Что составляет подлинное богатство духовно нравственной культуры
Что такое нравственное богатство и почему это важно? Как развить в детях лучшие качества? Обзор +Видео
А у вас есть нравственное богатство? Этот вопрос застаёт многих врасплох. Любовь и доверие, добросовестность и честность, милосердие, миролюбие и доброта – это и есть нравственные богатства, по которым должны жить люди. Это те самые Заповеди, прописанные в Новом Завете. Нравственность влияет на наше поведение, на отношение к людям, на воспитание детей. Большая часть человечества стремиться к добру и осознаёт правильность своего пути. Но есть другая категория людей, желающих захватить власть и чужое богатство. Такие преступники и тираны всегда выступают инициаторами войн и кровопролитий.
Нравственность заложена в человеке от рождения, ну согласитесь не бывает же плохих детей. У них нет стремления к богатству и к власти. Религия всегда была главным показателем в формировании человеческой души и духовных ценностей.
Притча о добре
Создавая род человеческий, Боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделён каким — либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т.д.
Человек стал добывать себе пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого — нибудь большого дела – строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточённые споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, всё решали грубой силой…И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец Богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были Боги мудрости отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты Боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т.д.
А как поступить со стыдом и правдой? Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…
К сожалению, в настоящее время снизилось понимание нравственных ценностей. Да, люди ходят в церковь, крестят детей, празднуют Пасху и Рождество, но не придают этому духовного смысла. Исправить ситуацию можно только путём правильного духовно-нравственного воспитания детей. Дети наше будущее, важно своим примером показывать правила нравственного поведения.
Обязательные направления для воспитания детей и полноценной жизни в обществе
Уровень духовно-нравственного воспитания понижается год от года, а причин этому несколько:
Вы же понимаете, что бессмысленно запрещать определённые вещи, надо учиться влиять на ребёнка духовно и материально.
Прививайте любовь к окружающему, а также милосердие и патриотизм.
Помогут в этом несложные методы:
Кому-то может показаться, что материальная ценность выше духовной. Невозможно деньгами заменить чистота, мудрость, широту человеческой души. Нельзя купить сочувствие, уважение и любовь.
Деньги сегодня есть, завтра нет, а богатство души всегда будет с тобой. Облегчая жизнь тебе и всем, кто с тобою рядом. Даже отдавая бескорыстно можно духовно обогатиться.
§ 10. Духовные богатства общества и культурное наследие
Главным результатом деятельности людей в области культуры является создание духовных богатств, которые отражают широту и многообразие духовной культуры народов данной страны.
Что составляет духовное богатство общества?
Духовным богатством являются традиции и обычаи, моральные нормы, религиозные заповеди, ритуалы и праздники, книги, произведения искусства, школьные учебники, университеты и школы, научные журналы и конференции и многое такое, без чего человеческая жизнь не имела бы смысла. Вот что такое духовное богатство человечества.
Советуем запомнить!
Духовное богатство — это всё наиболее важное и ценное, что человечество создало за долгую историю своего существования, результаты духовной деятельности человека.
Духовные богатства общества составляют культурное наследие страны, выраженное в материальных и нематериальных культурных ценностях.
Советуем запомнить!
Культурные ценности — ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, архитектура, скульптура и др.
Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Например, народные частушки, стихи А.С. Пушкина и научные теории — это нематериальная часть духовного богатства. Монастырь, местный краеведческий музей или рукописи стихов А.С. Пушкина — примеры материальной части культурного наследия нашей страны.
Слово «ценности» играет при определении культурного наследия ключевую роль. Неудачное стихотворение или некрасивое здание мы вряд ли будем ценить. Они не составляют духовных ценностей. Но лишь то, что сделано ладно, красиво, что нас вдохновляет и возвышает нашу душу, относится к духовным или культурным ценностям.
Сохранение культурного наследия
Культурные ценности, составляющие культурное наследие, являются достоянием народа. Они тщательно охраняются государством.
Охраной культурного наследия в России занимается Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия — Росохранкультура. В стране уже долгие годы работает Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Это добровольная общественная организация, благодаря деятельности которой были сохранены сотни архитектурных памятников, усадеб. Членом общества может стать любой человек или организация.
Особо ценные культурные объекты страны включаются в мировое культурное наследие — Всемирное наследие.
Советуем запомнить!
Всемирное наследие — выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.
Списки ценностей, являющихся Всемирным наследием, публикует ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).
Списки Всемирного наследия ЮНЕСКО включают около тысячи памятников по всему миру Например, Московский Кремль и Красная площадь (Россия), Кентерберийский собор (Великобритания), исторический центр Рима (Италия), древний город Чичен-Ица (Мексика), Великая Китайская стена (Китай), пирамиды (Египет), статуя Свободы (США) и др.
Назовите культурные ценности, изображённые на фотографиях и вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В каких странах они находятся?
Создание, распространение, усвоение духовных богатств общества
Известно, что новые идеи, произведения искусства, гениальные открытия создаются конкретными людьми. В нашей стране на ниве культуры трудится множество замечательных людей — настоящих энтузиастов, искренне и беззаветно преданных любимому делу. В их числе — деятели театрального искусства и кино, артисты, режиссёры, музыканты, художники, работники библиотек и музеев и др. Произведения выдающихся писателей-прозаиков, драматургов, поэтов могут оказывать влияние на общество не только в период их жизни, но продолжать влиять на души и умы миллионов людей в целом ряде поколений.
Жизненный цикл любого произведения представляет собой длинный путь от вынашивания творческого замысла до его создания, опубликования.
Например, создание книги — долгий процесс: написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, распространение (продажа), каталогизация (зачисление в каталоги библиотек, в справочную литературу), обретение популярности (или нет), цитирование, критика и т.д.
Мало создать произведение, необходимо донести его до общества. До тех пор пока оно не выставлено для всеобщего обозрения (картина, скульптура), не издано (литература, наука), не исполнено (музыка), не поставлено (театр, кино), оно не станет частью культуры. И конечно, не всё созданное станет духовным богатством народа.
Таковым оно станет лишь тогда, когда будет усвоено людьми — через семейное воспитание и домашнее чтение, школьные уроки и практические занятия, посещение театров, музеев, библиотек, лекториев, концертов, выставок и т.д. Мы усваиваем, обучаясь и воспитываясь, приобщаясь к прекрасному и доброму
Государство регулирует и направляет процесс создания, распространения и восприятия культурных ценностей. Оно создаёт школы и университеты для образования молодёжи, научные институты и лаборатории для создания новых идей и технологий, библиотеки и музеи для хранения культурных ценностей и т.д.
Почему библиотеки были нужны людям в разные эпохи? А вам нужна библиотека?
Важную роль в сохранении и распространении духовного богатства играют библиотеки (от греческих слов biblion — книга и theke — хранилище). В современном обществе они стали массовым явлением.
Дополнительное чтение
Библиотеки возникли в глубокой древности. В середине VII века до н. э. при дворе ассирийского царя Ашшурба-напала в Ниневии имелось большое собрание клинописных глиняных книг. В Древнем Египте существовали библиотеки при храмах. Но в Древнем мире наибольшую известность получила знаменитая Александрийская библиотека папирусных свитков.
В средневековой Европе библиотеки создавались при крупных монастырях и соборах. В Древней Руси первая известная библиотека была основана в XI веке Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. При Петре I в XVIII веке возникают светские библиотеки, при Петербургской академии наук и Московском университете.
Как вы считаете, в чём значение библиотек в истории человечества? Какие современные крупнейшие российские библиотеки вы можете назвать?
Другим хранителем духовного богатства общества является музей (от греческого слова Mouseion — дом муз). Музеи осуществляют хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Как вы считаете, в чём значение музеев в истории человечества? Какие музеи есть в вашем городе?
История публичных (общественных) музеев в России берёт начало от Кунсткамеры, созданной Петром I в начале XVIII века.
Сегодня в государственных музеях России находится на постоянном хранении 37 млн предметов, а посещаемость составляет около 80 млн человек ежегодно. Появились частные музеи.
Подведем итоги
Духовное богатство общества представляет собой результат длительного развития культуры конкретного народа. Оно включает материальные (музеи, дворцы, библиотеки) и нематериальные ценности (песни, идеи, теории).
Основные термины и понятия
Духовные богатства общества, культурные ценности, культурное наследие, Всемирное наследие.
В России утвержден список духовно-нравственных ценностей
Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)
Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)
Протоиерей Александр Ильяшенко
Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.
Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.
В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.
К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.
Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.
Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.
Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.
В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда — интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.
Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.
Ценности, которые помешают брать взятки
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.
Протоиерей Федор Бородин
Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.
Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.
Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.
Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.
Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.
Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.
Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии — тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.
Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.
Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.
Список ценностей – только в контексте Стратегии
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»
Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.
Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.
Потому что дальше, в различных пунктах документа, акценты все-таки расставляются, там говорится о важных вещах, в том числе и о настоящих ценностях.
Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» — стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.
«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия
Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский», в п. Тикси, республика Саха.
Игумен Агафангел (Белых)
Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, — так как христиане не могли признать божественность императора.
В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля — дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.
В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.
Мы могли бы не стесняться своих христианских корней
Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.
Священник Филипп Ильяшенко
Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.
Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.
Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.
Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.
Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.
Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.
Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.
Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.
Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина