Что составляет предмет уголовно процессуальной науки
Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система
Уголовно-процессуальное право как наука: понятие, предмет, метод, задачи, система
Наука уголовного процесса представляет собой систему специальных взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение практической деятельности участников уголовного судопроизводства.
В науке уголовного судопроизводства изучается история, задачи уголовного судопроизводства, его принципы, полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу, положение личности в уголовном процессе, ее права и их гарантии, особенности процессуально-правовых отношений, процессуальные формы реализации правовых норм, основания и порядок совершения процессуальных действий и принятия решений на различных стадиях производства по уголовному делу
Предмет изучения науки уголовно-процессуального права
Предметом науки уголовного процесса являются:
Предметом изучения данной науки являются не только нормы права, но и практика их применения, т. е. «право в действии». Это способствует выявлению того, как действует тот или иной правовой институт или конкретная норма, их положительное или негативное влияние на достижение поставленной цели, действия, решения.
Методы науки уголовного судопроизводства:
Все методы науки подразделяются на философские, общенаучные и частнонаучные.
Формально-юридический метод выражается в грамматическом, логическом и систематическом исследовании норм уголовно-процессуального права.
Исторический метод исследования, позволяет выявить модели и присущие им формы уголовного судопроизводства. Этот метод выявляет сущность тех или иных изменений процессуальных норм, путем сравнения их с нормами предшествующего законодательства и тем самым способствует теоретическому анализу происшедших изменений в уголовно-процессуальном регулировании. Такого рода исследования способствуют совершенствованию правоприменительной практики, а также дальнейшему совершенствованию законодательства.
Сравнительно-правовой метод используется при изучении и сопоставлении правовых институтов и норм, действующих в различных государствах. Это дает возможность выявить общую природу отдельных правовых институтов и различия в их правовом регулировании, недостатки правового регулирования или, наоборот, наиболее удачное регламентирование того или иного правового института, стадий судопроизводства, полномочий органов и должностных лиц и гарантий прав участников процесса.
Конкретно-социологические методы направлены на изучение «права в действии». Это достигается путем проведения опросов, анкетирования, статистических исследований и др., что дает возможность выявить связь действия уголовно-процессуальных норм (их нарушений) с другими социальными явлениями, а также правосознанием правоприменителя, его установками, нравственными качествами и др.
Общенаучные методы одинаковы для научного исследования во всех отраслях права и достаточно подробно рассмотрены в курсе теории права. Куда более важную роль занимают частнонаучные методы познания, характерные для науки уголовного процесса. К таким методам, в частности, относятся специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, социологический.
Задачи науки уголовного процесса
Задачами науки уголовного процесса является содействие укреплению прав личности и их гарантий в уголовном судопроизводстве, совершенствованию норм уголовно-процессуального права, развитию демократических основ правосудия. Наука уголовного процесса, находясь под плодотворным воздействием следственной, судебной и прокурорской практики, опираясь на ее научное обобщение, призвана оказывать помощь практике в совершенствовании достижений, в устранении ошибок и недостатков.
Система науки уголовного процесса
Уголовный процесс как наука соответствует системе уголовно-процессуального законодательства и отчетливо разграничивается на общую и особенную части.
В Общей части сосредоточены положения, имеющие отношение ко всем его участникам, равно как и ко всем стадиям уголовного процесса. Здесь излагаются исходные положения курса – сущность уголовного процесса, уголовно-процессуального права, науки уголовного процесса; содержание и значение уголовно-процессуального закона; принципы уголовного процесса, его участники, учение о доказательствах, мерах пресечения и др.
Особенная часть охватывает, главным образом, вопросы движения уголовного дела применительно к отдельным стадиям процесса, а также особый порядок уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении отдельных категорий лиц. Предметом этой части курса являются и вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
К Особенной части курса уголовного процесса примыкает и специальный раздел, посвященный уголовному процессу зарубежных стран.
Уголовно-процессуальное право как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система
Уголовно-процессуальное право входит в перечень обязательных учебных дисциплин по специальности «Юриспруденция».
В данном курсе изучается нормативное регулирование уголовного судопроизводства, поэтому в учебных планах эта дисциплина именуется уголовно-процессуальным правом. Очевидно, что понимание современного уголовного судопроизводства требует обращения к истории уголовного процесса, к тем типам уголовного процесса, которые неразрывно связаны с назначением уголовного процесса в тот или иной исторический период государства и с положением личности в этом государстве.
Задача учебной дисциплины «Уголовный процесс»
Уголовный процесс как учебная дисциплина имеет своей задачей
Система учебной дисциплины «Уголовный процесс»
Уголовный процесс как учебная дисциплина соответствует системе уголовно-процессуального законодательства – важнейшей составной части предмета ее изучения – отчетливо разграничивается на общую и особенную части.
При изучении данного учебного курса необходимо использовать полученные ранее знания из курсов теории государства и права, всеобщей истории, истории России, конституционного права Российской Федерации, а также из курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».
При изучении этого учебного курса необходимо не только усвоить нормативное регулирование того или иного процессуального института, основания и порядок совершения тех или иных процессуальных действий, условия принятия решений по делу в целом и по отдельным правовым вопросам, но и приобрести навыки применения норм Уголовно-процессуального кодекса, т. е. умение совершать процессуальные действия, принимать решения и закреплять эти действия и решения в соответствующих процессуально-правовых документах. Все необходимые знания, умения и навыки студент должен приобрести как при изучении теории данного курса, так и при прохождении ознакомительной и преддипломной практики.
При изучении уголовного судопроизводства и в практической деятельности по реализации норм УПК необходимо обращаться к достижениям различных отраслей знаний, поскольку эти знания используются при установлении фактических обстоятельств события, личности обвиняемого, исследовании доказательств и др. Научные знания, помогающие достижению назначения уголовного судопроизводства, составляют содержание науки и учебных дисциплин криминалистики, судебной экспертизы, судебной медицины, судебной психиатрии, юридической психологии и др.
Уголовный процесс. Шпаргалка
В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по уголовному процессу. Пособие составлено на основе новейшего законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Уголовный процесс». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении уголовного процесса, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовный процесс. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Понятие, предмет, метод, назначение уголовного процесса
Вся деятельность и все отношения, связанные с производством по уголовным делам, детально регламентируются предписаниями уголовно-процессуального права. Они определяют целесообразный и объективно апробированный временем и опытом порядок (процедуру) производства конкретных действий или их последовательность (систему), а также права и обязанности их участников.
Понятием уголовного процесса охватывается как деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, имеющая определенные порядок и систему, так и отношения, возникающие в связи с такой деятельностью между всеми, кто в такой или иной мере вовлечен в нее.
Уголовный процесс — это осуществляемая в установленных законом и иными правовыми актами пределах и порядке деятельность (система действий) наделенных соответствующими полномочиями государственных органов по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, установлению лиц, виновных в их совершении, и назначению им мер уголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней.
Определение уголовного процесса состоит из трех элементов:
1) деятельности (системы упорядоченных действий) четко определенных в законе государственных органов, их должностных лиц и лиц, называемых участниками процесса;
2) отношений (правоотношений), возникающих в ходе осуществления деятельности (производства по уголовным делам) и проявляющихся в реализации прав и обязанностей соответствующих органов и лиц, участвующих в таких отношениях;
3) обязательной и тщательной правовой регламентации деятельности и возникающих на ее основе отношений.
Уголовно-процессуальное право является самостоятельной отраслью права, ибо имеет свой предмет правового регулирования и свой, специфический метод правового регулирования.
Предметом уголовного процесса являются общественные отношения, складывающиеся в ходе рассмотрения и разрешения вопросов о возбуждении уголовного дела, его расследования, а также в ходе исполнения приговора, проверки его законности и обоснованности.
Под методом правового регулирования в уголовном процессе понимается единый специфический прием или при их сочетании преимущественный прием юридического воздействия на соответствующие общественные отношения. Наиболее ярко он проявляется в правовом статусе субъектов уголовно-процессуальной деятельности, особенно на уровне их взаимоотношений друг с другом. Эти взаимоотношения характеризуются отношениями «власть — подчинение», поэтому уголовно-процессуальный метод является субординационным методом правового регулирования, или методом властных предписаний, в отличие от метода координации, когда субъекты права поставлены в отношения равенства.
Для уголовно-процессуального права характерен и свой тип правового регулирования, он именуется разрешительным, поскольку в его основе лежит формула: «допустимо лишь то, что разрешено законом».
Уголовное судопроизводство имеет своим назначением (ст. 6 УПК РФ):
1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Такое назначение уголовного судопроизводства соответствует стандартам, содержащимся в международно-правовых документах.
Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
§ 1. Сущность, предмет и метод науки уголовного процесса
В переводе с греческого наука (episteme) – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Наука представляет собой упорядоченную согласно определенным принципам совокупность знаний о действительности в целом или отдельных ее областях[6].
Уголовно-процессуальная наука – это система знаний о закономерностях становления, развития и функционирования уголовно-процессуального законодательства и практики его применения. На основе этих знаний вырабатываются рекомендации по дальнейшему совершенствованию российского уголовно-процессуального законодательства и уголовно-процессуальной деятельности.
Наука уголовного процесса имеет свой предмет исследования, задачи и метод познания.
Предметом науки уголовного процесса являются:
1) уголовно-процессуальное право;
2) уголовно-процессуальная деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и других участников уголовного судопроизводства;
3) уголовно-процессуальные отношения;
4) история становления, функционирования и развития уголовного судопроизводства;
5) уголовно-процессуальное законодательство зарубежных государств.
Содержанием науки уголовного процесса является круг задач, которые она решает.
К этим задачам относятся:
1) изучение эффективности правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц и выработка научно обоснованных рекомендаций, направленных на защиту прав и законных интересов потерпевших, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод, уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;
2) совершенствование норм уголовно-процессуального права;
3) выработка и раскрытие основных понятий и категорий уголовного судопроизводства (таких, как, например, подозреваемый, процессуальные права и т. д.);
4) развитие и совершенствование демократических и гуманистических основ правосудия;
5) развитие и совершенствование норм, направленных на охрану прав и законных интересов участников уголовно-процессуальных отношений (потерпевшего, обвиняемого, понятых и т. д.).
Методом любой науки являются приемы и способы познания ее предмета.
Диалектический метод является всеобщим методом познания окружающей нас действительности и составляет методологическую основу науки уголовного процесса. Данный метод обусловливает изучение уголовного процесса в его историческом развитии, связывает это развитие с конкретными условиями действительности, с особенностями развития права и государства.
Наука уголовного процесса использует также специальные (частные) методы исследования: конкретно-социологический, метод юридического (нормативно-догматического) анализа, сравнительно-правовой метод, метод судебной (правовой) статистики и др.
Конкретно-социологический метод позволяет изучать правовые явления в непосредственной связи со всеми другими факторами и явлениями общественной жизни (экономическими, политическими, культурными, нравственными и т. д.). Результаты конкретно-социологических исследований оказывают существенное влияние на формирование правовой политики. Так, в недалеком прошлом проф. А. И. Александров указывал, что «процесс реформирования нашего общества протекает противоречиво: с одной стороны, создаются основные институты правового государства, законодательство приближается к общеевропейскому уровню, с другой – увеличивается рост преступности, в том числе организованной, изменяются ее качественные параметры. Это требует совершенствования законодательной базы уголовного процесса, которая гарантировала бы права и свободы личности и, в то же время, способствовала эффективному противодействию преступности»[7].
Метод юридического (нормативно-догматического) анализа позволяет изучать взаимосвязи между правовыми явлениями, проводить их внешнюю обработку, классификацию, толкование, выяснять правовые конструкции. Например, после проведенных данным методом исследований, ученые пришли к выводу, что в наказании главное – не жестокость, а его неотвратимость.
Сравнительно-правовой метод проводит исследование правовых систем и их институтов путем сопоставления. Так, уголовно-процессуальное законодательство нашей страны сравнивается с уголовно-процессуальным законодательством зарубежных государств, и таким образом перенимается передовой опыт, проверенный на практике.
Метод судебной (правовой) статистики позволяет анализировать эффективность уголовно-процессуальной деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению задач уголовного судопроизводства. Так, например, при помощи данного метода установлено, что если раньше ежемесячно избрание меры пресечения в виде заключения под стражу применялось к 23 тысячам человек, то во втором полугодии 2002 года ходатайство в суд об избрании данной меры пресечения ежемесячно подавалось только в отношении 15 тысяч человек, из них было удовлетворено только 87 %[8], то есть число лиц, заключенных под стражу, сократилось почти в два раза.
Наука уголовного процесса представляет собой определенную систему знаний, взаимосвязанных между собой. Данная система состоит из следующих разделов:
– история уголовного судопроизводства;
– общие положения уголовного процесса;
– предварительное производство (возбуждение уголовного дела, дознание, предварительное следствие);
– производство в суде (у мирового судьи, в суде присяжных и т. д.);
– уголовный процесс и законодательство зарубежных государств;
– международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
Уголовный процесс как наука имеет свои научные понятия: уголовно-процессуальная форма, уголовно-процессуальные функции, процессуальные гарантии, уголовно-процессуальные акты и др.
Уголовно-процессуальная форма – это правовая форма государственной деятельности, ее специфическая разновидность. Под уголовно-процессуальной формой понимаются как условия и последовательность производства отдельных процессуальных действий и принятия решений, так и условия производства по делу в целом, то есть все формы судопроизводства в их совокупности, как единое целое. Процессуальная форма уголовного судопроизводства является правовой формой деятельности органов расследования, прокурорского надзора и суда по возбуждению уголовных дел, их расследованию и разрешению, а также деятельности иных участников уголовного процесса.
Уголовно-процессуальная форма – это установленный законом порядок осуществления уголовно-процессуальной деятельности в целом и производства каждого отдельного процессуального действия, например: обыска, освидетельствования, допроса, судебного разбирательства и т. д. Соблюдение уголовно-процессуальной формы должно быть неукоснительным, так как оно является условием законности уголовно-процессуальной деятельности и создает стабильный правовой режим производства по уголовным делам.
Процессуальная форма содержит систему гарантий, установленных уголовно-процессуальным законодательством, и обеспечивает последовательное и целенаправленное претворение в жизнь принципов уголовного процесса.
Необходимо отметить, что уголовно-процессуальная форма в каждом государстве формировалась на протяжении веков и имеет свои особенности.
Процессуальная форма (тип) уголовного процесса зависит от конкретных исторических условий (культурных, религиозных, экономических и др.), которые складываются в каждой конкретной стране и влияют на производство по уголовным делам. Чтобы определить форму уголовного процесса, необходимо выяснить:
1) какие задачи стоят перед уголовным процессом (задача устрашения, установления истины и др.);
2) как определены полномочия и функции государственных органов, ведущих уголовное судопроизводство (разделены ли функции уголовного преследования, защиты и правосудия или соединены в одном лице);
3) насколько в уголовном процессе представлены и защищены права человека (как потерпевшего, так и обвиняемого);
4) какова система доказательств, на ком лежит обязанность доказывания вины (на потерпевшем, государственных органах и т. д.);
5) какие решения может принимать суд по делу (только обвинительный или оправдательный приговор либо оставление в подозрении и др.)
В зависимости от ответов на эти вопросы различают пять основных форм уголовного процесса, которые складывались и развивались в разное время: частно-исковой, обвинительный, розыскной (инквизиционный), состязательный и смешанный процессы.
Частно-исковой процесс. В период родового строя на Руси уровень материальной и духовной культуры общества был крайне низким, человеческие ценности носили коллективистский характер, что отразилось на осуществлении правосудия. Так, возмещение ущерба потерпевшему заключалось в получении родом выкупа, в том числе и за убитого. Гуманных способов доказательства вины или невиновности человека еще не было, в связи с чем все конфликты разрешались с позиции силы. Состязательность считалась справедливым способом разрешения конфликтов, а истина была на стороне сильнейшего, так как предполагалось, что правда имеет силу и помогает обиженному. В связи с этим доказательством вины ответчика было поражение в таких состязаниях, как единоборство, кулачный бой и т. д. Таким образом, никаких гарантий справедливого разрешения конфликтов не существовало.
С зарождением раннефеодального государства и появлением официальных властных органов в X веке на Руси уже существовал суд. Его называли судом князя[9]. В это время судопроизводство стало носить частно-исковой характер, для которого присущи частное уголовное преследование, когда потерпевший сам должен был защищать свои права. По его жалобе возбуждалось уголовное преследование, и обвинитель сам собирал доказательства, сам доставлял обвиняемого в суд. Частная форма обвинения сохранила свое существование до настоящего времени по некоторым категориям преступлений (ст. 20 УПК).
Обвинительный процесс. С развитием государственной власти частно-исковая форма уголовного процесса была заменена публичностью обвинения, государство взяло на себя установление виновности преступника и обеспечение защиты интересов потерпевшего. Именно появлением публичного начала в обвинении отличается частно-исковой процесс от обвинительного. Обвинительный процесс во многих странах возник в рабовладельческий период и развивался на ранних этапах феодального общества.
Для розыскного (инквизиционного) процесса характерно то, что у обвиняемого отсутствовали какие-либо права. Для его осуждения достаточно было признания им своей вины. Действовала теория формальных доказательств. Атмосфера осуществления правосудия носила инквизиторский характер, отражая грубость нравов феодального общества, невежество и забитость основной массы населения, а также огромную роль религии во всех сферах человеческой деятельности. В одном лице сливались функции судьи и обвинителя.
Ни о какой презумпции невиновности тогда еще не было и речи. Человек должен был сам доказать свою невиновность, либо возместить ущерб и заплатить штраф. Доказательства в указанный период носили явно выраженный бесчеловечный характер. Так, например, существовало испытание водой, когда ответчика связывали и опускали в освященную воду. Если он шел ко дну, то считался невиновным, так как вода крещения его принимала. Таким же варварским доказательством было «испытание огнем», когда человеку давали в руку кусок раскаленного железа «аже не ожьжеться», поэтому признания вины, как правило, добивались путем пыток.
Целью судопроизводства и наказания в рассматриваемый период было устрашение. Производство следствия и судебное разбирательство были негласными, тайными и письменными. Тем не менее, уже в данный период суд определял наказание с учетом личности преступника, что свидетельствует о развитии индивидуального подхода к человеку. Так, если преступление совершалось «ведомым лихим человеком», то ему назначалась смертная казнь (ст. 13 Судебника 1497 года).
При розыскном процессе могло быть вынесено три вида приговоров: обвинительный, оправдательный и оставление лица в подозрении (когда улик было недостаточно для вынесения обвинительного приговора). Расцвет розыскного уголовного процесса в России приходится на XVIII век.
Постепенно в русском уголовном процессе появлялись нормы, расширяющие и гарантирующие права человека от судебного произвола. Так, по Судебнику 1497 года существовало право обжалования приговора боярского суда великому князю, право примирения потерпевшего с обвиняемым вплоть до начала судебного поединка (ст. 4, 5 Судебника). В Соборное уложение 1649 года был введен свидетельский иммунитет для родственников обвиняемого. К свидетельству не допускали жену против мужа, детей против родителей (ст. 177 гл. X Соборного уложения). В настоящее время указанная норма нашла свое отражение в ст. 51 Конституции РФ и распространяется на всех без исключения участников уголовного процесса, включая обвиняемого, потерпевшего и свидетеля.
Александр I в 1801 году официально отменил в России пытку, назвав ее «стыдом и укоризной человечеству», что свидетельствует о стремлении общества отказаться от варварских приемов расследования преступлений.
Состязательный процесс развился из обвинительной формы уголовного процесса и получил наиболее полное выражение в государствах с так называемой англосаксонской системой права (Англии, США, Канаде, Австралии). В основе данного процесса лежит принцип состязательности между стороной обвинения в лице государственного обвинителя и стороной защиты, то есть лицом, совершившим преступление. При этом обе стороны наделены равными правами для защиты своих прав. Суд в данном случае выступает в виде «бесстрастного арбитра», который следит за соблюдением правил спора и доказательностью аргументов, после чего выносит объективное и справедливое решение. Доказательства оцениваются на основе внутреннего убеждения судей и соблюдения некоторых элементов формальных доказательств (допустимость собранных доказательств, признание обвиняемым своей вины и т. д.).
Смешанный процесс называется так потому, что в нем соединились некоторые черты инквизиционного процесса на досудебных стадиях (письменность производства, отсутствие гласности, ограниченная возможность обвиняемого защищаться) и состязательного процесса в суде (публичность судебного заседания, предоставление права подсудимому защищаться самому и с помощью защитника, оценка доказательств по внутреннему убеждению и др.). Эта форма процесса зародилась во Франции и распространилась в странах Континентальной Европы (Австрии, Бельгии, Германии, Италии и др.). В XIX веке пришла она и в Россию.
Судебная реформа 1864 года с изданием Устава уголовного судопроизводства (УУС) ввела в судопроизводство России целый ряд передовых правовых принципов: разделение трех процессуальных функций, равноправие сторон и их состязательность, гласность, презумпцию невиновности, проведение оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 740 УУС). Признание обвиняемым своей вины в уголовном процессе России утратило значение бесспорного доказательства. Целью судебной деятельности стало установление истины (ст. 620 УУС), упразднялось оставление лица в подозрении. Отныне приговор мог быть либо оправдательным, либо осуждающим (ст. 771 УУС). Тогда же было выдвинуто требование беспристрастности и выяснения всех обстоятельств дела, как доказывающих вину обвиняемого, так и оправдывающих его (ст. 265 УУС). Оправданный имел право на вознаграждение за неосновательное привлечение к суду (ст. 779–783 УУС). Все указанные нормы вошли в современное уголовно-процессуальное законодательство России. В целом для нашего государства характерны в основном черты смешанного процесса.
Уголовно-процессуальные функции – это направления уголовно-процессуальной деятельности, различающиеся по непосредственным целям и задачам, формам реализации и осуществляющим их объектам.
Все функции уголовного процесса делятся на три группы:
1) основные уголовно-процессуальные функции;
2) дополнительные уголовно-процессуальные функции;
3) вспомогательные уголовно-процессуальные функции.
К основным уголовно-процессуальным функциям относятся: функция уголовного преследования, функция защиты, функция юстиции.
Функция уголовного преследования – это направление уголовно-процессуальной деятельности по выявлению (установлению) лица, виновного в совершении преступления, и его изобличению.
Осуществляется данная функция посредством:
1) возбуждения уголовного дела;
2) процессуального («информационного») доказывания, то есть процессуальных действий по выявлению лица, виновного в совершении преступления, и закреплению доказательств, подтверждающих его виновность;
3) логического доказывания – обоснования аргументирования вывода о виновности обвиняемого в целях убеждения в его виновности государственных органов, уполномоченных принимать решение по делу.
Уголовное преследование в Российской Федерации делится на три вида: публичное, частно-публичное и частное.
Функция уголовного преследования осуществляется прокурором, органами предварительного следствия и дознания, потерпевшим, частным обвинителем, а также представителями потерпевшего и частного обвинителя. Подробней данный вопрос будет рассмотрен в соответствующей главе.
Функция защиты – это направление уголовно-процессуальной деятельности по установлению обстоятельств, оправдывающих обвиняемого (подозреваемого) и смягчающих его ответственность, а также по охране прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого). Осуществляется данная функция обвиняемым, подозреваемым, защитником, законными представителями обвиняемого и подозреваемого.
Функция юстиции – это направление уголовно-процессуальной деятельности по разрешению основных юрисдикционных вопросов, влияющих на судьбу дела:
– решение вопроса о достаточности улик для привлечения лица в качестве обвиняемого;
– прекращение производства по уголовному делу.
К дополнительным уголовно-процессуальным функциям относятся: функция надзора и контроля за соблюдением законности при производстве по уголовному делу, функция поддержания гражданского иска, функция защиты от гражданского иска.
Функция надзора и контроля за соблюдением законности при производстве по уголовному делу – это направление уголовно-процессуальной деятельности по санкционированию производства процессуальных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности, проверке законности и обоснованности процессуальных решений. Осуществляется эта функция прокурором и судом.
Функция поддержания гражданского иска – это направление уголовно-процессуальной деятельности по обоснованию правомерности предъявленного гражданского иска. Осуществляется она гражданским истцом, его представителем, прокурором.
Функция защиты от гражданского иска – это направление уголовно-процессуальной деятельности по опровержению правомерности предъявленного гражданского иска. Осуществляется данная функция обвиняемым, защитником, гражданским ответчиком, его представителем.
К вспомогательным уголовно-процессуальным функциям относятся: функция источника доказательств, иные вспомогательные функции.
Функция источника доказательств – это направление уголовно-процессуальной деятельности по предоставлению доказательственной информации. Данная функция осуществляется свидетелем, потерпевшим, экспертом. При определенных обстоятельствах она может осуществляться также подозреваемым и обвиняемым.
Процессуальные гарантии – это установленные уголовно-процессуальным законом средства и способы, призванные обеспечить осуществление прав и обязанностей участников уголовно-процессуальной деятельности для достижения назначения уголовного судопроизводства.
В настоящее время в уголовном судопроизводстве идет процесс расширения и укрепления не только прав его участников, но и их гарантий.
На сегодняшний день вопрос о гарантиях прав личности является весьма актуальным. В теории уголовного судопроизводства существуют различные точки зрения по поводу сущности процессуально-правовых гарантий. Одни авторы под ними понимают возможность осуществлять задачи правосудия[10]. Другие – правовую обеспеченность граждан при использовании предоставленных им прав и выполнении ими своих обязанностей[11]. Принципиальная разница в понимании уголовно-процессуальных гарантий заключается в различном подходе к положению личности в государстве в целом и судопроизводстве в частности. Первая группа авторов акцентирует внимание на гарантиях, направленных на осуществление правосудия, а вторая – на гарантиях, призванных обеспечить права и интересы граждан. Позиция второй группы авторов в большей степени соответствует духу времени и отражает гуманистический подход к данной проблеме. Однако обе группы гарантий неотделимы друг от друга, потому что только при условии реализации задач правосудия могут быть соблюдены права и интересы граждан. Так, например, следователь, заботясь о том, чтобы ни один невиновный человек не был привлечен к уголовной ответственности, тем самым охраняет каждого гражданина от антигуманного с ним обращения, от возможного произвола лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Уголовное судопроизводство обладает достаточно целостной системой процессуальных гарантий, которые обеспечивают защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. К этой системе относятся принципы уголовного процесса, направленные на охрану чести и достоинства граждан (например, принцип презумпции невиновности); права участников судопроизводства, позволяющие им отстаивать свои законные интересы (например, право обжаловать любое действие или решение должностных лиц и государственных органов); обязанности субъектов уголовного процесса, направленные на обеспечение прав и свобод граждан (например, следователь обязан каждому участнику процесса разъяснить его права); санкции уголовно-процессуальных норм, применяемые к лицам, нарушающим или не выполняющим свои обязанности (так, за заведомо незаконное заключение лица под стражу должностное лицо несет уголовную ответственность в сответствии со ст. 301 УК РФ); прокурорский надзор и судебный контроль, деятельность которых способствует восстановлению нарушенных прав и интересов граждан. Так, например, в 2002 году более 17,4 тысяч сотрудников правоохранительных органов были привлечены к различным видам ответственности, что на 20,2 % больше, чем в 2001 году. При этом каждое седьмое правонарушение связано с сокрытием преступлений от учета[12], то есть с нарушением прав пострадавших.
Уголовно-процессуальные акты – это официально оформленные документы, свидетельствующие о проведении какого-либо следственного или судебного действия и закрепляющие его результаты. Процессуальные акты могут быть в виде протоколов (протокол допроса, протокол обыска и т. д.), или в виде решений (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого и другие). К решениям относятся не только постановление, но и определение, обвинительное заключение и приговор.
Таким образом, развитие и совершенствование понятий науки уголовного процесса способствует соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина в Российской Федерации, всестороннему, полному и объективному производству дознания и предварительного следствия, вынесению судами законных, обоснованных и справедливых приговоров, повышению культуры в работе органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, и в конечном счете – построению правового государства в нашей стране.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.