — перевод на электровозную и тепловозную тягу. С 1958 г. в СССР прекратился выпуск паровозов. Получил развитие автомобильный транспорт, возросли масштабы автодорожного строительства. Все это обусловило кардинальные изменения в структуре транспортной системы — ведущими стали прогрессивные средства передвижения. Принадлежность транспортных средств государству обеспечивала их взаимодействие, транспортная система была единой государственной системой.
Высокими темпами развивалась электроэнергетика — строились крупнейшие гидростанции, тепловые электростанции; началось строительство атомных. К 1970 г. было завершено создание Единой энергетической системы европейской части СССР, включая Урал — самой крупной энергосистемы мира.
На этот период приходится развитие телевидения, сначала черно-белого, с 1960-х годов — цветного. Расширяется сеть ретрансляционных станций, благодаря чему увеличивается масштаб телевещания, в него вовлекается все большее число регионов и республик. В 1970 г. была введена в строй Останкинская телевизионная башня.
В широких масштабах шло освоение новых районов и месторождений полезных ископаемых. Страна урбанизировалась. Росло национальное богатство в виде тысяч новых предприятий, сотен новых городов и поселков.
Освоение новых земель, строительство городов и предприятий создавали новые рабочие места, что, в свою очередь, обеспечивало здоровый социально-психологический климат в государстве, уверенность в получении работы, жилья, минимальных бытовых и социально-культурных благ и услуг, уверенность в завтрашнем дне.
Экономическая реформа 1965 г. Поступательному развитию экономики СССР содействовала проведенная в 1965 г. экономическая реформа. Она выразилась, с одной стороны, в централизации управления народным хозяйством путем ликвидации совнархозов и воссоздания отраслевых министерств. С другой стороны, возрождался хозрасчетный принцип ведения хозяйства на предприятиях, создавались фонды материального стимулирования, вводилась плата в бюджет за используемые предприятиями основные производственные фонды, предприятиям предоставлялись более широкие права в области планирования и др. Все эти мероприятия были призваны содействовать повышению заинтересованности трудовых коллективов в конечных результатах производства, в повышении уровня интенсификации труда и экономики страны в целом.
Уже первые итоги проведения реформ были положительными. В 1966—1970 гг. в стране были достигнуты довольно высокие темпы роста основных экономических показателей. Быстрыми темпами развивались наука и отрасли промышленности, определяющие научно-технический прогресс (машиностроение, электроника, энергетика, нефтехимическая промышленность и др.). По объему производства ряда видов промышленной продукции СССР обогнал США и занимал первое место в мире.
С созданием сообщества социалистических стран резко возросло международное значение СССР, который стоял во главе мировой социалистической системы. Социалистической ориентации придерживалось немало стран Третьего мира. За всю более чем тысячелетнюю историю Российского государства оно не имело такого высокого экономического потенциала, уровня жизни населения, международного авторитета и влияния на судьбы мира.
Кризисные явления в экономике и развитие теневой экономики (1971—1985)
На эти годы пришлись девятая, десятая, одиннадцатая пятилетки. Приоритетными направлениями развития промышленности были атомная электроэнергетика (создана новая отрасль машиностроения — атомное машиностроение), автомобилестроение. В эти годы была создана Единая энергетическая система СССР. К энергетической системе европейской части Союза была присоединена энергосистема Сибири (энергосистема обслуживала территорию с населением более 200 млн человек). Была сооружена первая в мире атомная теплоэлектроцентраль. Осуществлено строительство крупных промышленных и транспортных объектов (Камского автозавода в Набережных Челнах, Волжского автозавода в Тольятти, Байкало-Амурской магистрали).
Приметой времени стало формирование крупных территориально-производственных комплексов, прежде всего в восточных районах (Западносибирский, Павлодар-Экибастузский, Южно-Таджикский, Саянский др.), которые обеспечивали весь прирост добычи нефти, газа, угля.
В период 1971-1985 гг. разрабатывались крупномасштабные перспективные программы по развитию энергетики, Нечерноземья, товаров народного потребления, автодорожного строительства, продовольственная программа.
Причины негативных явлений в экономике
С середины 1970-х годов стали проявляться симптомы кризисных явлений в экономике. Наблюдалось замедление развития научно-технического прогресса; моральный износ оборудования в ведущих отраслях промышленности; усилилось отставание инфраструктурных отраслей от основного Производства; наметился ресурсный кризис, выражавшийся в перемещении добычи природных ресурсов в труднодоступные районы, в удорожании добываемого сырья для промышленности.
Все это негативно отражалось на основных экономических показателях народного хозяйства страны. С каждой пятилеткой среднегодовые темпы их роста снижались, что иллюстрирует следующая таблица (в %).
Экономические показатели | 1966-1970 | 1971-1975 | 1976-1980 | 1981-1985 |
---|---|---|---|---|
Число занятых в народном хозяйстве | 3,2 | 2,5 | 1,9 | 0,9 |
Основные производственные фонды | 8,1 | 8,7 | 7,4 | 6,4 |
Продолжительность труда | 5,2 | 4,4 | 3,2 | 3,0 |
Объем продукции промышленности | 8,5 | 7,4 | 4,5 | 3,1 |
Производственный национальный доход | 7,6 | 5,4 | 3,9 | 3,2 |
Капитальные вложения | 7,6 | 7,4 | 5,2 | 3,3 |
Соотношение прироста национального дохода и прироста основных фондов (а это важный показатель экономической эффективности народного хозяйства) ухудшалось. С I960 по 1985 г. основные фонды выросли в семь раз, а произведенный национальный доход — лишь в четыре раза. Это свидетельствовало, что экономика страны развивалась преимущественно экстенсивным путем, т.е. объем дополнительной продукции и прирост национального дохода достигались за счет опережающего вовлечения в производство природных и трудовых ресурсов, роста основных фондов.
Одной из причин этого была амбициозная внешняя политика руководства страны, для чего требовался сверхмощный военный потенциал, который создавался военно-промышленным комплексом (ВПК). Для развития и содержания ВПК необходимы были огромные материальные и финансовые ресурсы, которые можно было получить лишь за счет других отраслей народного хозяйства и низкой заработной платы трудящихся.
Все это, в свою очередь, обеспечивалось жесткой административной планово-распределительной системой управления страной и ее экономикой, строгим лимитированием материальных и финансовых ресурсов. Чтобы обеспечить быстрое получение этих ресурсов, преимущество отдавалось экстенсивным методам ведения хозяйства, а это сдерживало развитие научно-технического прогресса.
К середине 1970-х стали ощутимы ошибки советского руководства в социально-экономической политике. То, что было допустимо прежде, теперь давало бесконечные сбои. В результате несбалансированности ведущих блоков отраслей оказалась уродливой структура экономики. За все годы социализма преимущественно развивалось производство средств производства (группа «А»).
В легкой, пищевой промышленности (группа «Б») было сосредоточено лишь 10% основных производственных фондов. Поэтому в общем объеме промышленной продукции систематически снижалась доля предметов потребления, которая в 1986 г. составила всего 24,7% против 60,5% в 1928 г. Это означало, что экономика не ориентировалась на первоочередное удовлетворение потребностей человека, огромная часть промышленной продукции была выключена из сферы товарно-денежного обращения, потому что средства производства не продавались, а распределялись.
Такая экономическая политика вела к ухудшению социальной сферы, так как средства на жилищное строительство, здравоохранение, образование, науку выделялись по остаточному принципу с неуклонным снижением их доли в расходах государственного бюджета.
