Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля

Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона и Аристотеля.

ИППУ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ

ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ (2 ЧАСА)

Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона и Аристотеля.

Вершиной философской мысли античного мира является философия Платона и Аристотеля.

Платон (428—347 гг. до н. э. настоящее имя — Аристокл) получил имя от Сократа за ширину груди и лба (platus в переводе с греч. — полный, широкоплечий).

Учение Платона представляет собой исторически и логически высокоразвитую форму объективного идеализма, согласно которому мир идей, понятий, мыслей признается в качестве первичного по отношению к миру вещей. Мир идей — постоянный, совершенный, вечный, истинный и разумный, и наоборот, мир чувственных вещей — преходящий, релятивный, ложный, зависимый и потому неистинный. Исходя из этого, Платон пытается объяснить мироздание, физический мир и космос. Но поскольку идеи вечны и не объясняют многообразие, причину изменчивости, то он вводит понятие материи, обозначив ее как «хора» в диалоге «Тимей». Хора — это некое пространство, она тождественна самой себе, пластична и способна принимать различные формы, становясь материей. Хора является источником множественности, единичности, материальности, изменчивости, смертности, рождаемости, зла и несвободы. Для придания материи динамичности Платон вводит понятие «мировая душа», наделяя ее атрибутами движения, одушевленности, сознания и познания. Именно она связывает мир идей и мир вещей, заставляя вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Мир, таким образом, предстает как всеобъемлющий космос, целостный, завершенный, гармоничный, оформленный, в котором отведено место и общественной жизни людей и каждому человеческому существу.

Человеческая душа, по Платону, бессмертна. До рождения она пребывала в запредельном мире и наблюдала мир вечных идей, поэтому в земной жизни происходит припоминание о виденном прежде. Теория познания, таким образом, построена на вспоминании, однако руководящим началом при этом выступает разум. Разумное постижение идей обеспечивает человеку добродетельную жизнь. Если же в человеке преобладает яростная, вожделеющая душа, то ему закрыт доступ к человеческому удовлетворению жизнью.

Платон создал утопическую теорию государства. Все свободные граждане у него разделены на три сословия, каждое из которых призвано выполнять определенные общественные функции. Власть должна принадлежать философам, охрана установленного порядка — воинам, а производство продуктов и предметов жизненного обеспечения — ремесленникам, земледельцам и купцам. Чтобы философов и воинов ничто не отвлекало от выполнения их долга перед обществом, Платон предложил упразднить для них всякую собственность. Они не должны были иметь ни домов, ни земли, никакого другого имущества. Это же касалось и сферы личной жизни: упразднялся индивидуальный брак и вводилась общность жен, функция воспитания детей отводилась государству. Известно, что Платон трижды пытался реализовать свой политический проект на практике, однако он не увенчался успехом. В результате он пришел к выводу, что найти философа —правителя в этом мире практически невозможно. В дальнейшем учение Платона было трансформировано Аристотелем, который внес новые принципы в истолкование мира, человека и государства.

Сочинения Платона написаны главным образом в форме диалогов, основным участником которых выступает Сократ. Важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр», «Государство», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей». В них нашли отражение важнейшие идеи всех прежних философских учений.

Литературная деятельность Платона продолжалась в течение полувека. Платон – первый крупнейший философ древности, от которого до нашего времени дошли все (или почти все) философские сочинения. Учение, излагаемое в них, не свободно от противоречий. В некоторых из них излагается идеалистическое учение о бытии и о познании, получившее наименование теории «идей». Но есть среди сочинений, дошедших под именем Платона, и такие, в которых теория эта отсутствует. Есть, наконец, и такие сочинения, в которых Платон подвергает собственную теорию «идей» серьезной критике (например, диалог «Парменид»).

Не удивительно поэтому, что уже более полутораста лет учеными обсуждается «платоновский вопрос». Так называют исследования, филологические и философские, посвященные вопросам: 1) о подлинной принадлежности Платону дошедших под его именем сочинений и 2) об их хронологии, или исторической последовательности их написания.

«Платоновский вопрос» породил огромную, с трудом обозримую специальную литературу. Из трех с половиной десятков сочинений Платона, написанных в форме диалога, большая часть была заподозрена (по крайней мере отдельными исследователями) в том, что в действительности не принадлежит Платону. Обычно важным доводом, решающим вопрос о подлинности, считается наличие указаний Аристотеля, который был прямым учеником Платона, на принадлежность того или иного диалога именно Платону. Там, где такие указания отсутствуют, открывается простор для скептической критики.

Не менее шатки в большинстве случаев данные также и для установления хронологической последовательности диалогов Платона. В них редко упоминаются события, даты которых достоверно известны из истории. В большинстве случаев датировка затруднена и основанием для нее могут быть лишь косвенные соображения.

Аристотель(384—322 гг. до н. э.) свои взгляды сконцентрировал вокруг идей Платона. Он попытался преодолеть разрыв между идеей и чувственно-воспринимаемыми вещами, создав учение о форме. Аристотель исходил из того, что каждый предмет есть соединение формы и материи. Главный аргумент Аристотеля состоит в том, что сущность вещи не может находиться вне самой вещи. Он выделил четыре вида причин, благодаря которым вещи существуют: во-первых, это материя, из чего возникают вещи, например, глина для горшка. Во-вторых, форма, которая придает определенность материи и делает вещь именно данной вещью. В-третьих, движущая причина, что оформляет материю, например, движущей причиной ребенка является отец. В-четвертых, целевая причина, то, ради чего происходит изменение, например, здоровье как цель прогулки. Благодаря совокупному действию четырех причин и существуют вещи. Из четырех причин Аристотель большее значение придавал форме. Материя—лишь возможное бытие, форма же придает вещам их действительное бытие. Рассуждая подобным образом, Аристотель оставался в рамках философии Платона, однако впоследствии он отошел от его концепции. Аристотель считал, что вне чувств восприятие предметов не существует; таким образом, он отклонял мир идеальных сущностей Платона. Кроме того, утверждал, что познание сущности вещи начинается с опыта. Без опыта не может начаться ни один акт человеческого познания. Обобщая и исследуя чувственные впечатления о предметах, человеческий разум находит то общее, что является сущностью природных процессов, которые наблюдает человек. Аристотель считал, что при объяснении явлений природы истинное знание должно основываться на доказательствах и единстве научных знаний. Выявив эти главные черты, философ занялся анализом природы доказательств, рассматривая законы формальной логики, общие категории, через которые формируется научное познание. Исторической заслугой Аристотеля является создание формальной логики. Логика—это человеческое изобретение. Она отлична от природы, но не противоречит ей и обеспечивает познавательную активность человека.

Великим открытием Аристотеля было осознание отличия общественного бытия от природного и понимания человека как существа общественного. Общественная жизнь получает у него государственное оформление естественно, по природе. Соотношение государства, общества и человека он рассматривает как соотношение целого и части. Любой индивид есть подлинный человек только в качестве гражданина полиса, сообщества свободных граждан. Ему принадлежит выражение, ставшее классическим —«человек—это политическое животное».

Аристотель обладал энциклопедическими познаниями. В его произведениях охвачены все области знания того времени. Он предпринял попытку систематизировать научное познание, построив классификацию наук, так что впервые из философии как таковой были выделены специальные науки.

Сочинения Аристотеля не так полно и не так хорошо сохранились, как сочинения Платона: до нас дошла только часть его более поздних произведений, а все, что было написано философом в ранний период его деятельности, утеряно.

Сохранились списки: Гермиппа, который показывает 147 аристотелевских сочинений, содержащих 400 книг; но в этом каталоге еще не упомянуто много важнейших произведений, входящих в наше собрание: этот список, по-видимому, содержал только сочинения, существовавшие во время его составления в александрийской библиотеке. Другой, позднейший список, известный отчасти через арабских писателей, был составлен неким Птоломеем, который называет почти все сочинения, вошедшие в наше собрание, и вместе с Андроником дает общее число всех книг около 1000. Так что мы располагаем теперь менее чем шестой частью.

Сочинения Аристотеля распадаются на несколько классов, причем из его диалогов, написанных отчасти еще при жизни Платона (как, например, Эвдем), до нас не сохранилось ничего. Так как дошедшие до нас сочинения все относятся к позднейшему периоду деятельности философа, когда его система сложилась окончательно, то для нас не представляет особенного интереса определение порядка их написания, что было так важно при изучении творений Платона. Поэтому сочинения Аристотеля распределяют на группы по их содержанию.

Во-первых, ряд сочинений по логике, которые в византийскую эпоху были соединены под именем ὄργανον (Органон); сюда относятся: 1) κατηγορίαι (Категории) – искаженные позднейшими вставками; 2) περὶ ἑρμηνείας – Об истолковании (собственно о суждениях) – неподлинное сочинение; 3) ἀναλυτικά πρότερα καὶ ὕστέρα. Первая Аналитика трактует о заключениях, Вторая Аналитика – о доказательствах; 4) Топика-диалектика, т.е. учение о доказательствах вероятных; последняя, 9-я, книга ее считается за отдельный трактат – περὶ σοφιστιχῶν ἐλέγχων.

Во-вторых, сочинения по физике: 1) Φυσικὴ ἀκρόασις (Физика) в 8-ми книгах, 2) О небе – 4 книги, 3) О происхождении и уничтожении – 2 книги, 4) Метеорология – 4 книги и 5) целый ряд мелких сочинений по физическим вопросам. Далее следуют сочинения Аристотеля об органической природе: 1) 9 книг по зоологии, 2) О растениях – (περί φυτῶν), 3) О частях животных, 4) О передвижении животных, 5) О происхождении животных, 6) О дыхании (περὶ πνεύματος), 7) Об ощущении, 8) 3 книги О душе – психология Аристотеля.

В-третьих, идут метафизические сочинения, Метафизика[2] (14 книг) состоит из многих различных исследований, соединенных между собою чисто внешним образом.

В-четвертых, этические сочинения. «Этика» Аристотеля дошла в трех списках: 1) Никомахова (по имени сына Аристотеля) в 10 книгах, несомненно подлинная, хотя и с некоторыми вставками, 2) Эвдемова этика, близкая к первой и принадлежащая ученику Аристотеля Эвдему, 3) так называемая большая «Этика»; она собственно самая краткая из всех трех и представляет собою извлечения из двух вышеупомянутых.

В-пятых, политика в 8 книгах. Далее следуют сочинения Аристотеля по экономике, риторике, трактат о поэтическом искусстве и целый ряд исследований по различным вопросам.

2. Происхождение государства. Его цели (полемика с Фрасимахом). Государство – органическое целое (Платон). Отношение Аристотеля к этой проблеме.

Причиной возникновения совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов”. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. Помимо этого, государство создается для того, чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность. ”Разнообразию человеческих потребностей в государстве должна соответствовать специализация труда, ибо только на её основе можно обеспечить высокое качество и производительность”. Платон уверен, что лучше работает тот, кто владеет одним делом, к которому более способен, и занимается только им. “Поэтому можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы”. Все способности человека принадлежат государству, которое вольно распоряжается ими по своему усмотрению. По убеждению Платона, государство должно также выполнять и нравственные функции – “воспитывать граждан в верности установленным порядкам и религии отцов”.

Основным сочинением, в котором Аристотель высказывает свои политические взгляды, является «Политика».

Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. С позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба проекта платоновского государства.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.

(Ченышев А.М. Курс лекций по древней философии)

Источник

В чем сходства и различия социальных учений Платона и Аристотеля?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание
Вложенные файлы: 1 файл

Платон и Аристотель.docx

В чем сходства и различия социальных учений Платона и Аристотеля?

Аристотель, как известно, был учеником Платона, но, несмотря на это, их взгляды и идеи о государстве, обществе, человеке различны. Рассмотрим, в чем же состоят расхождения и сходства социальных учений этих великих философов Античности.

Человек у Платона состоит из тела и души. Тело смертно – душа бессмертна. Назначение тела – быть “временным вместилищем и пристанищем души, рабом её”. Душу человека Платон разделил на три части, три начала. Высшим началом души является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть души – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. В совершенном государстве Платон выделил три класса людей, которые образуются в соответствии с выполняемыми функциями и пополняются людьми по характеристикам души, предназначенным к выполнению конкретной функции. Первый низший класс (крестьяне, ремесленники, купцы) образуется людьми, у которых преобладает вожделеющее начало души. Второй класс (стражи, воины) составляют люди, в душах которых преобладает страстное начало. И, наконец, в высшем классе (правители-философы) преобладает разумная часть души.

Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум (на разум практический и разум теоретический). Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У разумной души имеются интеллектуальные добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Дианоэтические добродетели (добродетели ума) приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У других людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние.

Как и Платон, Аристотель опровергает мнение, что душа — только гармония тела, то есть хотя и “не сумма материальных частиц, но нечто проистекающее из их надлежащего сочетания”. В этом и состоит сходство их учений о человеке.

Учение о государстве и обществе

“Идеальное государство”, по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.

Следует отметить, что учение Платона о государстве принято считать первой тоталитарной утопией. Рассмотрим для примера классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном:

2) нисходящую иерархию государственных форм, к которым мыслитель причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

По мнению Платона, наилучшей формой правления является сочетание монархии и демократии.

В отношении к семье взгляды Аристотеля и Платона также расходились. В отличие от Платона Аристотель считал семью первоосновой общества и государства. В его понимании, семья — внеисторическое явление, ибо она остается неизменной на протяжении всей истории человечества. Главной ее задачей философ считал репродуктивную функцию: «оставить после себя другое подобное себе существо». Воспитание молодого поколения Аристотель ставил на первое место и считал, что это должно быть не безразлично государству, которое стремится к совершенствованию. «Надо иметь достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни»

Аристотель считал, что подлинное человеческое состояние – состояние политическое. Однако не каждый человек может быть полноправным гражданином государства. Таковым не может быть раб или человек, не имеющий определенного достатка, а значит и свободного времени для исполнения гражданских обязанностей. Аристотель, как и Платон, оправдывал рабство.

Аристотель предлагал свою классификацию форм государственного устройства на базе двух основных критериев:

В результате получилось три хороших формы и три дурных.

К хорошим формам Аристотель отнес:

В наибольшей степени Аристотель симпатизировал политии как наилучшей форме из реально возможного.

В заключение важно отметить, что Аристотель критично относился к платоновскому учению о человеке. При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходятся в определении того, что представляет собой человек и окружающая нас действительность. Но, несмотря на недостатки и нюансы, философские системы, которые создали Платон и Аристотель, нашли немало последователей, вплоть до наших дней.

Источник

Философия Платона и Аристотеля

Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть картинку Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Картинка про Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть картинку Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Картинка про Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть картинку Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Картинка про Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть картинку Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Картинка про Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля

Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть картинку Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Картинка про Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля

Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть картинку Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Картинка про Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля

Платон (427-347 гг. до н.э.) является первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Философские произведения Платона написаны в основном в форме диалога: «Апология Сократа», «Федон», «Кратил», «Софист», «Пир», «Протагор», «Государство», «Тимей», «Законы» и др.

Философия Платона явилась синтезом всего предшествующего знания, изложенного на общепонятном языке. Для него подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей. Этот мир первичен, мир же чувственных вещей представляет собой лишь тусклый отблеск, своего рода тень мира идей. Мир идей вечен и неизменен.

В философской системе Платона можно выделить четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.

Бытие у Платона множественно, оно состоит из идей. Условием существования бытия, то есть идеей является единое, которое отождествляется с благом. С учением о бытии тесно связано учение о космосе, космология. Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса, где творцом является Демиург. Признав, что неразумное творение не будет прекрасно, он вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Космос представлялся ему в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир.

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, по его мнению, следует знать смысл вещи, то есть нужно умом созерцать идеи.

Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия (власть честолюбцев), олигархия (господство немногих), демократия (власть большинства), тирания (власть одного над всеми).

Формы идеального государства, по Платону, могут быть различными (монархия, аристократия и демократия), хотя он предпочитает монархию. Для того, чтобы власти выражали не личный, а народный интерес, требуется правильная организация воспитания граждан. И здесь важная роль принадлежит отношению граждан к собственности. Именно частная собственность, по мнению Платона, разрушает целостность и единство государства, восстанавливает людей друг против друга. В связи с этим стражи и выходящие из их рядов философы не имеют никакой частной собственности. Ради блага целого, то есть государства, упраздняется им также семья.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считается величайшим энциклопедистом древности, вершиной древнегреческой философии. Наиболее важные произведения философа:«Категории», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Физика», «Метафизика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Политика», «История животных», «Риторика», «Поэтика» и др.

Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Смотреть картинку Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Картинка про Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля. Фото Что составляет основу мировоззрения платона и аристотеля

Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследования и установив различие между теоретическими, практическими и творческими науками. Теоретические: метафизика изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика изучает состояние тел и определенные «материи»; математика изучает абстрактные свойства реальных вещей.

Критически оценивая предшествующие философские взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия. Однако она пассивна и бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Под материей вообще понимается возможность бытия, «бытие как потенция». Человек всегда имеет дело с конкретным проявлением материи, то есть с вещью. Благодаря форме реализуется материя и образуется конкретный предмет. Философ считал, что существует «форма вообще», что является ничем иным как «формой форм» или Богом.

Аристотель выделяет четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. Он связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное. Указав, что движение вечно, Аристотель предположил, что должно существовать нечто, что приводит тела в движение. Это и есть перводвигатель, который для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность.

Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречия, с которым сталкивается знание на уровне единичного. Поскольку сущность не может быть противоречивой, то на этом уровне диалектика исчезает. Диалектика связана с движением от знания единичного к знанию общему, но на уровне сущности действует уже логика (аналитика). Аристотель не признает противоречий в действительности и отрицает объективную диалектику.

В философии Аристотеля большое внимание уделяется проблеме человека и его общественной жизни. Человек рассматривается как политическое животное, обладающее разумом и вступающее в различные общественные отношения с другими людьми: экономические, моральные, политические. Ему присуще, по Аристотелю, инстинктивное стремление к «совместному жительству», обусловленное «сознанием общей пользы». Человек стремится также к совершенству, к благородной цели. Благо отдельного человека совпадает с благом государства.

Аристотель выделил шесть форм правления, из которых, по его мнению, три (монархия, аристократия и полития) правильные, а другие три (тирания, олигархия и демократия) неправильные. Наилучшей формой объявляется полития, поскольку она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.

1.обоснование высокого нравственного философско-правового идеала античности, гражданской концепции;

2. формирование противоположности субъективной и объективной диалектики;

3. завершение процесса становления основных направлений в философии, формирование линии Демокрита и Платона;

4. формирование принципов материалистической и идеалистической онтологии и гносеологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *