Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской
Основной конфликт комедии «Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это новаторское произведение XIX века. Автор использует новый метод художественного изложения, что было несвойственно тому времени. Пьеса относится к первому реалистичному произведению, которое написано русским писателем. Главное отличие заключается в том, что любовный конфликт комедии «Горе от ума», тесно связан с общественными проблемами.
Роль любовной линии
В основе произведения лежит традиционная проблема между влюбленными людьми. Она не является главной, а больше второстепенной и дополняющей другой конфликт — социальный. Можно отнести комедию к общественному произведению, которое показывает столкновение двух эпох.
Однако сюжетная линия построена на чувствах людей, на их внутренних переживаниях. В самом начале читатели догадываются, что их ожидает любовный треугольник между главными персонажами. В первом действии писатель описывает свидание Софьи и Молчалина, и сразу можно догадаться об их взаимоотношениях. Еще служанка Елизавета напоминает ей о юношеской любви: во время учебы Софью связывали теплые чувства с Чацким. Именно из-за девушки он приезжает в Москву. Основной любовный конфликт происходит между следующими героями:
Софья не может выбрать Чацкого в мужья, так как мужчина не готов идти на компромисс, он отстаивает свою точку зрения. А Молчалин совершенно другой тип личности, он отличный кандидат на роль супруга. Он молчалив и знает, как подслуживаться, умеет заводить полезные знакомства, с легкостью использует людей для достижения своих личных целей.
Но к девушке он не испытывает никаких чувств, а ухаживает за Софьей только из-за ее отца. По сути, она ему безразлична, но желание быть ближе к дворянскому роду берет верх над его чувствами к служанке Лизе. В пьесе нет конфликта отцов и детей, четко прослеживается проблема старого и нового поколений. Чацкий является драматическим персонажем, так как он выступает за справедливость и нравственные ценности в обществе. Люди не готовы принять его характерные особенности личности, они просто боятся каких-либо перемен.
Софья совершенно другая, ее нельзя причислить ни к одной эпохе. Невозможно сказать, что она глупая или необразованная. Она обладает отличным складом ума, ее не интересует мнение общественности. Софья руководствуется внутренними чувствами, она боится за свой предстоящий брак, поэтому решает опорочить имя Чацкого, чтобы бывший возлюбленный не смог разрушить ее отношения. Выставляет его сумасшедшим и общество принимает ее мнение, так как он для них представляет угрозу. По этой причине Чацкий должен покинуть Москву, в этот момент происходит развязка основного сюжета.
Переплетение социальной проблемы и любовной линии — это то, что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии. Автор начинает пьесу с любовной интриги, но она не является главным конфликтом. Она только завязка драмы и позволяет писателю продемонстрировать на примере фамусовского общества проблемы социального характера, которые были присуще началу XIX века.
Когда пьеса была опубликована, то она стала одним из самых популярных литературных произведений 19 века. Многие цитаты из книги используются в сегодняшней речи, например, счастливые часов не наблюдают.
По данному произведению школьники часто пишут сочинение, так как в сюжетной линии заложено два конфликта, любовные интриги героев приводят к обострению социальных проблем.
Сущность конфликта в грибоедовской комедии «Горе от ума»
Комедийное произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» считается новаторской и первой реалистической пьесой в России. В своем творении автор отступил от признаков единства и создал несколько разногласий. Главными темами конфликтов комедии «Горе от ума» являются переживания в личной жизни и проблемы общества.
Роль любовной интриги
Любовная линия проглядывается в комедии на протяжении всей пьесы. Но так как жанр произведения — общественная комедия, то социальный аспект разногласий все же главенствует над интригой в любви.
Однако перед читателем первыми возникают личные переживания в любовном треугольнике. Софья питает глубокие чувства к Молчалину, что показывается в первом же действии во время ночного свидания. Тем временем ее служанка Лиза вспоминает о юношеской любви хозяйки к Чацкому. Образуется любовный треугольник.
Любовный конфликт комедии «Горе от ума» пересекается с социальным, сюжетные линии переплетаются, в этом и заключается своеобразие пьесы. Чтобы усилить комичность ситуации, Грибоедов вводит еще 2 любовных треугольника в «Горе от ума», связанных со следующими персонажами:
Софья испытывает чувства к Молчалину, а он, в свою очередь, приглядывается к Лизе. Девушка же влюблена в Петрушу, но не может решиться признаться ему в любви.
Социальные разногласия
В произведении Грибоедова разгорается настоящее противоборство между традиционным и новым дворянством. К последнему причисляет себя Чацкий. Также к прогрессивному дворянству относятся другие внесценические действующие лица пьесы. Чацкий придерживается мнения, что важнее прислуживать «делу», а не отдельным людям, находящимся в служении.
Он отрекается от нравственной морали, которая так важна Фамусову. Чацкий считает, что приспособиться к условиям жизни, подстроить под ситуацию свою манеру поведения главнее всего. По его мнению, именно это позволит:
Тем не менее в пьесе есть цитата Чацкого, показывающая, что главная его цель заключается в служении. Ему неприятно прислуживать, но он готов потерпеть:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Дискуссируя с Фамусовым, Чацкий выступает в пользу науки и выставляет себя свободным от всяческих предрассудков. Быть представителем прошлого века выпала честь Фамусову. Герой олицетворяет все недостатки аристократии. Его больше всего волнует то, что о нем думают окружающие, в частности, светские круги. Была бы его воля, Фамусов взял бы в зятья Скалозубова, так как последний живет мечтой о генеральском чине и является материально обеспеченным.
Фамусова восхищает умение дяди Максима Петровича «подслужиться» и ловко выкручиваться из различных ситуаций. Может показаться, что в пьесе возникает конфликт отцов и детей. Но это не так. Сущность произведения заключается в разногласиях, возникающих между людьми прошлого и современниками.
Молчалин, который представляет в пьесе поколение «детей», солидарен с мнением Фамусова. Он понимает, что хорошие отношения с нужными людьми необходимы для успешной жизни. Ему также нравятся награды и чины. У него отличные отношения с Софьей, которые он поддерживает, чтобы угодить ее влиятельному отцу.
Девушку нельзя отнести ни к одному из двух поколений. Она противопоставляет себя отцу, но только из-за влюбленности в Молчалина. Конфликт никак не связан с ее мнением по поводу устройства общества.
Фамусов — заботливый отец, заигрывающий со служанкой. Он не служит примером для Софьи. Девушка обладает хорошим умом и прогрессивна в своих взглядах. Ее не волнует общественное мнение, что и образует конфликт между нею и отцом. Но она не встала на сторону Чацкого, наоборот, из-за нее его выгнали из общества. Девушка распространяла слухи о безумии мужчины.
Именно клевета и сыграла главную роль в любовном конфликте. Отношения между Софьей и Чацким испортились не из-за взглядов на политические идеи. Она беспокоится о том, чтобы бывший возлюбленный не разрушил ее счастье.
Особенности пьесы
Социальный конфликт Чацкого определяется разочарованием в любви. Он служит завязкой и обострением драматической ситуации, связанной с безумием.
В пьесе есть два типа конфликта, которые тесно переплетаются. Личные переживания начинаются в начале произведения и являются фундаментом для появления столкновений между минувшим веком и Чацким.
Любовный конфликт оказывает помощь Фамусову в том, чтобы представить Чацкого сумасшедшим.
Основное разногласие — социальное, поскольку Грибоедов называет «Горе от ума» социальной комедией. Целью произведения, как показывает развязка, выступает выявление морали дворянских кругов XIX века. Это можно указать в сочинении о сущности двуединого конфликта в грибоедовской комедии.
Еще материалы по теме:
Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской
Вопрос по литературе:
Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии? Нарушает ли наличие двух уровней развития драматического сюжета классицистический принцип единства действия? Укажите основные этапы развития конфликта в пьесе. Какая сцена является кульминационной и какие приемы «сгущения», обострения действия использует автор?
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Ответы и объяснения 1
если Горе от ума, то
первый конфликт-любовный(частный), где чацкий влюблен в софью, софья в Молчалина, молчалин в Лизу, а лиза в Петрушку; людовный треугольник-Сфья-чацкий-молчалин
этапы:
экспозиция-приезжает Чацкий
завязка- Чацкий плохо отзывается о молчалине
кульминация-сцена на балу, чацкого объявляют сумасшедшим
развязка- чацкий понимает, что он лишний в доме
второй- общественный(общественно-политический) между Чацким и Фамусовым
этапы:
экспозиция-приезд чацкого
завязка-рассуждение чацкого и фамусова о «веке нынешнем » и «веке минувшем»
кульминыция-объявление чацкого сумасшедшим
развязка-предательство Софьи, подслушенный в холе разговор
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской. В пьесе два конфликта: личный и общественный. Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»
Новаторство комедии «Горе от ума»
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».
Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»
Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.
Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».
Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.
Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией
В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.
Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.
Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.
Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.
Выводы
Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.
Тест по произведению
Своеобразие конфликта комедии «Горе от ума» Грибоедова
Комедия Грибоедова «Горе от ума», беспорно, лучшее произведение великого драматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, косвенно показала борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталого самодержавия и новыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи.
Значение «Горе от ума» трудно переоценить Можно говорить о пьесе как о громовом ударе по обществу фамусовых, молчалиных, скалозубов, о пьесе-драме «о крушении ума человека в России».
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале XIX века между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством. Первые стремились во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй и барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Вторые боролись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век нынешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего», гневный протест представителя молодого, прогрессивного поколения в лице Чацкого против всего
Отживающего составляет главную тему «Горя от ума».
Характеристики метки, точны. Тут и «старинный, верный член «Английского клуба» Фамусов, и дядюшка Софьи, который уж «отпрыгал свой век», и «тот черномазенький», который всюду «тут как тут,
И только потом, оболганный, оскорбленный этим обществом, он убеждается в безнадежности своей проповеди, освобождается от своих иллюзий: «Мечтанья с глаз долой, и спала пелена». Столкновение Чацкого и Фамусова строится на противопоставлении их отношения к службе, к вольности, к властям, к «веку минувшему» и «веку нынешнему», к иностранцам, к просвещению и т. д.
С достоинством барина, тоном превосходства сообщает Фамусов о своей службе:
Подписано, так с плеч долой.
Откровения Фамусова возмущают Чацкого, и он произносит монолог, насыщенный ненавистью к «раболепству », шутовству. Слушая крамольные речи Чацкого, Фамусов все более распаляется. Он уже готов принять строжайшие меры против таких инакомыслящих, как Чацкий, считает, что им нужно запретить въезд в столицу, что их нужно отдать под суд. Рядом с Фамусовым полковник, такой же враг просвещенья и наук. Он спешит обрадовать гостей тем,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
У нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь.
Гостей Фамусова объединяет защита самодержавно-крепостнического строя, ненависть ко всему прогрессивному. Пламенный мечтатель, с разумной мыслью и благородными порывами, Чацкий противопоставлен сплоченному и многоликому миру фамусовых, скалозубов с их мелкими целями и низменными стремлениями. Он чужой в этом мире. «Ум» Чацкого ставит его в глазах фамусовых вне их круга, вне привычных для них норм общественного поведения. Лучшие человеческие свойства и склонности героев делают его в представлении окружающих «странным человеком », «карбонарием», «чудаком», «безумным». Столкновение Чацкого с фамусовским обществом неизбежно. В речах Чацкого со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.
Пребывание за границей расширило кругозор Чацкого, но не сделало его поклонником всего иностранного, в отличие от единомышленников Фамусова. Чацкого возмущает отсутствие патриотизма среди этих людей. Его достоинство русского человека оскорблено тем, что среди дворянства «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским». До боли любя свою родину, он желал бы оградить общество от тоски по стороне чужой, от «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу. По его мысли, дворянство должно стоять ближе к народу и говорить по-русски, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».
Что же удерживает Чацкого в чуждом по духу обществе? Только любовь к Софье. Это чувство оправдывает и делает понятным его пребывание в доме Фамусова. Ум и благородство Чацкого, чувство гражданского долга, негодование человеческого достоинства вступают в острый конфликт с его «сердцем», с его любовью к Софье. Общественно-политическая и личная драма развертывается в комедии параллельно. Они нераздельно слиты. Софья целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом ума и души противостоит этому миру.
Любовный конфликт Чацкого с Софьей разрастается до масштабов поднятого им бунта. Как только выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и все прошедшее обратила в смех, он покидает ее дом, это общество. Чацкий в последнем монологе не только обвиняет Фамусова, но и сам духовно освобождается, мужественно побеждая свою страстную и нежную влюбленность и разрывая последние нити, связывавшие его с фамусовским миром.
У Чацкого еще мало идейных последователей.
Его протест, конечно, не находит отклика в среде
…старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.
Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения, передовых идей. Борьба против фамусовых не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась. Декабристы и выразитель их идей Чацкий были представителями первого раннего этапа русского освободительного движения.
В пьесе “Горе от ума” несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы было наличие только одного конфликта.
1) И. А. Гончаров, полагал, что комедия Грибоедова никогда не устареет. Чем можно объяснить её бессмертие?
2) Почему к Чацкому нельзя применить выражение «лишний человек»?
На сцене мы не видим его единомышленников, хотя среди внесценических героев они есть (профессора Петербургского института, упражняющиеся «в. безверье», двоюродный брат Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил. службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»). Чацкий видит опору в людях, разделяющих его убеждения, в народе, верит в победу прогресса. Он активно вторгается в общественную жизнь, не только выступает с критикой общественных порядков, но и пропагандирует свою положительную программу. Слово и дело у него неразрывны. Он рвется в бой, отстаивая свои убеждения. Это не лишний, а новый человек.
3) Почему Чацкого считают предвестником типа «лишнего человека»?
Чацкий, как позже Онегин и Печорин, независим в суждениях, критически относится к высшему свету, равнодушен к чинам. Он хочет служить Отчизне, а не «прислуживаться вышестоящим». А такие люди, несмотря на ум, способности, были не востребованы обществом, лишние в нем.
4) Каковы сюжетные линии комедии?
Сюжет комедии составляют следующие две линии: любовная интрига и общественный конфликт.
5) Какие конфликты представлены в пьесе?
6) Почему комедия начинается с любовной интриги?
7) Какую роль играет тема ума в комедии?
Тема ума в комедии играет центральную роль, потому что в конечном счёте всё вращается вокруг этого понятия и его различных интерпретаций. В зависимости от того, как герои отвечают на этот вопрос, они себя и ведут.
8) Каким Пушкин видел Чацкого?
9) Что «говорят» о персонажах комедии их фамилии?
10) Назовите завязку комедии. Какие сюжетные линии намечаются в первом действии?
11) При каких обстоятельствах складываются первые впечатления о Молчалине? Обратите внимание на ремарку в конце четвертого явления первого действия. Как вы можете ее объяснить?
Первые впечатления о Молчалине складываются из диалога с Фамусовым, а также из отзыва Чацкого о нем.
Он немногословен, чем оправдывает свою фамилию.
Еще ли не сломил безмолвия печати?
«Безмолвия печати» он не сломил и на свидании с Софьей, которая принимает его робкое поведение за скромность, застенчивость, неприятие дерзости. Лишь позже мы узнаем, что Молчалин скучает, притворясь влюбленным «в угоду дочери такого человека» «по должности», и может быть очень развязен с Лизой.
Читатель верит пророчеству Чацкого, зная даже о Молчалине очень немногое, что «он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
12) Как Софья и Лиза оценивают Чацкого?
По-разному. Лиза оценивает искренность Чацкого, его эмоциональность, преданность Софье, вспоминает, с каким горестным чувством он уезжал и даже плакал, предчувствуя, что может за годы отсутствия утратить любовь Софьи. «Бедняжка будто знал, что года через три…»
Лиза ценит Чацкого за веселость и остроумие. Легко запоминается ее фраза, характеризующая Чацкого:
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
13) Сопоставьте монологи Чацкого и Фамусова. В чем заключается сущность и причина разногласий между ними?
15) Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?
Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некоторые принципы выражены афористично: «И награжденья брать, и весело пожить», «Мне только бы досталось в генералы!». Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал. Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому («Лгунишка он, картежник, вор / Я было от него и двери на запор…»), принимает его, потому что он «мастер угодить», достал в подарок ей арапку-девку. Жены подчиняют своей воле мужей (Наталья Дмитриевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту категорию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатными. Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворянской Москвы стала галломания.
16) Вспомните закон трех единств (места, времени, действия), характерный для драматического действия в классицизме. Соблюдается ли он в комедии?
В комедии соблюдено два единства: времени (события происходят в течение суток), места (в доме Фамусова, но в разных комнатах). Действие осложнено наличием двух конфликтов.
17) Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Почему гости Фамусова так охотно поддерживают эту сплетню?
А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда «маленьких комедий», когда каждый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение. Кто-то говорит с неприязнью о Чацком, кто-то сочувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекватны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще раскрываются характеры персонажей, составляющих фамусовский круг. Загорецкий дополняет новость на ходу придуманным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безумными. Смешон диалог о Чацком графини-бабушки и князя Тугоуховского, которые из-за глухоты своей многое прибавляют к пущенному Софьей слуху: «окаянный вольтерьянец», «переступил закон», «в пусурманах он» и т. д. Затем комические миниатюры сменяются массовой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.
18) Почему литературовед А. Лебедев называет Молчалиных «вечно молодыми старичками российской истории»? Каково истинное лицо Молчалина?
Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
20) Познакомьтесь с различными оценками образа Чацкого.
Гончаров: «Чацкий положительно умен. Речь его кипит остроумием…»
Почему столь по-разному писатели и критики оценивают этот образ?
Причина в сложности и многоплановости комедии. Пушкину привез рукопись грибоедовской пьесы И. И. Пущин в Михайловское, и это было первое знакомство с произведением, к тому времени эстетические позиции обоих поэтов разошлись. Пушкин уже считал нецелесообразным открытый конфликт личности и общества, но тем не менее он признавал, что «драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова». Впоследствии «Горе от ума» войдет в творчество Пушкина скрытыми и явными цитатами.
Упреки Чацкому в многословии и проповедовании некстати можно объяснить теми задачами, которые ставили перед собой декабристы: в любой аудитории высказывать свои позиции. Они отличались прямотой и резкостью суждений, безапелляционностью своих приговоров, не учитывая светских норм, называли вещи своими именами. Тем самым в образе Чацкого писатель отразил типичные черты героя своего времени, передового человека 20-х годов XIX века.
21) Почему Чацкие живут и не переводятся в обществе? (По статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний».)
Состояние, обозначенное в комедии как «ум с сердцем не в ладу», свойственно в любые времена мыслящему русскому человеку. Неудовлетворенность и сомнения, стремление утвердить передовые взгляды, выступить против несправедливости, косности общественных устоев, найти ответы на актуальные духовно-нравственные проблемы создают условия для развития характеров людей типа Чацкого во все времена.
23) Пушкин в письме к Бестужеву писал о языке комедии: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу». В чем заключается новаторство языка комедии Грибоедова? Сравните язык комедии с языком писателей и поэтов XVIII века. Назовите фразы и выражения (5-6), ставшие крылатыми.
Грибоедов широко пользуется разговорным языком, пословицами и поговорками, которые использует для характеристики и самохарактеристики персонажей. Разговорный характер языку придает вольный (разностопный) ямб. В отличие от произведений XVIII века отсутствует четкая стилевая регламентация (система трех штилей и ее соответствие драматическим жанрам).
Примеры афоризмов, звучащих в «Горе от ума» и получивших распространение в речевой практике:
Шел в комнату, попал в другую.
Подписано, так с плеч долой.
И дым отечества нам сладок и приятен.
Грех не беда, молва не хороша.
Злые языки страшнее пистолета.
И золотой мешок, и метит в генералы.
Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко и т. д.
Счастливые часов не наблюдают.
Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.
Он слова умного не выговорил сроду.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Где ж лучше? Где нас нет!
Числом поболее, ценою подешевле.
Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!
Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
Служить бы рад, прислуживаться тошно и т.д.
24) Почему Грибоедов считал свою пьесу комедией?
Грибоедов назвал «Горе от ума» комедией в стихах. Иногда возникает сомнение, оправдано ли такое определение жанра, ведь главного героя трудно отнести к разряду комических, наоборот, он терпит глубокую социальную и психологическую драму. Тем не менее основание назвать пьесу комедией есть. Это, прежде всего, наличие комедийной интриги (сцена с часами, стремление Фамусова, нападая, защищаться от разоблачения в заигрывании с Лизой, сцена вокруг падения Молчалина с лошади, постоянное непонимание Чацким прозрачных речей Софьи, «маленькие комедии» в гостиной при съезде гостей и при распространении слуха о сумасшествии Чацкого), наличие комических персонажей и комических ситуаций, в которые попадают не только они, но и главный герой, дают полное основание считать «Горе от ума» комедией, но комедией высокой, так как в ней подняты значимые социальные и нравственные проблемы.
25) Почему комедию «Горе от ума» называют первой реалистической пьесой?
26) Почему комедия называется «Горе от ума»?
Назвав «умным» Чацкого, А. Грибоедов перевернул все с ног на голову, осмеяв старое понимание такого качества в человеке, как ум. А. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, постоянно наталкивающегося на нежелание понимать его, что проистекало именно из-за традиционного понятия «благоразумия», которое в «Горе от ума» связывается с определенной социальной и политической программой. Комедия А. Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким смешным и одиноким («один умный человек на 25 глупцов»), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир. А. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и привнес в текст новые, непривычные для комедии классицизма проблемы.