В условиях огромного роста масштабов производства, количества промышленных предприятий и численности населения буксовала планово-распределительная система управления хозяйства, т.е. механизм управления. Государство не смогло приостановить падение темпов производства, добиться выполнения устанавливаемых планов выпуска продукции, несмотря на снижение их заданий по пятилеткам; перевести экономику на интенсивный путь развития, хотя об том неоднократно заявлялось; избавиться от убыточных, предприятий (их удельный вес достиг 40% общего числа), обеспечить экономию потребляемых на изготовление единицы продукции материальных, энергетических, трудовых ресурсов; экономика оставалась невосприимчивой к научно-техническому прогрессу, в результате чего Советский Союз в технологическом отношении отстал от ведущих стран Запада.
К этому добавлялись всеобщее огосударствление, когда даже старались запретить личные подсобные хозяйства; сужение демократических начал в стране; монополизм производителя; однопартийная политическая система. Все это привело к отчуждению человека от общественной собственности и потере интереса к труду и его результатам. Если прежде советские люди могли признать приоритет народно-хозяйственных интересов, то теперь они не поверили в партийные лозунги о всенародном государстве и о возможности построения в стране коммунизма.
Причиной негативных явлений в экономике были также волюнтаризм и во многих случаях недостаточный уровень профессионализма руководителей высшего и среднего звена управления, так называемой номенклатуры партийных и советских органов. Монопольное положение Коммунистической партии предопределяло соответствующую кадровую политику в стране. Она была направлена на незыблемость партийной системы подготовки и продвижения руководящих кадров. Специалисты и руководители могли самореализоваться лишь путем вступления в Компартию и работая в партийных организациях, советских, комсомольских и профсоюзных органах. Демократический централизм, непререкаемость авторитетов партийных и иных руководителей любого уровня, их нетерпимость к критике вели к тому, что в партийно-советскую и любую другую номенклатуру нередко включались лица послушные, но не обладающие ни умом, ни инициативой и другими качествами, необходимыми для руководителей. Таким образом, с каждым поколением интеллектуальный и профессиональный потенциал руководителей партийных и советских органов, предприятий и организаций в стране снижался.
Результатом проводимой многолетней внутренней и внешней политики стало уменьшение национального богатства страны. Это видно из следующих данных (в сопоставимых ценах, млрд руб.):
Экономические показатели | 1960 | 1970 | 1980 | 1988 |
---|---|---|---|---|
Национальное богатство | 11 884 | 11 196 | 10 159 | 9 046 |
В том числе имущество | 583 | 951 | 1 868 | 2 861 |
Природные богатство | 11 301 | 10 245 | 8 291 | 6 185 |
Такое уменьшение национального богатства обусловлено тем, что природные ресурсы уменьшались быстрее, чем увеличивалось имущество. Следует добавить, что в стране имелась скрытая инфляция, которая, по расчетам экономистов, составляла примерно 3% в год. С учетом такой инфляции национальный доход страны перестал расти уже в 1980-е годы. Однако численность населения медленно, но увеличивалась. Таким образом, размер национального дохода и национального богатства на душу населения уменьшался, т.е. шло абсолютное обнищание населения.
Милитаризация экономики Одной из основных причин тяжелого экономического положения, в котором оказалась страна, было гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса — милитаризация экономики.
В течение многих десятилетий в ВПК направлялась подавляющая и наиболее качественная часть материальных и трудовых ресурсов государства. Конечная продукция оборонных предприятий обеспечивала военный потенциал страны, но экономическая отдача от используемых в ВПК материальных, финансовых и трудовых ресурсов для решения экономических и социальных проблем страны была незначительна, наоборот, для деятельности этих предприятий требовались огромные бюджетные ассигнования, а их продукция в основном складировалась. Даже новые технологии, которые разрабатывались в ВПК, из-за засекреченности не поступали в другие отрасли народного хозяйства и поэтому не оказывали должного влияния на развитие научно-технического прогресса в стране.
Безусловно, созданный ценой огромных усилий и за счет постоянного недофинансирования других отраслей хозяйства военный потенциал СССР обеспечивал оборонную мошь государства, а также сохранял геополитическое равновесие на планете, противостоял ВПК США. Однако этот же потенциал поошрял амбициозную внешнюю политику руководства страны, в результате которой были постоянная международная напряженность и гонка вооружений.
В 1978 г. СССР втянулся в затяжную войну в Афганистане. Эта война имела серьезные последствия для страны, выразившиеся в подрыве международного авторитета СССР, дальнейшем экономическом истощении, отрицательном психологическом климате внутри страны.
Чрезмерное развитие ВПК и связанное с этим отставание гражданских отраслей народного хозяйства привели к их технической отсталости и неконкурентоспособности на мировом рынке. Внутри страны это послужило причиной товарного голода, постоянных дефицитов продукции, необходимой для удовлетворения повседневных потребностей населения. Эта продукция распределялась по предприятиям и учреждениям путем так называемой «выездной торговли». Отсутствие товаров повседневного спроса в свободной продаже вело к коррупции в сфере обращения, росту цен.
Неудовлетворенный спрос на товары дал толчок к созданию подпольных предприятий и развитию теневой экономики, коррупции чиновников, социальному расслоению населения, изменению социальной структуры общества, росту недовольства граждан.
В условиях постоянного дефицита материальных, финансовых и трудовых ресурсов в экономике страны отсутствовала конкуренция производителей продукции и услуг. В результате этого отсутствовали стимулы к повышению качества продукции и услуг, к снижению издержек производства и цен, к ресурсосбережению, к замене устаревшего оборудования. К середине 1980-х годов более половины парка производственного оборудования имело износ свыше 50%. Все это, в свою очередь, не способствовало внедрению достижений НТР, даже если отечественная наука их предлагала. Промышленная продукция СССР теряла свою конкурентоспособность на мировом рынке.
Недостаточно эффективно функционировал и агропромышленный комплекс страны. В сельскохозяйственном производстве преобладали экстенсивные методы. Упор делался на расширение использования земельных ресурсов. Несмотря на рост поголовья скота, органические удобрения использовались слабо, химических же удобрений не хватало и качество их было низкое. В результате урожайность основных сельскохозяйственных культур была заметно ниже, чем в других европейских странах.
Одной из причин отставания агропромышленного комплекса было слабое развитие инфраструктуры и мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции. Не хватало хранилищ для собранного урожая, хороших дорог в сельской местности, ремонтных служб и запчастей для сельхозтехники. Все это вело к тому, что не всегда убирались засеянные площади, плохо хранился собранный урожай, были огромные потери сельскохозяйственной продукции при перевозках.
В результате в стране перманентно наступали продовольственные кризисы, что вынуждало закупать за рубежом ежегодно от 20 млн до 40 млн т зерновых культур, а пищевая и легкая промышленность не имели достаточного количества сырья.
На опасность и последствия гипертрофированного развития ВПК, отсталость гражданских отраслей и сельского хозяйства обращали внимание руководства страны ученые — экономисты, социологи, экологи и др. Но их мнение не учитывалось. К середине 1980-х это стали понимать и в центральных органах власти. Поводом к этому стало ухудшение финансового состояния государства,
Государственные финансы и финансовый кризис
В первое послевоенное десятилетие советские финансы отражали поступательное развитие экономики страны. На финансах благоприятно сказались изменения в структуре валового общественного продукта, где увеличилась доля промышленности, а это способствовало росту прибыли, поступлений в бюджет отчислений от прибыли и налога с оборота. Успешно проведенная в 1947 г. денежная реформа укрепила денежное обращение и финансы страны.
Централизация в государственном бюджете подавляющей части финансовых ресурсов (достаточно отметить, что объем государственного бюджета в используемом национальном доходе превышал 70%) позволяла концентрировать средства на наиболее важных направлениях экономического и социального развития страны и тем самым быстрее и эффективнее решать государственные проблемы.
С 1938 по 1960 г. финансовое ведомство страны возглавлял известный экономист А.Г. Зверев, профессиональный финансист, много сделавший для укрепления финансов страны.
К концу 1950-х годов Н.С. Хрушев все в большей степени стал руководить государством методом, который позднее назвали волюнтаризмом. В СССР волюнтаристский подход использовался и до Н.С. Хрущева, и не только во внешней и внутренней политике, в экономике, но и в финансах.
В 1960-1970-е годы одним из крупных источников финансовых ресурсов государства были поступления от внешнеэкономической деятельности. В основном это были доходы от продажи сырьевых ресурсов, главным образом нефти. В этот период страна получила более 150 млрд долл. Эти средства направлялись на закупку оборудования для предприятий, строительство гражданских и военных объектов, закупку продовольствия и товаров широкого потребления.
Однако к началу 1980-х годов стали возникать трудности в получении таких средств. В основе этого лежал ряд причин. Стало труднее поддерживать прежний уровень добычи нефти. Иссякали старые нефтепромыслы. Ухудшились геологические условия добычи. Легкая нефть существенно уменьшилась. Для добычи же тяжелой нефти необходимо было специальное оборудование, но для его производства не была подготовлена машиностроительная промышленность.
Изменилась и конъюнктура международного нефтяного рынка. Все шире в хозяйстве внедрялись энергосберегающие технологии. Это влекло снижение потребности в энергоносителях. На нефтяном рынке усилилась конкурентная борьба нефтедобывающих стран. Цены на нефть снижались.
Непростой была проблема внешней задолженности нашей страны, объем которой равнялся примерно 80 млрд долл. Приблизительно столько же стране должны были другие государства. Однако если задолженность СССР была в основном зарубежным фирмам, банкам за приобретенную промышленную и сельскохозяйственную продукцию, то СССР предоставлял кредиты другим государствам для реализации продукции своего ВПК. Это были государства социалистического лагеря (Вьетнам, Куба и др.), но главным образом страны Третьего мира (Ирак, Сирия, Египет, Ангола, Афганистан и др.), валютная платежеспособность которых была крайне низка.
Таким образом, если расходы государственного бюджета по погашению внешней задолженности росли, то поступления из внешних источников уменьшались.
Все это вело к ухудшению государственных финансов, росту бюджетного дефицита, который все в больших размерах покрывался за счет денежной эмиссии и роста внутреннего долга страны. На этом фоне росла потребность в увеличении бюджетных ассигнований на дотирование отраслей народного хозяйства. Дотации, достигающие одной пятой части всех бюджетных расходов, практически поощряли иждивенчество и бесхозяйственность предприятий и колхозов. Потери и непроизводительные расходы в народном хозяйстве ежегодно увеличивались. Так, с 1981 по 1988 г. они выросли с 12,5 млрд до 29,0 млрд руб., в том числе сверхплановые потери от брака в промышленности и строительстве выросли с 364 млн до 1076 млн руб., потери от списания затрат по неосуществленному и окончательно прекращенному капитальному строительству — с 2831 млн до 4631 млн руб., потери от падежа скота — с 1696 млн до 1912 млн руб.
Для сравнения укажем, что в 1988 г. объем доходов государственного бюджета составлял 379,9 млрд руб., т.е. в этом году потери в народном хозяйстве составляли более 7% к бюджетным расходам.
Эти и другие подобные факторы негативно влияли на состояние государственных финансов, приближали финансовый кризис, разразившийся в начале 1990-х, который не смогли предотвратить постоянно меняющиеся министры финансов (с 1985 по 1998 г. этот пост занимали одиннадцать человек, а некоторые из них всего по несколько месяцев). Многие назначаемые министры финансов и их заместители были непрофессионалами, не знали финансовых проблем и путей их решения. Особенно часто стали менять руководителей финансового ведомства страны в 1990-е годы. Министерская чехарда, уход из финансовых органов в коммерческие структуры большого количества профессиональных работников, разделение Министерства финансов на ряд самостоятельных ведомств, отсутствие между ними должной координации еще более ослабили систему управления государственными финансами и финансовое состояние государства.