Что составляет основу финансов государственных корпораций

Что составляет основу финансов государственных корпораций

Что составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть фото Что составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть картинку Что составляет основу финансов государственных корпораций. Картинка про Что составляет основу финансов государственных корпораций. Фото Что составляет основу финансов государственных корпорацийЧто составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть фото Что составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть картинку Что составляет основу финансов государственных корпораций. Картинка про Что составляет основу финансов государственных корпораций. Фото Что составляет основу финансов государственных корпорацийЧто составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть фото Что составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть картинку Что составляет основу финансов государственных корпораций. Картинка про Что составляет основу финансов государственных корпораций. Фото Что составляет основу финансов государственных корпорацийЧто составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть фото Что составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть картинку Что составляет основу финансов государственных корпораций. Картинка про Что составляет основу финансов государственных корпораций. Фото Что составляет основу финансов государственных корпорацийЧто составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть фото Что составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть картинку Что составляет основу финансов государственных корпораций. Картинка про Что составляет основу финансов государственных корпораций. Фото Что составляет основу финансов государственных корпораций

13.1. Финансы государственных корпораций

Отличительной чертой государственных корпораций является их «автономность», иначе говоря, их повседневная производственная деятельность находится вне парламентского контроля; финансы отделены от государственного бюджета.

Благодаря высокому уровню концентрации государственные корпорации занимают важное положение в производстве и экспорте, имеют возможность легче и шире использовать и внедрять достижения научно-технического прогресса. Проводя передовую техническую политику, они оказывают существенное влияние на технико-экономический уровень частных фирм и являются во многих отраслях пионерами внедрения автоматизации, новой технологии, внутрифирменного и внутриотраслевого планирования, новых методов управления.

Развитие отдельных государственных отраслей стимулируется такими финансово-кредитными методами, как установление правительством для них объема капитальных вложений, определение предельных сумм кредитов на капитальные вложения и размера процента по ним; предоставление безвозвратных субсидий из государственного бюджета; осуществление политики маневрирования ценами; санкционирование получения иностранных кредитов.

Управление государственными корпорациями и организация их финансов не отличаются единообразием: одни отрасли имеют высокую степень централизации управления и финансов, другие, наоборот, отличаются децентрализованной системой.

Финансовая деятельность государственных объединений отражается в трех основных документах: а) бухгалтерском балансе; б) счете прибылей и убытков; в) специальном счете капитальных вложений.

Баланс показывает объем средств, которыми располагает корпорация, структуру основного и оборотного капитала, их соотношение, источники ресурсов и их размещение, финансовые взаимоотношения с другими предприятиями и финансово-кредитной системой, процесс обновления основного капитала и т. д.

Сводные балансы государственных объединений, т. е. балансы, включающие ресурсы всех подразделений данной корпорации, показывают степень концентрации и централизации производства и капитала. Они отражают наиболее существенные черты финансов отрасли.

Рассмотрим структуру балансов на примере сводного баланса Совета по электроэнергетике в Великобритании (по данным на 31 марта 1988 г.).

Основной капитал 37753,3

Оборотный капитал 4627,2

Дебиторская задолженность 1804,0

Оборотный капитал за минусом задолженности 2823,2

Активы за вычетом дебиторской задолженности 40609,1

Возмещение задолженности и расходов 3496,2

Чистые активы 37112,9

Долгосрочная и краткосрочная задолженность 33636,5

Резервы отрасли 3476,4

Общая сумма пассива 37112,9

В активе баланса подавляющая часть ресурсов вложена в основной капитал, представляющий собой часть производительного капитала, затраченного на постройку зданий, сооружений, покупку машин, оборудования, инструментов. Сюда же включается и стоимость земли.

Структура основного капитала в отдельных государственных корпорациях не одинакова. Она определяется особенностями технологии производства, его специализации и организации и отражает техническую оснащенность отрасли. Так, в рассматриваемом балансе Совета по электроэнергетике на машины, оборудование, передаточные устройства приходится более 90% всего основного капитала.

В балансе каждой корпорации показывается первоначальная и остаточная стоимость основного капитала. Возмещение стоимости основного капитала, как известно, происходит через амортизационные отчисления, включаемые в издержки производства. Для государственных корпораций, как и частнокапиталистической промышленности, характерна политика ускоренной амортизации. В ряде отраслей с высоким органическим строением капитала удельный вес амортизационных отчислений в общих расходах корпораций составляет 20% и более. Нормы амортизации устанавливаются на базе и в пределах первоначальной стоимости основных фондов. Лишь за последнее десятилетие в связи с усилившейся инфляцией во многих отраслях стали применяться нормы амортизации на основе восстановительной стоимости.

В состав оборотного капитала входит стоимость большой группы материальных ценностей, участвующих в процессе производства: сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, незавершенного производства, запасов готовой продукции, денежные средства в кассе и на счетах в банке, а также часть авансированного капитала, затраченного на покупку рабочей силы, в результате использования которой создается новая стоимость, в том числе прибавочная.

Инвестиции отражают средства государственных объединений, помещенные в государственные ценные бумаги. Они занимают небольшой удельный вес и используются для финансирования расходов государства.

Как отмечалось выше, счет прибылей и убытков отражает текущие доходы и расходы государственных объединений, показывает прибыль, т. е. окончательный результат финансовой деятельности корпораций. В доходах основное место занимает выручка от реализации продукции (угля, электроэнергии и т. д.).

Электроэнергия, газ, уголь реализуются отдельным категориям потребителей по разным ценам и тарифам. Самые низкие цены действуют для частнокапиталистической промышленности. Населению та же продукция продается по более высоким ценам.

Чтобы снизить дефицитность государственных предприятий в Великобритании, Франции и ряде других стран за последние годы цены в государственном секторе были несколько увеличены. Однако это повышение цен не обеспечивает расширенного воспроизводства за счет собственных средств.

Что составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть фото Что составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть картинку Что составляет основу финансов государственных корпораций. Картинка про Что составляет основу финансов государственных корпораций. Фото Что составляет основу финансов государственных корпораций
Таблица 13.1

Основная причина незначительных размеров прибыли (или отсутствие ее) и рентабельности заключена в низких ценах на производимую продукцию, которые не обеспечивают расширенное воспроизводство за счет собственных средств. Поэтому с момента национализации угольной промышленности для финансирования основного и оборотного капитала из бюджета центрального правительства направляются крупные кредиты казначейства под довольно высокие проценты.

Распределение прибыли в государственных корпорациях Великобритании представлено в схеме 13.1.

Что составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть фото Что составляет основу финансов государственных корпораций. Смотреть картинку Что составляет основу финансов государственных корпораций. Картинка про Что составляет основу финансов государственных корпораций. Фото Что составляет основу финансов государственных корпораций
Схема 13.1

Особенность распределения прибыли государственных объединений в Великобритании состоит в том, что она прежде всего направляется казначейству в виде процентов за полученные кредиты. В суммы процентов входят и компенсационные платежи бывшим владельцам национализированной собственности.

После перечисления процентов казначейству прибыль направляется в государственный бюджет в виде налога на прибыль корпораций. Оставшаяся часть прибыли используется на финансирование основного и пополнение оборотного капитала, создание резервов.

Специальный счет капитальных вложений отражает финансовую деятельность государственных объединений. В условиях научно-технического прогресса он приобретает особое значение. На строительство новых, расширение действующих предприятий ежегодно направляются большие суммы. Источники их финансирования подразделяются на собственные (амортизация, прибыль) и привлеченные.

Использование государственного дивидендного капитала впервые стало применяться в Британской стальной корпорации и Британской корпорации заокеанских воздушных сообщений. Размер процента за кредит при этой форме кредитования заранее не устанавливается, а зависит от величины полученной прибыли. Отрасль отчисляет проценты за кредиты в бюджет, если для этого имеется достаточная прибыль, а при недостатке ее перечисление процентов переносится на следующий год. Такая форма кредитования более удобна для государственных объединений.

Для финансирования оборотного капитала используются кредиты банков, в том числе и иностранных (США, ФРГ). Иностранные займы и кредиты в Великобритании стали применяться для финансирования капитальных расходов государственных объединений с 1969 г., когда внешняя задолженность корпораций была равна 70 млн. ф. ст.; в 1971 г. она возросла до 76 млн., в 1977 г. подскочила до 5392 млн. ф. ст., в 1981 г. составила 4158 млн. ф. ст., а в 1987 г. достигла 4548 млн. ф. ст.

Правительство Великобритании в лице казначейства и Банка Англии поощряет финансирование капитальных вложений за счет внешних займов как метода выравнивания платежного баланса.

Финансирование основного капитала во Франции, Японии и других странах производится в значительной мере за счет привлеченных ресурсов. Среди них важное место занимают выпускаемые предприятиями долгосрочные займы, гарантированные правительством, субсидии и целевые дотации казначейства. Наибольшие средства во Франции предоставляются комиссариату по атомной энергии, Национальному обществу железных дорог, Национальному управлению угольной промышленности и городскому транспорту Парижа.

Кредиты государственным объединениям во Франции выдаются из фонда экономического и социального развития, созданного в 1955 г. и формируемого за счет государственного бюджета. Вначале свыше 80% займов из фонда направлялось в государственный сектор, в настоящее время основную часть займов получают частные монополии. В связи с этим государственные объединения шире используют выпуск собственных займов, гарантированных правительством. Государственные объединения Франции также размещают часть своих облигаций на внешних рынках. Наибольшие средства от эмиссии займов поступают в сектора энергетики и транспорта.

Источник

Тема 2. Управление финансами

Целью изучения темы является освоение общих основ управления финансами.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Оглавление

2.1. Общие основы управления финансами

2.1.1. Сущность управления финансами

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

В управлении финансами, как и в любой другой системе управления, выделяются объекты и субъекты управления . В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Субъекты управления применяют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. В процессе планирования субъект хозяйствования оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и имеющих цель получения максимального эффекта при возможном минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Содержанием оперативного управления является маневрирование финансовыми ресурсами с целью ликвидации «узких» мест, решения вновь возникающих задач и т. д.

Контроль осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути их более эффективного использования.

Выделяют стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами выражается прежде всего в определении необходимого для решения долгосрочных задач объема финансовых ресурсов на основе прогнозирования. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления: законодательными органами Российской Федерации, аппаратом Президента, Министерством финансов и др. Оперативное или текущее управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений (отделов) местных Советов, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций и т. д.

2.1.2. Прямые и косвенные методы государственного регулирования финансов

Государственное регулирование финансов может носить как прямой, так и косвенный характер.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Таким образом, эти взаимоотношения носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.

2.1.3. Органы управления финансами

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

Министерство финансов включает в себя следующие основные подразделения:

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты служат:

2.2. Финансовое планирование, финансовый контроль

2.2.1. Финансовое планирование и прогнозирование

Существуют различные определения понятия «планирование». Однако, при всем многообразии определений, можно выделить ряд общих признаков, которые характеризуют эту деятельность: регламентированность; связь с обработкой информации; направленность на достижение определенных целей; временной характер.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность планов. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Основная задача планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Принято выделять среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъектами финансовой системы.

Основными методами финансового прогнозирования являются:

2.2.2. Виды финансовых планов, формируемых на уровне государства и его субъектов

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), являющихся формой образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, определенными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме бюджетов на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается также разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, выявления долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер.

Перспективные финансовые планы формируются на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов формируется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, предусмотренных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

Баланс денежных доходов и расходов населения отражает движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:

Расходы подразделяются на:

Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.

2.2.3. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта: сущность, виды планов

Выделяют различные типы финансовых планов на уровне хозяйствующего субъекта: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, развития финансовых рынков и т. п. Стратегический план должен содержать следующую основную информацию:

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

Главными задачами текущего планирования являются:

Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Выделяют следующие этапы финансового планирования на предприятии:

2.2.4. Финансовый контроль

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает в себя контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Финансовый контроль на уровне государства включает в себя разработку, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.

Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидии и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Финансовый контроль включает проверку:

Задачи финансового контроля:

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет общий уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет внебюджетных фондов на макроуровне. На микроуровне — в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозов балансов хозяйствующих структур.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и оценки эффективности осуществления финансовой стратегии, связан с предварительным контролем и базируется на его выводах.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т. д.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль над соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Ревизия наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. На федеральном уровне органом, осуществляющим финансовый контроль по линии законодательной власти, является Парламент Российской Федерации — при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении.

Органом финансового контроля Совета Федерации и Государственной Думы РФ является Счетная палата Российской Федерации. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты РФ направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При этом Счетная палата не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Основным органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него задачи контроля в ходе исполнения бюджета и расходования государственных средств. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Государственный финансовый контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (Росимущество), Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ и др.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Законодательные и инструктивные материалы

Версия для печати

Хрестоматия

Практикумы

«Практикум» содержит методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 2 теме дисциплины «финансы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *