Что составляет основу ритмической гимнастики
Ритмическая гимнастика как одна из форм урока физической культуры
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьем, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет. (А.С. Пушкин)
Жизнь современного школьника стала чрезмерно напряженной. Еще в начале XX века выдающийся физиолог И.М. Сеченов установил, что во время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.
Я веду ритмическую гимнастику уже много лет, добавив элементы танца и хореографии. За это время появились свои наработки, действуя от простого к сложному.
Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечно-сосудистую, дыхательную и опорно-двигательную системы.
Занятия хореографией воздействуют на определенные группы мышц, суставов, связок, развивается гибкость, пластика.
Отсюда вытекают его главные характеристики: законченность, слитность, логичность. Пластичность проявляется в момент наивысшего и духовного потенциала человека.
На своих уроках я отвожу не малую роль эстетическому воспитанию. Дети проходят с азов хореографии – позиции рук, ног, до вальса и танго.
Современные движения делают зрелище ярким и притягательным. Дети тянутся к красоте в разных ее проявлениях: музыки, живописи, танцах. Поэтому приобщение к прекрасному для них дополнительный стимул.
Кроме комплексов ритмической гимнастики, которые развивают выносливость, гибкость, координацию, дети знакомятся основами танца: русского, матросского, индийского и т.д.
Каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся.
Ритмическая гимнастика это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило без пауз, для отдыха, в быстром темпе.
Главную притягательность ритмической гимнастики составляет ее основная особенность – музыка. Музыкальные ритмы подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц, создают радостный настрой.
Основная задача ритмической гимнастики это привить ребенку любовь к танцам и музыке – раскрыть в нем потенциал! Так же воспитать всесторонне гармонично развитую личность.
Основная цель ритмической гимнастики это общее укрепление здоровья.
Подводя вывод, я считаю, что один урок в неделю не может сотворить из ребенка танцора-профессионала, но может привить любовь к движению, к прекрасному миру музыки и танца.
Гимнастика
Ритмическая гимнастика — история, особенности, упражнения
Ритмическая гимнастика – комплекс упражнений оздоровительной направленности, исполняемый под музыку с заданным ритмом и темпом.
Из истории
«Танец – музыка – физические упражнения» – историческая формула ритмической гимнастики. В течении столетий этот комплекс развивался и менялся, вбирая в себя опыт различных танцевальных и гимнастических школ.
Ещё в Древней Греции для физического развития молодых людей использовали различные упражнения, выполняемые под музыку. Такие комплексы помогали развивать ловкость и грацию, поддерживали осанку.
Психиатр Циналь был уверен: тренировки под музыку могут лечить определённые заболевания (ведь ритмическая гимнастика – это своеобразная лечебная гимнастика). Франсуа Дельсарт разработал «выразительную гимнастику» – систему для подготовки выступлений по гимнастике, которая включала в себя ходьбу, жесты и мимику.
Один из важнейших этапов становления ритмической гимнастики – работа Эмиля Жак-Далькроза. Учёный считал, что музыкальный образ можно доносить через пластические движения, так как слуховое восприятие тесно связано с моторикой. Эта система стала эффективной тренировкой и вошла в процесс обучения в гимнастических школах.
Женевская консерватория в 1905 году открыла двери курсу ритмической гимнастики, он пользовался большим спросом. А уже в 1911 Жак-Далькроз открыл целый Институт, где каждый человек мог изучать ритмическую гимнастику.
Вскоре такая гимнастика пришла в Россию – в 1912 году в Санкт-Петербурге открылся Институт музыки и ритма, его первый директор – князь С. Волконский.
В 80-х годах ХХ века ритмическая гимнастика достигла пика популярности. В это время комплексы упражнений продумывали для широкой аудитории, создавались научно-методические разработки. Телепередачи занятий (в виде утренней зарядки) транслировали по Центральному телевидению, выпускали видеокассеты, организовывали шоу-программы. В СССР создавали оздоровительные клубы, ведущим или даже единственным направлением которых была ритмическая гимнастика.
Польза
Ритмическая гимнастика комплексно воздействует на организм:
В целом гимнастика ритмическая направлена на поддержание организма в здоровом и работоспособном состоянии.
Противопоказания
Во-первых, нельзя тренироваться при инфекционных заболеваниях – простуде, гриппе и подобных. Если перенагружать организм в этот период, заболевание может обостриться, а общее состояние ухудшиться. Поэтому продолжать занятия стоит только после полного выздоровления.
Во-вторых, при дискомфорте или болях в суставах следует проконсультироваться с врачом и пройти обследование, чтобы установить причину боли.
В-третьих, заниматься физкультурой при хронических заболеваниях – пороке сердца, аритмии, почечной недостаточности и других заболеваниях печени и почек, высоком артериальном давлении и других – можно только под непосредственным присмотром специального врача и только при наличии допуска к тренировкам.
Структура тренировки
Для позитивного настроя важно подобрать правильную музыку – для всех упражнений необходимо брать разные мелодии и песни, чтобы при выполнении соблюдать темп.
Занятие проходит непрерывно, без остановок.
Тренировку предпочтительно проводить в виде урока. Он делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап
Ритмическая гимнастика для девушек и мальчиков, подготовительный этап. На эту часть тренировки отводится примерно 20% общего времени.
Упражнения этого этапа – фактически, разминка – помогают разогреть мышцы, привести организм в рабочее состояние. Обычно это растяжка, танцевальные движения. Также в подготовительный этап входят различные виды ходьбы. Комплекс ритмической гимнастики, ходьба:
Движения выполняются в спокойном темпе.
Основной этап
На этот этап отводится около 70% урока.
В основную часть входят интенсивные упражнения, выполняемые в высоком темпе и направленные на развитие мышц. Тренировка делится на два типа – силовая и аэробная. Аэробная часть выполняется стоя – это различные прыжки, махи, приседания, выпады, лёгкий бег на месте, хлопки. Силовая часть выполняется сидя или лёжа – растяжка, наклоны, отжимания, скручивания.
Заключительный этап.
Заключительная часть занимает 10% от тренировки.
Заминка выполняется в невысоком темпе, используются упражнения небольшой интенсивности. Заключительный этап направлен на восстановление организма после нагрузки – молочная кислота в мышцах расходится, частота сердечных сокращений приходит в норму.
Заключительным этапом нельзя пренебрегать ни в коем случае!
Пример комплекса упражнений
Ритмическая гимнастика — упражнения. Разминка: медленная мелодия.
Упражнения ритмической гимнастики. Основной этап: быстрая музыка.
Комплекс ритмической гимнастики. Заключительный этап: спокойная расслабляющая музыка.
Особенности выполнения движений
«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»
Татьяна Гришина
«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»
В ритмической гимнастике неограниченный выбор движений для всех групп мышц, поэтому занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость, сила и быстрота. Непрерывные движения под музыку в различном темпе, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают опорно-двигательный аппарат. На занятиях ритмической гимнастикой у детей формируется правильная осанка, вырабатывается культура движений, правильная походка, навыки координации.
Воздействие занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся можно определить как комплексное.
Занятия ритмической гимнастикой влияют на:
1. Развитие музыкальности.
— развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее
настроение и характер, понимать ее содержание;
— развитие музыкального слуха, чувства ритма;
— развитие музыкальной памяти;
— развитие музыкального кругозора и познавательного интереса.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
— развитие ловкости, точности, координации движений;
— развитие гибкости и пластичности;
— воспитание выносливости, развитие силы;
— формирование правильной осанки, красивой походки;
— развитие умения ориентироваться в пространстве;
— обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческого воображения и фантазии.
— развитие способности к импровизации.
4. Развитие психических процессов.
— тренировка подвижности нервных процессов;
— развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления;
— развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
— воспитание умения вести себя в группе во время движения;
— формирование чувства такта и культурных привычек в процессе
группового общения с детьми и взрослыми.
В процессе правильной организации занятий ритмической гимнастикой улучшаются все двигательные качества, развиваются положительные эмоции, совершенствуется чувство ритма и темпа, уверенность в себе и воспитывается коллективизм. Ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности детей.
В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика применяется:
— в форме физкультурных занятий оздоровительно-тренирующей направленности с детьми 5-7 лет продолжительностью 20-35 минут;
— в виде «ритм-блоков» различной направленности, используемых как часть физкультурного занятия, для детей 4-7 лет;
— в виде утренней гимнастики, как средство, позволяющее увеличить эмоциональный фон и повысить оздоровительный эффект;
— в виде физкультурной минутки на занятиях по различным видам деятельности (труд, рисование, лепка и т. д.);
— в виде показательных номеров, для выступлений на различных физкультурных и музыкальных праздниках.
Упражнения ритмической гимнастики могут применяться во всех частях физкультурного занятия в дошкольном образовательном учреждении.
В подготовительной части урока или занятия (во время ходьбы и бега) применяются несложные упражнения характерные для ритмической гимнастики. Музыкальное сопровождение помогает выполнить их с большей амплитудой, четко и с хорошим настроением.
Более спокойные танцевальные шаги, упражнения с плавными, мягкими движениями, а также упражнения корригирующей направленности, цель которых — снизить физическую нагрузку, используют в заключительной части занятия.
Музыкально-ритмические композиции для старших детей различаются по своей функциональной направленности и в них есть разные типы двигательных упражнений. Ритмическая гимнастика со старшими дошкольниками проводятся в виде полноценного занятия. В занятия включаются достаточно сложные в координационном отношении движения, упражнения спортивно-гимнастического стиля, акробатические элементы, танцевальные элементы. Темп исполнения упражнений в этих группах более быстрый.
Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются обще развивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики,эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, самодельными предметами и многим другим. Применение этих и других пособий позволяет значительно разнообразить общеразвивающие упражнения, повысить эмоциональный фон занятий и повысить интерес детей к физическим упражнениям.Использование на занятиях предметов дает возможность решать и воспитательные задачи: дети приучаются к аккуратности, бережливости и порядку.
Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет техническими и выразительными движениями.
Для педагогов по ритмической гимнастикедолжны быть актуальны следующие задачи:
1.Совершенствование двигательных навыков и умений:
а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой;
б) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исходных положений,двигательных комбинаций:
в) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического репертуара.
2. Совершенствование музыкальности
3. Развитиетворческих способностей:
• развитие творческого мышления, воображения и фантазии;
• развитие способности «видеть» и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;
• развитие способности к педагогической импровизации в процессе интеграции музыкального движения с другими видами художественно-творческой деятельности на занятиях;
• воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства;
• развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.
4.Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений:
• развитие умения адекватно анализировать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а также эффективности работы других педагогов;
• совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования;
• умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, наблюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тревожные симптомы;
• развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педагогические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов.
Систематические занятия по ритмической гимнастике позволяют детям легко и красиво двигаться, выполнять большой объем различных движений и не останавливаться на достигнутом.
Еще раз хочется подчеркнуть, что влияние средств музыки и ритмических движений (и ритмической гимнастики в частности) на развитие умений, способностей и качеств личности ребенка очень велико и разнообразно.
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. 2. Характеристика ритмической гимнастики
2. Характеристика ритмической гимнастики……………………………….
3. История ритмической гимнастики………………………………………..
4. Упражнения ритмической гимнастики……………………………………
Сегодня ритмическая гимнастики достигла своего триумфа.
Она привлекает к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением, без нее не мыслимы занятия в фитнес-центрах, школах, детских садах. Возможности применения ритмической гимнастики довольно широки, диапазон упражнений огромен.
Проведение занятий по ритмической гимнастике требует специальных знаний, умений и навыков подбора учебного и музыкального материала.
Комплексы ритмической гимнастики, доступны для исполнения и не требуют длительного времени для разучивания.
Упражнения ритмической гимнастики также известны как «общеукрепляющие упражнения». Они помогают укреплять многочисленные мышцы и группы мышц, в том числе сердечную и скелетные мышцы. Ускорение сердечного ритма способствует улучшению здоровья сердца и понижает риск развития сердечнососудистых заболеваний.
Характеристика ритмической гимнастики
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность.
Упражнения ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры в школе.
При всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной.
Этими особенностями являются:
1. Сочетание общеразвивающих упражнений с элементами народно- бытовых и характерных танцев, диско-танцев и танцев в стиле «ретро», рок, брейк, фанк.
2. Модернизация гимнастических элементов за счет введения асимметричных движений.
3. Тесная связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.
4. Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии движений и активной роли преподавателя на занятиях.
5. Высокая динамичность и разнообразие движений.
6. Возможность эмоционального самовыражения и нервно-психической разрядки.
7. Расширение двигательных возможностей и повышение культуры движений.
8. Коллективный характер занятий.
9. Поточный способ выполнения упражнений.
История ритмической гимнастики
В дальнейшем французский физиолог Жорж Демени создает своеобразную школу женской гимнастики, который на первое место ставил физические упражнения динамического характера, построенные на движениях свободной пластики.
Профессор Жак Далькроз, композитор и музыкант, в 1880-х годах организовал курсы ритмической гимнастики при Женевской консерватории.
Сущность его системы состояла в стремлении передавать движениями воспринимаемый слухом ритм и воспитании музыкальности. Тогда же ритмическая гимнастика впервые получила оценку со стороны педагогов.
Все эти гимнастические системы, будучи различны по своей целенаправленности, имеют ряд основных положений, объединяющих их:
1) единство интеллекта и физического развития;
2) естественность и выразительность движений;
3) использование и правильное согласование движений и музыки, как средства художественно-двигательного воспитания человека.
Среди последователей данных систем особую известность приобрела американская танцовщица Айседора Дункан (1878-1928), которая внесла в танец новые идеи и формы. Особенность искусства этой танцовщицы заключалась в свободной пластике, введении пантомимического элемента в танец, а также движений и принципов джазового танца.В 20-х гг. в Москве появляются спортивно-танцевальные студии З.Д. Вербовой, Л.Н. Алексеевой, организуются также студии в Тифлисе, Баку, Воронеже.
В студии Л.Н. Алексеевой и студиях ее учеников занимались не только взрослые, но и малыши, а также дети, страдающие заболеваниями опорно- двигательного аппарата, в том числе и костным туберкулезом.
В 1923 году наркомом просвещения А.В. Луначарским была учреждена специальная студия, где готовили преподавателей физического воспитания для школ и техникумов. В программу обучения входили разные дисциплины, в том числе ритмическая гимнастика, пластика, композиция и составление произвольных упражнений.
В период, предшествующий Великой Отечественной войне, популярность ритмической гимнастики снизилась, но работа в этой области не прекращалась.
В 40-х гг. в Государственном центральном институте физической культуры организовался курс ритмики, на котором проводились занятия экспериментальных групп по программам, весьма близким к современной ритмической гимнастике.
Интерес к оздоровительной аэробике в нашей стране возник благодаря голливудской кинозвезде Джейн Фонде. Ее аэробика отличалась доступностью, простотой, эмоциональностью и включала в себя элементы популярных танцев.
В 70-е годы основной целью занятий аэробикой было снижение веса. В начале 80-х годов широко распространилась система Шогкош (тренировка). Затем возникли и другие направления.
Современная ритмическая гимнастика обогатилась знаниями в области развития двигательных способностей, структуры построения занятий, объема и интенсивности предлагаемых упражнений.
Упражнения ритмической гимнастики, выполненные в условиях длительной физической нагрузки средней интенсивности, при которой организм в достаточной мере потребляет кислород, будут считаться аэробными.
Если потребление кислорода, необходимое работающим мышцам, соответствует кислородному запросу организма на данную работу, то можно говорить об аэробной работе. К ней относятся бег, спортивная ходьба, плавание, лыжи, гребля, т.е. циклические виды спорта, а также ритмическая гимнастика или аэробные танцы. Известный специалист в области оздоровительной физической культуры Кеннет Купер поставил аэробные танцы в число самых эффективных видов упражнений, наряду с циклическими.
Аэробная гимнастика выгодно отличается от бега тем, что физическая нагрузка равномерно распределяется на все мышечные группы. А чтобы получить тренировочный эффект от занятий, необходимо, чтобы физическая нагрузка была продолжительной, в меру утомительной и по возможности увлекательной.
Упражнения ритмической гимнастики
Ритмической гимнастикой следует заниматься методично и регулярно. Между упражнения рекомендуется делать 3-минутный перерыв. В начале тренировок повторяйте каждое упражнение не менее пяти раз, постепенно увеличивая количество повторений по мере того, как вы привыкаете к программе занятий. Занятия всегда следует начинать с основных упражнений. Даже когда вы постепенно добавляете новые и более сложные упражнения, начинать нужно непременно с основных упражнений, и только потом переходить к упражнениям повышенной сложности.
Вот некоторые самые простые и эффективные упражнения ритмической гимнастики:
Приседания. Поставьте ноги в положение шире плеч и присядьте как можно ниже. При этом руки должны оставаться параллельно полу (т.е. должны быть вытянуты вперед). Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение. Другие типы приседаний: приседания с поднятой и вытянутой вперед ногой. Руки при этом должны быть вытянуты вперед. Это упражнение для укрепления мышц ягодиц и ног.
Поднимание туловища в сед из положения лежа. Лягте на спину, согнув ноги в коленях. Положите руки под голову и поддерживайте голову руками, медленно поднимая верхнюю часть туловища. Это упражнение на укрепление брюшных мышц.
«Велосипед». Лягте на спину, руки подложите под ягодицы. Поднимите ноги как минимум на 20 сантиметров от пола. Поднятыми вверх ногами выполните движение, имитирующее езду на велосипеде.
Прыжки на месте с переменой положения рук и ног. Встаньте прямо, поставьте ноги как можно ближе; подпрыгните, во время прыжка максимально расширяя ноги. Старайтесь при этом хлопать в ладоши над головой. Приземляйтесь в исходное положение.
Занятия ритмической гимнастикой ускоряют обмен веществ, поэтому во время тренировки следует постепенно переходить от одного упражнения к другому. Занятия ритмической гимнастикой ни в коем случае нельзя резко прерывать или прекращать, не закончив упражнения. В начале занятий каждое упражнение рекомендуется повторять пять раз, однако по мере привыкания и улучшения физической подготовки упражнения можно повторять по 25-30 раз. Также рекомендуется начинать занятия ритмической гимнастикой после небольшой зарядки (предварительной подготовки). Музыкальное сопровождение занятий помогает увеличить их эффективность.
1. Е.С.Крючек. «Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий».
2. Ильяшенко Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания в вузах.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.
4. Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики.