Аль-Бируни — учёный, преуспевший в самых разных областях научных знаний своей эпохи, говорил и писал на пяти-шести языках и готов был учиться до самого конца жизни.
Краткие вехи жизненного пути.
Родился будущий учёный и мыслитель 4 сентября 973-го года в городке Кят на территории Хорезмского государства (ныне Афганистан). По рождению он получил имя Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада Аль-Бируни. Считалось, что Аль-Бируни вышел из кругов ремесленников, а семья имела иранские корни. Не смотря на скромное происхождение юноша проявлял серьёзное увлечение наукам и получил приличное образование у довольно известного математика и астронома тех времен Ибн Ирака. Кроме вышеперечисленных наук педагог обучал ученика также философии.
Смышленому молодому человеку хотелось разбираться во всем. Таким образом в числе его многочисленных трактатов и трудов числятся работы по геологии, математике, астрономии, тригонометрии, естествознанию, минералогии, медицине, истории и другим.
Владение языками.
В детстве Абу Райхан разговаривал на родном для тех мест, где родился Хорезмском наречии. В дальнейшем обучился арабскому, позднее персидскому, греческому и другим языкам, освоил в том числе и санскрит. Как и все «большие» мыслители скромно говорил, чтоб слабо знает каждым из этих языков. Общался и работал, в основном, на арабском, считал, что на родном языке удобно только сказки читать. У ученого по этому поводу есть довольно известное высказывание, что ему приятнее слышать ругательства на арабском, нежели получать похвалу по-персидски.
Служба и путешествия.
Мыслитель успел послужить в правительственных кругах почти всех династий, правивший в Афганистане в ту эпоху, когда он изучал мир. И поэтому ему пришлось немало путешествовать по странам и городам Востока. Удалось ему провести несколько лет и в Индии, что оказало на учебного серьёзное влияние. Здесь помимо местной истории, обрядов и канонов Аль-Бируни посвятил много времени астрологии, описал теорию лунных и солнечных затмений и попробовал изучить их влияние на Землю, попытался описать солнце и звезды, правда приписывал звёздам в отличии от планет огненное происхождение. Своим главным трудом учёный считал «Трактат Мас’уда» — учение по астрологии и тригонометрии, в котором он рассчитал диаметр планеты, а также угол отклонения оси Земли (эклектики) относительно линии экватора. Данный трактат назван именем покровителя ученого.
Аль-Бируни очень заинтересовался трудами Аристотеля и позднее, познакомившись с Авиценой, обсуждал значение этих исследований с ним, а также в своей переписке учёные обсуждали естествознание. Как ученый-энцеклопедист Аль-Бируни в первых же своих трудах систематизировал различные методы и варианты календарных исчислении. Позднее описал и дал характеристики более пятидесяти минералам и металлам, позднее попавшим в Менделеевскую таблицу.
04.10.973Учение до последнего вздоха.
Немного об историческом наследии.
Родной город Хорезмского государства Кят позднее переименован в Беруни в честь своего известного выходца. В Ташкенте это имя носят институт, техникум и станция метро. За достижения в астрономии этим именем названы астероид и один из лунных краторов. Памятники ученому установлены на его родине.
Почтовая марка СССР, посвящённая Аль-Бируни, 1973, 6 копеек (ЦФА 4254, Скотт 4099)
Дата рождения:
Содержание
Биография
Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»
Научные работы
В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.
В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.
Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.
Главное сочинение Бируни по астрономии — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел — планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.
Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.
Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.
Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.
Аль-Бируни родился 4 октября (по другим данным – 4 сентября) 973 года в городе Кят, столице государства Хорезм. Полное имя – Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни (перс. ابوریحان بیرونی, араб. أبو الريحان البيروني).
Молодой Аль-Бируни получил прекрасное образование у выдающегося астронома и математика Ибн Ирака. Образование включало не только математику, но и философию. Изучил, помимо хорезмийского, девять языков Востока, в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь.
Аль-Бируни был человеком очень широких интересов. Он изучал всё: историю и географию, математику и астрономию, геодезию и филологию, минералогию и фармакологию – этот список можно было бы продолжить. По всем этим направлениям он вёл самостоятельные исследования, написал 45 трудов по разным дисциплинам.
Уже в первом сочинении, посвящённом хронологии, учёный собрал и проанализировал все известные в то время календарные системы и составил объёмную хронологическую таблицу.
Аль-Бируни составил описания известных в то время лекарств, в труде по минералогии описал свойства 50 металлов, сплавов и минералов. Вёл математические исследования. Разработал теорию перевода научных терминов с одного языка на другой…
Неутомимый Аль-Бируни посетил много городов Востока и даже жил несколько лет в Индии, куда дошёл с походом султана Махмуда Газневи. Результатом стало сочинение о философских системах Индии, включая теорию санкхьи, космической эволюции и т.д. В этой же книге была изложена и ставшая знаменитой легенда о мудреце, царе и зернышках, выкладываемых в геометрической прогрессии на каждую клетку доски — прообраза шахматно-шашечной.
Умирая 9 декабря 1048 года в городе Газна, Аль-Бируни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, всё хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?». Поражённый друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Аль-Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».
Абу Райхан Мухаммад аль-Бируни /973, город Кят, Хорезм – 1048, Газни/ — великий ученый Средневековья, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Аль-Бируни владел почти всеми науками своего времени. Посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.
Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в Кяте был выдающийся математик и астроном ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али /997 – 1009/ и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуди. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.
В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.
Астрономии ученый посвятил свыше 45 сочинений, главное из которых – «Канон Мас‘уда по астрономии и звездам», в котором приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел – планет, подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей, идею тяготения. Аль-Бируни создал первую модель Земли (глобус), смог с помощью математических расчетов доказать, что Земля круглая и на другой части земли есть материк (Америка) и там живут люди (позднее его труды по астрономии использовал Галилей, как основу и смог полностью доказать форму Земли-шара). Аль-Бируни проводил наблюдения на построенном на-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.
Большое внимание аль-Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.
В 1038 году аль-Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определен удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др. Им же составлена «Фармакогнозия» — книга о медицинских лекарствах.
Как исследователь аль-Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.
Помимо своего родного хорезмийского языка, аль-Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная аль-Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.
Интересный факт: аль-Бируни умирал в полном сознании и, попрощавшись с друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счета неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! – сказал ученый еле слышно. – Я думаю, что покинуть этот мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»
По материалам: Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни. Ташкент, «Фан», 1972.
Выдающийся учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др.
4.10.973 – 9.12.1048
Когда знакомишься с биографиями ученых средневекового Востока, не устаешь удивляться широте их познаний и тому, как много они успели в своей жизни. Кажется, что само время тогда текло по-другому.
Одним из таких ученых, сохранивших в себе энергию молодости и интерес к жизни до конца своих дней, был аль-Бируни. Полное имя этого ученого — Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни (973 — 1048 г.г.). Он родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма. Теперь место его рождения носит имя ученого и является городом Бируни в современном Узбекистане.
Бируни называют ученым-энциклопедистом, тем самым подчеркивая обширность его познаний и открытий, которые сделал этот человек в самых разных областях науки: в математике и астрономии, химии и физике, геологии и минералогии, географии и картографии, истории и этнографии, философии и языкознании. Научное наследие аль- Бируни составляет примерно 150 трудов. Его исследования охватывают и практические измерения координат городов, и разработку методов решения отвлеченных геометрических задач.
Биография
Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гурганджаль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II. С1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»
Научные работы
В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.
В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.
Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.
Главное сочинение Бируни по астрономии — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца спредварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел — планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадрантерадиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.
Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов обастролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.
Как исследователь, Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.
Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.
Ученый рос в Кяте, в то время переживавшем пору расцвета. Через Кят проходили торговые пути на север и на юг, и по этой причине в нем почти всегда бывали люди из разных стран, которые приносили с собой новые знания о мире. Любознательный от природы, Бируни впитывал новые сведения. В старости в своей «Фармакогнозии в медицине» он писал: «По своей натуре я смолоду был наделен чрезмерной жадностью к приобретению знания соответственно (своему) возрасту и обстоятельствам. В качестве свидетельства этому достаточно (следующего): в нашей земле поселился (тогда) один грек, и я приносил (ему) зерна, семена, плоды и растения и прочее, расспрашивал, как они называются на его языке, и записывал их» [Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения. Ташкент, 1974, т. 4, кн. 1, с. 139.]. Сама жизнь стала университетом для Бируни.
Познавая мир с ранней юности, он уже молодым человеком был тесно связан с научными кругами древнего Хорезма. Так, его учителем был знаменитый астроном и математик Абу Наср Мансур. Вместе со своим учителем в возрасте 17 лет он участвовал в вычислениях географической широты города Кята. Вскоре за первой научной работой последовали следующие. К 22-м годам он уже был автором нескольких трудов, одна из которых, «Картография», была посвящена составлению карт и методам развертки объема на плоскости.
В 27 лет Бируни издал сочинение «Хронология древних народов», где он собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, ученый предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих.
Относительно спокойная жизнь, которую вел до сих пор Бируни, была нарушена политическими событиями. Период конца 10 — начала 11 веков для Хорезма был временем войн и переворотов. Более сильное государство династии Газнавидов со столицей в Газни (современный Афганистан) стремилось захватить земли Хорезма. Происходящие изменения существенно повлияли на жизнь Бируни.
В 1017 г. властитель Хорасана и Афганистана Махмуд завоевал Хорезм, и Бируни вместе с другими пленными был отправлен в Газни, где прожил 13 лет. Несмотря на тяжелые условия, Бируни продолжал научную работу. Ученый стал настоящим украшением двора Махмуда Газни, оставаясь при этом узником. В период плена он написал ряд трудов по географии, астрономии и геологии и по другим наукам. Так, Бируни установил, что свет распространяется быстрее звука.
В области гидрогеологии он первый предложил правильное объяснение образования природных ключей и артезианских колодцев. Вероятно, в эти годы он проводил измерения плотностей металлов и драгоценных камней. Им был изобретен для этих измерений особый конический прибор — сосуд, наполненный водой. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. С точки зрения современной науки результаты Бируни оказываются весьма точными. Между прочим, этот метод измерения, известный как «объемный» по сей день успешно применяется в полевых (экспедиционных) исследованиях в почвоведении, инженерной геологии, грунтоведении и других разделах геолого-почвенных наук.
К сожалению, они стали известны в Европе очень поздно. В середине 19 века была найдена рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из труда Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Исследование плотности веществ было сопряжено с изучением свойств воды. Бируни указывал, что на ее свойства влияют времена года и состояние воздуха и что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.
В период вынужденного пребывания в Газни Бируни пришлось участвовать в походе Махмуда в Индию. Дух ученого и открытость новому знанию не раз помогали Бируни осваиваться в новых условиях. В Индии ученый изучает местную культуру, обычаи, язык, религию и науку. Плодом наблюдений и исследований Бируни в тот период стал труд «Индия», освещавший многие аспекты жизни этой страны. Здесь содержится описание кастовой системы индийского общества, география страны, изложение основ индийской философии, календарь и индийская астрономия и математика. Такое всестороннее исследование стало возможным благодаря еще одному таланту этого человека — его интересу и способности к языкам.
Кроме арабского, греческого, сирийского, берберского и персидского языков, которые были ему уже знакомы, Бируни, будучи в Индии, изучил и санскрит — древнеиндийский язык, что позволило ему читать индийские книги в оригинале и получать знания из первых рук.
К моменту окончания «Индии» положение Бируни изменилось. На престол взошел сын Махмуда Масуд. Он благосклонно относился к Бируни и покровительствовал ему. Ученый посвятил Масуду большое сочинение по астрономии и сферической тригонометрии, известное под названием «Канон Масуда», в котором дается описание картины мира. Здесь Бируни предстает как великий астроном, опередивший свое время. Так, ученый утверждал огненную природу Солнца и звезд, и отличал их от темных тел — планет. Он говорил об огромных размерах звезд по сравнению с Землей, выдвигал идею тяготения.
Бируни сделал ряд замечаний о движении Земли вокруг своей оси. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант).
Результаты и достижения Бируни в области астрономии оставались непревзойденными в течение нескольких веков: ученый построил самый крупный стенной квадрант — угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2′; он разработал новый метод определения радиуса Земли — по степени понижения горизонта при наблюдении с горы.
Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.
Какие бы политические и социальные изменения ни происходили вокруг, в каком бы положении ни оказывался Бируни, он оставался исследователем, ученым до конца своих дней. Всегда он сохранял свежий взгляд на природу и был открыт новому знанию. В какой бы стране он ни жил и ни трудился, всюду он устанавливал живую связь с людьми, наблюдал их нравы и обычаи, не проявляя неприязни или нетерпимости к людям другой религии.
Несмотря на то, что до наших дней дошло не больше одной пятой работ Бируни, и по ним мы можем составить представление об этом великом ученом. Мы видим человека — создателя оригинальных теорий, вдумчивого наблюдателя, блестящего экспериментатора и лингвиста.
Бируни изучал мир, природу, вечное, не предаваясь суетному и временному, и время работало на него.