Что составляют постоянно действующие нециклические факторы
Мировая валютная система. Эволюция мировой валютной системы.
• рассмотрение позиций конкурента;
• особенности каналов распределения;
• информация о покупателях;
• формы и методы международной торговли;
• особенности инфляционных процессов и т. д.;
10) изучение конъюнктуры должно носить постоянный характер, люди должны иметь соответствующие знания и квалификацию.
Коньюнктурообразующие факторы по связи с экономическим циклом делятся на:
• постоянно действующие (изменение внешних условий развития мировой экономики, НТП, влияние корпораций, воздействие государства, инфляционный процесс);
• непостоянно действующие (сезонность, социальные конфликты, политический кризис, стихийные бедствия).
Виды конъюнктурообразующих факторов
Постоянно действующие нециклические факторы
Изменение внешних условий развития мировой экономики — увеличение доли развивающихся стран вследствие проведения политики индустриализации — до 25% импорта машин и оборудования.
НТП. Существует несколько тенденций развития НТП:
• все чаще мировой рынок предъявляет спрос на средства труда с более коротким сроком службы и материале- и энергосберегающим эффектом;
• бурное развитие новых отраслей промышленности (лазерная, робототехника, компьютерные технологии и др.);
• появляется глобальная информационная инфраструктура;
• конъюнктура рынков морально устаревшей продукции ухудшается.
Влияние международных корпораций и монополий. В настоящее время идет концентрация производства и капитала:
• появляются концерны, которые объединяются в альянсы;
• многие концерны больше стараются использовать кооперационную стратегию, чем конкурентную;
• часто компании сотрудничают с банками (финансово-промышленные группы).
• государство следит за изменением конъюнктуры рынка;
• государство является крупнейшим покупателем на внешнем и внутреннем рынке;
• государство выпускает стандарты, занимается унификацией;
• государство планирует программы стратегического характера;
• государство выплачивает субсидии и т. д.
Существует двоякое влияние милитаризации — концентрация военных отраслей оттягивает из промышленных отраслей большой объем ресурсов.
Воздействие инфляции противоречиво — степень воздействия инфляции зависит от ее темпов:
• если инфляция умеренная (ползучая) — 2-4% в год, то она выгодна капиталу и способна создать стимул для увеличения производства — цены на продукцию растут быстрее, чем издержки;
• если инфляция выше, то происходит бегство от денег, население начинает приобретать определенные товары;
• если же инфляция составляет 10-12% — это очень опасно, поскольку начинает происходить нарушение функционирования денежно-кредитной системы, так как банкам становится трудно спрогнозировать темп инфляции, который может быть выше процента за кредит.
Непостоянно действующие нециклические факторы
Сезонность представляет собой неравномерное поступление определенных товаров на рынок в течение года. К таким товарам относятся:
• продукция рыбной промышленности;
• продукция пищевой промышленности.
Социальные конфликты оказывают сильное влияние на мировую конъюнктуру, поскольку ведут к падению объемов производства. Забастовки в базовых отраслях экономики ведут к ее резкому ухудшению.
Политический кризис (политические конфликты, предвыборные кампании и т. д.) влечет за собой разрыв экономических связей, приостановку экономической деятельности, в худшем случае может привести к экономической блокаде, эмбарго, ограничению кредитов.
Стихийные бедствия и погодные изменения влияют на всю общехозяйственную конъюнктуру страны (например, на сбор сельскохозяйственных культур), что ведет к повышению цен.
Конъюнктура мирового хозяйства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие конъюнктуры мирового хозяйства
Одна из основных характеристик мирового хозяйства – его конъюнктура.
Конъюнктура представляет собой состояние дел на каком-либо рынке в определенной временной, географической и другой ситуации.
Конъюнктура мирового хозяйства формируется при влиянии системы факторов (конъюнктур образующие факторы).
Типы конъюнктуры мирового хозяйства
Существует несколько типов конъюнктуры:
Практически данные уровни связаны между собой. Например, при исследовании конъюнктуры какого-либо товара необходимо обладать информацией о его отраслевой конъюнктуре, а при исследовании отраслевой конъюнктуры необходимо обращение к общеэкономической конъюнктуре.
В соответствии с временными рамками выделяют следующие типы конъюнктуры:
Данные элементы также взаимосвязаны между собой. Например, исследуя долгосрочную конъюнктуру, часто необходимо внесение корректив при учете изменений в текущей, краткосрочной или среднесрочной конъюнктуре.
Факторы конъюнктуры мирового хозяйства
Конъюнктура мирового хозяйства находится в постоянном изменении, на что оказывает влияние совокупность определенных конъюнктур образующих факторов, которые могут быть экономического, научно-технического, политического, социального и другого характера.
Все факторы, влияющие на конъюнктуру мирового хозяйства можно классифицировать на:
Готовые работы на аналогичную тему
В процессе разработки прогноза конъюнктуры мирового хозяйства принято выделять и анализировать в первую очередь факторы, действие которых в большей мере оказывает влияние на будущее развитие конъюнктуры (так называемые конъюнктур образующие симптомы).
Цикличность конъюнктуры мирового хозяйства
Основой конъюнктурных колебаний является циклический характер развития экономики, в которой могут действовать длинные циклы («волны») конъюнктуры.
Базой длинных волн конъюнктуры можно считать крупные научно-технические открытия, которые связаны с выпуском принципиально нового товара.
Цикличность можно хорошо увидеть на примере конъюнктуры мирового рынка, выпускающего и реализующего машины и оборудование. Мировая промышленность подвержена постоянному воздействию циклов, которые связаны с обновлением оборудования.
Выделяют также длинные циклы обновления потребительских товаров (например, автомобилей, холодильников и др.). В этом случае могут проявиться основные закономерности жизненного цикла товара.
Нециклические факторы конъюнктуры
На практике изменение конъюнктуры происходит более динамично, чем цикличность экономического развития. Поэтому на конъюнктуру помимо циклических факторов действуют нециклические факторы постоянного и переменного характера.
При воздействии нециклических факторов конъюнктуры выделяют несколько методов прогнозирования мирового рынка:
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04 09 2021
Мировой рынок и его конъюнктура
Конъюнктура — это временное, приходящее состояние факторов и условий, влияющих на развитие мировой экономики, экономическое развитие отдельной страны, а также развитие какой-либо сферы воспроизводства.
Различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков.
Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства или экономики отдельной страны на конкретный период времени — рассматривается в совокупности весь процесс воспроизводства.
При анализе конъюнктуры товарных рынковизучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных товаров. Конъюнктура отдельных товарных рынков не развивается изолированно — изменение конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление воздействия на него колебаний общехозяйственной конъюнктуры или изменений на других рынках происходит в процессе развития циклов.
Цикл — это совокупность среднесрочных конъюнктурообразующих факторов.
В цикле выделяют четыре стадии:
1. Кризис — противоречие между общественным характером производства и способом присвоения его результатов. Возникает ситуация, когда объем производства больше объема потребления, следовательно, начинает падать объем производства, увеличиваются неиспользованные производственные мощности, безработица и, как следствие, падает спрос. Кризису обычно предшествует падение товарных цен, курса акций, объема торговли, максимальный рост процента и др., т. е. симптомы начала кризиса проявляются в сфере обращения и кредита, затем в сфере производства.
2. Депрессия — застой в экономике. Возникает цепочка зависимостей: сокращение производства Þуменьшение поступления товаров на рынок (снижение предложения) Þпрекращение падения цен Þуменьшение товарных запасов (затоваренная масса начинает рассасываться благодаря расширению спроса).
Главный элемент перехода от кризиса к застою — нет ни падения производства, ни его роста; не наблюдается повышения цен; прекращаются увольнения, но при этом нет увеличения количества рабочих мест; а также отсутствует рост товарных запасов.
3. Оживление — нарастающее обновление основного капитала. Это происходит за счет снижения издержек:
♦ либо манипулируя рабочей силой;
♦ либо интенсивно приобретая капитальные товары.
Возникает цепочка зависимостей: поступление крупных инвестиции в основные отрасли Þмодернизация Þувеличение спроса Þ рост цен Þ увеличение потребности в ссудном капитале Þ рост прибыли.
4. Подъем — достижение уровня производства, превосходящего уровень предшествующего пика производства, — появление новых предприятий.
Цели и задачи конъюнктурно-ценовой работы
При изучении конъюнктуры необходимо учитывать следующие моменты:
1) в силу роста НТП уменьшается период обновления основного капитала;
2) современным циклам присуща постепенность прихода к фазе кризиса, т. е. «вползание» в кризис;
3) для современных циклов более характерным является не товарное перепроизводство, а рост избыточных мощностей;
4) требуется, прежде всего, анализ ряда факторов нециклического характера (государственное регулирование, природно-климатические условия, милитаризация экономики, организованность работников (склонность к забастовкам), менталитет и деловая культура), которые определяют специфику производства и избыток товаров;
5) факторы циклического и нециклического характера оказывают прямое и косвенное воздействие на конъюнктуру;
6) существует два вида изучения конъюнктуры — изучение общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры отдельных рынков;
7) важно знать и фирменную структуру рынка, т. е. степень концентрации производственного капитала на конкретном рынке, а также межфирменные связи, так как это оказывает существенное влияние на цены, условия платежа и условия поставки;
8) при экспорте надо дать ответы на вопрос — может ли быть реализован наш товар на конкретном товарном рынке, в каком количестве, на каких условиях;
9) важным элементом изучения любого товарного рынка для экспортера являются:
♦ оценка емкости рынка (в стоимостном и физическом выражении);
♦ рассмотрение позиций конкурента;
♦ особенности каналов распределения;
♦ информация о покупателях;
♦ формы и методы международной торговли;
♦ особенности инфляционных процессов и т. д.;
10) изучение конъюнктуры должно носить постоянный характер, люди должны иметь соответствующие знания и квалификацию. Конъюнктурообразующие факторы (см. рис. 2.2)по связи с экономическим циклом делятся на:
2) нециклические, которые подразделяются на:
– постоянно действующие(изменение внешних условий развития мировой экономики, НТП, влияние корпораций, воздействие государства, инфляционный процесс);
– непостоянно действующие(сезонность, социальные конфликты, политический кризис, стихийные бедствия).
Рис. 2.2. Классификация конъюнктурообразующих факторов
Постоянно действующие нециклические факторы:
1)Изменение внешних условий развития мировой экономики— увеличение доли развивающихся стран вследствие проведения политики индустриализации — до 25% импорта машин и оборудования.
2)Научно-технический прогресс (НТП).Существует несколько тенденций развития НТП:
♦ все чаще мировой рынок предъявляет спрос на средства труда с более коротким сроком службы и материало- и энергосберегающим эффектом;
♦ бурное развитие новых отраслей промышленности (лазерная, робототехника, компьютерные технологии и др.);
♦ появляется глобальная информационная инфраструктура;
♦ конъюнктура рынков морально устаревшей продукции ухудшается.
3)Влияние международных корпораций и монополий. В настоящее время идет концентрация производства и капитала:
♦ появляются концерны, которые объединяются в альянсы;
♦ многие концерны больше стараются использовать кооперационную стратегию, чем конкурентную;
♦ часто компании сотрудничают с банками (финансово-промышленные группы).
4)Влияние (воздействие) государства:
♦ государство следит за изменением конъюнктуры рынка;
♦ государство является крупнейшим покупателем на внешнем и внутреннем рынке;
♦ государство выпускает стандарты, занимается унификацией;
♦ государство планирует программы стратегического характера;
♦ государство выплачивает субсидии и т. д.
Существует двоякое влияние милитаризации— концентрация военных отраслей оттягивает из промышленных отраслей большой объем ресурсов.
5)Воздействие инфляциипротиворечиво — степень воздействия инфляции зависит от ее темпов:
♦ если инфляция умеренная (ползучая) до 2–4% в год, то она выгодна капиталу и способна создать стимул для увеличения производства, тогда цены на продукцию растут быстрее, чем издержки;
♦ если инфляция выше, то происходит «бегство от денег», население начинает приобретать определенные товары;
♦ если же инфляция составляет (10–12%) — это очень опасно, поскольку начинает происходить нарушение функционирования денежно-кредитной системы, т. к. банкам становится трудно спрогнозировать темп инфляции, который может быть выше процента за кредит.
Непостоянно действующие нециклические факторы
1)Сезонность представляет собой неравномерное поступление определенных товаров на рынок в течение года. К таким товарам относятся:
♦ продукция рыбной промышленности;
♦ продукция пищевой промышленности.
2)Социальные конфликтыоказывают сильное влияние на мировую конъюнктуру, поскольку ведут к падению объемов производства. Забастовки в базовых отраслях экономики ведут к ее резкому ухудшению.
3)Политический кризис(политические конфликты, предвыборные кампании и т. д.) влечет за собой разрыв экономических связей, приостановку экономической деятельности, в худшем случае может привести к экономической блокаде, эмбарго, ограничению кредитов.
4)Стихийные бедствия и погодные изменениявлияют на всю общехозяйственную конъюнктуру страны (например, на сбор сельскохозяйственных культур), что ведет к повышению цен.
Контрольные вопросы
1. Понятие конъюнктуры и ее виды.
2. В чем состоит взаимосвязь конъюнктуры мирового рынка и экономических циклов?
3. Факторы нециклического характера, влияющие на конъюнктуру.
4. Основные параметры и показатели для анализа конъюнктуры товарного рынка.
5. Направления взаимодействия государства на конъюнктуру рынка.
6. Особенности непостоянно действующих факторов влияния на конъюнктуру рынков.
ОСНОВНЫЕ КОНЪЮНКТУРООБРАЗУЮШИЕ ФАКТОРЫ
Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием совокупности так называемых конъюнкгурообразующих факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др.).
Эти факторы подразделяются:
· на постоянные и переменные;
· циклические и нециклические (постоянно действующие: НТП, Влияние ТНК, Государство, Инфляция. Непостоянно действующие: Сезонность, Стихийные бедствия, Соц. и полит.кризисы );
· стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;
· по срокам действия — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные факторы.
При разработке прогнозов конъюнктуры мирового рынка обычно выделяются и анализируются прежде всего те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъюнктуры — «конъюнктурообразующие симптомы».
Существуют также и циклы обновления потребительских товаров длительного пользования (автомобили, холодильники и т. д.). При этом проявляются основные закономерности так называемого цикла жизни продукта.
Реальная же практика изменения конъюнктуры более динамична, чем цикличность экономического развития. Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы. К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести:
· регулирование конъюнктуры крупнейшими монополистическими объединениями, транснациональными корпорациями;
· государственное регулирование экономики (хотя степень воз действия государства на экономическое развитие в различных странах неодинакова);
· симбиоз первых двух факторов – государственно-монополистическое регулирование (когда регулирующее воздействие является результатом объединения мощи монополий с возможностями государственных институтов);
· политические факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.
Наряду с этим постоянно действующим нециклическим фактором находится научно-технический прогресс. Однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений и в их воздействии на жизнь общества в целом есть свои логика и цикличность, когда накопление научных знаний приводит на определенном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области научно-технического развития. Это неизбежно порождает соответствующую “большую волну” в развитии производства и, естественно, оказывает значительное воздействие на конъюнктуру рынка.
По существу циклическим фактором является и имеющая место в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.).
В целом количество и сила действия тех или иных конъюнктурообразуюших факторов постоянно меняются (нередко значительно) в зависимости от конкретных особенностей того или иного рынка. Кроме того, часто один и тот же фактор может по-разному влиять на различные сектора рынка (например, инфляция оказывает разное воздействие на экспортные и импортные отрасли национальной экономики).
В некоторых случаях на конкретных рынках может возникать ситуация (следуя терминологии макроэкономической теории) гистерезиса, когда текущие и, казалось бы, временные, преходящие колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негативным изменениям на данном рынке.
Конъюнктурообразующие факторы и их классификация
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:57, реферат
Описание работы
Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на: постоянные; временные; циклические; нециклические.
К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
Файлы: 1 файл
Конъюнктура рынка 2 (8).doc
Конъюнктурообразующие факторы и их классификация
Конъюнктурообразующие факторы и их классификация
Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на: постоянные; временные; циклические; нециклические.
К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.
Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.