Что составляет существо политического прогресса
34. Политический прогресс и его критерии
Политическим прогрессом называется направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов, в большей степени учета человеческого разнообразия и свободы.
Критериями политического прогресса выступают следующие параметры существования политических систем:
1) Степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие функций.
О том, насколько высока степень развития политических отношений, свидетельствует в первую очередь наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. В то же время сосредоточение этих властей в одном органе или человеке является признаком примитивизации политических отношений, происходящей в силу тех или иных причин.
2) Характер стимулов политической деятельности.
В ходе политического прогресса как неуклонного движения вперед происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического действия.
3) Наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не к апологетике собственного состояния.
В современном обществе эту роль выполняют общественное мнение, свободная печать, не зависимые от правительства исследовательские организации.
4) Нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.
Критерии политического прогресса не изолированы друг от друга, их необходимо использовать во взаимосвязи с учетом того, что каждый отражает лишь определенный аспект политического прогресса. Рассматривать, прогрессивен или регрессивен ход политического развития общества, необходимо, учитывая все критерии прогресса.
Политический прогресс и его критерии
Цели и средства в политике
Политика является целенаправленной деятельностью, которая пользуется для достижения намеченных целей соответствующими средствами.
Целью в политике называют идеальный, желательный результат, ради которого и осуществляется политическая деятельность.
Цели политики можно классифицировать по общим, родовым, признакам:
1) по их значению: общие (достижение всеобщего равенства, благополучия и т. п.) и частные (формирование правительства народного доверия);
2) по содержанию политики: социальные, экономические, идеологические, экологические, политико‑юридические и др.;
3) по очередности: ближайшие, промежуточные, более отдаленные, конечные (для конкретного политического процесса);
4) по сферам политической деятельности: внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные) и т. п.
Средствами в политике называют инструмент достижения целей, превращения идеальных стремлений в реальные действия и результаты.
В политической жизни используются такие средства, как забастовки, пропагандистские кампании, вооруженные действия, популистские обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и т. д.
Цели могут быть жесткими (крайними), нацеленными на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемого результата, и мягкими (умеренными), использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.
Цели и средства взаимозависимы, и между ними происходит взаимодействие: цель предопределяет используемые средства, но и средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, корректируют ее основные параметры, вплоть до отказа от недостижимых идеалов.
Умение соизмерять цели и средства, использовать в оптимальном варианте те или иные средства для достижения конкретных целей – в этом и заключается искусство политики.
И хотя Макиавелли говорил, что цель оправдывает средства, для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства: от целей, достигнуть которых можно только с помощью антигуманных действий, политику следует отказаться.
Политическим прогрессом называется направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов, в большей степени учета человеческого разнообразия и свободы.
Критериями политического прогресса выступают следующие параметры существования политических систем:
1) Степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие функций.
О том, насколько высока степень развития политических отношений, свидетельствует в первую очередь наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. В то же время сосредоточение этих властей в одном органе или человеке является признаком примитивизации политических отношений, происходящей в силу тех или иных причин.
2) Характер стимулов политической деятельности.
В ходе политического прогресса как неуклонного движения вперед происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического действия.
3) Наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не к апологетике собственного состояния.
В современном обществе эту роль выполняют общественное мнение, свободная печать, не зависимые от правительства исследовательские организации.
4) Нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.
Критерии политического прогресса не изолированы друг от друга, их необходимо использовать во взаимосвязи с учетом того, что каждый отражает лишь определенный аспект политического прогресса. Рассматривать, прогрессивен или регрессивен ход политического развития общества, необходимо, учитывая все критерии прогресса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Политический прогресс и его критерии
19. Политический прогресс и его критерии
Политический прогресс — это направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных
интересов, в большей степени учета человеческого разнообразия и свободы.
В качестве критериев политического прогресса выделяют следующие параметры существования политических систем:
— степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие функций. О достаточно высокой степени их развития свидетельствует, например, наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. И, наоборот, их сосредоточение в одном органе или человеке — верный признак примитивизации политических отношений, наступающей в силу тех или иных причин;
— характер стимулов политической деятельности: в ходе политического прогресса происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического действия;
— наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не апологетике собственного состояния. Эту роль выполняет прежде всего общественное мнение, свободная печать, независимые от правительства исследовательские организации;
— нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.
Эти критерии политического прогресса не изолированы друг от друга, их необходимо использовать во взаимосвязи с учетом того, что каждый отражает лишь определенный аспект политического прогресса, но не весь его в целом.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 4. § 4.
Ильин В.В., Панарин АС., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 1996.
Ковалев А.М. Многомерность общественного процесса и политики // Вестник МГУ. Сер. Политические науки. 1996. № 1.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 13. § 3.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 282—297.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.354—368.
20. Соотношение экономики, политики и права
Экономика — это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития социальных производительных сил, способ производства конкретного общества.
Политика — это система отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе.
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов, религии, нации и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Существуют две принципиальные точки зрения в рассмотрении соотношения данных понятий. Одни ученые считают, что между этими понятиями нет приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).
Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.
Согласно второй точке зрения экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.
Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.
Соотношение же между политикой и правом проявляется в двух вариантах: в первом определяющим фактором выступает политика, во втором — право.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1.Тема 4.
Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 6—8.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 7.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 31.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 7.
Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. Лекция 8.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С. 89—102.
Политология / Под ред. Г.В. Полуниной.М., 1996. Гл. 12.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Гл. 7,17.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. М., 1997. Гл.6.
Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М., 1996.
Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 10—23.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЕГО КРИТЕРИИ
Из сказанного выше нетрудно сделать вывод, что оценка меры развития, направленности, эффективности столь противоречивого, многостороннего феномена, как политическая жизнь, весьма сложна, поэтому часто оспаривается даже сама возможность такой операции. Ведь известно, сколь грандиозные спекуляции, чисто мифологические системы доказательств своей «прогрессивности» выдвигались в пропагандистских целях политическими режимами, эксплуатировавшими для обеспечения своего существования самые низменные свойства человеческой натуры, самые примитивные способы управления людьми.
Однако надобность сравнения разных политических систем, типов политических отношений по степени их совершенства. реализации ими потенций, содержащихся в определенном направлении политического развития, возникает в реальной политическом практике и теории постоянно и связана с самой сутью
политических отношений — проблемой выбора. Видимо, существует и политический прогресс как направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов, вообще большей степени учета человеческого разнообразия и свободы. Именно поэтому одни типы политических отношений вызывают одобрение и стремление к их воспроизведению, функционируют устойчиво и целесообразно, другие — неизменно вызывают осуждение или насмешки и свое существование обеспечивают грубой силой, дезинформацией и оказываются нежизнеспособны.
Понятно также и то, что всякое сопоставление должно базироваться на критериях и способах сравнения и изучения, которые были бы относительно независимы от ценностных предпочтений, структур мышления, характерных для разных политических структур. Среди критериев, обладающих такими свойствами, можно выделить следующие.
Одним из показателей уровня развития политических отношений служит степень_ их структурной дифференциации, величина разнообразия функций, видов политических отношений. О достаточно высокой степени их развития говорит, скажем, наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. И наоборот, их сосредоточение в одном органе или, не дай бог, в человеке — верный признак зачаточного характера политических отношений или их примитивизации, наступающей в силу тех или иных причин. Происходящий во многих современных политических системах процесс формирования «четвертой власти» — власти общественного мнения, независимой прессы — свидетельство развития, совершенствования политических отношений. С точки зрения учета принципа дифференциации политических отношений формирование политической системы на основе известного лозунга «Вся власть Советам!» было очевидным движением вспять, обернувшимся уничтожением внутри системы политической власти противовесов и сдерживающих механизмов, потерей многих серьезных завоеваний процесса демократизации политической жизни в России.
Об уровне развития политических отношений можно судить по характеру стимулов политической деятельности, в ходе политического прогресса происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации, инициативы субъекта политического действия. Важный критерий — наличие в рамках
87
определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценки •, а не апологетике собственного ‘состояния. Эту роль выполняет прежде всего общественное мнение, свободная печать, независимая от правительства исследовательские организации. Если так компонент внутри политической системы по тем или иным причинам отсутствует, то реальными признаками ее состояния служат внешние по отношению к политике признаки: экономические кризисы или деградация социальной сферы, нарастающее отставание в жизненно важных отраслях производства науки и образования, разрушение природной среды обитания. человека. Появление этих знаков беды указывает, что политика в данном ее состоянии не способна выполнить жизненно важные для себя и для общества функции по предотвращению социальных катаклизмов, управлению делами общества, защите общих интересов.
Политический прогресс связан также с нарастанием роли знания, рационализации в осуществлении политических функции, в планировании и управлении в сфере политики, с постепенным освобождением политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выходом политики из подчинения религиозному истолкованию действительности. Вообще эти элементы человеческой духовности существуют в политическом сознании всегда, выполняют важную роль в регуляции поведения людей в сфере политических отношений. Но весьма важным является их соотношение с рациональным моментом регуляции политического поведения. Если в силу тех или иных причин в политическом предвидении, планировании, управлении доминируют иррациональные компоненты человеческого сознания, то резко падают возможности согласования к рамках данной системы политических отношений интересов различных социальных групп или политических образований (ведь понимание общности этих интересов вырастает только из объективного знания), формируется искаженное, фрагментарное отражение политической действительности: значение одних ее элементов преувеличивается, других — преуменьшается или вообще игнорируется. Такая политика оказывается способной плодить, но не разрешать или регулировать социальные противоречия. большинство из которых она просто «не замечает».
Нетрудно видеть, что выделенные выше критерии политического прогресса не изолированы друг от друга, необходимо использовать их во взаимосвязи, с учетом того, что каждый из них отражает только определенный аспект политического прогресса.
V. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА
При всей важности макросоциологического анализа политики, т. е. анализа ее на уровне общества и его структурных элементов, он тем не менее не может охватить всех аспектов этой политики, и прежде всего тех, которые связаны с действиями самой личности, с ее политическим поведением в конкретной ситуации. Вот почему такой анализ непременно должен быть дополнен микросоциологическим анализом, т. е. анализом политики на уровне личности и ее социально-психологической структуры. Надо сказать, что задача эта далеко не легкая, ибо макросоциологический и микросоциологический подходы к политике, как об этом свидетельствует опыт нашей страны, а также других стран (в прошлом—социалистических), были не только фактически разделены, но и находились в весьма противоречивом отношении друг к другу. Всякие попытки отдельных социологов и политологов навести мосты между этими подходами (либо путем моделирования макропроцессов по микромоделям, либо, наоборот, путем переноса макромодельных представлений на частные политические объекты и процессы) чаще всего оказывались безрезультатными. И причина тому — отнюдь не неумение отечественных исследователей найти правильный путь к органическому сочетанию названных подходов, а сама реальная политическая жизнь, в которой личные политические интересы были, по существу, всецело поглощены общественными политическими интересами.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общественный прогресс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие общественного прогресса
Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.
Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Прогресс может развиваться в двух формах:
Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).
Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:
Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.
Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.
Противоположность общественного прогресса — это регресс.
Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.
Стагнация— задержка общественного развития.
Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса
Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.
Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.
Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.
Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.
Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.
Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.
Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.
Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.
Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.
Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
Критерии общественного прогресса
Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.
Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.
Социальный
Отражение уровня развития общества.
Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.
Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.
Экономический
Оказывает влияние на все другие сферы.
Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.
Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.
Научно-технический
Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.
Культурный (духовный)
Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.
Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.
Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.