Что составляет религиозную культуру

Религиозная культура

Что составляет религиозную культуру. Смотреть фото Что составляет религиозную культуру. Смотреть картинку Что составляет религиозную культуру. Картинка про Что составляет религиозную культуру. Фото Что составляет религиозную культуру

Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали.

Специализированный уровень религиозной культуры — это систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика, обыденный — мистика, бытовая магия и суеверия. Свое непреходящее значение в культуре религия завоевала благодаря особой форме отношения к миру.

Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное.

Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент — различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т. п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному.

Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют:

    религиозное сознание — вера в сверхъестественное, воплощенная в совокупности религиозных представлений и идей, включая учение о высшем духовном начале, толкование и комментарии к основным догмам данной религии, а также чувства, настроения, привычки и традиции, присущие верующим; религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния; религиозные организации — объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности. Высшей формой религиозных организаций является церковь, которой присуще деление всех верующих на клир — служителей культа, получивших специальную подготовку, и мирян — рядовых верующих.

Роль религии в культуре

Свое важнейшее значение в культуре религия приобретает, выполняя следующие функции.

Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции.

Во-вторых, религия дает нравственные ориентиры для повседневного поведения людей. Формулируя нравственные нормы и ценности («не убий», «не укради» и т. д.), религия возводит их на уровень священных заповедей, от соблюдения которых зависит спасение верующих.

В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

    Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т. д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации. Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство. Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т. д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ КАК ИСТОЧНИКА РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Любая религия включает в себя несколько составных частей. Первый — это вера, учение, система представлений о главных богах, о происхождении мира и людей. Т. е. можно говорить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, утверждают и укрепляют религиозную веру.

Мы видели, что религия заключает в себе серьезное культурологическое содержание. Каждая религия представляет известное миросозерцание, определяющее отношение человека к Богу и миру. Если разъять ее на составные части, мы откроем в ней философскую истину, в которой все связано логической нитью. Конечно, религия этим не ограничивается; она соединяет все элементы души в живом общении с Богом. Но само это общение возможно единственно на основании того понятия, которое мы имеем о Боге. Религия исстари сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.
Чем разнообразней верования, тем изысканий и более очаровательней ритуалы их сопровождающие. Нельзя сказать, что какая-нибудь одна религия господствующая на этой планете. Если было бы так, то от этого много потерял бы как и нравственный, так и культурный потенциал каждого верующего человека. Ведь в соперничестве религий с друг другом они становятся более яркими, мощными и не побоимся этого слова нравственными. Так что от отсутствия единообразия в вопросах религии на нашей планете выигрывает как сами религии, так и мировая культура.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Источник

Религиозная культура

3. С каких позиций изучают религию

4. Проблема возникновения религии

5. Классификация религий

Список использованной литературы:

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера в Бога.»

Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию. другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и логики! Она предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет общение людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в изоляции от сообщества себе подобных. Но подлинная вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может рождаться стихийно, интуитивно, из созерцания мира.

Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.

Вера всегда была и остается важнейшим свойством чело¬веческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия. В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).

Обычно у религиозных объединений существует организационная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монашество со своей специфической организацией; иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные заведения, готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные организации и т.п. Хотя все перечисленное абсолютно не обязательно для всех религий.

Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены веками, зачастую в них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т.е. учет церковью не ведется), их религиозная деятельность, и жизнь постоянно не контролируется, за ними остается относительная свобода мыслей и поведения (в рамках учения данной церкви).

От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в господствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике секты понимаются более узко: как группы, складывающиеся вокруг какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь.

3. С каких позиций изучают религию

Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и учебная дисциплина, изучающая религию? Не спешите говорить «да» или «нет»: этот вопрос не имеет однозначного ответа.

Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:

1. Конфессиональный— церковный, вероисповедальный т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным концессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать еще апологетическим.

2. Атеистический или натуралистический, рассматривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное.

3. Феноменологический— явление, данность подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью, как в древности, так и в настоящее время. Их может интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной, либо нейтральной к нему.

4. Проблема возникновения религии

1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Религия возникла потому, что существуют Бог и человек, который способен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.

Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатировать, что вопрос о происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие дискуссии.

Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно, например, библейскому учению, она должна была быть религией единого Бога. Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог покарал человечество за попытку построить Вавилонскую башню «до неба». Он разделил людей на языки (т. е. отдельные народы), которые стали верить в многочисленных богов. Так вместе с разными языками появились и разные языческие религии. Если следовать этой логике, то человечество шло от единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появлением ветхозаветной религии, христианства, ислама) снова к единобожию. Данную точку зрения разделяют не только богословы, но и весьма серьезные ученые. Они находят ей подтверждение, анализируя древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и филологии.

Другие археологи и историки (придерживающиеся натуралистического взгляда на мир) утверждают, что первоначально человек обожествлял силы природы, предметы, животных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге. Схематично религиозный путь человека можно выразить так: от примитивных верований к языческому многобожию (политеизму), а затем к единобожию (монотеизму).

Любое исследование или изучение начинается с классификации изучаемых объектов. Классификация помогает понять внутренние связи, определяет логику изложения материала. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы:

2. Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.

Сегодня религиозная культура включает в себя множество религий и религиозных верований, начиная от примитивных мифологий (шаманизм, язычество и т.п.) до мировых религий, к каковым относят (по очерёдности возникновения) буддизм, иудаизм, христианство и ислам. Каждая религия предлагает в своих священных текстах догматы, сакрализованные (священные, имеющие божественное происхождение) нормы и ценности. Обязательной составляющей религиозной культуры является отправление культа (культов). Религиозная культура, основываясь на полученных таким образом выводах и представлениях, вырабатывает соответствующее мировоззрение. Религиозная культура, по-видимому, является древнейшей специализированной формой культуры. Религиозная культура исторически конкретного общества содержит хотя бы одну религию, в неё входят и церкви основных религий, исповедуемых в данном обществе.

Список использованной литературы

7. Кулакова А.Е., Тюляева Т.И «Религии мира. 2003.- 286с.

9. Угринович Д.М. Искусство и религия. Москва, 1982г.

10. Миронова М. Н. «Религия в системе культуры» М. «Наука» 1992

12. Митрохин Л. Н. «Философия религии.» М., 1993.

14. Миронова М. Н. «Религия в системе культуры» М. «Наука» 1992

Источник

Религиозная культура

Что составляет религиозную культуру. Смотреть фото Что составляет религиозную культуру. Смотреть картинку Что составляет религиозную культуру. Картинка про Что составляет религиозную культуру. Фото Что составляет религиозную культуру Что составляет религиозную культуру. Смотреть фото Что составляет религиозную культуру. Смотреть картинку Что составляет религиозную культуру. Картинка про Что составляет религиозную культуру. Фото Что составляет религиозную культуру Что составляет религиозную культуру. Смотреть фото Что составляет религиозную культуру. Смотреть картинку Что составляет религиозную культуру. Картинка про Что составляет религиозную культуру. Фото Что составляет религиозную культуру Что составляет религиозную культуру. Смотреть фото Что составляет религиозную культуру. Смотреть картинку Что составляет религиозную культуру. Картинка про Что составляет религиозную культуру. Фото Что составляет религиозную культуру

Что составляет религиозную культуру. Смотреть фото Что составляет религиозную культуру. Смотреть картинку Что составляет религиозную культуру. Картинка про Что составляет религиозную культуру. Фото Что составляет религиозную культуру

Что составляет религиозную культуру. Смотреть фото Что составляет религиозную культуру. Смотреть картинку Что составляет религиозную культуру. Картинка про Что составляет религиозную культуру. Фото Что составляет религиозную культуру

Религиозная культура— специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием которой является познание мира как целостности, включающей и общество, и человека. Любая религия создаёт и предлагает целостную картину мира на основе религиозных догматов и в единстве со сферой трансцендентного. Религиозная культура, как и научная, позволяет человеку объяснить себе мир и своё место в нём, чтобы действовать и жить сознательно. Иначе говоря, они выполняют одну и ту же функцию, но разными средствами. Наука обосновывает свою картину мира рационально, тогда как основы религии иррациональны.

В течение многих веков научная культура и религиозная считались взаимно исключающими, несовместимыми. Католическая церковь преследовала учёных, осудила многих из них. В частности, был сожжён Дж. Бруно за его убеждения и научные результаты.

В XIII веке Фома Аквинский всесторонне обосновал тезис о гармонии разума и веры. Правда, наука и философия у него должны были быть подчинены теологии, религии — в ту эпоху иначе думать было невозможно. В XIX веке его концепция стала основой официальной идеологии Ватикана.

В ХХ веке среди естествоиспытателей стали появляться верующие, религиозные люди на различных уровнях, включая ведущих теоретиков. Так, верующим считал себя А. Эйнштейн. Крупным оригинальным естествоиспытателем был о. Павел Флоренский. Православным христианином ощущал себя математик академик Б.В. Раушенбах, руководивший математическим обеспечением советской космической программы. Создатель гнойной хирургии, доктор медицины профессор Л. Войно-Ясенецкий был одновременно архиепископом Русской православной церкви.

Сегодня религиозная культуравключает в себя множество религий и религиозных верований, начиная от примитивных мифологий (шаманизм, язычество и т.п.) до мировых религий, к каковым относят (по очерёдности возникновения) буддизм, иудаизм, христианство и ислам. Каждая религия предлагает в своих священных текстах догматы, сакрализованные (священные, имеющие божественное происхождение) нормы и ценности. Обязательной составляющей религиозной культуры является отправление культа (культов). Религиозная культура, основываясь на полученных таким образом выводах и представлениях, вырабатывает соответствующее мировоззрение. Религиозная культура, по-видимому, является древнейшей специализированной формой культуры. Религиозная культура исторически конкретного общества содержит хотя бы одну религию, в неё входят и церкви основных религий, исповедуемых в данном обществе.

Религия(и вообще религиозная культура) появляется как реализация способности человека верить, то есть принимать какую-либо информацию как истинную без рациональных доказательств, без проверки собственным опытом. Религияпредлагает целостную картину мира как основу объединения людей, включая необходимую символику, систему моральных норм и критериев. С помощью веры в религию, в её догматы, человек может воспринимать мир совершенно по-особому, оставаясь наедине с Богом. Как указывают богословские источники, «религия обнаруживает себя не в воздействии на жизнь или мир, а в бесцельных культовых действиях» (Бультман Р., с. 17).

Следует чётко видеть, что религия и церковь — принципиально разные феномены культуры. Религияесть учение, система информации о мире и действующих в нём силах. Церковь — прежде всего люди, исповедующие определённую религию, общественный институт, сообщество; часто термином «церковь» обозначается клир, профессиональная организация священников. Отсюда следует, что церковь может заблуждаться, ошибаться, служить для некоторых субъектов средством и т.д. В 1997 и 2000 годах папа римский Иоанн Павел II и наиболее авторитетные епископы Римско-католической церкви публично, в ходе торжественных служб в соборе Св. Петра, от лица своей церкви покаялись и попросили у человечества прощения за «неевангельские методы исполнения дела веры», за казнь Дж. Бруно, жестокости инквизиции, дискриминацию женщин, другие совершённые церковью ошибки.

Хотя сам термин «церковь» характерен только для христианства, в контексте данного учебника можно расширить его значение до формулы «совокупность всех исповедующих определённую религию».

Что составляет религиозную культуру. Смотреть фото Что составляет религиозную культуру. Смотреть картинку Что составляет религиозную культуру. Картинка про Что составляет религиозную культуру. Фото Что составляет религиозную культуру

Религиозная культурав очень большой мере регулирует повседневную жизнь верующих. Объединение (интеграция) с помощью религии происходит благодаря возникновению у всех верующих согласия относительно концепции устройства мира и принятию одних и тех же правил жизни. С этим связана и предлагаемая развитой религиозной культурой (в различных религиях в соответствующих формах) идея спасения, вера в спасение. Эта идея — мощный стимул деятельности, определяющий принятие определенных ценностей, понятия греха и благодати, регулирующий действия человека.

Религиозная культура, будучи в своей основе иррациональной, эмоциональной, изначально оказывает сильное воздействие на культуру художественную, на искусство, являясь источником образов, сюжетов, вдохновляя творческую активность художников. От религиозной культуры и конкретных форм религии зависит даже развитие научной культуры, которая может входить в противоречие с общепринятыми религиозными догмами или стремиться к согласованию веры и знания. Последнее, впрочем, не менее характерно и важно и для религиозной культуры.

Религиозная культуравоздействует на культуру в целом и на общество путем введения своих идей и ценностей в общекультурный фонд, путем прямого участия религиозных организаций (церквей и проч.) в общественной жизни и в управлении обществом. Кроме того, в составе общества религиозная культурасоздает социальные группы, сообщества, объединенные именно конкретными формами религии (например, в России — мусульмане, баптисты, иудаисты и т.п.). Каждое такое сообщество создает свою специфическую субкультуру. При достаточной численности религиозные сообщества могут стать заметными субъектами культуры и общественной жизни вообще.

Религиозная культурав очень значительной степени определяет специфику, образ культуры, в которой она функционирует. Недаром многие научные школы считают господствующую религию главным признаком культуры и строят на этой основе типологию: говорят о культуре христианской, мусульманской, буддистской и т.п. В частности, культура западного мира (европейская и российская культура) с полным на то основанием называется христианской. Подробнее о мировых религиях будет сказано в главах, посвящённых историческому развитию культуры, при анализе этапов, когда эти религии возникли.

Источник

Глава 1. МЕСТО РЕЛИГИИ В КУЛЬТУРЕ.

Глава 1. МЕСТО РЕЛИГИИ В КУЛЬТУРЕ

Религиозная культура. Теология и светская теория о взаимосвязи религии и культуры. Сущностные характеристики религии в культуре. Религиозность и духовность.

Культура в широком смысле включает религию как форму культуры. Среди концептуальных подходов к пониманию культуры есть вариант сведения культуры к религии, верованиям, священному, культу.

Следует различать понятия «религия в культуре» и «религиозная культура». Религиозная культура является сложным комплексным социокультурным образованием, формой или сферой культуры. Религиозная культура – это совокупность имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельностным центром религиозной культуры (религии) является культ (И. Яблоков).

Место религии (религиозной культуры) в культуре, ее влияние на отдельные части и культуру в целом, как правило, диктуется конкретной концепцией взаимоотношения культуры и религии.

В отечественном светском религиоведении проблема соотношения культуры и религии стала рассматриваться сравнительно недавно. Философия религии несовместима с вульгарным подходом к религии, где она низводится до явления вне культуры, антикультуры, и не приемлет соответствующего уровня размышления в религиозно-философской традиции. Религия является элементом культуры, который в определённых исторических условиях играет в системе духовной культуры существенную роль. Религия связана в основном с репродуктивным (нетворческим) элементом духовной культуры. Сущность религии не содействовала развитию личности, чего нельзя сказать о внерелигиозных функциях религиозных организаций. Последние в определённых условиях могли выполнять творческие функции по отношению к личности, социальной (класс, этнос) группе и обществу в целом (Д. Угринович).

Теология о взаимосвязи религии и культуры.

В теологии религия является основополагающим элементом духовной культуры. Метафорический тезис английского историка религии, этнографа Дж. Фрэзера «Вся культура – из храма» можно считать эпиграфом к конфессиональной культурологии. Осмысление культуры в исламе, возникшее значительно позднее христианского, включает все особенности теологической концепции. Празднование в 1980 году XVвека хиджры (мусульманское летосчисление) велось под знаком признания ислама «цивилизаторской религией». Теоретики ислама выделяют те стороны конфессии, которые могут быть истолкованы в выгодном свете по сравнению с историей конфликтов христианской и светской культуры. Отстаивая приоритет оседлой, в первую очередь городской культуры, теоретики ислама видят одно из главных достижений мусульманства в строительстве исламских городов как культовых центров и мест сосредоточения, развития образования, науки, литературы. Утверждается, что в отличие от христианской культуры, ислам, следуя букве и духу Корана, соединил в себе этику и науку. Наука в мусульманском мире развивалась не вопреки, а благодаря исламу. Следует вывод, что отсутствие конфликта между знанием и верой в культуре мусульманских стран обеспечило единство мусульманской культуры, ее благотворное влияние на мусульманские народы. Почти полное отсутствие светских традиций в исламской культуре рассматривается не как свидетельство отсталости региона, а моральное превосходство и особо прогрессивный характер универсального ислама в сравнении с немусульманскими конфессиями.

Ж. Маритен, французский философ католицизма, полагает, что культура и цивилизация должны быть в природе человека, но могут и отклоняться от человеческой природы. Культура – творение духа и свободы. Истинный человек сформирован разумом и добродетелью изнутри. Культура соприродна духовности, следовательно, и религии. Культура – верховный оживляющий дух цивилизаций и культур, и в то же время она независима от них, свободна, всемирна. Современная культура, исходящая из Реформации, Ренессанса и философии Декарта, антропоцентрична и цели у неё сугубо земные, но в ней есть религиозное зерно и потому она развивается. Христианские гуманизм и миропонимание подавлены, но не отвергнуты. Человек может раскрыть свою подлинную и глубинную природу только с помощью небесного благословения. Все иные религии, кроме католицизма, считает Маритен, составляют часть определённых культур, приспособленных к определенному этническому духу. Лишь католическая религия, будучи сверхприродной, стоит над культурой, над расой, над нацией. Современная католическая «теология культуры» подразумевает под культурой все средства, с помощью которых человек облагораживает и выражает самые разнообразные проявления своей души и тела. Автономия культуры относительна, поскольку есть внутренняя зависимость культуры от Бога. Программа современного католицизма в сфере культуры сформулирована в выступлениях папы Иоанна-Павла IIв 1980 году. Исходным принципом католического понимания культуры считается её гуманизирующий характер без односторонности дегуманизирующих псевдокультур в духовно-материальной предметности. Другой принцип состоит в неразрывной связи между достоинством человеческой личности, свободой и культурой. Мораль, основанная на вере в Бога, составляет первое и фундаментальное измерение в культуре. Социальная любовь христианства, идущая от любви Бога, является основой цивилизации истины и любви, полезной для человека и его евангелизации (распространение христианства), как части инкультурации народов третьего мира. Католицизм оказался в данном случае в трудном положении, поскольку новые независимые страны, во-первых, стремятся развивать собственную культуру, во-вторых, рассматривают христианство как часть колониальной культуры, трактуемой, как правило, в качестве главной причины их собственного культурного провинциализма. Следовательно, «теология культуры» объективно заинтересована в дистанцировании от светской культуры в её буржуазно-либеральном и демократически-социалистическом вариантах.

Крупнейший протестантский теолог и философ П. Тиллих в своей «теологии культуры» полагает, что религия пронизывает или должна пронизывать всю личную и общественную жизнь человека, ибо всё духовное в человеке, всё то, что реализуется в культуре, по содержанию и смыслу религиозно. Идеал П. Тиллиха – общество, преодолевшее раздвоение светского и мирского, гибельное как для светской культуры, так и для религиозной, ибо религиозный принцип может осуществиться только в связи с внерелигиозными культурными функциями. Он не согласен с тем, что разум и откровение несовместимы. Человеческий разум вторичен и относительно самостоятелен, поэтому несёт в себе разрушающее начало. Разум может впадать в автономию или в противоположное состояние – состояние авторитарности. Обе крайности губительны для разума, поскольку являются следствием утраты своего глубинного источника. Отсюда упадок духовной жизни и дегуманизация общества к ХХ веку. Поиск выхода из этого конфликта должен быть поиском откровения. Без обращения к религии не спасти общество, культуру от деградации вместе с разумом. Восприятие откровения Бога в определённой мере обусловлено человеческим существованием. Религиозные символы каждым новым поколением должны быть интерпретированы с учетом особенностей духовной жизни времени. Таким образом, П. Тиллих связывает исходный принцип об универсальной испорченности человека с признанием его ответственности, активной деятельности как свободно действующей личности. Иисус Христос есть бытие, показывающее, каким должен быть человек по своей сущности, каким он должен быть для Бога. Цель культуры – восстановление утраченного человеком союза с Богом в экзистенции.

Светская теория о месте религии в культуре.

В светской теории культуры религия рассматривается в связи с другими явлениями культуры. Конкретная значимость религиозного феномена в каждой концепции представляется по-своему, в зависимости от исходной позиции мыслителя, а также от понимания культуры и религии в данной теоретической системе.

В «линейных» концепциях культуры К. Маркса и Ф. Энгельса, Ф. Ницше и М. Вебера социокультурный противоречивый процесс имеет прогрессивную или регрессивную направленность.

Ф. Ницше строит свою философию культуры на приоритете искусства, неправомерно оттеснённого наукой. Христианство, как образ религии, философ представляет негативным мировоззрением, нарушившим естественный ход развития культуры Европы. Нарушена гармония двух начал: дионисийского (игра жизненных сил) и аполлоновского (размеренность). Чрезмерное развитие аполлинизма с христианским мировоззрением в основе и соответствующей наукой превращают мир в чрезмерную упорядоченность, где нет места игре жизни, где господствует посредственность. Время этой антикультуры минует, для её преодоления необходим нигилизм – полное отрицание испорченной культуры и натуры. Воля к власти освободится от упорядоченности, с помощью которой правит посредственность. Борьба с христианским мировоззрением – составная нигилизма Ф. Ницше.

М. Шелер, основоположник философской антропологии и теоретик феноменологии, в своей «социологии культуры» утверждает логику смысла. Поскольку каждый феномен человеческой жизни представляет собой единство витальных (жизненных) и духовных начал, постольку реально-социологические и духовно-культурные факторы включаются в историю в определённой последовательности. Сочетание реальных и культурных факторов различно в религии, философии и науке. Религия – необходимый компонент всякого знания, «освобождающее» знание вообще. Становление человека как духовного существа есть одновременно осуществление божественного в человеке.

Необходимо отметить, что М. Вебер, продолжая традиции германской теоретической мысли, следует скорее Гегелю, чем Марксу. Религия играет значительную роль в культуре, понимаемой мыслителем как ценность. В социологии права и политики из трёх идеальных типов легитимной власти (господства), два – харизматический и традиционный – опираются на веру в святость и реальность сверхъестественного. В незавершённой социологии религии М. Вебер рассматривает хозяйственную этику всех мировых религий как источник социальной организации. Этический кодекс протестантизма, в частности, стимулировал развитие европейского капитализма, следовательно, господство этой цивилизации в современности. Но протестантизм, это ещё и шаг в процессе рационализации, «расколдовывания мира», достигшего вершины в современном ему капиталистическом обществе. В «расколдовывании» заключается смысл современного социокультурного развития.

В концепциях локальных культур и цивилизаций«линейный» характер мирового социокультурного процесса заменяется плюралистическим принципом равноценных относительно замкнутых культурных систем, взаимодействующих в пространстве и времени.

Культурологическая теория Н.Я. Данилевского в традиции российской культурологии считается родоначальницей концепций «локальных цивилизаций». Основная идея заключается в суждении, что формы исторической жизни человечества ещё и разнообразятся по культурно-историческим типам. Каждый тип представляет собой специфический для данного этноса или метаэтноса (группа народов) синтез религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. Четыре основные стороны культурной жизни – религиозная, культурная, политическая, экономическая – обеспечивают специфику культурно-исторических типов. Десять основных типов подразделяются им на «одноосновные», «двуосновные» и «многоосновные». Молодой славянский культурно-исторический тип впервые сможет связать воедино все четыре сферы, в том числе неосвоенную другими типами экономическую.

Английский представитель философии культуры А. Тойнби в своей концепции «локальных культур» виды общества называет цивилизациями. Их в системе насчитывается до 26. В современности взаимодействуют пять обществ: западное, православно-христианское или византийское (Юго-Восточная Европа и Россия), исламское (арабское), индуистское, дальневосточное (Корея и Япония). Цивилизации – виды общества – классифицируются, в том числе по религиозному и территориальному признакам. В социальной жизни три плана: экономический, политический, культурный. Культурный план, прежде всего религиозный. В отличие от О. Шпенглера, А. Тойнби признаёт за человеком способность к свободному самоопределению, а за мировыми религиями – роль объединителя цивилизаций в мировой исторический процесс. Формы религии питают цивилизации, определяют их уникальность и объединяют в историческом пространстве-времени. Мировые религии – высший продукт истории, воплощающий культурную преемственность и духовное единство. А. Тойнби отмечает наличие признаков кризиса в западной цивилизации, господствующей в современном мире. Выход видит в создании вселенской церкви, объединяющей все мировые проповеднические религии с религией западной цивилизации (христианством) в центре.

Своеобразной формой теории множества культур является игровая концепция культуры Й. Хейзинги. Игра – культурно-историческая универсалия. Хейзинга определяет её как «…действие, протекающее в определённых рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости. Настроение игры есть отрешённость и восторг – священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъёма и напряжения и несёт с собой радость и разрядку». (Хейзинга Й. Человек играющий. – М., 1992. С. 152).Признавая игру, мы признаем дух, игра есть занятие внеразумное. Священный ритуал и праздничное состязание – вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как игра и в игре. В культовых состязаниях, в священной игре культивируется мудрость как священное упражнение искусного ума, рождается философия. Подлинная культура требует честной игры, то есть порядочности. Культурная игра – игра общественная и общедоступная. Современная культура, считает мыслитель, едва ли ещё играется, а где играется – игра фальшива. Среди суррогатов игровой деятельности называет современный спорт, считает его научно-технически организованным азартом, утратившим духовную сторону. Даже в искусстве зрителей больше, чем участников. Альтернатива духовному кризису, предложенная в «Человеке играющем» – возрождение в культурном сознании и поведении первозданной игровой природы.

В типологии истории культуры распространена дихотомия «Восток – Запад».

Для социокультурных образований Востока характерно стремление сохранить выверенные веками жёсткие нормы социального, нравственного, религиозного поведения и мышления. В многообразии восточных цивилизаций чаще всего выделяют китайскую (китайско-конфуцианскую), индо-буддийскую (индуистскую) и арабо-исламскую (исламскую, арабскую) суперсистемы. Место религии в этих культурах–цивилизациях подчеркивается уже в названии.

Европейская(западная) культурно-историческая традиция рассматривается как последовательность эпох развития цивилизации, истоки которой в эллинской (древнегреческой) культуре. У Гегеля и Тойнби они объединены в две ступени: античный и западный миры. У Маркса – в докапиталистическую и капиталистическую эпохи. В отличие от общинной традиции Востока, Запад основывается на целостной личности. Религиозное выражение индивидуализма Запада видится в протестантизме (Гегель, М. Вебер). Западный мир Гегеля и Тойнби опирается на католическо-протестантское мировоззрение. Эта идея популярна у богословов православия и у славянофилов. Ф. Ницше видит начало христианского Запада в философии Древней Греции и трансформирующейся части религии побеждённых римлянами древних евреев – иудаизма. Значимость христианства в истории культуры Европы отмечает Ф. Энгельс, он же истоками христианства считает греко-римскую философию и иудаизм. «Запад», с точки зрения К. Ясперса, включает культурные ареалы двух однотипных «западных» религий – христианства и ислама.

Сущностные характеристики религии в культуре.

Философское обобщение культурологического подхода к религии позволяет рассмотреть её как явление (часть) культуры (целое). В деятельностной концепции культуры религия предстаёт религиозной культурой, взаимодействующей с нерелигиозной культурой в широком смысле – совокупностью дорелигиозного (миф) и секулярного элементов духовной культуры. Религиозное и нерелигиозное являются сферами культуры.

Религия принадлежит к духовной культуре и взаимодействует с материальной культурой как непосредственно, так и опосредованно (с помощью других составных частей духовной культуры).

Религиозная культура обладает относительной самостоятельностью, то есть способностью к саморазвитию, свойствами изменяться под воздействием нерелигиозной культуры и обратного воздействия на нее.

Как специфический тип мировоззренческой культуры, религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического и философского, соотносится с религиозным сознанием в единстве обыденного и теоретического и потому является одновременно развитым и массовым мировоззрением, в этом смысле единственным из трёх исторических типов мировоззрения.

Религиозная культура представляет собой целостное образование в единстве объективного и субъективного. Религиозность, соотносимая с духовностью, является социокультурным качеством личности и группы, способом бытия религиозной культуры в субъективности.

Все аспекты религии как социальной подсистемы, мировоззрения, теории и практики находят выражение в религиозной культуре. В религиозно-культурном комплексе можно выделить внутренние и внешние слои. Внутреннее «ядро» включает священное (сакральное), внешние слои являются преимущественно религиозным продуктом взаимодействия священного и несвященного. К внешним слоям религиозно-культурного комплекса относят образования из феноменов, оказавшихся под влиянием религии (религиозные: миф, философия, мораль, право, искусство, наука, политика).

Основа религиозных ценностей состоит в противоречии теоцентризма и антропоцентризма. В единстве теизма и гуманизма изначально заложены принадлежность религиозных ценностей к разряду высших ценностей культуры и различие религиозных и гуманистических ценностей.

Из соотношения религиозного и светского элементов можно выделить три основных типа положения религии в культуре.

Религиозная культура совпадает с духовной. Сознание и поведение индивидов и групп имеют религиозный характер. Социальные отношения, социальные и этнические общности выступают как религиозные отношения и этноконфессиональные общности. Система ценностей конструируется ценностью священного. Политические институты слабо дифференцированы и подчинены институтам религиозным. Пожалуй, самым ярким примером типа является средневековая культура Востока и Запада.

Религиозная культура является ведущим элементом духовной культуры. Религия и мистика определяют обыденную культуру, доминируют в нравственности, искусстве, гуманитарном знании. Есть господствующая конфессия. Этническая и религиозная общности частично не совпадают. Сферы экономики, политики и права относительно свободны от влияния религии. В современном мире формы этого типа положения религии в культуре присутствуют в католических, мусульманских странах Латинской Америки, Азии, Африки, в регионе индо-буддийской культуры.

Религиозная культура является второстепенным элементом духовной культуры.Религиозная жизнь представлена многими конфессиями, обычно сохраняется приоритет одной, традиционной конфессии. Религия сравнительно влиятельна в сфере нравственности, в семье, в социальных и этнических субкультурах. Религиозная и этническая общности разграничены. Экономика, политика, право, элитарные субкультуры независимы от религии. В конституции может подчеркиваться светский характер государства и религиозный плюрализм в обществе, провозглашаться свобода совести. Религиозным организациям обеспечена (традицией или правом) возможность участия в политической и культурной жизни общества, а также влиять на средства массовой информации. Этот тип положения религии в культуре характерен для Канады, США, большинства стран Европы и СНГ.

История культуры знает примеры обострения взаимоотношений конфессиональных культур, религиозного и светского элементов культуры (цивилизации). Религия бывает источником конфликта, но чаще формой социального или этнического противостояния, содействующей его обострению или разрешению. Примерами межконфессиональных конфликтов могут служить многочисленные религиозные войны, а также экономическое и внеэкономическое регулирование в интересах господствующей конфессии, этноконфессиональной общности в странах с многими конфессиями. Иллюстрацией обострения конфликта религиозного и светского элементов культуры являются взаимоотношения церкви и коммунистической партии в России – СССР в 1903-1941, 1956-1965 годах.

Конфессии, религиозная в целом и светская культуры могут выражать как гуманистическую, так и антигуманную ориентации. Опыт межкультурного диалога и взаимодействия конфессий, религиозного и светского мировоззрений, структур может быть перспективным в деле разрешения глобальных проблем человечества, определении парадигмы дальнейшего бытия цивилизации и культур, утверждении гуманистических, экологических стандартов поведения «Человека Культурного».

Духовность и религиозность.

Духовная культура, в том числе религия существуют в сознании и деятельности людей как субъективные идеальные явления, выражающиеся в понятиях «религиозность» и «духовность». Феномены неравнозначны: если религиозность является способом бытия религиозной культуры, то духовность – бытия культуры или (в зависимости от понимания культуры) гуманистической культуры. Поскольку религия является частью исторического бытия духовной культуры, постольку религиозность и духовность взаимосвязаны.

Наше понимание духовности опирается на деятельностный подход к определению религии и культуры, предполагающий выделение позитивной духовности (истинная, праведная) и негативной духовности (отрицательная или бездуховность). Позитивная духовность включает такие характеристики, как идеи и чувства добра и любви, возвышенного и прекрасного, совести и милосердия, жажды знаний и сохранения мира с людьми, достойного отношения к природе. Позитивная духовность гуманна, негативная – бесчеловечна.

Сущностные характеристики духовности могут выявляться в соотношении с понятиями культурности, цивилизованности, гражданственности, нравственности, интеллигентности, ментальности, образованности, религиозности и другими. Исследуемая проблема актуализирует соотношение духовности с религиозностью. Теологическая трактовка духовности исходит из религиозных значений термина «дух». Это дыхание, дух жизни от Бога у людей и животных; Дух Божий, Дух Святой – одна из ипостасей христианского Бога; добрые и злые духи (ангелы). Близки к христианским смыслы духовного в исламе. Из представлений и понятия о духе складывается суждение об исходящей от Духа Божия духовности, позитивной и негативной духовности-следствия воздействия злых духов. Самым крайним проявлением человеческой бездуховности считается следование Дьяволу, поскольку предполагает знание о Боге и противодействие Божественному (богоборчество). Видимо, неслучайно название главы темных сил – Дьявол (греч. диаболос – обвинитель). Таким образом, теологическое понимание духовности – позитивной и негативной – исходит из сверхъестественного основания духовности.

Термины, производные от «дух», «душа» выражают вполне определённое содержание в религиозной и светской традиции. Религиозный философ И. Ильин считает, что духовность глубже и священнее сознания и мышления. Любое государство, по И. Ильину, строится на инстинкте национального правосознания граждан, их чувстве долга и патриотизма; из них складывается личная духовность. Известный философ А. Лосев определяет дух как совокупность и средоточие всех функций сознания, сконцентрированных в единой индивидуальности, как активно действующую силу человека. В современной российской философии понимание духа близко мировоззрению. Духовность богаче рациональности, она служит показателем существования иерархии ценностей, в ней выражен высший уровень освоения мира человеком. В культурном контексте духовность может быть светской и религиозной (Л. Буева). Выделяют комплекс начал духовности: познавательное (наука, философия), нравственное (мораль), эстетическое (искусство). Из начал духовности образуется духовная жизнь, включающая религию, науку, художественную культуру и другие с доминированием нравственности (В. Шердаков).

Духовность – это и творческая сущность человека. В истории отношений науки и религии есть множество примеров нетерпимости представителей церкви к научному творчеству и его деятелям. О враждебности христианского церковного сознания по отношению к творчеству человека писали У. Шекспир, И. Гете, Л. Фейербах, Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Л. Толстой, другие представители литературы, философии и науки. По мнению Н. Бердяева, негативное отношение к творчеству человека наблюдается и в ХХ веке, хотя христианство уходит от старой духовности с её страхом и униженностью человека, к духовности новой с творческой активностью духа, заботой обо всём человечестве. Н. Бердяев в размышлении над догматом христианства о человеке как образе и подобии Бога делает вывод, что человек несёт в себе божественный дар творчества. В творчестве человек обретает свободу и приближается к Богу. Такие идеи религиозной философии ближе к диалогической гуманистической светской культуре, чем суждения, в том числе светские, об однозначном отношении религии к свободе воли и творчеству.

Главным в сложном понятии духовности является глубокое сочетание мощи и величия человеческого духа в неустанном творческом поиске истины, добра, любви и красоты, постоянной заботы о каждом человеке и человечестве, а также о биосфере. Нет монополии на духовность (как и бездуховность) у светской и религиозной подсистем духовной культуры. В сущностном для культуры преодолении бездуховности и утверждении позитивной духовности они могут взаимодействовать, осуществляя взаимоконтроль и взаимопомощь.

В современных определениях духовность – интегральное качество личности, включающее её нравственное, эстетическое, интеллектуальное, экологическое содержание и направленное на утверждение подлинного гуманизма в каждом индивиде (Л. Буева, Г. Платонов, А. Косичев).

Для светских и религиозных теоретиков культуры очевидна потребность у значительной части современных людей в религии как средстве упрочения личной духовности. Вера в реальность сверхъестественной санкции хотя бы частично удерживает религиозных людей от духовной неустойчивости, преступлений и других проявлений бездуховности, а реальная деятельность в религиозной группе удовлетворяет потребность в общении и социализации, компенсируя субъективное или объективное отчуждение. Для человечества принципиально важно присутствие у людей позитивной духовности (сакральной или секулярной), требуется совместная деятельность религиозных и нерелигиозных организаций по распространению и реализации содержания духовности в её моральном, социальном, интеллектуальном, эстетическом и экологическом компонентах.

Формировать в себе духовность – значит, не проходить мимо зла, творящегося вне нас. Формировать в себе духовность – значит, всем нам проявлять больше выдержки и терпения, чтобы удержаться от взаимных обид, оскорблений и соблазнов. Формировать в себе духовность – это значит основательно воспитывать дух подлинного гуманизма с учётом современного состояния философии, наук, литературы и искусства, уровня развития экономики, социокультурных и политических отношений в мире и отечестве.

Духовность не только выражение характера общества, но и фактор его развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *