Что составляет предмет уголовно процессуальной науки

Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Уголовно-процессуальное право как наука: понятие, предмет, метод, задачи, система

Наука уголовного процесса представляет собой систему специальных взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний, в пре­делах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение практической деятельности участников уголовного судо­производства.

В науке уголовного судопроизводства изучается история, зада­чи уголовного судопроизводства, его принципы, полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу, положение личности в уголовном про­цессе, ее права и их гарантии, особенности процессуально-пра­вовых отношений, процессуальные формы реализации право­вых норм, основания и порядок совершения процессуальных действий и принятия решений на различных стадиях производ­ства по уголовному делу

Предмет изучения науки уголовно-процессуального права

Предметом науки уголовного процесса являются:

Предметом изучения данной науки являются не только нор­мы права, но и практика их применения, т. е. «право в дейст­вии». Это способствует выявлению того, как действует тот или иной правовой институт или конкретная норма, их положи­тельное или негативное влияние на достижение поставленной цели, действия, решения.

Методы науки уголовного судопроизводства:

Все методы науки подразделяются на философские, общенаучные и частнонаучные.

Формально-юридический метод выражается в грамматиче­ском, логическом и систематическом исследовании норм уго­ловно-процессуального права.

Исторический метод исследования, позволяет выявить моде­ли и присущие им формы уголовного судопроизводства. Этот метод выявляет сущность тех или иных изменений процессу­альных норм, путем сравнения их с нормами предшествующего законодательства и тем самым способствует теоретическому анализу происшедших изменений в уголовно-процессуальном регулировании. Такого рода исследования способствуют совер­шенствованию правоприменительной практики, а также даль­нейшему совершенствованию законодательства.

Сравнительно-правовой метод используется при изучении и сопоставлении правовых институтов и норм, действующих в различных государствах. Это дает возможность выявить общую природу отдельных правовых институтов и различия в их право­вом регулировании, недостатки правового регулирования или, наоборот, наиболее удачное регламентирование того или иного правового института, стадий судопроизводства, полномочий ор­ганов и должностных лиц и гарантий прав участников процесса.

Конкретно-социологические методы направлены на изуче­ние «права в действии». Это достигается путем проведения оп­росов, анкетирования, статистических исследований и др., что дает возможность выявить связь действия уголовно-процессу­альных норм (их нарушений) с другими социальными явления­ми, а также правосознанием правоприменителя, его установка­ми, нравственными качествами и др.

Общенаучные методы одинаковы для научного исследования во всех отраслях права и достаточно подробно рассмотрены в курсе те­ории права. Куда более важную роль занимают частнонаучные ме­тоды познания, характерные для науки уголовного процесса. К та­ким методам, в частности, относятся специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, социологический.

Задачи науки уголовного процесса

Задачами науки уголовного процесса является содействие укреплению прав личности и их гарантий в уголовном судопроизводстве, совершенствованию норм уголовно-процессуального права, развитию демократических основ правосудия. Наука уголовного процесса, находясь под плодотворным воздействием следственной, судебной и прокурорской практики, опираясь на ее научное обобщение, призвана оказывать помощь практике в совершенствовании достижений, в устранении ошибок и недостатков.

Система науки уголовного процесса

Уголовный процесс как наука соответствует системе уголовно-процессуального законодательства и отчетливо разграничивается на общую и особенную части.

В Общей части сосредоточены положения, имеющие отношение ко всем его участникам, равно как и ко всем стадиям уголовного процесса. Здесь излагаются исходные положения курса – сущность уголовного процесса, уголовно-процессуального права, науки уголовного процесса; содержание и значение уголовно-процессуального закона; принципы уголовного процесса, его участники, учение о доказательствах, мерах пресечения и др.

Особенная часть охватывает, главным образом, вопросы движения уголовного дела применительно к отдельным стадиям процесса, а также особый порядок уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении отдельных категорий лиц. Предметом этой части курса являются и вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

К Особенной части курса уголовного процесса примыкает и специальный раздел, посвященный уголовному процессу зарубежных стран.

Уголовно-процессуальное право как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Уголовно-процессуальное право входит в перечень обязатель­ных учебных дисциплин по специальности «Юриспруденция».

В данном курсе изучается нормативное регулирование уго­ловного судопроизводства, поэтому в учебных планах эта дис­циплина именуется уголовно-процессуальным правом. Очевид­но, что понимание современного уголовного судопроизводства требует обращения к истории уголовного процесса, к тем типам уголовного процесса, которые неразрывно связаны с назначе­нием уголовного процесса в тот или иной исторический период государства и с положением личности в этом государстве.

Задача учебной дисциплины «Уголовный процесс»

Уголовный процесс как учебная дисциплина имеет своей задачей

Система учебной дисциплины «Уголовный процесс»

Уголовный процесс как учебная дисциплина соответствует системе уголовно-процессуального законодательства – важнейшей составной части предмета ее изучения – отчетливо разграничивается на общую и особенную части.

При изучении данного учебного курса необходимо ис­пользовать полученные ранее знания из курсов теории государ­ства и права, всеобщей истории, истории России, конституци­онного права Российской Федерации, а также из курса «Право­охранительные органы Российской Федерации».

При изучении этого учебного курса необходимо не толь­ко усвоить нормативное регулирование того или иного процес­суального института, основания и порядок совершения тех или иных процессуальных действий, условия принятия решений по делу в целом и по отдельным правовым вопросам, но и при­обрести навыки применения норм Уголовно-процессуального кодекса, т. е. умение совершать процессуальные действия, при­нимать решения и закреплять эти действия и решения в соот­ветствующих процессуально-правовых документах. Все необхо­димые знания, умения и навыки студент должен приобрести как при изучении теории данного курса, так и при прохожде­нии ознакомительной и преддипломной практики.

При изучении уголовного судопроизводства и в практиче­ской деятельности по реализации норм УПК необходимо обра­щаться к достижениям различных отраслей знаний, поскольку эти знания используются при установлении фактических об­стоятельств события, личности обвиняемого, исследовании до­казательств и др. Научные знания, помогающие достижению назначения уголовного судопроизводства, составляют содержа­ние науки и учебных дисциплин криминалистики, судебной экспертизы, судебной медицины, судебной психиатрии, юри­дической психологии и др.

Источник

Уголовный процесс. Шпаргалка

Что составляет предмет уголовно процессуальной науки. Смотреть фото Что составляет предмет уголовно процессуальной науки. Смотреть картинку Что составляет предмет уголовно процессуальной науки. Картинка про Что составляет предмет уголовно процессуальной науки. Фото Что составляет предмет уголовно процессуальной науки

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по уголовному процессу. Пособие составлено на основе новейшего законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Уголовный процесс». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении уголовного процесса, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовный процесс. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие, предмет, метод, назначение уголовного процесса

Вся деятельность и все отношения, связанные с производством по уголовным делам, детально регламентируются предписаниями уголовно-процессуального права. Они определяют целесообразный и объективно апробированный временем и опытом порядок (процедуру) производства конкретных действий или их последовательность (систему), а также права и обязанности их участников.

Понятием уголовного процесса охватывается как деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, имеющая определенные порядок и систему, так и отношения, возникающие в связи с такой деятельностью между всеми, кто в такой или иной мере вовлечен в нее.

Уголовный процесс — это осуществляемая в установленных законом и иными правовыми актами пределах и порядке деятельность (система действий) наделенных соответствующими полномочиями государственных органов по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, установлению лиц, виновных в их совершении, и назначению им мер уголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней.

Определение уголовного процесса состоит из трех элементов:

1) деятельности (системы упорядоченных действий) четко определенных в законе государственных органов, их должностных лиц и лиц, называемых участниками процесса;

2) отношений (правоотношений), возникающих в ходе осуществления деятельности (производства по уголовным делам) и проявляющихся в реализации прав и обязанностей соответствующих органов и лиц, участвующих в таких отношениях;

3) обязательной и тщательной правовой регламентации деятельности и возникающих на ее основе отношений.

Уголовно-процессуальное право является самостоятельной отраслью права, ибо имеет свой предмет правового регулирования и свой, специфический метод правового регулирования.

Предметом уголовного процесса являются общественные отношения, складывающиеся в ходе рассмотрения и разрешения вопросов о возбуждении уголовного дела, его расследования, а также в ходе исполнения приговора, проверки его законности и обоснованности.

Под методом правового регулирования в уголовном процессе понимается единый специфический прием или при их сочетании преимущественный прием юридического воздействия на соответствующие общественные отношения. Наиболее ярко он проявляется в правовом статусе субъектов уголовно-процессуальной деятельности, особенно на уровне их взаимоотношений друг с другом. Эти взаимоотношения характеризуются отношениями «власть — подчинение», поэтому уголовно-процессуальный метод является субординационным методом правового регулирования, или методом властных предписаний, в отличие от метода координации, когда субъекты права поставлены в отношения равенства.

Для уголовно-процессуального права характерен и свой тип правового регулирования, он именуется разрешительным, поскольку в его основе лежит формула: «допустимо лишь то, что разрешено законом».

Уголовное судопроизводство имеет своим назначением (ст. 6 УПК РФ):

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Такое назначение уголовного судопроизводства соответствует стандартам, содержащимся в международно-правовых документах.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Источник

§ 1. Сущность, предмет и метод науки уголовного процесса

В переводе с греческого наука (episteme) – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Наука представляет собой упорядоченную согласно определенным принципам совокупность знаний о действительности в целом или отдельных ее областях[6].

Уголовно-процессуальная наука – это система знаний о закономерностях становления, развития и функционирования уголовно-процессуального законодательства и практики его применения. На основе этих знаний вырабатываются рекомендации по дальнейшему совершенствованию российского уголовно-процессуального законодательства и уголовно-процессуальной деятельности.

Наука уголовного процесса имеет свой предмет исследования, задачи и метод познания.

Предметом науки уголовного процесса являются:

1) уголовно-процессуальное право;

2) уголовно-процессуальная деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и других участников уголовного судопроизводства;

3) уголовно-процессуальные отношения;

4) история становления, функционирования и развития уголовного судопроизводства;

5) уголовно-процессуальное законодательство зарубежных государств.

Содержанием науки уголовного процесса является круг задач, которые она решает.

К этим задачам относятся:

1) изучение эффективности правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц и выработка научно обоснованных рекомендаций, направленных на защиту прав и законных интересов потерпевших, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод, уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;

2) совершенствование норм уголовно-процессуального права;

3) выработка и раскрытие основных понятий и категорий уголовного судопроизводства (таких, как, например, подозреваемый, процессуальные права и т. д.);

4) развитие и совершенствование демократических и гуманистических основ правосудия;

5) развитие и совершенствование норм, направленных на охрану прав и законных интересов участников уголовно-процессуальных отношений (потерпевшего, обвиняемого, понятых и т. д.).

Методом любой науки являются приемы и способы познания ее предмета.

Диалектический метод является всеобщим методом познания окружающей нас действительности и составляет методологическую основу науки уголовного процесса. Данный метод обусловливает изучение уголовного процесса в его историческом развитии, связывает это развитие с конкретными условиями действительности, с особенностями развития права и государства.

Наука уголовного процесса использует также специальные (частные) методы исследования: конкретно-социологический, метод юридического (нормативно-догматического) анализа, сравнительно-правовой метод, метод судебной (правовой) статистики и др.

Конкретно-социологический метод позволяет изучать правовые явления в непосредственной связи со всеми другими факторами и явлениями общественной жизни (экономическими, политическими, культурными, нравственными и т. д.). Результаты конкретно-социологических исследований оказывают существенное влияние на формирование правовой политики. Так, в недалеком прошлом проф. А. И. Александров указывал, что «процесс реформирования нашего общества протекает противоречиво: с одной стороны, создаются основные институты правового государства, законодательство приближается к общеевропейскому уровню, с другой – увеличивается рост преступности, в том числе организованной, изменяются ее качественные параметры. Это требует совершенствования законодательной базы уголовного процесса, которая гарантировала бы права и свободы личности и, в то же время, способствовала эффективному противодействию преступности»[7].

Метод юридического (нормативно-догматического) анализа позволяет изучать взаимосвязи между правовыми явлениями, проводить их внешнюю обработку, классификацию, толкование, выяснять правовые конструкции. Например, после проведенных данным методом исследований, ученые пришли к выводу, что в наказании главное – не жестокость, а его неотвратимость.

Сравнительно-правовой метод проводит исследование правовых систем и их институтов путем сопоставления. Так, уголовно-процессуальное законодательство нашей страны сравнивается с уголовно-процессуальным законодательством зарубежных государств, и таким образом перенимается передовой опыт, проверенный на практике.

Метод судебной (правовой) статистики позволяет анализировать эффективность уголовно-процессуальной деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению задач уголовного судопроизводства. Так, например, при помощи данного метода установлено, что если раньше ежемесячно избрание меры пресечения в виде заключения под стражу применялось к 23 тысячам человек, то во втором полугодии 2002 года ходатайство в суд об избрании данной меры пресечения ежемесячно подавалось только в отношении 15 тысяч человек, из них было удовлетворено только 87 %[8], то есть число лиц, заключенных под стражу, сократилось почти в два раза.

Наука уголовного процесса представляет собой определенную систему знаний, взаимосвязанных между собой. Данная система состоит из следующих разделов:

– история уголовного судопроизводства;

– общие положения уголовного процесса;

– предварительное производство (возбуждение уголовного дела, дознание, предварительное следствие);

– производство в суде (у мирового судьи, в суде присяжных и т. д.);

– уголовный процесс и законодательство зарубежных государств;

– международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

Уголовный процесс как наука имеет свои научные понятия: уголовно-процессуальная форма, уголовно-процессуальные функции, процессуальные гарантии, уголовно-процессуальные акты и др.

Уголовно-процессуальная форма – это правовая форма государственной деятельности, ее специфическая разновидность. Под уголовно-процессуальной формой понимаются как условия и последовательность производства отдельных процессуальных действий и принятия решений, так и условия производства по делу в целом, то есть все формы судопроизводства в их совокупности, как единое целое. Процессуальная форма уголовного судопроизводства является правовой формой деятельности органов расследования, прокурорского надзора и суда по возбуждению уголовных дел, их расследованию и разрешению, а также деятельности иных участников уголовного процесса.

Уголовно-процессуальная форма – это установленный законом порядок осуществления уголовно-процессуальной деятельности в целом и производства каждого отдельного процессуального действия, например: обыска, освидетельствования, допроса, судебного разбирательства и т. д. Соблюдение уголовно-процессуальной формы должно быть неукоснительным, так как оно является условием законности уголовно-процессуальной деятельности и создает стабильный правовой режим производства по уголовным делам.

Процессуальная форма содержит систему гарантий, установленных уголовно-процессуальным законодательством, и обеспечивает последовательное и целенаправленное претворение в жизнь принципов уголовного процесса.

Необходимо отметить, что уголовно-процессуальная форма в каждом государстве формировалась на протяжении веков и имеет свои особенности.

Процессуальная форма (тип) уголовного процесса зависит от конкретных исторических условий (культурных, религиозных, экономических и др.), которые складываются в каждой конкретной стране и влияют на производство по уголовным делам. Чтобы определить форму уголовного процесса, необходимо выяснить:

1) какие задачи стоят перед уголовным процессом (задача устрашения, установления истины и др.);

2) как определены полномочия и функции государственных органов, ведущих уголовное судопроизводство (разделены ли функции уголовного преследования, защиты и правосудия или соединены в одном лице);

3) насколько в уголовном процессе представлены и защищены права человека (как потерпевшего, так и обвиняемого);

4) какова система доказательств, на ком лежит обязанность доказывания вины (на потерпевшем, государственных органах и т. д.);

5) какие решения может принимать суд по делу (только обвинительный или оправдательный приговор либо оставление в подозрении и др.)

В зависимости от ответов на эти вопросы различают пять основных форм уголовного процесса, которые складывались и развивались в разное время: частно-исковой, обвинительный, розыскной (инквизиционный), состязательный и смешанный процессы.

Частно-исковой процесс. В период родового строя на Руси уровень материальной и духовной культуры общества был крайне низким, человеческие ценности носили коллективистский характер, что отразилось на осуществлении правосудия. Так, возмещение ущерба потерпевшему заключалось в получении родом выкупа, в том числе и за убитого. Гуманных способов доказательства вины или невиновности человека еще не было, в связи с чем все конфликты разрешались с позиции силы. Состязательность считалась справедливым способом разрешения конфликтов, а истина была на стороне сильнейшего, так как предполагалось, что правда имеет силу и помогает обиженному. В связи с этим доказательством вины ответчика было поражение в таких состязаниях, как единоборство, кулачный бой и т. д. Таким образом, никаких гарантий справедливого разрешения конфликтов не существовало.

С зарождением раннефеодального государства и появлением официальных властных органов в X веке на Руси уже существовал суд. Его называли судом князя[9]. В это время судопроизводство стало носить частно-исковой характер, для которого присущи частное уголовное преследование, когда потерпевший сам должен был защищать свои права. По его жалобе возбуждалось уголовное преследование, и обвинитель сам собирал доказательства, сам доставлял обвиняемого в суд. Частная форма обвинения сохранила свое существование до настоящего времени по некоторым категориям преступлений (ст. 20 УПК).

Обвинительный процесс. С развитием государственной власти частно-исковая форма уголовного процесса была заменена публичностью обвинения, государство взяло на себя установление виновности преступника и обеспечение защиты интересов потерпевшего. Именно появлением публичного начала в обвинении отличается частно-исковой процесс от обвинительного. Обвинительный процесс во многих странах возник в рабовладельческий период и развивался на ранних этапах феодального общества.

Для розыскного (инквизиционного) процесса характерно то, что у обвиняемого отсутствовали какие-либо права. Для его осуждения достаточно было признания им своей вины. Действовала теория формальных доказательств. Атмосфера осуществления правосудия носила инквизиторский характер, отражая грубость нравов феодального общества, невежество и забитость основной массы населения, а также огромную роль религии во всех сферах человеческой деятельности. В одном лице сливались функции судьи и обвинителя.

Ни о какой презумпции невиновности тогда еще не было и речи. Человек должен был сам доказать свою невиновность, либо возместить ущерб и заплатить штраф. Доказательства в указанный период носили явно выраженный бесчеловечный характер. Так, например, существовало испытание водой, когда ответчика связывали и опускали в освященную воду. Если он шел ко дну, то считался невиновным, так как вода крещения его принимала. Таким же варварским доказательством было «испытание огнем», когда человеку давали в руку кусок раскаленного железа «аже не ожьжеться», поэтому признания вины, как правило, добивались путем пыток.

Целью судопроизводства и наказания в рассматриваемый период было устрашение. Производство следствия и судебное разбирательство были негласными, тайными и письменными. Тем не менее, уже в данный период суд определял наказание с учетом личности преступника, что свидетельствует о развитии индивидуального подхода к человеку. Так, если преступление совершалось «ведомым лихим человеком», то ему назначалась смертная казнь (ст. 13 Судебника 1497 года).

При розыскном процессе могло быть вынесено три вида приговоров: обвинительный, оправдательный и оставление лица в подозрении (когда улик было недостаточно для вынесения обвинительного приговора). Расцвет розыскного уголовного процесса в России приходится на XVIII век.

Постепенно в русском уголовном процессе появлялись нормы, расширяющие и гарантирующие права человека от судебного произвола. Так, по Судебнику 1497 года существовало право обжалования приговора боярского суда великому князю, право примирения потерпевшего с обвиняемым вплоть до начала судебного поединка (ст. 4, 5 Судебника). В Соборное уложение 1649 года был введен свидетельский иммунитет для родственников обвиняемого. К свидетельству не допускали жену против мужа, детей против родителей (ст. 177 гл. X Соборного уложения). В настоящее время указанная норма нашла свое отражение в ст. 51 Конституции РФ и распространяется на всех без исключения участников уголовного процесса, включая обвиняемого, потерпевшего и свидетеля.

Александр I в 1801 году официально отменил в России пытку, назвав ее «стыдом и укоризной человечеству», что свидетельствует о стремлении общества отказаться от варварских приемов расследования преступлений.

Состязательный процесс развился из обвинительной формы уголовного процесса и получил наиболее полное выражение в государствах с так называемой англосаксонской системой права (Англии, США, Канаде, Австралии). В основе данного процесса лежит принцип состязательности между стороной обвинения в лице государственного обвинителя и стороной защиты, то есть лицом, совершившим преступление. При этом обе стороны наделены равными правами для защиты своих прав. Суд в данном случае выступает в виде «бесстрастного арбитра», который следит за соблюдением правил спора и доказательностью аргументов, после чего выносит объективное и справедливое решение. Доказательства оцениваются на основе внутреннего убеждения судей и соблюдения некоторых элементов формальных доказательств (допустимость собранных доказательств, признание обвиняемым своей вины и т. д.).

Смешанный процесс называется так потому, что в нем соединились некоторые черты инквизиционного процесса на досудебных стадиях (письменность производства, отсутствие гласности, ограниченная возможность обвиняемого защищаться) и состязательного процесса в суде (публичность судебного заседания, предоставление права подсудимому защищаться самому и с помощью защитника, оценка доказательств по внутреннему убеждению и др.). Эта форма процесса зародилась во Франции и распространилась в странах Континентальной Европы (Австрии, Бельгии, Германии, Италии и др.). В XIX веке пришла она и в Россию.

Судебная реформа 1864 года с изданием Устава уголовного судопроизводства (УУС) ввела в судопроизводство России целый ряд передовых правовых принципов: разделение трех процессуальных функций, равноправие сторон и их состязательность, гласность, презумпцию невиновности, проведение оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 740 УУС). Признание обвиняемым своей вины в уголовном процессе России утратило значение бесспорного доказательства. Целью судебной деятельности стало установление истины (ст. 620 УУС), упразднялось оставление лица в подозрении. Отныне приговор мог быть либо оправдательным, либо осуждающим (ст. 771 УУС). Тогда же было выдвинуто требование беспристрастности и выяснения всех обстоятельств дела, как доказывающих вину обвиняемого, так и оправдывающих его (ст. 265 УУС). Оправданный имел право на вознаграждение за неосновательное привлечение к суду (ст. 779–783 УУС). Все указанные нормы вошли в современное уголовно-процессуальное законодательство России. В целом для нашего государства характерны в основном черты смешанного процесса.

Уголовно-процессуальные функции – это направления уголовно-процессуальной деятельности, различающиеся по непосредственным целям и задачам, формам реализации и осуществляющим их объектам.

Все функции уголовного процесса делятся на три группы:

1) основные уголовно-процессуальные функции;

2) дополнительные уголовно-процессуальные функции;

3) вспомогательные уголовно-процессуальные функции.

К основным уголовно-процессуальным функциям относятся: функция уголовного преследования, функция защиты, функция юстиции.

Функция уголовного преследования – это направление уголовно-процессуальной деятельности по выявлению (установлению) лица, виновного в совершении преступления, и его изобличению.

Осуществляется данная функция посредством:

1) возбуждения уголовного дела;

2) процессуального («информационного») доказывания, то есть процессуальных действий по выявлению лица, виновного в совершении преступления, и закреплению доказательств, подтверждающих его виновность;

3) логического доказывания – обоснования аргументирования вывода о виновности обвиняемого в целях убеждения в его виновности государственных органов, уполномоченных принимать решение по делу.

Уголовное преследование в Российской Федерации делится на три вида: публичное, частно-публичное и частное.

Функция уголовного преследования осуществляется прокурором, органами предварительного следствия и дознания, потерпевшим, частным обвинителем, а также представителями потерпевшего и частного обвинителя. Подробней данный вопрос будет рассмотрен в соответствующей главе.

Функция защиты – это направление уголовно-процессуальной деятельности по установлению обстоятельств, оправдывающих обвиняемого (подозреваемого) и смягчающих его ответственность, а также по охране прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого). Осуществляется данная функция обвиняемым, подозреваемым, защитником, законными представителями обвиняемого и подозреваемого.

Функция юстиции – это направление уголовно-процессуальной деятельности по разрешению основных юрисдикционных вопросов, влияющих на судьбу дела:

– решение вопроса о достаточности улик для привлечения лица в качестве обвиняемого;

– прекращение производства по уголовному делу.

К дополнительным уголовно-процессуальным функциям относятся: функция надзора и контроля за соблюдением законности при производстве по уголовному делу, функция поддержания гражданского иска, функция защиты от гражданского иска.

Функция надзора и контроля за соблюдением законности при производстве по уголовному делу – это направление уголовно-процессуальной деятельности по санкционированию производства процессуальных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности, проверке законности и обоснованности процессуальных решений. Осуществляется эта функция прокурором и судом.

Функция поддержания гражданского иска – это направление уголовно-процессуальной деятельности по обоснованию правомерности предъявленного гражданского иска. Осуществляется она гражданским истцом, его представителем, прокурором.

Функция защиты от гражданского иска – это направление уголовно-процессуальной деятельности по опровержению правомерности предъявленного гражданского иска. Осуществляется данная функция обвиняемым, защитником, гражданским ответчиком, его представителем.

К вспомогательным уголовно-процессуальным функциям относятся: функция источника доказательств, иные вспомогательные функции.

Функция источника доказательств – это направление уголовно-процессуальной деятельности по предоставлению доказательственной информации. Данная функция осуществляется свидетелем, потерпевшим, экспертом. При определенных обстоятельствах она может осуществляться также подозреваемым и обвиняемым.

Процессуальные гарантии – это установленные уголовно-процессуальным законом средства и способы, призванные обеспечить осуществление прав и обязанностей участников уголовно-процессуальной деятельности для достижения назначения уголовного судопроизводства.

В настоящее время в уголовном судопроизводстве идет процесс расширения и укрепления не только прав его участников, но и их гарантий.

На сегодняшний день вопрос о гарантиях прав личности является весьма актуальным. В теории уголовного судопроизводства существуют различные точки зрения по поводу сущности процессуально-правовых гарантий. Одни авторы под ними понимают возможность осуществлять задачи правосудия[10]. Другие – правовую обеспеченность граждан при использовании предоставленных им прав и выполнении ими своих обязанностей[11]. Принципиальная разница в понимании уголовно-процессуальных гарантий заключается в различном подходе к положению личности в государстве в целом и судопроизводстве в частности. Первая группа авторов акцентирует внимание на гарантиях, направленных на осуществление правосудия, а вторая – на гарантиях, призванных обеспечить права и интересы граждан. Позиция второй группы авторов в большей степени соответствует духу времени и отражает гуманистический подход к данной проблеме. Однако обе группы гарантий неотделимы друг от друга, потому что только при условии реализации задач правосудия могут быть соблюдены права и интересы граждан. Так, например, следователь, заботясь о том, чтобы ни один невиновный человек не был привлечен к уголовной ответственности, тем самым охраняет каждого гражданина от антигуманного с ним обращения, от возможного произвола лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Уголовное судопроизводство обладает достаточно целостной системой процессуальных гарантий, которые обеспечивают защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. К этой системе относятся принципы уголовного процесса, направленные на охрану чести и достоинства граждан (например, принцип презумпции невиновности); права участников судопроизводства, позволяющие им отстаивать свои законные интересы (например, право обжаловать любое действие или решение должностных лиц и государственных органов); обязанности субъектов уголовного процесса, направленные на обеспечение прав и свобод граждан (например, следователь обязан каждому участнику процесса разъяснить его права); санкции уголовно-процессуальных норм, применяемые к лицам, нарушающим или не выполняющим свои обязанности (так, за заведомо незаконное заключение лица под стражу должностное лицо несет уголовную ответственность в сответствии со ст. 301 УК РФ); прокурорский надзор и судебный контроль, деятельность которых способствует восстановлению нарушенных прав и интересов граждан. Так, например, в 2002 году более 17,4 тысяч сотрудников правоохранительных органов были привлечены к различным видам ответственности, что на 20,2 % больше, чем в 2001 году. При этом каждое седьмое правонарушение связано с сокрытием преступлений от учета[12], то есть с нарушением прав пострадавших.

Уголовно-процессуальные акты – это официально оформленные документы, свидетельствующие о проведении какого-либо следственного или судебного действия и закрепляющие его результаты. Процессуальные акты могут быть в виде протоколов (протокол допроса, протокол обыска и т. д.), или в виде решений (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого и другие). К решениям относятся не только постановление, но и определение, обвинительное заключение и приговор.

Таким образом, развитие и совершенствование понятий науки уголовного процесса способствует соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина в Российской Федерации, всестороннему, полному и объективному производству дознания и предварительного следствия, вынесению судами законных, обоснованных и справедливых приговоров, повышению культуры в работе органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, и в конечном счете – построению правового государства в нашей стране.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *