Что составляет сущность государства

Сущность государства

Что составляет сущность государства. Смотреть фото Что составляет сущность государства. Смотреть картинку Что составляет сущность государства. Картинка про Что составляет сущность государства. Фото Что составляет сущность государства Что составляет сущность государства. Смотреть фото Что составляет сущность государства. Смотреть картинку Что составляет сущность государства. Картинка про Что составляет сущность государства. Фото Что составляет сущность государства Что составляет сущность государства. Смотреть фото Что составляет сущность государства. Смотреть картинку Что составляет сущность государства. Картинка про Что составляет сущность государства. Фото Что составляет сущность государства Что составляет сущность государства. Смотреть фото Что составляет сущность государства. Смотреть картинку Что составляет сущность государства. Картинка про Что составляет сущность государства. Фото Что составляет сущность государства

Что составляет сущность государства. Смотреть фото Что составляет сущность государства. Смотреть картинку Что составляет сущность государства. Картинка про Что составляет сущность государства. Фото Что составляет сущность государства

Что составляет сущность государства. Смотреть фото Что составляет сущность государства. Смотреть картинку Что составляет сущность государства. Картинка про Что составляет сущность государства. Фото Что составляет сущность государства

Сущность — содержание любого предмета, явления. Сущность государства как общественного явления представляет собой множество взаимосвязанных внутренних и внешних элементов и отношений, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Главное, надо понять, что сущность государства в направленности власти, ее принадлежности.

Социальная и нравственная сущность государства – (это самое распространенное мнение о его сущности) присутствовала в учениях философов разных эпох, а также весьма популярна и сейчас. Сущность этой концепции состоит в том, что государство носитель общечеловеческого, общесоциального начала, является выразителем интересов всего общества, его примирителем.

Так, например, Аристотель, Г. Гроций считали, что сущностью (целью) государства является устроение лучшей жизни для всех, это сосредоточение умственных и нравственных интересов граждан, достижение социального блага. Цицерон писал, что государство – это союз людей, объединенных общей пользой. Т. Гоббс думал, что государство служит для достижения общей безопасности. Гегель учил о нравственной природе государства (государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух). Руссо и Лассаль утверждали, что государство необходимо для утверждения общей свободы. Мыслители 20-века Ростоу, Берно, Хекшнер считали, что государство должно служить обществу, создавать в рамках закона различные социальные блага для всех членов общества с учетом возможностей каждого.

Юридическая и территориальная сущность государства. Представители этого направления признавали государство как организацию властвования на основе права на определенной территории (Еллинек, Коркунов, Гумплович, Трубецкой, Шершеневич и другие)

Классовую сущность государства развивали в своих учениях К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин Сущность государства в диктатуре (господстве) одного класса над другим, общество не имеет единой цели, оно расколото.

В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности, — защиту безопасности, сохранение мир, преодоление социальных противоречий, охрана прав и свобод человека, охрану окружающей среды и др.

Таким образом, под сущностью государства понимается обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности).

Высшее общественное предназначение государства — гарантия нормальной, безопасной жизнедеятельности общества, создание таких условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются посредством экономических и духовных факторов.

Государство как политическая сила обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства (подданства). Наличие гражданства (подданства) имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т. п.

Что составляет сущность государства. Смотреть фото Что составляет сущность государства. Смотреть картинку Что составляет сущность государства. Картинка про Что составляет сущность государства. Фото Что составляет сущность государства

Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность к тому или иному государству меньше зависит от человека, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. Во-первых, правом на навязывание своей воли населению с помощью аппарата власти — армии, служб охраны порядка и безопасности. Во-вторых, правом на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер, т. е. правом на нормирование жизни всего общества. В-третьих, правом на взимание налогов, обязательных для населения, а также взносов и сборов, отличающихся от налогов большей добровольностью и нерегулярностью.

Существенным признаком государства признается территория. Органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие геополитические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание леса и степи и пр. Эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, образ жизни, расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности.

Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, прежде всего на этапе своего возникновения и формирования, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социальнополитическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами.

Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и названия. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, а также государственной бюрократии, играющей вспомогательную, служебную роль.

Дифференциация государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняет государство. Если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то для этого создаются соответствующие органы. Осуществление государством социальных функций связано с образованием государственных служб социального обеспечения, страхования, по трудоустройству и т. п.

1) Понятие и признаки государства. Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в котором существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, отличающих одно государство от другого. Вместе с тем государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства: государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

Можно выделить два рода признаков государства: во-первых, признаки, отличающие государство от догосударственного состояния общества. К ним относятся:

1. публичная власть как форма политической власти, что означает наличие у нее особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и имеющего свою публичную и материальную базу;

2. территория (определяет принадлежность данного общества определенной части земли, поверхности планеты, воздушного пространства, границы территории, их режим, внутригосударственную административнотерриториальную организацию) и население (характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу, гражданство);

3. налоги и сборы (для содержания публичной власти стали необходимыми средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан — налогов и податей);

Во – вторых, признаки, отличающие любое государство от других общественных объединений и организаций в обществе. К ним относятся:

4. суверенитет (означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии ненарушения суверенитета других государств);

6. всеобщность власти (то есть распространение ее в масштабе всей страны)

7. монополия на легальное принуждение (только государство и только оно может легально принуждать граждан к чему – либо, наказывая за непослушание лишением собственности, свободы и даже жизни)

Источник

Понятие государства

3.3. Сущность государства

Характеристика государства была бы неполной, если ограничиться одними его признаками. Подробное рассмотрение государства возможно лишь при детальном рассмотрении его сущности.

Достаточно долгое время, в течение всего советского периода истории нашего государства, существовал только один марксистский подход к сущности государства.

Общечеловеческая сущность государства состоит в обеспечении социального согласия, смягчения и преодоления противоречий, поиске форм сотрудничества различных слоев населения.

Сведение воедино классового и общесоциального подходов породило в юридической науке концепцию двуединой сущности государства как общесоциального регулятора общественных отношений и классового инструмента, используемого исходя из разумного сочетания и компромиссов интересов господствующего класса и интересов всего общества в целом.

Сущность государства проявляется особенно ярко и характерно при определении типа государства, соответствующего конкретному историческому этапу его развития.

Первые попытки провести типологию государств проводил еще Аристотель, который полагал, что основным критерием разграничения государств является количество властвующих. Он выделял правление одного, правление немногих, правление большинства. При этом каждый из подобных типов государства имел правильные и неправильные формы. Правильные государства, по его мнению, направлены на достижение всеобщего блага, а неправильные преследуют лишь частные цели.

В дальнейшем различные концепции типологии государств предлагали Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер и др.

В современной юридической науке выделяют два основных подхода к типологии государства.

Долгое время превалирующим был формационный подход. Он выражал марксистскую сущность государства. История развития государства рассматривалась как непрерывный процесс смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства.

По сути тип государства выражал его экономическую основу, классовую сущность и социальное назначение. Согласно формационному подходу выделялось четыре основных типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Каждый из типов государства имел определенную классовую сущность и строился на противопоставлении двух основных классов.

Следуя этой теории, государство в своем развитии должно пройти последовательно все этапы, все типы государства. Переход от буржуазного к социалистическому государству должен идти революционным путем, путем «слома» старого и построения нового строя.

Необходимо признать, что марксистская теория происхождения и сущности государства, основанная на последовательной смене общественно-экономической формации в ряде случаев доказала свою состоятельность. В особенности при характеристике буржуазного государства в XVIII-XIX вв., когда сформировалось реальное противостояние буржуазии и пролетариата. Классовая борьба во многих европейских государствах обострилась до предела, что способствовало созданию революционной ситуации, в отдельных случаях перераставшей в вооруженные конфликты и смену власти. Октябрьская революция 1917 г. объяснялась с позиций перехода от государства буржуазного типа к социалистическому государству.

Однако в процессе исторического развития выявились серьезные противоречия и несоответствия в применении формационного подхода. Так, многие государства не прошли в своем развитии всех исторических типов. Ряд государств Азии и Африки до сих пор, если использовать соответствующую терминологию, находятся на стадии феодального государства. В некоторых из них, например Монголии, в процессе распада феодального строя искусственно насаждался социалистический тип государства.

Многие государства Западной Европы и Америки в своем развитии намного опередили другие страны, при формальном сохранении буржуазного типа общественно-экономической формации. Частная собственность, серьезные материальные стимулы послужили мощным стержнем для развития предпринимательства, усиления экономического богатства и процветания.

США, Швеция, Англия, Франция и другие развитые страны постепенно от буржуазного государства как инструмента насилия над рабочим классом перешли к построению социального государства. Для этого взамен преодоления общественных противоречий используются инструменты достижения социального компромисса. Все большее значение в этих странах приобретают демократия, плюрализм, разделение властей и другие признаки демократического правового государства.

Таким образом, использование лишь формационного подхода не отражает всех особенностей сущности и содержания государства. Все плюсы и минусы марксистской теории показывают необходимость использования других подходов.

Другим, более популярным в настоящее время подходом, является цивилизационный подход. Он основывается на известной в настоящее время концепции смены цивилизаций. В ней существуют два основных направления.

Английский историк А.Тойнби известен как автор концепции замкнутой цивилизации. Под цивилизацией он понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с этим определением в мировой истории выделялось более 20 цивилизаций, существующих достаточно обособленно друг от друга. Одной из этих цивилизаций является славянская цивилизация, которая имеет свои отличительные признаки и определяет сущность современного российского государства и ряд других государств на постсоветском пространстве.

Второе направление в цивилизационном подходе называется технологическим направлением, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг. Простейшая классификация государства по данному критерию основывается на теории «менеджеризма» и включает три типа государства и общества: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Существует также теория стадий экономического роста, автором которой является известный американский социолог Уолт Ростоу. Он бросил вызов марксисткой теории экономического развития государства и предложил пять стадий развития государства и общества:

При характеристике цивилизационного подхода наблюдается смешение сущности государства и общества. Они рассматриваются как неразрывно связанные категории, часто термин «государство» подменяется понятием «общество».

Государственно-организованное и цивилизованное общество не знает острых противоречий между государством и гражданским обществом. Оно основано на теории социального компромисса, принципах социального государства и служит целям всеобщего блага.

Источник

Теория государства и права

Что составляет сущность государства. Смотреть фото Что составляет сущность государства. Смотреть картинку Что составляет сущность государства. Картинка про Что составляет сущность государства. Фото Что составляет сущность государства

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *