Что сподвигло васнецова написать картину богатыри
Картина Богатыри В. М. Васнецова: описание и анализ
Жуковская Д.
Творческая история картины
Тема богатырской заставы как символа героического прошлого нашей страны, которая, как мы понимаем, является центральной в рассматриваемой картине, интересовала Васнецова практически с того самого момента, как он понял, что живопись – его призвание. Он обращался к этой проблеме много раз, изучал былинное прошлое России, черпал в нём вдохновение, искал истоки народного сознания.
Богатыри. Худ. В. М. Васнецова. 1898 г. Картина находится в Третьяковской галерее
Друзья художника говорили, что «Богатырей» он не пишет, с ними он отдыхает, восстанавливает силы, которые тратит на роспись по заказу. Картинные Илья Муромец с товарищами были для Васнецова словно целебный источник, наполняющийся из героических образов в музыке, которую так любил живописец. Он преклонялся перед творчеством Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.
«Богатыри» – программное произведение Васнецова и вершина его творчества. Они воплощают найденный им героический идеал, а он в свою очередь символизирует неиссякаемую любовь к Отчизне и утверждает силу духа русского народа.
Создание картины заняло у Васнецова 27 лет. В 1871 году был сделан первый карандашный набросок, а в 1898 году в правом нижнем углу автор поставил подпись, завершив таким образом свой великий труд. Процесс написания неоднократно прерывался, художник выполнял много подготовительной работы, о которой, к сожалению, сохранилось очень мало сведений.
В. М. Васнецов. Автопортрет. 1872 г.
В «Богатырях» Васнецов использовал тот же самый художественный метод, что и в картинах «После побоища Игоря Святославича с половцами» и «Алёнушка», а именно: в каждом конкретном персонаже воплотить обобщенный, типический образ русского народа. В случае с анализируемым произведением – образ богатыря-крестьянина, стоящего на страже Родины.
Размышляя над композицией и сюжетом картины, Васнецов обратился к литературным источникам. Он читал и анализировал все тексты, в которых так или иначе упоминаются богатыри: сказки, былины, жития святых. На основе этого, в дальнейшем он и отбирал материал для образов «своих» трёх исполинов.
Изучая древнерусскую литературу, Васнецов пришёл к выводу, что больше всех авторам дороже и любимей Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. В этих персонажах певцы и сказители запечатлели самые замечательные качества русского народа, его духовную красоту и физическую силу. Именно для того, чтобы подчеркнуть особый характер отношения к Илье, Добрыне и Алёше, художник облачил их в богатые доспехи, а на коней надел нарядную сбрую.
Сам Васнецов приводил следующую цитату из былины, как выражение композиции своих «Богатырей»:
Под славным городом под Киевом
На тех на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец сын Иванович
А и конь под Ильей словно лютой зверь,
А сам на коне, как ясен сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холмы перемахивать,
А и был там Алёша Попович млад,
Что из Красна города из Ростова.
А Алёшенька он наровчат был,
Он наровчат-то, да увертлив ведь,
А и в та-поры он догадлив был:
Свой тугой лук разрывчатый отстегивал
От правого, от стремячка булатного,
Накладывал то стрелочку калёную
А натягивал тетивочку шелковеньку.
Живописец подмечал всё: не только описания богатырей (как выглядят, что делают), но и идейную сущность, то есть то, для чего они сошлись вместе на богатырской заставе. В 1882 году в письме к своему другу, художнику П. П. Чистякову Васнецов объяснял замысел «Трёх богатырей» так: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Последние слова в этой фразе – ключевые. Заступиться за слабого – вот самая главная нравственная идея, лежащая в основе картины.
Богатыри. Первый эскиз маслом. 1876 г.
Образы богатырей
Начать описание персонажей картины Васнецова стоит, конечно, с Ильи Муромца. Перед нами – вылепленная точной рукой художника фигура крестьянина-богатыря. Русский мужик, народный тип находит в центральном образе подлинное воплощение. Могучее тело написано плавными закругленными линиями. Илья – человек пожилой, он много пережил и много повидал. Исполинский конь под ним составляет с седоком одно целое: во всём чувствуется русская «силушка великая», выдержанность, благородство. Лицо у Муромца открытое и честное, в нём сквозит прямодушие и спокойствие, у воина всё под контролем.
Шлем или, по-другому шишак, Илья надвинул на лоб. Сведённые мохнатые брови делают взгляд серьёзным и сосредоточенным. Орлиным взором он пристально всматривается вдаль. Волевой рот плотно сжат. Строгое лицо обрамляют седые кудри. Сильной рукой в кожаной рукавице богатырь сжимает палицу булатную, ту самую, про которую в былине говориться: «Как махнет ею Илья прямо – проложит улицу, махнет ею налево – проложит переулочек». Васнецову, как нам кажется, удалось передать и огромный вес палицы, и силушку Ильи, способную удержать тяжёлую булаву.Илья Муромец. Деталь «Богатырей»
Добрыня Никитич не только выражает все те же качества, что и Илья – мужество, уверенную силу, мудрость, но и добавляет собственные. В нём, думается, воплотилось та самая черта, которая в народе называется «вежеством», т.е. образованностью, учёностью. Добрыня не только смел, но и проницателен, и сметлив. Муромец пока ещё только смотрит вдаль, а Никитич уже почти вытащил меч из ножен, заслонился щитом, а ноги просунул в стремена. Он совершенно готов к битве. Его породистый белый конь раздувает ноздри, пытаясь уловить чужой запах. Он уже учуял врага и тихим ржанием предупреждает об этом хозяина. На сбруе нашиты золотые полумесяцы. Скорее всего, боевого товарища витязь добыл в схватке со «злым татарином».
Для образа Добрыни Васнецов не пожалел ярких красок. Богатырь выписан оттенками красного, белого, сочного зелёного, золотистого – столь популярными у крестьян. Именно эти цвета характерны для русских народных изделий новгородской школы. На Добрыне – зелёные сафьяновые сапоги, червлёный щит, красная с золотом шлея на белоснежном коне. Контраст и суровость облику придают кольчуга стального цвета и такой же шлем.
Добрыня Никитич. Деталь «Богатырей»
Алёша Попович на картине – молодой удалец, сошедший прямиком со страниц былины. Всегда готов к приключениям и непрочь повеселиться. Он и воин, и певец, и гусляр. К седлу приторочены гусли, с которыми он не расстаётся даже в дозоре, хотя, казалось бы, зачем они ему здесь? У ростовского богатыря смуглое, обветренное лицо, живые глаза и мягкие черты. Если бы мы не знали названия картины, то можно было подумать, что перед нами самый настоящий Иван-царевич.
На Алёше не просто кольчуга, а полуброня, защищающая нижнюю часть тела. Видно, что он любит щегольнуть, на нём нарядный пояс и украшение на шее, пальцы усыпаны перстнями.
Алёша, как и Добрыня, готов ринуться в бой. В его облике отсутствует разве свойственная Никитичу настороженность. Он – сорви-голова и пострел, который везде поспел. Ему нужен только сигнал к атаке, ведь уже и «стрелочка калёная» наложена, и нагайка приготовлена, и ноги в стремена просунуты.
Алёша Попович. Деталь «Богатырей»
Пейзаж
Пейзаж в «Богатырях» несёт не меньшую смысловую нагрузку, чем персонажи. Васнецов тщательно разрабатывал мельчайшие детали ландшафта, поскольку окружающая богатырей природа призвана усилить идейно-тематическое единство картины.
Передний план – это луг и перелески. Последние представляют собой невысокие ели и сосенки, типичные для среднерусской возвышенности. Они лишний раз подчеркивают, что богатыри стоят на своей, родной земле и стерегут отеческие рубежи.
Деревца играют и на контрасте, подчеркивая несокрушимую мощь богатырей.
О широте русских просторов свидетельствуют клубящиеся позади воинов облака и невысокие холмы, простирающиеся за горизонт. Вдалеке видны курганы с камнями-стелами на них. На камнях сидят кречеты. Пейзаж лишний раз подчеркивает героическое звучание картины Васнецова.
Вывод: Рассматривая картину «Богатыри», приходим к выводу, что Васнецов с успехом справился с задачей, которую поставил себе сам. Он создал собирательный и харáктерный образ русских людей, простых мужиков, крестьян-воинов. Художник понимал важность и необходимость выражения национальной идеи в доступных для понимания образах. Для этой роли лучше всего подошли народные герои-богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Воспеть красоту русского народа – в этом видел Васнецов свою миссию. О ней он писал в 1898 г. в письме к критику В. В. Стасову: «Мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного русского искусства, т. е. когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов – нашей русской природы и человека, – нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты. и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное непреходящее».
Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение:
Картина Васнецова Богатыри
Картина «Богатыри» написана великим русским художником Виктором Васнецовым. Полотно также известно под названием «Три богатыря». Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Холст, масло. Размеры: 295,3 × 446 см.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — русский художник. Известен исторической и фольклорной живописью. Творчество художника было столь необычным и оригинальным, что своим искусством он положил начало новому направлению в живописи — неорусский стиль. Данный стиль заключается в том, что традиционную живопись он разбавлял современными элементами, например, символами, аллегориями, метафорами.
История картины Богатыри Васнецова
Знаменитый живописец Васнецов начал работу над картиной в 1881 г. Работа оказалась сложной, процесс её написания затянулся почти на 20 лет. Была закончена только в 1898 г.
Первый набросок картины «Богатыри» Васнецов сделал за 10 лет до того, как решил приступить к написанию. Тогда он сделал небольшой чёрно-белый рисунок и надолго о нём забыл. Когда набросок попался ему на глаза вновь, художник решил, что из этого может получиться красивая картина, и не прогадал. Сегодня «Богатыри» — шедевр, пример высокого искусства русской живописи.
Известно, что натурщиком для Ильи Муромца стал кузнец из Владимирской губернии Иван Петров. Некоторые исследователи живописи Васнецова полагают, что в лице Добрыни Никитича художник изобразил самого себя. По другой версии, в лице Добрыни использованы черты самого художника, его отца, а также черты художника Василия Дмитриевича Поленова. А вот Алёшу Поповича художник написал с сына известного мецената и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова, который гостил у Васнецова в Абрамцево.
По словам самого художника, богатырский дух в картине ему помогли воплотить три могучих дуба, которых он увидел из окна.
Описание картины Васнецова Богатыри
На картине изображены три былинных русских богатыря. Слева — Добрыня Никитич. Посередине — Илья Муромец. Справа — самый молодой богатырь Алёша Попович. Три богатыря на картине, как стражи отечества — герои, на которых держится Русь. Они олицетворяют не только самих себя, то есть былинных и исторических персонажей, но всю мощь земли русской.
Богатыри на мощных конях выглядят так величественно, что похожи на непреодолимую стену, которая защитит мирных жителей от любого врага. Посередине находится легендарный Илья Муромец. Приложив ладонь ко лбу, он всматривается вдаль — «нет ли где врага». На правой руке его висит булава, в левой руке — копьё, на плече — щит.
По левую сторону от Муромца находится Добрыня Никитич. Судя по его виду, на своём веку богатырь повидал немало. Он всегда готов к бою, и даже на этой картине вынимает меч из ножен, готовый в любой момент вступить в схватку.
В правой части картины — Алёша Попович, ещё один легендарный богатырь. В руке Алёша держит лук. На боку у него гусли, которые говорят о творческой и поэтической натуре богатыря.
Здесь стоит обратить внимание на атмосферу картины. Небо грозное, покрыто тучами, дует ветер — всё это создаёт тревожное настроение, говорит об опасности, угрожающей богатырям.
За спинами трёх богатырей раскрывается широкая даль, символизирующая бесконечные просторы Руси. На переднем плане мы можем увидеть маленькие ёлочки. Ёлочки — символическое изображение молодого поколения. Богатыри стоят на их страже, готовые защитить ещё неокрепших преемников от любой опасности.
Васнецов Богатыри план сочинения 4 класс
Сочинение по картине Васнецова Богатыри 4 класс
Автором картины «Богатыри» является прославленный русский художник исторического и фольклорного жанра Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Данная картина считается одной из самых известных в творчестве русского художника. Была написана в 1898 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
В центре сюжета три богатыря, которые часто встречаются в народных сказках и былинах. Слева направо на картине представлены Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Данная картина — это не просто сюжет, а символ защиты земли русской. Три богатыря воплощают собой силу русского войска, силу русских богатырей. Воины стоят на страже страны, смотрят, нет ли где врага, не идут ли на землю русскую полчища захватчиков, чтобы дать им должный отпор, чтобы мирные люди за их спинами продолжали жить спокойно и ничто им не угрожало.
Картина героическая и тревожная. С одной стороны она спокойная, так как здесь нет битвы, сражений, но некоторые моменты, как, например, Добрыня, вынимающий меч из ножен, ветер, который развевает гривы и хвосты лошадей, грозное небо на заднем плане — символизируют напряжённую обстановку, когда что-то должно случиться.
Три богатыря находятся на выезде или в дозоре. Высматривают опасность для земли русской, чтобы тут же вступить в схватку, защитить родной народ. В центре героической троицы находится Илья Муромец. Он восседает на чёрном коне, его массивная фигура выделяет его среди остальных богатырей. В одной руке у него копьё, в другой — массивная булава. На плече висит щит. Он одет в кольчугу, на голове — шлем. Приставив руку ко лбу, он всматривается вдаль.
Слева от Ильи Муромца — Добрыня Никитич. По виду, он самый старший из трёх воинов. Добрыня восседает на белоснежном коне, также чутко всматривается вдаль. Богатырь наполовину вытащил меч из ножен, тем самым показывая свою решимость вступить в смертельную битву в любой момент. Годы битв и сражений не оставили в его душе места для страха перед врагами. Из всех битв он выходил победителем, так как равных русскому воину просто не нашлось. И на этот раз он встанет грудью на защиту земли русской, в очередной раз выйдет победителем, кто бы ни оказался на его пути.
Справа мы можем увидеть Алёшу Поповича — самый младший из представленных богатырей, однако уже в таком возрасте он является одним из сильнейших богатырей Древней Руси. Алёша сидит на каурой лошади. Он смелый воин, удалец, который неистов в бою и готов сразиться с любым противником. Но при этом он песенник и весельчак. Не даром здесь можно увидеть гусли, которые он всегда возит с собой. В одной его руке лук, на боку висит меч. Не так прост Алёша Попович. Он может и спеть, и вместе со своими старшими соратниками ринуться в кровопролитную схватку.
Особое внимание стоит уделить природе, которую художник изобразил на картине. Всадники находятся на равнине, которая покрыта пожухлой осенней травой. На переднем плане растут молодые ёлочки. Считается, что этими ёлочками Васнецов символизировал молодое поколение, на страже которого стоят богатыри.
Равнина переходит в холмы и горы. Позади богатырей мы можем увидеть тёмный лес, а за ним тёмные горы, покрытые травой и лесами. Небо грозное, тучное. Светлые и тёмные облака, будто перед грозой, предвещают грядущие битвы, в которых поляжет немало воинов с обеих сторон.
Картина дарит по-настоящему сильные эмоции. С какой стороны ни посмотри на этот шедевр, понимаешь, что создан он настоящим гением живописи. Если смотреть на эту картину, как на качественное произведение искусства, то можно увидеть множество деталей, тщательно проработанные образы, вплоть до малейших нюансов. Если смотреть на картину, как на символ или аллегорию, то поистине впечатляешься тому, насколько глубокой по чувствам и эмоциям создал её Виктор Васнецов.
Своим духом, мощью и напором она буквально овладевает мыслями, заставляет восхититься смелостью, мощью, самоотверженностью русского воина. Пока на защите родины стоят такие герои, можно спать спокойно. Кроме того, они являются примером силы и мужества, которыми должен обладать настоящий мужчина, защитник не только страны, но своих близких, друзей, слабых и невинных.
«Богатыри» Виктора Васнецова – картина, что писалась более 20 лет
«Богатыри» – одна из самых узнаваемых и любимых народом картин Виктора Васнецова
Свою знаменитую картину «Богатыри» (в народе её также называют «Три богатыря») Виктор Васнецов писал более двадцати лет. Сколько людей позировало живописцу, сложно перечислить. Среди простого люда и представителей интеллигенции художник искал тот самый “русский типаж”, который был успешно воплощён в образах трёх былинных героев.
Интересно, что все три образа значительно различаются между собой, а сам Васнецов сумел мастерски передать характеры Ильи, Алёши и Добрыни. Какие скрытые символы можно увидеть на этом полотне? Почему Васнецов так долго трудился над своими «Богатырями»? И что вдохновило его на создание картины?
История создания картины
Как часто бывает, любому выдающемуся творению предшествует ряд случайностей, которые подтолкнули мастера на создание своего шедевра. Так было и с Васнецовым. Известный русский художник в 1871 году посещает мастерскую своего друга.
Там он вдохновляется увиденным и делает простой карандашный набросок будущей картины. Впрочем, стал бы клочок бумаги размером 19 на 26 сантиметров первым шагом к созданию знаменитого полотна – большой вопрос. К счастью, этот набросок увидел мастер исторической живописи П. П. Чистяков, что и посоветовал Васнецову приступить к работе над этой картиной.
Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Именно идеей Чистякова стало использование образов былинных богатырей, а не трёх простых всадников. Однако уже на этом первом наброске заметны все основные детали и особенности будущей картины. Первый эскиз своего произведения Виктор Васнецов преподнёс своему другу, Поленову, в доме-музее которого он хранится и сегодня.
Однако Поленов не хотел принимать лишь зарисовку. Он уговорил живописца создать настоящую большую картину, к чему Васнецов приступил позднее. В целом, на создание полотна ушло более двадцати лет – со дня того самого знаменитого наброска на маленьком листе бумаги до воплощения идеи на холсте.
Образы богатырей
Как я уже заметила, натурщиков для этого сложного произведения Васнецов искал всюду. Прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, живший во Владимирской губернии. Именно этот человек позировал живописцу для этюда 1883 года.
Крестьянин Иван Петров, проживавший во Владимирской губернии, 1883 год.
Этюд к картине «Богатыри»
Но как истинный творец, Васнецов не мог успокоиться, отыскивая новые типажи и пробуя менять образ Ильи, богатыря, что оказался самым сложным в портретном решении. В других зарисовках и этюдах художника можно увидеть образ, взятый с натуры кузнеца из Абрамцева или извозчика, встреченного Васнецовым в Москве. Сам мастер писал:
“Иду по набережной около Крымского моста – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья”.
А вот личности натурщиков Добрыни и Алёши так и остаются загадками. Многие искусствоведы полагают, что в чертах Добрыни Никитича художник мог изобразить самого себя. Несмотря на то, что в былинах этот богатырь всегда описывается молодым силачом, Васнецов решил показать его зрелым мужчиной. Не исключено, что некоторые черты он списал с самого себя, создав таким образом некий “автопортрет”.
Описание, сюжет и символы картины «Богатыри»
Васнецов считается признанным мастером изображения фольклорных и былинных сюжетов, но его богатыри стали одним из самых известных творений. Одни только размеры полотна являются поистине впечатляющими – 295 на 446 см. Главным замыслом художника стало изображение силы и мощи русских героев, что всегда готовы отразить нападение врага.
В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так:
“Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”.
В своём воображении при создании «Богатырей» Васнецов воскресил былинные образы самых знаменитых персонажей, что известны каждому русскому человеку. У художника не было стремления изобразить конкретный эпизод из древних преданий или исторический момент.
Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1881-1898 г.
Картина находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия
Напротив, Васнецов постарался обобщить в образах своих богатырей силу и твёрдость духа всего русского народа. Илья, Добрыня и Алёша являются лишь отчасти былинными персонажами, их главное предназначение – отражение могущества всей Руси.
Как известно из преданий, об этих трёх богатырях рассказывалось в разные времена, а потому встретиться так, являясь практически ровесниками, они могли лишь на картине Васнецова. Все три героя картины – очень разные:
Не менее интересны и особые “скрытые” символы картины Васнецова «Богатыри», которые замечаешь лишь после детального просмотра. Пейзаж представлен исполинскими деревьями и юными сосенками – это отражает преемственность поколений. Герои стоят на фоне темнеющего неба – возможно, оно “сообщает” нам о приближении противника. Однако в небесах заметны просветы, а значит, победа неизменно будет на стороне правды и добра.
Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца:
“«Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни…”.
Живописец действительно вложил все свои силы и мастерство в этот шедевр, который я бы назвала не просто прекрасным, а вдохновляющим. Глядя на «Богатырей» Васнецова, невольно чувствуешь гордость за прошлое своей страны, за силу духа, полученную от предков, за готовность противостоять любым испытаниям – как делали наши предки-”богатыри” в далёкие времена.
Живопись. История картины. В.М. Васнецов. «Богатыри».1881-1898 гг.
В.М. Васнецов. «Богатыри».1881-1898 гг.
Об авторе.
История написания картины.
Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, создал множество набросков (первый набросок был им сделан в 1871 году). За основу пейзажа он взял виды в окрестностях Абрамцево — усадьбы знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова.
Прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи).
Интересно, что в былинах Добрыня Никитич всегда молод, как и Алёша, но В. Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи считают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.
Младший сын хозяина имения, Андрей Мамонтов, стал прототипом Алеши Поповича, а для богатырских коней «позировали» лошади с абрамцевской конюшни.
Описание картины.
Холст, масло. 295, 3× 446 см
На картине «Три богатыря» В. Васнецов изобразил трех известных былинных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Каждый образ – индивидуален, воплощает определённые черты характера русского народа.
Самый младший из богатырей – Алеша Попович. Он очень молод, но уже готов сражаться за родную землю, народ. Автор изобразил богатыря в несколько романтическом стиле: он нежен, на боку у него колчан со стрелами, а слева – гусли, что свидетельствует о его любви к народной музыке. В образе Алёши Поповича художник воплотил огромную любовь простого народа ко всему прекрасному, его умение видеть и ценить красоту, любить и защищать всё, что дорого.
Картина имеет сюжет, о котором художник писал в своём письме П. П. Чистякову следующее: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого? « В этих словах заключена идея картины – способность народа, который воплощён в образах богатырей, защитить свою Родину, противостоять любой несправедливости. Автор показал защитников не только родной земли, но и всех обиженных, то есть простых людей, народ. Богатыри никого не дадут в обиду, зорко стоят на своём посту!
Особо хочется отметить богатырских коней, которые под стать своим хозяевам. Они такие же сильные, мощные, готовые в любую минуту по велению хозяина мчаться на врагов.
Богатыри изображены посреди огромных русских просторов: на переднем плане – степь, на заднем фоне возвышаются небольшие холмы. Но небо – тёмное, с огромными тучами, предгрозовое, словно и природа ощущает опасность.
Где картина находится в настоящее время?
Москва. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет В.М. Васнецова. Художник Н.Д. Кузнецов. 1891 г.