Что сплотило народ в эпоху смуты
Смутное время на Руси в 1598 – 1613 годах. Цари и дела их
Смутное время – один из тяжелейших периодов на Руси, нанесших тяжелый урон и государству, и народу. Историки датируют этот период по-разному: одни принимают 1598-1613 годы (от смерти сына Ивана Грозного — Федора до воцарения Романовых), другие склонны продлевать до 1618 года, когда польские войска окончательно прекратили свои походы на Русь и подписано Деулинское перемирие. Таким образом, события Смуты вписываются в хронологические рамки всего то казалось 20-летия, хотя единого мнения о том, когда все закончилось, нет. Происхождение названия объясняется тем, что это было время безвластия, разлада во всех слоях общества, голода и всеобщих несчастий. Такова была сущность Смуты.
Причины Смутного времени
Основные причины смутного времени в России можно выразить в следующем:
Начало Смуты на Руси
Смутное время в России фактически началось с момента смерти Ивана Грозного. В 1598 году умер Федор и происходят события, которые можно назвать «Латентная стадия Смуты». Дело в том, что Федор не оставил завещания, и формально должна на престол была сесть его жена Ирина. Но она в это время расчищает дорогу своему брату Борису Годунову и добровольно уходит в монастырь. Боярская дума в результате раскалывается. Романовы выступили с нападками на Бориса, а тот в результате перестает ездить в Думу.
Время Годунова
В конечном итоге Земский собор избрал Годунова на царствование, но Боярская дума осталась против — произошел раскол во власти. Это классическая черта Смутного времени в России – двоевластие. Земский собор против Боярской думы.
Несмотря на попытки последнего улучшить экономическое положение в стране, глубочайший кризис и голод наблюдались во всей стране. Отдадим должное Борису Годунову: он боролся с голодом как мог. Так бедным раздавали деньги, организовывали для них строительные работы, за которые платили деньги. Но полученные средства мгновенно обесценивались: ведь хлеба на рынке от этого больше не становилось. Как-то это пересекается с современностью, не находите?!
Тогда Борис распорядился раздавать бесплатно хлеб из государственных хранилищ. Он надеялся подать тем добрый пример феодалам, но житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми. А тем временем к бесплатному хлебу со всех сторон в Москву и в крупные города устремились голодающие. Хлеба, как сами понимаете, на всех не хватало, тем более что раздатчики сами спекулировали хлебом.
Рассказывали, что некоторые богатые люди не стеснялись переодеваться в лохмотья и получать бесплатный хлеб, чтобы продать его втридорога. Люди, мечтавшие о спасении, умирали в городах прямо на улицах. Только в Москве было похоронено 127 тыс. человек, а хоронить удавалось не всех. Современник говорит, что в те годы самыми сытыми были собаки и воронье: они поедали непохороненные трупы. Пока крестьяне в городах умирали в напрасном ожидании еды, их поля оставались необработанными и незасеянными. Так закладывались основы для продолжения голода.
Лжедмитрий I
Умирает Борис – престол достается его юному сыну Федору. Тот правил лишь 7 недель – и был убит сторонниками продвигавшегося к Москве Лжедмитрия I. Ослабление государственных основ привело к тому, что трон «зашатался», и его довольно легко занял бывший монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он пришел на Русь из польских земель с польскими войсками. Так в начале 17 века появился первый представитель череды самозванцев, именовавших себя сыновьями Ивана Грозного, Димитриями. Первый «Димитрий» занял столицу, но продержался у власти несколько месяцев, с 1605 по 1606 год.
Им были недовольны землевладельцы, так как он дал позволение крестьянам в случае плохого обращения с ними помещика менять его. Крестьяне тоже роптали: их обложили огромными налогами. Поляки хлынули на Русь.
Василий Шуйский и Лжедмитрий II
Далее правил государством Василий Шуйский. В это время поднялось народное движение против действий властей. Возглавил восстание Иван Болотников. Основной движущей силой стали крестьяне, казаки, служилые люди. 70 городов, участвовавших в крестьянском восстании, присоединились к Болотникову. Из крупных это – Калуга, Тверь. Под Тулой Болотников стоял 3 месяца. Осада закончилась неудачей, произошло снятие осады, Шуйский подавил восстание. Болотников был казнен.
Зимой 1608 года возникло двоевластие. В нашу историю ворвался Лжедмитрий II. Он дошел до села Тушина под Москвой и осел там. Фактически это было временное правительство, потому что «Тушинскому вору» присягнуло много городов, в их числе: Муром, Суздаль, Ярославль и другие. Началась осада Троице-Сергиева монастыря.
Василий Шуйский оставался в это время в Москве и пытался управлять страной оттуда. Стараясь привлечь к себе новые силы в борьбе с Лжедмитрием, он заключает договор о союзнических действиях со Швецией. Шуйский вскоре был свергнут и пострижен в монахи.
Лжедимитрий II праздновал победу, а бояре присягнули польскому королю Сигизмунду. Этот правитель и шведский принц Карл Филипп стали реальными претендентами на русский престол. Существовала угроза воплощения схемы смены власти, в итоге Россия могла потерять самостоятельность и стать придатком одного из претендовавших на ее территории северо-западных государств.
Ополчение Минина и Пожарского
В этот момент и поднялось народное ополчение, которое сыграло особую роль в последующих событиях. Выстояла Русь благодаря двум деятелям: Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Вообще ополчений было два, первое состояло из казаков и возглавляли его Ляпунов и атаман-авантюрист Заруцкий, то и дело перебегавший из одного стана воюющих в другой. Эта личность сыграла неблагоприятную роль: глава ополчения Ляпунов был им убит. Ополчение развалилось.
Второе ополчение сформировалось в Нижнем Новгороде осенью 1611 г. Земский староста Кузьма Минин призвал всех желающих встать на защиту России под свои знамена. Он пригласил авторитетного в войсках, опытного военачальника князя Пожарского. Под их предводительством народ отправился на Москву.
На несколько месяцев пришлось осесть в Ярославле, чтобы собрать силы и средства. Здесь в 1612 году был создан Совет Всея Земли – по сути, правительство, чеканились монеты, действовали Приказы. Ярославль стал временной столицей Руси.
Затем войско двинулось в Москву, откуда изгнало польских захватчиков.
Первый Романов у власти
Бояре приняли решение пригласить на царство юного Михаила Романова, и в 1613 году в Ипатьевский монастырь, где он жил с матерью Марфой, вышла большая делегация. Марфа, понимая все опасности положения, не сразу дала свое согласие, но в итоге все же дозволила сыну занять трон. В итоге с 1613 года в России утвердилась новая династия – Романовы.
Формально Смутное время в России завершилось в 1613-1614 годах, с началом правления Михаила Романова. Но по факту в этот момент было сделано только следующее — поляки выкинуты из Москвы и… И все! Окончательно решить польский вопрос удалось только в 1618 году. Ведь Сигизмунд и Владислав активно претендовали на российский престол, понимая что местная власть там крайне слаба. Но в итоге было подписано Деулинское перемирие, по которому Россия признавала все завоевания Польши в период Смуты, а между странами устанавливался мир на 14,5 лет.
Но была еще и Швеция, которую призвал Шуйский. Мало кто об этом говорит, но Швеция владела практически всеми северными землями, включая Новгород. В 1617 году Россия и Швеция подписали Столбовский мир, по которому шведы вернули Новгород, но сохранили за собой все побережье Балтики.
Движущие элементы Смутного времени
Нужно понимать, что Смута — это массовое явление, в котором принимали участие практически все слои населения и социальные группы. Тем не менее было три крупных сословия, которые сыграли исключительную роль в тех событиях, и о которых нужно рассказать отдельно. Это следующие группы:
Рассмотрим подробно каждую из этих групп.
Боевые холопы
Проблема в России после голода 1601-1603 годов заключалась и в том, что рост численности служилых людей обгонял рост обрабатываемого земельного фонда. В стране (даже странно такое говорить о России) не было ресурсов, чтобы обеспечить всех дворянских детей землей. В результате на Руси стал возникать слой «Боевых холопов».
Что такое боевые холопы в начале 16 века? На 25 тысяч дворян в ополчении приходилось до 5 тысяч боевых холопов.
Например после обстрела Ивангорода в 1590 году воеводы повели на штурм 350 стрельцов, 400 казаков и 2382 боевых холопа. То есть боевых холопов было очень много, и их удельный вес в войске изменил его структуру в пользование этих людей. И эти люди были крайне недовольны своим положением.
Именно из боевых холопов происходил руководитель самого крупного восстания низов времен 1602-1603 году — Хлопко Косолап. В 1603 году он подошел к Москве, и чтобы его разгромить пришлось послать регулярное войско.
Стрельцы
Стрельцы, как военное подразделение, были созданы в середине 16 века. Несомненным достоинством его создания было то, что именно благодаря стрелецкому войску была взята Казань. В Москве стрельцов было 10 тысяч человек (то есть достаточно большая социальная прослойка). В других крупных городах до 1 тысячи человек. Оклад стрельцам составлял от 7 рублей в Москве до 0,5 рубля на окраинах. Получали они и хлебное жалование.
Проблема была в том, что полностью они получали деньги только во время военных действий. Кроме того, стрельцы получали деньги с большой задержкой, поскольку те, кто раздавал деньги, по русской традиции — воровали. Поэтому стрельцы, жившие в посадских поселениях, держали огороды, занимались торговлей, некоторые даже бандитизмом. Поэтому они чувствовали социальное родство с посадскими людьми, т.к. образ жизни и приоритеты их были идентичными.
Казачество в период Смутного времени
Еще одна группа, которая сыграла исключительно важную роль в Смутном времени в России, и которая тоже была недовольна властью — казачество. Общая численность казачества в конце 16 века от Днепра до реки Яик (современная река Урал) оценивается в 11-14 тысяч человек. Казачья организация была следующей: В России это было станица, на Украине — сотня. Вольные станицы не являлись частью правительственных войск, но фактически несли службу по охране границы.
После обнищания на Дон бежали боевые холопы, правительство требовало вывести их, но существовало правило — «С Дона выдачи нет!». Отсюда антиказаческие меры Годунова, который пытался вернуть боевых холопов, поскольку на него давило богатое дворянство. Естественно это вызывало недовольство и казачества. В результате Годунов попал в ситуацию когда всё, чтобы он не делал, проблему не решало, а усугубляло.
Результаты
Итоги Смутного времени 17 века оказались тяжелыми для Руси. Она выстояла исключительно благодаря народным героям. Враги России, явившись на ее территории, действовали с благословения представителей боярской верхушки, фактически предавшей Русь.
Окончание Смутного времени ознаменовало собой переход к новой эпохе – эпохе укрепления самодержавной власти. Последствия Смутного времени оказались очень печальными для всех участников событий. Это: длительный голод, разруха, территориальные потери (в частности, потеря Смоленска, Карелии, захваченной шведами, которым пришлось ее уступить).
Жители страны были разорены, урожайность снизилась в 4 раза. Треть населения страны погибла – либо от голода и болезней, либо в боях.
Окончание Смуты (такое понятие этому этапу истории присвоили еще современники) дало возможность людям наконец-то вздохнуть спокойно: больше никто не делил власть, царский скипетр – ее символ – принадлежал законно избранному государю. Интервенты были выгнаны, страна вновь стала единой. История дала новый виток.
Народ во время смуты
«Роль Смуты в русской истории и культуре» (доклад насельника Пафнутиево-Боровского монастыря Георгия Грачёва) — Московский Театр Русской Драмы
Георгий Грачёв
Роль Смуты в русской истории и культуре
Среди значений слова «смута», приводимых В.И. Далем, мы встречаем «восстанье, мятеж… общее неповиновение, раздор меж народом и властью». В прилагательном «смутный» ощущается иное значение – неясный.
И в самом деле, это время непонятных перемен, и люди не успевает за сменой царей, не понимает смысл происходящих событий. Движения быстры и неопределенны и не имеют чёткости. Кто был вчера союзником, сегодня враждуют, а вчерашние враги действуют сообща.
Тогда было возможно из монахов попасть в цари, из холопов в предводители дворянства, в мутной воде добыть богатство и звание. Любое время самозванцев – это время подмен и имитаций. Суть происходящего в смутное время хорошо определяется как «воровство».
Исторические исследования определяют смутное время как глубокий духовный, династический, экономический, социальный кризис. Признаки: самозванство, гражданская война, интервенция. Это время «шаткости», «нестроения», «смущения умов» – помрачения национального духа. Что это несчастное стечение обстоятельств или происки внешних врагов-поляков?
Есть справедливое мнение, что Смутное время происходит от предыдущего XVI века. Уже при Иоанне Грозном началась модернизация страны в попытке реализовать идеи симфонии духовной и светской власти и своего видения образа православного царя. Опричнина во многом являлась инструментом воплощения этих идей.
Следствием её, а также локальных войн при Иоанне IV явилось разорение экономики, социальная напряженность, страх и духовная отчужденность. То, что мы сейчас называем гражданским обществом, было подавлено. Предметом разделений стала земля – главный капитал страны.
Можно говорить о множестве социальных, политических или психологических факторов, каждый из которых приближал катастрофу государственности. Но главное, Смута происходила в умах.
Началась она явлением совсем случайным – пресечением династии, и в дальнейшем представляет собой много труднообъяснимого.
Например – поляки и литовцы, вместе с немцами и шведами против русских вместе с татарами и башкирами при поддержке венгров, шведов, англичан и поляков. При этом интервенции как таковой нет – всех позвали в разное время на помощь.
Да и поляки и литовцы кто? Та удалая шляхта, рыцари, в действительности часто оказываются представителями русских дворянских родов, при этом ещё и православными. Ведь Литва была второй половиной Руси. Во многом это были искатели приключений и легкой наживы.
Во время «семибоярщины» непримиримые соперники, поляки и шведы проявили единодушие в деле разграбления русских земель, норовя отхватить у России кусок пожирнее, пользуясь удобным случаем.
Движущая сила Смуты, скорее всего в казачестве.
Именно казачество составило ударный отряд войск Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; именно казачество было главной силой первого ополчения, но оно его и развалило; оно поддерживало ополчение Минина и Пожарского, казачество сказало решающее слово в избрании Земским собором новым царем Московским Михаила Романова; но и оно же продолжало Смуту и после воцарения Михаила, без казачества не было бы Смуты. «Казаки – люди различных племен, из земли московской, татарской, турецкой, польской, литовской, карельской и немецкой… говорят преимущественно по-московски». Кроме холопов и беглых крестьян там есть и аристократы. Свободно относились казаки ко всем без исключения «самодержцам» – России, Польши и Турции и чувствовали себя независимыми настолько, насколько каждый из монархов в данный момент мог быть им полезен. В тогдашней реальности казачество определялось как: ворьё, сегодня сказали бы ОПГ. Никому до конца не подчиняются, переметываются на ту или на эту сторону в зависимости от выгоды, промышляют разбоем и грабежом тех, кто еще продолжал работать и добывал хлеб насущный. Поляки уточняют: битвы Смутного времени — это в конечном счете «баталии казаков с казаками же». Неспроста опасался Дмитрий Пожарский ездить к казакам: убийства, удары в спину, непредсказуемая агрессия — это всё русская Смута. И казаки — лишь ее передовой отряд. К ним присоединились не только бояре с их корыстными интересами, но и простой народ.
После смерти царя Феодора, не оставившего после себя наследника, земский собор избрал на царство боярина Бориса Годунова – первого в русской истории выборного монарха. Его выборность уже была сомнительна для очень многих русских людей.
Помимо того, царствование Годунова было омрачено страшным голодом 1601-1604 годов, который не обрушивается случайно, когда 3 года земля ничего не родила – будто и природа наказывает. Люди стали покидать боярские вотчины. Страна беднела.
Если сейчас главное сокровище – природные богатства, то тогда это были человеческие руки.
Кроме того, в этот период Россия находится на острие некого проекта глобализации.
Западная цивилизация в конце ХVI века добивается определенных очевидных успехов: создание мощной католической империи – Речи Посполитой, включающей в себя Польшу, Литву, Украину и Белоруссию и возникла угроза включения в эту империю и Московское Царство.
Стремясь превратить Русское государство в зависимую страну, а также найти применение массе обедневшей шляхты, польское правительство поддержало Лжедмитриев, а в 1609 г. король Сигизмунд III начал прямую интервенцию в Россию, поскольку ему самому очень нужен был большой успех.
Добавилось и то, что в конце XVI – начале XVII в. набрала силу католическая реакция, называемая Контрреформацией против движения протестантов – Реформации. И на Русь вытеснялись протестанты, воины одного из польских воевод – Лисовского были в значительной части протестантами.
Русская элита того времени во многом не сопротивлялась интегрированию в общеевропейское пространство, принятию новые западных ценностей, новой династии и даже новых религиозных ценностей – и в какие-то моменты это реализуется – на Лжедмитрии I.
В это время «элита» фактически предала Россию, впустив в Москву интервентов, стремясь реализовать переход России на европейский путь развития, используя польскую династию и войска. Ни один из самозванцев не посмел бы посягнуть на престол без поддержки боярских группировок. Лжедмитрий I нужен был боярам для свержения Годунова.
А когда боярский заговор окончательно созрел на престол вступил князь Василий Шуйский. Во время Шуйского, смута из дворцовой, боярской, принимает характер смуты народной.
Единожды вступив на скользкий путь предательства, остановиться трудно, и вот доходит дело до открытой измены, тайно, ночью, впускают в Москву интервентов.
Как ни развиваются события Смуты – все время присутствует тема измены и предательства.
С каждым нарушением клятвы что-то уходит, и прежде всего уходит правда.
Со смертью Бориса Годунова, который получил царские полномочия от Земского Собора, народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему, попрал обеты верности, отринул законного наследника престола Федора, попустил его злодейское убийство и присягнул самозванцу Лжедмитрию.
Клятвопреступление стало фактом. Далее лукавство продолжилось. Князья Шуйские и Голицыны договариваются свергнуть самозванца. По всем юридическим нормам того времени они совершают государственную измену. Что бы ни было в прошлом, на данный момент Лжедмитрий – законный, легитимный государь, венчанный на царство.
На импровизированном Земском соборе царем был избран князь Василий Иванович Шуйский. Исследователи не щадят этого человека. Бесчестный интриган, всегда готовый солгать и даже подкрепить ложь клятвой на кресте, – таков был «лукавый царедворец» (Пушкин), вступивший в 1606 г. на престол.
Трудно было поверить в искренность того, кто недавно уверял в смерти царевича Димитрия, затем в истинности Лжедмитрия, а спустя лишь месяцы объявившим его лгуном и изменником. Между тем, по мере разрастания Смуты, появились и первые признаки духовного прозрения, осознания ее причин, раскаяния в совершившемся клятвопреступлении.
Немногим более чем через полгода после канонизации царевича Димитрия в 1607 года, царь Василий Шуйский призвал патриарха Ермогена и патриарха Иова – просить, чтобы тот разрешил «всех православных в их преступлении крестного целования и во многих клятвах». Патриарх Иов прибыл в Москву.
16 февраля 1607 года в Москве состоялся представительный церковный Собор о преступлении всеми православными христианами крестного целования на верность царю Борису Годунову, а затем царю Федору II Борисовичу, царице Марье и царевне Ксении.
Таким образом, Годуновы еще в 1607 году были, так сказать, «реабилитированы», народ покаялся в своих грехах, ставших причиной Смутного времени.
Забылось в народе недавнее соборное раскаяние, в боярах проснулись междоусобицы, и общество продолжало пребывать во власти произвола, властолюбия, лицемерия и вражды. После свержения Шуйского и нескольких месяцев «семибоярщины» претензии на московский престол перешли к иностранцам.
В августе 1610 года бояре «организовали» присягу польскому королевичу Владиславу, который после этого еще 24 года считал себя «законным московским государем», хотя не выполнил главного условия – не принял православия.
Гермоген и Пожарский всегда поддерживают хотя бы минимально-лигитимную власть «…против врагов стоял крепко и мужественно и многую службу показал…и на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякия шатости..».
Героическая страница истории Смуты – подвиг князя Михаила Волконского, защищавшего Пафнутьев-Боровский монастырь от «Тушинского вора». После предательски открытых ворот, со словами: «Умру у гроба Пафнутия чудотворца», воевода стал у раки и бился с врагами до тех пор, пока не пал, изрубленный.
Волконский – один из немногих, верных присяге служилых людей, не запятнавших себя изменой Отечеству.
Именно под влиянием святых – святителя Гермогена и преподобного Иринарха Затворника формируется народное ополчение. Патриарх Московский Гермоген по всей стране рассылал свои послания с призывом к восстанию и изгнанию интервентов.
Видя непреклонность патриарха, поляки арестовали его и уморили голодом. Однако перехватить инициативу они не смогли: многочисленные послания достигли цели.
Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах.
Ополчение явилось вновь созданным гражданским обществом, объединенным идеей необходимости единства и прекращения смуты. Собираются люди, которые не перемётываются, не присягают «ворам», с твердыми убеждениями Это стало первым чудом.
Русские люди поняли, что их слабость, неспособность восстановить отечество – не в силе врага, а в их собственном разделении, вражде, желании своекорыстных выгод, в измене, а не жертвенном служении высокой цели освобождения России.
Второе чудо – в понимании, что только Господь творит чудо единства, а вражда – это не следствие внешней интервенции, а глубокие внутренние пороки человеческой природы, вызванные, собственными страстями. Люди, по рождению христиане, осознали, что им надо быть христианами не по букве только, но и по духу, т. е.
покаяться в своих грехах, причаститься Святых Христовых Таин и стать одно со Христом и едиными друг с другом во Христе. Все это и было сделано. Это было единство, осознанное и достигнутое во Христе, нравственно-религиозное, а не только военно-политическое.
Избрание царем Михаила Романова стало свидетельством, что большинство высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями – традициям общинности и сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться.
Согласие самого юного Михаила было получено не сразу. Особенно противилась мать будущего царя – инокиня Марфа – не было в те годы более опасного занятия, чем царское служение.
«Московского государства всяких чинов люди по грехом измалодушествовались, – говорила инокиня Марфа, – дав свои души прежним государям, не прямо служили».
Заново переосмысленные в Смутное время традиции, составляли внутренний смысл русской цивилизации и были укоренены в православии. Поляки на фресках изображены как грешники, нужно было показать явное разделение добра и зла. В Речи Посполитой мировосприятие все более освобождалось от религиозных элементов.
Менялся стиль жизни и склад мышления людей: стало цениться и точно измеряться время; культура стала ориентироваться не столько на прошлое и освященные им образцы поведения, сколько на будущее; рационалистические критерии и индивидуализм значили все больше и больше. Стала больше цениться красота в повседневном быту.
Более богатым, сложным и утонченным стал наряд представителей зажиточных слоев шляхты, горожан и даже крестьян. В домах шляхты появились зеркала, постельное белье, стены, обитые обоями, картины, книги, музыкальные инструменты, изящная мебель. Идеалы аскетизма уступали место восхвалению радости жизни.
Развлечение перестало расцениваться как грех. Танцы, игра в кости и карты вошли в практику повседневной жизни.
Русь столкнулась скорее не с попыткой окатоличивания военной силой, а с соблазнительным вольным образом жизни шляхты. Как вообще относится к новому? Народ выдержал эту культурную интервенцию. Был дан ответ на вызов западной цивилизации. Идеей народа осталась святость, которую не смогли показать интервенты.
Базовыми ценностями остались: совесть – главное мерило поступков в обществе. Это и отношение к правде – как высшему основанию; и культура – как правда; и справедливость – как существование с правдой. И конечно вера, идея спасения души, понимание греха и покаяние. Это было наследие наших предков.
Результатом преодоления смуты явилось создание Московского государства, задел которого – вера, как неделимый остаток, сохранялся до 1917г.
Осталась ли верность присяге после этого? Патриарх Алексий II произнес очень значительные слова: “Грех цареубийства, происшедший при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян – до канонизации царя Николая II и его семьи. Продолжает ли этот грех лежать тяжелейшим грузом на душе народа?
Смутное время на Руси и его причины — Записки историка
Начало XVII столетия в отечественной истории ознаменовалось событиями, которые современники именовали «великой разрухой Московского государства», а историки, воспользовавшись удачным выражением Григория Котошихина, стали называть Смутным временем, или просто Смутой.
Смутное время — одна из самых сложных тем русской истории. События, действия исторических лиц порой плохо поддаются логическому объяснению. В них много иррационального, много темных страстей и эмоциональных порывов, природу которых трудно понять современному человеку.
Средневековье является здесь во всем драматизме своей отваги и своего безрассудства.
Вот уже 200 лет историки изучают события Смуты, пытаясь разглядеть в этом хаосе, в обломках рухнувшего от «социального землетрясения» здания Российского государства логику катастрофы.
Смута относится к числу тех сюжетов русской истории, которые периодически приобретают не только научный, но и актуальный, жизненный интерес.
Тогда в ситуациях прошлого угадывается развитие текущих событий, а в образах героев минувших времен видятся портреты современников. Судьба самих историков порой напоминает биографии деятелей начала XVII столетия.
Крупнейший историк Смуты академик С. Ф. Платонов, пройдя тюрьмы, допросы и неправедный суд, умер в ссылке в начале 1930-х годов.
«Наука изъяснения причин есть самая увлекательная из наук», — говорил английский философ Д. Юм. Историками найдены четыре основные причины Смуты. Первая причина — резкое ухудшение положения крестьян в конце XVI столетия в связи с отменой Юрьева дня и усилением налогового бремени.
Все слои русского общества — но прежде всего земледельцы — имели основания для недовольства. Значительная часть крестьян бежала на окраины государства, пыталась укрыться в «Диком поле». Вотчины и поместья пустели, а на юге страны скапливались массы недовольных людей. Корни всех этих явлений уходят в эпоху Ивана Грозного.
Своими безрассудными предприятиями он «загнал» страну, подобно тому, как азартный ямщик загоняет обессиленных лошадей. Наследники трона и власти не нашли других средств для выхода из тяжелого положения, кроме тех, которые еще больше усугубили его, вызвали всеобщее недовольство и усилили рознь сословий.
В итоге костер был сложен. Оставалось только высечь искру.
Вторая причина — та самая «искра», которая воспламенила костер, — династический кризис. Началом брожения стала бездетная кончина царя Федора Иоанновича в январе 1598 года.
К этому времени в живых не осталось уже ни братьев Федора (11-летний отрок Дмитрий погиб или же был убит в 1591 году), ни представителей боковых линий потомства Ивана Калиты.
Оборвалась правившая страной несколько веков династия Рюриковичей, точнее — ее державная ветвь.
Монархическое сознание людей той эпохи воспринимало государя не только как живое воплощение государства, но и как его хозяина, «собственника». Со смертью последнего Рюриковича Россия осталась без хозяина, исполняя волю которого все сословия безропотно несли тяжкое бремя «государевой службы». По образному выражению В. О. Ключевского, династия «служила венцом в своде государственного здания».
В борьбу за наследство Федора вступили «сильные люди», которых объединяло только то, что никто из них не имел безусловных наследственных прав на трон. В этих условиях наиболее серьезной причиной для нового государя могло стать избрание его Земским собором. Однако для народа любой «избранный царь» — это полный абсурд.
Борис Годунов был избран наследником царя Федора Земским собором. Это был один из умнейших и опытнейших деятелей своего времени. Борис понимал шаткость своего положения и действовал осмотрительно.
Постепенно, разными путями он устранял своих недругов и конкурентов из числа аристократии. Вероятно, он надеялся на великую силу привычки, которая рано или поздно сделает его и его потомков в глазах народа и знати «настоящими царями».
И расчет этот, в принципе, был верным.
Но тут вступила в силу третья причина Смуты — борьба за власть боярских кланов, их корпоративный эгоизм, стремление любой ценой провести на трон своего ставленника.
Ненавидевшие Годунова бояре использовали его «ахиллесову пяту» — отсутствие царского происхождения.
За неимением реальных царевичей Борису был противопоставлен самозванец — отважный авантюрист Григорий Отрепьев, который объявил себя долго скрывавшимся сыном Ивана Грозного.
Военно-политическую и финансовую помощь объявившемуся в Литве (1603) «царевичу Дмитрию» оказали польские магнаты и римская католическая церковь.
По существу, это была скрытая интервенция, которая со временем переросла в прямую интервенцию, ставшую четвертой причиной Смуты. Однако третья и четвертая причины неразрывно связаны между собой.
По меткому слову Ключевского, самозванец «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».
К этому можно добавить общую предпосылку — неустойчивость, незрелость социальной структуры русского общества, относительно недавно вышедшего из «удельного периода». Процесс государственной централизации не был завершен.
Россия еще не преодолела резких различий в системе управления и социально-экономическом развитии отдельных областей. Сравнительно зажиточные служилые люди центральных и северо-западных уездов относились к правительству более лояльно, чем бедные, а потому вечно склонные к мятежу и анархии дворяне южных областей.
Богатые торговые города Верхневолжья жили совершенно иной жизнью, чем выжженные солнцем или заметенные снегом города-крепости вдоль границы с «Диким полем». Однако обездоленных и озлобленных людей было много везде.
И все они, стремясь улучшить свое положение, мечтали о царской милости — пожалованиях, льготах, привилегиях. Отсюда — желание каждой области, каждой социальной группы возвести на трон «своего царя».
Каждая из перечисленных причин, так или иначе, работала на разрушение государственных и общественных связей. Далее возникает вопрос о соотношении этих причин, об их «весомости» в общем ходе событий. Он породил огромную литературу. Одни историки делают акцент на иностранном вмешательстве, другие — на социальных противоречиях.
В советской историографии существовала точка зрения, согласно которой Смута — это не что иное, как огромная «крестьянская война», апогеем которой стало движение под руководством Ивана Болотникова. Новейшие исследования ставят под сомнение это утверждение, как и тезис об «иностранном вмешательстве» на раннем этапе Смуты.
Помимо общих проблем изучается роль различных слоев населения в событиях Смутного времени, межсословные противоречия, региональная специфика процессов. Дискуссия продолжается и едва ли когда-нибудь будет окончена. История Смуты напоминает движение маятника. Поначалу идет «падение», неуклонное нарастание разрушительных процессов. В Смуту втягиваются одно за другим все сословия государства.
Но, пройдя нижнюю точку, маятник входит в фазу подъема. Начинается постепенная консолидация общества, преодоление хаоса и восстановление государства.
Ни попытки спасти положение путем обретения «истинного наследника-Рюриковича» (роль которого брали на себя все более откровенные авантюристы), ни попытки основать новую династию путем избрания на трон кого-либо из бояр Земским собором не могли иметь успеха до тех пор, пока русское общество было в состоянии «войны всех против всех». Однако такое положение не могло продолжаться вечно. Крах государства, оккупация Москвы чужеземцами, унижение церкви — все это больно задевало национальные и религиозные чувства русских людей. Патриотический подъем стал одним из факторов начавшегося процесса консолидации общества. Одним, но не единственным. За полтора десятилетия Смуты все устали от войны и крови, от хаоса и неопределенности будущего. Общество созрело, наконец, для восстановления порядка. И первое ополчение Ляпунова и Трубецкого (1611), и второе ополчение Минина и Пожарского (1611—1612) питались не только патриотическими чувствами или всеобщей усталостью от анархии. Смута больно ударила по имущественным отношениям и собственническим правам. Торговцы разорились, а помещичьи крестьяне разбежались. Общее положение господствующего класса пошатнулось. Его корыстные интересы требовали восстановления государства и наведения порядка.
«Время слуг своих поставляет», — учил паству много повидавший на своем веку киевский митрополит Фотий. Прошло время разрушителей — пришло время созидателей. Из глубин русского общества являются борцы с хаосом, строители нового порядка — троицкий келарь А. Палицын и купец К. Минин, воевода Д. Пожарский.
Осенью 1612 г. ополчение Минина и Пожарского при поддержке казаков Трубецкого и Заруцкого освободило Москву от иноземцев. В начале 1613 г.
Земский собор избирает на российский трон — 16-летнего Михаила Романова. Это событие условно считается завершением Смуты.
Однако преодоление ее тяжких последствий заняло еще много лет, а вызванные ею изменения в общественных отношениях сказались на дальнейшем развитии России.
Смутное время в России и польская интервенция
Период смуты на Руси сыграл большую роль для закалки характера русского народа. Её истоки начали зарождаться еще в конце 16 в. в годы правления правлении Ивана Грозного и кончилось в начале следующего века. В этот период российское государство находилось в очень тяжелом положении.
Тяжкими для страны были последние годы правления Ивана Грозного и производимая им жестокая опричнина.
В 1584 году Иван Грозный умер и не оставил твёрдого, надёжного наследника. На престол встурил его старший сын Федор I, которого в народе прозвали блаженным.
Страной он фактически не управлял, так как был не пригоден к государственной деятельности. Он был женат на сестре Бориса Годунова, который благодаря этому очень возвысился. В 1591 г. младший сын Ивана Грозного и будущий наследник престола Дмитрий умер или был убит в Угличе. В 1598 году умер царь Федор I, наследника он не оставил.
Таким образом род Рюриковичей прекратился. Новым царём стал Борис Годунов. Многие жители России плохо к нему относились, не любили его. К тому же в один из годов его правления случилась беда — очень плохой урожай. В связи с этим начался голод. Население Руси сильно сократилось. Во всём обвинили Бориса.
В начале 17 в. на русскую землю вступил с польским отрядом якобы чудом спасшийся царевич Дмитрий (Лжедмитрий). Многие жители охотно присягали ему, вероятно они поверили ему или были слишком недовольны правлением Бориса. Борис Годунов вступил в войну против Лжедмитрия, но в 1605 г. он умер.
В Москве отказались поддерживать семью Годунова и впустили поляков. Сын Бориса и его жена были убиты. На московский трон поставили Лжедмитрия I. Он в свою очередь опирался на поляков, которые хозяйничали в Москве и многим это не нравилось. В один прекрасный момент терпение русского народа кончилось и начались погромы поляков.
В связи с этим бояре во главе с Василием Шуйским устроили заговор против царя. Пока русский народ громил поляков в Москве, они убили Лжедмитрия. Новым царём стал боярин Василий Шуйский.
Польская интервенция в России — разгар смуты
Поляки в то время очень часто воевали с Россией. Они просто не могли не заметить ту слабость в которой последняя находилась. В 1606 г. произошло восстание Болотникова, которого поддержал юг России. В 1607 на Русь из Польши двинулась армия якобы вновь спасшегося царевича Дмитрия (Лжедмитрия II). С трудом в 1608 г.
войска Шуйского разбили Болотникова, казнив его. Сложнее дело обстояло с Лжедмитрием II, кторого прозвали Тушинским вором. Он стоял во главе 30-тысячной польской армии, к тому же к нему присоединялись казаки и простые люди не признававшие Шуйского или просто желавшие нажиться грабежами. Они покорили много городов к западу от Москвы.
Поляки постепенно побеждали русские войска, ко всему прочему Шведы перестали нам помогать и даже захватили русский город Новгород.
В июне 1610 г. в результате заговора бояр Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи. Москвой стали править совет бояр (Семибоярщина).
Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава и впустили поляков в Москву. Россия находилась в очень тяжелом положении, многие русские люди просто организовывались в банды и занимались грабежами, так себя вели и южные казаки. Это был апогей смутного времени в России.
Русское сопротивление
Но нашлись на Руси люди готовые пойти на всё ради спасения родного государства. Патриарх Гермоген пользовался большим авторитетом по всей Руси. Он разослал большое число записок, призывающих русских людей объединяться, вооружаться и биться с поляками. Поляки заметили это и арестовали его.
Они хотели, чтобы он при помощи своего авторитета призывал русских принимать католичество и чтобы сам это сделал. Патриарх Гермоген решительно отказался и поляки его за это насмерть заморили голодом. Однако, труды этого замечательного патриота своей родины и доблестного защитника своей веры не были напрасны.
Записки патриарха произвели большое впечатление на русский народ. Они дали людям большой заряд нравственных, моральных сил для борьбы с захватчиками. Первое русское ополчение во главе с Ляпуновым быстро рассеялось. Центром создания нового ополчения стал Нижний Новгород.
Набором войска занимались Купец Козьма Минин и опытный воевода Пожарский, они призывали отдать всё ради победы.
под Москвой состоялась битва между русским народным ополчением Минина и Пожарского и польско-литовским войском. Противостояние их было очень напряженным. За битвой следили казаки Заруцкого, они занимались грабежами и не вмешивались.
Инициатива в сражении постепенно переходила к более опытным в военном искусстве полякам, но вдруг на помощь ополченцам прискакали казаки Заруцкого. Вместе они разбили поляков и освободили от них Москву. Польская интервенция провалилась. «Ляхи» были изгнаны из России, Новгород тоже вернули.
Смута на Руси закончилась. Наше государство по итогам мирного договора с Польшей потеряло свои западные земли (Смоленск, Чернигов). В 1613 г. на престол взошёл Михаил Романов. Наше государство отстояло свою независимость.
Смутное время в России для нашего народа послужило хорошим уроком.
Династия Романовых на русском престоле просуществовала ещё более 300 лет. Роль Минина и Пожарского в освобождении родины от иноземцев велика, если не сказать больше. За их заслуги им поставили памятник.
Они, патриарх Гермоген и остальные русские бившиеся против поляков за свободу своей земли – настоящие герои государства российского.
Издательство Родная Ладога
\ История и современность
Перевезенцев С. В. (Москва)
Вера и народ. Уроки Смуты
Вообще, история — это не только факты, и далеко не только факты. Наверное, самое главное, история — это уроки для потомков. Собственно, здесь и происходит соединение истории и современности. Для чего мы и изучаем историю — чтобы извлечь какие-то уроки и понять, как же нам двигаться в будущем.
Смутное время дало нам разнообразные уроки: и о причинах Смуты, и о людях — о поступках людей, как себя вести в Смуту. Главные, важнейшие, на мой взгляд, уроки — это уроки выхода из Смуты, т. е. как Россия смогла преодолеть Смуту, что помогло России выйти из этого страшного периода.
Когда казалось, что все потеряно. Когда на престоле почти воцарился польский королевич.
Когда поляки отказались подписывать с русским тогдашним правительством договор о сохранении Православия в России (о том, что польский королевич должен принять Православие и жениться только на русской православной царевне) и фактически начали войну, чтобы превратить Россию в католическое государство и изринуть Православие из России. Казалось, потеряно все. Пик этого состояния — 1610–1611 гг. И вдруг через год все поворачивается в другую сторону, и Россия спасается. До этого 10 лет страшной Смуты, начиная с голода 1601–1603 гг.
Итак, урок первый. Прежде всего Смута воспринималась народом русским как Божие наказание за грехи — это прослеживается абсолютно по всем документам Смуты.
Следовательно, когда искали выхода из Смуты, то главными способами спасения России от разорения считали два: 1) возвращение в сердца людей страха Божия; 2) всеобщее покаяние.
Два главных способа, которыми народ русский мыслил себе спасение России. Но не только мыслил, но и делал.
В начале Смуты, при Лжедмитрии, был свергнут с престола первый русский Патриарх Иов и заточен в Спасском Угличском монастыре. Есть версия, что после того, как Василий Шуйский уже воцарился на царском престоле, Иову было предложено вернуться на патриарший престол, но он отказался, поскольку был болен (через год он умрет).
И был избран Гермоген. Так вот, зимой 1607 г. Патриарх Гермоген призвал престарелого первого Патриарха Иова и они вместе в Москве провели службу «о прощении всех грехов России и русского народа».
Это был очень серьезный акт — первый церковно-государственный акт начала того самого всеобщего покаяния, которое рассматривалось как главный способ выхода из Смуты.
Но дело в том, что народ русский сам, без «приказа» или «распоряжения сверху», начал стремиться к духовному очищению. Особенно ярко проявился этот процесс в практике видения знамений — небывалое по своей массовости явление, которое произошло в Смутное время.
Никогда такого раньше не было в истории России. По подсчетам современного исследователя Бориса Кузнецова, с конца XVI по начало XVII в. в различных источниках зафиксированы сообщения о 80 знамениях и 45 эпизодах, содержащих 78 оригинальных рассказов о видениях.
Это, подчеркиваю, письменно зафиксированные знамения и видения.
При этом видения, несомненно, играли стабилизирующую роль в обществе (это очень важный момент), ибо чаще всего Высшие Силы, являющиеся тем или иным людям, хотя и требовали от народа покаяния, но и обещали свою поддержку в спасении России. И интересно, что видения начинаются с 1606 г. и продолжаются по 1613 г. — в самые тяжелые, Смутные времена.
Исследователи делят видения (с рациональной точки зрения) на видения, так сказать, местного и общегосударственного значения. Но, в самом деле, было несколько видений, которые сыграли огромную роль.
Причем они охватывали собой все самые значимые события Смуты: и осаду Москвы Болотниковым, и осаду Москвы Тушинским вором — Лжедмитрием, и осадное сидение в Троице-Сергиевом монастыре, и польскую интервенцию, и ополчение, и освобождение Москвы.
И все они были зафиксированы в литературных памятниках.
Из наиболее ярких произведений, зафиксировавших видения, стали «Повесть о видении некоему мужу духовному» (это в Москве было видение, после чего по распоряжению Церкви и царя Шуйского был установлен всеобщий пост всероссийский), «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» с примыкающим к нему «Владимирским видением» и, наконец, цикл видений в Троице-Сергиевом монастыре. Этот цикл нашел отражение в «Сказании» Авраамия Палицына, где насчитывается 18 рассказов об оригинальных видениях.
Вот один, может быть, наиболее важный эпизод. Это «нижегородское видение». Оно было явлено благочестивому человеку, Григорию. Ночью, пребывая в храме в тонком сне, Григорий узрел, как купол храма вдруг раскрылся на 4 стороны и с небес, озаренный великим светом, в человеческом образе сошел Господь, сопровождаемый неким человеком в белых ризах.
Расположившись на груди (в источнике написано, «на персех») Григория, Спаситель произнес свои заповедания. Прежде всего Господь заповедал установить во всем российском государстве строжайший трехдневный пост, причем умерших во время поста Он обещал принять в Царство Небесное, даже детей. Следующее заповедание — это построение храма в Москве.
Кроме того, в этот храм нужно было перенести из Владимира икону Владимирской Божией Матери, поставить перед иконой незажженную свечу и положить «неписанный», т. е. чистый лист бумаги.
Согласно видению Спаситель утверждал, что в нужный день свеча возгорится от огня Небесного, и на бумаге чудесным образом появится имя будущего русского царя, угодного Богу (как в источнике сказано: «по сердцу Моему»). Если же воля Божия не будет исполнена, то все российское государство будет жестоко наказано.
Столь же жестоко будут наказаны нижегородцы, если они не сообщат о заповеданиях Господа, данных Григорию, по всей России («воздвигну бурю и волны из реки Волги, и потоплю суда с хлебом и солью, и поломаю деревья и храмы…», так было сказано в видении).
Если проанализировать текст, то видно, что видение носит яркий оптимистический характер: Господь дарует Свои знамения для того, чтобы укрепить в русских людях веру и показать им Свою милость.
Важно и то, что «нижегородскому видению» волей Господа придается общерусское значение, причем в данном случае Господь обращается напрямую к русскому народу, а не к правителям.
И по сути дела, «нижегородское видение» свидетельствует о том, что русский народ волею Самого Господа призывался к подвигу самоустроения: очистившись от грехов, русский народ должен был освободить Москву и избрать себе царя, имя которого будет названо Господом.
И Россия услышала этот призыв. Уже летом 1611 г. видение записывается, появляется «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде», и затем, осенью 1611 — зимой 1612 г., грамоты с текстом «Повести» рассылаются по всей стране.
Списки грамоты уже точно найдены, известны в Перми, Вологде, Устюге, Ярославле, Ростове, а также в городах Сибири, вплоть до Тобольска (до которого, кстати, Смута не дошла — поляков там не было).
Появился текст «Повести» и в войсках, стоявших под Москвой, в частности в полках 1-го ополчения под руководством Прокопия Ляпунова. И «нижегородское видение» стало прямым катализатором активных народных действий. Везде, где о нем получали известия, устанавливался строжайший трехдневный пост.
Причем, что очень важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства каких-либо властей.
Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакцией на «нижегородское видение». И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси.
Именно всеобщее и искреннее покаяние рассматривалось в начале XVII в. как главный способ спасения России от разорения. Следовательно, весь русский народ воспринял сообщение о чудесном видении в Нижнем Новгороде как непосредственное руководство к действию и доказал свое стремление к нравственному очищению. И таких примеров было очень много.
Итак, народ стремился сам духовно очиститься. Это очень важно.
Урок второй. Кто мог возглавить народ в Смуту? Авторитет имевшихся царей и многообразных претендентов на престол к началу XVII в. очень упал.
Никто из них, ни Борис Годунов, ни Василий Шуйский, не говоря уже о Лжедмитрии I, не отвечал русскому православному представлению о царе — каким должен быть царь. Между прочим, в то, что Лжедмитрий — это воскресший царевич, верили, искренне верили.
Больно последние годы правления Годунова были страшными, и, вообще, главной причиной Смуты считалось убиение царевича, т. е. Господь наложил за это убиение наказание на народ русский в виде Смуты.
Лжедмитрия обвиняли в том, что он деньги на поляков тратил; огромные деньги отсылал в Польшу.
Правительство Шуйского опубликовало его переписку с папой римским, с королем Польским, но наибольшее отрицательное воздействие на русский народ Лжедмитрий произвел всего лишь одним деянием: он женился на полячке Марине Мнишек.
Марина отказалась принять Православие, и они отказались после свадьбы от Причастия. Вот это стало самым главным катализатором свержения Лжедмитрия (8 мая состоялась свадьба, а 17 мая Лжедмитрия уже свергли). Авторитет царский падал, а в 1610 г.
, казалось, уже полное падение — междуцарствие. Польскому королевичу была принесена присяга и послан договор. Поляки отказались подписывать этот договор, и вот в этих условиях единственным авторитетом осталась Церковь — единственным во всей стране. И прежде всего, конечно же, Патриарх Гермоген.
Именно Патриарх разрешил русский народ от присяги польскому королевичу. Из Москвы были разосланы специальные грамоты об этом. Это очень важный момент. То есть это как бы давало законные основания для восстания против поляков. Именно Святейший Патриарх Гермоген, когда поляки подходили к городу (входили в город), благословил ополчение, благословил на то, чтобы народ поднялся.
Для русского человека благословение означает самое важное, т. е. это Божие благословение «на труды своя». Были и знаменитые записки, письма, грамотки Гермогена, которые рассылались по России. Правда, грамоты 1-го ополчения не найдены, но интересно, что в отрядах, когда приговоры делались по сбору народа на ополчение, то везде в первую очередь говорили: «по благословению Патриарха».
Это было очень важно.
Но более того. Дело в том, что в этот момент Церковь, именно Церковь и только Церковь стала идейным и организационным центром по собиранию народа на подвиг самоустроения. Церковь помогала средствами.
А местные иерархи — это первые адресаты в посланиях из отрядов ополчений. То есть именно к ним обращались как к главным руководителям государства.
И, конечно же, благословение на ратный подвиг преподобного Иринарха русскому воинству из 2-го ополчения.
Урок третий. Укрепившись духовно и церковно, русский народ сам поднялся на спасение Всей Земли. И 1-е, и 2-е ополчения — результат народного творчества. Не случайно в 1611–1612 гг.
, по сути, главным государственным органом становятся Советы Всей Земли. Это было и в 1-м ополчении, и во 2-м. Народ управлял собой сам и сам себя спасал в отсутствие государственной власти.
Именно народ выдвинул из своих рядов народных героев: Прокопия Ляпунова, Кузьму Минина. Народ нашел князя Димитрия Пожарского.
Итак, главный вывод из уроков Смуты. Укрепившийся духовно, предавшись покаянию, под водительством Церкви, русский народ сам поднялся на подвиг самоустроения и спас Россию. Наши предки сделать это смогли. Сможем ли мы?
Предпосылки, этапы, последствия Смуты. Основные события Смутного времени
«Смута» — это тяжелейший политический и социально-экономический кризис, разразившийся в России в начале XVII века. По мнению ряда историков, Смута была первой гражданской войной в истории нашей страны.
Хронологические рамки Смуты: — начало — прекращение династии Рюриковичей в 1598 г., окончание — избрание царем Михаила Романова в 1613 г.
Причины Смутного времени:
Все эти причины действовали в совокупности и привели к дестабилизации обстановки в стране.
1-й этап (1598 – 1606гг.)— борьба за московский престол.
В январе 1598 г. после смерти царя Федора не осталось законных наследников престола. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова, однако положение нового царя было непрочным, бояре плели против него интриги.
Являясь первым в русской истории выборным монархом, Годунов зарекомендовал себя не столько самодержцем, сколько популистом-временщиком, не уверенным в себе и боящимся открытых действий.
Годунов добивался расположения дворянства, раздаривая незаслуженные привилегии и давая громкие обещания, в то же время упорно укрепляясь у власти за счет тайного надзора и доносительства, а также неафишируемых репрессий, то есть за счет тех же беззаконий, что были присущи опричнине.
В правление Бориса Годунова происходит постепенное прикрепление крестьян к земле, запрет крестьянского выхода.
Одной из причин этого было стремление предотвратить запустение центра страны вследствие расширяющейся колонизации и оттока населения на окраины.
С другой стороны, запрет был проявлением сословной политики, охранявшей интересы помещиков и не считавшейся с интересами крестьян. В целом, введение крепостного права, усилило социальное напряжение в стране.
Отношение многих современников и позднейших историков к личности Годунова отрицательно. Он считался «заказчиком» убийства в 1891 г. в Угличе младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, который был наследником престола. Однако существует версия и в пользу непричастности Годунова к этому преступлению.
В этом случае личность царя Бориса предстает как одна из трагичных и незаслуженно скомпрометированных в русской истории.
1598 – 1605 гг. – правление Бориса Годунова.
Июнь 1605 г. – Боярская Дума переходит на сторону Лжедмитрия I, гибель сына Бориса Федора Годунова и его матери; торжественный въезд в Москву Лжедмитрия I.
Июнь 1605 – май 1606 гг. — правление Лжедмитрия I.
17 мая 1606 г.— свержение Лжедмитрия I. Он был нужен боярам для свержения Годунова, чтобы подготовить почву для воцарения одного из представителей боярской знати. Когда самозванец сделал свое дело, он стал не нужен и был убит. На престол вступил князь Василий Шуйский.
2-й этап (1606–1610 гг.) – разрушение государственного порядка.
Характеризуется существованием в стране двух альтернативных центров власти: Василий Шуйский в Москве и Лжедмитрий II в Тушине, началом открытой польско-шведской интервенции; полной анархией в стране.
1606 – 1610 гг. — правление Василия Шуйского. Выполняя волю бояр, Шуйский принес присягу и обязался править по закону, а не по царской прихоти. Независимо от личных качеств нового правителя, это был первый в России договор царя и общества.
Однако новые политические идеи не успели одержать верх в условиях разгулявшейся народной стихии. Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг, «без воли всея земли», народное сознание отказалось признать его царем.
Воцарение Шуйского стало поворотным пунктом в истории Смуты, поскольку с этого времени из Смуты в высших слоях московского общества она принимает характер Смуты народной.
Июль 1606 – сентябрь 1607 гг. — восстание И. Болотникова. Он призывал истребить бояр и овладеть «женами их, и вотчинами, и поместьями».
Июнь 1608 г. — Лжедмитрий II захватывает Тушино, формируется второй центр власти со своей Боярской Думой, армией и патриархом.
17 июля 1610 г. — свержение Василия Шуйского, начало правления Семибоярщины, полная анархия в стране. Поляки предъявили открытые претензии на московский престол. В августе 1610 г.
одна из боярских группировок «организовала» присягу польскому королевичу Владиславу, который потом еще 24 года считал себя «законным Московским государем», хотя не выполнил главного условия бояр — не принял православия.
3-й этап (1610–1613 гг.) – восстановление государственности в России. Характеризуется открытой иностранной интервенцией, возникновением угрозы национальной независимости России, антинациональной политикой Семибоярщины, деятельностью I и II народного ополчения, выборами нового царя на Земском Соборе. К концу 1611 г.
Московское государство выглядело полностью разрушенным. Правительство, управляющее страной от имени «государя, царя Владислава Жигимонтовича всея Руси», было парализовано. В центре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву. Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал особняком.
Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга к порядку. В отдельных землях регулярно собирались местные земские советы, где люди сообща обсуждали свои интересы. Постепенно становилось ясно, что решение проблем невозможно только в местных рамках, зрело понимание необходимости общерусского движения.
Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на распад государственных связей, осознание национального единства не исчезло — напротив, Смута придала ему особую силу. Непрерывную проповедь в пользу единства всех православных вела церковь.
В этом отношении выдающуюся роль сыграл патриарх Гермоген.
Март – июль 1611 г. — I народное ополчение, во главе которого стояли Трубецкой, Заруцкий, Ляпунов. Оно состояло в основном из казаков и дворян; взять Москву они не смогли.
Осень 1611 г. — организация II народного ополчения (Минин и Пожарский). Призыв Козьмы Минина — не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело — имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному и гражданскому началу.
Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взял в свои руки судьбу государства. Произошло то, что историк С.М.
Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения».
Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно — не «царская вотчина», а предмет общей заботы и общего дела.
26 октября 1612 г. — капитуляция польского гарнизона после длительной осады.
21 февраля 1613 года государственная власть в стране восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. Эта кандидатура устраивала всех, поскольку новый царь и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу.
Важный итог Смуты состоит в том, что она завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. Был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, православие как идеология.
Войсковой круг — общевойсковое собрание у донских казаков (у украинских — Сечевая Рада). Решал вопросы войны и мира, организации военных походов, дележа военной добычи, выбора атаманов и других должностных лиц. Являлся высшим органом власти и высшей судебной инстанцией. Возник в XV в. и существовал до XVII в. как демократический институт казачьего управления.
Дикое поле — историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Стихийно осваивалось в XVI – XVII вв. казачеством, а также беглыми крестьянами и холопами.
Дуван – у казаков — военная добыча. С момента зарождения казачества походы «за зипунами» являлись одним из главных источников существования казачьих сообществ. Все захваченное добро и трофеи складывались в общий котел и передавались на хранение в войсковую казну. По окончании похода казаки собирались вместе «дуван дуванить» — производить дележ.
Доля каждого зависела от отличия и степени личного участия в боях, учитывалось также пребывание на выборных войсковых должностях во время похода. Часть добычи жертвовалась православным монастырям и церквям; туда же на переплавку на колокола отдавались разбитые трофейные пушки. Существовало нерушимое правило: «Без атамана дуван не дуванят».
Казаки – особая социальная и историческая общность людей, которая несла военную службу на границах России. В XVI-XVII вв. казаки были вольными, они имели свою автономию и свою особую политическую организацию. Центрами вольного казачества являлись реки Днепр, Дон, Яик (Урал) с прилегающими степными просторами.
Война играла исключительное значение в жизни казаков.
Самозванцы – те, ктоприсвоил чужое имя, звание. Появлялись и имели наибольшее значение в русской истории XVII и XVIII вв. Причиной их появления было неудовольствие, господствовавшее в то время преимущественно в низшем, прикрепленном к земле населении.
Неудовольствие, выражавшееся в мятежах, начиналось на окраинах и проявлялось только тогда, когда среди недовольных появлялась вооруженная сила в лице казачества, призывавшая их к действию под знаменем ложного царя.
Казачество, бывшее сборищем людей, недовольных существующим строем, бежавших или изгнанных из государства, не хотело добровольно лишиться свободы, когда окрепшая центральная власть захотела их подчинить. В борьбе с государством казачество выставляет самозванцев и волнует мирное, невооруженное население страны.
Лишь те самозванцы имеют успех, которые являлись среди казаков или опирались на них.
«Семибоярщина» — боярское правительство (7 человек) в России в 1610-1612 гг. Передало фактическую власть полякам; ликвидировано Вторым ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского в октябре 1612 г.
«Тушинский вор»– Лжедмитрий II (? — 1610) самозванец неизвестного происхождения. С 1607 г. выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608-09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит.