Что составляет предмет курса правоохранительные органы

Основные понятия, предмет и система учебного курса “Правоохранительные органы РФ”

Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

Как уже указывалось, государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным:

Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранительных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, налоговой полиции.

Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы. Полагаем, что такой вывод не обоснован. Хотя адвокатура, частные охранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры принуждения. К тому же в ст. 1 Закона РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительного органа. Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к правоохранительным органам. Однако такое суждение не находит достаточной поддержки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти.

Функции правоохранительных органов

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Предмет и система курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”

Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотношения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридических дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

Соотношение курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” с другими учебными дисциплинами

Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” занимает особое место среди других юридических дисциплин, поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними. В нем даются начальные представления о деятельности правоохранительных органов, их полномочиях и взаимоотношениях.

Подробно деятельность органов предварительного расследования, прокурора, суда, связанная с обнаружением и раскрытием преступлений, наказанием виновных, раскрыта в курсе “Уголовный процесс”.

В курсе “Гражданский процесс” изучаются нормы, определяющие деятельность суда по рассмотрению гражданских дел.

В курсе “Арбитражный процесс” освещаются вопросы рассмотрения арбитражными судами дел, отнесенных законом к их компетенции.

Курс “Прокурорский надзор” подробно излагает формы и методы деятельности прокурора при осуществлении надзора, в том числе за другими правоохранительными органами.

В курсе “Административное право” изучается деятельность органов государственного управления, к которым относятся и многие правоохранительные органы. Такие направления деятельности органов внутренних дел, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, заключаются в применении, в основном, норм административного права.

Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” имеет взаимосвязь и с такими основополагающими дисциплинами, как теория государства и права, конституционное право. Теория государства и права определяет многие понятия, применяемые в правоохранительной деятельности, такие как законность, правосознание, излагает основные методологические подходы к изучению функций государства, сущности права. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль правоохранительных органов, их взаимоотношения с органами государственной власти и управления.

Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом. Суд, прокурор, органы предварительного расследования в своей деятельности широко применяют нормы этих отраслей права. От того, насколько правильно будут определены признаки преступления, зависит законность деятельности этих органов.

Источник

Правоохранительные органы. Краткий курс

Что составляет предмет курса правоохранительные органы. Смотреть фото Что составляет предмет курса правоохранительные органы. Смотреть картинку Что составляет предмет курса правоохранительные органы. Картинка про Что составляет предмет курса правоохранительные органы. Фото Что составляет предмет курса правоохранительные органы

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Правоохранительные органы». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

1. Под правоохранительными органами понимается совокупность судебных органов, органов исполнительной власти и негосударственных организаций, которые систематизируются по признаку профессиональной принадлежности и по осуществлению своей деятельности.

2. Правоохранительные органы как учебная дисциплина — система теоретических знаний об органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, основывающихся на обобщении нормативной и практической деятельности, представляющей собой основу всей правоохранительной структуры РФ. Это предмет изучения данной дисциплины. Предметом курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» являются юридические институты и нормы права разного уровня правовой силы и значимости, на основе и во исполнение которых действуют все правоохранительные органы.

3. Предмет данного курса состоит из следующих элементов:

☝структура и устройство органов;

☝основы организации правоохранительных органов в части ее соответствия задачам и целям, для которых они предназначены;

☝функции, которые выполняют правоохранительные органы;

☝правовые и технические средства, посредством которых осуществляется деятельность правоохранительных органов.

4. Курс «Правоохранительные органы» делится на шесть разделов.

Раздел 1 определяет общие положения, основные понятия, предмет и систему данного курса; основные черты, задачи и функции правоохранительных органов, приоритетные направления их деятельности; источники права о правоохранительных органах.

Раздел 2 рассматривает судебную власть; значение, характерные черты, правовое регулирование правосудия; конституционные основы организации и деятельности органов судебной власти, их понятие и систему принципов правосудия. Данный раздел отражает судебную систему РФ.

Раздел 3 раскрывает сущность государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности. Здесь раскрываются задачи и структура органов внутренних дел; организационные основы полиции в РФ. Данный раздел характеризует органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы; таможенные органы; органы юстиции.

Раздел 4 рассматривает органы предварительного расследования, задачи и структуру следственного аппарата, органы дознания и их задачи.

Раздел 5 раскрывает сущность и предназначение прокуратуры РФ.

Раздел 6 рассматривает систему органов по правовому обеспечению и правовой помощи, в которую включаются нотариат, адвокатура и др. Также рассматриваются частные детективные и охранные службы.

5. Учебный курс «Правоохранительные органы» рассматривает вопросы организации и основы деятельности

суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и др. Освоение этой учебной дисциплины способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

Источник

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы» и ее соотношение с другими юридическими дисциплинами

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.

Предмет (любой учебной дисциплины) — те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.

Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» — устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.

Дисциплина «Правоохранительные органы» — вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органов в Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности правоохранительных и судебных органов изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.

Например, в соответствии с Положением о Минюсте России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.

Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности — СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченного по правам человека в РФ, Службу войск национальной гвардии, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.

Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.

Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов. Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплины посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.

Взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана:

• с теорией государства и права → является методологической основой данного курса. В процессе изучения этой дисциплины обучающиеся постоянно обращаются к основополагающим понятиям, разрабатываемым теорией государства и права (например, о праве, о соотношении права и закона, о правопорядке, о правосудии и др.);

• с конституционным правом → формулирует конституционные принципы организации и деятельности правоохранительных и судебных органов, рассматривает основополагающие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор. Для деятельности правоохранительных и судебных органов важное значение имеют конституционные положения о правах человека и гражданина;

• с процессуальными отраслями права — гражданским, арбитражным процессом и уголовным судопроизводством → регулируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют компетенцию судебных органов и полномочия других субъектов процессуальных отношений. Процедура судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел, деятельность суда по рассмотрению гражданских, административных и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы нарушены, регламентируется соответствующими кодексами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ) и другими нормативными правовыми актами, которые являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов;

• с материальными отраслями права — гражданское, семейное, трудовое, уголовное, таможенное, налоговое и др. Правоохранительные и судебные органы в своей деятельности широко применяют нормы указанных отраслей права при определении признаков правонарушения, о наступлении или не наступлении соответствующего вида (гражданской, уголовной, административной) ответственности, о мерах властного принуждения и т. д.;

• с курсами «Прокурорская деятельность» и «Организация деятельности адвокатуры» → изучают не только организацию прокуратуры и адвокатуры в Российской Федерации, но и саму деятельность этих правоохранительных органов по осуществлению своих функций, правовой статус прокурорского работника и адвоката, их правоприменительную практику.

Источник

Основные понятия, предмет и система дисциплины Правоохранительные органы

Понятие правоохранительной деятельности, ее основные признаки, задачи и цели

Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:

Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

1) обеспечение и защита (охрана):

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:

Функции (направления) правоохранительной деятельности

Общая характеристика

Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам

Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления.

Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций

Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль. Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась «Суд и правосудие в СССР».

Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции

Исходя из смысла дефиниции «правоохранительная деятельность», можно сформулировать определение понятию «правоохранительный орган». Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:

Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.

К числу правоохранительных органов принято относить:

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

Исходя из содержания рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программы дисциплины «Правоохранительные органы», составными частями предмета дисциплины «Правоохранительные органы» являются:

Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами

Без достаточных правовых знаний, изучаемых в рамках курса «Правоохранительные органы», трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда, органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины, как уголовный, гражданский, арбитражный процесс.

Дисциплина «Правоохранительные органы» подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.

Дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право, а также иными правовыми учебными курсами.

Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи.

Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия.

Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельности. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины «Правоохранительные органы», наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса.

Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» и «Конституционное право». Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК).

Ряд институтов курса «Правоохранительные органы» в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины «Уголовный процесс». Помимо уже названных понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к таковым также следует отнести:

В рамках курса «Правоохранительные органы» изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности.

Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия.

Соответственно, для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности. Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе «Правоохранительные органы» как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.

Дисциплина «Правоохранительные органы» в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом. Этот вывод позволяет сделать по меньшей мере редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *