Что составляет основу российской системы экологической оценки

Система экологической оценки в России. Общие положения

Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки

Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки

Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки

ЛЕКЦИЯ 2

ТЕМА Система экологической оценки в России.

Тема лекции: Оценка воздействия на окружающую среду.

План лекции:

1.Система экологической оценки в России. Общие положения.

2. Процедура проведения оценки воздействия на окружающую среду. Этапы проведения ОВОС.

3. Объекты государственной экологической экспертизы.

4. Методы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

5.Зарубежная практика проведения ОВОС.

Экологическая оценка – это процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности.

Система ЭО является частью более общей системы инструментов экологического регулирования и функционирует в ее составе наряду с такими подсистемами, как экологический контроль и экологический мониторинг.

Процесс ЭО включает: 1) ОВОС; 2) государственную экологическую экспертизу; 3) главную государственную экспертизу.

Основные составляющие процесса ЭО:

— анализ (прогноз) потенциальных воздействий намечаемой деятельности на ОС и оценка их значимости;

— консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений;

— использование результатов прогноза воздействий и консультаций в процессе принятия решений, относящихся к намечаемой деятельности.

В процессе ОВОС заказчик определяет виды возможных воздействий намечаемой деятельности на ОС, оценивает их последствия, предлагает различные природоохранные мероприятия, уменьшающие вредные воздействия, обеспечивает участие общественности в этом процессе.

Основными участниками процесса ЭО являются:

1. Инициатор/Заказчик намечаемой деятельности, который поручает разработчику проекта и разработчику ОВОС подготовить необходимую проектную документацию.

2. Специально уполномоченный орган в области ЭЭ (на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ).

3. Специальные органы государственной власти СРФ и органы местного самоуправления, которые определяют и согласовывают технические условия реализации проекта, осуществляют отвод земельного участка, дают разрешение на строительство, организуют проведение общественных слушаний (Росземкадастр, Роспотребнадзор, администрации муниципальных образований).

4. Общественность/население, которые могут принимать участие в проведении оценки воздействия на ОС и ЭЭ.

Источник

Экологическая оценка в России: возможные направления развития

Российская система ЭО, которая начала формироваться в недрах советской системы централизованного планирования, унаследовала многие черты связанных с этой системой подходов к планированию и оценке намечаемой деятельности. Изменившиеся социально-экономические условия требуют значительной трансформации существующей системы ЭО. С точки зрения авторов, для эффективного развития системы ЭО в России необходимо ее совершенствование в трех ключевых областях: регламентации процесса оценки воздействия на окружающую среду, осуществляемой заказчиком, дифференцированного подхода к экологической оценке для разных типов проектов, а также открытости процедуры ЭО для участия заинтересованных сторон.

Регламентация процесса оценки воздействия на окружающую среду. В рамках сложившейся в России системы экологическая экспертиза рассматривается как основной элемент процесса экологической оценки. При этом оценка воздействия на окружающую среду, выполняемая заказчиком, понимается лишь как подготовительный этап для проведения экологической экспертизы. Процесс оценки воздействия на окружающую среду до последнего времени был недостаточно регламентирован действующими нормативно-правовыми документами, не имел четких процедур, его результаты не обязательно отражались в общедоступных документах. Негативные следствия такого подхода могут быть вкратце суммированы следующим образом:

· у заказчика отсутствуют стимулы начинать процедуру экологической оценки на ранних стадиях подготовки инвестиционного проекта;

· механизмы экологической оценки не предоставляли заинтересованным сторонам достаточных возможностей участия в процессе ЭО, и, следовательно, в принятии решений по намечаемой деятельности. В частности, они не могли влиять на объем, содержание и результаты экологической оценки; более того, заинтересованные стороны во многих случаях не могли даже ознакомиться с результатами оценки, поскольку эти результаты не сводились в отдельный итоговый документ;

· по той же причине распространение практики ЭО, развитие ее методологии сдерживается отсутствием фондов (библиотек, депозитариев) итоговых документов проведенных ЭОП;

Эти недостатки могут быть устранены путем установления проверяемых процедурных требований к экологической оценке, проводимой заказчиком. Такие требования должны, в частности, гарантировать открытость процедуры ЭО и изложение ее результатов в отдельном общедоступном документе. Важные шаги в этом направлении сделаны “Положением об оценке воздействия…” 2000 г.

Дифференцированный подход к экологической оценке. Известно, что отсутствие дифференцированного подхода к проектам разной степени экологической опасности резко снижает эффективность системы ЭО в целом. Отсутствие такого механизма приводит к тому, что процедура ЭО становится “наименьшим общим знаменателем” для видов деятельности различной экологической значимости, и ее эффективность в отношении предсказания и предотвращения наиболее опасных воздействий неизбежно падает. Вследствие ограниченных ресурсов у всех заинтересованных сторон это приводит к установлению на практике весьма невысоких “стандартов качества” в отношении процесса оценки воздействия на окружающую среду и формальному проведению государственной экологической экспертизы. Часто даже для значимых в экологическом отношении объектов экологическая экспертиза сводится к проверке соответствия проекта установленным нормативам и требованиям.

Кроме того, унифицированный подход к объектам разного типа не дает возможности эффективно развивать нормативно-методическую базу. На недостаточность существующей нормативно-методической базы указывают все заинтересованные стороны — консультанты, проводящие оценку воздействия на окружающую среду, эксперты экологической экспертизы, представители заказчика и заинтересованной общественности.

Особенно насущной, с нашей точки зрения, является потребность в разработке детальных методических рекомендаций по ЭО планов, программ и т.п., то есть методической базы стратегической экологической оценки.

“Положение об оценке воздействия…” признает необходимость дифференцированного подхода, однако перекладывает проблему классификации объектов ЭО (скрининга) на территориальные специально уполномоченные органы и иные ведомства. Такой подход предполагает, что проекты экологической экспертизы федерального уровня всегда оказывают существенное влияние на окружающую среду и, таким образом, должны оцениваться по самой строгой процедуре. Для проектов же регионального уровня возможны различные подходы к организации скрининга (в зависимости от региональных особенностей и опыта). Таким образом, первый шаг в решении задачи сделан, однако основную дорогу еще предстоит пройти.

Открытость процедуры для участия заинтересованных сторон. Существующие возможности общественного участия в российской системе экологической оценки до последнего времени носили рудиментарный характер. Общественность получает информацию и возможность “участвовать” только на очень поздних стадиях процесса. Обязанности заказчика и органов власти по обеспечению информирования и участия общественности определены недостаточно ясно и создают условия для произвольного толкования, а в конечном счете — благоприятную почву для развития конфликтов. Случаи общественного участия, имеющие место, обязаны своим существованием скорее настойчивости общественных организаций и инициативных групп населения, чем политике вовлечения общественности в принятие экологически значимых решений.

Общественная экологическая экспертиза может быть инструментом консолидации и выражения мнения групп интересов, обладающих определенными ресурсами. Тем не менее, она вряд ли может служить цели информирования широкой общественности и вовлечения ее в процесс экологической оценки. Также ограничены возможности использования общественной экологической экспертизы как инструмента поиска компромиссных решений, устраивающих все заинтересованные стороны (в силу императивного характера, присущего экологической экспертизе). Механизмы общественного участия в экологической оценке в России могут быть значительно укреплены путем регламентации процедур, и в частности, путем применения следующих мер:

· установления требования об обязательной доступности для общественности итогового документа ЭО (вместе с требованием о необходимости подготовки такого документа), а также заключения государственной экологической экспертизы;

· обязательного извещения населения, чьи интересы могут быть затронуты намечаемой деятельностью, о начале ЭО;

· обязательных общественных слушаний для некоторых типов проектов;

· формирования механизмов информирования заинтересованных сторон с учетом местных условий и особенностей конкретных проектов.

Практически все эти меры устанавливаются “Положением об оценке воздействия…”. Таким образом, наиболее серьезной задачей на настоящий момент является воплощение этих мер на практике, как обсуждается в следующем разделе.

Практическая реализация “Положения об оценке воздействия…”

Итак, новое “Положение об оценке воздействия…” значительно укрепляет российскую систему экологической оценки, представляя ее до сих пор разрозненные элементы как единую систему, а также вводя ряд новых требований в соответствии с современным пониманием эффективного процесса ЭО. Однако в какой степени принятие нового Положения отразится на практике экологической оценке в России, зависит от того, какие будут приниматься меры для создания механизмов его реализации. Приведем лишь несколько наиболее очевидных примеров необходимости таких мер.

Наконец, стоит отметить, что многие из общих принципов и конкретных требований Положения в отношении проведения исследований и подготовки Материалов по оценке воздействия (например, изучение непрямых воздействий, сравнение альтернатив, оценка значимости и т.д.) являются достаточно новыми для российских заказчиков и других участников процессов подготовки и утверждения инвестиционных проектов. Многие из этих участников пока не видят тех преимуществ, которые дает развернутая процедура ЭО, полагая, что следование ей приведет лишь к увеличению объема работ и сроков подготовки проекта. Таким образом, выполнение требование нового Положения станет возможным только при издании соответствующих руководств, проведении необходимых программ обучения и организации постоянного анализа (контроля качества) Материалов по оценке воздействия с помощью специально разработанных критериев.

Итак, для успешной практической реализации нового Положения необходима будет значительная работа по разработке нормативно-правовой и инструктивно-методической базы, изданию практических руководств, проведению разнообразных программ образования и обучения и организации исследований в области экологической оценки.

Критически важным также является распространение информации о подходах и новых возможностях, которое дает новое Положение, организация семинаров, краткосрочных курсов, открытых обсуждений. Без соответствующего информационного, методического обеспечения Положение останется мертвым, не работающим документом, не способствующим развитию системы ЭО.

«Экологическая оценка и экологическая экспертиза» Авторы: О.М.Черп, В.Н.Виниченко, М.В.Хотулёва, Я.П.Молчанова, С.Ю.Дайман

Источник

Понятие и принципы экологической оценки

Экологическая оценка — это процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности.

Согласно данному определению:

Процесс экологической оценки включает следующие основные составляющие:

Упрощенная схема ЭО могла бы рассматривать эти составляющие как последовательные этапы процесса. Такой процесс включал бы прогноз воздействий, обсуждение его результатов с заинтересованными сторонами и принятие решения о возможности осуществления намечаемой деятельности с учетом результатов прогноза и обсуждений. Однако такая “линейная” модель далека от эффективности, и не существует практически ни в одной стране. Например, как мы увидим в ходе дальнейшего изложения, есть веские основания начинать взаимодействие с общественностью еще до прогноза воздействий — при решении вопроса о необходимости экологической оценки для данного проекта или в ходе определении задач ЭО. В качестве другого примера можно отметить, что экологическая оценка оказывается наиболее эффективной в том случае, если ее материалы используются не только при принятии решения о возможности осуществлении намечаемой деятельности в целом, но и при принятии различных решений в ходе планирования и проектирования. Поэтому консультации, а также использование результатов ЭО при принятии решений следует рассматривать не как последовательные этапы, а как необходимые компоненты процесса ЭО.

Общие принципы экологической оценки и их связь с принципами устойчивого развития

Процедуры экологической оценки в разных странах различаются во многих аспектах: для каких видов деятельности проводится ЭО, кто проводит ее, в каких решениях и каким образом учитываются ее результаты. Так, экологическая оценка может проводиться для всех видов деятельности, или, например, только для крупных проектов, осуществляемых по решению правительства, или для видов деятельности, отобранных по определенным правилам. Основную роль в проведении экологической оценки может играть инициатор деятельности или природоохранные органы. Результаты ее могут по-разному использоваться в системе принятия решений. Степень обязательности учета результатов экологической оценки в принятии решений тоже различается от страны к стране.

Несмотря на эти отличия, эффективные системы экологической оценки, проверенные временем, отвечают трем основным принципам: превентивности, комплексности и демократичности.

Принцип превентивности означает, что экологическая оценка проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что ее результаты используются при выработке и принятии решений. Анализ последствий уже принятого решения экологической оценкой по сути не является. Это справедливо независимо от того, является ли такой анализ “обоснованием” решения, ориентированным на оправдание его экологической приемлемости, или же представляет собой объективное и независимое исследование.

Для эффективных систем экологической оценки характерно расширенное понимание превентивности — экологическая оценка должна проводиться не только до принятия решения о возможности осуществления намечаемой деятельности (например, выдачи соответствующего разрешения), но и до принятия важнейших проектных решений. Наконец, последовательная реализация принципа превентивности приводит к необходимости стратегической экологической оценки (СЭО), предметом которой являются решения более высокого уровня, предшествующие планированию конкретных проектов.

Одним из важных инструментов реализации принципа превентивности является анализ альтернатив. Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения целей намечаемой деятельности и вариантов ее осуществления обеспечивает свободу принятия решений в зависимости от результатов экологической оценки.

Принцип комплексности подразумевает совместное рассмотрение и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде. Этот принцип основывается на представлении о том, что разделение окружающей среды на “компоненты” (воздух, вода, почва) является упрощением реальной ситуации. На самом деле мы имеем дело с единой природной системой, неразрывно связанной с обществом. Задача экологической оценки состоит не только в том, чтобы проследить, насколько соблюдаются “стандарты и нормативы” для отдельных компонентов природной среды, но и в том, чтобы понять, как природно-социальная система в целом отреагирует на воздействие намечаемой деятельности.

На процедурном уровне отражением принципа комплексности является рассмотрение различных воздействий намечаемой деятельности в рамках единой процедуры, а также представление информации о них в едином документе.

Принцип комплексности может быть расширен до рассмотрения и учета в принятии решений экологических и социально-экономических последствий намечаемой деятельности в комплексе (подробнее см. ниже).

Наконец, принцип демократичности отражает тот факт, что экологическая оценка не сводится к научно-техническому исследованию, а является инструментом принятия взаимоприемлемых решений. Предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду затрагивает интересы потенциально неограниченного круга лиц и организаций. Большинство из них не обладают какими-либо формальными полномочиями в отношении этой деятельности. Инструментом защиты интересов этих сторон (в той мере, в которой они отражены в “интересах общества в целом”) могут служить разного рода системы разрешений и лицензирования, нормы проектирования. Однако принцип демократичности подразумевает признание за этими сторонами права на непосредственное участие в процессе принятия решений. Таким образом, заинтересованные стороны должны иметь возможность участвовать в процессе ЭО, и их мнение должно учитываться наряду с заключениями экспертов при формулировании выводов и использовании результатов процесса ЭО.

Еще одно важное следствие принципа демократичности состоит в том, что для обеспечения возможности участия заинтересованных сторон экологическая оценка должна проводиться в соответствии с определенными правилами, которые известны и понятны всем ее участникам. Таким образом, необходимо наличие регламентированной процедуры экологической оценки. В рамках этой процедуры участники процесса должны иметь определенные права и обязанности.

“Демократические” процедуры ЭО обычно противопоставляются “технократическим”, в которых решения принимаются закрытым образом. В таких системах предполагается, что проблема воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду носит преимущественно научно-технический характер, и при ее рассмотрении значимы только мнения экспертов-профессионалов, а также компетентных лиц, принимающих решения.

Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность процесса принятия решения часто приводит к тому, что на практике решения в таких системах принимаются на основе неформальных переговоров и соглашений с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересованных сторон. В результате нередко страдает объективность экологической оценки.

Отличие экологической оценки от других методов экологического регулирования

Рассмотрев основные принципы ЭО, мы можем сформулировать особенности экологической оценки, отличающие ее от других методов регулирования. Этот вопрос имеет практическое значение, так как при создании национальных систем экологической оценки во многих странах высказывалась критика, основанная на предположении о том, что ЭО фактически не вносит ничего нового по сравнению с действующими инструментами регулирования.

Так, в ряде стран (например, в Словакии и Великобритании) введение экологической оценки сталкивалось с противодействием проектировщиков и градостроителей, которые полагали, что они и без всякой ЭО адекватно учитывают экологические факторы при разработке территориальных планов и утверждении проектов. В других государствах (например, в Германии) экологические министерства считали, что они проводят необходимый анализ потенциальных воздействий в ходе лицензирования отдельных аспектов намечаемой деятельности (например, воздушных выбросов), а следовательно, никакие дополнительные процедуры не нужны.

Действительно, предшественниками формальных систем ЭО во многих странах являлись, во-первых, экологически ориентированные правила планирования и проектирования и, во-вторых, экологическое лицензирование намечаемой деятельности. Например, система планирования землепользования в Великобритании, созданная в 40-х годах, подразумевала учет экологических факторов. Однако именно с введением системы ЭО это стало делаться явно, формально и систематически. Аналогично, экологически ориентированные правила проектирования выполняли некоторые функции экологической оценки, однако они не могли учесть всех нюансов конкретной ситуации, особенно мнения заинтересованных сторон, как это могла сделать комплексная и систематическая ЭО.

Наконец, системы экологического лицензирования намечаемой деятельности часто осуществлялись на ведомственной основе и таким образом не отвечали принципу комплексности анализа экологических воздействий, на котором основана ЭО. Более того, большинство систем лицензирования в значительной мере полагаются на технические стандарты, которые, во-первых, не всегда способны регулировать непрямые и синергетические воздействия и, во-вторых, не обязательно отражают мнение заинтересованных сторон. Комплексная и демократичная ЭО позволяет устранить указанные недостатки.

Экологическая оценка и устойчивое развитие

Экологическая оценка, отвечающая сформулированным выше принципам, может служить одним из основных инструментов устойчивого развития. Являясь не только превентивным инструментом экологического регулирования, но также и инструментом планирования и проектирования, она помогает формировать стратегические решения в соответствии с экономическими, социальными и экологическими целями устойчивого развития.

Цель устойчивого развития сформулирована в третьем принципе “Декларации по окружающей среде и развитию” (United Nations, 1992a) следующим образом:

…на равноправной основе удовлетворить потребности как нынешнего, так и будущих поколений в развитии и благоприятной среде обитания.

Данное определение цели устойчивого развития имеет две составные части. Первая часть касается “равноправия поколений”: будущие поколения должны иметь такие же возможности удовлетворения потребностей, как и нынешнее. Для этого совокупный природный и экономический капитал, оставляемый будущим поколениям, должен быть сохранен или приумножен в результате намечаемой деятельности. Именно на это нацелен принцип комплексности экологической оценки.

Вторая составная часть цели касается равноправия представителей нынешнего поколения. Если совокупный капитал общества растрачивается и не остается нашим потомкам, то нельзя говорить об “устойчивости”. Если же капитал сохраняется или даже накапливается, но распределяется настолько неравномерно, что более обеспеченная часть общества становится еще богаче, а менее обеспеченная — еще беднее, другими словами, если развитие идет без учета принципа равноправия, то вряд ли возможно говорить о развитии (George, C., 2000). Устойчивое развитие подразумевает как справедливость по отношению к будущим поколениям, так и справедливость по отношению к представителям нынешнего поколения. Принцип демократичности экологической оценки помогает осуществить более равноправное развитие, то есть он нацелен на выполнение второй составной части устойчивого развития.

Именно в силу этих причин экологическая оценка упомянута как один из инструментов устойчивого развития в Декларации Рио (Принцип 17). В наибольшей степени эту роль может играть стратегическая экологическая оценка, а также ЭО интегрированная с другими видами оценки в “оценку устойчивости”.

Источник

Тема 14. Система экологической оценки воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологический мониторинг

Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки

Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки

Экологические критерии производства широко используются в промышленности для оценки состояния окружающей среды и совершенства технологических процессов.

Различают экологические показатели, определяемые опытным путем, и показатели, которые получают расчетом.

К первой группе показателей относятся ПДК (предельно допустимая концентрация) и ОБУВ (ориентировочно безопасные уровни воздействия). После разработки и утверждения этих показателей они приобретают законодательную силу и обязательны к применению на всей территории Российской Федерации. В некоторых случаях эти величины могут быть скорректированы (например, в регионах с аномальными природными условиями). Но в любом случае изменения закрепляют в законодательных докумен­тах с четким ограничением границ ареала.

К расчетным экологическим критериям относят ПДВ (предельно допустимый выброс) и ПДС (предельно допустимый сброс). Эти критерии учитывают многочисленные факторы, действующие на ограниченной территории региона или предприятия, такие как природные условия, климат, географическое положение, насыщенность региона промышленными предприятиями. Они рассчитываются местными экологическими службами, имеют ограниченную область применения и могут многократно изменяться.

Основными критериями оценки состояния природной среды (атмосферного воздуха, водоемов) являются стандартные нормативные показатели: ПДК химических веществ и ОБУВ.

Ориентировочно безопасный уровень воздействия вещества представляет собой временный норматив, действующий до двух лет. Установление ОБУВ необходимо для решения вопросов одопустимости закупки вещества за рубежом, организации его производства в стране, использования того или иного препарата в экономике.

Многочисленными исследованиями установлено, что непрерывное воздействие экотоксикантов более вредно для организма человека, чем кратковременное, поэтому для воздушной среды принимают несколько значений ПДК:

ПДКмр – максимальная разовая предельно допустимая концентрация вещества в воздухе населенных пунктов;

ПДКр3 – предельно допустимая концентрация в рабочих зонах производственных помещений, при этом исходят из того, что в цехах работают здоровые люди в течение 7–8 ч в сутки на протяжении 5–6 дней в неделю;

ПДКсс – среднесуточная предельно допустимая концентрация в воздухе населенных пунктов. Она устанавливается из учета непрерывного воздействия вещества на все население, включая стариков и детей.

Значение ПДКрз определяют в пробах воздуха, отобранного в течение 20 мин (ПДКрз > ПДКсс).

При наличии в атмосфере нескольких вредных веществ их кон­центрации в сумме не должны быть больше 1:

где С1 С2. Сn – концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, мг/м 3 ; ПДК1 ПДК2. ПДКn – соответствующие значения ПДК.

Подобное положение справедливо для веществ однонаправленного действия. К таким веществам относятся химические соединения, близкие по химическому строению и характеру биологического воздействия на живой организм.

Одновременно при изучении токсикологического воздействия смеси веществ отмечают такие явления, как аддитивность, синергизм и антогонизм.

Для водной среды выделяют две основные группы нормативов, которые регламентируют соответственно:

• качество среды, воспринимающей отходы (экологические нормы, критерии и стандарты);

• качество (состав и свойства) отходов, предназначенных к сбросу (технологические стандарты и нормы).

Экологические нормыустанавливают пределы допустимых изменений выбранных абиотических и биотических параметров среды. Для этих целей используют химические показатели допустимого содержания в окружающей среде отдельных природных и антропогенных веществ. Наборы таких регламентов (ПДК, стандарты качества и др.) включают обычно десятки и сотни различных веществ.

Методология данного нормирования отличается в разных странах, но содержит такие экспериментальные процедуры, как изучение хронического действия токсикантов на организмы, оценку биоаккумуляции и устойчивости в среде, выявление мутагенных свойств и других эффектов, которые позволяют судить о «допустимых» пределах содержания вещества в окружающей среде. Эти же оценки используются для расчетов ПДС загрязняющих веществ с учетом ассимилирующей способности экосистем воспринимать внесенный материал без нарушения их структуры и функций.

Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть фото Что составляет основу российской системы экологической оценки. Смотреть картинку Что составляет основу российской системы экологической оценки. Картинка про Что составляет основу российской системы экологической оценки. Фото Что составляет основу российской системы экологической оценки

В нашей стране использование экологических показателей установлено законодательно.

Технологические нормыслужат для регламентации состава, свойств и объема отходов перед их сбросом в окружающую среду. Эту группу нормативов называют иногда «стандартами для конца трубы». При обосновании технологических норм обычно исходят из принципа использования наилучших из имеющихся в данное время технологий производства основного продукта. По мере совершенствования техники и технологий нормы пересматривают и, как правило, ужесточают. Основное преимущество технологических норм – относительная простота их определения и возможность оперативного использования для контроля при сбросе отхо­дов, поэтому они доминируют в современной мировой практике работы и обращения с отходами.

Экспериментальное установление ПДК представляет собой многоплановое комплексное химико-биологическое (токсикологическое, гидрохимическое и др.) исследование, учитывающее влияние вещества на все объекты жизнедеятельности живых организмов.

В ряде случаев решающее значение приобретают количественные характеристики содержания отдельных соединений в атмосфере. Особенно это утверждение относится к веществам, оказывающим глобальное влияние на изменение климата Земли. Наиболее опасными загрязнителями считаются диоксид углерода, мелкодисперсные частицы твердых и жидких веществ и в качестве дополнительного компонента – озон.

В связи с этим создана система критериев, нормирующих абсолютное количество вредных веществ, поступающих в окружающую среду (для газов – ПДВ, для жидких стоков – ПДС).

Устанавливается система экономических показателей, преду­сматривающая плату за выбросы, и вводятся ужесточающие санкции за превышение лимитов, что повышает ответственность производителей и способствует разработке технических мероприятий по улучшению технологии производимых продуктов и совершенствованию системы очистки.

В качестве критериев количества выбросов как в России, так и зарубежных странах применяют несколько количественных показателей.

Массовый поток выброса (кг/с, кг/ч, т/год ) – масса выделяющихся загрязняющих веществ вединицу времени. Этот показатель дает сведения об общем количестве выбросов и является гигиеническим и балансовым критерием. Он применяется преимущественно для определения суммарной степени загрязнения атмосферы.

Массовая концентрация выброса [г/кг, мг/кг, мг/м 3 ] – масса выделяющихся загрязняющих веществ, отнесенная к единице объема продукции, чаще всего газа. Критерий полезен дляоценки совершенства технологии и работы очистных сооружений. Его используют во многих европейских странах. Критерии концентрации могут представлять как массовые, так и объемные отношения. В первом случае используют отношение массы выделившегося загрязняющего вещества к массе отходящего газа. Это выражение полезно при оценке содержания твердых частиц (пыли) в отходящих газах, поскольку оба компонента – твердое вещество и газ – имеют массовые показатели, и количественные данные о них не меняются при изменении состояния газа.

Для выражения концентраций газообразных загрязняющих веществ используют отношение объема выделившегося загрязнения к общему объему отходящего газа.

Коэффициент выброса, или удельный выход выброса [кг/т, кг/(кВтч), кг/ГДж] – отношение массы выделившегося загрязняющего вещества к массе или другой величине, выражающей количество продукции промышленного производства. Это критерий производственно-технического характера, поскольку количество выброса связано с количеством производимой продукции или переработанного сырья.

Определение коэффициента выброса для различных предприятий, производящих одинаковую продукцию, позволяет выделить те из них, которые используют более совершенную технологию. Он создает рациональную основу для установления более низких пределов выбросов для других предприятий.

Комплекс экспертных мероприятий, охватывающих основные этапы процесса непрерывного учета экологического фактора является базой экологической оценки.

Основу Российской системы ЭО составляет экологическая экспертиза (ЭЭ), организуемая государственными природоохранными органами, и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая проводится заказчиком документации, подлежащей экспертизе.

Экологический мониторинг – информационная система наблюдений, оценки, прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Экологический мониторинг должен обеспечивать не только прямую, но и обратную связь между деятельностью человека и состоянием ОПС,

Цели и задачи мониторинга:

— наблюдение за состоянием окружающей среды;

-выявление факторов и источников антропогенного воздействия на ОПС;

-оценка и прогнозирование состояния ОПС.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:

1. Система экологической оценки воздействия на окружающую среду.

2. Экологическая экспертиза. Определение, цели, задачи, объекты.

3. Экологический мониторинг. Цели и задачи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *