Что составляет основу познавательной направленности личности педагога

Личность учителя и её направленность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Требования к личности учителя в трудах классиков педагогики

Высокий профессионализм, мастерство являются базовыми требованиями к любой профессиональной деятельности. К личности учителя и осуществляемой им деятельности, кроме данных требования, предъявляется ряд других. О высоком предназначении учителя и требованиях к нему высказывались многие педагоги прошлого. В таблице представим некоторые требования, описанные в истории педагогики.

Таблица. Требования к педагогу в истории педагогики

Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть картинку Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Картинка про Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога

Требования к личности учителя в современном обществе и противопоказания

В истории педагогики представлены основные требования к учителю, но с развитием педагогики и педагогической деятельности, изменяются требования к учителю. Вместе с требованиями, представленными классиками педагогики как ведущими, был выявлен ряд требований к учителю, предъявляемый современным обществом. К таким требованиям можно отнести следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

В педагогической профессии существует целый ряд противопоказаний, которые можно кратко охарактеризовать следующим образом:

Выявление противопоказаний к педагогической деятельности можно осуществить в ходе профессионального отбора.

Учитель как субъект педагогической деятельности

Учитель – профессионал, обладающий компетентностью в осуществлении педагогической деятельности в образовательном учреждении.

Под профессионально компетентным понимается труд, в котором на высоком уровне обеспечивается педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуются личностные особенности педагога, достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности школьников.

Основными свойствами субъектности педагога являются:

Важнейшим требованием педагога-профессионала является чёткость его социально-профессиональной позиции, в которой он может выразить себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога – это система интеллектуального, волевого, эмоционально-оценочного отношения к миру, педагогической деятельности, которые представляют источник активности педагога.

Позиция педагога может быть представлена двумя структурными компонентами – социальная позиция педагога и профессиональная позиция педагога.

В основе социальной позиции педагога лежат взгляды, убеждения, ценностные ориентации, сформированные ещё в общеобразовательной школе. В выборе профессиональной позиции важнейшими факторами являются профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, особенности темперамента и характера.

В рамках рассмотрения данной темы, можно остановиться на характеристике двух понятий – «педагогический талант» и «педагогическая квалификация».

Под педагогическим талантом понимается высшая степень способностей личности, способствующая успешному, творческому выполнению педагогической деятельности. Под педагогической квалификацией понимается особенность подготовленности индивида к осуществлению педагогической деятельности, то есть наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности. Отсюда следует, что педагогический талант, дополненный специальными знаниями, умениями, навыками, будет способствовать становлению настоящего педагога.

Социально-профессиональная направленность личности педагога

Направленность личности понимается как мотивационная обусловленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.

Профессиональная направленность личности педагога обусловлена ценностями педагогической деятельности, гуманистическими социально-профессиональными установками на педагогическую профессию, взглядом на школьника как на цель, а не на средство, развитием рефлексии, эмпатии, социальных способностей, которые способствуют обеспечению продуктивности общения и успешности взаимодействий с окружающими людьми.

Педагогическая направленность личности учителя характеризуется наличием у учителя интереса к самим учащимся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач, заинтересованностью самой педагогической профессией, склонностью ею заниматься, уровнем профессионального самосознания. Учитель с ярко выраженной педагогической направленностью активно включается в процесс профессионального самосознания. Этот процесс связан с осознанием учителем норм, правил, модели педагогического поведения, с формированием педагогического кредо, с осознанием и принятием неких профессиональных эталонов, образцов и соотнесением себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, характера и эффективности своей деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств.

Гуманистическая направленность личности учителя

Педагогическая направленность личности учителя может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение, либо на создание условий всестороннего развития личности; во втором случае говорят о гуманистической направленности личности учителя.

Под гуманизмом понимается признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Под гуманностью понимается наличие человечности, человеколюбия, уважения к достоинству другого человека.

Гуманистическая направленность педагогической деятельности означает подчинение всех действий педагога интересам личности ребёнка; что в полной мере реализует основные задачи личностно-ориентированной педагогики – оказания содействия человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей, является важнейшим фактором успешности профессиональной педагогической деятельности.

Познавательная направленность личности учителя

Под познавательной направленностью личности учителя понимается культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.

Источник

Познавательная направленность личности учителя

Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть картинку Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Картинка про Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть картинку Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Картинка про Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть картинку Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Картинка про Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть картинку Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Картинка про Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога

Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть картинку Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Картинка про Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога

Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть картинку Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Картинка про Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога

Рассмотрим описание нескольких типов учителей, предложенное В.В. Маткиным.

1 тип. Активно относится к новой информации, не пропускает интересных фильмов, много читает и т.д.Но сознательно избегает при этом всего того, что связано со школьными темами, заявляя: «Достаточно школь­ных разговоров в учительской».

2 тип. Также активно относится к новой информации, в том числе связанной с педагогическими и воспитательными проблемами. Но не они определяют выбор фильма, книги или передачи.

3 тип. Интересуется всем тем, что хоть в какой-то степеии «вязано с воспитательной деятельностью, школой, жизнью молодежи. Даже там, где нет прямого разговора о школе, он водит проблемы, которые могут быть интересны учащимся.

4 тт. Всю информацию четко делит на школьную и внешкольную. К первой (статьи, пьесы, фильмы, пе­редачи, гдепрямо говорится о школе и учениках) от­носится с интересом. Внешкольная информация не вы­зывает интереса.

К первому типу относятся учителя, склонные с завер­шением рабочего дня принципиально менять направленность своих интересов. Во вторую группу отнесены учите­ля, рассматривающие информацию как источник общекультурного развития, с вниманием относящиеся к профессиональной информации, но в их интересах до­минирующее место отводится запросам, расширяющим и обогащающим их человеческий потенциал. В третью груп­пу вошли учителя, чувствующие себя профессиональными воспитателями. Они оценивают информацию с точки зрения широкого понимания своих воспитательных фун­кций и стараются включить ее в сферу профессиональных интересов. Наконец, в четвертую группу вошла группа «узких профессионалов», которые ограничивают сферу своих интересов исключительно школьной тематикой.

Будущему учителю, разумеется, следует стремиться стать таким учителем, который характеризуется высо­кой творческой направленностью своих профессиональ­ных интересов, установки которого «пропущены» через профессиональную позицию.

Ориентация на творческую педагогическую деятельность обеспечивает определен­ное внутреннее единство, глубокое проникновение в смысл профессии, когда педагог остается воспитателем (в высшем смысле этого слова), находясь за пределами узкофункциональной сферы деятельности. Избиратель­ность таких учителей в потоке информации очень вы­сока. По-видимому, это связано с тем, что учителя этого типа склонны реализовывать полученную информацию для нужд развития своей личности, полагая, что это нужно для профессиональной деятельности: Для воспитателей этого типа полнота жизни, разнообразие, широта интересов — личная и профессиональная необходимость.

Источник

Направленность личности — основа профессиональной компетентности будущих педагогов

Профессиональное становление будущего педагога состоит, прежде всего, в овладении избранной профессией, которое не сводится лишь к приобретению определенной суммы знаний, умений, навыков, а предполагает перестройку всей ценностно-мотивационной сферы, развитие его профессиональных спо-собностей и качеств с тем, чтобы он мог удовлетворять тем ролевым ожидани-ям, которые заложены в профессиональном образе педагога. Качества личности проявляются по-разному во внешне одинаковой деятельности в зависимости от установок, интересов, идеалов, мотивов, побуждающих человека к деятельности и определяющих отношение к ней, что и определяет ее успешность в будущем[10].

В настоящее время как никогда остро стоит проблема личности. Учет че-ловеческого фактора предполагает обращение к внутреннему миру человека, к необходимости развития таких личностных характеристик, как активность, сознательность, направленность.

Диалектический материализм требует в любом сложном явлении при его анализе выделять ведущее, решающее звено, только так человек оказывается способным творчески овладеть данным явлением. Таким звеном в проблеме формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, на наш взгляд, является направленность личности.

Обладая социальным и феноменологическим содержанием, профессио-нальная компетентность будущего педагога включает в себя формирование, развитие, интеграцию и актуализацию в педагогическом труде профессиональ-но значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование своего внутреннего мира, при-водящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности. При этом центральным базовым образованием структуры личности педагога, ее ядром является педагогическая направленность, связанная с направленностью на учащегося, принятием его личности. Педагогическая направленность ориен-тирует на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индиви-дуальных способностей, как ученика, так и способностей самого учителя, реа-лизация которых осуществляется в интересах ребенка [1].

Следует отметить, что в психологии и педагогике проблема направленности личности учителя на педагогическую деятельность изучалась весьма основательно в связи с особой значимостью данного феномена в эффективности профессиональной деятельности.

Теоретические положения профессиональной (педагогической) направленности личности вытекают из общей теории направленности личности, которая рассматривает совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуаций[93].

Сущность общей теории направленности личности выявлялась в процессе изучения этой проблемы несколькими поколениями мыслителей, философов и выдающихся педагогов прошлого, современных отечественных и зарубежных ученых. Касаясь понятия «направленность личности», исследователи подчеркивают его чрезвычайную сложность как психолого-педагогического образования.

Идея о роли мотивационных компонентов в общей структуре личности укрепилась под влиянием учения И. П. Павлова и педагогической концепции А. С. Макаренко. Павловская теория о том, что организм устанавливает связи между жизненно важными, а не между любыми раздражителями, стимулиров ала разработку положений о факторе значимости в динамике формирования личности. А. С. Макаренко подчеркивал обусловленность направленности личности характером организации коллектива как важнейшего фактора, определяющего психический склад личности[8].

Направленность личности характеризуется как системообразующее качество, определяющее ее психологический склад, т. е. то «зернышко», из которого могут развиться способности к определенному виду деятельности [13].

Сущность направленности личности пытались раскрыть Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, П. А. Рогов и др. Большинство авторов считает направленность комплексным образованием, в котором отражаются и внешние воздействия (воспитание, обучение, образ жизни) и внутренние условия (индивидуальные особенности личности). Внешние влияния, преломляясь через внутренние условия личности, образуют общую направленность [2,9].

Направленностью личности называются те ее черты или свойства, которые в своей совокупности определяют мотивы и особенности поведения и деятельности человека в условиях данной социальной среды.К этим чертам относятся: установка личности, потребности, интересы, мировоззрение, убеждения и идеалы личности.

Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Определенный интерес представляет и природа направленности личности,характеризующаяся объективной и субъективной сторонами:

Данные обстоятельства следует учитывать и в процессе формирования направленности личности будущих педагогов, т. к. все изменения (объективные и субъективные) в содержании направленности неизбежно влияют на целостную структуру личности.

Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности, и обычно выделяют мировоззренческую, профессиональную и бытовую направленность.

Профессиональная направленность является наиболее значимой и ведущей для человека. Она в значительной степени формирует личность, являясь своего рода «стержнем», вокруг которого группируются и развиваются лучшие качества и свойства личности. Профессиональная направленность определяется как ведущая характеристика личности специалиста, позволяющая ему проявить свои способности и творчески владеть профессией [1].

Качественную характеристику профессиональной направленности следует дополнить свойствами,связанными с системой далеких и близких жизненных целей человека: цельность, монолитность или, наоборот, противоречивость. Отсутствие неразрешимых противоречий между данными целями означает, что направленность личности цельная, монолитная. Если же между далекими и близкими целями, между различными потребностями и мотивами имеется существенное противоречие, близкие цели не соответствуют далеким, тогда и направленность личности становится противоречивой, в результате чего трудно рассчитывать на успех деятельности такой личности.

При высоком уровне развития профессиональная направленность личности обеспечивает постоянную, соответствующую доминирующим мотивам ориентацию, что позволяет в известной мере эмансипироваться от бесконечных случайных явлений и создает, таким образом, единство и устойчивость личности.

Профессиональная направленность является важнейшим компонентом обучения, повышающим возможность усвоения профессиональных знаний, умений и навыков и развития будущих специалистов. Она выступает в качестве движущей силы процесса обучения, побудителя практико-познавательной деятельности студентов, безотносительно к тому, в составе ли процесса обучения протекает деятельность или в других условиях.

Профессионально-педагогическая направленность личности проявляется в человеке, как правило, с детства в форме таких эмоциональных элементов, как сострадание, сочувствие, человеколюбие. Эти качества становятся затем определяющими в выборе профессии врача, воспитателя, учителя.

Изучение проблемы профессиональной направленности велось по различным направлениям, например, Зайтметов. А. затрагивала рассмотрение данного вопроса в связи с проблемой обучения основам профессионального мастерства в педагогическом вузе[5]. Т. А. Воробьева, изучавшая проблему профессионального отбора, считает педагогическую направленность одним из основных параметров профессиональной пригодности к профессии учителя[3]. Шарифзаде Ф, включает педагогическую направленность в педагогическое призвание[13].Им были выделены три группы студентов:

1-е ярко выраженным положительным отношением к профессии учителя и предмету;

Учитель с ярко выраженной педагогической направленностью активно включается в процессе профессионального самосознания. Этот процесс связан с осознанием учителем норм, правил, модели педагогического поведения, с формированием педагогического кредо, с осознанием и принятием неких профессиональных эталонов, образцов и соотнесением себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, характера эффективности своей деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств.

Сластенин В. А. в номенклатуру личностных и профессионально-педагогических качеств учителя включает профессионально-педагогическую направленность, представляющую собой интерес и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность (прогностические способности); педагогический такт; организаторские способности; требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку, про-фессиональную работоспособность [10].

Профессионально-педагогическую направленность личности преподавателя Столяренко A.M. определяет как систему его побуждений, определяющую притягательность педагогической деятельности и включенность в нее его сил и способностей.

Направленность личности является динамической характеристикой, т. е. в процессе целенаправленной деятельности возможно ее развитие и повышение уровня сформированности.

Вуз не выполнит своих задач по подготовке будущего специалиста, если у студентов не будет сформирована профессиональная направленность личности, т. е. устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии.

Для формирования и развития профессионально-педагогической направленности необходима такая организация деятельности будущих педагогов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями педагогической деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Таким образом, категория профессионально-педагогической направленности личности определяет как эмоционально-позитивное отношение педагога к профессиональной деятельности, так и активно-оптимальную вовлеченность в нее. Однако, в связи с тем, что мотивы выбора педагогической профессии нередко бывают маргинальными, актуализируется вопрос именно о формировании педагогической направленности у будущих педагогов. Такое формирование может осуществляться прямым и косвенным путем. Прямой путь определяет непосредственные процессы обучения и воспитания на основе знаний, убеждений, идеалов, целенаправленного влияния на мировоззренческий аспект психолого-педагогической подготовки. Косвенный путь связан с подготовкой будущих педагогов к самоактуализации в профессиональной педагогической деятельности как области самопроявления и самореализации личности. Формирование педагогической направленности в этом случае будет выступать в качестве побочного, но относительно стойкого эффекта подготовки специалиста. Эффективность формирования профессиональной компетентности будущего педагога напрямую зависит от изначально присутствующей или сформированной в процессе обучения педагогической направленности личности.

5. Зайтметов Х. А. Психология Худжанд. 2017.-240с.

7. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ, и доп. М., 1970-391 с.ссылки: 39

9. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика.— Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996,-512с.

13. Шарифзада Ф., Миралиев А. М. Общая и профессиональная педагогика. / Поэзия Академик Лутфуллоев М. Душанбе, «Ирфон», 2012, 562 с.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть картинку Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Картинка про Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагогаПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Смотреть картинку Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Картинка про Что составляет основу познавательной направленности личности педагога. Фото Что составляет основу познавательной направленности личности педагогаСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *