Что советские солдаты говорили о афганских женщинах
Что советские солдаты говорили о афганских женщинах
Ограниченный контингент советских войск находился в Афганистане с 1979 по 1989 годы. Солдатам и офицерам, воспитанным в духе классовой солидарности и гендерного равноправия, многие обычаи и традиции этой азиатской страны казались странными, даже шокирующими. Особенно удивляли афганские женщины и их положение в обществе.
Не посещают общественные места
Известный специалист по военной истории Елена Сенявская в своей книге «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» (Москва, 1999 г.) написала, какое сильное впечатление на советских солдат и офицеров произвела афганская действительность. И одним из наиболее шокирующих факторов являлась тотальная религиозность местного населения. Так что нашим ребятам, воспитанным в духе атеизма, многое показалось непривычным.
Е.С. Сенявская привела в своей работе воспоминания рядового А.Г. Банникова, служившего в Афганистане в 1985-1986 годах: «Конечно же, нашей первой точкой оказался базар. Мы словно попали в века минувшие: дехкане в рваных халатах, совсем нет женщин, около дуканов, как бы вмонтированные в стены, на корточках сидели то ли нищие, то ли хозяева этих магазинчиков. ».
Действительно, почти полное отсутствие женщин на улицах сел и городов Афганистана бросалось в глаза, тем более что в СССР представительницы прекрасного пола могли свободно ходить по своим делам без мужского сопровождения. А в стране с жесткими исламскими традициями у них не было личной свободы, да и во время войны гулять по улицам просто опасно.
Носят паранджу
В 80-е годы ХХ века представительницы республик Средней Азии, входивших в состав СССР, были достаточно эмансипированы, чтобы не носить паранджу. А вот в Афганистане этот вид одежды называется «бурка», и ни одна женщина не ходила без нее даже дома. Редкое исключение составляли молодые жительницы столицы, которые поддались пропаганде идей коммунизма. Но после ухудшения общей гуманитарной ситуации в стране такие вольности были забыты.
«Афганистан существовал одновременно как бы в двух измерениях – в темном средневековье и в «просвещенном» XX веке, причудливо сочетая признаки и того, и другого», – написала Е.С. Сенявская.
Выживают в нищете
Многие воины-интернационалисты в своих воспоминаниях писали, что после приезда в Афганистан просто ужаснулись нищете, в которой прозябает местное население. Люди живут в убогих глиняных постройках, женщины готовят еду в примитивных печах тандырах, у многих даже нет теплой одежды и хотя бы какой-нибудь обуви.
Рядовой С. Фесюн, служивший в 1980-1981 годах, так рассказал о своих впечатлениях: «Когда мы приехали, зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты, в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Все их жилища из песка и глины слеплены. Тогда же я увидел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая».
При этом афганские женщины работали с утра до вечера на своих полях, буквально не разгибая спины. У многих из них мужей либо убили, либо забрали на войну. Несмотря на тяжелую каменистую почву и отсутствие удобрений, они умудрялись как-то выживать.
Умеют стрелять
Если в самом начале афганской операции местное население радостно встретило советских воинов как освободителей, которые помогут в борьбе с душманами, то довольно скоро отношение изменилось сначала на настороженность, а затем – на откровенную ненависть к вражеским солдатам. Поэтому выстрелить в спину могли не только мужчины, выдававшие себя за мирных жителей, но и женщины.
О причинах ненависти, испытываемой местным населением к советским воинам, говорится в книге «Солдаты Афганской войны» (Новосибирск, 1999 год издания), которую написал непосредственный участник тех событий Сергей Бояркин. В этом документальном расследовании приведены воспоминания воинов-интернационалистов.
Например, военный переводчик капитан Алексей Чикишев (66 ДШБ, провинция Газни, 1984-1985 годы) рассказал: «. причина, вынуждавшая спецназовцев убивать мирных афганцев, была обусловлена «мерами предосторожности». Находясь в пустыне или горах на выполнении боевого задания в отрыве от главных сил, любая группа спецназа не могла допустить, чтобы ее местопребывание было раскрыто. Именно поэтому спецназ не мог позволить себе играть в гуманизм, когда ставкой была их собственная жизнь и выполнение задачи».
Хотя нельзя утверждать, что убийства и грабежи мирных жителей, изнасилования и издевательства над пленными, если о таких инцидентах становилось известно командованию, оставались безнаказанными. В статье кандидата исторических наук Андрея Почтарева «Прокляты и забыты?», которая была опубликована в «Независимой газете » 13 февраля 2004 года сказано, что с декабря 1979 по февраль 1989 года к уголовной ответственности за различные преступления, совершенные на территории Афганистана, были привлечены 4 тысячи 307 воинов-интернационалистов.
Рожают много детей
Советских солдат удивляло и количество детей в семьях местных жителей. У тридцатилетней женщины вполне могло быть более 10 ребятишек, поскольку замуж в мусульманских странах принято выходить рано, а пользоваться средствами контрацепции запрещает религия.
По воспоминаниям участников афганской операции, голодные и оборванные малыши толпами обступали военных и наперебой просили милостыню. А ребята постарше вполне могли что-либо стащить, стоило лишь слегка зазеваться.
Не знакомы с традиционной медициной
Даже обычные для советских людей лекарства, вроде аспирина или антибиотиков, для жителей Афганистана были чем-то фантастическим. Поэтому рядовой или офицер, способный дать больному ребенку обычное жаропонижающее средство, сразу становился в глазах местного населения лекарем-волшебником.
Женщины-афганки всегда рожали дома, в лучшем случае – с помощью местной знахарки или опытных родственниц. О поездке в больницу, чаще всего, и речи не заходило.
Никогда не пробовали алкоголь
Еще одна особенность жительниц Афганистана, связанная с религиозными традициями, удивлявшая советских граждан – то, что они никогда в жизни не пробовали никаких спиртных напитков. Если мужчины, втайне от бдительных родственников или соседей, могли «расслабиться» в компании друзей, то в жизни женщин алкоголя просто не существовало.
Как известно, в составе Ограниченного контингента советских войск служили и представительницы прекрасного пола – медсестры, врачи, повара, парикмахеры и т.п. Общаясь с афганками, они немало удивлялись, что местные жительницы не знают вкуса спиртных напитков.
Новое в блогах
Что советские солдаты говорили об афганских женщинах
Что советские солдаты говорили об афганских женщинах
Ограниченный контингент советских войск находился в Афганистане с 1979 по 1989 годы.
Солдатам и офицерам, воспитанным в духе классовой солидарности и гендерного равноправия, многие обычаи и традиции этой азиатской страны казались странными, даже шокирующими.
Особенно удивляли афганские женщины и их положение в обществе.
Не посещают общественные места Известный специалист по военной истории Елена Сенявская в своей книге «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» (Москва, 1999 г.) написала, какое сильное впечатление на советских солдат и офицеров произвела афганская действительность. И одним из наиболее шокирующих факторов являлась тотальная религиозность местного населения. Так что нашим ребятам, воспитанным в духе атеизма, многое показалось непривычным. Е.С. Сенявская привела в своей работе воспоминания рядового А.Г. Банникова, служившего в Афганистане в 1985-1986 годах: «Конечно же, нашей первой точкой оказался базар. Мы словно попали в века минувшие: дехкане в рваных халатах, совсем нет женщин, около дуканов, как бы вмонтированные в стены, на корточках сидели то ли нищие, то ли хозяева этих магазинчиков. ». Действительно, почти полное отсутствие женщин на улицах сел и городов Афганистана бросалось в глаза, тем более что в СССР представительницы прекрасного пола могли свободно ходить по своим делам без мужского сопровождения. А в стране с жесткими исламскими традициями у них не было личной свободы, да и во время войны гулять по улицам просто опасно. Носят паранджу В 80-е годы ХХ века представительницы республик Средней Азии, входивших в состав СССР, были достаточно эмансипированы, чтобы не носить паранджу. А вот в Афганистане этот вид одежды называется «бурка», и ни одна женщина не ходила без нее даже дома. Редкое исключение составляли молодые жительницы столицы, которые поддались пропаганде идей коммунизма. Но после ухудшения общей гуманитарной ситуации в стране такие вольности были забыты. «Афганистан существовал одновременно как бы в двух измерениях – в темном средневековье и в «просвещенном» XX веке, причудливо сочетая признаки и того, и другого», – написала Е.С. Сенявская. Выживают в нищете Многие воины-интернационалисты в своих воспоминаниях писали, что после приезда в Афганистан просто ужаснулись нищете, в которой прозябает местное население.\
Люди живут в убогих глиняных постройках, женщины готовят еду в примитивных печах тандырах, у многих даже нет теплой одежды и хотя бы какой-нибудь обуви
. В статье кандидата исторических наук Андрея Почтарева «Прокляты и забыты?», которая была опубликована в «Независимой газете » 13 февраля 2004 года сказано, что с декабря 1979 по февраль 1989 года к уголовной ответственности за различные преступления, совершенные на территории Афганистана, были привлечены 4 тысячи 307 воинов-интернационалистов. Рожают много детей Советских солдат удивляло и количество детей в семьях местных жителей
. У тридцатилетней женщины вполне могло быть более 10 ребятишек, поскольку замуж в мусульманских странах принято выходить рано, а пользоваться средствами контрацепции запрещает религия. По воспоминаниям участников афганской операции, голодные и оборванные малыши толпами обступали военных и наперебой просили милостыню. А ребята постарше вполне могли что-либо стащить, стоило лишь слегка зазеваться. Не знакомы с традиционной медициной Даже обычные для советских людей лекарства, вроде аспирина или антибиотиков, для жителей Афганистана были чем-то фантастическим. Поэтому рядовой или офицер, способный дать больному ребенку обычное жаропонижающее средство, сразу становился в глазах местного населения лекарем-волшебником. Женщины-афганки всегда рожали дома, в лучшем случае – с помощью местной знахарки или опытных родственниц. О поездке в больницу, чаще всего, и речи не заходило. Никогда не пробовали алкоголь Еще одна особенность жительниц Афганистана, связанная с религиозными традициями, удивлявшая советских граждан – то, что они никогда в жизни не пробовали никаких спиртных напитков. Если мужчины, втайне от бдительных родственников или соседей, могли «расслабиться» в компании друзей, то в жизни женщин алкоголя просто не существовало. Как известно, в составе Ограниченного контингента советских войск служили и представительницы прекрасного пола – медсестры, врачи, повара, парикмахеры и т.п. Общаясь с афганками, они немало удивлялись, что местные жительницы не знают вкуса спиртных напитков.
Что советские солдаты говорили об афганских женщинах
Ограниченный контингент советских войск находился в Афганистане с 1979 по 1989 годы. Солдатам и офицерам, воспитанным в духе классовой солидарности и гендерного равноправия, многие обычаи и традиции этой азиатской страны казались странными, даже шокирующими. Особенно удивляли афганские женщины и их положение в обществе.
Не посещают общественные места
Известный специалист по военной истории Елена Сенявская в своей книге «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» (Москва, 1999 г.) написала, какое сильное впечатление на советских солдат и офицеров произвела афганская действительность. И одним из наиболее шокирующих факторов являлась тотальная религиозность местного населения.
Так что нашим ребятам, воспитанным в духе атеизма, многое показалось непривычным. Е.С. Сенявская привела в своей работе воспоминания рядового А.Г. Банникова, служившего в Афганистане в 1985-1986 годах: «Конечно же, нашей первой точкой оказался базар. Мы словно попали в века минувшие: дехкане в рваных халатах, совсем нет женщин, около дуканов, как бы вмонтированные в стены, на корточках сидели то ли нищие, то ли хозяева этих магазинчиков. ».
Действительно, почти полное отсутствие женщин на улицах сел и городов Афганистана бросалось в глаза, тем более что в СССР представительницы прекрасного пола могли свободно ходить по своим делам без мужского сопровождения.
А в стране с жесткими исламскими традициями у них не было личной свободы, да и во время войны гулять по улицам просто опасно.
В 80-е годы ХХ века представительницы республик Средней Азии, входивших в состав СССР, были достаточно эмансипированы, чтобы не носить паранджу. А вот в Афганистане этот вид одежды называется «бурка», и ни одна женщина не ходила без нее даже дома. Редкое исключение составляли молодые жительницы столицы, которые поддались пропаганде идей коммунизма. Но после ухудшения общей гуманитарной ситуации в стране такие вольности были забыты.
«Афганистан существовал одновременно как бы в двух измерениях – в темном средневековье и в «просвещенном» XX веке, причудливо сочетая признаки и того, и другого», – написала Е.С. Сенявская. Выживают в нищете Многие воины-интернационалисты в своих воспоминаниях писали, что после приезда в Афганистан просто ужаснулись нищете, в которой прозябает местное население.
Люди живут в убогих глиняных постройках, женщины готовят еду в примитивных печах тандырах, у многих даже нет теплой одежды и хотя бы какой-нибудь обуви. Рядовой С. Фесюн, служивший в 1980-1981 годах, так рассказал о своих впечатлениях: «Когда мы приехали, зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты, в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Все их жилища из песка и глины слеплены. Тогда же я увидел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая».
При этом афганские женщины работали с утра до вечера на своих полях, буквально не разгибая спины. У многих из них мужей либо убили, либо забрали на войну. Несмотря на тяжелую каменистую почву и отсутствие удобрений, они умудрялись как-то выживать.
Если в самом начале афганской операции местное население радостно встретило советских воинов как освободителей, которые помогут в борьбе с душманами, то довольно скоро отношение изменилось сначала на настороженность, а затем – на откровенную ненависть к вражеским солдатам. Поэтому выстрелить в спину могли не только мужчины, выдававшие себя за мирных жителей, но и женщины.
Хотя нельзя утверждать, что убийства и грабежи мирных жителей, изнасилования и издевательства над пленными, если о таких инцидентах становилось известно командованию, оставались безнаказанными.
В статье кандидата исторических наук Андрея Почтарева «Прокляты и забыты?», которая была опубликована в «Независимой газете » 13 февраля 2004 года сказано, что с декабря 1979 по февраль 1989 года к уголовной ответственности за различные преступления, совершенные на территории Афганистана, были привлечены 4 тысячи 307 воинов-интернационалистов.
Рожают много детей
Советских солдат удивляло и количество детей в семьях местных жителей. У тридцатилетней женщины вполне могло быть более 10 ребятишек, поскольку замуж в мусульманских странах принято выходить рано, а пользоваться средствами контрацепции запрещает религия. По воспоминаниям участников афганской операции, голодные и оборванные малыши толпами обступали военных и наперебой просили милостыню. А ребята постарше вполне могли что-либо стащить, стоило лишь слегка зазеваться.
Не знакомы с традиционной медициной
Даже обычные для советских людей лекарства, вроде аспирина или антибиотиков, для жителей Афганистана были чем-то фантастическим. Поэтому рядовой или офицер, способный дать больному ребенку обычное жаропонижающее средство, сразу становился в глазах местного населения лекарем-волшебником. Женщины-афганки всегда рожали дома, в лучшем случае – с помощью местной знахарки или опытных родственниц. О поездке в больницу, чаще всего, и речи не заходило.
Никогда не пробовали алкоголь
Еще одна особенность жительниц Афганистана, связанная с религиозными традициями, удивлявшая советских граждан – то, что они никогда в жизни не пробовали никаких спиртных напитков. Если мужчины, втайне от бдительных родственников или соседей, могли «расслабиться» в компании друзей, то в жизни женщин алкоголя просто не существовало.
Как известно, в составе Ограниченного контингента советских войск служили и представительницы прекрасного пола – медсестры, врачи, повара, парикмахеры и т.п. Общаясь с афганками, они немало удивлялись, что местные жительницы не знают вкуса спиртных напитков.
Источник: Что советские солдаты говорили об афганских женщинах
Что советские солдаты говорили о афганских женщинах
Ограниченный контингент советских войск находился в Афганистане с 1979 по 1989 годы. Солдатам и офицерам, воспитанным в духе классовой солидарности и гендерного равноправия, многие обычаи и традиции этой азиатской страны казались странными, даже шокирующими. Особенно удивляли афганские женщины и их положение в обществе.
Не посещают общественные места
Известный специалист по военной истории Елена Сенявская в своей книге «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» (Москва, 1999 г.) написала, какое сильное впечатление на советских солдат и офицеров произвела афганская действительность. И одним из наиболее шокирующих факторов являлась тотальная религиозность местного населения. Так что нашим ребятам, воспитанным в духе атеизма, многое показалось непривычным.
Е.С. Сенявская привела в своей работе воспоминания рядового А.Г. Банникова, служившего в Афганистане в 1985-1986 годах: «Конечно же, нашей первой точкой оказался базар. Мы словно попали в века минувшие: дехкане в рваных халатах, совсем нет женщин, около дуканов, как бы вмонтированные в стены, на корточках сидели то ли нищие, то ли хозяева этих магазинчиков. ».
Действительно, почти полное отсутствие женщин на улицах сел и городов Афганистана бросалось в глаза, тем более что в СССР представительницы прекрасного пола могли свободно ходить по своим делам без мужского сопровождения. А в стране с жесткими исламскими традициями у них не было личной свободы, да и во время войны гулять по улицам просто опасно.
Носят паранджу
В 80-е годы ХХ века представительницы республик Средней Азии, входивших в состав СССР, были достаточно эмансипированы, чтобы не носить паранджу. А вот в Афганистане этот вид одежды называется «бурка», и ни одна женщина не ходила без нее даже дома. Редкое исключение составляли молодые жительницы столицы, которые поддались пропаганде идей коммунизма. Но после ухудшения общей гуманитарной ситуации в стране такие вольности были забыты.
«Афганистан существовал одновременно как бы в двух измерениях – в темном средневековье и в «просвещенном» XX веке, причудливо сочетая признаки и того, и другого», – написала Е.С. Сенявская.
Выживают в нищете
Многие воины-интернационалисты в своих воспоминаниях писали, что после приезда в Афганистан просто ужаснулись нищете, в которой прозябает местное население. Люди живут в убогих глиняных постройках, женщины готовят еду в примитивных печах тандырах, у многих даже нет теплой одежды и хотя бы какой-нибудь обуви.
Рядовой С. Фесюн, служивший в 1980-1981 годах, так рассказал о своих впечатлениях: «Когда мы приехали, зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты, в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Все их жилища из песка и глины слеплены. Тогда же я увидел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая».
При этом афганские женщины работали с утра до вечера на своих полях, буквально не разгибая спины. У многих из них мужей либо убили, либо забрали на войну. Несмотря на тяжелую каменистую почву и отсутствие удобрений, они умудрялись как-то выживать.
Умеют стрелять
Если в самом начале афганской операции местное население радостно встретило советских воинов как освободителей, которые помогут в борьбе с душманами, то довольно скоро отношение изменилось сначала на настороженность, а затем – на откровенную ненависть к вражеским солдатам. Поэтому выстрелить в спину могли не только мужчины, выдававшие себя за мирных жителей, но и женщины.
О причинах ненависти, испытываемой местным населением к советским воинам, говорится в книге «Солдаты Афганской войны» (Новосибирск, 1999 год издания), которую написал непосредственный участник тех событий Сергей Бояркин. В этом документальном расследовании приведены воспоминания воинов-интернационалистов.
Например, военный переводчик капитан Алексей Чикишев (66 ДШБ, провинция Газни, 1984-1985 годы) рассказал: «. причина, вынуждавшая спецназовцев убивать мирных афганцев, была обусловлена «мерами предосторожности». Находясь в пустыне или горах на выполнении боевого задания в отрыве от главных сил, любая группа спецназа не могла допустить, чтобы ее местопребывание было раскрыто. Именно поэтому спецназ не мог позволить себе играть в гуманизм, когда ставкой была их собственная жизнь и выполнение задачи».
Хотя нельзя утверждать, что убийства и грабежи мирных жителей, изнасилования и издевательства над пленными, если о таких инцидентах становилось известно командованию, оставались безнаказанными. В статье кандидата исторических наук Андрея Почтарева «Прокляты и забыты?», которая была опубликована в «Независимой газете » 13 февраля 2004 года сказано, что с декабря 1979 по февраль 1989 года к уголовной ответственности за различные преступления, совершенные на территории Афганистана, были привлечены 4 тысячи 307 воинов-интернационалистов.
Рожают много детей
Советских солдат удивляло и количество детей в семьях местных жителей. У тридцатилетней женщины вполне могло быть более 10 ребятишек, поскольку замуж в мусульманских странах принято выходить рано, а пользоваться средствами контрацепции запрещает религия.
По воспоминаниям участников афганской операции, голодные и оборванные малыши толпами обступали военных и наперебой просили милостыню. А ребята постарше вполне могли что-либо стащить, стоило лишь слегка зазеваться.
Не знакомы с традиционной медициной
Даже обычные для советских людей лекарства, вроде аспирина или антибиотиков, для жителей Афганистана были чем-то фантастическим. Поэтому рядовой или офицер, способный дать больному ребенку обычное жаропонижающее средство, сразу становился в глазах местного населения лекарем-волшебником.
Женщины-афганки всегда рожали дома, в лучшем случае – с помощью местной знахарки или опытных родственниц. О поездке в больницу, чаще всего, и речи не заходило.
Никогда не пробовали алкоголь
Еще одна особенность жительниц Афганистана, связанная с религиозными традициями, удивлявшая советских граждан – то, что они никогда в жизни не пробовали никаких спиртных напитков. Если мужчины, втайне от бдительных родственников или соседей, могли «расслабиться» в компании друзей, то в жизни женщин алкоголя просто не существовало.
Как известно, в составе Ограниченного контингента советских войск служили и представительницы прекрасного пола – медсестры, врачи, повара, парикмахеры и т.п. Общаясь с афганками, они немало удивлялись, что местные жительницы не знают вкуса спиртных напитков.
«Когда я уже вернулся домой, меня часто спрашивали, красивы ли местные женщины, но ведь я их не видел». Война в Афганистане глазами петрозаводчанина
Афганцы не любят вспоминать о войне, потому что любая война — это осколок в сердце, который человек носит всю свою жизнь. О том, нужна ли была эта война, я рассуждать не буду, просто немного расскажу, как я служил в военно-воздушных силах. Обойдусь без кровавых описаний, лучше вспомню какие-то необычные, даже порой смешные случаи: ведь чувство юмора нередко выручает человека даже в самых страшных ситуациях.
Я не думал попадать в ВВС, я хотел быть десантником или морпехом. Но когда нас отбирали для службы в различных родах войск, какой-то майор спросил меня: «Ты хоть представляешь, что такое крылья самолета?» Спросил снисходительно, даже с долей презрения, наверное, потому что с виду я был не очень-то физически развитым, неказистым. И я ответил: «Крылья — это у птички и бабочки, а у самолета — несущая плоскость воздушного судна». И майор сразу распорядился: «В ВВС!»
Климат Афганистана меня удивил: я думал, в этой стране очень жарко, но оказалось, что не совсем так. Там, где есть зелень, еще более-менее, а в горах все раскаляется так, что ощущаешь себя, как в адской печи. Но это днем, а вот ночью температура резко падает и не спасает даже бушлат. Местные к такому привыкли, а вот нам приходилось трудновато. Вообще, мне кажется, воевать с афганцами было бесполезно — это их земля, их жизнь, они все там знали. Существует подземный Афганистан: афганец может зайти в неприметный ход в своей стране, а выйти из него уже в Пакистане. И сколько мы ни ставили растяжек, они почти всегда их обходили. Как? До сих пор загадка. Как будто у них присутствовало какое-то особое чутье.
Когда я уже вернулся домой, меня часто спрашивали, красивы ли афганские женщины. Но мы их не видели, потому что они все в паранджах. Кстати, нас сразу предупредили, чтобы мы ни в коем случае не спрашивали у афганцев что-то вроде «как здоровье вашей жены?», потому что это тяжелое оскорбление. В этой стране женщина — это собственность мужчины, никто не смеет даже заговаривать о ней.
Обучали нас очень быстро — времени не было. Многое постигали на опыте. Когда я впервые увидел, сколько приборов в кабине вертолета, то обалдел, как же все это можно запомнить! Был удивлен и мощью этих машин, и их маневренностью, скажем, тем, что вертолет способен прямо в воздухе вращаться вокруг своей оси, да и многими другими вещами. Между прочим, в связи с полетом на вертолете вспоминается один очень забавный случай.
Видел ли кто-то из вас летающий трактор? Едва ли. А я видел. Однажды мы возвращались на Ми-8 на наш аэродром и вдруг видим, навстречу по воздуху летит трактор! Пилот смотрит на меня, я — на пилота, у того и у другого одна и та же мысль: двое не могут одновременно одинаково сойти с ума! Я осторожно спрашиваю: «Ты трактор видишь?» Пилот отвечает: «Вижу». Что будем делать? Естественно, решили обойти. Обошли, а трактор спокойно полетел дальше. Оказалось, его надо было перебросить с одного места на другое, а как? Через горы он не пройдет. Прицепили на трос. Мы летели под облаками, встречный вертолет — над облаками, а троса не было видно. Мы долго потом потешались над этой историей, а все ребята думали, что это просто байка.
На противообледенительную систему штурманского блистера нам выдавали спирт. Если очень просто, то блистер — это стекло кабины, через которое штурман видит, куда лететь. На определенной высоте блистер обледеневает, и существует система, которая отогревает его с помощью спирта. Через определенные промежутки времени спирт надо менять. А куда девать старый? Я ни в коем случае не пропагандирую пьянство, но на войне без выпивки порой бывает трудно. Однако командир у нас был очень строгий, таких вещей не допускал. Обшаривал все, не дай бог, где припрятали. И мы придумали заливать спирт в отопительные батареи! В казармах они были, но, конечно, стояли без воды. В общем открываешь вентиль, берешь воронку — и вперед! Под конец службы батя все же расколол нас, качал головой и смеялся.
Однажды мы летели над горами — три вертолета — и увидели горных козлов. Два вертолета пролетели дальше, а экипаж третьего стал переговариваться мимикой (на земле же все слышно!), мол, подстрелим? Хотя в части нас хорошо кормили и мяса давали достаточно. Подстрелили, но сели неудачно: сами остались целы, но вертолет был поврежден. Мы поняли, что они почему-то отстали, и повернули назад. Сразу стало ясно, что это же трибунал: что за непонятная посадка, с какой целью? Мы забрали экипаж и шарахнули по их вертолету, а в части доложили, что машину подбили душманы из ручного гранатомета. Даже в таких вот «неправильных» ситуациях мы всегда выручали своих ребят.
Я не люблю вспоминать Афганистан, но порой он мне снится: сумрачные ущелья, извилистые тропинки в горах, камни, срывающиеся из-под ног в стремнину. И, конечно, ребята, которые не вернулись домой живыми. Говорят, многих служивших в Афганистане сломала война, но мне трудно об этом судить, потому что все люди очень разные. Еще я видел, как какие-то якобы афганцы поют на улицах и собирают деньги. Я не знаю, настоящие ли они — я к ним не подходил, но, на мой взгляд, есть разница между солдатом и уличным музыкантом.
Что сказать напоследок? Однажды я был ранен осколком и думал, что не выживу. Женщина-врач, которая меня оперировала, когда я очнулся, сказала: «Живи так, как считаешь нужным, старайся все делать вовремя, добиваться своих целей, понимать разницу между добром и злом». Именно так с тех пор я и стремился жить.