Что современно в романе отцы и дети
рассуждение: «В чём я вижу современность романа Тургенева «Отцы и дети»». (Школьные сочинения)
Некоторым может показаться, что данная тема сочинения некорректна, так как Иван Сергеевич Тургенев написал этот роман в тысяча восемьсот шестьдесят первом году, поэтому ничего современного в нём быть не может. Но на самом деле в произведении автор поднимает такие проблемы, которые остаются актуальными до сих пор. Рассмотрим две из них.
Как можно понять из названия, то главная проблема романа – проблема отцов и детей. В произведении есть два персонажа, которых она коснулась – Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.
Отца Аркадия, Николая Петровича, можно назвать идеальным отцом, потому что он пытается вникнуть в то, чем «живёт» его сын.
Он не выгоняет из своего дома его друга – Базарова, который по-хамски ведёт себя потому, что он хочет понять своего сына. Также он не вмешивается в его дела, пытается ему во всём помочь.
Родители Базарова – Василий Иванович и Арина Власьевна тоже любят своего сына, но боятся потерять его. Он редко к ним приезжает, и они пытаются сделать так, чтобы ему было комфортно в их доме. Из-за его нигилизма отец старается притвориться, что он тоже придерживается такого же мировоззрения, как и сын, он боится говорить на те темы, которые неприятны его чаду. Оние пытаются узнать о том, чем он занимается, но Базаров холоден к ним, хотя и любит их. Но несмотря на все старания, они теряют сына: он погибает от болезни.
Ещё одна проблема, которая будет актуальна в течение многих лет – проблема безответной любви (на примере Базарова). Все понимают, что эта проблема, как и другие, приносит в жизнь людей только несчастье, но Базаров необычный человек, поэтому благодаря безответной любви к Анне Сергеевне Одинцовой, он полностью изменился, пересмотрел все свои взгляды. Хотя эта проблема «положительно» подействовала на главного героя, но из-за неё он всё-таки испытывал сильные мучения.
Несмотря на то, что я рассмотрела только две проблемы из произведения Тургенева «Отцы и дети», но я могу сделать вывод, что этот роман по сей день остаётся популярным среди молодого поколения, а значит, и современным.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в зеркале современности
• Ментальные разрывы между поколениями
В истории человечества разрыв между поколения¬ми — не новость. Известны древние египетские мануск¬рипты и письма современников французской революции, где с одинаковой экспрессией и почти дословно воспро¬изводятся жалобы отцов на отбившихся от рук детей, переставших почитать традиции предков и тем самым приближающих светопреставление. «Наша земля приходит в упадок; взяточничество и коррупция
процветают; дети перестают слушаться родителей; каждый хочет
написать книгу, и конец света уже близок».
Написано, как будто сегодня. Между тем – это Папирус Присса (первая половина третьего тысячелетия до н.э.) Замечательно, что даже в ходе тектонических сдвигов и провалов, связан¬ных с нашествиями варваров, революциями и модерни¬зациями, еще никому не удавалось разрушить культуру до основания. Она не устранима и, вопреки недомыслию, фанатизму и злой воле, прорастает сквозь любые идеоло¬гические и железобетонные покрытия, что удивительно точно явлено в новом анимационном шедевре Г. Бардина «Слушая Бетховена», посмотреть который я настоятель¬но рекомендую всем удрученным переживаемым момен¬том интеллигентам.
Так стоит ли сокрушаться по поводу сегодняшнего межпоколенческого разрыва? Предаваться грусти — занятие не¬продуктивное, но разобраться в том, из каких кирпичиков складывается стена непонимания между веком нынешним и веком минувшим, имеет смысл не только педагогам, но и всем, как говорили встарь, людям доброй воли.
Мой добрый знакомый, филолог, профессор, доктор наук, попал в стандартную ситуацию. Банк, в котором он хранил свои сбережения, подвергся санации. Соответст¬венно, возникла задача: получить страховую компенса¬цию вклада. Простояв более часа в одно окно (как позже выяснилось, не в то), он столкнулся лицом к лицу с моло¬дой операционисткой. Далее между ними произошел зна¬менательный диалог:
— Вы физик?
— Скорее, лирик.
— Вы издеваетесь?
— В каком смысле?
— Я вас русским языком спрашиваю: вы физическое или юридическое лицо?
Вот уж воистину, «лицом к лицу лица не увидать», поскольку разговаривали они на разных языках. У про¬фессора в ответ на поставленный вопрос из кладовой па¬мяти мгновенно актуализировался старинный спор 60-х годов прошлого века и стихи: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне». Естественно, что молодая особа не обладала столь обширной и, откровенно говоря, избы¬точной по нынешним временам эрудицией. А профессор с юности не обзавелся юридическим лицом.
Физическое у него, конечно, было. По нему в моло¬дости он достаточно часто получал, поскольку били тогда не по паспорту, а сами догадываетесь по чему. Освежить эти ощущения юности он имел возможность, встав в оче¬редь в нужное окно, теперь уже для физических лиц.
Впереди профессора оказалась бьющаяся в истерике старушка, которой почудилось, что вместе с падением банка обрушилась вся ее жизнь. Прийти на помощь уни¬женным и оскорбленным — святая обязанность интел¬лигентного гуманитария. А посему профессор поинте¬ресовался, в какой валюте бабушка хранила свой вклад. Новый диалог строился в духе песни Высоцкого: «Какая валюта у вас — говорят? Не бойсь, говорю, не доллары!» На следующий вопрос о размерах вклада бабушка отре¬агировала с опорой на свой культурный багаж: «А тебе зачем, лицу не титульной национальности?» Разумеется, фраза была облечена в народную по духу форму.
Но закаленный в молодости профессор в данной ситу¬ации не растерялся. Понимая состояние пожилого чело¬века, боящегося потерять последние сбережения, он вы¬нудил старушку раскрыть тайну вклада и убедил в том, что свои 560 тысяч она получит гарантированно. А по¬тому ей не стоит пробиваться с боем к заветному окну. В благостном настроении бабушка испарилась из очере¬ди, разумеется, не извинившись за хамство и не побла¬годарив своего самозваного банковского психотерапевта.
Забавно, что во втором случае профессор не почувст¬вовал себя уязвленным. Демократическая за¬калка и неизбывная народническая интеллигентская за-кваска надежно защитила его от психологической травмы. Посрамленным он ощутил себя лишь после первого диалога. Отчего так? Ведь на банковском пятачке столкнулись три культур¬ных кода, за каждым из которых тянулся свой шлейф ценностей и предпочтений. Коль скоро проблема не нова, то, быть может, стоит обратиться за консультацией к столпам нетленной классики, в частности к И. С. Тургеневу?
• Роман Тургенева живет и побеждает
Откуда я про это знаю? За неделю до начала нового учебного года попросил в школьной библиотеке роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Причем не новенькую книжку, а зачитанный многими поколениями школьников экземпляр, хранящийся в школьной библиотеке, страшно сказать, с прошлого века. И не был разочарован. Испещренный пометками старшеклассников роман заиграл неожиданными красками. Судите сами. На титульном листе — два эпиграфа, явно не принадлежащие перу великого писателя. «Посвящается всем поколениям школы №109» и » Читатель книги, на протяжении текста ты будешь находить фамилии моих одноклассников и меня в частности…» последняя запись относительно свежая — 2014г. Так-то вот, а еще говорят, что современные подростки напрочь отвергают классические тексты, считая их архаичными, устаревшими, не имеющими ни малейшего отношения к современной жизни. Эти и другие рукописные пометки школьников на полях романа определили тему этих заметок и избранный ракурс обзора — учительский.
Оставим литературоведам квалифицированные суждения об эстетических достоинствах произведения и огромном влиянии И. С. Тургенева на развитие самого жанра романа в Европе. Меня же больше интересует чем этот роман берет за живое современных старшеклассников и основательно подзабывших классический текст взрослых. Для чего придется воспользоваться рискованным методом исторических аллюзий.
• Кто он — современный Базаров?
Для ответа на этот вопрос обратимся к классическому тексту. Давая характеристику Базарову, П.П. Кирсанов неудачно шутит: «В принципы не верит, а в лягушек верит». Ба, да это же Александр Глебович Невзоров собственной персоной, который сам себя позиционирует в качестве естествоиспытателя, разоблачающего все, с его точки зрения, хлипкие этические и религиозные построения. (Замечу в скобках: взяв пример с И. С. Тургенева, я сознательно ухожу от авторских оценок героя и его позиции.) Александр Глебович в своих «Невзоровских средах» на «Эхе» последовательно эпатирует слушателей, анатомируя любые предрассудки и мифы, включая христианский. Его понимание альтернативы развития России обнажено до предела: принять вместе с цивилизованными странами участие в работе большого андронного коллайдера или молиться мощам св. Николая. Третьего не дано.
Напомню, Аркадий Кирсанов, пока еще верный адепт Базарова, поясняет дяде: » Нигилист — это человек, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Дядя же — аристократ до кончика усов: «одетый в темный английский сьют, (костюм английского покроя) модный низенький галстук и лаковые полусапожки…» И это в деревенском захолустье!
Забавно, что современный ниспровергатель основ подобно Павлу Петровичу одет по последней моде и с таким безупречным вкусом, который не посмел бы подвергнуть критике ни один из стилистов «Модного приговора». Да, любезный читатель, (невольно сбиваюсь в стилистику Тургенева) — Александр Глебович — аристократ, своим обликом подтверждающий сентенцию другого классика: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Портрет героя дополняет элегантная трубка.
Здесь самое время вновь обратиться к роману. Это сегодня курение признано вредной привычкой, а в пореформенный период оно ассоциировалось с воздухом свободы. Курит Базаров и подражающий ему Аркадий, беспрестанно дымит папироской Кукшина. Николай Петрович, встречающий сына с товарищем, морщится от запаха табака, но, боясь показаться несовременным, скрывает свою реакцию от сына. Отчего так? Откроем замечательную книгу В. В. Лапина «Петербург. Запахи и звуки». Из нее узнаем, что «оттепель» (впервые это слово прозвучало именно тогда!) проявлялась не только в готовящихся реформах, но и в их предчувствии. Провозвестником преобразований стала отмена запрета курения на улицах и в общественных местах. Возможно, мы увлеклись излишними подробностями? Но как знать, быть может, именно эти детали, передающие дух и атмосферу эпохи (в прямом и переносном смысле), оживляют в воображении школьников дела давно минувших дней? Вернемся в день сегодняшний.
• A. Г. Невзоров — герой нашего времени
Читатель требует доказательства этого тезиса? Извольте — его способы ведения полемики укладываются в модный ныне термин: троллинг. Глумлению, оскорблению, издевательству подлежит буквально все: политика, религия, история, традиции, патриотизм и т.д. Регулярным ковровым бомбардировкам подвергаются в равной степени как идеологические бастионы клерикальных мракобесов («поповедение»), так и либеральные замки на песке. Разумеется, он не упускает возможностей по поводу и без повода поиздеваться над властью. Любимое занятие — вытирать ноги о святыни, нимало не заботясь о чувствах верующих и любых других в конец запутавшихся представителей нашего взбаламученного социума.
Похоже в нем одном интенсивно работает целая фабрика троллей. Цель этих неослабевающих провокаций наш герой формулирует в своей книге со знаковым названием «Искусство оскорблять». Это формирование абсолютного свободомыслия. На противоположном полюсе истовые фанатичные борцы с «чужемыслием», абсолютно уверенные в непогрешимости своих догматов. Напрочь не способные к критическому осмыслению реальности, они не только не расположены к диалогу, но мгновенно видят ад в любом человеке, посмевшем высказать иную точку зрения.
Сдается мне, что демонстративный цинизм ниспровергателя любых авторитетов А.Г. — лишь маска, сознательно взятая на себя роль, за которой таится слабая надежда на метод создания у мыслящего индивида когнитивного диссонанса, с помощью которого при прочих благоприятных условиях человечеству удастся избежать катастрофы. «Природа не храм, а мастерская», — помнится утверждал Базаров. В том же духе формулирует свою позицию наш герой: ««Фундаментальные качества человека формировались в ту эпоху, когда понятие «спасти свою шкуру» употреблялось в прямом, а не переносном смысле. Так называемый «доисторический» период был самым продолжительным и важным для нашего вида. Тогда и решалось, каким быть человеку. Весь механизм нашей нервной деятельности — плод именно того периода, когда homo был стайным животным, промышлявшим поиском падали и каннибализмом. За несколько миллионов лет заложились и закрепились все видовые повадки, особенности поведения и биологические привычки. Абсолютно все качества человека из той эпохи. В том числе и то свойство, что побуждает целовать доски с картинками или отрезать головы гяурам».
Но коль скоро это так, то какой смысл метать бисер пред столь убогим существом, мозг которого в лучше случае пригоден для изобретения трусов и нагана? Зачем, занимая круговую оборону, вызывать на себя огонь из всех стволов? Примечательно, что в подобной позиции оказался и И.С. Тургенев, которого прогрессисты и традиционалисты равно бранили за желание уязвить молодежь карикатурой и за тенденциозную направленность против дворянства как несостоятельного класса.
И вновь вернемся к нашему герою. Добровольно взятую на себя роль он играет мастерски. Мало того, в силу темперамента, врожденного психологического склада и полученного воспитания он исполняет ее аристократично. Базаров позапрошлого века предпочитает отмалчиваться. Составив для себя ясную картину мира, он не испытывает желания ее пропагандировать, слабо веря в результативность проповедей и зависимость человека от изменчивых обстоятельств. «Всякий человек сам себя воспитать должен». На память немедленно приходит:»Не стоит прогибаться под изменчивый мир. Уж лучше он прогнется под нас». (А. Макаревич) Базарова чаще втягивают в споры против его воли. Не то — А. Г. Он атакует первым с темпераментом Павла Петровича Кирсанова, не уступая и даже порой превосходя его в аристократизме. Не правда ли — забавное поведение для человека, убежденного в том, что «реальной науке в вопросе об эволюции человека пока делать нечего». Но в том-то и дело, что аристократизм не химера, а точно такое же непреложное условие избегания грозящей человечеству катастрофы, как способность к критическому мышлению. Не больше, но и не меньше. Поэтому попытаемся без предубеждения вникнуть в аргументы П.П. Кирсанова в защиту аристократизма.
«. вспомните, милостивый государь, (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, — проговорил он с ожесточением, — английских аристократов Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее».
Передо мной фотография. Светлое одухотворенное лицо, мягкая улыбка, внимательный взгляд сквозь круглые линзы очков. Типичный интеллигент: немецкий философ и теолог Дитрих фон Бонхёффер. Ему всего тридцать четыре года, но жизнь подходит к концу. Участник заговора против Гитлера — в 1944 году в нацисткой тюрьме он ожидает смертной казни, при этом не перестает заниматься странной для его положения философской рефлексией. Неисповедимыми путями «Письма к другу» попадают на волю. В них он ставил знак равенства между чувством дистанции и качеством личности человека. Привожу одно из его последних писем из тюрьмы:
«Ни отцы, ни дети», сказала мне одна остроумная дама по прочтению моей книги, — вот настоящее название вашей повести — и Вы сами нигилист», — писал в статье «по поводу «отцов и детей» И. С. Тургенев, — Не берусь возражать; быть может, эта дама и правду сказала».
Арбитром в этом состязании предлагаю назначить А. И. Герцена, ибо его феноменальная проницательность и взвешенность оценок не вызывают сомнений. Тем более, что он сам добровольно взял на себя эту роль, высказав в разгар развернувшийся вокруг романа дискуссии свои суждения.
» Я признаюсь откровенно: мне лично это метание камней в своих предшественников противно. Повторяю сказанное («Былое и думы» IV том): «Хотелось бы спасти молодое поколение от исторической неблагодарности и даже от исторической ошибки. Пора отцам-Сатурнам не закусывать своими детьми, но пора и детям не брать примера с тех камчадалов, которые убивают своих стариков».
«Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить его по головке, — это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и, вместо того чтоб посечь сына, он выпорол отцов.
Оттого-то и вышло, что часть молодого поколения узнала себя в Базарове. Но мы вовсе не узнаем себя в Кирсановых, так, как не узнавали себя в Маниловых, ни в Собакевичах, несмотря на то, Маниловы и Собакевичи существовали сплошь да рядом во времена нашей молодости и теперь существуют.
Мало ли какие стада нравственных недоносков живут в одно и то же время в разных слоях общества, в разных направлениях его; без сомнения, они представляют больше или меньше общие типы, но не представляют самой резкой и характеристической стороны своего поколения, наиболее выражающей его интенсивность».
В ком же А. И. Герцен видит главных выразителей своего поколения, противостоящих стадам нравственных недоносков? В то время, когда условный Базаров упрекает его ровесников в отсутствии воли и неспособности к реальным действиям, он сетует на то, что Тургенев не сподобился прислать Базарова в Лондон. «Мы, может быть» доказали бы ему на берегах Темзы, что можно и не дослуживаясь до начальника отделения, приносить не меньше пользы, чем любой начальник департамента; что общество не всегда глухо и неумолимо, когда протест падает в тон; что дело иногда удается; что у Рудиных и Бельтовых иной раз бывает и воля и настойчивость и что, видя невозможность деятельности, к которой они стремятся по внутреннему влечению, они бросали многое, уезжали на чужбину и заводили, » не метавшись и не суетясь», русскую книгопечатню и русскую пропаганду.
Влияние лондонского станка от 1856 до конца 1863 года не только практический факт, но факт исторический. Стереть его нельзя, с ним надобно примириться.
Базаров в Лондоне увидел бы, что это только издали казалось, что мы размахиваем руками, а что на самом деле мы ими работали. Может, он сменил бы гнев на милость и перестал бы относиться к нам «с укором и насмешкой». Такова филиппика Герцена в защиту отцов, немедленно вызывающая грустные исторические параллели.
Кроме того, Александр Иванович демонстрирует поразительную прозорливость, основанную, как сказали бы сегодня, на понимании матрицы отечественной истории.
«Базаровы пройдут… и даже очень скоро. Это — слишком натянутый школьный взвинченный тип, чтобы ему долго удержаться.
На его смену напрашивается уже тип, к весне дней своих сгнивший, тип православного студента и казеннокоштного патриота, в котором отрыгнулось все гнусное императорской Руси и который сам сконфузился после серенады Иверской и молебна Каткову.
Все возникающие типы пройдут, и все, с той неутрачиваемостью однажды возбужденных сил, которые мы научились узнавать в физическом мире, останутся и взойдут, видоизменяясь в будущее движение России и в будущее устройство ее».
Что мы и наблюдаем сегодня. Попробуйте после сказанного отрицать тот очевидный факт, что роман «Отцы и дети» продолжает жить и побеждать.
Готовимся к эссе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Что устарело в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и что современно?
Современен ли роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Принято считать, что Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью тонко улавливать, предугадывать настроения, только зарождавшиеся в обществе. Он стремился ставить злободневные для его современников вопросы. Так, в романе «Отцы и дети» Тургенев сделал попытку вывести и понять тип «нового человека» – нигилиста, который, являясь по происхождению разночинцем (и уже поэтому непонятным образованной дворянской элите), ставит под сомнение существующие принципы и закономерности: отвергает значимость истории, культуры, искусства. Более того, нигилист (в романе это Евгений Базаров) радикально настроен на тотальное разрушение прежних авторитетов и положения вещей. Но не только внешне. Он, что важнее, готов к перестройке сознания, внутреннему освобождению от «старого».
Может показаться, что идея вечного сопротивления старого и нового, стремление «новых людей» найти изъяны в образе мышления своих «отцов» и есть то современное, актуальное во все времена, что делает этот роман понятным и значимым независимо от того, читают его критики времен И.С. Тургенева или современные любители классики.
Это, возможно, и так. Но это далеко не всё!
Иван Сергеевич Тургенев, давая возможность своему герою на практике проверить точность своих убеждений, приводит читателя (самого Базарова, наверное, не до конца…) к мысли о том, что же является вечными ценностями, устаревание которых, по его глубокому убеждению, происходить не должно.
Особенно показательными в этом смысле представляются сцены, иллюстрирующие взаимоотношения отца и сына Кирсановых. Любовь отца, его стремление понять «новые мысли» сына. Любовь сына, понимающая слабости своего отца, не позволяющая усомниться в чистоте и искренности его новой сердечной привязанности (идеально-неприкосновенный образ Фенечки – крестьянки, описанием достойной самой прекрасной «тургеневской девушки»!).
Также читатель, эпохи вчерашней иль сегодняшней (и этого хочет, несомненно, сам автор), не может не сочувствовать и семье Базаровых. Семье, где, внутренне безмерно близкие друг другу, люди вынуждены в силу определенных мотивов сдерживать свои чувства. Сын, уверенный в «ослабляющем волю эффекте» любых привязанностей, всячески отталкивает от себя своих родителей, старается быть холодным и безразличным и приходит в «великое раздражение» от попыток матери «насытить вое материнское сердце». Родители же, боясь нарушить спокойствие своего сына, не смеют выказывать своей любви к нему и лишь украдкой, обнявшись, грустят о своем Енюшечке. Так, отношения в семье, хотя и далеко не всегда гладкие, но проникнутые внутренним стремлением сделать близкому человеку лучше, облегчить его душевные муки, становятся важнее, чем сотрясающие привычный ход вещей эпатажные поступки главного героя.
А что ж с любовью? Что может быть незыблемее и притягательнее во все времена, чем стремление двух любящих сердец обрести счастье! Но и тут Тургенев со свойственным ему тайным психологизмом подсказывает нам, какая любовь по-настоящему достойна называться истинною, а какая «сгинет» под давлением рационального. Нигилист Базаров, презирая «всю эту рассыропицу», не избежал участи отвергнутого влюбленного, как бы подтверждая безмерную правоту любви в споре с холодным разумом. Вечный аристократ Павел Петрович Кирсанов остро ощущает свое душевное одиночество, даже ущербность, видя искренние чувства между своим братом и крестьянской девушкой, способной сделать счастье мужчины. Анна Сергеевна Одинцова лишь у постели умирающего Базарова показана читателю искренней, способной к истинным чувствам. В остальном же авторская позиция явна: «Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению…за человека очень умного, законника…человека еще молодого, доброго и холодного как лед. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья. пожалуй, до любви». На этом фоне непритязательная, но делающая все вокруг лучше любовь Аркадия и Кати кажется особенно прекрасной.
И наиболее, наверное, значимой для автора становится финальная картина романа, столь же печальная, сколько и дающая надежду на будущее. Вечна любовь родителей к своему сыну (хотя и сторонившемуся этой любви), как и вечно стремление природы к жизни, обновлению. И надежда на такое желанное «примирение» «отцов» и «детей», «старого» и «нового», «мнимого» и «истинного», «вечного» и «временного» также никогда не перестанет теплиться в сердце и разуме новых поколений.
Что современно в романе отцы и дети
I Характеристика Е.Базарова.
II Поколения “отцов” и “детей”.
  1. Сравнение поколений.
  2. Ошибочные взгляды Базарова.
  3. Образ нового поколения.
III Актуальность романа в наши дни.
  Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе. Ни Онегины Пушкина, ни Печорины Лермонтова, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент нужно изменить в обществе, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью пользу обществу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаров, обладатель столь редких и ценных качеств, нужен России.
  В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет; и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я. ” Особенно значительны размышления Николая Петровича, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами. Молодость? Нет, не одна только молодость”.
  Что касается проблем, возникших в романе, то можно сказать, что в обществе всегда будут происходить разногласия между поколениями. Будь-то вопросы, связанные с природой, культурой, или любовью. Но, по моему мнению, в романе рассматриваются проблемы не как отношений между поколениями, а в целом проблемы общества. Ведь, человек, думающий по-новому, увлекающийся наукой, не смог найти свое предназначение в обществе. Этот человек – Евгений Базаров. Да, он ошибался, отрицая всё: любовь, искусство, чувства. Я думаю, с его стороны, это был еще юношеский максимализм, за который он поплатился в жизни.
  Я считаю, что и название романа “Отцы и дети” можно интерпретировать по-разному. Во-первых: это взаимоотношения между поколениями. Но также это отношения людей разных взглядов и социального положения. Дворяне, аристократы, считавшие себя выше всех, можно отнести к одному лагерю. С другой стороны им противостоит один человек, в лице Евгения Базарова. Таким образом, к “отцам” можно отнести и Кирсановых, и Одинцову, и даже последователя Базарова, Аркадия. В конце концов, он осознал, что гораздо удобнее ничего не менять, оставаться в среде отцов. А в поколение “детей” относится лишь один человек. Это – Евгений Базаров, образ нового поколения. Он не нашел союзников и остался в одиночестве. Этот персонаж погиб, потому что сам автор не знал, как бы в дальнейшем сложилась жизнь Базарова. Возможно, для таких людей еще не пришло свое время. В этом состоит основная проблема общества.
  Современен ли роман? Несомненно, потому что всегда будут появляться люди, подобные Базарову, старающиеся как-то изменить мир, но общество не будет принимать таких людей, не похожих на остальных. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
  Современник Тургенева, критик Писарев увидел в романе “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Из-за чего произведение И.С.Тургенева “Отцы и дети” остается актуальным и в наши дни.